А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава одиннадцатая

ВЛИЯНИЕ РАБСТВА НА ПОРАБОЩЕННЫХ И НА СВОБОДНЫХ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6 7

с.201

6

Как ни опас­но было это вли­я­ние раб­ства на харак­тер отдель­ных лиц или на семей­ные отно­ше­ния, все же была надеж­да, что оно будет обез­вре­же­но и удер­жа­но в над­ле­жа­щих гра­ни­цах государ­ст­вен­ны­ми меро­при­я­ти­я­ми. В сво­ем рабе гос­по­дин встре­чал суще­ство, сто­я­щее ниже его, но во вся­ком дру­гом граж­да­нине нахо­дил себе рав­но­го; устои семьи были потря­се­ны в самой внут­рен­ней сво­ей орга­ни­за­ции, но она мог­ла вновь вос­ста­но­вить­ся на более широ­ком фун­да­мен­те как часть общей семьи, т. е. государ­ства. Тако­ва была при­ро­да учреж­де­ний Ликур­га, посколь­ку это каса­лось семьи, тако­ва была та фор­ма, кото­рая гре­зи­лась Пла­то­ну в его иде­аль­ном государ­стве. Одна­ко ни суро­вая дис­ци­пли­на с.202 спар­тан­ско­го зако­но­да­те­ля, ни гений афин­ско­го фило­со­фа не мог­ли уни­что­жить в этом государ­ст­вен­ном строе его поро­ков, не созда­вая вме­сто них еще более тяж­ких зло­употреб­ле­ний. Что каса­ет­ся отдель­ных, част­ных лиц, то при­выч­ка к граж­дан­ско­му равен­ству не уни­что­жа­ла домаш­не­го дес­по­тиз­ма; наобо­рот, они сами дава­ли тем бо́льшую волю лич­ным чув­ствам и про­яв­ле­ни­ям суро­вой жесто­ко­сти по отно­ше­нию к рабам, чем более суро­вость зако­нов застав­ля­ла их сдер­жи­вать себя в отно­ше­ни­ях друг к дру­гу; дока­за­тель­ст­вом это­го явля­ет­ся опять-таки Спар­та.

Но если раб­ство в этих пре­де­лах пред­став­ля­ло те недо­стат­ки и затруд­не­ния, кото­рых не мог­ли испра­вить даже государ­ст­вен­ные уста­нов­ле­ния, то, быть может, в воз­ме­ще­ние это­го оно пред­став­ля­ло для само­го государ­ства какие-либо выго­ды? По край­ней мере так дума­ли. В сум­ме тех нужд, кото­рые жизнь и пра­ви­тель­ство воз­ла­га­ли на пле­чи наро­да, дела­лось под­разде­ле­ние, соглас­но тому раз­ли­чию, кото­рое было уста­нов­ле­но меж­ду раба­ми и сво­бод­ны­ми: для одних — физи­че­ское тело и его потреб­но­сти, для дру­гих — умст­вен­ное раз­ви­тие и его пра­ва; на пер­вых воз­ла­га­лись обя­зан­но­сти, необ­хо­ди­мые для под­дер­жа­ния мате­ри­аль­ной жиз­ни, на дру­гих — раз­лич­ные обя­зан­но­сти поли­ти­че­ской жиз­ни; на гру­бом и тяже­лом труде рабов поко­ил­ся тот досуг, в кото­ром нуж­дал­ся сво­бод­ный граж­да­нин, чтобы зани­мать­ся исклю­чи­тель­но бла­го­род­ным трудом для государ­ства. Это как раз то, что мы виде­ли в Спар­те; рав­ным обра­зом это и есть то, что, не исклю­чая и Афин, в более или менее ясно выра­жен­ной фор­ме зани­ма­ло все­це­ло фило­со­фию в ее при­ло­же­нии к поли­ти­ке.

Одна­ко оста­ва­лась одна труд­ность: как и на чем укре­пить тот фун­да­мент, на кото­ром дол­жен был поко­ить­ся государ­ст­вен­ный строй? Каким бы спо­со­бом ни ста­ра­лись раз­ре­шить этот вопрос, все же в реше­нии этой про­бле­мы оста­ва­лась страш­ная по сво­ей неиз­вест­но­сти вели­чи­на: это воля, сво­бод­ная даже в состо­я­нии раб­ства, могу­чая сила, кото­рая уме­ла ста­но­вить­ся не толь­ко рав­ной, но даже бо́льшей, чем самые могу­ще­ст­вен­ные сред­ства воздей­ст­вия; и кто же мог тогда дать гаран­тию про­тив потря­се­ния столь неустой­чи­во­го рав­но­ве­сия? В самом деле, не раз вос­ста­ния нару­ша­ли это рав­но­ве­сие, как мы это виде­ли, напри­мер, во вре­ме­на Дри­ма­ка на Хио­се. Раб­ство, окреп­шее бла­го­да­ря само­му фак­ту гне­та, мог­ло ино­гда при извест­ных обсто­я­тель­ствах най­ти себе помощь, кото­рая поз­во­ля­ла ему разо­рвать свои око­вы. Оно извле­ка­ло себе поль­зу из всех внут­рен­них пере­во­ротов, с рав­ным жаром при­мы­кая как к двор­цо­вым заго­во­рам1, так и к народ­ным дви­же­ни­ям, как это мож­но было видеть в Сира­ку­зах и на Кор­ки­ре2. То, что, по при­зна­нию фило­со­фов, долж­но было слу­жить необ­хо­ди­мым оруди­ем для под­дер­жа­ния обще­ст­вен­ных сво­бод, на самом деле все­гда гото­во было стать оруди­ем для дес­по­тиз­ма. Повсюду раб­ство слу­жи­ло с оди­на­ко­вым усер­ди­ем и тира­нии и дема­го­гии, этой тыся­че­го­ло­вой тира­нии, поль­зу­ясь без­на­ка­зан­но­стью со сто­ро­ны одной и мило­стя­ми со сто­ро­ны дру­гой; и сам Ари­сто­тель дол­жен был вполне при­знать это3. Нена­висть рабов с.203 очень хоро­шо помо­га­ла поли­ти­ке тира­на, будь это отдель­ный чело­век или народ, про­тив бога­тых; мсти­тель­ность тира­на очень хоро­шо соот­вет­ст­во­ва­ла их гру­бо­сти; при­ме­ры: Омфа­ла, отдав­шая на волю рабов доче­рей самых знат­ных лидий­цев, чтобы ото­мстить за нане­сен­ное ей оскорб­ле­ние; а во вре­ме­на исто­ри­че­ские — Херон из Пел­ле­ны, уче­ник Пла­то­на, отдав­ший на подоб­ное же пору­га­ние жен и доче­рей тех граж­дан, кото­рые попа­ли в его про­скрип­ци­он­ные спис­ки4. То же было, когда те овла­де­ва­ли вла­стью, как Афи­ни­он, кото­рый, став хозя­и­ном Атти­ки, посто­ян­но вспо­ми­нал посло­ви­цу: «Рабу не давать ножа!»5 Раб нахо­дил так­же под­держ­ку и у внеш­них вра­гов6; это ока­за­лось роко­вым для Хиоса при при­бли­же­нии афи­нян, кото­рые под­ня­ли про­тив гос­под всех рабов; а при при­бли­же­нии Мит­ри­да­та кто выдал ему в пол­ное его рас­по­ря­же­ние самих гос­под? И исто­рик скло­ня­ет­ся перед этим раз­ру­ше­ни­ем и гибе­лью, как перед при­го­во­ром судь­бы: «Так постиг­ло их спра­вед­ли­вое отмще­ние боже­ства, их, кото­рые пер­вые ста­ли поль­зо­вать­ся для сво­их услуг куп­лен­ны­ми раба­ми, хотя у них было доста­точ­но сво­бод­ных людей для нужд само­об­слу­жи­ва­ния»7.

В государ­ствах, кото­рые уме­ли подав­лять эти мяте­жи или, более того, уме­ли пред­у­преж­дать их более мяг­ким обра­ще­ни­ем, раб­ство ока­зы­ва­ло дру­гое вли­я­ние, менее страш­ное, но не менее гибель­ное: оно заду­ши­ло или раз­ло­жи­ло сво­бод­ный труд. Напрас­но Сократ, этот фило­соф здра­во­го смыс­ла, спра­ши­вал, поче­му сво­бод­ные граж­дане счи­та­ют для себя почет­ным быть более бес­по­лез­ны­ми, чем рабы; и поче­му кажет­ся менее достой­ным и спра­вед­ли­вым работать, чем меч­тать, сло­жив руки, о сред­ствах для жиз­ни?8 Пред­рас­судок гос­под­ст­во­вал над здра­вым смыс­лом. Геро­дот в дру­гом слу­чае пока­зал нам, как рас­про­стра­нен был этот пред­рас­судок сре­ди вар­ва­ров, а рав­но и сре­ди гре­че­ских наро­дов9; а фило­со­фия под­дер­жи­ва­ла его и укреп­ля­ла, дале­кая от того, чтобы бороть­ся про­тив него. Эта же мысль Сокра­та в тек­сте Ксе­но­фон­та при­ме­ня­ет­ся мень­ше к муж­чи­нам, чем к сво­бод­ным жен­щи­нам10; он это хочет пока­зать в басне о соба­ке и овцах, где муж­чи­на вполне дово­лен сво­им поло­же­ни­ем стра­жа и защит­ни­ка. На этом осно­ва­нии и в этой фор­ме Пла­тон тре­бу­ет для сво­их клас­сов вои­нов и пра­ви­те­лей при­ви­ле­гии жить на сред­ства рабо­чих клас­сов, постав­лен­ных на самую низ­кую сту­пень и почти что исклю­чен­ных из государ­ст­вен­ной жиз­ни11; тот же прин­цип вос­про­из­веден и у Ари­сто­те­ля со всей стро­гой после­до­ва­тель­но­стью его выво­дов. С его точ­ки зре­ния толь­ко вои­ны и пра­ви­те­ли состав­ля­ют «поли­ти­че­ское», пра­во­моч­ное государ­ство, и с боль­шим неудо­воль­ст­ви­ем он дела­ет соучаст­ни­ка­ми их граж­дан­ской, част­ной жиз­ни, но не их прав, всех этих зем­ледель­цев, ремес­лен­ни­ков, наем­ных рабо­чих12. Зем­ледель­цев он хотел бы видеть раба­ми13; ремес­лен­ни­ки и наем­ные рабо­чие, по его мыс­ли, идут вслед за зем­ледель­ца­ми14, и он напо­ми­на­ет о кон­сти­ту­ции Фале­а­са, кото­рый всех их дела­ет раба­ми15. Он объ­яв­ля­ет все их заня­тия «недо­стой­ны­ми сво­бод­но­го чело­ве­ка», и он запре­ща­ет моло­дым граж­да­нам изу­чать их16. с.204 Таким обра­зом, труд в любом виде явля­ет­ся при­зна­ком раб­ства; те, кото­рые им зани­ма­ют­ся, ведут суще­ст­во­ва­ние уни­зи­тель­ное, не остав­ля­ю­щее места нрав­ст­вен­ным досто­ин­ствам17; они явля­ют­ся уже раба­ми в душе, и они живут сво­бод­ны­ми толь­ко пото­му, что государ­ство явля­ет­ся не настоль­ко бога­тым, чтобы заме­нить их раба­ми18, или не доста­точ­но силь­ным, чтобы обра­тить их в такое состо­я­ние, как это одна­жды пред­ла­гал сде­лать Дио­фант19.

Какие мож­но сде­лать выво­ды из все­го выше­ска­зан­но­го? В Спар­те, един­ст­вен­ном государ­стве, где было про­веде­но это абсо­лют­ное разде­ле­ние меж­ду трудом и обще­ст­вен­ной жиз­нью, мы мог­ли про­следить быст­рое раз­ви­тие про­цес­са выми­ра­ния. Сво­бод­ное насе­ле­ние рас­т­во­ри­лось сре­ди насе­ле­ния, низ­веден­но­го на более низ­кую сту­пень и пора­бо­щен­но­го, жив­ше­го ремеслом или зем­леде­ли­ем, подоб­но тому как рас­те­ние, зане­сен­ное на вер­ши­ну ска­лы, сохнет и поги­ба­ет, заду­шен­ное тер­нов­ни­ком, кото­рый рож­да­ет и кор­мит вокруг него более бла­го­дат­ная поч­ва. В Афи­нах и в тех государ­ствах, кото­рые, как и они, раз­ви­лись преж­де все­го на осно­ве труда, зем­леде­лие, ремес­ло и тор­гов­ля нико­гда не под­вер­га­лись тако­му пре­зре­нию: наобо­рот, они поль­зо­ва­лись обще­ст­вен­ным ува­же­ни­ем. Но вме­сто того чтобы ува­жать рабо­че­го, основ­ную силу, созда­вав­шую их про­цве­та­ние, они уни­зи­ли его настоль­ко же, насколь­ко сами воз­вы­си­лись. Дей­ст­ви­тель­но, по мере того как они под­ни­ма­лись, совер­шен­но есте­ствен­но про­ис­хо­ди­ло это разде­ле­ние, на кото­рое я уже ука­зы­вал, меж­ду руко­вод­ст­вом боль­шим пред­при­я­ти­ем или его внеш­ни­ми сно­ше­ни­я­ми и мел­ким про­из­вод­ст­вом или тор­гов­лей на рын­ке. Пер­вое из них при­вле­ка­ло к себе знат­ных и бога­тых, объ­еди­нен­ных меж­ду собой в одну и ту же груп­пу в силу сво­его состо­я­ния; но и вто­рое не все­гда явля­лось исклю­чи­тель­но уде­лом бед­ных, и по мере того как круп­ная ком­мер­ция обла­го­ра­жи­ва­лась уча­сти­ем в ней знат­ней­ших фами­лий, труд спус­кал­ся со сту­пе­ни на сту­пень бла­го­да­ря сво­е­му сопри­кос­но­ве­нию с раб­ской мас­сой20. Для сво­бод­но­го клас­са это было смер­тель­ным уда­ром. Бед­ные, жив­шие трудом сво­их рук, долж­ны были выдер­жи­вать кон­ку­рен­цию с раба­ми со все­ми послед­ст­ви­я­ми того пре­зри­тель­но­го отно­ше­ния, кото­рое отра­жа­лось и на их поло­же­нии. Да и как, пре­до­став­лен­ные самим себе, они мог­ли бороть­ся под гне­том тако­го обще­ст­вен­но­го мне­ния про­тив сою­за капи­та­лов бога­чей и труда рабов? И дей­ст­ви­тель­но, мно­гим при­хо­ди­лось усту­пать: одни из них под гне­том необ­хо­ди­мо­сти шли про­сить у бога­ча места рядом с его раба­ми в тех мастер­ских, где они нахо­ди­ли наряду с боль­шей воз­мож­но­стью полу­чить сред­ства для про­пи­та­ния еще боль­шую поте­рю ува­же­ния к себе21; дру­гие, избе­гая это­го уни­же­ния, иска­ли себе средств для жиз­ни вне труда, про­да­вая свое уме­нье вер­шить дела, по суще­ству еще более уни­зи­тель­ные: они дела­лись пара­зи­та­ми за сто­ла­ми бога­чей за пра­во кор­мить­ся, тор­гуя заготов­лен­ны­ми ими зара­нее анек­дота­ми и ост­ро­сло­ви­ем, кото­рые состав­ля­ли все их иму­ще­ство22, и в боль­шей сте­пе­ни вызы­вая смех не столь­ко сво­и­ми ост­ро­ум­ны­ми шут­ка­ми, сколь­ко печаль­ной фигу­рой голод­но­го, ста­раю­ще­го­ся шутить23; с.205 они дева­лись сико­фан­та­ми — ябед­ни­ка­ми — на народ­ной пло­ща­ди и сопер­ни­ка­ми воль­ноот­пу­щен­ни­ков, про­даю­щи­ми себя за день­ги на раз­лич­ные роли при помо­щи вся­ко­го рода обма­на24; или еще чаще они ста­но­ви­лись наем­ни­ка­ми дру­го­го рода, ухо­дя дале­ко от сво­его горо­да, чтобы посту­пить на служ­бу к како­му-нибудь ази­ат­ско­му царю в надеж­де вер­нуть­ся оттуда по гор­ло наби­ты­ми золо­том и фан­фа­рон­ст­вом, не поте­ряв ниче­го из сво­ей глу­по­сти и тру­со­сти: обыч­ный багаж сол­да­та в комедии, это­го «хваст­ли­во­го вои­на»25.

Что каса­ет­ся осталь­ной мас­сы наро­да, про­дол­жав­шей зани­мать­ся сво­им ремеслом, она в не мень­шей сте­пе­ни была испор­че­на гибель­ным вли­я­ни­ем раб­ства. Уни­жен­ные в сво­ей внут­рен­ней част­ной жиз­ни, не пере­ста­вая быть гос­по­да­ми в жиз­ни обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ской, бед­ные мсти­ли за пре­зре­ние к себе при­тес­не­ни­я­ми, за муки сво­бод­но­го труда рас­хи­ще­ни­ем богатств и кон­фис­ка­ци­ей наследств. Таким обра­зом, вме­сто наро­да, живу­ще­го трудом и ува­жае­мо­го, каким хотел его сде­лать Солон сво­и­ми зако­на­ми, каким ста­ра­лись сохра­нить его все государ­ст­вен­ные люди, вклю­чая Перик­ла, полу­чи­лось насе­ле­ние, работаю­щее по необ­хо­ди­мо­сти, празд­ное по сво­им инстинк­там, испор­чен­ное, во всем усво­ив­шее себе при­выч­ки и харак­тер тех рабов, с кото­ры­ми оно сме­ша­лось и по сво­е­му поло­же­нию и бла­го­да­ря рас­пу­щен­но­сти афин­ской жиз­ни, насе­ле­ние пре­зрен­ное и в то же вре­мя суве­рен­ное, кото­рое свое раб­ское настро­е­ние внес­ло в управ­ле­ние государ­ст­вом. Все это объ­яс­ня­ет, не оправ­ды­вая их, те тео­рии фило­со­фов, кото­рые, вме­сто того чтобы искать рефор­мы государ­ства в вос­ста­нов­ле­нии почет­но­го поло­же­ния труда, под­вер­га­ли труд изгна­нию и жела­ли его цели­ком сва­лить на рабов, — гибель­ные тео­рии, кото­рые мог­ли толь­ко отяг­чить зло, но совер­шен­но не мог­ли изле­чить его.

Эти симп­то­мы вырож­де­ния государ­ства мож­но было бы объ­яс­нить раз­ны­ми при­чи­на­ми; но если хотят открыть источ­ник всех этих вто­ро­сте­пен­ных вли­я­ний и истин­ный корень зла, нуж­но обра­тить­ся к раб­ству. Раб­ство бро­си­ло одно и то же семя раз­ло­же­ния и гибе­ли в нед­ра двух видов управ­ле­ния, столь про­ти­во­по­лож­ных друг дру­гу, — ари­сто­кра­тии Спар­ты и демо­кра­тии Афин. Мы виде­ли, что имен­но под вли­я­ни­ем раб­ства спар­тан­ская ари­сто­кра­тия, умень­шав­ша­я­ся из-за рас­ту­щей бед­но­сти, обра­ти­лась в оли­гар­хию и закон­чи­ла тем, что окон­ча­тель­но вымер­ла. «Она погиб­ла за недо­стат­ком людей». В той самой кни­ге, где Ари­сто­тель пре­да­ет изгна­нию труд, он напи­сал эти сло­ва, кото­рые явля­ют­ся осуж­де­ни­ем систе­мы Ликур­га и его соб­ст­вен­ных тео­рий, и дей­ст­ви­тель­но в его вре­мя эти сло­ва почти уже испол­ни­лись. Из ува­же­ния к муже­ст­вен­но­му гению дорян не сле­ду­ет уже назы­вать Спар­той тот город, кото­рый не захо­тел при­нять реформ Клео­ме­на, город, кото­рый победо­нос­но борол­ся с рим­ля­на­ми, нахо­дясь под вла­стью тира­на, и кото­рый, став сво­бод­ным, про­дал­ся им, чтобы раз­ру­шить сво­бо­ду гре­ков и свою соб­ст­вен­ную! Рав­ным обра­зом и демо­кра­тия Афин, иска­жен­ная под вли­я­ни­ем раб­ства и по духу и по сво­ей орга­ни­за­ции, обра­ти­лась в дема­го­гию и, испор­чен­ная с.206 в этом стран­ном соче­та­нии вла­сти и бед­но­сти, ока­за­лась гото­вой про­дать себя, когда появи­лись рим­ляне. Вырож­де­ние чело­ве­ка, дез­ор­га­ни­за­ция семьи, раз­ру­ше­ние государ­ства — вот истин­ные резуль­та­ты раб­ства в Гре­ции.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1
    Коль победим, что ж, будут бла­го­склон­ны к нам?
    — Рабов ведь это свой­ство на руку тебе.
    (Эври­пид, Элек­тра, 632).
  • 2Геро­дот, VII, 155; Фукидид, III, 73. Общ­ность это­го явле­ния, по-види­мо­му, ясна из того исклю­че­ния, кото­рое Ари­сто­тель под­чер­ки­ва­ет на Кри­те («Поли­ти­ка», II, 6, 3)
  • с.275
  • 3«Рабы и жен­щи­ны не зло­умыш­ля­ют про­тив тира­нов, напро­тив, поль­зу­ясь при их гос­под­стве бла­го­ден­ст­ви­ем, и те, и дру­гие, разу­ме­ет­ся, бла­го­склон­но отно­сят­ся и к тира­ни­ям и к дема­го­ги­ям» («Поли­ти­ка», VIII (5), 9, 6).
  • 4Афи­ней, XII, 516a, и XI, 509b.
  • 5Там же, V, 214a.
  • 6Ари­стид, 1-я речь о Сици­лии, стр. 560 (изд. Дин­дор­фа). Два раба доно­си­ли Сул­ле обо всех опе­ра­ци­ях жите­лей Афин во вре­мя оса­ды это­го горо­да Сул­лой (Фрей­схейм, Допол­не­ния к Титу Ливию, LXXXI, 1).
  • 7Афи­ней, VI, стр. 266f. См. выше стр. 153.
  • 8Ксе­но­фонт, Вос­по­ми­на­ния, II, 7, 7.
  • 9Геро­дот, II, 167: «Я не могу реши­тель­но утвер­ждать, заим­ст­во­ва­ли элли­ны эти поряд­ки от егип­тян, так как я вижу, что фра­кий­цы, ски­фы, пер­сы, лидий­цы, т. е. почти все вар­ва­ры, мень­ше ценят тех граж­дан и их потом­ков, кото­рые зани­ма­ют­ся ремес­ла­ми, напро­тив, счи­та­ют бла­го­род­ны­ми тех, кото­рым совер­шен­но чужд руч­ной труд и кото­рые веда­ют толь­ко воен­ное дело. В таких прин­ци­пах вос­пи­та­ны все элли­ны, а боль­ше все­го лакеде­мо­няне; мень­ше всех пре­не­бре­га­ют ремес­ла­ми корин­фяне».
  • 10Ксе­но­фонт, Вос­по­ми­на­ния, II, 7, 12 и сл.
  • 11Пла­тон, Государ­ство, II, 375 и сл. Пла­тон, у кото­ро­го столь ярко выра­же­на склон­ность к спар­тан­ской систе­ме в его «Государ­стве», в сво­их «Зако­нах» более верен ста­рой мыс­ли Афин. Он пере­да­ет ста­рин­ную тра­ди­цию о том, что ремес­лен­ни­ки сами про­ис­хо­дят от неко­е­го боже­ства, и сре­ди их богов-родо­на­чаль­ни­ков назы­ва­ет Гефе­ста и Афи­ну, вели­кую боги­ню афи­нян: «их богов-пред­ков» (Пла­тон, Зако­ны, XI, 920c; цити­ро­ва­но Крей­це­ром в «Очер­ке рим­ских древ­но­стей», § 148). Но Крей­цер оши­ба­ет­ся, когда он отно­сит Аре­са-Мар­са к той же кате­го­рии; Арес, наобо­рот, ука­зан опять-таки вме­сте с Афи­ной как покро­ви­тель того клас­са, кото­рый дол­жен защи­щать город силой ору­жия, тогда как ремес­лен­ни­ки под­дер­жи­ва­ют его сво­им трудом.
  • 12Ари­сто­тель, Поли­ти­ка, VI (7) 8, 6: «Теперь мы ука­за­ли те эле­мен­ты, без кото­рых невоз­мож­но суще­ст­во­ва­ние государ­ства, опре­де­ли­ли и их чис­ло: хотя зем­ледель­цы, ремес­лен­ни­ки и вся­ко­го рода поден­щи­ки необ­хо­ди­мо долж­ны быть нали­цо в государ­стве, но соб­ст­вен­но эле­мен­та­ми, состав­ля­ю­щи­ми государ­ство, явля­ют­ся воен­ное сосло­вие и те, кто обле­че­ны зако­но­со­ве­ща­тель­ной вла­стью». См. кри­ти­ку Ари­сто­те­ля на систе­му Гип­по­да­ма (там же, II, 5, 5): «преж­де все­го поста­вит, пожа­луй, кое-кого в тупик про­ек­ти­ру­е­мое Гип­по­да­мом разде­ле­ние граж­дан­ско­го насе­ле­ния. В управ­ле­нии государ­ст­вом при­ни­ма­ют уча­стие все — и ремес­лен­ни­ки, и зем­ледель­цы, и вои­ны. Меж­ду тем зем­леде­лец не име­ет пра­ва носить ору­жие, ремес­лен­ни­ки не име­ют ни ору­жия, ни зем­ли, так что ока­зы­ва­ют­ся почти раба­ми по отно­ше­нию к име­ю­щим пра­во носить ору­жие».
  • 13Там же, IV (7), 8, 5: «если пра­во соб­ст­вен­но­сти долж­но при­над­ле­жать граж­да­нам, то ясно, что зем­ле­паш­цы долж­ны быть раба­ми, либо пери­э­ка­ми неэл­лин­ско­го про­ис­хож­де­ния».
  • 14Там же, VII (6), 2, 2. Сравн. III, 3, 2: «Нуж­но ли ремес­лен­ни­ка счи­тать в чис­ле граж­дан?» Он при­зна­ет, что вопрос труден, но он отве­ча­ет на него отри­ца­тель­но: «Неко­гда все рабо­чие были или раба­ми или ино­зем­ца­ми, и во мно­гих государ­ствах так оста­ет­ся и до сих пор; но хоро­шее государ­ст­вен­ное устрой­ство нико­гда не допу­стит ремес­лен­ни­ка в чис­ло граж­дан. Напрас­но ремес­лен­ни­ку дают имя граж­да­ни­на. Зва­ние граж­да­ни­на при­над­ле­жит не всем сво­бод­ным людям толь­ко в силу того, что они сво­бод­ные; оно при­над­ле­жит толь­ко тем, кто избав­лен от всех работ, необ­хо­ди­мых для насущ­но­го про­пи­та­ния».
  • 15Там же, II, 4, 13.
  • 16«Так как все заня­тия людей разде­ля­ют­ся на такие, кото­рые при­лич­ны для сво­бод­но­рож­ден­ных людей, и на такие, кото­рые свой­ст­вен­ны несво­бод­ным, то, оче­вид­но, из пер­во­го рода заня­тий нуж­но участ­во­вать лишь в тех, кото­рые не обра­тят чело­ве­ка, зани­маю­ще­го­ся ими, в ремес­лен­ни­ка. Ремес­лен­ны­ми же нуж­но счи­тать такие заня­тия, такие искус­ства и такие пред­ме­ты обу­че­ния, кото­рые дела­ют физи­че­ские, пси­хи­че­ские и интел­лек­ту­аль­ные силы сво­бод­но­рож­ден­ных людей непри­год­ны­ми для при­ме­не­ния их к доб­ро­де­те­ли и для свя­зан­ной с нею дея­тель­но­сти. Отто­го-то мы и назы­ваем ремес­лен­ны­ми с.276 такие заня­тия и искус­ства, кото­ры­ми ослаб­ля­ют­ся физи­че­ские силы. Это те работы, кото­рые испол­ня­ют­ся за пла­ту: они отни­ма­ют досуг для раз­ви­тия интел­лек­ту­аль­ных сил чело­ве­ка и при­ни­жа­ют их» («Поли­ти­ка», V (8), 2, 1).
  • 17Там же, VII (6), 2, 7. Сравн. IV (7), 8, 5: «Ремес­лен­ни­ки не име­ют прав граж­дан­ства, как и вооб­ще вся­кий дру­гой класс насе­ле­ния, дея­тель­ность кото­ро­го не направ­ле­на на слу­же­ние доб­ро­де­те­ли. Это оче­вид­но из сде­лан­ной нами пред­по­сыл­ки, что быть счаст­ли­вым воз­мож­но толь­ко в еди­не­нии с доб­ро­де­те­лью, а государ­ство не может счи­тать­ся счаст­ли­вым, если при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние лишь какая-либо часть насе­ле­ния, а не вся сово­куп­ность граж­дан».
  • 18«Извест­ные обя­зан­но­сти явля­ют­ся раб­ски­ми, и их и пору­ча­ют рабам, когда государ­ство явля­ет­ся доста­точ­но бога­тым, чтобы их опла­тить» (там же, VI (4), 12, 3). «Испол­ня­ю­щие подоб­но­го рода работы для одно­го лица — рабы, на общее поль­зо­ва­ние — ремес­лен­ни­ки и поден­щи­ки» (там же, III, 3, 3). Отсюда вид­но, что меж­ду рабо­чим и рабом при­зна­ва­лось раз­ли­чие толь­ко внеш­нее.
  • 19Там же, II, 4, 13. По-види­мо­му, Ари­сто­тель скло­ня­ет­ся к подоб­но­му же выво­ду. Это мож­но еще видеть из сле­дую­ще­го места, где он поме­ща­ет сре­ди рабов так­же и масте­ро­вых, а сре­ди масте­ро­вых ука­зы­ва­ет и ремес­лен­ни­ков: «Рабы рас­па­да­ют­ся на несколь­ко кате­го­рий, так как суще­ст­ву­ет и несколь­ко сор­тов работ. Одну часть этих работ испол­ня­ют масте­ро­вые, имен­но такие рабы, кото­рые, как пока­зы­ва­ет и самое наиме­но­ва­ние их, живут “от сво­их рук”. К чис­лу их при­над­ле­жат и ремес­лен­ни­ки. Меж­ду масте­ро­вы­ми нуж­но счи­тать и всех рабо­чих меха­ни­че­ской про­фес­сии. Вот поче­му в неко­то­рых государ­ствах послед­ние в древ­нее вре­мя, пока демо­кра­тия там не полу­чи­ла край­не­го раз­ви­тия, не име­ли досту­па к государ­ст­вен­ным долж­но­стям» («Поли­ти­ка», III, 2, 8).
  • 20Жен­щи­ны, кото­рые вели мелоч­ную тор­гов­лю на пло­ща­ди, не мог­ли, как мы виде­ли, дать пово­да для обви­не­ния в нару­ше­нии супру­же­ской вер­но­сти (Демо­сфен, Про­тив Неэры, стр. 1367). То, что слу­жи­ло изви­не­ни­ем для винов­ных, не долж­но было делать подо­зри­тель­ным невин­но­го. Закон поз­во­лял подать в суд про­тив вся­ко­го, кто упре­кал граж­да­ни­на или граж­дан­ку, что они ищут себе средств для про­пи­та­ния этим низ­ким заня­ти­ем («Про­тив Эвбу­лида», стр. 1308). Таким обра­зом, закон защи­щал их про­тив обид, но не про­тив пре­зре­ния.
  • 21См. выше, гл. III, «Сво­бод­ный труд».
  • 22В «Пер­се» Плав­та пара­зит обе­ща­ет дать за сво­ей доче­рью 600 таких «ост­рых слов», все чисто атти­че­ские и ни одно­го сици­лий­ско­го.
  • 23Эпи­харм пер­вый вывел на сце­ну пара­зи­та; Анти­фан, Анти­фонт, Эвбул, Акси­о­ник в свою оче­редь ста­ра­лись ожи­вить свои пье­сы, вво­дя эти пер­со­на­жи, столь извест­ные по под­ра­жа­ни­ям Плав­та и Терен­ция (см. Афи­ней, VI, 236—240, 240—245). В сво­ем «Пире» Афи­ней застав­ля­ет сво­их «муд­ре­цов» при­ве­сти несколь­ко при­ме­ров тако­го «ост­ро­сло­вия» пара­зи­тов (см. 245—246).
  • 24Плавт, Трех­гро­ше­вый, IV, 2, 799: «Нынеш­не­му дню про­зва­нье дам я “трех­мо­нет­но­го”: нанял­ся за три моне­ты плу­то­вать я целый день».
  • 25См. для это­го пер­со­на­жа, пре­до­став­лен­но­го в добы­чу кур­ти­зан­кам и пара­зи­там, плав­тов­ский «Хваст­ли­вый воин», типич­ную жан­ро­вую фигу­ру, то же мы видим в «Про­дел­ках пара­зи­та» (Кур­ку­лио), в «Эпиди­ке»; его достой­ный слу­га — пье­са «Раб-обман­щик» (Псев­дол). См. так­же «Евну­ха» Терен­ция. Этот тип, столь чуж­дый рим­ским нра­вам, они мог­ли заим­ст­во­вать толь­ко из гре­че­ско­го теат­ра; гре­ки дела­лись наем­ни­ка­ми, рим­ляне — гла­ди­а­то­ра­ми. Сол­дат Фера­пон­ти­гон Пла­та­гидор в «Про­дел­ках пара­зи­та» взял эмбле­мой сво­его коль­ца «вои­на, кото­рый одним уда­ром меча рас­се­ка­ет попо­лам сло­на» (стих 430); он гро­зит Кап­па­до­ку, что он искро­шит его так, что


    Мура­вья­ми на кусоч­ки будешь рас­та­щен весь.
    (Стих 582.)

    Нуж­но посмот­реть так­же на все рас­ска­зы это­го героя о бит­вах и на его поведе­ние при малей­шей опас­но­сти: при оса­де дома Таи­сы сол­дат из «Евну­ха», как насто­я­щий гене­рал, ста­но­вит­ся в послед­них рядах, «чтобы луч­ше управ­лять дей­ст­ви­я­ми».

  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1418917967 1419047234 1419996999