Тога (у греческих авторов τήβεννα). Древнейшим римским костюмом был плащ из плотной шерсти, надетый на набедренную повязку или передник [Subligaculum]. Этот шерстяной плащ назывался тогой, и её носили не только мужчины и мальчики, но и женщины. В помещении или во время тяжёлой работы в поле её снимали, но, как свидетельствует рассказ о Цинциннате, это была единственная пристойная одежда, допустимая вне дома. Цинциннат пахал своё поле, когда посланцы сената прибыли к нему с известием о его назначении диктатором; завидев их, он немедленно отправил жену домой за тогой, чтобы принять их в приличном виде (Liv. III. 26. 9). В правдивости этой истории можно усомниться, но она хорошо отражает римские представления об этом вопросе. Однако со временем, по мере того, как римляне становились всё более цивилизованным народом, их одежда менялась. Они начали носить рубахи с.846 [Tunica], подобные греческим и этрусским, а тога стала более объёмной и свободной. В результате она оказалась бесполезной для активных занятий, как на войне, где её место занял более удобный военный плащ (Sagum), так и в мирное время, где её заменили разные виды застёгивающихся или закрытых плащей (Laena, Lacerna, Paenula и др.). Как часто бывает, по мере того, как тога вытеснялась из повседневной жизни и повсеместного использования, возрастало её значение как церемониального облачения. Уже в III в. до н. э., а вероятно даже раньше, тога, наряду с кальцеями (Calceus) считалась характерным символом римского гражданства. Её не дозволялось надевать иноземцам (Suet. Cl. 15) и даже изгнанным римлянам (Plin. Ep. IV. 11. 3), но магистраты носили её всегда как символ своей должности. Действительно, появление магистрата на публике в греческом плаще [Pallium] и сандалиях (см. примеры в статье Solea) воспринималось всеми римлянами, кроме чуждого условностей простонародья, как чрезвычайно неподобающее, а то и преступное поведение (ср. Cic. pro Rab. 9. 26). Например, Август так возмутился, увидев собрание граждан, одетых не в тоги, что, процитировав гордые строки Вергилия «Romanos rerum dominos gentemque togatam»[1], он приказал эдилам обеспечить, чтобы в будущем никто не появлялся на форуме или в цирке без тоги (Suet. Aug. 40). При таком отношении императора неудивительно, что тога оставалась придворным платьем в эпоху Империи (Spart. Sever. 1. 7), хотя она в любом случае заняла бы это место ввиду социальных обычаев Рима. Именно в тогах клиенты наносили визиты своим патронам [Salutatio], не забывая при этом обуться в башмаки (calceus) (Juv. I. 119; ср. Tertull. Pall. «calceos… proprium togae tormentum»[2]; и о кальцеях Mart. I. 103. 5, 6; Hor. Sat. I. 3. 31—
Лучший рассказ о форме и способе ношения тоги содержится у Исидора (Orig. XIX. 24. 3): «Toga dicta quod velamento sui corpus tegat atque operiat. Est autem pallium purum forma rotunda effusiore et quasi inundante sinu et sub dextro veniens supra sinistrum ponitur humerum»[3]. Её характерная особенность — закруглённость (ср. Quint. Inst. XI. 3. 139: «Ipsam togam rotundam esse et apte caesam velim»[4]), отличавшая её от квадратного греческого плаща, или паллия (pallium) и староримского рециния (recinium). Но тога вовсе не была круглой, как свидетельствует Дионисий Галикарнасский (III. 61), называющий её «полукруглое покрывало» (περιβόλαιον ἡμικύκλιον), и ещё более ясно — целая серия римских портретных статуй в тогах. На самом деле эти статуи служат нам главным источником о форме тоги, а литературные упоминания можно использовать лишь для иллюстрации этих свидетельств, но не для их исправления. Предыдущие исследователи, работавшие в нашем веке, на удивление часто пренебрегали этими памятниками, хотя весьма усердно собирали и сравнивали все многочисленные пассажи, связанные с ношением тоги.
Действительно, только в последние тридцать-сорок лет Вайс и фон Лауниц, а позднее А. Мюллер исследовали этот вопрос с использованием скульптурных свидетельств.
Рис. 1. Тога, согласно Вайсу. |
Вайс, за которым следует Марквардт, считал, что все возникающие проблемы решает предположение о плаще овальной формы, хоть и с заострёнными концами, к которому иногда крепилась кайма (рис. 1). С другой стороны, фон Лауниц показал, что, хотя ранние статуи действительно одеты в тогу такой формы, однако её невозможно уложить в ту более обычную и характерную форму тоги, которую мы видим на более поздних статуях.
Рис. 2. Тога, согласно фон Лауницу. |
После многочисленных экспериментов, которые он воплотил в образцовой тоге на манекене и распространил по немецким школам, он придумал сложную форму, отвечающую его цели. Это полумесяц, задняя часть которого представляет собой эллиптическую дугу, а к вогнутой стороне пришит круглый кусок ткани F R A шириной около трети дуги (рис. 2). Оба варианта тоги имели огромные размеры и их длина по меньшей мере втрое превышала высоту человека до плеч. Если взять за образец модель фон Лауница, то способ её ношения хорошо виден на статуе Дидия Юлиана (рис. 3). Сначала с.847 человек оставлял около трети тоги (как видно на рис. 4) висеть впереди, набросив её на левое плечо (на рис. 2 E — точка, где тога помещается на плечо), так что её конец оказывался между его лодыжками (a = J на рис. 2).
Рис. 3. Статуя Дидия Юлиана (Лувр). |
Рис. 4, 5. Наброски, показывающие, как надевалась тога. |
Затем он брал остальную ткань и, как сообщает Исидор (loc. cit.) протягивал её за спиной, под правым плечом и через грудь по диагонали, а затем снова перебрасывал через левое плечо. После этого вес конца, наброшенного на левое плечо, удерживал всё одеяние на месте. Однако это описание — за исключением конца тоги между лодыжками — применимо к паллию не хуже, чем к тоге. Но складки тоги были усложнены: во-первых, эта её часть (свисавшая с левого плеча впереди) вытягивалась вперёд и нависала над складкой (b), которая шла по диагонали из-под правой руки к левому плечу; во-вторых, эта диагональная складка представляла собой не просто вывернутый край тоги, но что-то вроде передника или перевязи, проходящей из-за правого плеча к левому. Эта любопытная складка полностью закрывала левое бедро и спадала вниз до колена. Несомненно, именно эту часть в древности называли синусом (sinus), и одно из главных достоинств модели фон Лауница состоит в том, что она проливает свет на замечание Квинтилиана (F R A на рис. 2 — это синус). В классическом свидетельстве по данному вопросу (XI. 137 слл.) этот автор сообщает, что в древности тоги не имели синуса и даже впоследствии синусы были узкими («Nam veteribus nulli sinus; perquam breves post illos fuerunt»). Если маленький отрезок ткани, пришитый к вогнутой стороне полумесяца, представлял собой синус, то это хорошо объясняет тот факт, что более ранние формы тоги можно изобразить без него, в соответствии с образцом Вайса. В процитированном пассаже Квинтилиан даёт своему оратору указания о том, как красиво уложить тогу, и его замечания очень важны как свидетельство о способе её ношения. Он советует оратору подпоясывать тунику так, чтобы впереди она спускалась чуть ниже колен, а сзади касалась икр. Если оратор имел право на тунику с широкой полосой (latus clavus), то она могла быть немного длиннее («cui lati clavi jus non erit, ita cingatur ut tunicae prioribus oris infra genua paullum posterioribus ad medios poplites usque perveniant»). Тога, надевавшаяся сверху, должна быть закруглённой и хорошо скроенной, иначе она в разных отношениях будет выглядеть непропорционально. Лучше всего, когда передняя часть тоги доходит до середины голеней, а задняя должна быть выше настолько же, насколько и пояс. Синус выглядит лучше всего, когда он расположен намного выше подола тоги и никогда не должен спускаться ниже него. Та часть тоги, которая пропускается под правым плечом и по диагонали поднимается влево, подобно перевязи, не должна ни сдавливать грудь, ни быть слишком свободной. Та часть тоги, которая надевается в последнюю очередь, должна быть длиннее, ибо тогда она сидит лучше и хорошо держится. («Ipsam togam rotundam esse et apte caesam velim. Aliter enim multis modis fiet enormis. Pars eius prior mediis cruribus optime terminatur, posterior eadem portione qua cinctura. Sinus decentissimus, si aliquanto supra imam togam fuerit nunquam certe sit inferior. Ille qui sub humero dextro ad sinistrum oblique ducitur velut balteus nec strangulet, nec fluat. Pars togae quae postea imponitur sit inferior nam ita et sedet melius et continetur»). Квинтилиан прибавляет, что плечо и шея не должны закрываться, так как от этого складки тоги выглядит менее плавными и внушительными. Что касается позы, то левое предплечье должно быть согнуто под прямым углом и располагаться так, чтобы края тоги слева ниспадали одинаковыми складками с обеих сторон.
Почти все эти особенности отражены на статуях, хотя, конечно, в большинстве случаев скульптор, должно быть, смягчил угловатость позы. Даже без античных свидетельств несложно догадаться, что одежда, которую носили столь сложным способом, представляла собой серьёзную трудность для модников. Однако Тертуллиан весьма забавно упоминает о том, с каким трудом слуги, помогающие выдающимся людям одеваться (vestiplicus, Orelli, 2838), накануне старательно укладывают складки и фиксируют их щипцами, а также о том, как сложно носить тогу (Pall. 5: «Prius etiam ad simplicem captatelam eius nullo taedio constat: adeo nec artifice opus est qui pridie rugas ab exordio formet et inde deducat in tilias totumque contracti umbonis figmentum custodibus forcipibus assignet, dehinc diluculo tunica prius cingulo correpta — recognito rursus umbone et si quid exorbitavit reformato partem quidem de laevo promittat, ambitum vero eius ex quo sinus nascitur, iam deficientibus tabulis retrahat a scapulis et exclusa dextera in laevam adhuc congerat cum alio pari tabulato in terga devoto atque ita hominem sarcina vestiat»[5]). Главная цель всех этих приготовлений состояла в том, чтобы закрепить складку в форме перевязи, пересекавшую грудь. В процитированном выше пассаже она названа умбоном (umbo) (ср. Pers. V. 33); но в юмористическом описании одеяния Гортензия у Макробия говорится об искусном нодусе (artifex nodus). Гортензий перед зеркалом укладывал тогу так, чтобы эта перевязь удерживала складки и изгибы на месте и чтобы они закрывали лишь необходимую часть его бока и бедра. Такая укладка была, мягко говоря, ненадёжна, и сообщается, что Гортензий вызвал в суд друга, который по дороге толкнул его и привёл в беспорядок его одежду. Он и в самом деле воспринял смещение складки на своём плече как смертельное оскорбление (Sat. III. 13. 4).
Другим признаком римского щёголя был огромный размер его тоги (laxitas), и с.848 над людьми, по выражению Цицерона, «закутанными в целые паруса вместо тог» (Cat. II. 10. 22*), немало смеялись. Иногда тога была так велика, что волочилась позади, подобно одеянию трагического актёра; по крайней мере, Валерий Максим утверждает это о Тудитане (VII. 8. 4; ср. Mart. VII. 35), и сообщается также о том, что Калигула наступил на край тоги, запутавшейся у него между ног, и упал (Suet. Cal. 35: «ita proripuit se spectaculis ut calcata lacinia togae praeceps per gradus iret»[6]). Такие просторные тоги (togae laxae) ассоциировались с завитыми волосами и откровенно клеймились как дурновкусие (Tib. I. 6. 39: «tum procul absitis quisquis colit arte capillos, et fluit effuso cui toga laxa sinu»[7]; ср. Sen. Contr. II. 14), и Овидий советует влюблённому избегать их, если он желает произвести хорошее впечатление (Rem. Am. 679: «nec compone comas quia sis venturus ad illam, nec toga sit laxo conspicienda sinu»[8]); однако, если верить Тибуллу, такие тоги были очень популярны у влюблённых (II. 3. 81*: «nunc si clausa mea est si copia rara videndi heu miserum, laxam quid juvat esse togam»[9]). Классическое свидетельство содержится у Горация (Epod. IV. 7), где говорится о вольноотпущеннике, который носит тогу шириной в три ярда [ок. 270 см] и вызывает этим всеобщее негодование («Videsne sacram metiente te viam cum bis trium ulnarum toga, ut ora vertat huc et huc euntium liberrima indignatio»[10]). Античные комментаторы, и даже Исидор, считали, что имеется в виду длина, а не ширина тоги. Нет нужды говорить, что такая длина была бы слишком мала, а если учесть синус, который в таких случаях доходил до подола тоги, то подобные размеры вполне возможны — насколько можно ожидать правдоподобия от сатирика.
Этим «парусам» золотой молодёжи противопоставлялась узкая тога (toga arta: ср. Hor. Epist. I. 18. 30), которую носил этот сдержанный поэт, как и Август (Suet. Aug. 73: «togis neque restrictis neque fusis [usus est]»[11]).
Рис. 6. Статуя этрусского оратора (Флоренция). |
Рис. 7. Статуя в Дрездене (Беккер). |
Рис. 8. Статуя в Дрездене. |
Иногда, как в случае, например, Катона Утического («короткая тога», toga exigua, Hor. Epist. I. 19. 13), это, несомненно, была попытка вернуть древнюю форму, не имевшую, как сообщает Квинтилиан, синуса. Именно такую форму тоги мы видим на этрусской статуе под названием «Оратор» (Arringatore), которая сегодня находится во Флоренции; ибо римляне считали, что заимствовали тогу у этрусков. Другая статуя из Дрездена облачена в покрывало, едва ли достаточно закруглённое для тоги, однако обычно её используют как иллюстрацию для следующего замечания Квинтилиана о том, что из-за формы тоги древние ораторы должны были держать руку закутанной в тогу, подобно грекам. Немного похожую позу — обязательную во время обучения (tirocinium, Cic. Cael. 5. 11) и общепринятую в Греции [Pallium], — мы видим на другой дрезденской статуе, где рука, видимо, освободилась во время произнесения речи.
Существовал и другой способ ношения тоги — так называемый «габийский стиль» (cinctus Gabinus). Согласно Моммзену, это название восходит к долгим войнам римлян против Габий и вначале этот стиль имел чисто военный характер, так как в древнейшие времена тогу носили не только в мирное время, но и на войне. Его особенность состояла в том, что складка тоги окружала тело и служила поясом (Serv. ad Aen. VII. 612: «Gabinus cinctus est toga sic in tergum reiecta ut una (ima?) eius lacinia a tergo revocata hominem cingat»[12]; ср. Isid. Orig. XIX. 24. 7, «Cinctus Gabinus est cum ita imponitur toga ut togae lacinia quae postsecus reicitur attrahatur ad pectus»[13]). Одновременно часть тоги набрасывалась на голову (ср. Serv. ad Aen. V. 755), хотя, конечно, на войне это было невозможно. Габийский стиль сохранялся ещё долго после того, как вышел из повседневного использования, в ритуалах, связанных с определёнными военными жертвоприношениями (ср. Liv. V. 46. 2), например, когда открывался храм Януса (Verg. Aen. VII. 611). Он также использовался на празднестве Амбарвалий и при основании городов (ср. Verg. Aen. V. 755, и Serv. ad loc.); и именно так Деции покрывали головы, отдавая себя в жертву за отечество (Liv. VIII. 9. 9 и 7. 3).
Фест сообщает, что габийский стиль подразумевается в выражении «опоясанное войско» (classis procincta, Epit. p. 225; ср. p. 56, 12), с которым связано выражение «перепоясавшись» (in procinctu), описывающее одежду, в которой клятвенно заверяли завещание (testamentum). Однако в повседневной жизни солдаты едва ли носили тоги, поскольку даже в тех случаях, когда упоминается раздача тог солдатам, их число очень невелико (ср. Liv. XXIX. 36. 2, где 1200 тог сопутствуют 12000 туникам, и Liv. XLIV. 16. 4, где они соотносятся как 6000 к 30000). Поскольку дело обстояло именно так, с.849 тога стала одеждой, характерной для мирного времени, как то было в эпоху Цицерона (Pis. 30. 73: «Cedant arma togae concedat laurea laudi»[14]). В числе других древних стилей, сохранившихся до этого времени, было ношение тоги без туники (Gell. VI. 12. 3, «viri autem Romani primo quidem sine tunicis toga sola amicti fuerunt»[15]), и этот обычай соблюдали кандидаты на выборах почти до самого конца Республики (Plut. Quaest. Rom. 49, p. 276 C, διὰ τί τοὺς παραγγέλλοντας ἄρχειν ἔθος ἦν ἐν ἱματίῳ τοῦτο ποιεῖν ἀχίτωνας;[16] ср. Idem. Coriol. 14). Катон Утический, как и знаменитая семья Цетегов («опоясанные набедренниками» (cinctuti), Hor. Ars. Poet. 50: cf. Lucan II. 543, VI. 794; Sil. Ital. VIII. 587), сделал этот стиль своей привычкой, хотя рядовые римляне, как упоминалось выше, считали такой костюм не очень приличным.
Ещё один обычай по-прежнему предписывал носить тогу женщинам (ср. Serv. ad Aen. I. 282) — а именно, проституткам (meretrices) и распутным женщинам, приговорённым к ношению тоги (Juv. II. 68; Mart. II. 39, X. 52; Cic. Phil. II. 18. 44; Hor. Sat. I. 2, 63). Тога римского гражданина была белой (ср. Mart. VIII. 28. 11); но если он претендовал на должность, то отправлял её красильщику и затем появлялся на людях в белоснежной тоге (toga candida, ср. Polyb. X. 4. 8, τήβεννα λαμπρά). Согласно Исидору (Orig. XIX. 24. 6), ослепительное сияние белоснежной тоге придавалось за счёт какой-то особой подготовки мела, вот почему Персий говорит о «натёртом мелом соискании» (cretata ambitio). Этот обычай был запрещён плебисцитом в 432 г. до н. э. (Liv. IV. 25. 13), но данное решение, видимо, так никогда и не было проведено в жизнь. Юный римлянин надевал тогу гражданина, или «простую тогу» (toga pura), как символ своих гражданских прав, когда его официально объявляли совершеннолетним. Поэтому её называли «мужской тогой» (toga virilis) в противоположность тоге-претексте, которую носили мальчики. Обычно мужскую тогу надевали в праздник Либералий (17 марта: ср. Ovid. Fast. III. 771; Cic. Att. VI. 1. 12), в возрасте между 14 и 16 годами, хотя известны примеры, когда это делали мальчики в возрасте на пару лет младше или старше (ср. Marquardt J. Das Privatleben der Römer. Leipzig, 1879. S. 126 f.).
Претекста, которую носили свободнорожденные мальчики (Liv. XXXIV. 7. 2: «Liberi nostri praetextis purpura togis utuntur»[17]), представляла собой обычную тогу с пурпурной каймой. Её носили не только мальчики, но и все курульные магистраты (об эдилах ср.: Cic. Post Red. in Sen. 5. 12; о цензорах см.: Zonar. VII. 19). Она не полагалась квесторам, плебейским эдилам и плебейским трибунам (Plut. Quaest. Rom. 81, p. 283 B), хотя и являлась одной из привилегий магистратов в муниципиях и колониях. Ношение претексты считалось знаком отличия, и в ней хоронили бывших курульных магистратов, как и диктаторов (Liv. XXXIV. 7. 2). Им, видимо, дозволялось носить претексту пожизненно, но только на общественных церемониях или праздниках (ср. Cic. Phil. II. 43. 110, «cur non sumus praetextati»[18]). Право на претексту имели и жрецы, однако не во всех коллегиях. В числе жрецов, носивших претексту, упоминаются фламин Юпитера (Liv. XXVII. 8. 8), понтифики и триумвиры эпулоны (Idem. XXXIII. 42), авгуры (Cic. Sest. 69. 144) и арвальские братья. В эпоху Империи претекста нередко даровалась как символ высокого положения (ornamentum). Так, сенат предоставил Сеяну в числе прочих преторских инсигний и право носить претексту (Cass. Dio LVIII. 11; в целом см. по этому вопросу: Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Bd. 1, Aufl. 2. Leipzig, 1876. S. 392; Bd. 2. Leipzig, 1877. S. 522). Другой разновидностью тоги была «тёмная тога» (toga pulla) — одеяние тёмного цвета, в которое облачались люди во время траура (sordidati), что называлось «сменить одежды» (mutare vestem). Она имела тёмный цвет, откуда и происходит её название, и её носили не только те, кто понёс утрату, но и те, кому угрожала личная опасность, например — судебное обвинение (ср. Liv. VI. 20. 1, о Марке Манлии), а также в случае общественной смуты. Действительно, это была одна из разновидностей публичной демонстрации, и Цицерон ничем так не гордился, как тем фактом, что сенат решил надеть траур (vestis mutatio), когда он отправился в изгнание (Post Red. in Sen. 5. 12). Магистраты, имевшие право носить претексту, надевали в подобных случаях не тёмную тогу, а обычную (toga pura).
В эпоху Республики самым великолепным одеянием была «расшитая тога» (toga picta) Юпитера Капитолийского (ср. Tertull. Coron. 13), которую полководец во время триумфа надевал на тунику, расшитую пальмовыми ветвями (tunica palmata, Liv. V. 41. 2: «quae augustissima vestis est tensas ducentibus triumphantibusque»[19]). Однако городскому претору тоже дозволено было появляться на публике в такой тоге, когда он ехал на колеснице с изображениями богов в цирк во время Аполлоновых игр (ср. Liv. loc. cit.). «Расшитая тога» (toga picta) представляла собой пурпурную тогу (toga purpurea), покрытую золотой вышивкой и, весьма вероятно, изначально была царским одеянием, хотя традиция гласит, что царь носил всего лишь претексту. В эпоху Империи республиканские обычаи существенно изменились и все магистраты, устраивавшие игры, надевали пурпурные тоги; хотя, судя по эдикту Августа, запрещающему всем, кроме магистратов и сенаторов, надевать пурпурную тогу, её ношение было вовсе не так ограничено, как можно предположить (Cass. Dio XLIX. 16). Даже в эпоху Республики городской претор Азеллион совершал жертвоприношение в триумфальном одеянии, а одной из почестей, предоставленных Юлию Цезарю, стало право носить пурпурную тогу во время всех жертвоприношений (App. BC. I. 54, II. 106). Впоследствии он получил право носить её всегда, когда пожелает (Cass. Dio XLIV. 4. 6; Cic. Div. I. 52. 119; II. 16. 37*); и эту привилегию сохранили за собой Август и его преемники, хотя обычно пользовались ей лишь по особым случаям.
Во II в. н. э. расшитая тога и туника с пальмами уже стали официальным одеянием консулов, и их лучшие изображения обнаруживаются на их портретах на диптихах из слоновой кости, которые они дарили друзьям на выборах. Однако на этих изображениях тога имеет совершенно новую и почти неузнаваемую форму (ср. Baumeister A. Denkmäler des klassischen Altertums. München; Leipzig, 1888. S. 1833, Ill. 1923; Marquardt J. Op. cit. Aufl. 2. Leipzig, 1886. S. 563, Anm. 1).
Среди разновидностей тоги следует упомянуть трабею (trabea). Она, вероятно, получила название от ярко-алых полос (trabes) с пурпурной каймой (ср. Isid. Orig. XIX. 24. 8: «Trabea erat togae species ex purpura et cocco»[20]). Это была очень древняя форма тоги, которую носили салии (Dionys. A. R. II. 70) и авгуры. Согласно Сервию, существовало три вида трабеи: чисто пурпурная — для богов; пурпурная с небольшими включениями белого — для царей; и третья, описанная выше — для авгуров (ad Aen. VII. 612; ср. ad VII. 188). Видимо, никто из римлян, кроме салиев и авгуров, не носил такой тоги, с.850 хотя Дионисий утверждает, что в неё облачались всадники, и на изобразительных памятниках её невозможно идентифицировать.
См. прежде всего, превосходную статью: Müller A. Toga // Denkmäler des klassischen Altertums / Hsg. A. Baumeister. München; Leipzig, 1888. Sp. 1822—
Marquardt J. Das Privatleben der Römer. 2 Aufl. Leipzig, 1889. Index toga; trabea;
Weiss H. Kostümkunde: Handbuch der Geschichte der Tracht, des Baues und des Geräthes der Völker des Alterthums. Stuttgart, 1881. S. 435 ff.;
Von Heyden A. Die Tracht der Kulturvölker Europas: vom Zeitalter Homers bis zum Beginne des XIX Jahrhunderts. Leipzig, 1889. S. 27 ff.;
Voigt M. Privataltertümer und Kulturgeschichte // Handbuch der Altertumswissenschaft. Bd. 4. 2. Die römischen Staats-, Kriegs- und Privataltertümer / Bearb. H. Schiller, M. Voigt. Nördlengen, 1887. S. 804, 876, 928;
Mayro J. E. B. Commentary // Thirteen Satires of Juvenal. London, 1889. Ad I. 119, III. 172, X. 8 и 39, XI. 204;
Friedländer L. Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von August bis zum Ausgang der Antonine / Aufl. 5. Bd. 1. Leipzig, 1881. S. 151 ff.;
Becker W. A., Göll H. Gallus, oder römische Scenen aus der Zeit Augusts. Bd. 3. Berlin, 1882. S. 198 ff.
|
||
1.
Аурей, золото Септимий Север Рим, 202—205 гг. | ||
АВЕРС: PLAVTILLAE AVGVSTAE — драпированный бюст Плавтиллы вправо, с уложенными гребнями волосами, собранными на затылке в пучок. РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — Каракалла, одетый в тогу, стоит, обращенный влево, держа свиток в левой руке, правой рукой пожимает правую руку Плавтиллы, стоящей вправо, лицом к нему, в драпировке с переброшенным через левую руку краем одежды. | ||
2.
Медальон, бронза Коммод Рим, 191—192 гг. | ||
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди. РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке. | ||
3.
Асс, медь Домициан Рим, 88 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне. В обрезе: S. C. | ||
4.
Денарий, серебро Публий Лициний Нерва Рим, 113—112 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст Ромы вправо, в шлеме с гребнем, перьями или плюмажами по бокам и заостренным козырьком, в ухе сережка-капля, в левой руке щит, на котором изображен всадник, скачущий влево, в правой руке копье за плечом, над головой полумесяц, сзади ROMA вверх, впереди (монограмма для XVI). Кайма из точек. РЕВЕРС: Сцена голосования, три римских гражданина в тогах: один голосующий в левой части мостков (pons) получает табличку (tabella) от служителя (rogator), стоящего внизу и видимого только выше пояса, второй голосующий в правой части мостков опускает табличку в урну (cista); выше P NERVA (NE монограммой); позади барьер; в верхней части монеты брус (MRR, BMCRR: скамья (scabellum) плебейских трибунов), на котором стоит табличка с буквой P. Кайма из точек. | ||
5.
Денарий, серебро Клавдий Рим, 43—44 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. III — голова Клавдия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: PRAETOR RECEPT. — Клавдий, стоящий вправо, и преторианский солдат, стоящий влево, пожимают друг другу руки; Клавдий с обнаженной головой и в тоге, солдат с длинными заплетенными волосами, одетый в военную одежду и держащий орла (aquila) в левой руке; на левом боку солдата висит круглый щит, подвешенный вокруг шеи. | ||
6.
Аурей, золото Север Александр Рим, 226 г. | ||
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой. | ||
7.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 151—152 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. T. AEL. HADR. ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — обнаженная голова Антонина Пия вправо. РЕВЕРС: TR. POT. XV COS. IIII — Антонин Пий, в тоге, стоит влево, держит земной шар на вытянутой правой руке и свиток — в левой руке. | ||
8.
Сестерций, медь Луций Вер Рим, 161—162 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. L. AVREL. VERVS AVG. — обнаженная голова Луция Вера, в доспехах, вправо. РЕВЕРС: CONCORD. AVGVSTOR. TR. P. II — Марк Аврелий и Луций Вер, оба в тогах, стоят слева и справа, пожимают друг другу правые руки и держат свитки в левых руках. В поле, слева и справа: S. C. В обрезе: COS. II | ||
9.
Аурей, золото Дидий Юлиан Рим, 193 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. M. DID. IVLIAN. AVG. — драпированный бюст Дидия Юлиана в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: RECTOR ORBIS — Дидий Юлиан, в тоге, стоит во фронт, голова влево, держит земной шар в правой руке, левая рука со свитком у бока. | ||
10.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 158—159 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, с эгидой на левом плече, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VOTA SUSCEPTA DEC. III — Антонин Пий, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева и держит свиток в левой руке. В обрезе: COS. IIII |