История рабства в античном мире
Том I
Рабство в Греции
Глава одиннадцатая
ВЛИЯНИЕ РАБСТВА НА ПОРАБОЩЕННЫХ И НА СВОБОДНЫХ
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.
с.193
Эта фамильярность, вызванная общностью проступков, проистекая не из искренней преданности, тем более не создавала привязанности. Чаще всего рабы служили своему господину потому, с.194 что требовалось, чтобы они покорились тому положению, которое им доставалось на долю. Рабы были неразрывно связаны с господином; если они не всегда участвовали в его радостях, они обычно испытывали его горе. Им приходилось делить его несчастия, им приходилось следовать за ним в изгнание и вести с ним вместе жизнь, полную приключений: это доставляет страдание Кариону в «Богатстве» Аристофана1. Но бывали, конечно, примеры верности и преданности у рабов, как и мягкости обращения, доверчивости и доброты у господ. Даже при таком положении, которое из человека делало скота, если бросались в эти души семена добра, можно было собрать у более счастливых натур плоды любви и личных достоинств. Театр и здесь воспроизводил реальные факты. Мы видели, как трагедия в своих идеальных картинах из героических времен не раз заставляла проходить перед нами эти фигуры старых слуг, которые получали своего молодого хозяина еще в колыбели, которые направляли его первые шаги и которые с неизменной преданностью следовали за ним во всех превратностях его жизни2; и все уроки, извлекаемые из их примера, трагедия резюмирует в нескольких прекрасных словах безропотной покорности, предложенной в качестве образца для всех: «Пускай останусь я рабом, уж если меня таким сделало мое рождение, но пусть я буду считаться среди хороших рабов, и, не имея имени, пусть я сохраню чувства свободного человека. Разве это не лучше, чем носить двойное ярмо, как делают те, которые к власти господина присоединяют деспотизм своих пороков?»3 Комедия не могла отказаться от пропаганды нравственных принципов. Среди рабов — бездельников и плутов она поместила несколько верных и честных слуг с благородной речью4 и заставила почувствовать господ то значение, которое они имеют для них:
Когда найти случится доброго раба, Другого блага в жизни нет его ценней, — |
говорит Менандр5. Хозяева старались крепко привязать к себе слугу, пропагандировать его пример; оказывая ему знаки внимания при жизни, они почтили его после смерти могильным памятником; мы уже раньше видели, что надписи сохранили память об этом. Очевидно, было известное основание приписывать рабу этот язык истинной преданности и вечной верности:
Если на старости лет ты придешь, где и я, о, владыка, Буду охотно рабом в царстве Аида твоим6. |
Другого, засыпанного землей в то время, как он рыл могилу для своего господина, можно было заставить говорить:
Земля легка надо мною: Так и в Аиде твое солнце мне будет светить7. |
Но, конечно, нужно открыто признаться, что такие рабы были редки, и было гораздо легче приписать мертвым такие мысли, чем внушить их живым.
с.195 Те, кто был одушевлен такими чувствами по отношению к своим хозяевам, на самом деле в среде себе подобных рассматривались как предатели8. Ненависть к хозяину была как бы в природе раба9; она сохранялась даже и при той тесной связи, которую иногда преступление устанавливало между ними. Под маской униженности, под внешним выражением бесстыдства и шутовства могло расти это чувство, настолько сильное, насколько оно должно было быть скрытым. «Ничто так не подходит к низкому характеру раба, — говорит Лукиан, — как в тайне сердца питать свой гнев, давать расти своей ненависти, заключив ее в недрах своей души, скрывать одни чувства и обнаруживать другие, под внешним видом, дышащим веселостью комедии, переживать трагедию, полную печали и горя»10. Против своего хозяина он пускал в ход все обычные средства измены; в Греции у него в руках было средство государственного значения — донос. Такая возможность имела часто место и всегда охотно принималась в среде подозрительной афинской демократии. Гражданин, который отломал, например, ветку от священной оливы, видел себя отданным почти на произвол своих рабов; ненависть, подстрекавшая в них желание предать хозяина в руки правосудия, усиливалась еще любовью к свободе: ведь его осуждение вело за собой их отпущение на волю11. Так, один раб обвинил Фереклета в том, что он справлял мистерии у себя в доме12; в другом процессе подобного рода Лисий старался предостеречь судей против подобных обвинений, указывая им на ту опасность, которая нависнет над головами всех, если позволить таким обычаям забрать силу13. Сколько других средств для удовлетворения своей ненависти мог найти раб и не удаляясь от домашнего очага, не черпая их где-либо на стороне, а находя их в своей испорченной положением натуре! Действительно, мало того, что рабы могли более или менее открытыми путями покушаться на жизнь своего господина, их изобретательная ненависть давала им возможность наносить иные удары. Допущенные со своими пороками в недра семьи, они доставляли себе гнусное удовольствие распространить в ее среде позор и бесчестие; и для них было величайшим счастьем, если им удавалось когда-либо осквернить подобными оскорблениями последние минуты умирающего, радуясь не столько своей безнаказанности, сколько бессилию его бешенства14.
Преданность была так редка, ненависть так опасна, что хозяин мог желать от своего раба больше всего того безразличия, которое, не привязывая его к своему положению, не толкало его, однако, ни на преступное пренебрежение своими обязанностями, ни на стремление насильственно разорвать связывающие его узы; по-видимому, это и было то, к чему в общем пришло рабство, своего рода компромисс между требованиями деспотизма и сопротивлением подавленных классов15. Поддерживая полностью все права господина, допускали некоторое послабление в отношении суровости дисциплины. Такова была политика Афин в вопросах внутренней жизни, но в этих актах снисходительности было также с.196 кое-что от политики паразита Плавта16. Раб в конце концов находил себе в этом известную компенсацию за самую тяжесть своих цепей; и, конечно, не упускали случая дать ему это почувствовать:
Уж лучше быть рабом, служа хозяину И доброму, и щедрому, чем вечно жить И впроголодь, и плохо, хоть свободным будь, — |
говорит Менандр17. Правда, труд наложен тяжелый, но зато жизнь обеспечена:
Когда б свободным был, на свой бы страх я жил; Теперь живу на твой я счет18. |
Больше того, хлеб у него был всегда обеспечен, а уклониться от работы ему представлялось много возможностей. Благодаря ловкости и хитрости его чувственная сторона даже среди всех унижений, связанных с его положением, умела доставлять себе моменты радости; и привычка к пороку и его удовольствиям, завоевывая все больше и больше эти души, в конце концов тушила в них чувство любви к свободе:
И многие сбежавши от господ и став Свободными, приходят добровольно к ним Назад, к кормушке той же19. |
Действительно, это уже крайний признак нравственного падения. Я согласен, что это может быть результатом их крайней нужды, результатом печальным и вместе с тем вполне закономерным; но для других это было результатом преступной слабости. И с этого момента рабство хорошо выполняло свое дело: оно создало среди людей подлинно рабские натуры; оно создало для себя своего рода естественное право против прав природы и гуманности.
ПРИМЕЧАНИЯ
О Зевс и боги, что за должность кляузная У господина спятившего быть рабом! Пускай совет слуга подаст разумнейший, Когда совет хозяину не по сердцу, |
|
с.272 | С ним заодно настигнет и слугу беда. Увы, не властен раб над телом собственным, Хозяин властен, боги присудили так! Ну, с этим будь что будет! |
Это же говорит и Филемон у Стобея, Цветник, LXII, 29:
Коль плохо действует хозяин, плохо раб Тогда живет: ведь должен он участвовать Всегда во всех его бедах-несчастиях. |
Да, плох тот раб, Которому дела его хозяев Не дороги, который мук семьи И радостей не делит. Если в рабском Рожден я состоянье, пусть меня Рабом хотя считают благородным. Нет имени — я душу сберегу, Все ж лучше быть по имени рабом лишь, Чем на плечи одни да оба зла: И рабский дух имей и рабский жребий. (Перев. Анненского). |
Сравн. Стобей, Цветник, LXII, 2.
Да не бойся. Все снесем мы вместе — и добро, и зло… |
Кто из рабов господ породу любит, тот Войной великой идет против себе Подобных. (Эврипид у Стобея, Цветник, LXII, 16). |
Цепями кто оковывает пленников, Кто беглым надевает кандалы рабам, Тот очень глупо делает, по-моему: Беда к беде прибавится несчастному — Тем более охоты убежать ему |
|
с.273 | И поступить неподходящим образом: Из цепи — так ли, этак ли — он вырвется; Закованный — распилит ли кольцо пилой, Собьет ли гвозди камнем… Все ему пустяк! Но если хочешь крепче приковать его, Чтоб не бежал, прикуй его едой-питьем, И мордой привяжи его ты к полному Столу: покуда будешь пить и есть давать; Чтоб был он ежедневно совершенно сыт — Убийство совершивши, не сбежит, поверь; Легко удержишь этакими узами. Еда — оковы, гибкие до крайности: Чем больше их растягиваешь, тем они Затягиваются туже. (Плавт, Близнецы, I, 1, 3 и сл.). |