Описание Эллады

Книга IX, гл. 4

Павсаний. Описание Эллады. СПб, Изд-во «Алетейя», 1996.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

Нумерация параграфов: в квадратных скобках (в книге — на полях, иногда неточно, здесь исправлено) — по Диндорфу, в тексте — по Гитцигу и Блюмнеру. Квадратные скобки [] заключают слова, считающиеся не принадлежащими Павсанию; остроконечные ‹› обозначают вставки конъектур и дополнений, отсутствующих в греч. тексте; круглые () — для объяснения предыд. слова; отточия (. . .) в середине текста указывают на испорченное место.

Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols. Ed. F. Spiro. Leipzig, Teubner. 1903.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4

[1] 1. У пла­тей­цев есть свя­ти­ли­ще Афи­ны, име­ну­е­мой Аре­ей. Оно выстро­е­но на ту добы­чу, кото­рую им выде­ли­ли афи­няне после победы на Мара­фон­ском поле. Ста­туя боги­ни — дере­вян­ный позо­ло­чен­ный ксо­ан, но лицо и паль­цы рук и ног — из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра. Ее вели­чи­на немно­гим мень­ше мед­ной ста­туи на Акро­по­ле, кото­рую афи­няне так­же поста­ви­ли ей как при­но­ше­ние из добы­чи после мара­фон­ской победы. Фидий и для пла­тей­цев сде­лал изо­бра­же­ние Афи­ны6. [2] В хра­ме есть и кар­ти­на Полиг­нота: Одис­сей, уже убив­ший жени­хов, и кар­ти­на Она­сия[1]: пер­вый поход Адрас­та и арги­вян на Фивы7. Эти кар­ти­ны нари­со­ва­ны на сте­нах при­тво­ра хра­ма. В ногах ста­туи Афи­ны нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Ари­мне­ста, а этот Ари­мнест был началь­ни­ком пла­тей­цев в бит­ве про­тив Мар­до­ния и еще рань­ше в Мара­фон­ском сра­же­нии.

[3] 2. Есть в Пла­те­ях еще храм Демет­ры, так назы­вае­мой Элев­си­нии, и памят­ник Леи­та: из всех вождей, кото­рые води­ли бео­тий­цев под Трою, толь­ко один вер­нул­ся домой, и это был Леит. Источ­ник же Гар­га­фию засы­па­ли Мар­до­ний и пер­сид­ская кон­ни­ца, так как эллин­ское вой­ско, сто­яв­шее про­тив пер­сов, отсюда бра­ло для себя воду. Впо­след­ст­вии пла­тей­цы вновь откры­ли этот источ­ник.

[4] 3. По пути из Пла­тей в Фивы есть река Оэроя[2]; гово­рят, что эта Оэроя была доче­рью Асо­па. Если, не пере­хо­дя Асоп, идти вниз по тече­нию и прой­ти при­бли­зи­тель­но 40 ста­дий, то встре­тят­ся раз­ва­ли­ны Ско­ла. В этих раз­ва­ли­нах есть недо­де­лан­ный храм Демет­ры и Коры, есть и напо­ло­ви­ну сде­лан­ные ста­туи богинь8. Еще и теперь Асоп отде­ля­ет область Фив от обла­сти Пла­тей.

4. Πλα­ταιεῦσι δὲ Ἀθη­νᾶς ἐπίκ­λη­σιν Ἀρείας ἐστὶν ἱερόν· ᾠκο­δομή­θη δὲ ἀπὸ λα­φύρων ἃ τῆς μά­χης σφί­σιν Ἀθη­ναῖοι τῆς Μα­ραθῶ­νι ἀπέ­νειμαν. τὸ μὲν δὴ ἄγαλ­μα ξόανόν ἐστιν ἐπίχ­ρυ­σον, πρό­σωπον δέ οἱ καὶ χεῖ­ρες ἄκραι καὶ πό­δες λί­θου τοῦ Πεν­τε­λησίου εἰσί· μέ­γεθος μὲν οὐ πολὺ δή τι ἀπο­δεῖ τῆς ἐν ἀκρο­πόλει χαλ­κῆς, ἣν καὶ αὐτὴν Ἀθη­ναῖοι τοῦ Μα­ραθῶ­νι ἀπαρχὴν ἀγῶ­νος ἀνέ­θηκαν, Φειδίας δὲ καὶ Πλα­ταιεῦ­σιν ἦν ὁ τῆς Ἀθη­νᾶς τὸ ἄγαλ­μα ποιήσας. [2] γρα­φαὶ δέ εἰ­σιν ἐν τῷ ναῷ Πο­λυγ­νώ­του μὲν Ὀδυσ­σεὺς τοὺς μνησ­τῆ­ρας ἤδη κα­τειρ­γασμέ­νος, Ὀνα­σία δὲ Ἀδράσ­του καὶ Ἀργείων ἐπὶ Θή­βας ἡ προ­τέρα στρα­τεία. αὗται μὲν δή εἰ­σιν ἐπὶ τοῦ προ­νάου τῶν τοίχων αἱ γρα­φαί, κεῖ­ται δὲ τοῦ ἀγάλ­μα­τος πρὸς τοῖς ποσὶν εἰκὼν Ἀριμ­νήστου· ὁ δὲ Ἀρίμ­νησ­τος ἔν τε τῇ πρὸς Μαρ­δό­νιον μάχῃ καὶ ἔτι πρό­τερον ἐς Μα­ραθῶ­να Πλα­ταιεῦ­σιν ἡγή­σατο.

[3] 2. ἔστι δὲ καὶ Δή­μητ­ρος ἐπίκ­λη­σιν Ἐλευ­σινίας ἱερὸν ἐν Πλα­ταιαῖς καὶ Ληίτου μνῆ­μα· τῶν δὲ ἡγε­μό­νων, οἳ Βοιωτοὺς ἐς Τροίαν ἤγα­γον, μό­νος ἀνέστρε­ψεν οἴκα­δε οὗ­τος ὁ Λήι­τος. τὴν δὲ κρή­νην τὴν Γαρ­γα­φίαν Μαρ­δό­νιος καὶ ἡ ἵπ­πος συ­νέχεεν ἡ Περ­σῶν, ὅτι τὸ Ἑλλή­νων στρά­τευμα τὸ ἀντι­καθή­μενόν σφι­σιν ἀπ᾽ αὐτῆς ἔπι­νεν· ὕστε­ρον μέν­τοι τὸ ὕδωρ ἀνε­σώσαν­το οἱ Πλα­ταιεῖς.

[4] 3. ἐκ Πλα­ταίας δὲ ἰοῦ­σιν ἐς Θή­βας πο­ταμός ἐστιν Ὠερόη· θυ­γατέ­ρα δὲ εἶναι τὴν Ὠερόην τοῦ Ἀσω­ποῦ λέ­γουσι. πρὶν δὲ ἢ διαβῆ­ναι τὸν Ἀσω­πόν, παρ᾽ αὐτὸ τὸ ῥεῦμα ἀποτ­ρα­πεῖ­σιν ἐς τὰ κά­τω καὶ προελ­θοῦ­σιν ὅσον τεσ­σα­ράκον­τα στά­δια ἔστιν ἐρεί­πια Σκώ­λου· Δή­μητ­ρος δὲ καὶ Κό­ρης ἐν τοῖς ἐρει­πίοις οὐκ ἐξειρ­γασμέ­νος ὁ ναός, ἡμίερ­γα δὲ καὶ ταῖς θεαῖς ἐστι τὰ ἀγάλ­μα­τα. ἀποκ­ρί­νει δὲ καὶ νῦν ἔτι ἀπὸ τῆς Θη­βαίων τὴν Πλα­ταιίδα ὁ Ἀσω­πός.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 6Ста­туя Афи­ны (яко­бы работы Фидия) вызва­ла мно­го сомне­ний (Фурт­вен­глер), так как даже брон­зо­вую ста­тую Афи­ны на афин­ском Акро­по­ле при­пи­сы­ва­ют Пра­к­си­те­лю, а не Фидию.
  • 7Обе кар­ти­ны, изо­бра­жаю­щие уже уби­тых вра­гов, слу­жи­ли как бы сим­во­лом раз­би­то­го пер­сид­ско­го вой­ска. Обе темы доволь­но часто встре­ча­ют­ся в виде релье­фов и вазо­вой живо­пи­си.
  • 8Эта Демет­ра носи­ла имя «С боль­шим хле­бом», что ука­зы­ва­ет на пло­до­ро­дие этих мест. Выра­же­ние «напо­ло­ви­ну сде­лан­ная» ста­ра­лись пони­мать, что боги­ня изо­бра­же­на здесь как «напо­ло­ви­ну выхо­дя­щая из зем­ли». Но это тол­ко­ва­ние теперь мно­ги­ми отвер­га­ет­ся.
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]В изд. 1940 — Она­сии.
  • [2]В изд. 1940 — Оерое.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004306 1364004307 1364004309 1385000905 1385000906 1385000907