Иллюстрации в электронной публикации для удобства размещены рядом с текстом, в котором упоминаются. В книжном варианте они находятся на отдельных вклейках в конце книги.
АНТИЧНЫЕ КОПИИ С ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОНА
Как уже сказано, мы должны довольствоваться при суждении о Мироне копиями, изготовленными для коллекционеров и любителей искусства преимущественно в эпоху римских императоров. Оригиналы, вероятно, все безвозвратно погибли в течение темных времен средневековья. При этом большинство воспроизведений сделано из мрамора, а не из бронзы, в которой почти исключительно работал Мирон. Характер мрамора же, как материала для художественного произведения, совершенно иной, и применение его вместо бронзы имело последствием некоторые изменения во внешнем виде фигуры по сравнению с оригиналом. Мрамор легко ломается, и потому художник должен связывать выступающие части с более крупными массами камня при помощи подпорок. Кроме того, металл отражает свет, своим блеском дает более живую поверхность, чем белая поверхность мрамора; поэтому простые плоскости, применявшиеся Мироном при трактовке тела, в бронзе, вероятно, не производили того суховатого впечатления, которое получалось в мраморных копиях.
Всякое исследование о Мироне должно опираться на статую Дискобола, повторения которого лучше всего засвидетельствованы описаниями античных писателей. Таких повторений дошло до нас несколько, но только одно сохранилось с головою — статуя в Palazzo Lancelotti в Риме, найденная на Эсквилинском холме в
Рис. 2a, 2b. Голова Дискобола. Рим. |
Мы можем судить о ней лишь на основании старых фотографий и по гипсовому слепку с головы, обнаруженному недавно в Париже с.20 (рис. 2). В новейшее время был произведен любопытный опыт восстановления первоначального вида статуи. Слепок с найденного в Castel Porziano в
Рис. 1. Дискобол Мирона (бронза). Рим. Музей Терм. |
Статуя (рис. 1) изображает атлета в самый критический момент действия. Наметив приблизительно направление, держа диск перед собою, атлет, напрягая все силы и нагнувшись, далеко откинул назад правую руку с диском, повернув голову в сторону диска [ведь метали диск не в цель, а на расстояние]; диск подобно маятнику дошел до мертвой точки, следующее мгновение дает движение в обратную сторону, вся скрытая энергия превратится в живую, вся фигура выпрямится, чтобы придать наисильнейшее движение диску. Изображенный момент изображает подготовительную к действию стадию и указывает одновременно на характер движения, в которое выльется напряженная энергия. Такое богатство в смысле разнообразия действующих сил нашло себе выражение в самых простых формах, возможных при данном мотиве. Если фигура натуралистична по выбору изображенного момента, дальнейшая разработка мотива придает ей некоторый отвлеченный характер. Тяжесть всего тела опирается на правую ногу, левая отставлена, но так, что пальцы касаются земли своими верхними плоскостями. Левая нога, следовательно, не играет роли подпоры, фигура напротив волочит ее за собою. Напряжение всех сил в правой ноге выражено выступающими сухожилиями и постановкой пальцев, которые, как когти, вцепляются в землю. Нога согнута в колене, образуя тупой угол; благодаря такому рисунку сгиба получается впечатление движения вверх, т.е. эластичности фигуры. Если бы угол, образуемый сгибом колена, был прямым, статуя получила бы приплюснутый сверху характер и была бы лишена упругости, необходимой для передачи мотива. Треугольник, образуемый при главном виде фигуры ногами ниже колен, является таким образом лишь эластичной подпорой для верхней части фигуры, в которой силы развиваются уже в другом, крайне энергичном темпе.
Рис. 3. Дискобол. |
Как видно с.21 по нашему рисунку (рис. 3), ноги слегка уходят вглубь пространства, но энергичным поворотом левого плеча вперед восстанавливается равновесие, так что центр тяжести падает в пятку правой ноги. Левая рука, проведенная почти по прямой линии вперед и опирающаяся на правое колено, связывает ушедшую, так сказать, вглубь грудь с передним планом фигуры. Такое обратное движение по направлению к переднему плану усиливается поворотом и наклоном головы. Передвижение линий и масс, происходящее между передним и задним планами фигуры, заметно лишь, если смотреть на фигуру справа (рис. 1). Главный вид ее дает впечатление полной плоскостности, как бы, рельефа, фон которого удален. На такой вид и рассчитана линеарная композиция. Верхняя часть фигуры, начиная с колен, представляет собою половину правильного квадрата, стороны которого определены линиями рук, диагонали же — средней линией туловища и линией правой ляжки. Такое сочетание линий приводит к тому, что каждая действующая сила парализуется противодействующей, и достигается впечатление полной устойчивости. Рисунок выдержан преимущественно в плоскости, а не в пространстве, ибо глубина фигуры при незначительности ракурса играет лишь второстепенную роль. Данный квадрат одним своим углом упирается в треугольник, образуемый ногами ниже колен. Устойчивость такой постановки была бы нарушена, и левая сторона с точки зрения зрителя имела бы перевес, если бы выступающая за линии квадрата голова не восстановила ее. Опущенные с наружных краев головы с одной и с диска — с другой стороны перпендикуляры попадут на линию базы на равном расстоянии от центра тяжести — правой пятки фигуры. Такая с линеарной точки зрения неправильность постановки квадрата на подпирающий его треугольник вызвана стремлением художника сохранить впечатление упругости при помощи усиленного движения вверх туловища. Более значительный наклон его вправо от зрителя вызвал бы впечатление грузности верхней части фигуры. Параллелизм линий плеч и правой ляжки, средней линии туловища и левой ноги ниже колена, связывает композицию всей фигуры в одно целое. Из сказанного явствует, что в основе фигуры лежит весьма тщательно обдуманный математический и механический рисунок, который, несмотря на живой мотив, вырисовывается очень определенно. Поэтому нельзя отрицать несколько отвлеченно сконструированный характер всей фигуры, наряду со стремлением к живой передаче движения.
Такая же схематизация наблюдается и в трактовке туловища, как с.22 такового. Крутой поворот мало отражается на поверхности тела: главнейшие линии проведены прямо, резко обрываясь и образуя правильный геометрический рисунок.
Если смотреть на Дискобола, как на опыт формальной конструкции, покажется совершенно естественным, что в лице нет выражения, соответствующего изображенному действию. Весьма показательно, что гипсовый слепок с головы Lancelotti до его отожествления с этим типом, принимался за голову спокойно стоящей фигуры. Мы можем утверждать, что отвлеченный характер головы выдержан художником преднамеренно, ибо в эпоху Мирона, и Мирон сам, были в состоянии передать в чертах лица душевное волнение. В данном случае, однако, индивидуализация выражения головы не соответствовала бы общему тону отвлеченности композиции и лишила бы ее характера отвлеченной идеи «человека в движении».
Голова промоделирована с большим пониманием ее конструкции. Основные формы черепа весьма определенно вырисовываются, даже скрытое в натуре под мышцами нижнее ограничение черепа на затылке указано посредством глубокого вреза. Волосы не играют самостоятельной роли, как элемент характеристики. Они плотно прилегают к очертаниям головы, образуя плоские короткие завитки. Художник стремился к наибольшей гармоничности и определенности частей. Голова имеет длинную форму с выступающей задней частью ее, но, избегая одностороннего движения вглубь, художник придал некоторую выпуклость и верхней ее части, которая постепенно понижается по направлению ко лбу. Линия профиля круто обрывает плавность верхнего контура головы, ухо занимает точно середину расстояния от линии профиля к краю заднего выступа головы. Выдвинутые вперед скулы, плоская форма лба и выступающий подбородок образуют плоскость, стоящую под прямым углом к плоскости профиля; переход от профиля к фасу крутой, более мягкая моделировка при этом допущена лишь около рта; особенно характерно, как плоскости висков резко отделены от лба. Наметив, таким образом, главнейшие, с точки зрения конструкции лица, части остова, художник связал все формы вместе в почти правильный овал, сохраняя при этом среднюю вертикаль лица, как главную линию. Выступающий подбородок внизу закруглен и не выдается из общей формы овала, точно также и скулы. Выпуклость скул находит себе прямое продолжение в выступающих мышцах около носа, связывающих их со средней линией лица. Весьма характерно, что надбровные дуги слегка врезываются в переносицу, а полные формы губ обрываются в углах с.23 рта. Таким образом, формы и линии не расплываются, а сохраняют удивительную сплоченность.
Античные писатели не называют имени изображенного в нашей статуе атлета. «Дискобол» столь же общее название, как «Дорифор» Поликлета. Думается, что в этом умалчивании имени кроется известный смысл; Дискобол как бы выходил из ряда изображений атлетов, получив значение эстетического канона Мирона, общей сводки его формальных исканий и опытов. Такое толкование объяснило бы теоретический характер фигуры.
Рис. 4, 5a, 5b. Марсий. Рим. Латеран. |
Второе произведение Мирона, которое можно с достаточной определенностью отожествить среди имеющихся в нашем распоряжении памятников, это — группа Афины с Марсием, стоявшая на афинском акрополе. Статуя Марсия (рис. 4 и 5) была найдена в
Рис. 6. Афина из группы «Афина и Марсий». Мрамор. Франкфурт-на-Майне, Городской музей. |
Рис. 7. «Афина и Марсий». |
Рис. 8. Афина и Марсий. |
Содержание мифа нами уже передано. Художник выбрал весьма драматический момент. Богиня бросила флейты, Марсий подкрался, чтобы их поднять, но вот появляется Афина и изрекает проклятие всякому, кто поднимет обезображивающий лик человека инструмент; Марсий в испуге отскакивает назад. Такое толкование изображенного момента объясняет описанный жест Марсия, который был понят как жест испуга также Павзанием. Ученый путешественник пишет, что Афина с.24 ударила Марсия; он объяснял, следовательно, движение правой руки богини, как момент после удара. Мотив движения Афины соединял бы в таком случае внезапное ее появление и уход со сцены. Художника заинтересовал, по-видимому, контраст между фигурами Афины, идеала олимпийского божества, и силена Марсия, дикого полузверского демона природы, между спокойным плавным движением с одной стороны и обрывистыми, обезьяньими жестами с другой.
Фигура Афины удивительна по своей простоте. Ее стройное девственное тело облачено в подпоясанный пеплос с отворотом, расположенный в строгие параллельные складки. Она выходит вперед по направлению к зрителю и поворачивает в сторону; такое движение придает ей постановка ног. Тело поставлено в полный фас, голова же повернута в сторону, показывая чистый профиль. Таким образом, для изображения Афины использованы два самых простых вида, дающих наиболее спокойные плоскости; ракурсов почти нет. Такая передача олимпийского спокойного величия была использована более ста лет спустя на статуе Аполлона Бельведерского; но на Аполлоне голова поднята вверх, и вследствие этого получился несколько театральный жест. На Афине еще нет театральности. Поднимающееся вверх по линии левой ноги плавное движение направлено вниз наклоном головы, расплывается по опущенным вниз рукам и уходит в пространство. Линии складок не допускают выражения более сильного движения. Мотив отставленной левой ноги, делающей шаг, отражается на линиях непосредственно смежных с ней, но на правой ноге движение совершенно останавливается в строгих вертикалях, до отворота же одежды ниже пояса оно не дошло: гладкая плоскость в середине, в которую врезываются параллельные линии кончиков пояса, определяет среднее деление, по сторонам вертикальные линии спадают в строгом параллелизме. Принцип полной симметрии проведен также в расположении складок на груди. Голова напоминает тип Дискобола, но овал, более продолговатый, смягчает формы скул; подбородок у́же, лоб гладок, без горизонтальной складки. Строгое отделение фаса от профиля проведено и здесь, хотя форма овала лица не допускает его в столь резких линиях: волосы над лбом и на затылке подобраны кверху, от висков же по профилю они проведены мягкими волнистыми линиями, намечая движение плоскости вглубь.
Полная противоположность во всем Марсий. Ступни ноги касаются земли только пальцами; при этом тяжесть тела покоится почти исключительно на левой ноге, эластично согнутой в колене. Эта нога поставлена так, что она, при том виде, на который фигура была рассчитана, с.25 образует одну прямую вертикальную линию, в которую энергично упираются сжатые формы левого бока. К этой прямой вертикали проведена тоже прямая, наклонная, образованная правой ногой и правыми боками фигуры. К такому рисунку, сводящемуся к форме прямоугольного треугольника, приставлены две линии, резко прерывающие линии контура: руки. Правая рука была вытянута прямо вверх, левая, как уже сказано, в сторону и вниз, причем кисти рук были повернуты от фигуры прочь. Основная линия, по которой расположены руки, стоит почти под прямым углом к наклонной названного треугольника — рисунок странно капризный.
Контраст между богиней и сатиром проведен и дальше; на первой фигуре мы отметили сочетание наиболее простых плоскостей: фаса тела и профиля лица; на сатире все формы расположены в легком ракурсе в три четверти.
Наконец, характерен тип самого демона в противоположность к богине. Сухощавые формы далеки от идеальной красоты Дискобола. Повсюду жилки и резкие впадины пересекают плоскости, внося больше разнообразия, но и пестроту и беспокойство в простоту основных плоскостей. Безусловно, главные деления туловища проведены очень строго, образуя сеть пересекающихся под прямыми углами линий; но и в эту схему внесены соответствующие изменения: нижний край грудной клетки не образует правильной дуги, обрамляющей сверху схему мышц живота, но на краях получает направление вверх — черта, которую можно было бы назвать также капризной, как и выдвинутые из контура линии рук. Движения всей фигуры отрывисты, сообразно с этим и линии лица пестры и разноречивы. Лицо само по себе грубое: курносый, с заостренными ушами, непричесанными волосами, этот сатир принадлежит к наиболее характерным представителям породы демонов природы, для которых первая половина V в. выработала основные формы. Лицо имеет прямоугольную форму, так же как и голова в профиль. Глазные щели образуют горизонтальную линию, делящую лицо на две почти равные половины; параллельно этой линии проведена линия рта. Но в этот правильный рисунок врезываются неожиданно капризные линии: от надбровных дуг вверх и наклонно складки на лбу; из общих струящихся вниз линии усов и бороды как-то неожиданно проведены также вверх кончики усов, параллельно указанным складкам на лбу. Таким образом, правильные горизонтальные линии кажутся как будто вздернутыми вверх.
Между обеими фигурами лежат на земле флейты — предмет спора. с.26 В сторону их обращены изогнутые линии левого бока Афины и правого Марсия, сюда обращены взоры обеих фигур. Богиня и демон связаны, следовательно, вместе, как психически, так и линеарно. Группа Афины и Марсия представляет собою, таким образом, удивительно продуманное и законченное целое.
Рис. 9. Пьяная старуха. Мюнхен. Глиптотека. |
Мы идем вразрез с мнением всех западноевропейских исследователей, отожествляя тип, представленный статуями в Капитолийском музее в Риме и в Мюнхенской глиптотеке (рис. 9) с изображением пьяной старухи работы Мирона, стоявшей в Смирне, именно разбираемого нами художника V в., а не одноименного мастера позднейшего «Эллинистического» периода, о котором мы упомянули. Подробная мотивировка предложена в специальной статье, помещенной в Ежегоднике Росс. Института истории искусств. Но так как данный тип в высшей степени важен для понимания великого мастера, мы не можем отказаться от включения его в список произведений предложенный в этой связи. Старуха изображена сидящей на земле и обнимающей обеими руками большой сосуд с вином; в восхищении она смотрит вверх, рот открыт, как будто она громко вздыхает от восторга и наслаждения. Правая грудь обнажена, и старческое тело с его высохшими формами и выступающими костями беспощадно охарактеризовано. С таким же натурализмом выработано лицо, хотя с меткой характеристикой нижней части его как-то не согласована трактовка лба и бровей с их простыми гладкими формами и волос с их волнообразными идеальными линиями. По своей композиции статуя очень проста. Линия, образуемая кистями рук и точкой соприкосновения ступней ног, совпадает со средней линией тела; при этом все линии, как поднимающихся снизу вверх ног, так спускающихся сверху вниз рук, сосредоточены вокруг одного центра — вазы. Концентрация форм в одном фокусе выражена, следовательно, с той же энергией, как и на Дискоболе. Плащ из толстой материи исполнен простыми грубоватыми линиями, в трактовке края нижней одежды, спадающего на землю, художник увлекся извилистым рисунком, который в это время начал входить в моду. На статуе старухи, следовательно, натурализм сочетается со строгой композицией форм и с богатой стилизацией отдельных линий.
Только голова дошла до нас от засвидетельствованной писателями статуи Персея. Поэтому раньше, чем приступить к ней, мы должны привести еще несколько фигур, которые не могут быть поставлены в связь со статуями, упомянутыми античными авторами, но по их стилю принадлежат или Мирону или очень близкому к нему художнику.
Рис. 10. Дионис. Рим. |
с.27 В нескольких экземплярах дошла до нас статуя Диониса, сидящего на скале (рис. 10). Левая рука покоится на левой ноге, правая на голове льва, стоящего рядом со скалой. Скала покрыта шкурою барса, священного животного Диониса; лев принадлежит к тем животным, которыми запряжена колесница Диониса. Вся композиция производит впечатление очень строгое, почти чего-то застылого. Она включена в две плоскости, очень близкие друг к другу и потому не может развиваться в глубину; ноги сдвинуты вместе, и крутой поворот туловища дает очень резкий переход от профиля к фасу. Голова, на воспроизведенном экземпляре реставрированная, смотрела прямо, с легким поворотом вправо, очень строго в фас изображен лев. Несмотря на сухость исполнения, фигура заслуживает нашего внимания. Трактовка туловища до того близка к Дискоболу, что связь статуи с произведениями Мирона или его круга может считаться несомненной. Но Дионис по своей композиции еще строже Дискобола. На этой последней статуе левая нога, лежащая в плоскости заднего плана, немного выступает из-под правой, а ступня выходит из этой плоскости, между тем как левая рука проведена прямо вперед от заднего плана к переднему. Таким образом, чувствуется некоторое передвижение плоскостей. Разница между Дискоболом и Дионисом состоит в том, что на статуе Диониса левая рука сливается с левой ногой в одну плоскость заднего плана, а переход к переднему дан только ракурсом туловища; грудь же еще ближе в полному фасу, чем грудь Дискобола. Вследствие этого мы должны признать ее более древним произведением мастера, дающим нам представление о первых опытах его в области композиции фигур в более сложных мотивах.
Рис. 11. Фигура сидящего Геракла. Рельеф с фриза храма Афины-Паллады в Афинах. |
Рис. 12a, 12b. Голова колоссальной статуи Геракла. Рим. Palazzo Altemps. |
Другая сидящая фигура, наоборот, безусловно развитее: колоссальная статуя Геракла, хранящаяся в Palazzo Altemps в Риме (рис. 11, 12). Эта мощная статуя изображает героя сидящим на скале, покрытой львиной шкурой; левая рука опирается на палицу, правая протянута вперед и держит (приставленные реставратором) яблоки Гесперид; на кудрявых волосах лежит повязка. Формы тела более развиты, и мускулы сильнее выступают, чем на Дискоболе или Дионисе; художник хотел выделить атлетический характер героя. Статуя замечательна по своей торжественности. Такой тон придает ей выпрямленность туловища и расположение членов. Ритм самый простой: левая сторона выдержана в очень спокойных линиях, палица, проведенная строго вертикально, усиливает впечатление спокойствия, левая нога отставлена назад, сливаясь с мощными формами скалы; правая сторона статуи выказывает с.28 больше движения, но и тут художник не выходит из тона торжественности. Хотя как правая рука, так и правая нога выставлены вперед, простота мотива и полное соответствие движений руки и ноги придает и этой части фигуры тот же торжественный тон. Такая простота, сопряженная с яркостью ритма, создает монументальный характер статуи, вполне соответствующий размерам ее, а, вероятно, и ее предназначению как культовой статуи.
Рис. 13. Статуэтка Геракла (по слепку). Англия. Частное собрание. |
Наконец, мы должны остановиться на статуэтке, хранящейся в частном собрании в Англии и изображающей также Геракла, но стоящим, с львиной шкурой на левой руке и с палицей в правой (рис. 13). Мотив фигуры очень простой; тяжесть тела преимущественно покоится на левой ноге, правая отставлена слегка в сторону, голова наклонена в сторону левого плеча. Все эти движения рассчитаны лишь на внесение некоторого разнообразия в совершенно спокойную фигуру. Но весьма показательно, что, несмотря на такой мотив, мы не получаем впечатления давления верхней части на нижнюю; грудные мышцы выдержаны в спокойных плоскостях, а остальные мышцы трактованы так сухо, что характер грузности не может сложиться. Герой-атлет охарактеризован преимущественно широкими плечами и мускулистой шеей, но, кроме того, весьма любопытно, как проведена дальнейшая характеристика при помощи стилизации отдельных движений: правая нога согнута, как бы двигаясь, но при этом упирается в землю всей ступней; движение прекращается энергичным штрихом. Правая рука согнута в локте аналогично ноге, но точно также опираясь на палицу, и зарождающееся, более легкое движение также уничтожается. Эти два мотива вносят особую ритмичную черту в статую и характеризуют скрытую в этих спокойных формах энергию.
Рис. 14. Гермес. Рим. Ватикан. |
Подобный статуе Геракла спокойный ритм встречается на трех фигурах, близко связанных со стилем Мирона, хотя и невозможно решить вопрос, восходят ли они к оригиналам самого мастера. Из них статуя Гермеса в Ватикане (рис. 14) сохранилась с головой, чрезвычайно близкой к голове Дискобола. Надпись Ingenui на подставке указывает, по-видимому, имя копииста. К сожалению, безобразный пень, служащий подпорой, искажает очертания статуи; на бронзовом оригинале такой подпоры не было. На этой статуе повторяется мотив Геракла в обратном смысле, но с чрезвычайно характерными видоизменениями. Одинаково, как тяжесть тела покоится преимущественно на одной ноге, другая отставлена в сторону, голова повернута в сторону правой ноги; правая рука, как на Геракле левая, была согнута в локте, левая с с.29 жезлом глашатая опущена вниз, как рука с палицей на Геракле. Но при наличии этих весьма сходных черт общий тон фигуры иной: левая нога немного больше отведена в сторону от правой, а ступня не покоится грузно на земле, принимая в верхней своей части движение в сторону правой ноги. Благодаря этому левая нога получает характер несравненно более легкого самостоятельного движения. Далее, хотя голова имеет тот же поворот, что и голова Геракла, но она не так сильно опущена и соответственно с этим наклон туловища менее значителен. Если, таким образом, на Геракле массы сплочены по линии центра тяжести, они на статуе Гермеса получили больше свободного движения. Сообразно с этим движение левой руки не сведено на нет вертикалью, как на Геракле, а развивается самостоятельно.
Рис. 15. Посейдон. Рим. Ватикан. |
Рис. 16. Асклепий. Эрмитаж. |
Статуя Посейдона того же музея (рис. 15), вносит опять новую черту в схему постановки Геракла. Фигура еще больше выпрямляется, голова не опущена, а смотрит прямо.
Властитель морей, следовательно, охарактеризован еще более подвижной позой, нежели Гермес. Как подвластный ему элемент не знает покоя, так и царь морей, сохраняя величественную постановку, не мог не отразить в себе характера элемента.
Наконец, статуя, Асклепия в Эрмитаже (рис. 16) — вариант на ту же тему. Она ближе других к статуе Геракла. Мотив спокойствия у бога-врача, может быть, еще более выдержан, ибо правая рука, опирающаяся на обвитый змеей шест, усиливает впечатление спокойствия, вызванное правой ногой, на которой покоится тяжесть тела; вспомним, что палица на статуе Геракла находится на стороне отставленной в сторону ноги, обнаруживающей больше движения. Левая нога Асклепия опирается всей ступней на землю, как на статуе Геракла, но от колена вниз спускаются вертикальные складки, в эту же сторону направлены проведенные вниз линии отворота плаща, а сверху, от левого плеча — строгие вертикальные линии конца плаща. С другой стороны отсутствует на статуе Асклепия напряженность атлетических форм, линии правой руки более спокойны, контур правого плеча более плавный, и грудь более спокойно расположена на поддерживающей ее нижней части тела.
Головы Дискобола, Афины и Марсия дают нам ценные указания о приемах художника для индивидуализирования идеальных фигур. Уже отмечено, что голова Дискобола представляет собою отвлеченный идеальный тип, что на ней даже не отражается сильное движение охватившее всю фигуру. По отношению к юношеским головам по-видимому, такая крайняя идеализация входит в художественное с.30 мировоззрение Мирона; ибо голова сидящего Геракла в Palazzo Altemps также мало выражает характер героя, а отдельно от торса могла бы быть принята как голова любого атлета; только завитки волос заимствованы из типа, присущего Гераклу в эту эпоху. Но как трактован такой идеальный тип? Овал лица Дискобола представляет собою одно, до такой степени сплоченное целое, что он не допускал бы ни малейшего изменения. На голове Геракла в Палаццо Алтемпс формы немного видоизменены в связи с более богатой трактовкой волос. На Дискоболе они вовсе не играют самостоятельной роли, и потому было возможно чисто конструктивное решение проблемы. Вьющиеся кудри Геракла затемняют отчетливость форм. Легкое послабление сплоченности форм наблюдается и в очертаниях лица. Как верхнее его обрамление, художник расположил волосы дугой и, вследствие этого, выдвинул внизу подбородок, так что в общем получились более удлиненные формы; к такому типу приближается и голова Гермеса Ingenui.
Рис. 17. Голова атлета. Эрмитаж. |
Голова Дискобола дает нам возможность приписать Мирону великолепный портрет бородатого атлета в Эрмитаже, который позволяет нам судить, насколько такой канонический тип, как голова Дискобола, оказался видоизменимым и применимым к портрету (рис. 17). Эрмитажная голова, безусловно, портрет, но не портрет в современном смысле слова. Индивидуальность изображенного лица ясно выражена в широких скулах, в выдающемся подбородке, в общих линиях бороды и рта; но художник не передавал частностей; он отказывался от столь характерных складок и морщин, от всяких изменений поверхности кожи, характеризующих живого человека. Таким образом, портретная, безусловно, голова все-таки переходит в область идеального, изображение индивидуального лица превращается в создание типа. Для контура головы в профиль сохранены канонические формы Дискобола линия в линию; они выдержаны и для верхней части лица; но под глазами начинается расширение: скулы больше выступают, к ним примыкают широкие челюсти, которым борода придает еще больше массы; формы грозят расплыться. Но тут художник проводит резкие прямые от висков к усам, как верхнее ограничение бороды, параллельно к контурам челюстей и, включая таким образом образовавшуюся массу в узкую полосу, проводит ее к подбородку, где резко проведенный пробор обозначает линию средней вертикали лица. При этом короткие завитки плотно прилегают к челюстям, не давая массам возможности выливаться наружу. Усы, густыми массами проведенные в стороны, при слиянии с массой бороды обрываются, и движение их заканчивается в несколько мелких с.31 завитков. Таким образом, художник связал в строгую систему расходившиеся массы и создал сплоченные формы, соответствующие характеру всей головы.
Эрмитажный портрет принадлежал к статуе, передававшей очень оживленное движение. Судя по мышцам затылка, голова имела сильный поворот в сторону левого плеча и была слегка наклонена. Формы раздавленных ушей свидетельствуют о том, что статуя изображала кулачного бойца. Можно было бы представить себе фигуру в сильном движении, направленном влево от зрителя; выходя из-под удара противника, боец протянул вперед левую руку и приготовился нанести удар правой рукой. Но, к сожалению, точных данных для реконструкции фигуры в нашем распоряжении нет.
Рис. 18a, 18b. Кимон? Мюнхен. Глиптотека. |
С Эрмитажным портретом неразрывно связана превосходная голова стратега в Мюнхенской глиптотеке; возможно, что изображен великий афинский государственный деятель Кимон (рис. 18). Черты лица идеальнее, чем на портрете атлета, можно было бы даже сказать, что внешняя красота подчеркнута художником в правильно расположенных кудрях и в легкой улыбке на губах. Характеристика головы менее резкая, и формы трактованы свободнее. Мюнхенский портрет относится к Эрмитажному, как голова Дискобола к голове Афины. Сплоченность форм сохранена посредством сдвинутых надбровных линий, резкого верхнего ограничения бороды и очертаний ее, над лбом же прямолинейно обозначенный край отчесанных в стороны волос подчеркивает также и движение форм по направлению к средней вертикали лица, но отсутствие среднего пробора бороды и более длинные кудри ее в значительной мере смягчают резкость линеарной композиции.
Рис. 19. Так называемая голова Персея. Рим. Городское собрание. |
Павзаний сообщает нам о статуе работы Мирона на афинском акрополе, изображавшей Персея после убийства Медузы. Возможно, что к этому оригиналу восходят две мраморные головы, одна в Лондоне, другая в городском антиквариуме в Риме (рис. 19). Изображена юношеская голова с крылатой шапкой, сильно повернутая в сторону левого плеча. Поворот и наклон головы сильно напоминают эрмитажный портрет бойца; статуя Персея, следовательно, также была изображена в сильном движении. Если эта голова действительно восходит к оригиналу Мирона, что весьма вероятно, то мы можем установить весьма любопытное развитие стиля этого мастера. Действительно, все характерные черты головы Дискобола имеются налицо, но они все рельефнее выработаны, каждая часть крупнее выступает. На Дискоболе переходы от скул к щекам, от фаса к профилю сравнительно мягче, на Персее с.32 щеки более плоски, и скулы, таким образом, резче обрисованы. Нижняя часть лица этой головы включена в две гладкие плоскости, которые сходятся книзу и резко выдвигают угловатый подбородок. Соответственно сильнее выработан и сам подбородок. На правой части лица наблюдается то же стремление к более крупным формам; более высокий лоб дугообразно обрамлен волосами, глаза расположены глубже, и вследствие этого, линии надбровной дуги получают больше рельефной силы. Волосы выступают более пышной массой, хотя кудри сами по себе очень похожи на завитки Дискобола. Формы головы просвечивают сквозь шапку; они в главных линиях соответствуют типу Дискобола.
Таким образом, в узких рамках схемы Дискобола художник в состоянии дать любопытные варианты, вероятно, в разных периодах его творчества. Но рамки, как таковые, остаются и, по-видимому, основаны на теоретических соображениях.
Голова Марсия показывает другую сторону творчества Мирона. С одной стороны формы проще и ближе к простому кубу, но рисунок, как таковой, гораздо свободнее. Мы уже указали на ряд любопытных линий на лице Сатира, характеризующих его как полузверского демона природы. Следует упомянуть еще о натурализме в исполнении волос и бороды, особенно над лбом и около висков. В данном случае художник явно намеренно оставлял в стороне всякую схему и руководствовался лишь наблюдениями на разных уличных типах Афин. Любопытно, что некоторые из этих черт встречаются и на статуе стоящего Геракла: угловатая форма профиля головы, моделировка лба с проведенными от переносицы вверх и в стороны складками, эти черты производят почти портретный характер. Лежало ли это в намерениях мастера? хотел ли он действительно низвести героя-атлета до уровня смертного и придать больше значения передаче его характера, как атлета-силача, чем идеала бога? С определенностью мы не можем ответить на эти вопросы, но некоторые данные, о которых еще будет речь, заставляют нас склониться к утвердительному ответу, тем более, что эти примеры не единичны.
Рис. 20. Голова Зевса-Амона. Неаполь. |
Приведем еще одну голову, весьма близкую по своему стилю к Мирону, хотя мы не располагаем документальными данными, чтобы закрепить оригинал ее за самим великим художником. Это — голова Зевса-Амона в Неаполе (рис. 20). Тип Зевса-Амона является результатом смешения греческих и египетских элементов в северной Африке, в особенности в городах дельты Нила. Верховный египетский бог с.33 Амон, изображавшийся с бараньей головой, был отожествлен с Зевсом, и при художественной передаче нового религиозного образа к типу Олимпийца приставлены бараньи рога. Культ Зевса-Амона получил широкое распространение, и до нас дошел ряд изображений его из разных эпох. Настоящая голова совершенно совпадает как по своей структуре, так и в частностях моделировки с мироновскими типами. Чтобы скрыть основание произрастающих из головы рогов, художник обрамлял лицо длинными волосами, покрывающими части рогов; стилизация этих волос совершенно совпадает с формами волос на бороде Марсия, исполнение лба, бровей и глаз показывает то же стремление к сосредоточенности форм, какое мы отметили на Дискоболе и на Эрмитажном портрете. Голова Зевса-Амона для нас ценна тем, что она дает представление о сосредоточенности и серьезности выражения божественных образов в круге Мирона.