Словарь античности

ЛУНА (лат. Mond).


1. Рим­ская боги­ня Луна отож­дествля­лась с гре­че­ской Селе­ной; ее хра­мы сто­я­ли на Пала­тин­ском и Авен­тин­ском хол­мах. Кар­ти­на Луны Тин­то­рет­то.


2. В эпо­ху антич­но­сти изу­ча­ли физи­че­ские осо­бен­но­сти Луны При­мер­но в 460 до н. э. Ана­к­са­гор отверг гипо­те­зу о том, что луна — рас­ка­лен­ное небес­ное тело, осве­щен­ное внут­рен­ним све­том, и на осно­ва­нии мате­ма­ти­че­ских рас­че­тов дока­зал, что 4 фазы луны объ­яс­ня­ют­ся ее обра­ще­ни­ем вокруг Зем­ли в тече­ние меся­ца. Фалес поло­жил нача­ло тра­ди­ции пред­ска­зы­вать лун­ные затме­ния с помо­щью дан­ных вави­лон­ских аст­ро­но­мов. Око­ло 130 до н. э. Гип­парх из Никеи, изу­чив коле­ба­ния в пери­о­дах обра­ще­ния луны вокруг Зем­ли (т. н. эвек­ти­он), раз­ра­ботал тео­рию дви­же­ния луны, объ­яс­нив изме­не­ние ее ско­ро­сти на орби­те. По Пто­ле­мею, этот пери­од состав­лял 32 дня.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ДЕИФОБА • ДЕЙНО • ДЕЙОНЕЙ, ДЕИОНЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. ТОРЕВТИКА. Рим.
Двусторонняя треугольная вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену.
Листовая бронза, чеканка.
Вена, Музей истории искусств.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пасторальная сцена (левая торцовая поверхность саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (левая боковая панель).
Мрамор. Середина II в. н. э.
Производство Малой Азии (район Смирны)
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (правая боковая панель).
Мрамор. Середина II в. н. э.
Производство Малой Азии (район Смирны)
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальная панель.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания.
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Ее волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла возлежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на ее лбу и над ее головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в ее правой руке зажженный факел; позади Суллы — Виктория с распростертыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: ROMA AETERNA — Рома, в шлеме, в драпировке, сидит влево на доспехах, держит головы Солнца, в лучистом венце, и Луны, на полумесяце в правой руке, и в левой — вертикально держит копье; сзади — круглый щит.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75—79 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Этернитас (Вечность) стоит влево, держит головы Солнца и Луны; у ее ног небольшой алтарь с огнем.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА