О знаменитых иноземных полководцах

XVI. Пелопид

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
Пер. с лат. и коммент. Н. Н. Трухиной.
1 2 3 4 5

1. Пело­пид, фива­нец, извест­ный ско­рее исто­ри­кам, чем широ­кой пуб­ли­ке. Не знаю даже, как и при­сту­пить мне к рас­ска­зу о его доб­ле­стях, посколь­ку есть опа­се­ние, что, увлек­шись изло­же­ни­ем его подви­гов, я ока­жусь не авто­ром жиз­не­опи­са­ния, а соста­ви­те­лем исто­ри­че­ско­го сочи­не­ния. Если же я кос­нусь лишь основ­ных собы­тий то люди, мало све­ду­щие в гре­че­ской исто­рии, не смо­гут, пожа­луй, по-насто­я­ще­му оце­нить вели­чие это­го мужа. Итак, поста­ра­юсь по мере сил решить обе зада­чи, удо­вле­тво­рив и взыс­ка­тель­но­го, и неис­ку­шен­но­го чита­те­ля1.

Лакеде­мо­ня­нин Фебид, направ­ля­ясь с вой­ском к Олин­фу и про­хо­дя через Фивы, захва­тил город­скую кре­пость, име­ну­е­мую Кад­ме­ей. Под­би­ла его на это куч­ка фиван­цев, дер­жав­ших сто­ро­ну Спар­ты из рас­че­та облег­чить себе борь­бу с враж­деб­ной пар­ти­ей, и дей­ст­во­вал он без ведо­ма вла­стей, на свой страх и риск2. За этот посту­пок лакеде­мо­няне ото­зва­ли его от вой­ска и оштра­фо­ва­ли, но кре­пость, тем не менее, фиван­цам не воз­вра­ти­ли, пола­гая, что коль ско­ро враж­да раз­го­ре­лась, то луч­ше дер­жать их в узде, чем осво­бо­дить. И вооб­ще они счи­та­ли, что после пора­же­ния Афин в Пело­пон­нес­ской войне им, спар­тан­цам, при­дет­ся иметь дело с Фива­ми, и что один толь­ко этот город мог бы отва­жить­ся на сопро­тив­ле­ние им. Руко­вод­ст­ву­ясь таким сооб­ра­же­ни­ем, они разда­ли вер­хов­ные долж­но­сти сво­им сто­рон­ни­кам, а вождей про­тив­ной пар­тии или каз­ни­ли, или отпра­ви­ли в изгна­ние. Вме­сте с про­чи­ми изгнан­ни­ка­ми лишил­ся оте­че­ства и Пело­пид, о кото­ром я начал рас­сказ.

2. Почти все бежен­цы стек­лись в Афи­ны, — не в поис­ках мир­ной жиз­ни, а для того, чтобы при пер­вом же под­хо­дя­щем слу­чае поста­рать­ся осво­бо­дить оттуда роди­ну. И вот, сочтя, что при­спе­ло вре­мя дей­ст­во­вать, они вме­сте со сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми в Фивах назна­чи­ли срок для изби­е­ния вра­гов и осво­бож­де­ния государ­ства — это был день, когда выс­шие долж­ност­ные лица устра­и­ва­ли, по обы­чаю, общее засто­лье. Неред­ко вели­кие дела дела­ют­ся малы­ми сила­ми, но нико­гда еще столь малый тол­чок не опро­киды­вал такую вели­кую мощь: ведь из чис­ла изгнан­ни­ков объ­еди­ни­лись все­го 12 моло­дых людей, и вооб­ще нашлось не боль­ше сот­ни чело­век, ввя­зав­ших­ся в столь опас­ное дело3. И вот эта-то горст­ка сокру­ши­ла могу­ще­ство лакеде­мо­нян. Дело в том, что заго­вор­щи­ки пошли вой­ной не столь­ко на сво­их поли­ти­че­ских про­тив­ни­ков, сколь­ко на спар­тан­цев, кото­рые были хозя­е­ва­ми всей Гре­ции, и авто­ри­тет спар­тан­ской вла­сти, поко­леб­лен­ный этим начи­на­ни­ем, вско­ре после того был окон­ча­тель­но сокру­шен в бит­ве при Левк­тре. Итак, те 12 юно­шей во гла­ве с Пело­пидом вышли из Афин засвет­ло, — так, чтобы добрать­ся до Фив в сумер­ки. Шли они с охот­ни­чьи­ми соба­ка­ми, тащи­ли сети и были оде­ты как кре­стьяне, чтобы не вызвать осо­бо­го подо­зре­ния по доро­ге. Достиг­нув горо­да в рас­счи­тан­ное вре­мя, они зашли в дом Харо­на — того само­го, кото­рый назна­чил им день и срок.

3. Здесь хочет­ся заме­тить, хотя это и не отно­сит­ся к делу, какой бедой чре­ва­та излиш­няя само­уве­рен­ность. Ведь фиван­ским вла­стям тот­час донес­ли, что в город вошли изгнан­ни­ки. Они же, увле­чен­ные вином и яст­ва­ми, настоль­ко пре­не­брег­ли этой ново­стью, что не потруди­лись даже рас­спро­сить о ней. Слу­чи­лось и дру­гое собы­тие, еще яснее обна­ру­жив­шее их без­рас­суд­ство: одно­му из них, а имен­но Арх­и­ну, зани­мав­ше­му тогда в Фивах вер­хов­ный пост, доста­ви­ли пись­мо от Архия из Афин4, в кото­ром изла­га­лись все обсто­я­тель­ства ухо­да изгнан­ни­ков из горо­да. Пись­мо было пода­но ему как раз, когда он воз­ле­жал на пиру, и он, сунув его нерас­пе­ча­тан­ным под подуш­ку, ска­зал: важ­ные дела я остав­ляю на зав­тра. Но едва наста­ла ночь, как все эти пья­ни­цы были пере­би­ты изгнан­ни­ка­ми, кото­рых воз­глав­лял Пело­пид. Совер­шив это дело, они при­зва­ли народ к ору­жию и сво­бо­де и с помо­щью людей, сбе­жав­ших­ся не толь­ко из горо­да, но и со всех окрест­ных полей, выби­ли лакеде­мон­ский гар­ни­зон из кре­по­сти, осво­бо­ди­ли роди­ну от оков, а винов­ни­ков захва­та Кад­меи частью пере­би­ли, частью — изгна­ли.

4. В то вре­мя как про­ис­хо­ди­ли эти бур­ные собы­тия, Эпа­ми­нонд, пока шел бой с сограж­да­на­ми, сидел, как мы гово­ри­ли выше, дома, сло­жа руки. Поэто­му сла­ва осво­бож­де­ния Фив при­над­ле­жит цели­ком Пело­пиду, но почти все даль­ней­шие заслу­ги у них с Эпа­ми­нон­дом общие5. Так, в бит­ве при Левк­тре Эпа­ми­нонд был коман­дую­щим, а Пело­пид воз­глав­лял тот отбор­ный отряд, кото­рый пер­вым опро­ки­нул лакон­скую фалан­гу6. Участ­во­вал он и в дру­гих его пред­при­я­ти­ях — напри­мер, когда Эпа­ми­нонд оса­дил Спар­ту, он коман­до­вал одним из флан­гов, и еще ездил послом в Пер­сию, ради ско­рей­ше­го вос­ста­нов­ле­ния Мес­се­ны7. Корот­ко гово­ря, Пело­пид играл в Фивах вто­рую роль, но при этом едва усту­пал Эпа­ми­нон­ду.

5. Вме­сте с тем его пре­сле­до­ва­ла злая судь­ба. Ибо сна­ча­ла — мы упо­ми­на­ли об этом — он жил изгнан­ни­ком вда­ли от роди­ны. Потом, меч­тая при­ве­сти Фес­са­лию под власть фиван­цев, он вел пере­го­во­ры, счи­тая себя вполне защи­щен­ным зва­ни­ем посла, кото­рое счи­та­ет­ся свя­щен­ным по обы­чаю всех наро­дов, но тиран Алек­сандр Фер­ский схва­тил его вме­сте с Исме­ни­ем и бро­сил в тем­ни­цу. Осво­бо­дил его Эпа­ми­нонд, пошед­ший на Алек­сандра вой­ной8. Впо­след­ст­вии Пело­пид никак не мог про­стить тому, кто нанес ему оскорб­ле­ние, и пото­му уго­во­рил фиван­цев идти на помощь Фес­са­лии и выгнать из нее тира­нов. Полу­чив глав­ное коман­до­ва­ние в этой войне, он высту­пил в поход и, едва завидев вра­га, не замед­лил начать сра­же­ние. Во вре­мя боя Пело­пид узнал Алек­сандра. Пылая нена­ви­стью, погнал­ся он за ним на коне, но, слиш­ком ото­рвав­шись от сво­их, пал, прон­зен­ный тучей дро­ти­ков. Это слу­чи­лось перед самой победой, когда вой­ска тира­нов уже пода­ва­лись вспять9. За эту победу все горо­да Фес­са­лии почти­ли пав­ше­го Пело­пида золоты­ми вен­ка­ми и мед­ны­ми ста­ту­я­ми, а детям его пода­ри­ли обшир­ные земель­ные уго­дья.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Непот опус­ка­ет родо­слов­ную сво­его героя, начи­ная повест­во­ва­ние с рас­ска­за о его зна­ме­ни­том подви­ге. По дан­ным Плу­тар­ха (Пелоп. III), Пело­пид, сын Гип­пок­ла, родил­ся в бога­той ари­сто­кра­ти­че­ской семье, не усту­пав­шей знат­но­стью дому Эпа­ми­нон­да. Год рож­де­ния Пело­пида опре­де­ля­ет­ся при­бли­зи­тель­но: в 384 г. он сра­жал­ся под Ман­ти­не­ей, а в 379 г. счи­тал­ся самым моло­дым из заго­вор­щи­ков (Плут. Пелоп. VII), сле­до­ва­тель­но, в кон­це 80-х гг. ему было лет 25—30, т. е. родил­ся он где-то меж­ду 410—405 гг. до н. э.
  • 2Олинф — гла­ва сою­за горо­дов, рас­по­ло­жен­ных на полу­ост­ро­ве Хал­киди­ка во Фра­кии. В середине 80-х гг. Хал­кид­ская лига актив­но рас­ши­ря­ла свои гра­ни­цы, захва­тив южную Македо­нию и пре­тен­дуя на погло­ще­ние ряда сосед­них гре­че­ских горо­дов. Посколь­ку внут­ри это­го объ­еди­не­ния авто­но­мия отдель­ных чле­нов упразд­ня­лась на осно­ве введе­ния еди­но­го обще­со­юз­но­го граж­дан­ства, Спар­та доби­ва­лась роспус­ка Хал­кид­ско­го сою­за в соот­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ни­я­ми Антал­кидо­ва мира. Пред­лог для пря­мо­го вме­ша­тель­ства дала ей жало­ба несколь­ких горо­дов, про­ти­вя­щих­ся вклю­че­нию в Хал­кид­скую лигу. Афи­ны и Фивы были в друж­бе с Олин­фом еще со вре­мен Коринф­ской вой­ны. Фиван­ские вла­сти изда­ли поста­нов­ле­ние, запре­щав­шее граж­да­нам Фив участ­во­вать в войне с Хал­кид­ским сою­зом. В 382 г. афин­ские и бео­тий­ские послы вели пере­го­во­ры о заклю­че­нии сою­за с Олин­фом (Ксен. Греч. ист. V, 2, 15); в авгу­сте того же года через Фивы про­хо­ди­ла рать Фебида. В све­те этих фак­тов захват Кад­меи кажет­ся не слу­чай­ным собы­ти­ем. Мол­ва при­пи­сы­ва­ла ини­ци­а­ти­ву это­го дела спар­тан­ско­му царю Аге­си­лаю.
  • 3Заго­вор Пело­пида осу­ще­ст­вил­ся в декаб­ре 379 г. Ход собы­тий подроб­но изло­жен у Плу­тар­ха (Пелоп. VII—XIII) и Ксе­но­фон­та (Греч. ист. V, 4, 1—12). 12 (по Плу­тар­ху) или 7 (по Ксе­но­фон­ту) моло­дых эми­гран­тов про­ник­ли в Фивы. В горо­де их под­жида­ли 30 мест­ных заго­вор­щи­ков. Осталь­ные участ­ни­ки заго­во­ра вхо­ди­ли в отряд двух афин­ских стра­те­гов, сто­яв­ший нагото­ве на гра­ни­це Атти­ки и Бео­тии.
  • 4Арх­ин или Архий (у Плу­тар­ха) фиван­ский — поле­марх того года. Архий афин­ский — жрец-иеро­фант, госте­при­и­мец сво­его фиван­ско­го тез­ки.
  • 5Глав­ную роль сре­ди заго­вор­щи­ков, вошед­ших в Фивы, игра­ли Пело­пид и Мелон, сре­ди город­ских участ­ни­ков заго­во­ра — Харон. Все трое ста­ли пер­вы­ми поле­мар­ха­ми осво­бож­ден­ных Фив. Неко­то­рые древ­ние авто­ры назы­ва­ют их беотар­ха­ми, но Бео­тий­ский союз в 378 г. еще не был вос­ста­нов­лен. Когда же он воз­ро­дил­ся, 7 его беотар­хов про­изо­шли, види­мо, от фиван­ских долж­ност­ных лиц — трех поле­мар­хов и четы­рех син­ди­ков (функ­ции послед­них неяс­ны), назы­вав­ших­ся общим име­нем — архон­ты. Семь архон­тов встре­ча­ют­ся и в дру­гих бео­тий­ских горо­дах. При­ме­ча­тель­но сов­па­де­ние этой циф­ры с чис­лом заго­вор­щи­ков у Ксе­но­фон­та.

    По свиде­тель­ству Плу­тар­ха (Пелоп. VIII), вожди заго­вор­щи­ков, т. е. учреди­те­ли фиван­ской демо­кра­тии, про­ис­хо­ди­ли из луч­ших фиван­ских домов. Этот фено­мен — ари­сто­кра­ты во гла­ве демо­кра­ти­че­ской пар­тии — харак­тер­ное явле­ние антич­ной исто­рии.

  • 6Отбор­ный отряд — это «свя­щен­ный отряд», суще­ст­во­вав­ший в Фивах с неза­па­мят­ных вре­мен. Состав­ляв­шие его пары знат­ных моло­дых людей носи­ли древ­ние назва­ния воз­ниц (гениохов) и колес­ни­чих (пара­ба­тов). В 479 г. фиван­ский «свя­щен­ный отряд» погиб в бит­ве при Пла­те­ях, сра­жа­ясь на сто­роне пер­сов. Был вос­ста­нов­лен ров­но через 100 лет Гор­гидом, дру­гом Эпа­ми­нон­да, вхо­див­шим в тро­и­цу луч­ших фиван­ских пол­ко­вод­цев того вре­ме­ни (Эпа­ми­нонд — Пело­пид — Гор­гид). В мир­ное вре­мя «свя­щен­ный отряд» нес кара­ул в Кад­мее, полу­чая содер­жа­ние от горо­да.
  • 7Итак, из дея­ний Пело­пида Непот упо­ми­на­ет подвиг при Левк­трах, уча­стие в оса­де Спар­ты в 370 г., посоль­ство в Пер­сию в 367 г. (см. об этих собы­ти­ях во всту­пи­тель­ной ста­тье). Опу­ще­ны бран­ные труды Пело­пида 70-х годов, когда он отра­жал кара­тель­ные набе­ги спар­тан­цев на Бео­тию и вос­ста­нав­ли­вал Бео­тий­ский союз; в те годы осо­бен­но сла­ви­лась его победа при Теги­ре (Плут. Пелоп. XVI). Не упо­ми­на­ет­ся и пер­вый удач­ный поход в Фес­са­лию в 369 г. С пер­во­го года сво­бо­ды (378 г.) до самой смер­ти Пело­пид зани­мал пост беотар­ха или пред­во­ди­те­ля «свя­щен­но­го отряда» (Плут. Пелоп. XV; Диод. XV, 81).
  • 8Собы­тия 368 — нача­ла 367 г. (см. всту­пи­тель­ную ста­тью). Подроб­ный рас­сказ — см. Плут. Пелоп. XXVII—XXIX.
  • 9Пело­пид погиб в 364 г. в бит­ве при Кинос­ке­фа­лах на том самом месте, где в 197 г. до н. э. рим­ляне раз­би­ли македон­ско­го царя Филип­па. Подроб­но­сти бит­вы — см. Плут. Пелоп. XXXII. Непот оши­ба­ет­ся, гово­ря о тира­нах во мно­же­ст­вен­ном чис­ле, ибо един­ст­вен­ным про­тив­ни­ком Пело­пида был в это вре­мя Алек­сандр Фер­ский.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004404 1364004408 1364004409 1479001700 1479001800 1479001900