О знаменитых иноземных полководцах

VI. Лисандр

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
Пер. с лат. и коммент. Н. Н. Трухиной.
1 2 3 4

1. Лакеде­мо­ня­нин Лисандр оста­вил по себе гром­кую сла­ву, при­об­ре­тен­ную ско­рее сча­стьем, чем доб­ле­стью*. Извест­но, что на 26-м году вой­ны он при­нудил афи­нян сдать­ся, но каким обра­зом добил­ся это­го — никто не зна­ет. Во вся­ком слу­чае, он достиг цели, исполь­зуя не досто­ин­ства сво­его вой­ска, а само­уве­рен­ность непри­я­те­лей, кото­рые, не слу­ша­ясь сво­их коман­ди­ров, поки­ну­ли кораб­ли, раз­бре­лись по полям и так очу­ти­лись во вла­сти про­тив­ни­ка. После это­го афи­няне и сда­лись лакеде­мо­ня­нам. Воз­гор­див­шись этой победой, Лисандр, и преж­де быв­ший все­гда дерз­ким и вла­сто­лю­би­вым, про­явил такое само­во­лие, что поведе­ни­ем сво­им воз­будил во всей Гре­ции горя­чую нена­висть к лакеде­мо­ня­нам. Рань­ше спар­тан­цы утвер­жда­ли, что вою­ют ради сокру­ше­ния невы­но­си­мо­го афин­ско­го гос­под­ства, но Лисандр, овла­дев вра­же­ским фло­том у реки Эгос, думал толь­ко о том, чтобы под­чи­нить сво­ей вла­сти все гре­че­ские государ­ства, при­кры­вая свои дей­ст­вия инте­ре­са­ми Лакеде­мо­на. Ото­всюду изго­нял он сто­рон­ни­ков Афин и назна­чал в каж­дом горо­де деся­те­рых пра­ви­те­лей, наде­лен­ных вер­хов­ной вла­стью и неогра­ни­чен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми. В их чис­ло он вклю­чал толь­ко пре­дан­ных сво­их госте­при­им­цев или того, кто обе­щал ему во всем пови­но­вать­ся.

2. И вот, когда во всех горо­дах утвер­ди­лось прав­ле­ние «деся­ток», все дела ста­ли вер­шить­ся по мано­ве­нию Лисанд­ра. Чтобы не утом­лять чита­те­лей мно­ги­ми при­ме­ра­ми его жесто­ко­сти и веро­лом­ства, доста­точ­но рас­ска­зать один слу­чай. Воз­вра­ща­ясь победи­те­лем из Азии, он завер­нул на Фасос и, посколь­ку государ­ство фасос­цев отли­ча­лось осо­бой пре­дан­но­стью афи­ня­нам, заго­рел­ся жела­ни­ем раз­гро­мить его. Как буд­то быв­шие упор­ные вра­ги не ста­но­вят­ся ино­гда пре­дан­ней­ши­ми дру­зья­ми! Пред­видя, одна­ко, что если замы­сел его откро­ет­ся, то фасос­цы раз­бе­гут­ся и поза­ботят­ся о сво­ем спа­се­нии…1

3. Итак, они уни­что­жи­ли учреж­ден­ную им систе­му прав­ле­ния «деся­ток»2. Тогда уязв­лен­ный и раз­дра­жен­ный Лисандр замыс­лил устра­нить лакеде­мон­ских царей. Впро­чем, он пони­мал, что не смо­жет совер­шить такое дело без помо­щи богов, посколь­ку лакеде­мо­няне име­ли обы­чай во всех делах справ­лять­ся с их волей. Преж­де все­го он попы­тал­ся под­ку­пить Дель­фий­ских жре­цов, а когда это не уда­лось — обра­тил­ся к Додон­ско­му ора­ку­лу3. Полу­чив здесь сно­ва отказ, он заявил, что дол­жен испол­нить свои обе­ты перед Юпи­те­ром-Аммо­ном, вооб­ра­жая, что афри­кан­цев ему будет под­ку­пить про­ще. Когда он явил­ся с этой надеж­дой в Афри­ку, жре­цы Юпи­те­ра дали ему вну­ши­тель­ный отпор: они не толь­ко отка­за­лись от мзды, но и отпра­ви­ли в Лакеде­мон послов, обви­нив­ших Лисанд­ра в попыт­ке совра­тить слу­жи­те­лей хра­ма. По это­му обви­не­нию он был при­вле­чен к суду, оправ­дан голо­са­ми судей, послан на помощь Орхо­ме­ну и убит фиван­ца­ми под Гали­ар­том4. Спра­вед­ли­вость при­го­во­ра опро­верг­ла речь, най­ден­ная в его доме после смер­ти. В ней он при­зы­вал лакеде­мо­нян отме­нить цар­скую власть и выбрать воен­но­го вождя из чис­ла всех граж­дан, при­чем состав­ле­на она была так, что похо­ди­ла на изре­че­ние боже­ства, како­вым Лисандр, верив­ший в силу денег, твер­до наде­ял­ся обза­ве­стись. Речь эту по слу­хам напи­сал для него Кле­он из Гали­кар­на­са.

4. Нель­зя здесь не упо­мя­нуть и о про­дел­ке цар­ско­го сатра­па Фар­на­ба­за5. Коман­дуя фло­том, Лисандр неод­но­крат­но про­яв­лял жесто­кость и алч­ность. Подо­зре­вая, что об этом донес­ли в Спар­ту, он попро­сил Фар­на­ба­за, чтобы тот засвиде­тель­ст­во­вал перед эфо­ра­ми, как бла­го­род­но он вел вой­ну и обра­щал­ся с союз­ни­ка­ми; все это он про­сил подроб­но изло­жить в пись­ме, уве­ряя, что в таком деле ему при­да­дут боль­шое зна­че­ние. Сатрап вели­ко­душ­но обе­щал испол­нить прось­бу и напи­сал длин­ное, мно­го­слов­ное посла­ние, в кото­ром вся­че­ски пре­воз­нес Лисанд­ра. Когда тот про­чел и одоб­рил, Фар­на­баз, при­кла­ды­вая печать, под­ло­жил под нее дру­гое пись­мо, такой же вели­чи­ны, как пер­вое, и столь похо­жее на него, что раз­ли­чить их было невоз­мож­но. В нем он подроб­но изоб­ли­чил алч­ность и веро­лом­ство Лисанд­ра. Воз­вра­тясь с вой­ны домой, Лисандр доло­жил вер­хов­ным вла­стям о сво­ей дея­тель­но­сти так, как счел нуж­ным, и в под­твер­жде­ние пред­ста­вил пись­мо, дан­ное ему Фар­на­ба­зом. Уда­лив Лисанд­ра и позна­ко­мив­шись с пись­мом, эфо­ры дали затем про­честь напи­сан­ное ему само­му. Так Лисандр опро­мет­чи­во донес сам на себя.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * О про­ис­хож­де­нии и моло­дых годах Лисанд­ра ниче­го не извест­но. Сведе­ния о нем начи­на­ют­ся со вре­ме­ни его вклю­че­ния в Пело­пон­нес­скую вой­ну. По неко­то­рым дан­ным, он был сыном Ари­сто­кри­та — чело­ве­ка из цар­ско­го рода Герак­лидов и рабы­ни-илот­ки (Плут. Лис. II; Пав­сан. VI, 3, 14; Эли­ан XII, 43; Афи­ней VI, 27f).

    Образ Лисанд­ра, ярко обри­со­ван­ный в Плу­тар­хо­вом жиз­не­опи­са­нии, носит чер­ты хит­ро­ум­но­го «выскоч­ки».

  • 1Рас­сказ о жесто­ко­стях Лисанд­ра ока­зал­ся в лакуне. Фасос — золо­то­нос­ный ост­ров у бере­гов Фра­кии, вхо­див­ший в Афин­ский мор­ской союз. Лисандр, «наво­дя порядок» во Фра­кии после капи­ту­ля­ции Афин, рас­пра­вил­ся с демо­кра­ти­че­ской пар­ти­ей Фасо­са (Поли­эн I, 45, 4). О ковар­ном умерщ­вле­нии демо­кра­тов Миле­та см. Плут. Лис. VIII; XIX.
  • 2Вско­ре после окон­ча­ния Пело­пон­нес­ской вой­ны, в то вре­мя, как Лисандр само­воль­но рас­по­ря­жал­ся на ост­ро­вах и бере­гах Эгей­ско­го моря (404—403 гг.), в Спар­те созре­ла оппо­зи­ция царей его поли­ти­ке. Осе­нью 403 г. царь Пав­са­ний содей­ст­во­вал паде­нию Лисанд­ро­ва режи­ма в Афи­нах; после это­го спар­тан­ские вла­сти уни­что­жи­ли декар­хии в неко­то­рых горо­дах. Отсюда — замыс­лы Лисанд­ра о государ­ст­вен­ном пере­во­ро­те. Непот опу­стил его попыт­ку пра­вить через под­став­но­го царя Аге­си­лая (см. всту­пи­тель­ную ста­тью к спар­тан­ским жиз­не­опи­са­ни­ям).
  • 3Додон­ский ора­кул — зна­ме­ни­тое древ­нее про­ри­ца­ли­ще Зев­са в Эпи­ре.
  • 4В 396 г. Лисандр слу­жил под нача­лом Аге­си­лая в Азии. По воз­вра­ще­нии его в Спар­ту нача­лась Бео­тий­ская вой­на, назван­ная на более позд­нем эта­пе Коринф­ской; пред­ло­гом для нее послу­жил кон­фликт фиван­цев с союз­ни­цей Спар­ты в сред­ней Гре­ции — Фокидой. Сто­ро­ну Спар­ты дер­жал круп­ный бео­тий­ский город Орхо­мен. В кара­тель­ный поход на Фивы высту­пи­ли Лисандр и царь Пав­са­ний. Вой­ска шли раз­ны­ми доро­га­ми и под сте­на­ми бео­тий­ско­го Гали­ар­та Лисандр попал в заса­ду до под­хо­да царя. Впо­след­ст­вии Пав­са­ний был обви­нен в умыш­лен­ном опозда­нии и, спа­са­ясь от суда, бежал из Спар­ты.
  • 5Эпи­зод с Фар­на­ба­зом про­изо­шел после капи­ту­ля­ции Афин, во вре­мя «прав­ле­ния» Лисанд­ра в Эге­иде (404—403 гг.). Спар­та­нец про­из­во­дил гра­би­тель­ские рек­ви­зи­ции в сатра­пии Фар­на­ба­за — Фри­гии при Гел­лес­пон­те.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004306 1364004307 1364004309 1479000700 1479000800 1479000900