А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава одиннадцатая

ВЛИЯНИЕ РАБСТВА НА ПОРАБОЩЕННЫХ И НА СВОБОДНЫХ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6 7

с.196

4

Итак, до какой сте­пе­ни и в какой кате­го­рии раб­ских клас­сов мож­но най­ти чер­ты бла­го­де­тель­но­го вли­я­ния раб­ства? Раб­ство пора­жа­ло как гре­ков, так и вар­ва­ров. Что каса­ет­ся гре­ков, то с трудом мож­но было бы защи­щать поло­же­ние, что бла­го­да­ря ему они мог­ли что-либо выиг­рать; и для дру­гих так­же этот вопрос не может полу­чить ино­го раз­ре­ше­ния. В самом деле, како­вы были те вар­вар­ские обла­сти, где вер­бо­ва­лись рабы? Север, жите­ли кото­ро­го все­гда сла­ви­лись воин­ст­вен­ным харак­те­ром, и Азия, заме­ча­тель­ная по сво­ей спо­соб­но­сти к изящ­ным искус­ствам.

Ари­сто­тель при­зна­ет за гре­ка­ми одно толь­ко пре­иму­ще­ство перед ука­зан­ны­ми обла­стя­ми — это уме­ние соеди­нить в сво­ем лице вме­сте то, что состав­ля­ло спе­ци­аль­ную осо­бен­ность каж­до­го из них1. Какое же бла­го­при­ят­ное вли­я­ние мог­ло ока­зать раб­ство на эти стра­ны и на людей, в них живу­щих? Что каса­ет­ся стран, то они не полу­ча­ли ника­ко­го: у них лишь отни­ма­лись рабо­чие руки. Что же каса­ет­ся этих людей, то, уведен­ные или про­дан­ные в раб­ство, какой ценой и в какой мере они мог­ли воз­вы­сить­ся до циви­ли­за­ции победи­те­лей? Циви­ли­за­ция есть резуль­тат про­грес­са с.197 нрав­ст­вен­но­сти и умст­вен­ных сил. Она пред­по­ла­га­ет в себе те доб­ро­де­те­ли государ­ст­вен­ные, семей­ные и лич­ные, кото­рые созда­ют нра­вы наро­да; и сре­ди трудов того или дру­го­го наро­да на пер­вом месте она счи­та­ет умст­вен­ный труд, при­ме­нен­ный ко все­му пре­крас­но­му, истин­но­му и полез­но­му, к лите­ра­ту­ре, к зна­ни­ям, к искус­ству. Но как вар­ва­ры мог­ли улуч­шить свои нра­вы, как мог­ли они при­об­ре­сти эти досто­ин­ства, кото­рые ста­но­вят­ся пра­ви­ла­ми нрав­ст­вен­но­сти, если они были лише­ны оте­че­ства, семьи, сво­ей соб­ст­вен­ной лич­но­сти? И как без этой нрав­ст­вен­но­сти они мог­ли под­нять­ся до высо­ких идей сво­бод­ных наро­дов, осо­бен­но когда гор­дость этих наро­дов закры­ла для них область духов­но­го раз­ви­тия, чтобы бро­сить их в область физи­че­ской чув­ст­вен­но­сти? Осуж­ден­ные на оду­ря­ю­щий труд или погру­жен­ные в грязь опас­ных мило­стей домаш­ней служ­бы, они бра­ли из этой куль­ту­ры то, что под­хо­ди­ло к их при­ро­де, пло­хо вос­пи­тан­ной или уже испор­чен­ной, — любовь к рос­ко­ши и к самым гру­бым удо­воль­ст­ви­ям. И, таким обра­зом, они на самом деле опус­ка­лись под вли­я­ни­ем того поло­же­ния, кото­рое вме­сто самых необ­хо­ди­мых прав чело­ве­ка дава­ло им укра­ден­ные радо­сти удо­воль­ст­вий, поль­зу­ясь кото­ры­ми они под­вер­га­ли себя опас­но­сти.

Вот како­во было вли­я­ние раб­ско­го поло­же­ния, и таким оно и долж­но было быть. Раб­ство раз­ру­ша­ло в чело­ве­ке его лич­ность; лише­ние чело­ве­ка в самом нача­ле самой осно­вы нрав­ст­вен­но­сти — пло­хое сред­ство, чтобы при­гото­вить его к вос­при­я­тию куль­ту­ры. Прав­да, встре­ча­ют­ся ино­гда исклю­че­ния, вызы­ваю­щие наше ува­же­ние и удив­ле­ние, так как при­ро­да нико­гда не теря­ет окон­ча­тель­но сво­их прав. Мож­но еще гово­рить о нрав­ст­вен­ных досто­ин­ствах моло­дых рабов, вос­пи­тан­ных достой­ным обра­ще­ни­ем в при­выч­ках и усло­ви­ях сво­бод­ных людей; гре­ки, вверг­ну­тые в раб­ство, уме­ли ино­гда, что бы ни гово­рил Гомер, сохра­нить бла­го­да­ря энер­гии сво­ей нату­ры всю силу сво­их духов­ных качеств и счаст­ли­вый отпе­ча­ток того сво­бод­но­го вос­пи­та­ния, в усло­ви­ях кото­ро­го они сфор­ми­ро­ва­лись. Но о вар­ва­рах мы зна­ем мало. Все это пре­сло­ву­тое вос­пи­та­ние при помо­щи раб­ства в кон­це кон­цов созда­ло осо­бую кате­го­рию людей — воль­ноот­пу­щен­ни­ков. И если отпу­ще­ние на волю мог­ло бла­готвор­но подей­ст­во­вать на более чест­ных рабов и открыть им доступ в этих исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, вызы­ваю­щих наше ува­же­ние, в выс­шие сфе­ры, то не менее вер­но, что в общем вся мас­са воль­ноот­пу­щен­ни­ков была ничуть не луч­ше мас­сы рабов. Како­го досто­ин­ства мож­но ждать от чело­ве­ка, кото­рый носил печать сво­его ста­ро­го поло­же­ния, постав­лен­ную ино­гда у него на лбу и все­гда по мень­шей мере на спине, в виде длин­ных кро­ва­вых руб­цов? Те поро­ки, кото­рые были свой­ст­вен­ны раб­ско­му состо­я­нию под вли­я­ни­ем поро­див­ших его прин­ци­пов, он сохра­нял в силу при­выч­ки, став воль­ноот­пу­щен­ни­ком. Рабы, нахо­див­ши­е­ся в деревне, рабы из мастер­ских реже нахо­ди­ли слу­чай отку­пить­ся от сво­их гос­под: наи­бо­лее искус­ные из них были слиш­ком доро­ги; что же каса­ет­ся дру­гих, то если они и усколь­за­ли из-под раб­ско­го ярма, то при­но­си­ли в среду сво­бод­ных гораздо мень­ше с.198 навы­ков к тру­ду, чем при­вы­чек к дур­ным стра­стям, раз­вив­ших­ся в их душах вслед­ст­вие суро­во­сти их пер­во­на­чаль­но­го поло­же­ния. Отпуск на волю был более частым уде­лом рабов, заня­тых домаш­ней работой, рабов для рос­ко­ши и удо­воль­ст­вий. Но каким чест­ным ремеслом мог­ли они занять­ся на сво­бо­де, отвык­нув от труда еще во вре­мя сво­его раб­ско­го поло­же­ния? Они обра­ща­лись к сво­им преж­ним заня­ти­ям. Все эти Давы, Псев­до­лы, Эпиди­ки — все они отда­ва­ли вна­ем свое заслу­жен­ное мошен­ни­че­ство. Они ста­но­ви­лись «трех­гро­ше­вы­ми людь­ми», таки­ми, каки­ми мы их видим у Плав­та в его «Трех­гро­ше­вом»2. Дру­гие, неко­гда про­дан­ные в раб­ство, сами в свою оче­редь ста­но­ви­лись тор­гов­ца­ми раба­ми3; в гря­зи их юных лет и позо­ре их даль­ней­шей жиз­ни они нако­пи­ли доста­точ­но при­вы­чек к раз­вра­ту, под­ло­сти и низо­сти, чтобы стать насто­я­щи­ми хозя­е­ва­ми домов тер­пи­мо­сти4. Жен­щи­ны, с дет­ства вос­пи­тан­ные в этой испор­чен­ной атмо­сфе­ре, впи­тав­шие в себя ее нечи­стые испа­ре­ния и куп­лен­ные затем рас­пут­ст­вом како­го-нибудь мота, а затем отпу­щен­ные на волю в резуль­та­те его снис­хо­ди­тель­но­сти или его пре­не­бре­же­ния, про­дол­жа­ли делать то, чему они научи­лись. Еще моло­дые, они шли за неко­то­рое воз­на­граж­де­ние на празд­не­ства в каче­стве тан­цов­щиц или флей­ти­сток5; они про­да­ва­ли себя на день, на месяц, на год6 или при­вле­ка­ли к себе рас­пут­ни­ков с еще боль­шей для себя выго­дой7; став мате­ря­ми, они про­да­ва­ли невин­ность сво­их детей и на эти гнус­ные день­ги поку­па­ли для раз­вра­та малень­ких дево­чек, если не мог­ли их похи­тить: достой­ные подру­ги того нечи­сто­го живот­но­го, кото­рое так пра­виль­но назы­ва­ет Плавт за спо­соб­ность к похи­ще­нию деву­шек и лице­ме­рие «кош­кой, ловя­щей деву­шек»8.

Но раб­ство было пагуб­но не толь­ко для рабов, но и для сво­бод­ных, кото­рые их пора­бо­ти­ли; оно ото­мсти­ло таким обра­зом за оскорб­лен­ную при­ро­ду.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ари­сто­тель, Поли­ти­ка, IV (7), 6, 1.
  • 2Эта пье­са Плав­та была под­ра­жа­ни­ем «Кла­ду» Филе­мо­на. Я взял этот образ из комедии как наи­бо­лее извест­ный в исто­рии; было, конеч­но, мно­го дру­гих подоб­ных ему, напри­мер тот Нико­мах, о кото­ром гово­рит Лисий в речи «Про­тив Нико­ма­ха», стр. 847—848 и сл.
  • 3Афи­ней, XIII, стр. 585c.
  • 4См. для этих гнус­ных лич­но­стей, все­гда жад­ных, все­гда клят­во­пре­ступ­ных, все­гда обма­ну­тых и битых, «Бра­тья» и «Фор­ми­он» Терен­ция, «Про­дел­ки пара­зи­та», «Канат» и осо­бен­но «Перс», «Пэнул» и «Псев­дол» Плав­та. И здесь Плавт и Терен­ций нахо­ди­ли свои образ­цы в гре­че­ском теат­ре. Неза­ви­си­мо от раз­роз­нен­ных наме­ков в раз­лич­ных комеди­ях, три пье­сы Ана­к­си­ла­са, Эвбу­ла и Посидиппа носи­ли назва­ние «Пор­но­бо­с­кос» («Содер­жа­тель гетер», или «Свод­ник»). См. Афи­ней, IX, 385f и 371f, III, 108d, IV, 154f.
  • 5См. Ари­сто­фан и Плавт, Эпидик, III, 2, 351, и 4, 477. Сравн. Луки­ан, Раз­го­во­ры гетер, 15 и сл.
  • 6Плавт, Ослы, IV, 1, 730 и сл. Ино­гда они ста­ви­ли усло­ви­ем быть достав­лен­ны­ми назад к себе по исте­че­нии сро­ка най­ма: «Срок усло­вию мину­ет — ей домой вер­нуть­ся бы» (Бак­хиды, I, 10). Извест­ны чудо­вищ­ные состо­я­ния Лаи­сы, Фри­ны и др. Фри­на пред­ло­жи­ла фиван­цам вос­ста­но­вить их город, раз­ру­шен­ный Алек­сан­дром, под усло­ви­ем, что память о таком ее поступ­ке будет закреп­ле­на над­пи­сью (Афи­ней, XIII, стр. 591c).
  • 7При­ме­ром нам слу­жит Неэра, кото­рую Сте­фан выда­вал за свою жену; она бра­ла с них день­ги, как с любов­ни­ков, а Сте­фан — как с нару­ши­те­лей его супру­же­ско­го пра­ва (Демо­сфен, Про­тив Неэры, стр. 1359. См. такую же фигу­ру в «Гру­би­яне» Плав­та).
  • 8Плавт, Перс, VI, 9, 742. Сравн. «Канат», III, 3, 657. См. Кле­е­ре­ту в «Ослах» и ста­рую кур­ти­зан­ку в «Лар­чи­ке» Плав­та; для гре­че­ских образ­цов — Алек­си­са у Афи­нея, XIII, 568 и 595 и т. д. Три или четы­ре такие негод­ни­цы, кото­рые экс­плу­а­ти­ро­ва­ли сво­бод­ных жен­щин, были заши­ты в мешок и бро­ше­ны в море по при­ка­за­нию Клео­ме­на (Фео­помп, у Афи­нея, X, 442f и 443a).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1418917596 1418917756 1418917967