История рабства в античном мире
Том II
Рабство в Риме
Глава вторая
ИСТОЧНИКИ РАБСТВА В РИМЕ
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.
с.299
Последствия войны были одинаковы во всех странах, куда только проникали оружие и власть Рима. В областях, у пределов которых Рим остановился, он продолжал поддерживать постоянный очаг рабства, преимущественно на берегах Дуная. Пески Африки, горы Азии могли служить препятствием для вторжения и защитой для местного населения; но широкая долина Дуная и обширная равнина, спускающаяся с севера на юг к Черному морю, казалось, были предназначены во все времена быть источником рабства. Название скифов, согласно древним авторам, являлось почти синонимом раба1. Пока же в ожидании давов среди рабов сцены обычно фигурировали геты2. Казалось бы, что обращение в рабство должно было ограничиться этими областями и что с.300 господство Рима, распространяясь все дальше, должно было гарантировать безопасность странам, изъявившим ему свою полную покорность. Однако ничего подобного не произошло. Трудно было ожидать, чтобы в то время, когда Рим благодаря постоянному контакту с Грецией и Азией начинал усваивать все вкусы более утонченной цивилизации, он мог удовлетвориться рабами-варварами. Сирия, Киликия, Каппадокия чаще всего дают комедиям имена рабов. Рабы, происходившие оттуда, пользовались очень небольшим почетом по сравнению с другими рабами, которых цветущие города Ионии и наиболее славные области Греции посылали на службу великим людям Рима3.
Таким образом, жители стран, находившихся в зависимости или под протекторатом Рима, не были гарантированы от возможности обращения в рабство, а правители, обязанные защищать их, нередко сами являлись тому причиной или по крайней мере этому содействовали. Проконсулы, которым было поручено управлять провинцией при помощи нескольких легионов, не желали считать себя лишенными права войны благодаря миру. Им не нужны были битвы, чтобы приговаривать к рабству или к смерти своих подданных, в которых они не переставали видеть своих врагов4. Что касается всадников — этих капиталистов, прикрывавшихся военным званием, — то они находили более простые и более легальные способы благодаря практикуемому ими ростовщичеству и управлению налоговым делом. В самом деле, эти народы, часто разоренные предшествовавшими войнами и вынужденные прибавить к своим прежним повинностям еще налог в пользу римлян, не всегда оказывались в состоянии платить в установленный срок. Но с ростовщиками можно было договориться. Они предлагали аванс, вопреки запрещавшему его закону Габиния; они открывали счет должнику государственной казны и превращали его в своего должника. Римский закон некогда отменил законные проценты, тогда их стали назначать по своему усмотрению. Стоик Брут давал сенату Саламина взаймы деньги из 4 % в месяц, или 48 % годовых. Он получил от сената два декрета, имевшие целью прикрыть то, что было незаконного в этом займе, заключенном для уплаты налога. А для того чтобы заставить выплатить ему проценты, Скаптий, его креатура, получил от Аппия, правителя Киликии, войска и командование над ними; с этими войсками он осадил или только блокировал сенат, но так удачно, что несколько сенаторов погибли от голода5. Жители Саламина во что бы то ни стало хотели освободиться от своего долга; чтобы выплатить его, они объединили проценты с капиталом. Но это совсем не входило в расчеты Брута. Его поверенный в делах отказался принять капитал. Он желал получить только проценты и обратился к Цицерону, преемнику Аппиана, с просьбой прислать ему еще отряд всего в пятьдесят всадников6. После всего этого не прав ли был Брут, воскликнувший при Филиппах: «Добродетель, ты лишь пустое слово!»7
Денежные вымогательства, увеличенные всевозможными побочными взысканиями, являлись для провинций источником с.301 колоссальной задолженности. Провинция Азия, обложенная Суллой и вынужденная обратиться к публиканам (ростовщикам), заплатила двойную стоимость налога, и понадобилось в четыре раза больше, чтобы погасить долг8. Всадники владели секретом извлекать доходы из доходов государства, нисколько их не уменьшая, этим единственным в своем роде искусством питать и оплодотворять кредит. И когда он дал все, что только можно было из него извлечь, когда средства должников окончательно иссякали, тогда кредиторы прибегали к закону о долгах, который не был отменен для провинций, и, забравши сперва деньги, они забирали потом и людей. Можно было бы видеть в этой картине преувеличение, очень ловко придуманное, но вполне допустимое, если бы для его подтверждения мы не имели важного свидетельства, доказанного очень важным событием. Когда Марий, повинуясь распоряжению сената, потребовал у Никомеда, царя Вифинии, следуемый с него отряд вспомогательных войск, Никомед ответил, что у него нет здоровых подданных, что они все забраны и отправлены в качестве рабов в различные провинции откупщиками налогов9. Сенат был глубоко взволнован этим заявлением, которое под столь покорными выражениями скрывало такое серьезное обвинение против римской администрации. Сенат решил успокоить мир, дав ему как бы некоторое удовлетворение за прошлое и гарантию для будущего, и издал соответствующий декрет, который он не сумел провести в жизнь. Но это не осталось безнаказанным. Стремление к свободе, оживленное надеждой, не легко было снова подавить. Оно вспыхнуло в огромном восстании: это была вторая и наиболее серьезная из всех войн, ареной которых была Сицилия.
ПРИМЕЧАНИЯ
Что касается имен рабов, свидетельствующих о их происхождении, то заметили, что из двадцати комедий Плавта только в одной среди действующих лиц встречается рабыня по имени Сира, тогда как в шести пьесах Теренция это имя встречается три раза («Андрянка», «Братья» и «Сам себя наказавший»), что может указывать на большее число сирийских рабов во вторую эпоху. Тем не менее рабы, носящие это имя или происходящие из этой страны, несколько раз упоминаются Плавтом в «Купце» (где рабыня Сира фигурирует среди действующих лиц), в «Рабе-обманщике» (Псевдол) (II, 2, 622 и т. д.), в «Трехмонетном» (II, 4, 599), в одном отрывке потерянной пьесы, озаглавленной «Дорожный мешок» (Vidularia); (Фрагменты, II, 115). Сирийцы пользовались репутацией рабов еще во времена Аристофана. В другой пьесе Плавта встречается имя Килиск (Фрагменты, III, 42); в «Амфитрионе» есть молодая рабыня по имени Фессала (II, 2, 616).
Если мы от театра перейдем к сценам реальной жизни, то опять-таки чаще всего встретимся с греческими или азиатскими именами среди с.491 домашней прислуги в богатых домах. Такой характер носят по крайней мере все имена рабов, встречающиеся в колумбарии Ливии (см. список, составленный Гори, Колумбарий Ливии Августы). Но мы не хотим этим сказать, что имя всегда и при всех обстоятельствах указывает на происхождение. Иногда оно зависело от каприза господина, дававшего его по своему усмотрению (см. т. I, стр. 63).
Не все страны Азии ценились в этом отношении одинаково. Каппадокийцы имели в Риме приблизительно ту же репутацию, какую имели пафлагонцы в Афинах (см. Петроний, Сатирикон, 69, стр. 342). Наоборот, Понт, по свидетельству Полибия, являлся источником, изобиловавшим хорошими рабами, продававшимися на рынке в Византии (Полибий, IV, 38). Один город Босфорского царства (Усп), теснимый римлянами и их союзниками, предлагал в качестве выкупа за своих жителей 10 тысяч рабов (Тацит, Летописи, XII, 17).
Ликийцы были порабощены постепенно родосцами, которым они были даны сенатом по договору в Магнезии. Рим вмешался на этот раз для того, чтобы освободить их (Тит Ливий, XLI, 6).
Италия, получавшая извне такое огромное количество рабов, снабжала ими и заграницу. Мы упомянули уже среди рабов, отпущенных на волю под видом их продажи дельфийскому богу, одного самнита, одного луканца и одну римлянку (см. Вешер и Фукар, Дельфийские надписи, т. I, стр. 62, конец).