М. Э. Дойч

Сын и наследник Цезаря

Monroe Emanuel Deutsch. Caesar’s son and heir.
University of California Publications in Classical Philology. Vol. 9, No. 6, pp. 149—200. 1928.
Перевод с англ. О. В. Любимовой.

Марк Юний Брут

с.168 Одна­ко Марк Юний Брут по мень­шей мере одна­жды упо­ми­нал­ся Цеза­рем как воз­мож­ный пре­ем­ник, если верить сло­вам Плу­тар­ха:

Bru­tus 8.2: Но когда ему доно­си­ли на Бру­та и сове­то­ва­ли осте­ре­гать­ся, он гово­рил, каса­ясь рукою груди: «Неуже­ли, по-ваше­му, Брут не повре­ме­нит, пока это станет мерт­вою пло­тью?» — желая ска­зать, что никто, кро­ме Бру­та, не досто­ин уна­сле­до­вать после него выс­шую власть. Мало того, Брут, сколь­ко мож­но судить, непре­мен­но занял бы пер­вое место с.169 в государ­стве, если бы, ещё неко­то­рое вре­мя доволь­ст­ву­ясь вто­рым, дал отцве­сти могу­ще­ству Цеза­ря и увя­нуть сла­ве его подви­гов.


Cae­sar 62.3: Когда уже во вре­мя заго­во­ра какие-то люди донес­ли на Бру­та, Цезарь не обра­тил на это вни­ма­ния. При­кос­нув­шись рукой к сво­е­му телу, он ска­зал донос­чи­ку: «Брут повре­ме­нит ещё с этим телом!» — желая этим ска­зать, что, по его мне­нию, Брут за свою доб­лесть вполне досто­ин выс­шей вла­сти, но стрем­ле­ние к ней не может сде­лать его небла­го­дар­ным и низ­ким.

Это пря­мое утвер­жде­ние, буд­то Цезарь откры­то наме­кал, что Брут может стать его пре­ем­ни­ком, встре­ча­ет­ся толь­ко у Плу­тар­ха, хотя, как мы виде­ли, он цити­ру­ет его два­жды.

Поэто­му рас­смот­рим вза­и­моот­но­ше­ния Цеза­ря и Бру­та, чтобы увидеть, какие ответ­ст­вен­ные долж­но­сти он ему пре­до­ста­вил, какие зна­ки рас­по­ло­же­ния ока­зал.

Брут был сыном Сер­ви­лии, роман кото­рой с Цеза­рем был скан­даль­но изве­стен95; кажет­ся, он начал­ся доволь­но рано в его жиз­ни96 и про­дол­жал­ся мно­го лет. Суще­ст­во­ва­ли даже сплет­ни о том, что Марк Брут был сыном Цеза­ря97. Одна­ко сего­дня эта исто­рия в целом опро­верг­ну­та, осо­бен­но ввиду срав­ни­тель­но неболь­шой раз­ни­цы в воз­расте меж­ду ними98. Вос­кли­ца­ние “καὶ σὺ τέκ­νον[1], кото­рое, по сло­вам неко­то­рых, издал Цезарь, когда Брут уда­рил его кин­жа­лом, вполне может про­ис­хо­дить от этих спле­тен; одна­ко сто­ит отме­тить, что и Све­то­ний99, и Дион Кас­сий100, един­ст­вен­ные антич­ные авто­ры, упо­ми­наю­щие об этом вос­кли­ца­нии, поста­ра­лись пояс­нить, что не при­ни­ма­ют его.

с.170 В 53 г. Брут был кве­сто­ром; Цезарь, види­мо, желал иметь его при себе в Гал­лии, но Брут пред­по­чёл поехать в Кили­кию со сво­им тестем, Аппи­ем Клав­ди­ем Пуль­хром101. После завер­ше­ния бит­вы при Фар­са­ле Брут, сра­жав­ший­ся в армии Пом­пея, усерд­но разыс­ки­вал­ся по при­ка­зу Цеза­ря и был спа­сён102. По-види­мо­му, Цезарь всту­пил с ним в друж­бу, хотя спра­вед­ли­во было ука­за­но, что силь­ный акцент на бли­зо­сти меж­ду ними встре­ча­ет­ся у Плу­тар­ха, но не у дру­гих антич­ных авто­ров103. В 46 г. Цезарь поста­вил Бру­та во гла­ве Циз­аль­пий­ской Гал­лии104, хотя он ещё даже не зани­мал пре­ту­ры. На 44 г. Брут был назна­чен город­ским пре­то­ром, полу­чив пред­по­чте­ние перед Кас­си­ем105; и, отправ­ля­ясь на пар­фян­скую вой­ну, Цезарь уста­но­вил или по край­ней мере пообе­щал, что Брут станет кон­су­лом в 41 г.106 Было так­же реше­но (как утвер­жда­лось), что он станет намест­ни­ком Македо­нии на 43 г.107 На сле­дую­щий год после намест­ни­че­ства в Циз­аль­пий­ской Гал­лии с.171 Брут женил­ся на Пор­ции, вдо­ве Бибу­ла и доче­ри Като­на, — что послу­жи­ло для него свя­зу­ю­щим зве­ном с анти­це­за­ри­ан­ца­ми108.

Одно заме­ча­ние, кото­рое Цезарь часто делал отно­си­тель­но его харак­те­ра, про­ци­ти­ро­ва­но как Цице­ро­ном, так и Плу­тар­хом:

Ci­ce­ro Ad At­ti­cum XIV.1.2: …de quo [Bru­to] qui­dem il­le, ad quem de­ver­ti, Cae­sa­rem so­li­tum di­ce­re: “Mag­ni re­fert, hic quid ve­lit, sed quid­quid vult val­de vult”[2].


Plu­tarch Bru­tus 6.4: Рас­ска­зы­ва­ют, что Цезарь, когда впер­вые услы­шал речь Бру­та, мол­вил, обра­ща­ясь к дру­зьям: «Я не знаю, чего жела­ет этот юно­ша, но чего бы он ни желал, жела­ние его неукро­ти­мо».

Таким обра­зом, име­ет­ся силь­ное вли­я­ние Сер­ви­лии на Цеза­ря в поль­зу Бру­та111; кро­ме того, его соб­ст­вен­ное убеж­де­ние, что Брут реши­те­лен, стра­стен и упо­рен, есте­ствен­но долж­но было вну­шить ему жела­ние при­влечь Бру­та на свою сто­ро­ну112. Одна­ко сле­ду­ет отме­тить, что пре­воз­но­сит­ся не рас­суди­тель­ность Бру­та (mag­ni re­fert, hic quid ve­lit)[3], а его серь­ёз­ность.

Ясно, что авто­ри­тет Бру­та был очень велик, изу­ми­тель­но велик, как свиде­тель­ст­ву­ют сле­дую­щие выдерж­ки из пере­пис­ки Цице­ро­на114:

Ad At­ti­cum VI.1.7: si ni­hil aliud de hac pro­vin­cia ni­si il­lius [т. е., Бру­та] be­ne­vo­len­tiam de­por­tas­sem, mi­hi id sa­tis es­se[4].


с.172 Ad Fa­mi­lia­res III.11.3 (о Бру­те): al­te­rius iam pri­dem iuven­tu­tis, ce­le­ri­ter, ut spe­ro, ci­vi­ta­tis (prin­ci­pis)[5].

Плу­тарх утвер­жда­ет115, что Цезарь «опа­сал­ся его муже­ства, гром­ко­го име­ни и мно­го­чис­лен­ных дру­зей…», и когда заго­вор­щи­ки пыта­лись при­влечь на свою сто­ро­ну Бру­та, они наме­ка­ли на то, что Цезарь рас­то­ча­ет свои «лас­ки и мило­сти… не для того, чтобы почтить нрав­ст­вен­ную высоту Бру­та, но чтобы сло­мить его силу и сокру­шить твер­дость духа»116.

Так обсто­я­ло дело с долж­но­стя­ми, пре­до­став­лен­ны­ми Бру­ту Цеза­рем. Его управ­ле­ние Циз­аль­пий­ской Гал­ли­ей было, как сооб­ща­ет­ся,

огром­ною уда­чей для этой про­вин­ции: меж тем как осталь­ные обла­сти Рим­ской дер­жа­вы из-за наг­ло­сти и коры­сто­лю­бия тех, кому они были дове­ре­ны, под­вер­га­лись гра­бе­жу и разо­ре­нию, слов­но зем­ли, захва­чен­ные у вра­га, Брут не толь­ко не запят­нал себя ничем подоб­ным, но и бед­ст­ви­ям минув­ших вре­мён поло­жил конец и дал жите­лям вздох­нуть спо­кой­но, а все бла­го­де­я­ния, какие он тво­рил, отно­сил на счёт Цеза­ря. Поэто­му, воз­вра­тив­шись и объ­ез­жая Ита­лию, Цезарь с живей­шим удо­воль­ст­ви­ем взи­рал на горо­да, кото­ры­ми управ­лял Брут, и на само­го Бру­та, умно­жив­ше­го его сла­ву и достав­ляв­ше­го ему радость сво­им обще­ст­вом117.

Даже если при­нять всё это пол­но­стью и не рас­смат­ри­вать как несколь­ко пре­уве­ли­чен­ный рас­сказ пане­ги­ри­ста Бру­та, в этом мож­но увидеть лишь то, что Цезарь был удо­вле­тво­рён мяг­ко­стью управ­ле­ния Бру­та и рас­по­ло­же­ни­ем, про­буж­дён­ным в жите­лях Циз­аль­пий­ской Гал­лии. Одна­ко все это очень дале­ко от про­яв­ле­ния вели­ких качеств, необ­хо­ди­мых гла­ве рим­ско­го государ­ства. И за исклю­че­ни­ем одоб­ре­ния, кото­рое Цезарь выска­зал за мяг­кое управ­ле­ние Гал­ли­ей, у нас нет ни еди­но­го сло­ва из его уст, содер­жа­ще­го похва­лу Бру­та за его спо­соб­но­сти к управ­ле­нию. Раз­ре­шая спор меж­ду Бру­том и Кас­си­ем о город­ской пре­ту­ре, Цезарь даже при­знал, что при­тя­за­ния Кас­сия более спра­вед­ли­вы, но заявил, что тем не менее отдаст её Бру­ту118.

Нет свиде­тельств того, что Брут про­яв­лял выдаю­щи­е­ся досто­ин­ства как адми­ни­ст­ра­тор или как воен­ный. На самом деле, почти все высо­кие долж­но­сти, кото­рые Цезарь пре­до­ста­вил ему, отно­си­лись к пери­о­ду после 44 г. Коман­до­ва­ние в Циз­аль­пий­ской Гал­лии в 46 г. и с.173 пре­ту­ра с 1 янва­ря 44 г. были един­ст­вен­ны­ми долж­но­стя­ми, кото­рые он зани­мал при жиз­ни Цеза­ря.

Таким обра­зом, взгля­нув на долж­но­сти, кото­рые Брут зани­мал до мар­тов­ских ид119 и отме­тив, что, насколь­ко извест­но, он не про­яв­лял ника­ких выдаю­щих­ся спо­соб­но­стей к руко­вод­ству государ­ст­вом, мы начи­на­ем ощу­щать, что крайне мало­ве­ро­ят­но, чтобы Цезарь сколь­ко-нибудь серь­ёз­но рас­смат­ри­вал Бру­та — и вооб­ще рас­смат­ри­вал его — в свя­зи с насле­до­ва­ни­ем.

Но как пони­мать два­жды повто­рён­ное утвер­жде­ние Плу­тар­ха? Было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что оно может про­ис­те­кать из того зна­че­ния, кото­рое Плу­тарх или источ­ник Плу­тар­ха при­да­ёт друж­бе Цеза­ря и Бру­та. Если дело не в этом, то чему его сле­ду­ет при­пи­сать? Невоз­мож­но пове­рить, что Цезарь когда-либо всерь­ёз наме­ре­вал­ся назна­чить Бру­та сво­им пре­ем­ни­ком. В поль­зу это­го не толь­ко нет пози­тив­ных аргу­мен­тов, но и с нега­тив­ной сто­ро­ны сле­ду­ет заме­тить, что Марк Брут не был назван в его заве­ща­нии даже в каче­стве одно­го из наслед­ни­ков вто­рой оче­реди.

По-види­мо­му, утвер­жде­ние Цеза­ря (кото­рое у нас нет осно­ва­ний счи­тать сде­лан­ным более, чем одна­жды) сле­те­ло с его уст, когда до него дошёл слух, что суще­ст­ву­ет заго­вор про­тив него, чле­ном кото­ро­го явля­ет­ся Брут. Чтобы осла­бить его, он тут же ска­зал: «Поче­му Брут не может подо­ждать, пока смерть не осво­бо­дит моё место?» С одной сто­ро­ны это под­ра­зу­ме­ва­ло, что мотив Бру­та — жаж­да вла­сти и насле­до­ва­ния, а с дру­гой сто­ро­ны, с.174 это была попыт­ка Цеза­ря отвра­тить его от заго­во­ра, под­дер­жи­вая надеж­ду (конеч­но, обла­чён­ную в туман­ные сло­ва), что он будет назна­чен пре­ем­ни­ком. Коро­че гово­ря, если эти сло­ва дей­ст­ви­тель­но были про­из­не­се­ны, то они пред­на­зна­ча­лись для того, чтобы поте­шить надеж­ды Бру­та, но у нас нет при­чин верить, что Цезарь всерь­ёз наме­ре­вал­ся испол­нить эти надеж­ды.

Инте­рес­ная тео­рия отно­си­тель­но Бру­та и насле­до­ва­ния была выдви­ну­та О. Э. Шмид­том120. Он счи­та­ет, что после Фар­са­ла Брут стал не про­сто дру­гом Цеза­ря, но его тай­ным аген­том, под­сад­ной уткой121, сохра­няя бли­зость с выдаю­щи­ми­ся чле­на­ми пар­тии Пом­пея122 и стре­мясь выпол­нить поже­ла­ния Цеза­ря. Шмидт утвер­жда­ет, что он питал боль­шие надеж­ды стать наслед­ни­ком Цеза­ря и, лишь узнав о том, что выбран Окта­вий, при­со­еди­нил­ся к заго­во­ру с целью его убий­ства.

Эта ост­ро­ум­ная тео­рия — явно след­ст­вие два­жды при­пи­сан­но­го Плу­тар­хом Цеза­рю заяв­ле­ния, в кото­ром, как сооб­ща­ет­ся, Цезарь велел Бру­ту подо­ждать сво­ей смер­ти ради полу­че­ния лидер­ства в государ­стве. Одна­ко сле­ду­ет отме­тить, что оба раза, упо­ми­ная о нём, Плу­тарх отно­сит его ко вре­ме­ни, когда Цеза­рю уже сооб­щи­ли об уча­стии Бру­та в заго­во­ре. Сле­ду­ет ли счи­тать, что Брут был обви­нён в уча­стии в каком-то заго­во­ре с.175 про­тив Цеза­ря, пред­ше­ст­ву­ю­щем тому заго­во­ру, в резуль­та­те кото­ро­го он дей­ст­ви­тель­но был сра­жён в мар­тов­ские иды? Если нет — зна­чит, сло­ва Цеза­ря были про­из­не­се­ны лишь после того, как Брут узнал о выбо­ре Окта­вия и уже оста­вил надеж­ду стать пре­ем­ни­ком Цеза­ря. Ины­ми сло­ва­ми, нет ника­ких намё­ков на то, что Цезарь пода­вал Бру­ту такую надеж­ду ранее дан­но­го выска­зы­ва­ния, сде­лан­но­го, соглас­но Шмид­ту, когда Брут уже пере­стал питать эту надеж­ду.

Более того, какие име­ют­ся свиде­тель­ства того, что выбор Окта­вия был изве­стен Бру­ту123? Мы уже ука­зы­ва­ли на общие при­чи­ны для того, чтобы сохра­нять его в тайне124; ниже мы пока­жем, что эта инфор­ма­ция ста­ла ново­стью для само­го Окта­вия, когда ему сооб­щи­ли о содер­жа­нии вскры­то­го заве­ща­ния.

Нет, вся эта тео­рия осно­ва­на глав­ным обра­зом на двух фраг­мен­тах Плу­тар­ха и оши­боч­ном мне­нии, что Цезарь обна­ро­до­вал своё наме­ре­ние, изло­жен­ное в заве­ща­нии. Мож­но с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что послед­нее не соот­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти.

Кро­ме того, какие есть свиде­тель­ства того, что Брут желал быть назна­чен­ным пре­ем­ни­ком Цеза­ря125? Цезарь мог обро­нить этот намёк, пыта­ясь отвлечь его от заго­во­ра, но нет свиде­тельств того, что Брут был одер­жим стрем­ле­ни­ем стать гла­вой государ­ства. Это он отка­зал­ся дать согла­сие на пред­ло­же­ние устра­нить Анто­ния, когда было при­ня­то реше­ние об убий­стве Цеза­ря126; конеч­но, често­лю­би­вый чело­век с.176 увидел бы в Анто­нии силь­но­го сопер­ни­ка. И после смер­ти Цеза­ря не обна­ру­жи­ва­ет­ся совер­шен­но ника­ких свиде­тельств того, что Брут пытал­ся стать его пре­ем­ни­ком. Если бы это често­лю­би­вое стрем­ле­ние вла­де­ло им в тече­ние послед­не­го пери­о­да жиз­ни Цеза­ря и явля­лось при­чи­ной его уча­стия в заго­во­ре, то, конеч­но, оно пол­но­стью про­яви­лось бы в его дей­ст­ви­ях после мар­тов­ских ид. Поэто­му тео­рия Шмид­та, хотя инте­рес­ная и ост­ро­ум­ная, не была при­ня­та ни одним ува­жае­мым исто­ри­ком или иссле­до­ва­те­лем антич­но­сти127.

Таким обра­зом, мож­но сде­лать вывод, что Марк Брут нико­гда всерь­ёз не рас­смат­ри­вал­ся в каче­стве пре­ем­ни­ка и что, если Цезарь и в самом деле про­из­нёс при­пи­сы­вае­мые ему сло­ва, — то без вся­ко­го наме­ре­ния удо­вле­тво­рить надеж­ду Бру­та, но ради того, чтобы при­влечь его на свою сто­ро­ну, воз­звав к его често­лю­бию, и в то же вре­мя воз­будить у осталь­ных подо­зре­ние в том, что если Брут дей­ст­ви­тель­но явля­ет­ся чле­ном тако­го заго­во­ра, то его моти­вы цели­ком эго­и­стич­ны.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 95Sue­to­nius Iuli­us 50.2: “Sed an­te alias di­le­xit Mar­ci Bru­ti mat­rem Ser­vi­liam…”[5]; Plu­tarch Bru­tus 5.2—3, Mac­ro­bius II.2.5. См. Dru­mann-Groe­be, IV2.19—20.
  • 96Plu­tarch Bru­tus 5.2, Ap­pian B. C. II.112.
  • 97Ap­pian B. C. II.112. Плу­тарх (Bru­tus 5.2) даже гово­рит, что Цезарь «мог счи­тать его сво­им сыном».
  • 98Wihl. Ih­ne Rö­mis­ce Ge­schich­te (1890), VII.227, прим. 3: “Schon das Al­tersver­hältniß zwi­schen Cae­sar und Bru­tus ge­nügt zur Wider­le­gung die­ses Klatsches: Cae­sar war nur 15 Jah­re äl­ter als Bru­tus”[7]. Такое же мне­ние выска­зы­ва­ют Л. Лан­ге, Rö­mi­sche Al­ter­thü­mer III2.482, Гардт­ха­у­зен, Augus­tus und sei­ne Zeit, I.1.18, и О. Э. Шмидт в Neue Jahrbü­cher für Phi­lo­lo­gie und Pae­da­go­gik 142 (1890).77. Тиррелл и Пер­сер, The cor­res­pon­den­ce of M. Tul­lius Ci­ce­ro, VI, с. xcviii, хоть и утвер­жда­ют, конеч­но, что «вопрос ещё оста­ет­ся неяс­ным», но «не реша­ют­ся при­нять» эту исто­рию.
  • 99Iuli­us 82.2.
  • 100Dio 44.19.5.
  • 101In­cer­ti Auc­to­ris Li­ber de Vi­ris Il­lustri­bus 82.3. См. O. E. Schmidt, Ver­hand­lun­gen der 40 Ver­sammlung deutscher Phi­lo­lo­gen und Schul­män­ner (Görtlitz) 1889, с. 167.
  • 102Plu­tarch Cae­sar 46.2 и 62.2, Bru­tus 5.1 и 6.1—2, и Comp. Dion. cum Brut. 3.3; Ap­pian B. C. II.112; Dio 41.63.6; De Vi­ris Il­lustri­bus 82.5.
  • 103Er­nest T. By­num, Das Le­ben des M. Juni­us Bru­tus bis auf Cae­sars Er­mor­dung (Hal­le, 1898), 38 сл. См. так­же Ферре­ро, II.277, прим. * (пере­вод Цим­мер­на) : «При­вя­зан­ность и бли­зость меж­ду Цеза­рем и Бру­том силь­но пре­уве­ли­че­ны…». О. Э. Шмидт в Jahrbü­cher für Phi­lo­lo­gie und Pae­da­go­gik 142 (1890).77 даже заяв­ля­ет, что жиз­не­опи­са­ние Бру­та у Плу­тар­ха — “ein Par­tei­be­richt der Verwandten und Freun­de des Bru­tus”[8]. Одна­ко Аппи­ан, B. C. II.112, гово­рит: «во всем Цезарь ока­зы­вал ему бла­го­во­ле­ние и почет».
  • 104Plu­tarch Bru­tus 6.6; Ci­ce­ro ad Fa­mi­lia­res XIII.10—14 и VI.6.10, Ap­pian B. C. II.111, de Vi­ris Il­lustri­bus 82.5. См. обсуж­де­ние в Er­nest T. By­num, Das Le­ben des M. Juni­us Bru­tus bis auf Cae­sars Er­mor­dung 29.
  • 105Ap­pian B. C. II.112, Plu­tarch Bru­tus 7.1—3 и Cae­sar 62.2, и Vel­lei­us Pa­ter­cu­lus II.58.1.
  • 106Plu­tarch Cae­sar 62.2: «[Брут] через три года дол­жен был быть кон­су­лом»; Vel­lei­us Pa­ter­cu­lus II.56.3. Дру­ман, III2.614, оспа­ри­ва­ет это назна­че­ние.
  • 107Ap­pian B. C. III.2 и IV.57 и Flo­rus II.17 (IIII.7).4; ср. Gardthau­sen, Augus­tus und sei­ne Zeit, I.1.57 и O. E. Schmidt, Die letzten Kämpfe der rö­mi­schen Re­pub­lik, с. 700. В. Стерн­ко­пф в Her­mes 47.340—347 и Э. Шел­ле (Prog­ramm der An­nenschu­le zu Dres­den, Altstadt, 1891, с. 5—9), одна­ко, отвер­га­ют это утвер­жде­ние. Аргу­мен­та­ция Шел­ле при­ня­та Бину­мом, с. 39. См. так­же Dru­mann-Groe­be, I2.434 и III2.632 и при­ме­ча­ние в Clay­ton M. Hall, “Ni­co­laus of Da­mas­cus’ Li­fe of Augus­tus”, Smith Col­le­ge Clas­si­cal Stu­dies, IV (Me­nansha, 1923), с. 28, № 16.
  • 108Plu­tarch Bru­tus 13.2.
  • 109Ibid. 6.7.
  • 110Плу­тарх, Bru­tus 29.2, опи­сы­ва­ет его как чело­ве­ка, кото­рый «с непре­клон­ною твёр­до­стью дер­жал­ся сво­его мне­ния, отста­и­вая доб­ро и спра­вед­ли­вость».
  • 111«[Гово­рят, что] такой при­каз он отдал в уго­ду Сер­ви­лии, мате­ри Бру­та» (Plu­tarch Bru­tus 5.1); так же у Аппи­а­на B. C. II.112. Tyr­rell and Pur­ser, The Cor­res­pon­den­ce of M. Tul­lius Ci­ce­ro VI, с. xcviii: «Забота Цеза­ря о Бру­те может быть удо­вле­тво­ри­тель­но объ­яс­не­на вли­я­ни­ем Сер­ви­лии, бла­го­склон­ность Цеза­ря к кото­рой оста­ва­лась столь зна­чи­тель­ной даже до само­го кон­ца (Att. XIV.21.3)…» См. Her­mann Schil­ler, Ge­schich­te der rö­mi­schen Kai­ser­zeit, I.1.8.
  • 112Carl Pe­ter, Ge­schich­te Roms II. (Hal­le, 1866) 372: “Er such­te da­her auch die­sen kräf­ti­gen Wil­len an sei­ne Per­son zu ket­ten, nicht ah­nend, dass er ge­ra­de durch ihn sei­nen Un­ter­gang fin­den sollte”[9]. Eduard Meyer, Cae­sars Mo­nar­chie 527: “Das Stre­ban ge­ra­de einen Mann von die­ser Hal­tung in sei­nen Diensten zu ha­ben”[10].
  • 113Plu­tarch Bru­tus 10.1.
  • 114Tyr­rell and Pur­ser, The Cor­res­pon­den­ce of M. Tul­lius Ci­ce­ro VI, с. xxx.
  • 115Bru­tus 8.1.
  • 116Plu­tarch Bru­tus 7.4.
  • 117Ibid., 6.6—7.
  • 118Plu­tarch Cae­sar 62.2. и Bru­tus 7.3, Ap­pian B. C. II.112.
  • 119Тем не менее, Плу­тарх, Cae­sar 62.1, под­чёр­ки­ва­ет «поче­сти и мило­сти, ока­зан­ные ему Цеза­рем», и заяв­ля­ет (62.2), что он «поль­зо­вал­ся боль­шим дове­ри­ем Цеза­ря», а в Bru­tus 6.2 гово­рит: «(Цезарь) не толь­ко осво­бо­дил его от вся­кой вины, но и при­нял в чис­ло бли­жай­ших дру­зей». Брут оха­рак­те­ри­зо­ван (Plu­tarch, Comp. Dion. cum Brut. 3.3) как чело­век, счи­тав­ший­ся «дру­гом Цеза­ря, кото­рый ста­вил и ценил его выше мно­гих дру­гих», а в Bru­tus 7.4 Плу­тарх захо­дит так дале­ко, что гово­рит: «Брут и вооб­ще поль­зо­вал­ся могу­ще­ст­вом Цеза­ря в той мере, в какой желал это­го сам. Будь на то его жела­ние — и он мог бы стать пер­вым сре­ди при­бли­жён­ных дик­та­то­ра и самым вли­я­тель­ным чело­ве­ком в Риме. Но ува­же­ние к Кас­сию отры­ва­ло и отвра­ща­ло его от Цеза­ря». Аппи­ан, B. C. II.111, гово­ря о двух Бру­тах и Кас­сии, сооб­ща­ет: «Все они поль­зо­ва­лись у Цеза­ря почё­том и дове­ри­ем. Им он давал и самые зна­чи­тель­ные пору­че­ния». Вслед­ст­вие таких утвер­жде­ний У. Уорд Фау­лер, Juli­us Cae­sar and the Foun­da­tion of the Ro­man Im­pe­rial Sys­tem (1892), 369, гово­рит о «люби­мом Мар­ке Бру­те», а Ферре­ро (II.288 в пере­во­де Цим­мер­на — 1907) утвер­жда­ет, что «Цезарь осы­пал его поче­стя­ми и обя­зан­но­стя­ми».
  • 120M. Iuni­us Bru­tus в Ver­hand­lun­gen der 440 Ver­sammlung deutscher Phi­lo­lo­gen und Schul­män­ner (Görtlitz), 1889, с. 165—185; M. Iuni­us Bru­tus der Cä­sar-mör­der в Be­richt über die Ver­hand­lun­ger der 40n Ver­sammlung deutscher Phi­lo­lo­gen und Schul­män­ner zu Görtlitz, опуб­ли­ко­ва­но в Neue Jahrbü­cher für Phi­lo­lo­gie und Pae­do­go­gik 142 (1890), 77—79; Der Briefwech­sel des M. Tul­lius Ci­ce­ro (1893), 338—341; Ein Falscher Frei­heitsheld des Al­ter­tums в Die Grenzbo­ten 1889, 48 выпуск, с. 362—369 и 407—414. См. так­же L. C. Pur­ser, Mar­cus Bru­tus as Cae­sa­rian в Her­ma­the­na IX (1896), 369—384.
  • 121Эта точ­ка зре­ния не согла­су­ет­ся со сло­ва­ми Квин­ти­ли­а­на (Inst. Orat. X.1.123) о его искрен­но­сти: “scias eum sen­ti­re quae di­cit”[11], ни с похва­лой Таци­та (Dia­lo­gus de Ora­to­ri­bus 25): “so­lum in­ter nos ar­bit­ror Bru­tum non ma­lig­ni­ta­te nec in­vi­dia, sed simpli­ci­ter et in­ge­nue iudi­cium ani­mi sui de­te­xis­se”[12]. И Плу­тарх тоже (Bru­tus 29.3) осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет эту осо­бен­ность: «Все­го более, одна­ко, сла­ве и вли­я­нию Бру­та спо­соб­ст­во­ва­ла вера в чистоту его наме­ре­ний».
  • 122Тиррел и Пёр­сер, The Cor­res­pon­den­se of M. Tul­lius Ci­ce­ro IV, с. iv, вер­но ука­зы­ва­ют, что «Цезарь нико­гда не огра­ни­чи­вал сво­их сто­рон­ни­ков в выбо­ре дру­зей», цити­руя сло­ва Матия Цице­ро­ну (ad Fa­mi­lia­res XI.28.7) и заклю­чая: «…несо­мнен­но, Цезарь пре­до­ста­вил Бру­ту такую же сво­бо­ду, как и Матию».
  • 123Шмидт в Ver­hand­lun­gen, с. 178, гово­рит: “Nach der Heim­kehr adop­tier­te ihn (т. е. Окта­вия) am 13. Sep­tem­ber in sei­nem Tes­ta­men­te, und wenn das­sel­be auch ge­heim ge­hal­ten wur­de, so ver­rie­ten doch an­de­re Massnah­men, wie z. B. Ok­ta­vians Entsen­dung nach Apol­lo­nia, da­mit er un­ter den dort für den Par­therkrieg sta­tio­nier­ten Le­gio­nen po­pu­lär wer­de, Cä­sars Wil­len auf das deut­lichste”[13]. Доволь­но сла­бая при­чи­на для того, чтобы счи­тать его назна­чен­ным наслед­ни­ком. Во вре­мя Лупер­ка­лий Анто­ний явно так не пола­гал (Nic. Dam. 21).
  • 124С. 155—156.
  • 125В самом жиз­не­опи­са­нии Бру­та, где при­веде­но выска­зы­ва­ние, столь важ­ное для обос­но­ва­ния тео­рии Шмид­та, утвер­жда­ет­ся, что в то вре­мя, как «что же каса­ет­ся Кас­сия… и сомне­ний-то почти не было, что он вою­ет, тер­пит ски­та­ния и опас­но­сти, ища лишь могу­ще­ства и гос­под­ства для себя, а отнюдь не сво­бо­ды для сограж­дан. Одна­ко ж Бру­та… даже вра­ги не обви­ня­ли в подоб­ной пере­мен­чи­во­сти и веро­лом­стве» (Plu­tarch Bru­tus 29.4—5).
  • 126Plu­tarch An­to­ny 13.2.
  • 127Её убеди­тель­но опро­верг Эрнест Т. Бинум, Das Le­ben des M. Juni­us Bru­tus bis auf Cae­sars Er­mor­dung (Hal­le, 1898), с. 47—49 (прил.). См. так­же Tyr­rel and Pur­ser, The Cor­res­pon­den­ce of M. Tul­lius Ci­ce­ro, VI, с. ci и cvii, Gardthau­sen, Augus­tus und sei­ne Zeit, Zwei­ter Theil, Erster Halbband, с. 2, Eduard Meyer, Cae­sars Mo­nar­chie 448, прим. 2 и 530 прим. 2.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

    Если не ука­за­но иное, цита­ты из источ­ни­ков при­веде­ны в сле­дую­щих пере­во­дах: Марк Тул­лий Цице­рон, «Пись­ма к Атти­ку, близ­ким» в пере­во­де В. О. Горен­штей­на; Пуб­лий Кор­не­лий Тацит, «Диа­лог об ора­то­рах» в пере­во­де А. С. Бобо­ви­ча; Гай Све­то­ний Тран­квилл, «Жизнь две­на­дца­ти цеза­рей» в пере­во­де М. Л. Гас­па­ро­ва; Плу­тарх «Срав­ни­тель­ные жиз­не­опи­са­ния» в пере­во­де С. П. Мар­ки­ша; Аппи­ан Алек­сан­дрий­ский, «Граж­дан­ские вой­ны» в пере­во­де М. С. Альт­ма­на.

  • [1]И ты, дитя моё!
  • [2]О нём, по сло­вам того, к кому я завер­нул, Цезарь обыч­но гово­рил: «Очень важ­но, чего он [Брут] хочет, но чего бы он ни хотел, хочет он силь­но».
  • [3]Очень важ­но, чего он хочет.
  • [4]…если из этой про­вин­ции я не уве­зу ниче­го дру­го­го, кро­ме его [т. е., Бру­та] рас­по­ло­же­ния, то мне это­го будет доста­точ­но.
  • [5]…дру­гой — уже дав­но пер­вый сре­ди моло­де­жи, вско­ре, наде­юсь, будет пер­вым в государ­стве.
  • [6]Но боль­ше всех осталь­ных любил он мать Бру­та, Сер­ви­лию…
  • [7]Уже соот­но­ше­ния воз­рас­тов Цеза­ря и Бру­та доста­точ­но для опро­вер­же­ния этой сплет­ни: Цезарь был стар­ше Бру­та все­го на 15 лет.
  • [8]При­страст­ное сооб­ще­ние род­ст­вен­ни­ков и дру­зей Бру­та.
  • [9]Поэто­му он стре­мил­ся соеди­нить и эту силь­ную волю со сво­ей пер­со­ной, не подо­зре­вая, что как раз эта воля обре­чёт его на гибель.
  • [10]Стрем­ле­ние иметь у себя на служ­бе чело­ве­ка как раз с таким отно­ше­ни­ем.
  • [11]Зна­ешь, что он чув­ст­ву­ет то, что гово­рит.
  • [12]Един­ст­вен­ный сре­ди них, кому, как я счи­таю, были неве­до­мы зависть и недоб­ро­же­ла­тель­ство, — это Брут, откро­вен­но и искренне выска­зы­вав­ший всё, что было у него на душе.
  • [13]После воз­вра­ще­ния домой он усы­но­вил его (т. е. Окта­вия) в сво­ём заве­ща­нии от 13 сен­тяб­ря, и если этот факт и дер­жал­ся в тайне, то дру­гие при­ня­тые им меры — как, напри­мер, отправ­ка Окта­ви­а­на в Апол­ло­нию, чтобы он при­об­рёл попу­ляр­ность у леги­о­нов, рас­по­ло­жен­ных там для пар­фян­ской вой­ны, — вполне отчёт­ли­во выда­ва­ли волю Цеза­ря.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1264888883 1266494835 1262418983 1266567782 1267027925 1267035008