БЮСТ (итал.-франц. погрудное изображение), поплечное или погрудное скульптурное изображение человека, наиболее распространенный вид скульптурного портрета. Искусство бюста берет начало от греческих герм, получает дальнейшее развитие в эпоху эллинизма (3—
|
||
1.
Денарий, серебро Рим, 58 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек. РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка. | ||
2.
Денарий, серебро Рим, 58 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек. РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка. | ||
3.
Сестерций, медь Септимий Север Рим, 193—196 гг. | ||
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня). РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
4.
Асс, медь Септимий Север Рим, 207 г. | ||
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон). РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо. В обрезе: S. C. | ||
5.
Асс, бронза Август Кефалления**, 30—28 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?). РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделенная хвостом, C PROCVLEI L F. | ||
6.
Аурей, золото Траян Рим, 112—114 гг. | ||
АВЕРС: IMP. TRAIANVS AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах вправо. РЕВЕРС: Вид форума Траяна; фасад образуется шестью колоннами на подиуме из двух ступеней, несущими тяжелый центральный пролет и два меньших на каждой стороне; между двумя пролетами есть четыре ниши; и левая и правая стороны обозначены колонной и нишей; в интерколюмниях с фронтальной стороны есть проход в центре и четыре небольшие ниши со статуями, две слева, две справа; над каждой сверху круглый щит; наверху статуи: в центре, анфас, квадрига с возничим, слева и справа от нее воины, ведущие квадригу, по бокам трофеи и Виктории (?). В обрезе: FORVM TRAIAN. | ||
7.
Аурей, золото Гордиан III Рим, 241—243 гг. | ||
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VIRTVTI AVGVSTI — Геркулес, обнаженный, стоит вправо, держит правую руку за спиной (RIC: опирается правой рукой в бок) и в левой руке держит дубину, поставленную на камень; рядом с дубиной — львиная шкура. | ||
8.
AE 32, медь Клавдий Никея, 47—48 гг. | ||
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево. РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ. | ||
9.
AE 22, бронза Клавдий Полиррения, 41—43 гг. | ||
АВЕРС: ΤΙ. ΚΛΑΥΔΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡ ΓΕΡΜΑ. ΣΕΒΑ. — обнаженная голова Клавдия влево. РЕВЕРС: ΟΥΑΛΕΡΙΑ ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ — бюст Мессалины вправо. | ||
10.
AE 18, медь Клавдий Эги, 43—48 гг. | ||
АВЕРС: ΜЄCCΑΛЄΙΝΑ CЄΒΑCΤΗ — драпированный бюст Мессалины вправо. РЕВЕРС: ΑΙΓΑЄωΝ — Зевс (CNG: Зевс Этофор [аквилифер, знаменосец]) стоит анфас, голова обращена влево, держит орла и скипетр. |