Описание Эллады

Книга III, гл. 22

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

Нумерация параграфов: в квадратных скобках (в книге — на полях, иногда неточно, здесь исправлено) — по Беккеру (Диндорфу), в тексте — по Фациусу (Гитцигу и Блюмнеру). Квадратные скобки [] заключают слова, считающиеся не принадлежащими Павсанию; остроконечные <> обозначают вставки конъектур и дополнений, отсутствующих в греч. тексте; круглые () — для объяснения предыд. слова; отточия (. . .) в середине текста указывают на испорченное место.

Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols. Ed. F. Spiro. Leipzig, Teubner. 1903.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

[1] 1. На рас­сто­я­нии при­бли­зи­тель­но трех ста­ди­ев от Гити­о­на нахо­дит­ся белый камень. Гово­рят, что Орест, сев на него, изба­вил­ся от безу­мия; поэто­му этот камень назван на дори­че­ском наре­чии Зевс Кап­пота (Облег­чаю­щий). 2. Про­тив Гити­о­на лежит ост­ров Кра­ная; Гомер рас­ска­зы­ва­ет(1), что Алек­сандр, похи­тив Еле­ну, впер­вые соче­тал­ся с нею на этом ост­ро­ве. Про­тив это­го ост­ро­ва есть на мате­ри­ке храм Афро­ди­ты Миго­ни­ти­ды, и все это место назы­ва­ет­ся Миго­ни­ем (Соче­та­ни­ем). [2] Гово­рят, этот храм постро­ил Алек­сандр; по взя­тии же Или­о­на, восемь лет спу­стя после раз­ру­ше­ния Трои, вер­нув­шись домой, Мене­лай соорудил око­ло Миго­ни­ти­ды ста­тую Феми­ды и боги­ни Пра­к­сиди­ки (Воз­мездия). Над Миго­ни­ем под­ни­ма­ет­ся гора, посвя­щен­ная Дио­ни­су, ее назы­ва­ют Лари­си­о­ном. В нача­ле вес­ны тут справ­ля­ют празд­ник Дио­ни­су; они рас­ска­зы­ва­ют мно­гое отно­си­тель­но раз­лич­ных обрядов и буд­то они нахо­дят здесь <в это вре­мя> зре­лый вино­град.

[3] 3. Нале­во от Гити­о­на, если прой­ти ста­ди­ев трид­цать, на мате­ри­ке нахо­дят­ся сте­ны так назы­вае­мо­го Три­на­са (Три ост­ро­ва), как мне кажет­ся, быв­ше­го преж­де укреп­ле­ни­ем, а не горо­дом. Мне кажет­ся, что это имя про­изо­шло от трех малень­ких ост­ров­ков, кото­рые рас­по­ло­же­ны про­тив это­го бере­га. Если прой­ти от Три­на­са ста­ди­ев восемь­де­сят, мы встре­тим остат­ки раз­ва­лин Гело­са. [4] 4. А за ними, на рас­сто­я­нии ста­ди­ев трид­ца­ти, будет у моря город Акрии. Тут заслу­жи­ва­ют осмот­ра храм Мате­ри богов и ее мра­мор­ная ста­туя. Жите­ли Акрий гово­рят, что эта свя­ты­ня — самая древ­няя из всех тех, кото­рые посвя­ще­ны в Пело­пон­не­се дан­ной богине, но то изо­бра­же­ние Мате­ри богов, кото­рое име­ет­ся у маг­не­тов, живу­щих по север­но­му скло­ну Сипи­ла, на ска­ле Код­ди­на, из всех ее изо­бра­же­ний самое древ­нее26. По сло­вам маг­не­тов, это изо­бра­же­ние сде­лал Бро­тей, сын Тан­та­ла. [5] Акрии дали так­же и быв­ше­го неко­гда победи­те­лем на Олим­пий­ских играх Никок­ла, кото­рый одер­жал пять побед в беге в двух Олим­пи­а­дах. Это­му Нико­клу воз­двиг­нут над­гроб­ный памят­ник меж­ду гим­на­си­ем и сте­ной, при­ле­гаю­щей к зали­ву. [6] 5. Если от моря направ­лять­ся внутрь стра­ны, то там встре­тим город Герон­фры, отсто­я­щий от Акрий на сто два­дцать ста­ди­ев. Герон­фры были засе­ле­ны преж­де, чем Герак­лиды при­бы­ли в Пело­пон­нес, но доряне из Лакеде­мо­на опу­сто­ши­ли и сде­ла­ли их без­люд­ны­ми и, изгнав из Герон­фр ахей­цев, посла­ли сюда сво­их посе­лен­цев. В мое вре­мя этот город при­над­ле­жал к чис­лу Элев­те­ро­ла­ко­нов. По доро­ге из Акрий в Герон­фры нахо­дит­ся так назы­вае­мый Ста­рый посе­лок, а в самих Герон­фрах есть храм Аре­са и роща. [7] Каж­дый год тут справ­ля­ет­ся празд­ник в честь бога, во вре­мя кото­ро­го жен­щи­нам запре­ще­но вхо­дить в рощу. Вокруг пло­ща­ди у них нахо­дят­ся водо­е­мы с хоро­шей питье­вой водой. На акро­по­ле — храм Апол­ло­на; голо­ва его ста­туи сде­ла­на из сло­но­вой кости; осталь­ные части ста­туи уни­что­жил пожар вме­сте с преж­ним хра­мом.

[8] 6. Марий — дру­гой из Элев­те­ро­ла­ко­нов — отсто­ит от Герон­фр ста­ди­ев на сто. Здесь есть древ­ний храм, общий для всех богов, и вокруг него роща с боль­шим коли­че­ст­вом водо­е­мов. Эти водо­е­мы нахо­дят­ся и в хра­ме Арте­ми­ды. В Марии воды боль­ше, чем где-либо в дру­гом месте. За этим город­ком есть посе­лок Глип­пия, тоже внут­ри стра­ны, а в дру­гой посе­лок Сели­нунт доро­га идет из Герон­фр дли­ною в два­дцать ста­ди­ев.

[9] Тако­вы посе­ле­ния от Акрий внутрь мате­ри­ка. 7. У моря нахо­дит­ся город Асоп, отсто­я­щий от Акрий на рас­сто­я­нии шести­де­ся­ти ста­ди­ев. В нем есть храм в честь рим­ских импе­ра­то­ров; от горо­да, по направ­ле­нию вовнутрь стра­ны, ста­ди­ях при­бли­зи­тель­но в две­на­дца­ти, есть храм Аскле­пия; это­го бога име­ну­ют Фило­ла­ем (Дру­гом наро­да). Сохра­ня­е­мые в гим­на­сии кости, почи­тае­мые наро­дом, пора­жа­ют сво­ей вели­чи­ной, тем не менее они чело­ве­че­ские. В акро­по­ле есть храм Афи­ны, име­ну­е­мой Кипа­ри­со­вой. У под­но­жия акро­по­ля — раз­ва­ли­ны горо­да, так назы­вае­мых ахей­ских Пара­ки­па­рис­сий. [10] Есть в этой стране и дру­гой храм Аскле­пия, отсто­я­щий от Асо­па ста­ди­ев на пять­де­сят; то место, где нахо­дит­ся храм Аскле­пия, они назы­ва­ют Гипер­те­ле­а­том. 8. В двух­стах ста­ди­ях от Асо­па нахо­дит­ся мыс, вдаю­щий­ся в море; этот мыс назы­ва­ют Онугна­фо­ном (Осли­ной челю­стью). Тут есть храм Афи­ны, не име­ю­щий ста­туи; нет на нем и потол­ка. Гово­рят, буд­то он был постро­ен Ага­мем­но­ном. Есть тут и могиль­ный памят­ник Кина­да. И он так­же был корм­чим на кораб­ле Мене­лая. [11] 9. За этим мысом в мате­рик вда­ет­ся так назы­вае­мый Бой­а­тий­ский залив, и в глу­бине это­го зали­ва сто­ит город Бойи. Его постро­ил один из Герак­лидов — Бой, и, как гово­рят, свел сюда насе­ле­ние из трех горо­дов — Эти­ды, Афро­ди­си­а­ды и Сиды. Из этих древ­них горо­дов пер­вые два, гово­рят, были осно­ва­ны Эне­ем, когда он бежал в Ита­лию и вет­ра­ми был зане­сен в этот залив; они рас­ска­зы­ва­ют, что дочь Энея зва­ли Эти­а­дой, а тре­тий город, по их сло­вам, был назван по име­ни Сиды, доче­ри Даная. [12] Высе­лен­ные из этих горо­дов ста­ли искать, где им посе­лить­ся. И им было от бога про­ро­че­ство, что Арте­ми­да ука­жет, где им сле­ду­ет посе­лить­ся. Когда они вышли на зем­лю, то перед ними явил­ся заяц, и это­го зай­ца они при­зна­ли сво­им путе­во­ди­те­лем; когда он скрыл­ся в мир­то­вом кусте, они осно­ва­ли город там, где был мир­то­вый куст; и до сих пор они почи­та­ют эту мир­ту, а Арте­ми­ду назы­ва­ют Соте­рой (Спа­си­тель­ни­цей). [13] На пло­ща­ди Бой­ев есть храм Апол­ло­на, а на дру­гой сто­роне — Аскле­пия, Сара­пи­са и Иси­ды. Раз­ва­ли­ны <Эти­ды> отсто­ят от Бой­ев не боль­ше, чем на семь ста­ди­ев, на этом пути нале­во сто­ит мра­мор­ный Гер­мес, а в раз­ва­ли­нах — доволь­но зна­чи­тель­ные остат­ки хра­ма Аскле­пия и Гиги­еи (Здо­ро­вья).

22. Γυ­θίου δὲ τρεῖς μά­λισ­τα ἀπέ­χει στα­δίους ἀργὸς λί­θος: Ὀρέσ­την λέ­γουσι κα­θεσ­θέντα ἐπ᾽ αὐτοῦ παύσασ­θαι τῆς μα­νίας: διὰ τοῦ­το ὁ λί­θος ὠνο­μάσ­θη Ζεὺς Καπ­πώ­τας κα­τὰ γλῶσ­σαν τὴν Δω­ρίδα. ἡ δὲ νῆ­σος ἡ Κρα­νάη πρό­κειται Γυ­θίου, καὶ Ὅμη­ρος Ἀλέ­ξανδρον ἁρπά­σαν­τα Ἑλέ­νην ἐνταῦθα ἔφη συγ­γε­νέσ­θαι οἱ πρῶ­τον. κα­τὰ δὲ τὴν νῆ­σον ἱερόν ἐστιν Ἀφρο­δί­της ἐν τῇ ἠπείρῳ Μι­γωνί­τιδος, καὶ ὁ τό­πος οὗ­τος ἅπας κα­λεῖται Μι­γώνιον. [2] τοῦ­το μὲν δὴ τὸ ἱερὸν ποιῆσαι λέ­γου­σιν Ἀλέ­ξανδρον: Με­νέλαος δὲ Ἴλιον ἑλὼν καὶ ἔτε­σιν ὕστε­ρον ὀκτὼ με­τὰ Τροίας πόρ­θη­σιν οἴκα­δε ἀνα­σωθεὶς ἄγαλ­μα Θέ­τιδος καὶ θεὰς Πρα­ξιδί­κας ἱδρύ­σατο ἐγ­γὺς τῆς Μι­γωνί­τιδος. Διονύ­σου δὲ ὄρος ἱερὸν Λα­ρύσιον κα­λούμε­νόν ἐστιν ὑπὲρ τοῦ Μι­γωνίου: καὶ ἦρος ἀρχο­μένου Διονύ­σῳ τὴν ἑορτὴν ἄγου­σιν ἄλ­λα τε ἐς τὰ δρώ­μενα λέ­γον­τες καὶ ὡς βότ­ρυν ἐνταῦθα ἀνευ­ρίσ­κου­σιν ὡραῖον.

[3] ἐν ἀρισ­τερᾷ δὲ Γυ­θίου στά­δια προελ­θόντι ὡς τριάκον­τα ἔστιν ἐν τῇ ἠπείρῳ Τρι­νασοῦ κα­λουμέ­νης τείχη, φρου­ρίου ποτὲ ἐμοὶ δο­κεῖν καὶ οὐ πό­λεως. γε­νέσ­θαι δέ οἱ δο­κῶ τὸ ὄνο­μα ἀπὸ τῶν νη­σίδων, αἳ ταύτῃ πρό­κειν­ται τῆς ἠπείρου τρεῖς ἀριθ­μόν. προελ­θόντι δὲ ἀπὸ Τρι­νασοῦ στά­δια ὡς ὀγδοήκον­τα τοῦ Ἕλους τὰ ἐρείπια ὑπό­λοιπα ἦν, [4] καὶ με­τὰ ταῦτα τριάκον­τα προελ­θόντι που στα­δίους ἐπὶ θα­λάσ­σης πό­λις ἐστὶν Ἀκρίαι: θέας δὲ αὐτό­θι ἄξια Μητ­ρὸς θεῶν ναὸς καὶ ἄγαλ­μα λί­θου. πα­λαιότα­τον δὲ τοῦ­το εἶναί φα­σιν οἱ τὰς Ἀκρίας ἔχον­τες, ὁπό­σα τῆς θεοῦ ταύ­της Πε­λοπον­νη­σίοις ἱερά ἐστιν, ἐπεὶ Μαγ­νη­σί γε, οἳ τὰ πρὸς Βορ­ρᾶν νέ­μον­ται τοῦ Σι­πύλου, τούτοις ἐπὶ Κοδ­δί­νου πέτρᾳ Μητ­ρός ἐστι θεῶν ἀρχαιότα­τον ἁπάν­των ἄγαλ­μα: ποιῆσαι δὲ οἱ Μάγ­νη­τες αὐτὸ Βρο­τέαν λέ­γουσι τὸν Ταν­τά­λου. [5] Ἀκριᾶται δὲ καὶ ἄνδρα ποτὲ Ὀλυμ­πιονί­κην πα­ρέσ­χοντο Νι­κοκ­λέα, Ὀλυμ­πιάσι δύο ἀνε­λόμε­νον δρό­μου νί­κας πέν­τε: πε­ποίηται δὲ καὶ μνῆ­μα τῷ Νι­κοκ­λεῖ τοῦ τε γυμ­να­σίου με­ταξὺ καὶ τοῦ τείχους τοῦ πρὸς τῷ λι­μένι. [6] ἀπὸ θα­λάσ­σης δὲ ἄνω Γε­ρόνθραι στα­δίους ἀπέ­χου­σιν εἴκο­σι καὶ ἑκα­τὸν Ἀκριῶν. ταύ­τας οἰκου­μένας πρὶν Ἡρακ­λείδας ἐλθεῖν ἐς Πε­λοπόν­νη­σον, ἐποίησαν ἀνασ­τά­τους Δω­ριεῖς οἱ Λα­κεδαί­μο­να ἔχον­τες, ἀνασ­τή­σαν­τες δὲ Γε­ρονθρῶν τοὺς Ἀχαιοὺς πα­ρὰ σφῶν ἐποίκους ἀπέσ­τει­λαν: ἐπ᾽ ἐμοῦ δὲ Ἐλευ­θερο­λακώ­νων καὶ οὗτοι μοῖρα ἦσαν. κα­τὰ μὲν δὴ τὴν ἐξ Ἀκριῶν ἐς Γε­ρόνθρας ὁδὸν ἔστι Πα­λαιὰ κα­λουμέ­νη κώ­μη, ἐν δὲ αὐταῖς Γε­ρόνθραις Ἄρεως ναὸς καὶ ἄλσος: [7] ἑορτὴν δὲ ἄγου­σι τῷ θεῷ κα­τὰ ἔ­τος, ἐν ᾗ γυ­ναιξίν ἐστιν ἀπη­γορευ­μένον ἐσελ­θεῖν ἐς τὸ ἄλσος. περὶ δὲ τὴν ἀγο­ράν σφι­σιν αἱ πη­γαὶ τῶν πο­τί­μων εἰσὶν ὑδά­των. ἐν δὲ τῇ ἀκρο­πόλει ναός ἐστιν Ἀπόλ­λω­νος καὶ ἀγάλ­μα­τος ἐλέ­φαν­τος πε­ποιημέ­νου κε­φαλή: τὰ δὲ λοιπὰ τοῦ ἀγάλ­μα­τος πῦρ ἠφά­νι­σεν ὁμοῦ τῷ προ­τέρῳ ναῷ.

[8] Μα­ριὸς δὲ ἄλ­λο Ἐλευ­θερο­λακώ­νων πό­λισ­μα, ὃ ἀπὸ Γε­ρονθρῶν στά­δια ἑκα­τὸν ἀφέσ­τη­κεν. ἱερόν ἐστιν αὐτό­θι ἀρχαῖον κοινὸν θεῶν ἁπάν­των καὶ περὶ αὐτὸ ἄλσος πα­ρεχό­μενον πη­γάς, εἰσὶ δὲ καὶ ἐν Ἀρτέ­μιδος ἱερῷ πη­γαί: ὕδωρ δὲ ἄφθο­νον εἴπερ ἄλ­λο τι χω­ρίον πα­ρέχε­ται καὶ Μα­ριός. κώ­μη δὲ ὑπὲρ τὸ πό­λισ­μά ἐστιν ἐν με­σογαίᾳ καὶ αὐτή, Γλυπ­πία: καὶ ἐς κώ­μην ἑτέ­ραν Σε­λινοῦν­τα ἐκ Γε­ρονθρῶν ἐστιν ὁδὸς στα­δίων εἴκο­σι.

[9] τά­δε μὲν ἀπὸ Ἀκριῶν ἄνω πρὸς ἤπει­ρον: τὰ δὲ πρὸς θα­λάσ­σῃ, πό­λις Ἀσω­πὸς Ἀκριῶν ἀπέ­χει στα­δίους ἑξή­κον­τα. ἐν αὐτῇ δὲ ναός τε Ῥω­μαίων βα­σιλέων καὶ ἀνω­τέρω τῆς πό­λεως ὅσον τε στα­δίους δώ­δεκα καὶ ἱερόν ἐστιν Ἀσκλη­πιοῦ: Φιλό­λαον τὸν θεὸν ὀνο­μάζου­σι. τὰ δὲ ὀστᾶ ἐν τῷ γυμ­να­σίῳ τὰ τι­μώμε­να με­γέθει μὲν ὑπερ­βάλ­λον­τα, ἀνθρώ­που δὲ ὅμως ἐστί. καὶ Ἀθη­νᾶς ἱερόν ἐστιν ἐν τῇ ἀκρο­πόλει Κυ­παρισ­σίας ἐπίκ­λη­σιν. τῆς δὲ ἀκρο­πόλεως πρὸς τοῖς ποσὶ πό­λεως ἐρείπια κα­λουμέ­νης Ἀχαιῶν τῶν Πα­ρακυ­παρισ­σίων. [10] ἔστι δὲ ἐν τῇ γῇ ταύτῃ καὶ ἱερὸν Ἀσκλη­πιοῦ στά­δια ἀπέ­χον ὡς πεν­τή­κον­τα Ἀσω­ποῦ: τὸ δὲ χω­ρίον, ἔνθα τὸ Ἀσκλη­πιεῖον, Ὑπερ­τε­λέατον ὀνο­μάζου­σιν. ἄκρα δὲ ἀνέ­χουσα ἐς θά­λασ­σαν ἀφέσ­τη­κεν Ἀσω­ποῦ διακό­σια στά­δια: κα­λοῦσι δὲ Ὄνου γνά­θον τὴν ἄκραν. ἐνταῦθά ἐστιν Ἀθη­νᾶς ἱερὸν ἄγαλ­μα οὐκ ἔχον, οὐδὲ ὄρο­φος ἔπεσ­τιν ἐπ᾽ αὐτῷ: λέ­γεται δὲ ὡς ὑπὸ Ἀγα­μέμ­νο­νος ἐποιήθη. ἔστι δὲ καὶ μνῆ­μα Κι­νάδου: νεὼς τῆς Με­νελάου καὶ οὗ­τος κυ­βερ­νή­της ἦν. [11] ἐσέ­χει δὲ με­τὰ τὴν ἄκραν Βοιατι­κὸς κα­λούμε­νος κόλ­πος, καὶ Βοιαὶ πό­λις πρὸς τῷ πέ­ρατί ἐστι τοῦ κόλ­που. ταύτην ᾤκι­σε μὲν Βοιὸς τῶν Ἡρακ­λει­δῶν, συ­ναγα­γεῖν δὲ ἄνδρας ἀπὸ τριῶν ἐς αὐτὴν λέ­γεται πό­λεων, Ἤτι­δος καὶ Ἀφρο­δισιάδος καὶ Σί­δης. τῶν δὲ πό­λεων τῶν ἀρχαίων τὰς μὲν δύο ἐς Ἰτα­λίαν φεύγον­τα Αἰνείαν καὶ ὑπὸ πνευ­μάτων ἀπε­νεχ­θέντα ἐς τοῦ­τον τὸν κόλ­πον οἰκί­σαι φα­σί, τὴν Ἠτιάδα Αἰνείου θυ­γατέ­ρα λέ­γον­τες εἶναι: τὴν τρί­την δὲ κλη­θῆναι τῶν πό­λεων λέ­γου­σιν ἀπὸ τῆς Δα­ναοῦ Σί­δης. [12] ἀπὸ δὴ τούτων τῶν πό­λεων ἀνασ­τάν­τες ἐζή­τουν ἔνθα οἰκῆ­σαι σφᾶς χρεὼν εἴη: καί τι καὶ μάν­τευ­μα ἦν αὐτοῖς Ἄρτε­μιν ἔνθα οἰκή­σου­σιν ἐπι­δείξειν. ὡς οὖν ἐκβᾶ­σιν ἐς τὴν γῆν λα­γὼς ἐπι­φαίνε­ται, τὸν λα­γὼν ἐποιήσαν­το ἡγε­μόνα τῆς ὁδοῦ: κα­ταδύν­τος δὲ ἐς μυρ­σί­νην πό­λιν τε οἰκί­ζου­σιν ἐνταῦθα, οὗπερ ἡ μυρ­σί­νη ἦν, καὶ τὸ δένδρον ἔτι ἐκείνην σέ­βου­σι τὴν μυρ­σί­νην καὶ Ἄρτε­μιν ὀνο­μάζου­σι Σώ­τειραν. [13] καὶ Ἀπόλ­λω­νος ναὸς ἐν τῇ Βοιατῶν ἀγορᾷ ἐστι καὶ ἑτέ­ρωθι Ἀσκλη­πιοῦ καὶ Σα­ράπι­δός τε καὶ Ἴσι­δος. Ἤτι­δος δ᾽ ἐρείπια ἀπέ­χει μὲν Βοιῶν οὐ πλέον ἢ στα­δίους ἑπτά: ἰόν­τι δὲ ἐς αὐτὰ ἄγαλ­μα Ἑρμοῦ λί­θινον ἕστη­κεν ἐν ἀρισ­τερᾷ, καὶ ἐν τοῖς ἐρει­πίοις ἱερὸν Ἀσκλη­πιοῦ καὶ Ὑγείας ἐστὶν οὐκ ἀφα­νές.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 26Изо­бра­же­ние в Маг­не­сии, на Сипи­ле, види­мое даже теперь, — это колос­саль­ный рельеф, преж­де счи­тав­ший­ся изо­бра­же­ни­ем Нио­бы.
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

  • (1)Или­а­да, III, 445.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004413 1364004421 1364004423 1385000323 1385000324 1385000325