Стивенсон. Словарь римских монет

CON­COR­DIA. — Боги­ня Согла­сия была объ­ек­том рели­ги­оз­ной веры и покло­не­ния рим­лян, пото­му что бла­го­да­ря ее вла­сти и вли­я­нию «малые вещи ста­но­ви­лись вели­ки­ми». Как выра­зил­ся Сал­лю­стий, «согла­си­ем малые государ­ства укреп­ля­ют­ся, от раз­но­гла­сия вели­чай­шие рас­па­да­ют­ся».

В ее честь в Риме был воз­двиг­нут вели­ко­леп­ный храм; после уни­что­жив­ше­го его пожа­ра он был вновь отстро­ен сена­том и наро­дом. Тибе­рий доба­вил это­му зда­нию несколь­ко пре­крас­ных укра­ше­ний и посвя­тил его Боже­ст­вен­но­му Авгу­сту. Суще­ст­во­ва­ли так­же хра­мы Согла­сия в дру­гих квар­та­лах горо­да. Празд­ник этой боги­ни отме­чал­ся 16 янва­ря, в день посвя­ще­ния ее глав­но­го хра­ма.

Согла­сию покло­ня­лись в обра­зе аиста, — либо пото­му, что эта пти­ца счи­та­лась посвя­щен­ной Согла­сию, либо пото­му, что она все­гда про­яв­ля­ет согла­сие со сво­и­ми роди­те­ля­ми и при­вя­зан­ность к ним. На дру­гих моне­тах Согла­сие сим­во­ли­зи­ру­ет фигу­ра голу­бя. См. CON­COR­DIA Фау­сти­ны Млад­шей. На сереб­ря­ной моне­те Юлии, доче­ри Тита, «Согла­сие импе­ра­три­цы» сопро­вож­да­ет пав­лин.

Более рас­про­стра­не­ны типы Согла­сия (осо­бен­но CON­COR­DIA AVGVSTI или AVGVSTORVM), на кото­рых боги­ня пред­став­ле­на в обра­зе жен­щи­ны, сидя­щей или сто­я­щей в оди­но­че­стве, дер­жа­щей в одной руке пате­ру или ветвь, а в дру­гой — копье (has­ta) или рог изоби­лия. Часто встре­чаю­щий­ся сим­вол Согла­сия — две соеди­нен­ные пра­вые руки. Ино­гда они дер­жат каду­цей, к кото­ро­му изред­ка при­со­еди­не­ны два рога изоби­лия. Две соеди­нен­ные пра­вые руки, дер­жа­щие кры­ла­тый каду­цей, мож­но увидеть на моне­тах Анто­ни­ев и дру­гих семей: они либо ука­зы­ва­ют на согла­сие и мир меж­ду три­ум­ви­ра­ми для вос­ста­нов­ле­ния рес­пуб­ли­ки (Tri­um­vi­ri Rei­pub­li­cae Con­sti­tuen­dae), либо озна­ча­ют согла­сие и гар­мо­нию Цеза­ря и сена­та.

с.242 Согла­сие дер­жит перед собой пате­ру над алта­рем, чтобы его уси­ли­ли и под­твер­ди­ли рели­ги­оз­ные обряды. В этих слу­ча­ях боги­ня изо­бра­же­на с двой­ным рогом изоби­лия и ино­гда рядом с ней поме­ще­на звезда.

См. также:
CONCORDIA (Джонс. Словарь античных римских монет)
КОНКОРДИЯ (Словарь античности)
КОНКОРДИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 241—242.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Арка Септимия Севера).
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Храм Веспасиана и Тита, Табулярий).
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 118 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия.
В обрезе: CONCORD.
2. Аурей, золото
Каракалла
Рим, 202 г.
АВЕРС: ANTON. P. AVG. PON. TR. P. V COS. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — парный профильный портрет Септимия Севера и Юлии Домны вправо на полумесяце; бюст Септимия Севера в лучистом венце, доспехах, драпировке; бюст Юлии Домны в стефане и драпировке.
3. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, VI мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — император стоит вправо, обменивается рукопожатием с Конкордией, стоящей влево.
В обрезе: XXIVI
4. Денарий, серебро
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. TR. P. — голова Вителлия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA P. R. — Конкордия (Согласие) сидит влево, держит патеру и двойной рог изобилия.
5. Аурей, золото
Адриан
Рим, 137 г.
АВЕРС: L. AELIVS CAESAR — обнаженная голова Элия Цезаря вправо.
РЕВЕРС: TRIB. POT. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на рог изобилия, находящийся на боковой стороне трона.
В обрезе: CONCORD.
6. Сестерций, бронза
Гордиан III
240 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILIT. — богиня Конкордия (Согласие) сидит на троне влево и держит в правой руке патеру и двойной рог изобилия — в левой.
В обрезе: S. C.
7. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 145 г.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально — в левой.
8. Аурей, серебро
Дидий Юлиан
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. DID. SEVER. IVLIAN. AVG. — драпированный бюст Дидия Юлиана, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORD. MILIT. — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит вертикально легионного орла в правой руке и штандарт — в левой.
9. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — Аврелиан и Конкордия обмениваются рукопожатием.
В обрезе: VII
10. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА