А я ничего не сказал. Потому что там было написано так: «ВАСТОК-2». Я не стал этим Мишку допекать, а подошёл и исправил обе ошибки. Я написал: «ВОСТОГ-2».
В. Ю. Драгунский. Денискины рассказы.
с.98 Статья-инвектива О. В. Любимовой и С. Э. Таривердиевой, как можно убедиться, направлена на почти полное отрицание моей реконструкции конфликта между Суллой и Цезарем и жесткую критику «ошибочных методов исследования», мною использованных. Рассмотрим, насколько убедительны их построения.
Исходя из хронологии, О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева начинают с моей трактовки вопроса о фламинате Цезаря. Нельзя не признать, что часть приведённых мною примеров постепенного ослабления требований к жрецам вообще и фламинам в частности неудовлетворительна, но всё же и сам этот тезис, и то, что фламинат мог представлять определённую ценность для Цезаря, как мне кажется, не является столь уж ошибочным.
Для начала рассмотрим вопрос о понтификах. «Нам не удалось найти в источниках сведений о том, что верховному понтифику не разрешалось покидать Италию», — пишут О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева и ссылаются на пример Метелла Пия, который, будучи великим понтификом, в 79—71 гг. (здесь и далее — до н. э.) тем не менее отсутствовал в Италии из-за войны с Серторием, не вызывая нареканий. Да, никто не требовал от понтифика не покидать Италию, здесь я присоединился к спорной точке зрения1. Однако существовали священнодействия, при которых он по обычаю должен был с.99 присутствовать, о чём недвусмысленно пишет Ливий: «Красс уступил Сципиону Сицилию без жеребьёвки, так как его, главного понтифика, удерживало в Италии попечение о священнодействиях (quia cura sacrorum pontificem maximum in Italia retinebat)» (XXVIII. 38. 12. Пер. М. Е. Сергеенко). О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева указывают на то, что Фабий Кунктатор уговаривал Красса всё же не отказываться от Сицилии (Plut. Fab. 25. 4), т. е. не считал необходимость его присутствия при данных священнодействиях безусловной. Однако стоит напомнить о непримиримой вражде Фабия к Сципиону и его идее похода в Африку. Ради срыва экспедиции он мог пренебречь многим, тем более что прямо выраженного требования понтифика присутствовать при упомянутых священнодействиях, судя по всему, не существовало. Но то, что степень желательности такого присутствия была крайне высока, а уклонение от него являлось правом, пользоваться которым уважающий себя понтифик не стал бы, демонстрирует отказ Красса уступить настояниям Фабия.
Другой пример: после гибели Тиберия Гракха «[Сципион] Назика покинул Италию, хотя был главнейшим и первым среди жрецов, и с отечеством, кроме всего прочего, его связывало исполнение обрядов величайшей важности (οὕτω μὲν ὑπεξῆλθε τῆς ᾿Ιταλίας ὁ Νασικᾶς, καίπερ ἐνδεδεμένος ταῖς μεγίσταις ἱερουργίαις· ἦν γὰρ ὁ μέγιστος καὶ πρῶτος τῶν ἱερέων)» (Plut. Tib. Gr. 21. 6. Пер. С. П. Маркиша). Речь, разумеется, идёт о том, что убийцу Гракха удерживали в Италии обязанности великого понтифика. Союз «хотя» (καίπερ) указывает на то, что, строго говоря, Сципион как великий понтифик2 не должен был покидать Италию — по крайней мере надолго, ибо его удерживали там важные священнодействия (μεγίσταις ἱερουργίαις). (То, что его посольская миссия могла быть рассчитана на не столь уж длительный срок и что только скорая смерть прервала её, — вопрос другой.)
Иными словами, in illo tempore великий понтифик должен был, если не хотел испортить себе репутацию, находиться в Италии во время отправления определённых обрядов. И то, что ни Метелл Пий, ни позднее Цезарь этим уже не озабочивались, показывает, что с.100 пренебрежение в I в. одним из обычаев, которые их предки старались неукоснительно соблюдать, воспринималось спокойно.
Что же касается малой ценности фламината для Цезаря, то о ней можно говорить не ранее чем по достижении им возраста, годного для избрания в консулы, но уже претуру3 можно считать серьёзным успехом, и непонятно, почему О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева утверждают, будто «запреты, налагавшиеся на фламина Юпитера, не позволили бы Цезарю сделать политическую, а тем более военную карьеру» — в отношении политической это более чем спорно. Если же будущий диктатор отличался в юном возрасте болезненностью, то родственники могли опасаться, что он вообще не доживёт до предусмотренных законом Виллия 42 лет. В случае же достижения оных ограничения, связанные с фламинатом, могли рассматриваться родственниками Цезаря как терпимые издержки за преимущества этого статуса в прежние годы. Правда, «командование и наместничество в провинции было для фламина Юпитера недоступно4 — а именно они сулили славу, триумф и обогащение», но это был не единственный способ обрести вес в политике5. Напомним о консуле 91 г. Л. Марции Филиппе, сохранявшем влияние при самых разных режимах, но никак не прославившем себя на военном поприще6. Наконец, если бы фламинат не представлял ценности, Сулла не закрыл бы молодому человеку доступ к нему. Следует уточнить, что сам Цезарь мог быть не в восторге от перспективы ограничений, связанных с этим статусом, но на момент creatio решение принимал в силу возраста не он.
с.101 Теперь перейдём к отношениям Суллы и Цезаря. По мнению О. В. Любимовой и С. Э. Таривердиевой, Сулле было чем прельстить молодого патриция. Однако следует учитывать не только то, что диктатор мог ему предложить, но и мог ли Цезарь предлагаемое принять. Прежде всего это касается денег, особенно в виде имущества проскриптов. Близкий родственник Мария и Цинны, Цезарь явно стремился дистанцироваться от сулланцев, и согласие взять деньги от диктатора, не говоря уже об имуществе проскриптов, противоречило этой установке, которая много даст ему в будущем. Должности монетария, уголовного триумвира и др.7 были не настолько значительными, чтобы для их обретения Цезарю требовалась поддержка всесильного диктатора, а для занятия военного трибуната он был ещё слишком молод и не участвовал ни в одной войне8. Не более вероятной представляется и возможность стать в столь юном возрасте понтификом9 — до 25 лет римлянин, в сущности, не считался совершеннолетним10. К тому же если в коллегии с.102 понтификов и имелась вакансия11, вряд ли Сулла отдал бы одну из них «юнцу», а не кому-либо из своих верных соратников.
Рассмотрим теперь аргументы О. В. Любимовой и С. Э. Таривердиевой против моей точки зрения об ошибочности версии источников, согласно которой Сулла намеревался убить Цезаря. Они упрекают меня в том, что я не попытался «объяснить и разрешить существующие между источниками противоречия» и использовал существующие в них противоречия «как доказательство неточности и недостоверности этих источников». Рассмотрим гипотезу К. Пеллинга, в рамках которой, по их мнению, такое разрешение и объяснение происходит: Сулла потребовал от Цезаря развестись с женой — дочерью Цинны, однако молодой человек отказался (за что у него конфисковали приданое супруги) и попросил великого понтифика Метелла Пия инавгурировать его в качестве фламина, после чего развод стал бы невозможен, да и жреческий сан, добавляют уже от себя О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева, мог защитить «и его самого, и фламинику, его супругу, от гнева Суллы». Диктатор, возмущённый «дерзостью» Цезаря, пожелавшего закрепить за собой должность, полученную от его смертельных врагов, Мария и Цинны, приказал убить Гая Юлия, но тот, узнав о подобных планах, бежал. «Данная реконструкция событий позволяет не только объяснить сообщение Плутарха, но и ответить на вопрос, поставленный А. В. Короленковым: почему Сулла не убил “строптивого юнца” немедленно — ведь, согласно Плутарху, Цезарь скрылся не сразу, а лишь когда узнал о грозящей ему опасности».
Как представляется, предложенная реконструкция не только не даёт ответа на этот вопрос (см. ниже), но и порождает другие. Прежде всего довольно странно выглядит просьба об инавгурации, обращенная к Метеллу Пию — одному из виднейших соратников диктатора и его родственнику. Конечно, в 18 лет Цезарь ещё не был тем гением политики, которым станет впоследствии, однако вряд ли его умственных способностей не хватило бы на то, чтобы понять элементарную вещь: Метелл не будет инавгурировать его вопреки с.103 воле Суллы, который (и это куда важнее) не может не расценить такую попытку иначе как дерзость. За отказ развестись с Корнелией тот уже конфисковал её приданое (или наложил на него арест), и нетрудно догадаться, что за попытку инавгурации в таких условиях могли последовать — и если верить Плутарху, последовали — новые санкции. Получается, что Цезарь решился на столь серьёзный риск при очень малых шансах на выигрыш. Конечно, авантюризм был присущ ему всегда, но здесь он уж слишком далеко вышел бы за пределы разумного.
И главное — по-прежнему остаётся без ответа важнейший вопрос: почему же Цезарь смог бежать? Всё объясняется, по мнению О. В. Любимовой и С. Э. Таривердиевой, тем, что он «узнал о грозящей ему опасности» после попытки добиться инавгурации. Однако и в этом случае непонятно, как молодой человек столь оперативно получил сведения о планах диктатора, что успел скрыться — Лукреций Афелла (Офелла) был убит немедленно, стоило Сулле принять соответствующее решение (App. BC. I. 101. 471—472). Как неизвестные доброхоты успели предупредить Цезаря, остаётся неясным, а уже одного этого достаточно, чтобы серьёзно усомниться в достоверности рассказа о намерении Суллы умертвить его. Объяснение, будто «это не являлось для него (Суллы. — А. К.) первоочередной задачей», звучит неубедительно, ибо Цезарь находился в Городе, и подчинённые диктатора, получив приказ, быстро и без труда исполнили бы его независимо от того, насколько первоочередной эта задача являлась12.
Особо следует остановиться на версии Веллея Патеркула (самый ранний из наших источников по этому сюжету), которая, по мнению О. В. Любимовой и С. Э. Таривердиевой, вполне согласовывается с рассказом Светония: «Светоний (Iul. 2—3) и Веллей (II. 41. 2) подтверждают, что Сулла не скрывал от своего окружения планов в отношении Цезаря». Между тем у Веллея в указанном месте с.104 говорится: «Переменив одежду и приняв облик, не соответствующий его положению (mutata veste dissimilemque fortunae suae indutus habitum), Цезарь ночью бежал из Города скорее от соучастников и прислужников Суллы, разыскивавших его, чтобы убить, чем от него самого (magis ministris Sullae adiutoribusque partium quam ipso conquirentibus eum ad necem)». Т. е. ни о каких планах диктатора не сказано, более того, он даёт понять — приказа последнего об убийстве не было, так что о согласованности с версией Светония говорить рискованно13. Кто же такие ministri Sullae adiutoresque, от которых бежал Цезарь? Учитывая сугубую краткость сообщения Веллея, трудно ожидать от него точности, но ясно одно — ministri не подразумевают сколь-либо высокопоставленных людей, речь могла идти о не в меру ретивых сторонниках диктатора из числа простолюдинов низкого звания, готовых угрожать самочинной расправой (коль скоро Сулла приказа не отдавал), как только стало известно о размолвке Суллы и Цезаря — какая-либо шумная ватага могла окружить его дом после отъезда из Рима и кричать «Где этот Цезарь? Мы проломим ему голову!» или что-то в том же роде, и при желании это нетрудно было изобразить как поиски с целью убийства. Ночное бегство с переодеванием и вовсе могло стать плодом фантазии позднейших авторов14, на которых опирался Веллей, писавший более чем через сто лет после событий.
Примером того, как легко происходит нарастание «версий» такого рода, хорошо видно на примере начала гражданской войны в 49 г.: Цезарь (BC. I. 2. 8) пишет лишь о предлагавшихся в сенате никак не конкретизируемых «суровых предложениях» (sententiae graves) против державших его сторону плебейских трибунов; у Диона Кассия (XLI. 3. 2) ситуация драматичнее: консул Лентул Крус с.105 советует трибунам убираться, пока такие решения не приняты, а Аппиан (BC. II. 33. 132) пишет о том, будто курию уже окружает (περιιστάμενος τὸ βουλευτήριον) отряд, посланный Помпеем (о целях этого умалчивается, но они очевидны), что и вынудило трибунов бежать15. Точно так же могло эволюционировать описание отношений Суллы и Цезаря, когда недовольство первого вторым превратилось в поиски для расправы — вполне возможно, уже после смерти покорителя Галлии.
Большое внимание уделяют О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева вопросу о достоверности рассказа Плутарха. Особое недовольство вызывает у них моя оценка этого рассказа как нелепого. Они считают, что ошибка Плутарха при описании «выборов» Цезаря в жрецы не столь уж значительна — «возможно, в источнике Плутарха было сказано, что Цезарь добивался инавгурации в калатных комициях», которые греческий писатель спутал с трибутными, поскольку «мог недостаточно представлять себе их функционирование и процедуру инавгурации фламина в частности» и в таком случае «неправильно понял свой источник». Таким образом, заключают О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева, «хотя сообщение Плутарха и ошибочно, но вряд ли нелепо». Конечно, нет нужды настаивать именно на этом слове, но как ещё назвать картину, если бы Цезарь пришёл в комиции и по собственной инициативе, вне процедуры предложил утвердить его в жреческой должности? Никакое вмешательство Суллы для провала этой попытки не требовалось — председательствующий просто удалил бы его с трибуны (если вообще допустил бы на неё).
Не менее озадачивает и концовка рассматриваемого сюжета: «Дав начальнику отряда Корнелию два таланта, Цезарь добился того, что был отпущен, и тотчас, добравшись до моря, отплыл в Вифинию, к царю Никомеду (καὶ καταβὰς εὐθὺς ἐπὶ θάλατταν ἐξέπλευσεν εἰς Βιθυνίαν πρὸς Νικομήδην τὸν βασιλέα)» (Plut. Caes. 1. 7. Пер Г. А. Стратановского и К. П. Лампсакова).
Т. е. выходит, что Цезарь просто бежал к Никомеду. Между тем из Светония (Iul. 1—2), чьи сведения на сей счёт никем не с.106 подвергаются сомнению, мы знаем, что он получил прощение от Суллы и отправился служить под начало наместника Азии Минуция Терма, который и командировал его к Никомеду16. К. Пеллинг объясняет умолчание Плутарха о столь важных обстоятельствах сокращением материала в целях не исторического, а биографического изложения17. Однако не вполне понятно, почему биографическому началу вредило упоминание о том, что Сулла даровал строптивцу прощение и что Цезарь затем служил у Минуция Терма, под его началом получил первый боевой опыт и заслужил corona civica. Но у Плутарха налицо не просто сокращение — это серьёзное смысловое искажение, которое имеет вполне конкретную направленность: Цезарь выглядит как fugax, который к тому же отправляется к чужеземному царю — тому самому, с которым, как уверяли, он имел позорящую связь (Suet, Iul. 2; 49; Dio Cass. XLIII. 20. 2 и 4). Не исключено, что тот, чьим изложением пользовался Плутарх, прямо намекал, будто Цезарь, бежавший от Суллы, направился прямо в постель к Никомеду, но expressis verbis об их связи не упомянул — возможно, именно этим объясняется молчание о ней греческого писателя18. Так или иначе, можно убедиться в том, насколько отступает от истины рассматриваемый рассказ Плутарха, достоверность которого мои критики хотят доказать во что бы то ни стало.
с.107 Перейдём теперь к вопросу о заступничестве за Цезаря. О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева недоумевают: «Даже если допустить, что Мамерк, Котта и весталки пришли к Сулле обсуждать брак Цезаря, его местопребывание и права на имущество, то возникает вопрос: почему по столь незначительному поводу к Сулле явилась такая представительная делегация?» Остаётся только удивляться, почему вопрос о политическом бытии представителя знатного рода объявляется «незначительным». Ведь ясно, что без имущества невозможно было сделать карьеру, а постоянное нахождение вне Рима означало изгнание (в заключительном абзаце соответствующего раздела вопрос о нём вдруг исчезает: «Почему именно вопрос о браке и имуществе Цезаря (но не о местопребывании! — А. К.) вызвал такое беспокойство у влиятельных людей?»). Кроме того, случай с Цезарем мог иметь в глазах его заступников знаковый характер: понятно, когда расправа постигает марианцев, но за что подвергать репрессиям юного патриция, который при всей «сомнительности» его брака всё же волен решать, на ком ему жениться, тем более что ни он сам, ни его жена никаких нелояльных действий по отношению к новому режиму не предпринимали19? Т. е. представители нобилитета в случае с Цезарем защищали собственные права, ибо иначе возник бы не обещающий ничего хорошего прецедент. О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева сами подчёркивают, что значительной фигурой Цезарь в глазах Суллы тогда ещё не являлся, и это помогает понять, почему он не стал длить конфликт с ним — ходатаи были достаточно влиятельные, причём не только активные сторонники Суллы (вспомним о весталках)20, т. е. они явно представляли определённую часть нобилитета.
О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева возражают против того, что картина противостояния Суллы и Цезаря, которую мы видим в источниках, во многом является плодом пропаганды со стороны последнего в 60-х гг. Со ссылкой на К. Бартон они указывают, что позиция жертвы в Риме воспринималась отрицательно. Однако у с.108 меня нигде и не говорится, будто Цезарь изображал себя жертвой. Главным было то, что он не побоялся отказать всесильному и жестокому диктатору и в конце концов добился своего, пусть и при поддержке других. Это вполне соответствует позиции К. Бартон, которая связывает позицию жертвы с признанием поражения, что свидетельствовало о сломленном духе и отказе от всяких претензий на честь21. Однако Цезарь требования Суллы о разводе как раз не выполнил и тем самым своего поражения не признал.
Стоит заметить, что если не самого себя, то своих сторонников для обличения произвола помпеянцев Цезарь (BC. I. 5. 5) не постеснялся изобразить как раз в том качестве, в каком мы видим его во время скитаний по Италии, сообщая о бегстве верных ему плебейских трибунов (profugiunt statim ex urbe tribuni plebis), поскольку против них, как уже говорилось, предлагались sententiae graves. Вполне возможно, что я неверно отнёс к пропаганде Цезаря некоторые подробности (прежде всего то, что касалось его скитаний), поскольку в действительности они могли восходить к пропаганде его врагов, причём отнюдь не прижизненной, ибо споры вокруг личности Гая Юлия не утихали и после его смерти, а перипетии жизни Цезаря обрастали подробностями, о которых сам он, возможно, и не подозревал, причём не только с точки зрения pro et contra, но и занимательности и философичности22.
В заключение остановимся на теоретической стороне вопроса. О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева не согласны с трактовкой — это право любого исследователя, — однако их критика выходит за пределы обсуждения конкретного вопроса — они полагают, будто «столь удивительное преобразование» античной традиции о конфликте Суллы и Цезаря в моей статье «является неизбежным порождением ошибочных методов исследования». Основывается этот тезис на том, что я недостаточно внимания уделяю религиозно-правовым вопросам (но что является критерием достаточности?), злоупотребляю аргументом e silentio, а главное — «не пытаясь с.109 объяснить и разрешить существующие между источниками противоречия», использую эти противоречия «как доказательство неточности и недостоверности этих источников».
Судя по всему, О. В. Любимова же и С. Э. Таривердиева считают, что конструкция, в рамках которой хоть как-то удаётся согласовать (разумеется, предположительно) между собой ошибки и противоречия источников заведомо лучше версии, где по каким-либо причинам отвергаются те или иные их сообщения. Однако универсального рецепта здесь нет, всё решается в каждом случае отдельно и зависит от убедительности аргументации. Между тем, как я постарался показать, построения самих О. В. Любимовой и С. Э. Таривердиевой вызывают много серьёзных вопросов и возражений, причём по наиболее важным пунктам (о решении Суллы убить Цезаря, о заступничестве за него представителей нобилитета, о достоверности традиции etc.), а их наиболее удачные замечания (преимущественно по религиозно-правовым вопросам) не имеют отношения к основной теме статьи. Кроме того, в их рассуждениях постоянно присутствует сослагательное наклонение: в одном только ключевом пассаже, связанном с обоснованием достоверности рассказа Плутарха, трижды встречаются слова «видимо» или «по-видимому». Иными словами, взамен одной гипотезы предлагается другая, ничуть не более доказательная, а та, с которой О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева не согласны, объявляется ими не просто ошибочной, но ещё и основанной на ошибочных методах, что не одно и то же. Но даже если у них самих таковые верны (что отнюдь не очевидно), применяться они должны лишь к написанному, а не к своему субъективному представлению о нём. Соблюдено ли это правило в данном случае?
Начнём с визитной карточки работы — её названия: «Конфликт Цезаря с Суллой: приключенческий роман, пропаганда или действительность?» Иначе говоря, с первых же слов дело преподносится таким образом, будто сам конфликт между диктаторами действующим и будущим объявлен у меня приключенческим романом. Между тем с таковым сравниваются лишь важные детали рассказа Плутарха, но ни в коем случае не само противостояние Суллы и Цезаря. После этого слова Т. Холмса об illegitimate fiction23, вынесенные с.110 в эпиграф, звучат довольно двусмысленно, обретая свойства обоюдоострого оружия. Тем не менее общая тональность задана.
Обсуждая вопрос о creatio Цезаря во фламины, я предположил, что Марий указан как один из «виновников» этой акции Веллеем Патеркулом «по небрежности или по догадке»24. О. В. Любимова же и С. Э. Таривердиева считают, что «в целом “небрежность” Веллея далеко не столь велика, как считает А. В. Короленков». Однако у меня в тексте она никак не характеризуется, а потому непонятно, на чём основывается вывод о том, что в моих глазах небрежность Веллея (к тому же лишь предполагаемая) «велика».
А вот как выглядят в трактовке О. В. Любимовой и С. Э. Таривердиевой мои слова «предложение [Суллой Цезарю] более “подходящего” брака, как в случае с Помпеем, маловероятно»: «А. В. Короленков […], как нам кажется, злоупотребляет аргументом от умолчания, уверенно утверждая, что Сулла не мог предлагать Цезарю выгодный брак». Но «маловероятно» и «уверенно утверждая» отнюдь не одно и то же.
Ещё один пример такого рода: «Командир отряда солдат, разыскивавший беглецов и получивший от Цезаря взятку, превращается у А. В. Короленкова в вольноотпущенника Суллы». Между тем вместо более или менее однозначного «превращается» в моём тексте сказано, что его таковым можно считать «с большой долей вероятности» (с.129 — эти слова мои критики, кстати, цитируют выше, но здесь не учитывают).
«Упоминание Светонием нескольких сыщиков, хотя в более конкретном рассказе Плутарха речь идёт только о Фагите, представляется автору поэтическим преувеличением». Если бы я действительно написал так, то заслуживал бы порицания за столь неуместное высказывание, ибо ничего «поэтического» в рассказе о задержании Цезаря нет, но и ничего подобного в моей статье — также. Кроме того, я отнюдь не утверждал, будто у Плутарха говорится только о Фагите (кстати, его когномен у греческого автора не назван) — напротив, я цитирую и далее обсуждаю текст (Plut. Caes. 1. 6—7), где говорится и о воинах Суллы (στρατιώταις τοῦ Σύλλα) (с.128).
с.111 В моих словах о том, что в италийской глубинке Цезарю могли угрожать расправой местные шантажисты из числа подлинных или мнимых сулланцев, по мнению критиков, «содержится признание того, что жизнь Цезаря находилась в опасности, — а это противоречит итоговым выводам статьи». Как же звучат эти выводы? «История о том, как Цезарь едва не погиб от рук сулланских палачей, по-видимому, не соответствует действительности» (с.134). Во-первых, предположение вновь подаётся как утверждение, а во-вторых, приравнивать местных «энтузиастов» к палачам, т. е. тем, кто должен был убить Цезаря по прямому приказу, означает совершать подмену понятий.
Уже в заключении читаем: «Даже если Цезарю в 60-х гг. выгодно было выглядеть жертвой Суллы, это совсем не означает, что в 80-х гг. он не подвергся репрессиям». Однако я нигде не пишу, будто Цезарь не подвергался репрессиям, другое дело, что диктатор, как я полагаю, не приказывал его убивать, а это опять-таки разные вещи.
И ещё из заключения: «А. В. Короленков стремится доказать, что в 60-х гг. Цезарь желал представить себя жертвой Суллы и наши сведения об этом конфликте восходят к тогдашней пропаганде Цезаря — а следовательно, недостоверны». Я уже упоминал, что о позиции жертвы речи нет, но налицо и вовсе откровенная передержка: в отсутствие уточнений получается, что все сведения о конфликте восходят к пропаганде Цезаря, чего я, однако, не утверждал, поскольку сам факт конфликта и репрессий против последнего явно был известен и без его усилий. Указывал я и на возможную роль в формировании традиции об этом инциденте и антицезарианской пропаганды, с точки зрения которой намерение Суллы убить Цезаря выглядело скорее как благо (с. 125—126, 133 + прим. 102).
Примеры такого рода можно продолжить, но сказанного, думается, вполне достаточно, чтобы констатировать систематическое искажение критиками рассматриваемого ими текста, которое является одной из несущих конструкций их полемических построений.
Несомненно, О. В. Любимова и С. Э. Таривердиева продемонстрировали огромную эрудицию, указали на многие ошибочные и спорные тезисы в моей статье, что побудило меня усилить и скорректировать прежнюю аргументацию и некоторые конкретные положения. А вот верны ли сделанные ими самими выводы, в особенности рассуждения о методах исследования, не говоря уже об их собственных, — вопрос куда более спорный.