А. Валлон

История рабства в античном мире

Том II
Рабство в Риме


Глава вторая

ИСТОЧНИКИ РАБСТВА В РИМЕ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6 7

с.296

3

Все же кад­ры рабов попол­ня­лись пре­иму­ще­ст­вен­но извне. Извест­но, с какой суро­во­стью рим­ляне осу­ществля­ли пра­во вой­ны. Они осу­ществля­ли его даже по отно­ше­нию к самим себе; граж­да­нин, как и непри­я­тель, взя­тый в плен на войне, лишал­ся граж­дан­ских прав, ста­но­вил­ся вне зако­на и как бы пере­ста­вал суще­ст­во­вать как лич­ность. Не раз сенат при­ме­нял эти суро­вые прин­ци­пы, пора­жав­шие граж­дан­ской смер­тью тех, кто спас свою жизнь ценой сво­бо­ды. Их остав­ля­ли в раб­ском поло­же­нии, кото­рое они пред­по­чли смер­ти. За них отка­зы­ва­лись давать выкуп1; после бит­вы при Кан­нах пред­по­чли выку­пить и воору­жить восемь тысяч рабов; если же непри­я­тель, как это сде­лал, напри­мер, Пирр, отсы­лал их по соб­ст­вен­ной воле или если тяже­лое поло­же­ние государ­ства застав­ля­ло при­нять их и даже вновь исполь­зо­вать, то они зани­ма­ли уже не преж­нее поло­же­ние, а пони­жа­лись на один ранг: быв­ший всад­ник ста­но­вил­ся пехо­тин­цем, быв­ший пехо­ти­нец при­чис­лял­ся к вспо­мо­га­тель­ным вой­скам. Они долж­ны были слу­жить и носить свое позор­ное клей­мо до тех пор, пока не иску­пят сво­ей вины, пред­ста­вив ору­жие, сня­тое ими с двух уби­тых ими про­тив­ни­ков2. Те же стро­гие пра­ви­ла воен­но­го режи­ма удер­жи­ва­лись и в уста­нов­ле­ни­ях граж­дан­ско­го пра­ва. Плен­ник счи­тал­ся мерт­вым, его брак рас­торг­ну­тым, наслед­ство откры­тым, а име­ния счи­та­лись бес­хо­зяй­ны­ми. Но внеш­няя прак­ти­ка очень ско­ро смяг­чи­ла суро­вость зако­на. Когда плен­ник, осво­бож­ден­ный бла­го­да­ря выку­пу или спас­ший­ся бег­ст­вом, воз­вра­щал­ся, то при­ня­то было счи­тать, что он нико­гда не был плен­ни­ком3. Он всту­пал во вла­де­ние сво­им иму­ще­ст­вом и все­ми сво­и­ми пра­ва­ми, кото­рых он не был лишен пра­вом дав­но­сти, этой хра­ни­тель­ни­цы пра­ва спо­кой­но­го вла­де­ния4.

Это пра­во вой­ны Рим при­ме­нял и к сво­им вра­гам, но уже без тех ого­во­рок, кото­рые ослаб­ля­ли или уни­что­жа­ли его дей­ст­вие по отно­ше­нию к граж­да­нам. Побеж­ден­ные обра­ща­лись в рабов, при­чем они даже не мог­ли быть уве­ре­ны, что им будет остав­ле­на жизнь. После три­ум­фа мно­гие, как пра­ви­ло, пре­да­ва­лись смер­ти5, ино­гда их изби­ва­ли в лаге­рях6 или же их самих застав­ля­ли уни­что­жать друг дру­га во вре­мя той борь­бы, кото­рая слу­жи­ла для уве­се­ле­ния сол­дат7. Осталь­ных, в том слу­чае если нель­зя было про­из­ве­сти обме­на, обра­ща­ли в раб­ство. Подоб­ные при­ме­ры мы встре­ча­ем в самую ран­нюю эпо­ху исто­рии Рима8. Они с.297 ста­но­ви­лись все более мно­го­чис­лен­ны­ми в тече­ние тех дол­гих ита­лий­ских войн, когда рес­пуб­ли­ке при­хо­ди­лось выдер­жи­вать упор­ную борь­бу с сосед­ни­ми пле­ме­на­ми9. Во вре­мя войн с Ган­ни­ба­лом, где Рим все на тех же полях сра­жал­ся за свое суще­ст­во­ва­ние, для него после мно­гих зло­ве­щих дней наста­ли и дни победы со мно­ги­ми плен­ны­ми. Боль­шая часть их еще до бит­вы при Кан­нах яви­лась пред­ме­том обме­на; впо­след­ст­вии более пят­на­дца­ти тысяч были про­да­ны в поль­зу государ­ства, и когда после раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на в 202 г. вой­на захва­ти­ла весь мир, то все теат­ры воен­ных дей­ст­вий ста­ли постав­лять свои жерт­вы, попол­няя класс рабов.

Сици­лия виде­ла, как ее зем­ли и наро­до­на­се­ле­ние сокра­ти­лись на одну деся­тую («деци­ми­ро­ва­лись»); Сар­ди­ния бла­го­да­ря сво­им посто­ян­ным вос­ста­ни­ям уве­ли­чи­ва­ла чис­ло сво­их пора­же­ний и поко­ле­ния сво­их плен­ных. Циз­аль­пин­ская Гал­лия, Испа­ния запла­ти­ли тол­па­ми рабов рим­ским леги­о­нам, кото­рые выби­ва­лись из сил, чтобы их под­чи­нить10. Несколь­ко позд­нее эта участь не мино­ва­ла и Транс­аль­пий­скую Гал­лию, когда Цезарь начал про­тив нее свою жесто­кую вой­ну. При­ме­ры мы нахо­дим на каж­дой стра­ни­це его бле­стя­щих «Ком­мен­та­ри­ев». Этой уча­сти под­вер­га­ют­ся целые наро­ды. Ужас это­го фак­та может срав­нить­ся толь­ко с жесто­ким хлад­но­кро­ви­ем рас­сказ­чи­ка. Цезарь уби­ва­ет, заби­ра­ет и про­да­ет: «убив­ши сена­то­ров, осталь­ных про­дал в раб­ство с аук­ци­о­на»11. За один раз он про­дал пять­де­сят три тыся­чи чело­век12. Если верить Плу­тар­ху и Аппи­а­ну, то он взял в плен свы­ше мил­ли­о­на, преж­де чем добил­ся той окон­ча­тель­ной победы, вслед за кото­рой в очень неда­ле­ком буду­щем ворота Рима и две­ри сена­та долж­ны были открыть­ся перед теми же гал­ла­ми, как пол­но­прав­ны­ми граж­да­на­ми13.

Не было ниче­го труд­нее, как захва­ты­вать этих рабов, но и не было ниче­го труд­нее, как их дер­жать. Испан­цы были слиш­ком опас­ны; жите­ли Сар­ди­нии слиш­ком непо­кор­ны; они могут гор­дить­ся тем, что имен­но в силу это­го сво­его каче­ства они дали повод к воз­ник­но­ве­нию пого­вор­ки: «Сар­ды — для про­да­жи»14. Поэто­му от них в каче­стве слуг нель­зя было ожи­дать ниче­го хоро­ше­го. Цице­рон, видя, что Цезарь рас­ши­ря­ет театр воен­ных дей­ст­вий вплоть до Бри­та­нии, скор­бел о той печаль­ной добы­че, кото­рую он с собой при­ведет и кото­рая будет состо­ять из рабов, веро­ят­но мало све­ду­щих в музы­ке и лите­ра­ту­ре15.

В то же самое вре­мя, когда Рим про­дол­жал вести эти упор­ные и бес­слав­ные вой­ны на запа­де, лег­кие и бле­стя­щие победы на восто­ке достав­ля­ли ему при зна­чи­тель­но мень­шей затра­те сил тол­пы людей, более зна­ко­мых с искус­ства­ми и усло­ви­я­ми раб­ства. Эллин­ские наро­ды, к сво­е­му несча­стью, столь разъ­еди­нен­ные с само­го нача­ла борь­бы Македо­нии с рим­ля­на­ми; Эпир, кото­рый, будучи спер­ва союз­ни­ком Рима, затем отвер­нул­ся от него, не при­не­ся, одна­ко, с собой победы для про­тив­ной сто­ро­ны; Илли­рия, при­со­еди­нив­ша­я­ся к Эпи­ру и к Македо­нии нака­нуне пора­же­ния, — все эти наро­ды, насе­ляв­шие север Гре­ции, запла­ти­ли весь­ма тяже­лую дань раб­ству, когда Павел Эми­лий завер­шил пора­же­ние с.298 Пер­сея. Вслед за македон­ским царем сре­ди блес­ка три­ум­фаль­но­го шест­вия дви­га­лись изо­бра­же­ния побеж­ден­ных народ­но­стей; и дей­ст­ви­тель­но, почти целые наро­ды были лише­ны сво­бо­ды и рас­се­я­ны повсюду в каче­стве рабов. В одном толь­ко Эпи­ре было про­да­но сто пять­де­сят тысяч чело­век16. Сред­няя Гре­ция оста­ва­лась еще нетро­ну­той, но та поли­ти­че­ская зави­си­мость, в кото­рую она была постав­ле­на, явля­лась как бы пред­две­ри­ем к еще более тяже­ло­му поло­же­нию. Эта поли­ти­че­ская уни­жен­ность осла­би­ла стра­ну, в то же вре­мя чрез­мер­но воз­буж­дая в душах людей нена­висть к игу. Когда они захо­те­ли раз­бить его, они его толь­ко уси­ли­ли. Гре­ция была окон­ча­тель­но поко­ре­на, и послед­ние бор­цы за ее сво­бо­ду отпра­ви­лись в Рим, чтобы уве­ли­чить собой чис­ло рабов.

То же самое про­ис­хо­ди­ло и в Азии. Везде вой­ска, ухо­дя, уво­ди­ли с собой цвет побеж­ден­ных наро­дов; везде победи­те­ли, преж­де чем поста­вить все насе­ле­ние стра­ны, муж­чин и жен­щин, в оди­на­ко­вые усло­вия зави­си­мо­сти, соби­ра­ли еще дань раба­ми сре­ди наи­бо­лее пре­дан­ных ее защит­ни­ков. Это было неиз­беж­ным след­ст­ви­ем вся­кой бит­вы и завер­ше­ни­ем каж­до­го похо­да. И если бы мы собра­ли все тек­сты древ­них писа­те­лей, то все же не полу­чи­ли бы дей­ст­ви­тель­ной, реаль­ной кар­ти­ны. В самом деле, исто­ри­че­ские рас­ска­зы дают дале­ко не исчер­пы­ваю­щие сведе­ния по это­му вопро­су. Плен­ни­ков еще счи­та­ли во вре­мя пер­вых войн Ита­лии, во вре­мя Сам­нит­ских, войн, когда, имея рав­ные шан­сы на успех, осо­бен­но забот­ли­во отме­ча­ли поте­ри, поне­сен­ные той и дру­гой сто­ро­ной, как два игро­ка, поста­вив­шие на кар­ту свое состо­я­ние и свою жизнь. Тит Ливий сохра­нил сре­ди все­го осталь­но­го и эти фраг­мен­ты древ­ней рим­ской исто­рии. Но впо­след­ст­вии Рим знал одни лишь победы, и, не имея осно­ва­ния опа­сать­ся чего-либо, даже в слу­чае какой-нибудь неуда­чи, он зна­чи­тель­но мень­ше стал инте­ре­со­вать­ся этим под­сче­том. При­выч­ка часто застав­ля­ла пре­не­бре­гать упо­ми­на­ни­ем их чис­ла, кото­рое, есте­ствен­но, само собой напра­ши­ва­лось. Даже сам Цице­рон, воз­вра­тив­шись после оса­ды Пин­де­нис­са и из сво­его похо­да на Исс, не счи­та­ет сво­их плен­ни­ков. Он огра­ни­чи­ва­ет­ся тем, что сооб­ща­ет Атти­ку, что их про­да­ва­ли в тот момент, когда он писал, в тре­тий день сатур­на­лий17. Итак, об них не гово­рят даже в общих тер­ми­нах, за исклю­че­ни­ем неко­то­рых заме­ча­тель­ных слу­ча­ев или таких, кото­рые отме­че­ны каки­ми-либо осо­бен­но­стя­ми. Так, напри­мер, назы­ва­ли (на этот раз опас­ность была очень вели­ка) чис­ло плен­ни­ков, взя­тых Мари­ем при «Секс­ти­е­вых водах» (Aquae Sex­tiae — нынеш­нее Aix) и при Вер­цел­лах и состо­яв­ших из девя­но­ста тысяч тев­то­нов и шести­де­ся­ти тысяч ким­вров18. Исчис­ля­ли так­же несмет­ную добы­чу, захва­чен­ную Лукул­лом в Пон­те как стране, бога­той и с дав­них пор не под­вер­гав­шей­ся разо­ре­ни­ям, сопро­вож­даю­щим вой­ны; добы­ча была столь зна­чи­тель­на, что раб про­да­вал­ся за 4 драх­мы (1 р. 20 к. золо­том), вол — за 1 драх­му (30 коп. золо­том) и все осталь­ное в том же духе19. Упо­ми­на­ли так­же о мно­го­чис­лен­ных рабах, выведен­ных Като­ном из стра­ны, заня­тие кото­рой было для него лишь при­ят­ным путе­ше­ст­ви­ем20, а имен­но с ост­ро­ва Кип­ра. с.299 Гово­ри­ли о них пото­му, что Кло­дий, декре­ти­ро­вав­ший эту экс­пе­ди­цию, оспа­ри­вал у совер­шив­ше­го ее Като­на честь дать имя рабам. Будучи дол­гое вре­мя пред­ме­том спо­ра меж­ду эти­ми дву­мя слав­ны­ми име­на­ми — Кло­ди­ев и Пор­ци­ев, они в кон­це кон­цов не полу­чи­ли ни того, ни дру­го­го и про­дол­жа­ли назы­вать­ся кипр­ца­ми, как и преж­де21. Упо­ми­на­ли еще о соро­ка четы­рех тыся­чах плен­ных, кото­рых Август сумел захва­тить в горах Салас­си­ев22, а в кон­це пер­во­го сто­ле­тия Импе­рии мы встре­ча­ем­ся с послед­ней стра­ни­цей исто­рии евре­ев, на кото­рой Иосиф Фла­вий смог запи­сать все те бед­ст­вия, кото­рые сопро­вож­да­ли пле­не­ние: наи­бо­лее моло­дые и креп­кие из плен­ни­ков пред­на­зна­ча­лись для три­ум­фа; из чис­ла остав­ших­ся — детей про­да­ли, более пожи­лых отпра­ви­ли в каме­но­лом­ни Егип­та, огром­ное чис­ло рас­пре­де­ли­ли по про­вин­ци­ям, где они поги­ба­ли в цир­ках, рас­тер­зан­ные хищ­ны­ми зве­ря­ми, или от меча. Во вре­мя самой сор­ти­ров­ки, пору­чен­ной Фрон­то­ну, дру­гу Тита, две­на­дцать тысяч умер­ли от голо­да; из двух мил­ли­о­нов семи­сот тысяч чело­век погиб один мил­ли­он сто тысяч, а девя­но­сто семь тысяч оста­лись раба­ми23.

Но по мне­нию неко­то­рых, это коли­че­ство было еще слиш­ком незна­чи­тель­но. «Сколь­ко вра­гов, столь­ко рабов» — тако­ва была та новая фор­ма, кото­рую Сизин­ний Капи­тон при­дал ста­рой посло­ви­це, пере­ста­вив ее сло­ва и смысл: «сколь­ко рабов, столь­ко вра­гов» (quot ser­vi, tot hos­tes)24.

Все наро­ды про­шли перед лицом рим­ско­го наро­да в этом тор­же­ст­вен­ном смот­ре, про­из­веден­ном победо­нос­ны­ми вои­на­ми, все наро­ды посла­ли на Капи­то­лий обыч­ные жерт­вы три­ум­фов, все отда­ли раб­ству мно­го­чис­лен­ные тол­пы сво­их детей. Но при­выч­ка к этим зре­ли­щам при­ту­пи­ла чув­ство. Сама поэ­зия в боль­шин­стве слу­ча­ев обхо­дит мол­ча­ни­ем эти сце­ны отча­я­ния, в кото­рых рим­ля­нин не появ­лял­ся уже боль­ше в каче­стве жерт­вы. Лишь одна муза Вер­ги­лия с вол­не­ни­ем изо­бра­жа­ет эти уди­ви­тель­ные кар­ти­ны. Она обра­ща­ет­ся опять-таки к Гре­ции, и в тро­га­тель­ных сло­вах Анд­ро­ма­хи, обра­щен­ных к Энею, слы­шит­ся как бы отзвук печаль­ных жалоб Эври­пида25.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Тит Ливий, XXII, 59—61. Ган­ни­бал, раз­дра­жен­ный, одних про­дал, дру­гих каз­нил (Аппи­ан, Вой­на с Ган­ни­ба­лом, 28). Во вре­мя этой вой­ны был слу­чай обме­на плен­ны­ми меж­ду вою­ю­щи­ми сто­ро­на­ми. И сам Фабий про­дал свое поле, чтобы попол­нить сум­му, назна­чен­ную на выкуп по так­се 212 фун­та сереб­ра за чело­ве­ка (Тит Ливий, XX, 23; сравн. Дион Кас­сий, Фраг­мен­ты, стр. 23 и 64). Рав­ным обра­зом шли пере­го­во­ры и с Пирром о выку­пе плен­ных (Аппи­ан, Вой­ны с сам­ни­та­ми, X, 4).
  • 2Вале­рий Мак­сим, II, 7, 15. Сол­да­ты Вара, выкуп­лен­ные сво­и­ми род­ст­вен­ни­ка­ми, дер­жа­лись вне Ита­лии (Дион Кас­сий, LVI, 22, стр. 822, 36).
  • 3«Воз­вра­ще­ние в преж­нее состо­я­ние созда­ет пред­став­ле­ние, что тот, кто был плен­ни­ком, все­гда был в государ­стве» (Инсти­ту­ции, I, 12, 4).
  • с.489
  • 4Что каса­ет­ся граж­дан­ско­го состо­я­ния плен­ни­ков и пра­ва воз­вра­ще­ния их в преж­нее состо­я­ние — см. соот­вет­ст­ву­ю­щий раздел в D. XLIX, 15. Эта фик­ция не рас­про­стра­ня­лась на пере­беж­чи­ков (L. 19, § 4 (Павел), там же), и, с дру­гой сто­ро­ны, в ней совер­шен­но не нуж­да­лись по отно­ше­нию к тем, кто был взят в плен вне вся­ких зако­нов вой­ны, мор­ски­ми раз­бой­ни­ка­ми или гра­би­те­ля­ми (L. 19, § 2 (Павел); сравн. I. 24 (Уль­пи­ан), там же). Жен­щи­на, даже если она не покида­ла дома сво­его мужа во вре­мя его пле­не­ния, не счи­та­лась уже состо­я­щей в бра­ке (L. 12, § 4) (Три­фо­ний), D., XLIX, 15. Такой брак, счи­та­ясь закон­но рас­торг­ну­тым, вос­ста­нов­лял­ся новым актом при вза­им­ном согла­сии; но даже и при этом поло­же­нии жен­щи­ну, если она была еще сво­бод­ной, мож­но было при­нудить к это­му под стра­хом поте­ри ею при­да­но­го: «она будет под­ле­жать нака­за­нию как за само­воль­ный уход» (L., 8 (Павел) и L. 14, § 1 (Пом­по­ний), там же). Закон Пав­ла в Диге­стах, каса­ясь вопро­са о пра­ве жены плен­но­го на вступ­ле­ние в новый брак, гово­рит о неко­то­рой отсроч­ке, «после уста­нов­лен­но­го сро­ка» — ого­вор­ка, кото­рая, по мне­нию Гая (К новел­лам, 12), была вклю­че­на Три­бо­ни­ем. Может быть, эта отсроч­ка тре­бо­ва­лась толь­ко в слу­чае без­вест­но­го отсут­ст­вия. Плавт в «Сти­хе» пока­зы­ва­ет, что в дан­ном слу­чае этот срок был назна­чен в три года. Кон­стан­тин для жены сол­да­та про­длил его до четы­рех лет при усло­вии ни в коем слу­чае не избе­гать пуб­лич­но­го опо­ве­ще­ния и сде­лать закон­ное об этом заяв­ле­ние (Cor. Juris, V, 17, О раз­во­дах).
  • 5Аппи­ан гово­рит, что после вой­ны с Мит­ри­да­том Пом­пей не при­бег к это­му обы­чаю: «При­быв в Капи­то­лий, он не убил нико­го из плен­ных, как дру­гие, полу­чав­шие три­ум­фы» (Вой­на с Мит­ри­да­том, 117).
  • 6Дион Кас­сий, XLVII, 48, стр. 525 (в лаге­ре Бру­та).
  • 7Ган­ни­бал так­же застав­лял сра­жать­ся плен­ных гал­лов, но пре­до­став­лял сво­бо­ду победи­те­лям (Тит Ливий, XXI, 42). Секст Пом­пей заста­вил плен­ных изо­бра­зить мор­ское сра­же­ние око­ло Реги­ума (Дион Кас­сий, XLVIII, 19, стр. 539.) При Авгу­сте застав­ля­ли так сра­жать­ся отряды даков и све­вов (там же, LI, 22, стр. 655; сравн. LIII, I, стр. 696 и LV, 5, стр. 775).
  • 8В нару­ше­ние пред­пи­са­ния Рому­ла, зна­че­ние кото­ро­го Дио­ни­сий Гали­кар­насский явно пре­уве­ли­чи­ва­ет, Тулл Гости­лий имел мно­го рабов, и извест­но, что Тарк­ви­ний Древ­ний про­дал в раб­ство всех жите­лей Кор­ни­ку­ла.
  • 9Три тыся­чи восемь­сот семь­де­сят в бит­ве при Акви­ло­нии, три тыся­чи, а затем еще две тыся­чи дру­гих в про­дол­же­ние той же вой­ны и т. д., и т. д. (Тит Ливий, X, 42, 46). Сре­ди дру­гих зна­ков победы, уве­ли­чи­вав­ших блеск после­дую­ще­го три­ум­фа, нес­ли сум­му в 3533000 ассов, кото­рую, гово­рят, они выру­чи­ли от про­да­жи плен­ных (там же).
  • 10Тит Ливий, XLI, 28; Аппи­ан, Вой­ны в Испа­нии, 99 и сл. Впро­чем, неко­то­рые избе­га­ли этой уча­сти. Сте­ны, галль­ское пле­мя, жив­шее око­ло Грай­ских Альп [нынеш­ние С.-Бер­нард­ские Аль­пы], под­верг­ши­е­ся вне­зап­но­му напа­де­нию рим­лян, уби­ли сво­их жен и детей и сами бро­си­лись в огонь. Те, кото­рые были взя­ты в плен, уда­ви­лись или умо­ри­ли себя голо­дом: «Не оста­лось ни одно­го, даже само­го малень­ко­го, кото­рый бы из-за люб­ви к жиз­ни захо­тел сно­сить поло­же­ние раб­ства» (Оро­зий, V, 14; сравн. Ливий, Эпи­то­мы, LXII). — Тит Ливий гово­рит о пяти тыся­чах шести­стах два­дца­ти плен­ных жите­лях Ист­рии, про­дан­ных на рын­ке (sub co­ro­na) (Ливий, XLI, 11).
  • 11Цезарь, О галль­ской войне, III, 16.
  • 12Там же, II, 34.
  • 13Аппи­ан, Вой­ны с гал­ла­ми, 2; Плу­тарх, Цезарь, 15. В [ста­ром] тек­сте Рей­ске (т. IV, стр. 196) гово­рит­ся о трех мил­ли­о­нах вра­гов, при­чем умер­ших счи­та­лось мил­ли­он. Таким обра­зом, плен­ных было вдвое (bis) боль­ше: дру­гих же, вдвое боль­шее чис­ло, он живы­ми взял в плен. Неко­то­рые уче­ные уни­что­жа­ют это сло­во «вдвое», как это­го тре­бу­ет и здра­вый смысл и дру­гой текст Плу­тар­ха (Пом­пей, 67, т. III, стр. 845). Вел­лей Патер­кул оце­ни­ва­ет чис­ло плен­ных не более как в 400 тысяч чело­век (цити­ро­ва­но по Блэ­ру).
  • 14«Сар­ды для про­да­жи, один дру­го­го хуже» и т. д. (Фест, Фраг­мен­ты, изд. К. О. Мюл­ле­ра). Фест выво­дит эту посло­ви­цу из одно­го этрус­ско­го обы­чая, осно­вы­ва­ясь на том, что этрус­ки родом из Лидии, из горо­да Сард. Это мало прав­до­по­доб­но.
  • с.490
  • 15«И нет ника­кой надеж­ды на добы­чу, кро­ме как на рабов, из чис­ла кото­рых тебе, думаю, нече­го ожи­дать нико­го обу­чен­но­го музы­ке или лите­ра­ту­ре» (Цице­рон, К Атти­ку, IV, 16, стр. 527). — Август, одна­ко, при­ста­вил к теат­ру имен­но тех рабов, кото­рых он взял во вре­мя похо­дов в Бри­та­нию. Прав­да, их там употреб­ля­ли лишь для того, чтобы под­ни­мать зана­вес (Вер­ги­лий, Геор­ги­ки, III, 23). Ком­мен­та­тор Вер­ги­лия Сер­вий гово­рит в при­ме­ча­нии к это­му месту: «Это Вер­ги­лий гово­рит на осно­ва­нии исто­рии. После того как Август поко­рил Бри­та­нию, то мно­гих из плен­ных, кото­рых он при­вел с собою, он пода­рил для обслу­жи­ва­ния теат­ра».
  • 16«Так что в раб­ство было отведе­но сто пять­де­сят тысяч чело­ве­че­ских голов» (Тит Ливий, XLV, 34).
  • 17«Рабы про­да­ва­лись в тре­тий день сатур­на­лий. Когда я это писал, в три­бу­на­ле дело шло о 120 сестер­ци­ях» (К Атти­ку, V, 20).
  • 18Ливий, Эпи­то­мы, LXVIII.
  • 19Аппи­ан, Вой­на с Мит­ри­да­том, 78. Тут нуж­но, конеч­но, видеть боль­шое пре­уве­ли­че­ние, осо­бен­но отно­си­тель­но быков; они были все же вещью съе­доб­ной.
  • 20Плу­тарх, Катон Млад­ший, 39 и сл. Ему при­шлось про­сить у сена­та дать сво­бо­ду Никию, управ­ля­ю­ще­му царя Кип­ра, кото­рый очень доб­ро­со­вест­но помо­гал ему при уче­те иму­ще­ства это­го цар­ства.
  • 21Дион Кас­сий, XXXIX, 23, стр. 201.
  • 22Стра­бон, IV, стр. 205. Чис­ло лиц, спо­соб­ных носить ору­жие, исчис­ля­е­мое в 8 тысяч чело­век, не соот­вет­ст­ву­ет осталь­ной мас­се, чис­ло кото­рой опре­де­ля­ет­ся в 37 тысяч чело­век. Но при­чи­на это­го в том, что в дан­ной войне погиб­ло мно­го лиц в воз­расте, год­ном для вой­ны.
  • 23Иосиф Фла­вий, Иудей­ская вой­на, VI, 9, 2; VII, 2, 1.
  • 24Ком­мен­та­рий к Апу­лею, кн. IV, т. I, стр. 312.
  • 25
    О, меж­ду все­ми бла­жен­на одна При­а­мо­ва дева!
    Та у враж­деб­ной моги­лы высо­кой под сте­на­ми
    Трои Смерть при­ня­ла, ника­ких жре­бьев о ней не мета­ли,
    Плен­ни­цу не пре­кло­нил победи­тель-хозя­ин на ложе!
    Роди­ны после пожа­ра по раз­ным вле­ко­мые водам,
    Спесь потом­ка Ахил­ла, над­мен­но­го юно­ши, в раб­стве
    Мы, рож­дая, сно­си­ли. Когда, нако­нец, устре­мил­ся
    Он за Гер­ми­о­ной, доче­рью Леды, за бра­ком с спар­тан­кой,
    Геле­ну отдал меня он, рабы­ню, рабу в обла­да­нье.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1421234409 1421234549 1421235312