А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава одиннадцатая

ВЛИЯНИЕ РАБСТВА НА ПОРАБОЩЕННЫХ И НА СВОБОДНЫХ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6 7

с.206

7

Но этот вели­кий народ исчез в пото­ке вре­мен, заве­щав нам свою куль­ту­ру; и, остав­ляя в сто­роне пре­хо­дя­щие фор­мы, имея перед гла­за­ми толь­ко тот бли­стаю­щий оре­ол рас­цве­та, в каком Гре­ция все­гда будет жить в наших вос­по­ми­на­ни­ях, поста­вим себе вопрос: какую долю труда, затра­чен­но­го на созда­ние этой куль­ту­ры, мы можем отне­сти на счет раб­ства?

Два фак­то­ра осо­бен­но содей­ст­ву­ют про­грес­су куль­ту­ры: дости­же­ния и раз­ви­тие умст­вен­ных и духов­ных сил и дости­же­ния и раз­ви­тие жиз­ни мате­ри­аль­ной. Что каса­ет­ся потреб­но­стей обще­ст­вен­ной жиз­ни, то они пер­во­на­чаль­но удо­вле­тво­ря­лись сами­ми граж­да­на­ми; и какой век мы можем назвать более вели­ким, как не тот, когда сво­бод­ный труд, обла­го­ро­жен­ный Соло­ном, воз­ве­ли­чен­ный и удо­сто­ен­ный вся­ко­го поче­та Феми­сто­к­лом и Ари­сти­дом, сохра­нял свое пер­вен­ст­ву­ю­щее поло­же­ние, испол­нен­ное бла­го­род­ства, под сенью тро­фе­ев Мара­фо­на и Сала­ми­на! Но не полу­чая ника­ко­го улуч­ше­ния в руках рабов, он мог толь­ко при­хо­дить в упа­док под вли­я­ни­ем того пре­зре­ния, кото­рое, пора­жая сво­бод­ный труд, в то же самое вре­мя души­ло вся­кое про­яв­ле­ние изо­бре­та­тель­но­сти и про­грес­са. Рабы были маши­на­ми; они вопло­ща­ли в себе все их недо­стат­ки, не имея их пре­иму­ществ. Маши­ны, инерт­ные по сво­ей при­ро­де, отда­ют себя на волю чело­ве­че­ско­го разу­ма как послуш­ная сила; рабы, сила мыс­ля­щая, мог­ли исполь­зо­вать эту внут­рен­нюю силу не столь­ко для того, чтобы помо­гать, сколь­ко для того, чтобы про­ти­во­дей­ст­во­вать. И даже если они не про­ти­во­дей­ст­во­ва­ли, то во вся­ком слу­чае они совер­шен­но не помо­га­ли, так как если нена­висть к сво­е­му игу не все­гда вооду­шев­ля­ла их, то и не так часто они выхо­ди­ли из того состо­я­ния без­раз­ли­чия, кото­рое явля­лось обыч­ным в их поло­же­нии.

Но, быть может, рабы спо­соб­ст­во­ва­ли про­грес­су умст­вен­но­му, духов­но­му? Самое поверх­ност­ное изу­че­ние исто­рии лите­ра­ту­ры, нау­ки и искус­ства нам ука­зы­ва­ет, что в Гре­ции они были в общем совер­шен­но чуж­ды все­му это­му. Рели­ги­оз­ная поэ­зия и эпос, свя­щен­ные гим­ны и воен­ные пес­ни были немыс­ли­мы без сво­бо­ды. Да и мог­ло ли такое вели­кое вдох­но­ве­ние чистым клю­чом забить из раб­ско­го источ­ни­ка? Откуда мог­ло оно там про­явить­ся? Спар­та дошла до того, что запре­ща­ла сво­им илотам петь гим­ны и воен­ные пес­ни. В обла­сти про­зы крас­но­ре­чие, кото­рое ино­гда ока­зы­ва­ло вли­я­ние на дей­ст­вия наро­дов, исто­рия, кото­рая изо­бра­жа­ла их судь­бу, слиш­ком близ­ко сопри­ка­са­лись с инте­ре­са­ми граж­дан, чтобы не остать­ся навсе­гда их неотъ­ем­ле­мой соб­ст­вен­но­стью; и фило­со­фия мог­ла пре­тен­до­вать на место рядом с ними, та фило­со­фия, кото­рая со вре­ме­ни Сокра­та зани­ма­лась вопро­са­ми поли­ти­че­ски­ми, изу­че­ни­ем граж­да­ни­на и государ­ства. Нау­ки, кото­рые с.207 раз­ви­лись на осно­ве фило­со­фии, постиг­ла в общем та же участь: не толь­ко нау­ки отвле­чен­но­го харак­те­ра, но и нау­ки прак­ти­че­ские, даже меди­ци­на, осно­ва­ние кото­рой при­пи­сы­ва­лось боже­ству, кото­рой зани­ма­лись герои боже­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния при оса­де Трои, вплоть до исто­ри­че­ских вре­мен пере­да­ва­лась как свя­щен­ное наследие в семьях, кото­рые назы­ва­лись по име­ни сво­его родо­на­чаль­ни­ка аскле­пи­а­да­ми. Нако­нец, искус­ства все­гда оста­ва­лись уде­лом сво­бод­ных людей у наро­да, кото­рый создал культ кра­соты и видел в ней выс­ший иде­ал добра и спра­вед­ли­во­сти. Живо­пись, скульп­ту­ра, кото­рые столь достой­ным обра­зом содей­ст­во­ва­ли поэ­зии в ее стрем­ле­нии при­дать неза­бы­вае­мые чер­ты сво­им богам и сохра­нять память о геро­ях, архи­тек­ту­ра, кото­рая созда­ла в честь их памят­ни­ки или хра­мы, все виды искус­ства, так нераз­рыв­но свя­зан­ные с рели­ги­оз­ным или нацио­наль­ным дви­же­ни­ем Гре­ции, — все это было запре­ще­но рабам. Тем менее мог­ли быть им доз­во­ле­ны заня­тия музы­кой и гим­на­сти­кой; это были искус­ства, при­ме­няв­ши­е­ся не к гру­бой мате­рии, но к само­му чело­ве­ку: гим­на­сти­ка фор­ми­ро­ва­ла его тело, музы­ка — его душу; в силу это­го они были при­зна­ны фило­со­фа­ми глав­ней­ши­ми и наи­бо­лее необ­хо­ди­мы­ми сред­ства­ми вос­пи­та­ния. Таким обра­зом, лите­ра­ту­ра, нау­ки и искус­ства раз­ви­ва­лись в общем вне сфе­ры раб­ства. Рабы мог­ли к ним при­бли­жать­ся лишь на опре­де­лен­ное рас­сто­я­ние: к лите­ра­ту­ре как пере­пис­чи­ки, к искус­ствам как ремес­лен­ни­ки, к нау­кам в каче­стве под­руч­ных, к меди­цине как асси­стен­ты или же обма­ном; если неко­то­рые из них, заслу­жив по сво­е­му уму рас­по­ло­же­ние сво­его хозя­и­на, под­ни­ма­лись на более высо­кую сту­пень1, то это было лишь ред­ким исклю­че­ни­ем, допус­кав­шим­ся не для всех видов лите­ра­ту­ры. Эзоп был рабом2. Нра­во­учи­тель­ная бас­ня, со все­ми сво­и­ми заву­а­ли­ро­ван­ны­ми наме­ка­ми, была обыч­ным жан­ром лите­ра­ту­ры, кото­рый вполне под­хо­дил слу­гам. Фило­со­фия в сво­ей отвле­чен­ной части, поэ­зия чувств мог­ли быть так­же доступ­ны для них. Что же до нас дошло из поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства? Пес­ни кур­ти­за­нок, как, напри­мер, сти­хи Аспа­сии о любов­ных похож­де­ни­ях Сокра­та3, или гряз­ные отрыв­ки, кото­рые нашли раз­врат­ни­ка, чтобы их собрать и пере­ло­жить в сти­хи4, или несколь­ко трудо­вых песен, таких, какие даже негры импро­ви­зи­ру­ют под кну­том над­смотр­щи­ка, пес­ни, про­ис­хож­де­ние кото­рых мы можем при­пи­сать им в той же мере, как и сво­бод­ным рабо­чим, участ­во­вав­шим вме­сте с ними в общем труде5. В фило­со­фии Эпи­к­тет, кото­рый был рабом в эпо­ху, когда рим­ляне дер­жа­ли Гре­цию под сво­ей вла­стью, имел толь­ко четы­рех пред­ше­ст­вен­ни­ков: сати­ри­ка Менип­па, Пом­пи­ла, быв­ше­го рабом Тео­ф­ра­с­та, Пер­сея, раба у сто­и­ка Зено­на, и Миза, раба Эпи­ку­ра6. Подоб­ные исклю­че­ния лишь под­твер­жда­ют пра­ви­ло, а име­на этих рабов явля­ют­ся толь­ко исклю­че­ни­я­ми на про­тя­же­нии всей вели­кой и бога­той исто­рии гре­че­ской куль­ту­ры. Эта куль­ту­ра ничем не обя­за­на рабам, более того, мож­но ска­зать, что она достиг­ла такой высоты исклю­чи­тель­но пото­му, что гре­ки так ста­ра­тель­но не допус­ка­ли их к обла­сти искус­ства. Это факт; повто­ре­ние его мы с.208 най­дем в Риме, где зна­ние и искус­ство сво­бод­ных явля­лись достой­ны­ми сопер­ни­ка­ми Гре­ции, тогда как искус­ство рабов суще­ст­во­ва­ло недол­го, и то при содей­ст­вии гре­ков.

Но если раб­ство не при­ни­ма­ло пря­мо­го уча­стия в раз­ви­тии лите­ра­ту­ры и искус­ства Гре­ции, нель­зя ли ему при­пи­сать хотя бы кос­вен­ное уча­стие: ведь оно пре­до­став­ля­ло сво­бод­ным людям воз­мож­ность и вре­мя для того, чтобы им зани­мать­ся? Еще раз нет, так как сво­бод­ный труд был спо­со­бен удо­вле­тво­рить всем потреб­но­стям Гре­ции и мог оста­вить у наро­да доста­точ­но сво­бод­но­го вре­ме­ни для все­сто­рон­не­го раз­ви­тия умст­вен­ных и духов­ных сил. И у нас, так же как у гре­ков, были вели­кие и бле­стя­щие гении во всех обла­стях куль­ту­ры; и если они были более ред­ки­ми, никто, конеч­но, не осме­лит­ся видеть при­чи­ну это­го в исчез­но­ве­нии раб­ства; срав­ни­те в пре­де­лах одно­го отрез­ка вре­ме­ни и в оди­на­ко­вых чис­лен­ных выра­же­ни­ях стра­ны, обла­дав­шие раба­ми, и то, что они созда­ли.

Таким обра­зом, под­во­дя ито­ги, мы долж­ны ска­зать, что раб­ство было пагуб­ным для чело­ве­че­ства, было пагуб­ным для вар­ва­ров так же, как и для гре­ков, для рабов так же, как и для сво­бод­ных; пагуб­ным для чело­ве­ка вооб­ще в самой сво­ей осно­ве, при­во­див­шей к его вырож­де­нию, делав­шей из него живот­ное, про­стое орудие, отни­мая у него насколь­ко воз­мож­но вме­сте с лич­но­стью так­же и созна­ние и осно­ву вся­кой нрав­ст­вен­но­сти. Раб­ство было гибель­ным для вар­ва­ров, стра­ны кото­рых оно опу­сто­ша­ло, а наро­ды ослаб­ля­ло, бро­сая их без под­готов­ки в лоно куль­ту­ры, кото­рую они вос­при­ни­ма­ли чув­ст­вен­ной сво­ей сто­ро­ной, усва­и­вая ее поро­ки. Раб­ство было гибель­ным для гре­ков, кото­рых оно раз­вра­ти­ло на всех сту­пе­нях их суще­ст­во­ва­ния — как отдель­ную лич­ность, так и семью и государ­ство. И если куль­ту­ра Гре­ции раз­ви­лась столь бли­ста­тель­но, если она под­ня­лась высо­ко, несмот­ря на все эти поку­ше­ния мерт­вя­щих прин­ци­пов, кото­рые раз­ру­ши­ли в ней все вплоть до люб­ви к сво­бо­де, то это явля­ет­ся пло­дом дея­тель­но­сти сво­бод­но­го гения. В этом заклю­ча­лась ее жиз­нен­ная сила.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.277
  • 1Пли­ний ука­зы­ва­ет на Эри­го­на, крас­ко­те­ра, кото­рый стал худож­ни­ком и оста­вил зна­ме­ни­то­го уче­ни­ка; но он не гово­рит, что сам он был рабом (XXXV, 40, 20).
  • 2Он был рабом Ксан­тип­па и был отпу­щен на волю Идмо­ном-заи­кой (Герак­лид из Пон­та, X, § 13. Сравн. схо­лии к ари­сто­фа­нов­ским «Пти­цам», 471).
  • 3Афи­ней, V, стр. 219c.
  • 4Там же, стр. 578f — 582 и сл., до стр. 588. Об ана­ло­гич­ных про­из­веде­ни­ях см. Свида, под сло­вом Ἀστυανασ­σα, и Летронн, При­ло­же­ние к пись­мам анти­ква­рия к арти­сту, стр. 18.
  • 5Были пес­ни пас­ту­хов, «буко­ли­асмы», авто­ром кото­рых счи­тал­ся некий Дио­мей, воло­пас из Сици­лии; пес­ни поден­щи­ков, иду­щих в поле, жне­цов на меже, нака­зан­но­го раба на мель­ни­це, в банях, в пекар­нях; пес­ня тка­чей, назван­ная «эли­нос»; пес­ня сук­но­ва­лов («улос»), пес­ня кор­ми­лиц и т. д. (Афи­ней, XIV, стр. 618—619). Никак нель­зя ста­вить на счет раб­ства, тем пре­воз­но­ся его, ни Алк­ма­на, кото­рый, осво­бож­ден­ный за свою бла­го­род­ную внеш­ность, отдал­ся исклю­чи­тель­но поэ­зии — «будучи очень кра­сив, он был отпу­щен на волю и стал поэтом» (Герак­лид из Пон­та, X, 2), ни Архи­ло­ха, рож­ден­но­го от рабы­ни, но кото­рый жил, как сво­бод­ный, и кото­рый был участ­ни­ком коло­нии, выведен­ной с Паро­са на Фасос (Эли­ан, Раз­лич­ные исто­рии, X, 13. Сравн. VI, 7).

    Гер­мипп напи­сал работу о рабах, кото­рые были осо­бен­но заме­ча­тель­ны. Его цити­ру­ет Свида по пово­ду Гист­ра, раба Менанд­ра, кото­рый напи­сал, как гово­рят, мно­го вещей и в про­зе и в сти­хах. От него ниче­го не оста­лось, а от дру­гих не оста­лось даже их имен.

  • 6Авл Гел­лий, II, 18. Сравн. Мак­ро­бий, Сатур­на­лии, I, 11. Федон и Дио­ген были сво­бод­но­рож­ден­ные. Точ­но так же нель­зя зачис­лять в чис­ло фило­со­фов-рабов таких лиц, как Пла­тон, кото­рый был про­дан Дио­ни­си­ем.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1419047234 1419996999 1420592612