Описание Эллады

Книга III, гл. 23

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

Нумерация параграфов: в квадратных скобках (в книге — на полях, иногда неточно, здесь исправлено) — по Беккеру (Диндорфу), в тексте — по Фациусу (Гитцигу и Блюмнеру). Квадратные скобки [] заключают слова, считающиеся не принадлежащими Павсанию; остроконечные <> обозначают вставки конъектур и дополнений, отсутствующих в греч. тексте; круглые () — для объяснения предыд. слова; отточия (. . .) в середине текста указывают на испорченное место.

Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols. Ed. F. Spiro. Leipzig, Teubner. 1903.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

[1] 1. Ост­ров Кифе­ра лежит про­тив Бой­ев; до мыса Пла­та­ни­стунт (Пла­та­но­вый лесок), — а этот мыс на ост­ро­ве явля­ет­ся бли­жай­шей точ­кой к мате­ри­ку — так вот до это­го Пла­та­ни­стун­та от высту­па мате­ри­ка, назы­вае­мо­го Онугна­фо­ном, пути по морю ста­ди­ев сорок. На Кифе­ре, у моря, нахо­дит­ся кора­бель­ная при­стань, Скан­дея, а самый город Кифе­ра отсто­ит от Скан­деи в глубь ост­ро­ва ста­ди­ев на десять. Храм Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной) счи­та­ет­ся самым свя­щен­ным, и из всех суще­ст­ву­ю­щих хра­мов Афро­ди­ты у элли­нов он самый древ­ний. Ста­туя же самой боги­ни — дере­вян­ная и пред­став­ля­ет ее воору­жен­ной.

[2] Если плыть из Бой­ев к мысу Малеи, то по доро­ге будет залив, назы­вае­мый Ним­фе­о­ном, и ста­туя Посей­до­на в сто­я­чем поло­же­нии; тут же пеще­ра очень близ­ко от моря, а в ней источ­ник питье­вой воды; насе­ле­ние здесь <не> густое. 2. Если обо­гнуть мыс Малею и про­ехать еще сто ста­ди­ев, то у моря, на гра­ни­це горо­да Бой­ев, есть местеч­ко, посвя­щен­ное Апол­ло­ну и назы­вае­мое Эпиде­ли­ем. [3] Сто­я­щая теперь здесь дере­вян­ная ста­туя Апол­ло­на неко­гда была воз­двиг­ну­та на Дело­се. Делос в те вре­ме­на был тор­го­вой гава­нью для всех элли­нов, а ува­же­ние к богу, каза­лось, дава­ло без­опас­ность всем вед­шим тут тор­го­вые дела, но вое­на­чаль­ник Мит­ри­да­та, Мено­фан, по соб­ст­вен­но­му ли бес­чин­ству или по при­ка­зу Мит­ри­да­та — ведь для чело­ве­ка, смот­ря­ще­го толь­ко на выго­ду, почте­ние к богам игра­ет послед­нюю роль — [4] так вот этот Мено­фан, зная, что Делос не укреп­лен, и его жите­ли не име­ют ору­жия, под­плыв с фло­том, умерт­вил жив­ших там куп­цов, избил и самих делос­цев, раз­гра­бил все богат­ства тор­го­вых скла­дов, похи­тил все дары, посвя­щен­ные богу, про­дал в раб­ство жен­щин и детей, а сам Делос раз­ру­шил до осно­ва­ния. Во вре­мя гра­бе­жа и опу­сто­ше­ния кто-то из вар­ва­ров из кощун­ства бро­сил это дере­вян­ное изо­бра­же­ние в море. Вол­ны под­хва­ти­ли его и при­нес­ли сюда, в область Бой­ев, и пото­му это место ста­ло назы­вать­ся Эпиде­ли­ем (Новым Дело­сом). [5] 3. Одна­ко мще­ния бога не избег ни Мено­фан, ни сам Мит­ри­дат, но Мено­фа­на оно постиг­ло немед­лен­но: когда он отплыл в откры­тое море, опу­сто­шив Делос, то успев­шие бежать куп­цы, устро­ив ему заса­ду на море, тот­час же пото­пи­ли его, а Мит­ри­дат после все­го это­го был при­нуж­ден, по воле бога, нало­жить на себя руки, перед тем лишив­шись вся­кой вла­сти и гони­мый ото­всюду рим­ля­на­ми. Есть люди, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют, что он нашел себе насиль­ст­вен­ную смерть от руки одно­го из сво­их наем­ни­ков, выпро­сив ее как милость. [6] Вот что при­шлось испы­тать этим без­бож­ни­кам.

4. С обла­стью бой­а­тий­цев погра­нич­ным явля­ет­ся Эпидавр Лиме­ра (Обла­даю­щий пор­том), отсто­я­щий от Эпиде­лия ста­ди­ев на две­сти. Гово­рят, что жите­ли это­го горо­да не лакеде­мо­няне, но эпидаврий­цы из Арго­лиды; когда они плы­ли на ост­ров Кос, послан­ные общи­ной вопро­сить Аскле­пия, и во <вре­мя пла­ва­ния> при­ста­ли к это­му месту Лако­ни­ки, то ночью им явил­ся сон, на осно­ва­нии кото­ро­го они оста­лись здесь и выстро­и­ли город. [7] Рас­ска­зы­ва­ют так­же, что из дому, из Эпидав­ра, они вез­ли с собой дра­ко­на и что он убе­жал здесь с кораб­ля и скрыл­ся в зем­ле, неда­ле­ко от моря, и что на осно­ва­нии явив­ших­ся им сно­виде­ний, а так­же и на осно­ва­нии зна­ме­ния, дан­но­го дра­ко­ном, они реши­ли, что им нуж­но тут остать­ся и постро­ить город. Там, где исчез дра­кон, сто­ят жерт­вен­ни­ки Аскле­пия и вокруг них рас­тут олив­ко­вые дере­вья. [8] 5. Далее напра­во, ста­ди­ях в двух, есть пруд, так назы­вае­мая Вода Ино, вели­чи­ной он с малень­кое озе­ро, но очень глу­бо­кий. В его воду во вре­мя празд­ни­ка Ино бро­са­ют ячмен­ные лепеш­ки. Зна­ком сча­стья для бро­саю­ще­го счи­та­ет­ся, если вода их «при­ня­ла»; если же они пла­ва­ют повер­ху <и не тонут>, то это почи­та­ет­ся дур­ным зна­ком. [9] Такое же зна­ме­ние дает и кра­тер Этны: туда бро­са­ют вещи, сде­лан­ные из золота и сереб­ра, а так­же вся­ко­го рода жерт­вы. Если огонь, под­хва­тив, погло­ща­ет их, то они раду­ют­ся это­му, как явно­му счаст­ли­во­му пред­зна­ме­но­ва­нию; если же бро­шен­ные вещи выкиды­ва­ют­ся обрат­но, то они счи­та­ют, что с этим чело­ве­ком слу­чит­ся несча­стье. [10] 6. По доро­ге, веду­щей из Бой­ев в Эпидавр Лиме­ру, нахо­дит­ся храм Арте­ми­ды Лим­на­ти­ды (Вла­ды­чи­цы озер). Город, рас­по­ло­жен­ный неда­ле­ко от моря, выстро­ен на воз­вы­шен­но­сти и в нем заслу­жи­ва­ют осмот­ра свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты, свя­ти­ли­ще Аскле­пия с мра­мор­ной ста­ту­ей в сто­я­чем поло­же­нии и храм Афи­ны на акро­по­ле, и напро­тив гава­ни дру­гой храм — Зев­са, име­ну­е­мо­го Соте­ром. [11] 7. Про­тив горо­да в море ухо­дит мыс, назы­вае­мый Миноя. Залив ничем не отли­ча­ет­ся от дру­гих изги­бов мор­ско­го бере­га в Лако­ни­ке, но здесь при­бреж­ная поло­са покры­та очень кра­си­вы­ми камеш­ка­ми самой раз­но­об­раз­ной окрас­ки.

23. Κύ­θηρα δὲ κεῖ­ται μὲν ἀπαν­τικρὺ Βοιῶν, ἐς δὲ Πλα­τανισ­τοῦντα — ἐλά­χισ­τον γὰρ τῆς ἠπείρου ταύτῃ διέσ­τη­κεν ἡ νῆ­σος — ἐς ταύτην τὴν ἄκραν τὸν Πλα­τανισ­τοῦντα ἀπὸ ἄκρας τῆς ἠπείρου, κα­λουμέ­νης δὲ Ὄνου γνά­θου, στα­δίων πλοῦς τεσ­σα­ράκον­τά ἐστιν. ἐν Κυ­θήροις δὲ ἐπὶ θα­λάσ­σης Σκάν­δειά ἐστιν ἐπί­νειον, Κύ­θηρα δὲ ἡ πό­λις ἀνα­βάν­τι ἀπὸ Σκαν­δείας στά­δια ὡς δέ­κα. τὸ δὲ ἱερὸν τῆς Οὐρα­νίας ἁγιώτα­τον καὶ ἱερῶν ὁπό­σα Ἀφρο­δί­της παρ᾽ Ἕλ­λη­σίν ἐστιν ἀρχαιότα­τον: αὐτὴ δὲ ἡ θεὸς ξόανον ὡπλισ­μέ­νον.

[2] πλέον­τι δὲ ἐκ Βοιῶν τὴν ὑπὸ τὴν ἄκραν τῆς Μα­λέας λι­μήν ἐστιν ὀνο­μαζό­μενον Νύμ­φαιον καὶ Πο­σειδῶ­νος ἄγαλ­μα ὀρθὸν καὶ σπή­λαιον θα­λάσ­σης ἐγ­γύ­τατα, ἐν δὲ αὐτῷ γλυ­κέος ὕδα­τος πη­γή: καὶ ἄνθρω­ποι πε­ριοικοῦ­σι πολ­λοί. πε­ριπ­λεύσαν­τι δὲ τὴν ἄκραν τῆς Μα­λέας καὶ ἑκα­τὸν στά­δια ἀποσ­χόντι, ἐπὶ θα­λάσ­σῃ χω­ρίον ἐν ὅροις Βοιατῶν Ἀπόλ­λω­νος μὲν ἱερόν ἐστιν, Ἐπι­δή­λιον δὲ ὀνο­μαζό­μενον: [3] τὸ γὰρ τοῦ Ἀπόλ­λω­νος ξόανον, ὃ νῦν ἐστιν ἐνταῦθα, ἐν Δή­λῳ ποτὲ ἵδρυ­το. τῆς γὰρ Δή­λου τό­τε ἐμπο­ρίου τοῖς Ἕλ­λη­σιν οὔσης καὶ ἄδειαν τοῖς ἐργα­ζομέ­νοις διὰ τὸν θεὸν δο­κούσης πα­ρέχειν, Μη­νοφά­νης Μιθ­ρι­δάτου στρα­τηγὸς εἴτε αὐτὸς ὑπερφρο­νήσας εἴτε καὶ ὑπὸ Μιθ­ρι­δάτου προσ­τε­ταγ­μέ­νον — ἀνθρώ­πῳ γὰρ ἀφο­ρῶν­τι ἐς κέρ­δος τὰ θεῖα ὕστε­ρα λημ­μά­των, — [4] οὗ­τος οὖν ὁ Μη­νοφά­νης, ἅτε οὔσης ἀτει­χίσ­του τῆς Δή­λου καὶ ὅπλα οὐ κεκ­τη­μέ­νων τῶν ἀνδρῶν, τριήρε­σιν ἐσπλεύσας ἐφό­νευσε μὲν τοὺς ἐπι­δη­μοῦν­τας τῶν ξέ­νων, ἐφό­νευσε δὲ αὐτοὺς τοὺς Δη­λίους: κα­τασύ­ρας δὲ πολ­λὰ μὲν ἐμπό­ρων χρή­ματα, πάν­τα δὲ τὰ ἀνα­θήμα­τα, προ­σεξανδρα­ποδι­σάμε­νος δὲ καὶ γυ­ναῖκας καὶ τέκ­να, καὶ αὐτὴν ἐς ἔδα­φος κα­τέβα­λε τὴν Δῆ­λον. ἅτε δὲ πορ­θου­μένης τε καὶ ἁρπα­ζομέ­νης, τῶν τις βαρ­βά­ρων ὑπὸ ὕβρεως τὸ ξόανον τοῦ­το ἀπέρ­ρι­ψεν ἐς τὴν θά­λασ­σαν: ὑπο­λαβὼν δὲ ὁ κλύ­δων ἐνταῦθα τῆς Βοιατῶν ἀπή­νεγ­κε, καὶ τὸ χω­ρίον διὰ τοῦ­το Ἐπι­δή­λιον ὀνο­μάζου­σι. [5] τὸ μέν­τοι μή­νιμα τὸ ἐκ τοῦ θεοῦ διέφυ­γεν οὔτε Μη­νοφά­νης οὔτε αὐτὸς Μιθ­ρι­δά­της: ἀλλὰ Μη­νοφά­νην μὲν πα­ραυτί­κα, ὡς ἀνή­γετο ἐρη­μώσας τὴν Δῆ­λον, λο­χήσαν­τες ναυσὶν οἱ διαπε­φευγό­τες τῶν ἐμπό­ρων κα­ταδύουσι, Μιθ­ρι­δάτην δὲ ὕστε­ρον τούτων ἠνάγ­κα­σεν ὁ θεὸς αὐτό­χειρα αὑτοῦ κα­τασ­τῆ­ναι, τῆς τε ἀρχῆς οἱ καθῃρη­μένης καὶ ἐλαυ­νόμε­νον παν­τα­χόθεν ὑπὸ Ῥω­μαίων: εἰσὶ δὲ οἵ φα­σιν αὐτὸν πα­ρά του τῶν μισ­θο­φόρων θά­νατον βίαιον ἐν μέ­ρει χά­ρι­τος εὕρασ­θαι.

