Мифы народов мира

ДИА́НА (Dia­na), в рим­ской мифо­ло­гии боги­ня рас­ти­тель­но­сти, родо­вспо­мо­га­тель­ни­ца, оли­це­тво­ре­ние луны. Была отож­дест­вле­на с Арте­ми­дой и Гека­той, полу­чив эпи­тет Три­вия — «боги­ня трёх дорог» (её изо­бра­же­ние поме­ща­лось на пере­крёст­ках), тол­ко­вав­ший­ся так­же как знак трой­ной вла­сти Диа­ны: на небе, зем­ле и под зем­лёй (Serv. Verg. Aen. IV 511). Осо­бен­но извест­ны свя­ти­ли­ща Диа­ны на горе Тифа­те в Кам­па­нии (отсюда эпи­тет Диа­ны Тифа­ти­на) и в рай­оне Ари­ция в роще на озе­ре Неми (VI 136; VII 515). Диа­на счи­та­лась боги­ней — покро­ви­тель­ни­цей Латин­ско­го сою­за, и с пере­хо­дом гла­вен­ства в этом сою­зе к Риму царём Сер­ви­ем Тул­ли­ем был осно­ван на Авен­тине храм Диа­ны, став­ший излюб­лен­ным местом куль­та для про­ис­хо­див­ших из пере­се­лив­ших­ся в Рим или взя­тых в плен лати­нян, пле­бе­ев и рабов; годов­щи­на осно­ва­ния хра­ма счи­та­лась празд­ни­ком рабов — ser­vo­rum dies (Liv. I 45; Dion. Ha­lic. IV 26; Ovid. Fast. III 26). Это обес­пе­чи­ло Диане попу­ляр­ность сре­ди низ­ших клас­сов, состав­ляв­ших мно­го­чис­лен­ные кол­ле­гии её почи­та­те­лей, из кото­рых осо­бен­но извест­на бла­го­да­ря сохра­нив­ше­му­ся уста­ву кол­ле­гия Диа­ны и Анти­ноя в Лану­вии (CIL XIV 2112). С хра­мом Диа­ны на Авен­тине свя­за­но пре­да­ние о необык­но­вен­ной коро­ве, вла­дель­цу кото­рой было пред­ска­за­но, что тот, кто при­не­сёт её в жерт­ву Диане в этом хра­ме, обес­пе­чит сво­е­му горо­ду власть над Ита­ли­ей. Царь Сер­вий Тул­лий, узнав об этом пред­ска­за­нии, хит­ро­стью завла­дел коро­вой, при­нёс её в жерт­ву и при­кре­пил её рога в хра­ме. Диа­на счи­та­лась оли­це­тво­ре­ни­ем луны, так же как её брат Апол­лон в пери­од позд­не­рим­ской антич­но­сти иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с солн­цем. Впо­след­ст­вии отож­дествля­лась с Неме­сидой и кар­фа­ген­ской небес­ной боги­ней Целе­стой. В рим­ских про­вин­ци­ях под име­нем Диа­ны почи­та­лись тузем­ные боги­ни — «хозяй­ки леса», боги­ни-мате­ри, пода­тель­ни­цы рас­ти­тель­но­го и живот­но­го пло­до­ро­дия.

Е. М. Шта­ер­ман

См. также:
ДИАНА (Словарь античности)
ДИАНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 376.
См. по теме: ЭГЕСТИС • ДУЕЛЛОНА • DIESPITER • ДИСКОРДИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Диана и Актеон. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
Туф.
470-е—460-е гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская (т. н. Великая Артемида).
Мрамор.
Римская копия 98—117 гг. деревянной статуи VII в. до н. э.
Сельчук, Эфесский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Артемиды.
Мрамор. Римская работа II в.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Артемида.
Бронза. Сер. IV в. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (фрагмент рельефа).
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
6. ГЛИПТИКА. Греция.
Артемида с факелами.
Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э.
Мастер Аполлоний.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).
Мрамор.
200—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диана (Артемида)-охотница, известная как «Диана Версальская». Тип «Севилья — Палатин».
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. раннеэллинистического бронзового оригинала, приписываемого Леохару (ок. 325 г. до н. э.).
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА.
Диана и Эндимион.
Паоло Андреа Трискорни (1757—1833).
Мрамор.
Высота 140, длина 151.
Подпись справа на подставке: P. TRISCORNI
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Афина, Аполлон, Гермес, Артемида (верхний регистр). Военные сборы (нижний регистр).
Краснофигурный кратер. Апулия.
Приписывается Мастеру Балтимора.
Глина.
Ок. 330—320 гг. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Нью-Йорк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
3. Аурей, золото
Публий Клодий
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
4. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: DIANAE VICTR. — Диана стоит вправо, держит лук и достает стрелу, рядом стоит олень.
5. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—242 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DIANA LVCIFERA — Диана, в драпировке, стоит во фронт, голова вправо, держит длинный горящий факел в обеих руках.
6. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Милет, 129—130 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диана Милетская (RIC: Эфесская) стоит фронтально в высоком головном уборе, держит патеру в правой руке, и лук — в левой; позади нее влево стоит олень.
7. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
10. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА