А. Валлон

История рабства в античном мире

Том II
Рабство в Риме


Глава вторая

ИСТОЧНИКИ РАБСТВА В РИМЕ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6 7

с.303

6

Тор­гов­ля была наи­бо­лее про­стым спо­со­бом, посред­ст­вом кото­ро­го вся­кий мог при­об­ре­сти себе тех, кого вой­на или мор­ской раз­бой сде­ла­ли раба­ми1. Тор­гов­ля велась в тылу вой­ска, в лаге­рях, куда пол­ко­вод­цы ино­гда при­зы­ва­ли тор­гов­цев для пере­го­во­ров о мас­со­вой покуп­ке плен­ни­ков2. Если же таких слу­ча­ев не пред­став­ля­лось, то тор­гов­цы объ­ез­жа­ли чужие стра­ны, откуда мож­но было с при­бы­лью для себя вывез­ти людей3. Кар­фа­ген, подоб­но Тиру содер­жав­ший рабов для раз­лич­ных нужд сво­ей про­мыш­лен­но­сти и флота, вел так­же и тор­гов­лю ими. Для снаб­же­ния сво­его рын­ка он наби­рал их сре­ди пле­мен, живу­щих в его, Кар­фа­ге­на, афри­кан­ских вла­де­ни­ях. Но и после его паде­ния не пере­ста­ва­ли тре­бо­вать гету­лов и мав­ров из Афри­ки. Испа­ния, так же как и Гал­лия, дава­ла сво­их рабов4; извест­но, с каким азар­том вко­нец про­иг­рав­ший­ся гер­ма­нец делал послед­нюю став­ку на свою сво­бо­ду5. Но тор­гов­цы посе­ща­ли эти вар­вар­ские стра­ны реже, чем ази­ат­ские цар­ства, рас­по­ло­жен­ные на гра­ни­це рим­ских вла­де­ний, стра­ны, где бла­го­да­ря обще­го­судар­ст­вен­ной нище­те раб­ство ста­ло как бы мест­ным злом, а имен­но: Вифи­нию, Гала­тию, Кап­па­до­кию, Сирию и т. д.6 Одно­го из этих тор­гов­цев Гора­ций назы­ва­ет «царем Кап­па­до­кии»7. Когда ассор­ти­мент рабов был готов, их отправ­ля­ли в опре­де­лен­ные, спе­ци­аль­но для этой тор­гов­ли назна­чен­ные места. Рын­ки, ука­зан­ные нами для гре­ков, сохра­ни­ли свою извест­ность и в рим­скую эпо­ху; но с тех пор как сама Гре­ция ста­ла стра­ной, постав­ля­ю­щей рабов, рынок на Дело­се, как более цен­траль­ный, затмил собой в каче­стве сбор­но­го пунк­та все осталь­ные.

Рим был глав­ным цен­тром потреб­ле­ния. Имен­но в Рим сте­ка­лись рабы со всех полей сра­же­ния, со всех рын­ков мира, чтобы затем с.304 рас­се­ять­ся по раз­ным местам для испол­не­ния сво­их обя­зан­но­стей и в горо­де и в деревне; но преж­де чем достиг­нуть это­го конеч­но­го пунк­та, они мог­ли прой­ти через мно­гие руки и испы­тать вся­кие пре­врат­но­сти, так как эта обшир­ная тор­гов­ля допус­ка­ла вся­ко­го рода спе­ку­ля­ции. Бары­ши, кото­рые она дава­ла, долж­ны были воз­будить алч­ность рим­лян. Этот вид ком­мер­ции, объ­яв­лен­ный Плав­том бес­чест­ным8, являл­ся одной из наи­бо­лее выгод­ных форм поме­ще­ния капи­та­ла, кото­рую вос­хва­лял и часто при­ме­нял цен­зор Катон: он поку­пал моло­дых рабов, чтобы выдрес­си­ро­вать их, как моло­дых собак, и полу­чить барыш, нажи­ва­ясь на том, что выуч­ка повы­ша­ла их пер­во­на­чаль­ную сто­и­мость9. Но как бы Катон ни ста­рал­ся сво­и­ми сове­та­ми и при­ме­ром при­учить рим­лян к это­му про­мыс­лу, все же гре­ки име­ли перед ними боль­шое пре­иму­ще­ство бла­го­да­ря дол­го­лет­не­му опы­ту и зани­ма­ли пер­вое место на этих рын­ках. Их встре­ча­ли на Свя­щен­ной доро­ге, на доро­ге Субур­ры и воз­ле хра­ма Касто­ра, тол­пив­ших­ся10 вме­сте с сво­им това­ром око­ло гряз­ных таверн и все­це­ло заня­тых про­да­жей и обме­ном; они поль­зо­ва­лись очень дур­ной сла­вой. «Не дове­ряй­те людям, сто­я­щим поза­ди хра­ма Касто­ра», — гово­рил Плавт11. В самом деле — это те самые люди, кото­рых мы уже встре­ча­ли в Гре­ции, — жесто­кие, жад­ные, без­жа­лост­ные и без­нрав­ст­вен­ные, заклей­мен­ные обще­ст­вен­ным пре­зре­ни­ем и самим зако­ном: эти чер­ты их харак­те­ра с лег­кой руки пер­вых зако­но­ве­дов пере­шли в свод зако­нов рим­ско­го пра­ва12.

Закон в инте­ре­сах государ­ства и част­ных лиц при­нял про­тив них извест­ные меры.

Мы преж­де все­го гово­рим «в инте­ре­сах государ­ства», так как эта тор­гов­ля обла­га­лась дву­мя раз­лич­ны­ми нало­га­ми: нало­гом на пра­во вво­за и выво­за (por­to­rium) и на пра­во про­да­жи (vec­ti­gal). Пер­вый был сдан на откуп пуб­ли­ка­нам. Им надо было заяв­лять о всех при­во­зи­мых рабах: рабах, пред­на­зна­чен­ных для про­да­жи или для домаш­них услуг, нович­ках или вете­ра­нах. Пла­ти­ли за рабов, назна­чен­ных к про­да­же, за рабов, слу­жив­ших для потреб­но­стей рос­ко­ши, и за рабов, испол­няв­ших домаш­ние работы, в том слу­чае, если они были нович­ка­ми, т. е. нахо­ди­лись в услу­же­нии мень­ше одно­го года. Этот налог рав­нял­ся 18 части сто­и­мо­сти для евну­хов и 140 для осталь­ных рабов и, сле­до­ва­тель­но, пред­став­лял из себя то, что мы назы­ваем так­сой с оцен­ки (ad va­lo­rem)13. Оцен­ка про­из­во­ди­лась пуб­ли­ка­на­ми. Лег­ко мож­но себе пред­ста­вить, что тор­гов­цы вся­че­ски ста­ра­лись скрыть насто­я­щую цену рабов и отне­сти их к той кате­го­рии, кото­рая не под­ле­жа­ла обло­же­нию; ино­гда они пыта­лись даже выда­вать их за сво­бод­ных. В темах «Кон­тро­верз» (фик­тив­ных речей) при­во­ди­ли при­мер моло­до­го раба, кото­ро­го они осво­бо­ди­ли от нало­га, обла­чив его в пре­тек­сту14 и надев ему на шею бул­лу. Ребен­ка про­да­ли в Рим, но когда дело рас­кры­лось, его вер­ну­ли и дали сво­бо­ду, при­знав его воль­ноот­пу­щен­ным по мило­сти сво­его [преж­не­го] гос­по­ди­на15.

Налог на про­да­жу был утвер­жден толь­ко при Авгу­сте и состав­лял 2 %, соглас­но ука­за­нию Дио­на, и 4 %, по ука­за­нию Таци­та. с.305 Этот налог, воз­ло­жен­ный вна­ча­ле на поку­па­те­ля, затем на про­дав­ца, был сно­ва пере­ло­жен на пер­во­го, так как вско­ре убеди­лись, что поку­па­тель ниче­го не выиг­рал от пере­ме­ны, пото­му что тор­го­вец под­нял цену на всю ту сум­му, кото­рую он дол­жен был выпла­чи­вать казне16. Итак, в этом слу­чае речь шла толь­ко об инте­ре­сах граж­дан, и закон стре­мил­ся исклю­чи­тель­но к тому, чтобы огра­дить их от все­воз­мож­ных обма­нов, кото­рые лег­ко мог­ли вкрасть­ся в прак­ти­ку этих сде­лок17.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1По вопро­су о тор­гов­ле и про­да­же рабов есть уче­ная работа Жиг­ле­ра (Jug­ler), О про­да­же рабов. Оттуда мною взя­то очень мно­го важ­ных тек­стов.
  • 2Дио­ни­сий Гали­кар­насский, IV, 24; Цезарь, О галль­ской войне, III, 16 и т. д.; Плавт, Плен­ни­ки, про­лог, 34.
  • 3Тит Ливий, XXXIX, 42; XLI, 11; Цезарь, О галль­ской войне, II, 33 и т. д. Эти куп­цы, назы­вае­мые гре­ка­ми andra­po­docápae­loi, в Риме назы­ва­лись man­go­nes (барыш­ни­ки), ve­na­li­tii (Цице­рон, Ора­тор, 70; Пли­ний, XXI, 97, 1); в боль­шин­стве тек­стов Дигест они назы­ва­лись ve­na­li­tia­rii (тор­гов­цы раба­ми).
  • 4Цезарь, О галль­ской войне, I, 11. Сравн. Афи­ней, IV, стр. 152 и VI, стр. 249a. Гал­лы и гер­ман­цы пре­зи­ра­ли зем­леде­лие и поль­зо­ва­лись для это­го раба­ми (Цезарь, О галль­ской войне, IV, 1; VI, 13, 22; Цице­рон, О государ­стве, III, 6; Тацит, Гер­ма­ния, 14—17). Лузи­тан­цы и кан­та­бры пре­до­ста­ви­ли труд жен­щи­нам и рабам (Юстин, XLIV, 3 и 4). У лузи­тан­цев и ким­вров рабов ино­гда при­но­си­ли в жерт­ву: на осно­ва­нии наблюде­ния над их внут­рен­но­стя­ми и кро­вью ста­ра­лись полу­чить себе пред­ска­за­ние буду­ще­го (Стра­бон, т. III, стр. 154 и VII, стр. 294).
  • 5«От рабов, так при­об­ре­тен­ных, они отде­лы­ва­ют­ся путем про­да­жи, чтобы и себя изба­вить от сты­да такой победы» (Тацит, Гер­ма­ния, 24). Ино­гда бед­ность застав­ля­ла их про­да­вать сво­их жен, как это рас­ска­зы­ва­ет Тацит о фри­зах (Лето­пись, IV, 72). По вопро­су о рабах у гер­ман­цев см. Pot­gie­ser, De sta­tu ser­vo­rum apud Ger­ma­nos.
  • 6Плавт, Купец, II, 3, 55 и 80; Луки­ан, Наем­ни­ки, 23 и т. д.
  • 7Гора­ций, Посла­ния, I, 6, 39.
  • 8Плавт, Плен­ни­ки, I, 1, 30—33.
  • 9«Катон при­об­ре­тал мно­гих рабов, поку­пая из плен­ных пре­иму­ще­ст­вен­но моло­дых и спо­соб­ных вос­при­нять, как щеня­та или жере­бя­та, выуч­ку и выкорм…; он давал день­ги желаю­щим из рабов, они же поку­па­ли детей и вос­пи­ты­ва­ли и, обу­чив­ши их за счет Като­на, потом их про­да­ва­ли» (Плу­тарх, Катон Стар­ший, 21).
  • с.493
  • 10«Кото­рые у хра­ма Касто­ра тор­гу­ют негод­ны­ми раба­ми, поку­пая и про­да­вая их, чьи трак­ти­ры наби­ты тол­пою негод­ных рабов» (Сене­ка, О твер­до­сти муд­ре­ца, XIII, 4; сравн. Мар­ци­ал, II, 63, 2).
  • 11«Кто за хра­мом Касто­ра, тем бой­ся верить с пер­вых слов» (Плавт, Про­дел­ки пара­зи­та, IV, 1, 489). Об их жесто­ко­сти (см. «Канат», II, 7, 492) и их при­выч­ке к клят­во­пре­ступ­ле­нию сооб­ща­ет­ся в той же пье­се (V, 3, 1280; рус. перев. 1375); см. еще Плавт, Про­дел­ки пара­зи­та, V, 626.
  • 12L., 44; D., XXI, I. Об эдик­тах эди­лов. Сравн. Декла­ма­ции, при­пи­сы­вае­мые Квин­ти­ли­а­ну (385) и Каль­пур­нию Флак­ку (5).
  • 13L. 16, § 4, 7.
  • 14[Гре­че­ская верх­няя одеж­да, в про­ти­во­по­лож­ность рим­ской тоге: бул­ла — обыч­но золо­тое укра­ше­ние, кото­рое наде­ва­лось на шею моло­дым людям, сво­его рода аму­лет] (Прим. перев.).
  • 15Квин­ти­ли­ан, Декла­ма­ции, 340.
  • 16«Он ввел налог в два про­цен­та при про­да­же рабов» (Дион Кас­сий, LV, 31, стр. 804). «Налог в четы­ре про­цен­та был сни­жен (Неро­ном) боль­ше для види­мо­сти, чем по суще­ству, так как про­да­вец, при­нуж­ден­ный пла­тить, при­ба­вил его к сум­ме цены, пере­не­ся на поку­па­те­ля» (Тацит, Лето­пись, XIII, 31).
  • 17«И во вся­ком слу­чае эди­лы при­ла­га­ют заботы к тому, чтобы поку­па­те­ли не мог­ли быть обма­ну­ты про­дав­ца­ми» (L., 37 (Уль­пи­ан); D., XXI, 1, Об эдик­тах эди­лов).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1421235531 1421667593 1422276577