[6] τούτοις μὲν τοιαῦτα ἀπήν­τη­σεν ἀσε­βήσα­σι: τῇ δὲ Βοιαῶν ὅμο­ρος Ἐπί­δαυρός ἐστιν ἡ Λι­μηρά, στα­δίους ὡς διακο­σίους ἀπέ­χουσα Ἐπι­δη­λίου. φασὶ δὲ οὐ Λα­κεδαι­μο­νίων, τῶν δὲ ἐν τῇ Ἀργο­λίδι Ἐπι­δαυ­ρίων εἶναι, πλέον­τες δὲ ἐς Κῶν πα­ρὰ τὸν Ἀσκλη­πιὸν ἀπὸ τοῦ κοινοῦ προσ­σχεῖν τῆς Λα­κωνι­κῆς ἐνταῦθα καὶ ἐξ ἐνυπ­νίων γε­νομέ­νων σφί­σι κα­ταμείναν­τες οἰκῆ­σαι. [7] λέ­γουσι δὲ καὶ ὡς οἴκο­θεν ἐκ τῆς Ἐπι­δαύρου δρά­κον­τα ἐπα­γομέ­νοις αὐτοῖς ἐξέ­φυγεν ἐκ τῆς νεὼς ὁ δρά­κων, ἐκφυ­γὼν δὲ οὐ πόρ­ρω κα­τέδυ θα­λάσ­σης, καί σφι­σιν ὁμοῦ τῶν ὀνει­ράτων τῇ ὄψει καὶ ἀπὸ τοῦ ση­μείου τοῦ κα­τὰ τὸν δρά­κον­τα ἔδο­ξεν αὐτό­θι κα­ταμείναν­τας οἰκῆ­σαι. καὶ ἔνθα ὁ δρά­κων κα­τέδυ, βω­μοί τέ εἰ­σιν Ἀσκλη­πιοῦ καὶ ἐλαῖαι περὶ αὐτοὺς πε­φύκα­σιν.

[8] προελ­θόντι δὲ ἐν δε­ξιᾷ δύο που στα­δίους, ἔστιν Ἰνοῦς κα­λούμε­νον ὕδωρ, μέ­γεθος μὲν κα­τὰ λίμ­νην μικ­ράν, τῆς γῆς δὲ ἐν βά­θει μᾶλ­λον: ἐς τοῦ­το τὸ ὕδωρ ἐν τῇ ἑορτῇ τῆς Ἰνοῦς ἐμβάλ­λου­σιν ἀλφί­των μά­ζας. ταύ­τας ἐπὶ μὲν αἰσίῳ τοῦ ἐμβα­λόν­τος κα­ταδε­ξάμε­νον ἔχει τὸ ὕδωρ: εἰ δὲ ἀνα­πέμ­ψαι­το σφᾶς, πο­νηρὸν κέκ­ρι­ται ση­μεῖον. [9] τὸ δὲ αὐτὸ καὶ ἐν Αἴτνῃ δη­λοῦ­σιν οἱ κρα­τῆρες: καὶ γὰρ χρυ­σοῦ ἐς αὐτοὺς καὶ ἀργύ­ρου ποιήμα­τα, ἔτι δὲ καὶ ἱερεῖα τὰ πάν­τα ἀφιᾶσι: ταῦτα δὲ ἢν μὲν ὑπο­λαβὸν ἀπε­νέγκῃ τὸ πῦρ, οἱ δὲ χαίρου­σιν ὡς ἐπὶ πε­φηνό­τι ἀγαθῷ, ἀπω­σαμέ­νου δὲ τὰ ἐμβλη­θέν­τα συμ­φο­ρὰν ἔσεσ­θαι τούτῳ τῷ ἀνδρὶ νο­μίζου­σι.

[10] κα­τὰ δὲ τὴν ὁδὸν τὴν ἐκ Βοιῶν ἐς Ἐπί­δαυρον τὴν Λι­μηρὰν ἄγου­σαν Ἀρτέ­μιδος ἱερόν ἐστιν ἐν τῇ Ἐπι­δαυ­ρίων Λιμ­νά­τιδος. ἡ πό­λις δὲ ἀπέ­χουσα οὐ πολὺ ἀπὸ θα­λάσ­σης ἐπὶ με­τεώρῳ μὲν ᾤκισ­ται, θέας δὲ αὐτό­θι ἄξια τὸ μὲν Ἀφρο­δί­της ἐστὶν ἱερόν, τὸ δὲ Ἀσκλη­πιοῦ καὶ ἄγαλ­μα ὀρθὸν λί­θου, καὶ Ἀθη­νᾶς ἐν τῇ ἀκρο­πόλει ναός, πρὸ δὲ τοῦ λι­μένος Διὸς ἐπίκ­λη­σιν Σω­τῆρος. [11] ἄκρα δὲ ἐς τὸ πέ­λαγος κα­τὰ τὴν πό­λιν ἀνέ­χει κα­λουμέ­νη Μι­νῴα: καὶ ὁ μὲν κόλ­πος οὐδέν τι ἔχει διάφο­ρον ἢ ὅσαι κα­τὰ τὴν Λα­κωνικὴν ἄλ­λαι θα­λάσ­σης εἰσὶν ἐσβο­λαί, αἰγιαλὸς δὲ ὁ ταύτῃ πα­ρέχε­ται ψη­φῖδας σχῆ­μα εὐπρε­πεσ­τέ­ρας καὶ χρόας παν­το­δαπῆς.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1364004257 1364004306 1364004307 1385000324 1385000325 1385000326