Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЛУК

Ar­cus, лук; кон­цы его (cor­nua, ca­pi­ta) обык­но­вен­но были загну­ты квер­ху, тети­ва назы­ва­лась chor­da; на войне он слу­жил ору­жи­ем осо­бо­му раз­ряду пехоты, стрел­кам, кото­рые мог­ли на рас­сто­я­нии 150 шагов стре­лять с такой силой, что стре­лы про­би­ва­ли бро­ню и щит; ср. Ar­ma, 7.

См. также:
ЛУК (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 135.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ДЕЗЕРТИР • ДОРИФОРЫ • ДЕКУМАНСКИЕ ВОРОТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эрот.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аполлон и Дафна.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2. 13).
Четвертый стиль. 60—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эрот, натягивающий лук.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу 2-й пол. IV в. до н. э. скульптора Лисиппа.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Статуя Артемиды.
Фреска из Помпей (VI. 17. 10).
50—1 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
10. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
2. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два круглых щита, шлем, поножи, лук, колчан и копье.
В поле, слева и справа: S. C.
3. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
4. денарий, серебро
75 г. до н.э.
АВЕРС: Крылатый бюст Купидона вправо, с луком и колчаном на ремне за плечом; сзади MAXSVMVS вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Двухколонный храм (дистиль); внутри две статуи богов: слева Юпитер держит посох, над ним на фронтоне молния; справа богиня Свободы (Libertas), над ней на фронтоне шапка вольноотпущенника (pileus); внизу C EGNATIVS CN F; справа CN N вверх; слева контрольная метка. Кайма из точек.
5. Аурей, золото
Публий Клодий
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
6. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: DIANAE VICTR. — Диана стоит вправо, держит лук и достает стрелу, рядом стоит олень.
7. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
8. Тетрадрахма, серебро
Селевк IV Филопатор
Ака-Птолемаида, 180—175 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка IV в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — повязанная лентой пальмовая ветвь и монограмма.
В обрезе: ΙΑ
9. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Антиохия, 226—223 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — еще одна монограмма.
10. Тетрадрахма, серебро
Селевк IV Филопатор
Антиохия, 187—175 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка IV в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — пальмовая ветвь и венок.
В обрезе: монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА