Словарь античности

ЛУНА (лат. Mond).


1. Рим­ская боги­ня Луна отож­дествля­лась с гре­че­ской Селе­ной; ее хра­мы сто­я­ли на Пала­тин­ском и Авен­тин­ском хол­мах. Кар­ти­на Луны Тин­то­рет­то.


2. В эпо­ху антич­но­сти изу­ча­ли физи­че­ские осо­бен­но­сти Луны При­мер­но в 460 до н. э. Ана­к­са­гор отверг гипо­те­зу о том, что луна — рас­ка­лен­ное небес­ное тело, осве­щен­ное внут­рен­ним све­том, и на осно­ва­нии мате­ма­ти­че­ских рас­че­тов дока­зал, что 4 фазы луны объ­яс­ня­ют­ся ее обра­ще­ни­ем вокруг Зем­ли в тече­ние меся­ца. Фалес поло­жил нача­ло тра­ди­ции пред­ска­зы­вать лун­ные затме­ния с помо­щью дан­ных вави­лон­ских аст­ро­но­мов. Око­ло 130 до н. э. Гип­парх из Никеи, изу­чив коле­ба­ния в пери­о­дах обра­ще­ния луны вокруг Зем­ли (т. н. эвек­ти­он), раз­ра­ботал тео­рию дви­же­ния луны, объ­яс­нив изме­не­ние ее ско­ро­сти на орби­те. По Пто­ле­мею, этот пери­од состав­лял 32 дня.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИПАРИС • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ДАДУХИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Селена на колеснице, запряженной быками (правая торцовая поверхность саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания.
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Фронтальная панель.
Мрамор.
Дл. 252 см; выс. 132 см; шир.120 см.
Первая половина III в. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.
Мрамор.
Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Левый торцовый рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Парабьяго.
Серебро со следами позолоты.
2-я пол. IV в. н. э.
Милан, Городской археологический музей.
10. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Парабьяго. Деталь: Селена и Геспер.
Серебро со следами позолоты. 2-я пол. IV в. н. э.
Милан, Городской археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Ее волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла возлежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на ее лбу и над ее головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в ее правой руке зажженный факел; позади Суллы — Виктория с распростертыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: ROMA AETERNA — Рома, в шлеме, в драпировке, сидит влево на доспехах, держит головы Солнца, в лучистом венце, и Луны, на полумесяце в правой руке, и в левой — вертикально держит копье; сзади — круглый щит.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75—79 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Этернитас (Вечность) стоит влево, держит головы Солнца и Луны; у ее ног небольшой алтарь с огнем.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА