Перевод с немецкого под общей редакцией Н. А. Машкина.
Издательство иностранной литературы, Москва, 1949.
Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по главам.
Голубым цветом проставлена нумерация страниц по изд. 1995 г. (СПб., «Наука»—«Ювента»).
с.549 453
Глава XIII
АФРИКАНСКИЕ ПРОВИНЦИИ
Северная Африка и берберы
В физическом и этнографическом отношении Северная Африка занимает настолько обособленное положение, что напоминает по своему характеру остров. Природа изолировала ее со всех сторон, частью Атлантическим океаном и Средиземным морем, частью непригодным для земледелия далеко растянувшимся берегом Большого Сирта, ниже нынешнего Феццана, и составляющей его продолжение, тоже недоступной для обработки пустыней, примыкающей на юге к степным пространствам и оазисам Сахары. В этнографическом отношении население этой обширной области представляет собой большую семью народов, резко отличающуюся от негров юга, но точно так же сильно обособленную от египтян, хотя, быть может, с этими последними у них и была некогда какая-то общность. Эти народы называют себя в Рифе у Танжера амазигами, в Сахаре — имошагами; похожие названия неоднократно употребляются применительно к отдельным племенам греками и римлянами. Так, например, упоминаются максии при основании Карфагена (I, 637) и мазики — в римскую эпоху в различных местах северного побережья Мавретании. Одинаковое имя, удержавшееся у рассеянных в разных местах групп этого некогда большого народа, показывает, что когда-то в прошлом он сознавал свое единство.
Народы, вступавшие в соприкосновение с туземным населением Северной Африки, не видели ясно этого единства; кроме того, различия, существующие между отдельными группами этого народа, столь очевидные в наши дни, когда мы видим результаты происходившего в течение тысячелетий смешения их с соседними народами, особенно с неграми на юге и с арабами на севере, были, конечно, весьма значительны и до появления иноземных влияний, что вполне понятно ввиду широкого распространения этих народов. Во всех местных наречиях нет общего выражения, которое обозначало бы всю нацию, как таковую; даже в тех случаях, когда название шире, чем обозначение племени1, оно все же не охватывает всего понятия в целом. Название ливийцев, употребляемое египтянами с.550 454 и по их примеру греками, относилось первоначально к наиболее восточным племенам, жившим у границ Египта, и навсегда сохранилось преимущественно за племенами восточной половины Северной Африки. Греческое название «номады» выражает прежде всего лишь то, что эти племена не были оседлыми; позднее это название, в римской переделке «нумидийцы», означает жителей той области, которую объединил под своей властью царь Массинисса. Название «мавры», туземного происхождения, употреблявшееся также позднейшими греками и римлянами, относилось только к племенам, населявшим западные области страны, и осталось за жителями образовавшихся здесь царств и сменивших их римских провинций. Племена юга имели общее имя гетулов, но распространение этого имени в более точном словоупотреблении ограничивается областью у Атлантического океана к югу от Мавретании. Мы обозначаем обычно эту нацию именем берберов, которым арабы называют северные племена. По своему складу берберы гораздо ближе к индогерманцам, чем к семитам, и представляют самый резкий контраст с арабами еще и теперь, когда со времени вторжения ислама в Северной Африке господствует семитская раса. Не без основания некоторые географы древности не считали Африку третьей частью света, но причисляли Египет к Азии, а область берберов — к Европе. Подобно тому как растения и животные Северной Африки соответствуют в общем растениям и животным противолежащего южноевропейского побережья, характерные особенности населения там, где они сохранились в несмешанном виде: белокурые волосы и голубые глаза у значительной части жителей, высокий рост, стройная фигура, сильное телосложение, полное преобладание моногамии и почетное положение женщины, живой темперамент, склонность к оседлой жизни, общины, построенные на полном равноправии взрослых мужчин и в обычной форме конфедерации нескольких общин представляющие основу для дальнейшего государственного формирования2, также напоминают северные племена. с.551 Народ этот, со всех сторон теснимый неграми, египтянами, финикийцами, римлянами, арабами, так и не получил настоящей политической организации и не сделался вполне цивилизованным. Правда, под управлением Массиниссы он, по-видимому, приблизился к этому состоянию. Своеобразный, развившийся из финикийского алфавит, которым берберы пользовались при римском владычестве и который еще теперь употребляется берберами Сахары, а также уже упомянутое некогда пробудившееся у них чувство национального единства следует, вероятно, связывать с именем этого великого нумидийского царя и его преемников, которых позднейшие поколения чтили как богов3. Несмотря на все нашествия, они удержали 455 значительную часть своей первоначальной области; теперь в Марокко приблизительно две трети, а в Алжире приблизительно половина жителей является по происхождению берберами.
Финикийская иммиграция
Иммиграция, распространившаяся в глубокой древности по всем берегам Средиземного моря, сделала Северную Африку финикийской. Туземцы уступили финикийцам бо́льшую и лучшую часть северного побережья, финикийцы отняли у греческой цивилизации всю Северную Африку. И в лингвистическом и в политическом отношении границу составил Большой Сирт; если на востоке пиренейский Пентаполь принадлежит греческой области, то на западе Триполи Большого Лептиса навсегда сделался финикийским. О том, как после длившейся несколько столетий борьбы финикийцы были покорены римлянами, было уже рассказано раньше. Здесь нам остается осветить судьбы Африки с того момента, когда римляне заняли Карфагенскую область и подчинили себе соседние местности.
Управление Римской республики
Нигде так полно не проявились близорукость и бездушие, можно даже сказать нелепость и грубость системы управления Римской республики зависимыми территориями, как в Африке. В южной Галлии и еще более в Испании римское правительство по крайней мере стремилось к прочному расширению своих владений и вынуждено было почти поневоле приступить к латинизации страны; на греческом Востоке иноземное владычество смягчалось и часто даже сглаживалось могучим влиянием эллинизма, ставившего с.552 преграды даже жесткой политике. Но над этой третьей частью света царила, по-видимому, старая национальная ненависть к пунийцам, пережившая гибель родного города Ганнибала. Римская республика крепко держала в своей власти область, которая подчинялась Карфагену в момент его гибели, но не столько для того, чтобы содействовать его развитию к своей собственной выгоде, сколько для того, чтобы не пускать туда других; не столько для того, чтобы пробудить там новую жизнь, сколько для того, чтобы сторожить труп. Не властолюбие и корыстолюбие, но страх и зависть создали провинцию Африку. При республике эта провинция не имеет истории; война с Югуртой для Африки — это всего лишь львиная охота, и ее историческое значение заключается в ее связи с борьбой партий в республике. Страна была, разумеется, использована римскими спекулянтами; однако считалось недопустимым, чтобы разрушенный большой город мог снова воскреснуть из развалин или чтобы какой-либо соседний город достиг такого же цветущего состояния, в котором прежде находился Карфаген. Не было здесь и постоянных лагерей, как в Испании и Галлии; небольшая по размерам римская провинция была со всех сторон окружена затронутой цивилизацией областью зависимого царя Нумидии, который помог римлянам при разрушении Карфагена и получил за то в 456 награду не столько добычу, сколько задание охранять ее от нападений диких орд внутренних областей страны. При этом нумидийский царь получил такое политическое и военное значение, каких никогда не имели правители других зависимых от Рима государств, так что Рим в своем стремлении заклясть призрак Карфагена создал себе серьезную опасность и с этой стороны; насколько велика была эта опасность, показало участие Нумидии в римских гражданских войнах; никогда еще во всех внутренних кризисах империи ни прежде, ни после ни один зависимый властитель не играл такой роли, как последний нумидийский царь в войне республиканцев с Цезарем.
Африканская политика Цезаря
Поэтому конец вооруженной борьбы неминуемо повлек за собой полную перемену положения в Африке. В остальных провинциях в результате гражданских войн произошла смена властителей, в Африке же изменилась сама система. Уже африканские владения финикийцев не были владениями в полном смысле слова; до некоторой степени они напоминают эллинские владения в Малой Азии до появления там Александра. Из этих владений римляне первоначально захватили лишь небольшую часть, лишив ее при этом ее жизненного центра. Теперь Карфаген поднимается снова и, подобно земле, которая ждала только семян, вторично достигает полного расцвета. Вся внутренняя страна — большое Нумидийское царство — становится римской провинцией, и охрана границ против варваров возлагается на римских легионеров. Мавретанское царство становится сначала зависимым от Рима, а вскоре и входит в состав Римской империи. Со времен диктатора Цезаря латинизация с.553 Северной Африки и распространение в ней цивилизации делается одной из задач римского правительства. Здесь мы расскажем о том, как проводились в жизнь эти задачи; прежде всего следует остановиться на внешней организации, а затем на мероприятиях в отдельных местностях и на достигнутых там успехах.
Границы римского владычества
Уже Римская республика претендовала на верховную власть над всей Северной Африкой, быть может, как на известную часть карфагенского наследства, а может быть и потому, что девиз «наше море» рано сделался одним из принципов римского государства, вследствие чего все берега Средиземного моря уже в пору процветания республики являлись в глазах римлян их законной собственностью. После разрушения Карфагена эти претензии Рима, в сущности, никогда не оспаривались более крупными государствами Северной Африки; если во многих местах соседние жители не подчинялись римскому владычеству, то они точно так же не повиновались и своим местным властителям. То, что серебряные монеты нумидийского царя Юбы I и мавретанского царя Богуда чеканились по римскому образцу и что на них всегда имеется латинское надписание, не соответствующее языку и торговым связям Северной Африки, является прямым признанием римского верховенства — вероятно, в результате преобразований, произведенных здесь в 674 г. [80 г.] Помпеем (II, 312). Сопротивление — в общем незначительное, — которое римляне встретили со стороны африканцев, если не считать Карфагена, исходило от потомков Массиниссы; после того, как царь Югурта и позднее царь Юба были побеждены, князья этой западной страны быстро приспособились к своему зависимому положению. Обязанности по отношению к императорам выполнялись совершенно одинаково как в непосредственных их владениях, так и во владениях ленных князей; именно римское правительство регулирует 457 границы по всей Северной Африке и устраивает по своему усмотрению римские гражданские общины в Мавретанском царстве так же, как и в провинции Нумидии. Поэтому, собственно, нельзя говорить о завоевании римлянами Северной Африки. Римляне не завоевали ее так, как финикияне или в новое время французы, но властвовали над Нумидией и Мавретанией сперва как сюзерены, а потом как наследники туземных правителей. Тем более представляется сомнительным, можно ли применять к Африке понятие границы в его обычном смысле. Государства Массиниссы, Бокха, Богуда, а также государство Карфагена возникли в северной части страны, и это побережье является центром всей цивилизации Северной Африки; но, насколько мы можем судить, все они считали подвластными себе оседлые или бродячие племена юга, а когда последние отказывали им в повиновении, они смотрели на это, как на бунт, если только дальность расстояния и пустыня не исключали возможности соприкосновения с ними и господства над ними. В южной части Северной Африки едва ли можно указать такие соседние государства, с которыми с.554 существовали бы правовые и договорные отношения, а если где-нибудь такое государство и встречается, как, например, царство гарамантов, то его положение невозможно строго отличить от положения упомянутых княжеств внутри цивилизованной области. То же самое можно сказать и о Римской Африке; в южном направлении еще можно найти границы как для владений ее прежних правителей, так и для области распространения римской цивилизации, но едва ли можно указать пределы римской верховной власти. Источники не сообщают ни одного случая официального расширения или сокращения границ в Африке; сходство между восстаниями в римской области и вторжениями соседних народов было здесь тем более велико, что даже в местностях, находившихся в еще более определенном подчинении Риму, чем некоторые области Сирии и Испании, иные отдаленные и труднодоступные районы ничего и не знали о римском податном обложении и о римских военных наборах. Потому нам представляется уместным при описании отдельных провинций сообщить и те скудные сведения о дружественных или враждебных встречах римлян с их южными соседями, которые сохранились в исторической традиции или в дошедших до нас памятниках.
Провинция Африка и Нумидия
Прежняя область Карфагена и присоединенная к ней диктатором Цезарем бо́льшая часть прежнего Нумидийского царства, или, как их также называли, старая и новая Африка, составляли вплоть до конца царствования Тиберия провинцию Африку, простиравшуюся от границы с Киреной до р. Ампсаги и охватывавшую нынешнее государство Триполи, Тунис и французскую провинцию Константину (III, 376). Однако при императоре Гае в отношении этой важной области, требовавшей на широком протяжении охраны границ, правительство, по существу, вернулось к системе двоеначалия, которая была принята в республиканскую эпоху, и передало часть провинции, не нуждавшуюся в специальной пограничной охране, в управление гражданской власти, а остальную область, занятую гарнизонами, — в управление военному командиру, не подчиненному гражданской власти. Причина этого заключалась в том, что при распределении провинций между императором и сенатом Африка была отдана сенату, а так как там ввиду своеобразия местных условий было необходимо присутствие значительных военных сил, то наличие в провинции одновременно командированного сенатом наместника 458 и назначенного императором военного командира — причем последний по своему положению на иерархической лестнице был подчинен первому — должно было вызывать и действительно вызывало трения между обоими должностными лицами и даже между императором и сенатом. В 37 г. этому положению был положен конец; земли по берегу моря от Гиппона (Бон) до границ с Киреной сохранили прежнее имя Африки и остались под властью проконсула, а западная часть провинции с главным городом Циртой (Константина) и внутренние районы с большими с.555 военными лагерями к северу от Ауреса — вообще вся область, занятая гарнизонами, — были отданы под управление командира африканского легиона, имевшего ранг сенатора, но принадлежавшего не к консульскому, а к преторскому разряду.
Два мавретанских государства
Западная половина Северной Африки в эпоху диктатора Цезаря (III, 369) распадалась на два царства — Тинги (Танжер), в то время находившийся под властью царя Богуда, и Иол, позднее Кесария (Шершель), находившийся под властью царя Бокха. Так как в борьбе против республиканцев оба царя столь же решительно приняли сторону Цезаря, как нумидийский царь Юба — сторону его противников, и так как они оказали ему огромные услуги во время африканской и испанской войн, то оба они сохранили свою власть, и победитель даже расширил границы области Бокха, а также, вероятно, и области Богуда4. Когда затем началось соперничество между Антонием и Октавианом, царь Богуд единственный на Западе встал на сторону Антония и по наущению брата и жены этого последнего совершил вторжение в Испанию во время перузинской войны (714) [40 г.]; но его сосед Бокх и его собственная столица Тинги приняли сторону Октавиана и выступили против него. При заключении мира Антоний не стал защищать Богуда, и Октавиан отдал всю его область царю Бокху, а городу Тинги предоставил римское городское право. Когда по прошествии нескольких лет дело дошло до разрыва между обоими властителями, бывший царь принял деятельное участие в начавшейся борьбе, надеясь использовать этот случай, чтобы вернуть себе царство; но при взятии мессенского города Метоны он был захвачен Агриппой в плен и казнен.
Юба II
Царь Бокх умер уже за несколько лет до этих событий (721) [33 г.]; его царство, вся Западная Африка, досталось вскоре (729) [25 г.] сыну последнего нумидийского царя с.556 Юбе II, супругу Клеопатры, дочери 459 Антония от египетской царицы5. Оба были в ранней юности в качестве пленных царских детей выставлены напоказ римской черни: Юба — в триумфальном шествии Цезаря, Клеопатра — в триумфальном шествии его сына; по прихоти судьбы они были теперь отпущены из Рима в качестве царя и царицы важнейшего ленного государства империи; однако это вполне соответствовало существовавшему положению. Оба они выросли в императорской семье; с Клеопатрой законная жена ее отца обходилась как родная мать, не отличая ее от собственных детей; Юба служил в войске Цезаря. Молодое поколение зависимых княжеских фамилий, многие представители которого находились при императорском дворе и играли важную роль в свите членов императорского дома, в ранние годы империи предназначалось вообще для замещения постов ленных князей по выбору императора, точно так же как первый ранг сенаторов предназначался для замещения наместничеств Сирии и Германии. Почти пятьдесят лет (729—
Учреждение провинций Цезареи и Тинги
Эта система управления продержалась до 40 г., когда император Гай нашел нужным вызвать в Рим своего двоюродного брата и здесь отдать его в руки палачу — главным образом из-за его богатой казны, а область взять в имперское управление. Оба властителя не отличались воинственным характером. Отец был греческим литератором в духе того времени; в своих бесчисленных книгах он компилировал так называемые достопримечательности по истории, географии, истории искусств и оставил по себе с.557 память благодаря своей, можно сказать, интернациональной литературной деятельности; он был начитан в финикийской и сирийской литературе, но прежде всего старался распространять среди греков знакомство с римскими обычаями и с так называемой римской историей, а кроме того, был ярым любителем искусств и театралом; сын его, заурядный человек, всецело отдавался придворной жизни и утопал в царской роскоши. Оба властителя не пользовались авторитетом у своих подданных и по личным своим качествам и по той причине, что были римскими ленниками. Для борьбы против гетулов на юге 460 царю Юбе приходилось неоднократно призывать на помощь римского наместника, а когда в Римской Африке против римлян восстал нумидийский князь Такфаринат, мавры толпами стали стекаться под его знамена. Тем не менее конец династии и установление римского провинциального управления произвели в стране сильное впечатление. Мавры были преданы своему царскому дому; царям из рода Массиниссы воздвигались в Африке алтари еще при римском владычестве (стр. 551). Птолемей, каковы бы ни были его недостатки, был прямым потомком Массиниссы в шестом колене и последним представителем древнего царского рода. Его верный слуга Эдемон после гибели своего господина призвал к оружию горные племена Атласа, и наместник Светоний Пауллин, позже сражавшийся против бриттов (стр. 160), смог подавить восстание лишь после ожесточенной борьбы (42 г. н. э.). При организации новой области вернулись к прежнему делению на восточную и западную половины или, как они с тех пор назывались по их главным городам, на провинции Цезарею и Тинги; вернее сказать, это деление было оставлено в силе, ибо оно, как мы увидим ниже, было обусловлено географическими и политическими условиями области и должно было в той или иной форме сохраниться и при единой власти. Каждая из этих провинций была занята имперскими войсками второго разряда и дана в управление римскому наместнику, не входившему в сенат.
Внешняя и внутренняя история этой большой своеобразной страны, только что открывшейся для латинской цивилизации, обусловлена природными особенностями Северной Африки. Эта географическая область образована двумя большими горными массивами, из которых северный круто обрывается к Средиземному морю, а южный, Атлас, в виде покрытой многочисленными оазисами степи Сахары медленно спускается уступами к пустыне. Другая степь, в общем похожая на Сахару, но только более узкая, усеянная многочисленными солеными озерами, отделяет в средней части Северной Африки, нынешнем Алжире, северную пограничную цепь гор от южной. Обширных годных для обработки равнин в Северной Африке нет; на побережье Средиземного моря только в немногих местах у подножья гор имеется равнина. Годная для возделывания земля, называемая в наши дни телль, находится главным образом в многочисленных горных долинах и на с.558 склонах гор, образующих эти два обширных горных массива; следовательно, больше всего этой земли там, где, как в нынешнем Марокко и Тунисе, между северным краем и южным нет промежуточной степной полосы.
Триполи
Местность Триполи, в политическом отношении составляющая часть провинции Африки, стоит по своим природным условиям вне указанной области и связана с ней наподобие полуострова. Пограничные горы со стороны Средиземного моря переходят в равнину; около залива Такапы (Габес) эта степная равнина, на которой имеется одно соленое озеро, простирается до самого берега моря. К югу от Такап до Большого Сирта наподобие острова, отделенного со стороны суши от степей невысокой горной цепью, тянется вдоль берега годная для обработки область Триполи. За этой цепью начинается степь с многочисленными оазисами. Защита побережья от жителей пустыни здесь особенно затруднительна ввиду отсутствия высокой окаймляющей цепи гор; это подтверждается дошедшими до нас сообщениями о военных экспедициях и военных позициях в этой местности. Она служила театром военных 461 действий против гарамантов. Война с гарамантами Для устранения этих беспокойных соседей Август избрал Луция Корнелия Бальба, в молодости с отчаянной отвагой сражавшегося под начальством Цезаря и потом управлявшего с беспощадной жестокостью; действительно, во время своего
Император Север, сам родом из Великого Лептиса, особенно заботился о своей родине и обеспечил ее более сильной военной охраной против живших по соседству варваров. С этим, вероятно, связано и то, что в период от Севера до Александра отдаленные оазисы Кидам (Гадамес), Гариа-эль-Гарбия и Бонджем были заняты отрядами африканского легиона, которые, за дальностью расстояния от главной квартиры, могли быть, конечно, только ядром для служивших у римлян, по-видимому, значительных контингентов, поставлявшихся подвластными племенами. В самом деле, обладание этими оазисами имело большое значение не только для защиты побережья, но и для торговли, ибо торговые пути из внутренней Африки к триполийским гаваням с давних времен проходили через эти оазисы. Только в эпоху упадка империи эти отдаленные владения были оставлены; в описании африканских войн при Валентиниане и Юстиниане мы видим, что города побережья подвергаются непосредственным нападениям туземцев.
Африканско-нумидийская область и ее войско
462 Основу и ядро Римской Африки составляет провинция того же имени вместе с первоначально принадлежавшей к ней провинцией Нумидией. Римская цивилизация вступила здесь во владение наследством, оставшимся от города Карфагена и от царей Нумидии, и если она и достигла здесь значительных успехов, нельзя все же забывать, что она собственно лишь приписала себе и перевела на свой язык то, что там уже существовало раньше. Как известно, Карфаген и цари Нумидии основали здесь ряд городов, к описанию которых мы еще вернемся; они же приучили к прочной оседлости берберийские племена, вообще имевшие склонность к земледелию. Уже во времена Геродота ливийцы к западу от залива Габес не были кочевниками, но мирно возделывали землю, а нумидийское владычество перенесло культурные и земледельческие навыки еще дальше в глубь страны. Кроме того, природные условия здесь были более благоприятны для развития земледелия, чем в западной части Северной Африки; правда, и в этой области между северным и южным ее краями имеется впадина, однако соленые озера и настоящие степи здесь менее обширны, чем в обеих Мавретаниях. Мероприятия военного характера заключались с.560 здесь главным образом в том, чтобы расположить войска перед могучим авразийским горным массивом, своего рода Сен-Готардом южных пограничных гор, и не давать непокоренным племенам прорываться оттуда в усмиренную область Африки и Нумидии. Потому-то Август и устроил постоянную квартиру легионов в Тевесте (Тебесса) на высоком плато между Ауресом и прежней провинцией; даже к северу отсюда между Аммедарой и Альтибуром имелись в начале эпохи империи римские укрепленные пункты. Нам мало известно об этих военных действиях; вероятно, они были продолжительны и заключались в том, что римские войска постоянно отражали нападения пограничных племен и столь же часто предпринимали грабительские набеги в их области.
Война с Такфаринатом
Только об одном-единственном эпизоде этого рода дошли до нас более или менее точные сведения, а именно: о войне, носящей имя главного предводителя берберов — Такфарината. Военные действия приняли необычные размеры: они продолжались восемь лет (17—
Последующий период борьбы
О более позднем времени мы не имеем таких подробных сведений; можно только до известной степени проследить общий ход деятельности римлян по покорению края. Народности к югу от Ауреса были если не истреблены, то вытеснены и переселены в северные районы; в особенности это относится к самим мусуламиям8, против которых при Клавдии снова была предпринята экспедиция. Таким образом, требование Такфарината отвести ему и его людям места для жительства в пределах цивилизованной области, в ответ на которое Тиберий, разумеется, лишь удвоил усилия, направленные к уничтожению дерзкого просителя, было наконец некоторым образом удовлетворено, что, вероятно, существенно содействовало укреплению римского владычества. Римские лагери все теснее окружали авразийский горный массив. Гарнизоны продвигались все дальше в глубь страны; главный штаб был при Траяне переведен из Тевесте далее на запад; три значительных римских поселения по северным склонам Ауреса — Маскула (Кеншела), расположенная при выходе из долины Араба и таким образом представлявшая ключевую позицию к горам Ауреса, ставшая колонией, во всяком случае, уже при Марке Аврелии и Вере, основанный Траяном Тамугади и Ламбез, в котором со времени Адриана находился главный штаб африканской армии, в своей совокупности образовали поселение, которое можно сравнить с большими военными лагерями на Рейне и на Дунае; поселение это, расположенное на коммуникационных линиях, соединявших Аурес с крупными городами севера и побережья — Циртой (Константина), Каламой (Гельма) и Гиппоном Регием (Бон), обеспечивало этим городам мир. Промежуточная степная полоса земли, поскольку она не с.562 могла быть 464 использована для земледелия, была все же пересечена безопасными дорогами. На западной стороне Ауреса пути в Мавретанию пересекала цепь постов с сильными гарнизонами, проходившая вдоль горных склонов от Ламбеза через оазисы Сапог Геркулеса (эль Кантара) и Бескеру (Бескарам). Даже внутренние части горных массивов перешли впоследствии под власть римлян; в результате войны, которая велась в Африке при императоре Антонине Пии и о которой не сохранилось более или менее точных сведений, авразийские горы были, вероятно, захвачены римлянами. Тогда через эти горы была проведена военная дорога силами того легиона, который нес раньше гарнизонную службу в Сирии, а потом, несомненно, в связи с этой войной, был послан в Африку; и в более позднее время мы встречаем там же следы римских гарнизонов и даже римских городов, которые сохранились и в христианскую эпоху; таким образом, авразийские горы были тогда заняты римлянами и долгое время оставались в их руках. Лежащий на их южных склонах оазис Негрин тоже был занят римскими войсками уже при Траяне или даже еще раньше; еще южнее, на самой отдаленной окраине степи, у Бир-Мохаммед-бен-Юнис, находятся развалины римской крепости; кроме того, вдоль южного подножия этих гор проходила римская дорога. Этот оазис представляет собой последнюю террасу того могучего ската, который с плоскогорья Тевесте, служащего водоразделом между Средиземным морем и пустыней, обрывается к этой последней ступенями в 200—
Римская цивилизация в Мавретании
Мавретания не принесла с собой римлянам такого наследства, как Африка и Нумидия. О ее состоянии в более древнюю эпоху ничего не известно. Крупных городов, даже на побережье, в более раннюю эпоху здесь быть не могло, а для энергичного развития цивилизации здесь недоставало надлежащего импульса со стороны финикийцев или властителей, подобных Массиниссе. Когда последние потомки Массиниссы обменяли нумидийскую корону на мавретанскую, их столица, переименованная из Иола в Цезарею, сделалась также местопребыванием просвещенного и пышного двора и центром мореплавания и торговли. Но эта страна представляла в глазах правительства значительно меньшую ценность, с.563 чем соседняя провинция, о чем свидетельствует и само различие их организации; обе мавретанские армии в общем не уступали по численности африканско-нумидийской армии9, но здесь считалось 465 достаточным иметь наместника из всаднического сословия и имперских солдат из перегринов (т. е. неграждан — чужеземцев). Цезарея оставалась важным торговым городом; но в провинции область прочных поселений ограничивалась северными горами, и лишь в восточной части встречаются более крупные внутренние города. Даже в плодородной долине крупнейшей реки этой провинции — Шелифа — нет больших городов; далее на запад, в долинах Тафны и Малуи, города почти совсем исчезают, и для обозначения местностей иногда употребляются названия стоявших здесь отрядов конницы. В состав провинции Тинги (Танжер) входит лишь город Тинги с непосредственно примыкающей к нему областью и береговой полосой у Атлантического океана до Салы, нынешнего Рабата; в то же время внутри страны римские поселения не доходили даже до Феца. Ни одна большая дорога не связывает эту провинцию с цезарейской Мавретанией; расстояние в 50 миль[1] от Тинги до Рузаддира (Мелилья) проезжали морем вдоль пустынного и немирного рифского побережья. Поэтому для этой местности Бетика была ближе, чем Мавретания; и если позднее, когда империя была поделена на более крупные административные округа, провинция Тинги отошла к Испании, то это было лишь внешним оформлением давно существовавшего фактического положения. Тинги была для Бетики тем же, чем Германия для Галлии; быть может, вообще римляне организовали и сохранили за собой эту малодоходную провинцию лишь потому, что отказаться от нее значило бы уже тогда вызвать нашествие на Испанию, подобное вторжению ислама после крушения римского владычества.
Войны с гетулами
По ту сторону вышеобозначенной границы прочных поселений, за линией пограничных таможен и пограничных постов и в некоторых включенных в нее, но не цивилизованных районах, в обеих Мавретаниях в римскую эпоху земля оставалась еще за туземцами, признававшими, впрочем, верховную власть Рима; вероятно, с них требовали по мере возможности уплаты податей и несения военной службы, но регулярные формы обложения податями и рекрутского набора к ним не применялись. Так, например, племени зимизов, жившему на скалистом побережье к западу от Игильгили (Джиджели) в восточной Мавретании, т. е. в самом сердце римских владений, было поручено занимать своим гарнизоном крепость, построенную для прикрытия города Игильгили, но с условием, чтобы люди с.564 гарнизона не смели выходить за район крепости дальше, чем на 500 шагов10. Таким образом, этих подвластных берберов использовали в римских интересах, но не давали им римской организации, а потому и не считали их солдатами имперской армии. Иррегулярные войска Мавретании применялись в позднейшее время в большом числе11 и за пределами собственной провинции, особенно в качестве кавалерии, тогда как нумидийцы не применялись вовсе.
466 Мы не может сказать, как далеко простирались римские владения за линию римских городов и гарнизонов и за конечные станции имперских дорог. Широкое степное пространство вокруг Соленых озер к западу от Ламбеза, гористая местность от Тлемсена до Феца со включением побережья Рифа, прекрасная плодородная страна у Атлантического океана, простирающаяся к югу от Салы до высокого Атласа, страна, цивилизация которой в период наивысшего могущества арабов соперничала с андалузской, наконец на юге Алжира и Марокко горы Атлас, на южных склонах которых, испещренных многочисленными цветущими оазисами, горные пастбища чередуются со степными, предоставляя стадам пастушеских народов обильный корм, — все эти области остались, по существу, не затронутыми римской цивилизацией; но отсюда еще не следует, что в римскую эпоху они являлись независимыми или по меньшей мере не причислялись к имперской области. В этом отношении источники сообщают мало. Было уже сказано (стр. 557), что проконсулы Африки помогали царю Юбе подчинять гетулов, т. е. племена южного Алжира; известно также, что последний устроил пурпуровые красильни на Мадере. После прекращения мавретанской династии и введения непосредственного римского управления Светоний Пауллин первый из римских полководцев перешел Атласские горы и довел с.565 римское войско до протекающей в пустыне в юго-восточном Марокко р. Гер, носящей еще и теперь то же самое название. Его преемник Гней Гозидий Гета продолжил это предприятие и нанес серьезное поражение предводителю мавров Салабу. Позднее в эти отдаленные области заходили и некоторые из предприимчивых наместников мавретанских провинций, а также и нумидийские наместники, под властью которых (но не под властью мавретанских наместников) находилась пограничная гористая местность, простиравшаяся на юге ниже провинции Цезареи12; однако о настоящих военных походах на юг Мавретании и Нумидии в более позднюю эпоху ничего не известно. Едва ли владения мавретанских царей перешли под власть римлян полностью в своих прежних пределах, особенно в южной части; однако походы, предпринимавшиеся после присоединения этой страны, имели все же некоторые прочные результаты. Производившийся там набор вспомогательных войск свидетельствует, что по крайней мере часть гетулов подлежала в эпоху империи даже регулярному военному набору; к тому же, если бы жившие в южных районах римских провинций туземные племена причиняли римлянам серьезные хлопоты, до нас дошли бы об этом какие-либо известия13. Вероятно, весь юг вплоть до великой пустыни считался 467 имперской землей14, и фактически так же далеко за пределы сферы распространения римской цивилизации простиралась зависимость страны от Рима, что, конечно, не исключает частых поборов с одной стороны и грабительских набегов — с другой.
Вторжения мавров в Испанию
Настоящим нападениям покоренная область подвергалась главным образом со стороны приморских племен, живших вокруг Рифа и на нем — мазиков и бакватов, причем такого рода нападения регулярно производились на море и направлялись главным образом против испанского берега (стр. 70). В течение всего существования империи не прекращаются сообщения о вторжениях мавров в Бетику15; это показывает, что римляне, не предпринимавшие энергичных наступательных действий, надолго оказались здесь с.566 вынужденными ограничиваться обороной; хотя тем самым и не возникало какой-либо серьезной опасности для империи, такое положение все же создавало постоянную угрозу для богатых и мирных местностей, часто подвергавшихся тяжким бедствиям. Цивилизованные области Африки, по-видимому, меньше страдали от этих нападений мавров — вероятно, потому, что главный штаб римских войск в Нумидии, расположенный непосредственно у мавретанской границы, и сильные гарнизоны на западных склонах Ауреса справлялись с возложенными на них задачами.
Война пяти племен
Однако в период упадка имперской власти в III в. здесь также начинается нашествие. Приблизительно в правление Галлиена племена, жившие за линией озер на нумидийско-мавретанской границе, начали так называемую «войну пяти племен»; эта война, из-за которой двадцать лет спустя императору Максимиану лично пришлось приехать в Африку, нанесла немалый вред городам 468 восточной Мавретании и западной Нумидии, как, например, Авзии и Милеву16.
Судьбы языка берберов
Мы переходим к внутреннему устройству страны. Что касается языка, то к настоящему народному языку римляне относились так же, как в Галлии к языку кельтов, а в Испании — к языку иберов; здесь, с.567 в Африке, это было тем более естественно, что в этом отношении римлянам подготовило путь прежнее чужеземное владычество, да и, наверное, ни один римлянин не понимал этого народного языка. У берберских племен был не только свой национальный язык, но и национальная письменность (стр. 551); однако, насколько нам известно, в официальных сношениях этим языком никогда не пользовались, по крайней мере его никогда не употребляли на монетах. Даже туземные берберские династии не составляли в этом отношении исключения — либо потому, что и в их государствах наиболее крупные города были скорее финикийскими, чем ливийскими, либо потому, что финикийская цивилизация оказала здесь такое глубокое влияние. Писали на местном языке, конечно, и в эпоху римского владычества; мало того, большинство берберских надписей — посвящений и надгробий — относится, несомненно, ко времени империи; однако их малочисленность показывает, что в пределах римского господства язык этот не имел широкого распространения. В качестве народного языка он удержался, естественно, в тех местностях, куда римляне или вовсе не заходили, или почти не заходили, как, например, в Сахаре, в горах мароккского Рифа, в обеих Кабилиях; даже на цветущем острове Триполи Гирбе (Джерба), центре карфагенского производства пурпура, рано приобщившемся к культуре, еще и теперь говорят по-ливийски. В общем, древний народный язык Африки лучше сумел себя отстоять, чем народный язык кельтов и иберов.
Судьбы финикийского языка
Язык, господствовавший в Северной Африке в то время, когда она сделалась римской, был языком тех чужестранцев, которые владычествовали там до римлян. Лептис, вероятно, не триполийский, а соседний с Гадруметом, является единственным городом в Африке, в котором чеканились монеты с греческим надписанием и который, таким образом, предоставил этому языку по меньшей мере второе место в официальном употреблении. Финикийский язык господствовал тогда на севере Африки всюду, где существовала цивилизация, от Большого Лептиса до Тинги, в особенности в Карфагене и его окрестностях, а также в Нумидии и даже в Мавретании17. Этому языку высокоразвитой, хотя и чуждой туземному 469 населению культуры были при смене правительственной системы сделаны известные уступки. Быть может, уже при Цезаре и во всяком случае при Августе и Тиберии как города с.568 римской провинции, например Большой Лептис и Эа, так и города Мавретанского царства, как Тинги и Ликс, — в том числе и такие, которые, подобно Тинги, сделались римскими гражданскими общинами, — пользовались в официальных сношениях финикийским языком. Однако финикийский язык все же не имел в Африке такого значения, как греческий в греческой половине империи. В греческих провинциях империи греческий язык господствует в деловой жизни, в особенности в сношениях с правительством империи и его чиновниками; на монетах города, имеющего греческое устройство, и император именуется по-гречески. Но в провинциях Африки, если надпись на монете сделана и на другом языке, император или императорский чиновник именуется всегда по-латыни. Даже на монетах царей Мавретании, на которых имя греческой царицы пишется по-гречески, имя царя, являвшегося в то же время и имперским чиновником, пишется непременно по-латыни, даже и там, где рядом с ним называется царица. Это означает, что само правительство не допускало в Африке употребления финикийского языка в своих сношениях с общинами или отдельными лицами, но разрешало его во внутреннем употреблении; это был не третий язык империи, но язык культурный, признанный в сфере своего распространения.
Однако это ограниченное признание финикийского языка продолжалось недолго. У нас нет ни одного документа, свидетельствующего об официальном употреблении финикийского языка после Тиберия; едва ли он употреблялся дольше первой династии18. Как и когда произошла перемена, мы не знаем; вероятно, правительство произнесло решающее слово приблизительно в эпоху Тиберия или Клавдия, осуществив в области языка и национальности такую полную аннексию, которая возможна лишь для государственной власти. В частной жизни финикийский язык продержался в Африке еще долгое время, по-видимому, дольше, чем в метрополии; в начале III в. дамы знатных домов в Большом Лептисе так плохо говорили по-латыни и по-гречески, что им нельзя было вращаться в римском обществе; еще в конце IV в. в окрестностях Гиппона Регия (Бон) неохотно ставили священников, которые не могли объясняться с крестьянами на пуническом языке; последние продолжали называть себя ханаанитами, пунические имена и пунические обороты речи 470 встречались еще очень часто. Но этот язык был с.569 изгнан из школы19 и даже из письменного употребления и сделался народным диалектом, да и то, вероятно, только в области древнефиникийской цивилизации и особенно в древнефиникийских и прибрежных местностях, лежавших в стороне от крупных путей сообщения20. Когда арабы пришли в Африку, они застали еще в качестве местного языка язык берберов, но уже не застали языка пунийцев21. Вместе с карфагенско-римской цивилизацией исчезли и оба чужеземных языка, тогда как древний туземный язык удержался до настоящего времени. Властители из цивилизованных иностранцев сменялись, берберы же оставались, как пальмы оазиса и песок пустыни.
Латинский язык
Наследие финикийского языка досталось не греческому языку, а латинскому. Это не было результатом естественного процесса развития. В эпоху Цезаря и латинский и греческий языки были в Северной Африке языками чужими, но, как показывают хотя бы монеты Лептиса, последний был распространен гораздо больше, чем первый; по-латыни говорили в то время только чиновники, солдаты и италийские купцы. В то время было бы, вероятно, легче осуществить эллинизацию Африки, чем ее латинизацию. Но случилось как раз обратное. Та же самая воля, которая в Галлии подавила в зародыше зачатки греческой культуры, ввела в сферу господства латинского языка греческую Сицилию и установила границы между греческим Востоком и латинским Западом, — отнесла Африку к этому Западу.
Финикийский городской строй
В таком же духе была упорядочена организация страны. Как в Италии основой внутреннего устройства является латинская городская община, а на Востоке греческая, так здесь основой его служит с.570 финикийская городская община. В начале римского владычества в Африке карфагенская область состояла преимущественно из городских общин, в большинстве некрупных, числом около трехсот, из которых каждая управлялась своими суфетами; Римская республика ничего не изменила в этом порядке22. В существовавших 471 здесь царствах прежние финикийские города сохранили свое устройство и при туземных государях; по крайней мере Калама, город внутренней Нумидии, едва ли основанный финикийцами, имела, как известно, финикийское городское устройство; цивилизация, которую Массинисса дал своему царству, состояла, по существу, в том, что он превращал селения берберов-землевладельцев в города с финикийским устройством. Это относится и к тем немногим более древним городским общинам, которые существовали в Мавретании до Августа. По-видимому, оба ежегодно сменявшихся суфета африканских общин в основном соответствовали аналогичным главам общин в италийском городском устройстве; мы не имеем оснований думать, что финикийский городской строй Римской Африки сохранил свои национальные особенности, например, в устройстве общинных советов, организованных у карфагенян совсем иначе, чем в италийских общинах (I, кн. 3, гл. I)23. Но тот факт, что сохранялось хотя бы лишь формальное различие между финикийским и италийским городом, являлся, наравне с допущением местного языка, признанием финикийской национальности и известной гарантией ее дальнейшего существования и под римским владычеством. Финикийский город был с самого начала признан нормальной формой административного деления для африканской области, о чем свидетельствует тот факт, что Цезарь восстановил Карфаген прежде всего в качестве финикийского города под с.571 управлением прежних суфетов24 и до известной степени с прежними жителями, так как значительная, может быть наибольшая, часть новых граждан была переселена из окрестных местностей и снова поставлена под охрану великой богини пунического Карфагена, небесной царицы Астарты, которая со своей свитой вновь вступила тогда в свое прежнее святилище. Правда, в самом Карфагене этот порядок вскоре уступил место италийскому колониальному устройству, а покровительница 472 Астарта превратилась, по крайней мере по имени, в латинскую небесную богиню. Однако в остальной Африке и в Нумидии финикийский городской строй преобладал, вероятно, в течение всего I в., поскольку он подходил ко всем общинам, за которыми были признаны городские права, но которым еще не было предоставлено римское или латинское устройство. Он, собственно, не был отменен, так как суфеты встречаются еще при Пии; но постепенно они повсюду уступают свое место дуовирам, и изменившийся принцип управления в этом отношении доходит до крайних пределов.
Преобразование финикийских городов в италийские
Преобразование финикийского городского права в италийское начинается при Цезаре. Древний финикийский город Утика, предшественник и наследник Карфагена, в виде некоторой компенсации за тяжкое нарушение его интересов в связи с восстановлением прежней столицы первый в Африке получил италийское устройство, а также, быть может, от диктатора Цезаря, латинское право и от его преемника Августа — положение римского муниципия. Такое же право предоставлено было и городу Тинги в благодарность за проявленную им верность во время перузинской войны (стр. 555). За ними вскоре последовали и другие города, однако количество общин римского права в Африке до времени Траяна и Адриана оставалось ограниченным25. С этих пор права с.572 муниципиев и даже колоний стали широко предоставляться прежним финикийским общинам, однако, насколько нам известно, всегда путем индивидуальных пожалований; впоследствии право колонии обычно давалось просто путем предоставления названия, без всякого поселения в соответствующей местности колонистов. Если с начала II в. в Африке в изобилии появляются всякого рода посвящения и памятники, ранее весьма редкие, то это является главным образом результатом того, что многие поселения были приняты в союз имперских городов, пользующихся римским правом.
Вывод италийских колонистов в Африку
Помимо того, что финикийские города преобразовывались в италийские муниципии или колонии, немало городов италийского права возникло и путем поселения италийских колонистов. Основание этому положил также диктатор Цезарь; вообще, быть может, ни одной провинции он не указал пути дальнейшего развития в такой мере, как Африке; его примеру последовали императоры первой династии. Об основании Карфагена мы уже говорили; город не тотчас, но очень скоро получил колонистов из Италии и одновременно — италийское устройство и полные права римского гражданства. Предназначенный, несомненно, с самого начала опять стать столицей провинции, заложенный по типу больших городов, он быстро выдвинулся на первое место. Карфаген и Лугудун — единственные города Запада, которые наравне со столицей империи имели у себя постоянные гарнизоны имперских войск. Кроме того в 473 Африке, отчасти, наверное, уже диктатором, отчасти первым императором, были основаны колонии в расположенных ближе всего к Сицилии районах в целом ряде мелких городов, как то: в Гиппоне-Диаррите, Клупее, Курубах, Неаполе, Карпах, Максуле, Утике, Большом Тубурбоне, Ассуре, — вероятно, не только для того, чтобы пристроить ветеранов, но и с целью дальнейшей латинизации этой местности. Основание в это время в прежнем Нумидийском царстве двух колоний — Цирты с зависимыми от нее землями и Новой Цирты, или Сикки, — является следствием особых обязательств Цезаря перед вождем вольных дружин Публием Ситтием из Нуцерии[5] и его итало-африканскими отрядами (III, 376. 461). Первая из них, заложенная в области, принадлежавшей зависимому государству (стр. 555, прим. 1), получила свою особую и весьма самостоятельную организацию, которую сохранила отчасти и в более позднее время, хотя и сделалась вскоре имперским городом. Оба города быстро достигли расцвета и сделались видными центрами римской цивилизации в Новой Африке.
Вывод италийских колонистов в Мавретанию
с.573 Иной характер носит колонизация, начатая Августом в царстве Юбы и продолжавшаяся при Клавдии. В Мавретании, находившейся тогда еще на очень низком уровне общественного развития, не было ни городов, ни пригодных для их создания элементов; поселение отставных солдат римской армии принесло цивилизацию и в эту варварскую страну. Так были заселены ветеранами Августа в позднейшей Цезарейской провинции на побережье Игильгили, Сальды, Русазу, Русгунии, Гунуги, Картенна (Тенес) и несколько дальше от моря Тубусупту и Зуккабар, а ветеранами Клавдия — Новый город (Oppidum novum); точно так же в провинции Тинги при Августе были заселены ветеранами Зилис, Бабба, Баназа, при Клавдии — Ликс. Эти общины с правами римского гражданства, как уже было указано, не состояли под властью царей Мавретании, пока таковые еще существовали, но были в административном отношении присоединены к близлежащей римской провинции; основание этих поселений послужило, таким образом, первым шагом к присоединению Мавретании к империи26. Дальнейшее распространение цивилизации, намечавшееся Августом и Клавдием, после них или вовсе не проводилось или же проводилось лишь в ограниченных размерах, хотя для этого было достаточно свободного места в западной половине Цезарейской провинции и в провинции Тинги. Уже было отмечено (стр. 572), что впоследствии колонии обычно возникали путем простого предоставления им этого названия, без переселения колонистов.
Крупное землевладение
Рядом с организацией городов особого упоминания заслуживает в этой провинции организация крупного землевладения. Согласно римскому порядку крупные земельные владения включались обычно в строй городской общины; распространение латифундий нарушило эту зависимость меньше, чем можно было бы думать, так как латифундии обычно не были сплошными, но часто распределялись между несколькими городскими округами. Однако в Африке 474 крупные земельные владения были не только более многочисленными и обширными, чем где бы то ни было, но и представляли собой сплошные территории наподобие городских; вокруг господского дома образовывалось поселение, которое ничем не уступало небольшим земледельческим городам области; и если власти и общинные советы часто не осмеливались, а еще чаще просто были бессильны привлечь подобного согражданина к выполнению его доли с.574 общественных повинностей, то переход подобных владений в руки императора еще более способствовал фактическому выделению этих поместий из общины27. Но этот переход был в Африке издавна широко распространенным явлением, особенно при Нероне, который конфисковал, по имеющемуся сообщению, земли у крупных землевладельцев, обладавших половиной Африки; а то что однажды попало к императору, обыкновенно за ним и оставалось. Мелкие арендаторы, которым раздавались императорские земли, по-видимому, большей частью привлекались из чужих стран, и этих императорских колонов следует в известной степени относить к италийской иммиграции.
Устройство берберских общин
Раньше уже было отмечено (стр. 550), что берберы во все время римского владычества составляли значительную часть населения Нумидии и Мавретании. Но относительно их внутренней организации едва ли можно узнать что-либо, кроме того, что место городского строя с дуовирами или суфетами занимало у них племя (gens)28. Союзы туземцев не присоединялись, как в северной Италии, в качестве подданных к отдельным городским округам, но состояли, как и города, непосредственно под властью наместников, а в некоторых случаях подчинялись и специально назначенному для них римскому офицеру (praefectus dentis), а затем своим собственным властям29 — с.575 475 «князю» (princeps), который позднее носил даже титул царя, и «одиннадцати первым». Вероятно, этот порядок носил монархический характер, в отличие от коллегиального строя финикийских и латинских общин, и рядом с главой племени вместо многочисленного городского сената декурионов стояло ограниченное число старейшин. По-видимому, лишь в виде исключения общины туземцев в Римской Африке получили впоследствии италийскую организацию; африканские города италийского права, возникшие не из поселений колонистов, раньше большей частью имели финикийское городское право. Исключения встречаются главным образом у племен, переселенных с одного места на другое; например, из одного такого принудительного поселения нумидийцев вырос крупный город Тубурсик. Берберские общины занимали преимущественно горы и степи; они подчинялись чужестранцам, но при этом ни властители, ни подданные не стремились к ассимиляции друг с другом; и когда в страну вторглись другие иностранцы, позиция берберов по отношению к вандалам, византийцам, арабам и французам осталась приблизительно такой же, как ранее по отношению к римлянам.
Сельское хозяйство
В отношении сельского хозяйства восточная половина Африки соперничает с Египтом. Правда, почва там неоднородная, и скалы и степи занимают бо́льшую часть западных районов этой области и значительные пространства в восточных; здесь также попадались недоступные гористые местности, которые поддавались цивилизации медленно или вовсе ей не поддавались; на каменистых утесах по берегам моря почти не сохранилось следов римского владычества. Даже Бизакену, юго-восточную часть Проконсульской провинции, считают особенно производительной местностью лишь в силу неправильного обобщения того, что справедливо в отношении с.576 отдельных прибрежных участков и оазисов; к западу от Суфетулы (Сбитла) земля безводна и скалиста; в V в. н. э. в Бизакене процент годной для обработки земли был примерно в два раза ниже, чем в остальных африканских провинциях.
Но северная и северо-западная части Проконсульской провинции, прежде всего долина крупнейшей североафриканской реки Баграды (Меджерда), а также и значительная часть Нумидии давали почти такие же высокие урожаи зернового хлеба, как долина Нила. Как показывают развалины, в развитых районах населенные города были расположены так близко один от другого, что эта область имела, вероятно, не менее плотное население, чем долина 476 Нила; основным занятием этого населения было, по-видимому, земледелие.
Огромные войска, с которыми после поражения при Фарсале республиканцы в Африке начали борьбу против Цезаря, состояли из этих крестьян, так что в год войны поля оставались без обработки. С тех пор как Италия стала нуждаться в постоянном импорте хлеба, ей пришлось рассчитывать помимо соседних островов прежде всего на почти столь же близкую Африку, и после того как Африка стала подвластна римлянам, ее хлеб начал поступать в Рим не как предмет торговли, но прежде всего как подать. Уже в эпоху Цицерона столица империи существовала главным образом за счет африканского хлеба; благодаря присоединению Нумидии во время диктатуры Цезаря ежегодно поступавшее из Африки в качестве подати количество хлеба возросло, согласно нашим сведениям, приблизительно на 1200000 римских модиев (200000 гектолитров). После того как при Августе были введены поставки хлеба из Египта, третья часть потреблявшегося в Риме хлеба должна была поступать из Северной Африки, приблизительно столько же из Египта, тогда как запустелая Сицилия, Сардиния и Бетика вместе с самой Италией давали остальную часть. Меры, проводившиеся во время войн между Вителлием и Веспасианом, а также между Севером и Песценнием Нигером, показывают, до какой степени существование Италии в эпоху империи было поставлено в зависимость от Африки: Веспасиан намеревался завоевать Италию путем захвата Египта и Африки; Север отправил сильное войско в Африку, чтобы помешать Песценнию занять ее.
Оливковое масло и вино также издавна составляли важную статью сельского хозяйства Карфагена; например, Малый Лептис (у Сузы) мог вносить на нужды римских бань введенную Цезарем ежегодную повинность в 3 млн. фунтов масла (приблизительно 10 тыс. гектолитров); Суза и теперь ежегодно вывозит 40 тыс. гектолитров масла. Однако историк Югуртинской войны говорит, что Африка богата хлебом, но бедна маслом и вином; еще в эпоху Веспасиана продукция провинции в этом отношении не превышала среднего уровня. Возделывание оливы стало распространяться лишь после установления при империи длительного мира, который является еще более необходимым условием для возделывания плодовых деревьев, чем для посевов хлеба; в IV в. ни одна провинция не поставляла с.577 оливковое масло в таком количестве, как Африка; в римских банях употреблялось главным образом африканское масло. Правда, по качеству оно всегда уступало италийскому и испанскому — не потому, чтобы природные условия были там менее благоприятны, но потому, что оно приготовлялось там не столь искусно и тщательно. Виноделие в Африке не получило значения для экспорта. Зато там процветало коневодство и скотоводство, особенно в Нумидии и Мавретании.
Ремесло и торговля
Ремесленное производство и торговые операции в африканских провинциях никогда не имели такого значения, как на Востоке и в Египте. Финикияне перенесли изготовление пурпура со своей родины на это побережье, где остров Гирба (Джерба) сделался как бы африканским Тиром, уступавшим по качеству выработки только этому финикийскому центру. Ремесленное производство процветало на протяжении всей эпохи империи. К числу немногих деяний царя Юбы II, которыми он мог похвалиться, относится организация добывания пурпура на побережье Атлантического океана и на 477 лежащих близ него островах30. В Мавретании изготовлялись также для вывоза, по-видимому, туземцами, шерстяные материи невысокого качества и кожаные изделия31. Видную роль играла торговля рабами. Продукты, производившиеся во внутренних областях материка, поступали, естественно, тоже через Северную Африку в мировой торговый оборот, однако не в таком количестве, как через Египет. Правда, в гербе Мавретании изображается слон, и даже в эпоху империи на слонов охотились там, где теперь они давно исчезли, однако слоновая кость поступала в продажу, вероятно, лишь в незначительном количестве.
Благосостояние
О благосостоянии, которое царило в той части Африки, где было возможно земледелие, красноречиво свидетельствуют развалины ее многочисленных городов, с.578 имевших повсюду, несмотря на то, что их округа были невелики, бани, театры, триумфальные арки, богато украшенные гробницы — вообще всевозможные роскошные постройки, большей частью невысоко стоявшие в художественном отношении, но часто отличавшиеся непомерной пышностью. Однако основой экономического процветания этой страны были, по-видимому, не виллы знати, как в Галлии, но средний класс граждан-землевладельцев32. Оживленная торговля, насколько можно судить на основании наших сведений о дорожной сети, в пределах цивилизованной области соответствовала, вероятно, высокой плотности ее населения.
Дороги
В I в. появились имперские дороги, связавшие местопребывание главного штаба Тевесте, с одной стороны, с берегами Малого Сирта, что явно стоит в связи с вышеописанным усмирением района между Ауресом и морем, а с другой — с большими городами северного берега, Гиппоном Регием (Бон) и Карфагеном. Начиная со II в. все более крупные города и некоторые небольшие прокладывают в пределах своей территории необходимые пути сообщения; впрочем, то же самое можно сказать и о большинстве имперских стран, но в Африке это явление особенно заметно потому, что здесь 478 наиболее старательно пользовались этим случаем выразить верноподданнические чувства правящему императору. Относительно дорог в районах, хотя и римских, но еще не романизованных, а также дорог, служивших для игравшей важную роль торговли через пустыню, мы вообще не имеем никаких сведений.
Применение верблюдов
Однако, вероятно в это время, в средствах сообщения через пустыню произошла знаменательная перемена благодаря начавшемуся применению верблюдов. В более древнее время верблюд встречается, как известно, только в Азии и вплоть до Аравии, между тем как Египет и вся Африка знают исключительно лошадь. В течение трех первых веков нашего летосчисления эти страны обменялись ролями, и арабская лошадь и ливийский верблюд, так сказать, вступили в историю. Впервые верблюд упоминается в истории войны, которую вел в Африке диктатор Цезарь; то обстоятельство, что при перечислении добычи наряду с пленными офицерами упоминаются 22 верблюда царя Юбы, свидетельствует, что обладание ими было тогда в Африке явлением необычным. В IV в. римские генералы, прежде чем начать движение через пустыню, уже требуют с с.579 городов Триполи тысячу верблюдов для перевозки воды и съестных припасов. Это дает представление о происшедших за это время изменениях в сношениях между севером и югом Африки; нельзя сказать, откуда исходила эта революция: из Египта или из Кирены и Триполи, но она пошла на пользу всей Северной Африке.
Народный характер и культура
Таким образом, для финансов империи северная Африка была драгоценным владением. Однако труднее решить, выиграли ли вообще римляне от ассимиляции Северной Африки или проиграли. Нерасположение, которое италийцы издавна питали к африканцам, не изменилось после того, как Карфаген сделался большим римским городом и вся Африка заговорила по-латыни; если утверждали, что Север Антонин соединил в себе пороки трех наций, то его дикую жестокость относили на счет его африканского отца; в IV в. капитан корабля, думавший, что Африка сама по себе прекрасная страна, но что африканцы ее не достойны, потому что они лукавы, неверны слову и что среди них хорошие люди хотя и встречаются, но редко, не имел в виду Ганнибала, но высказывал то, что тогда думала широкая публика. Поскольку в римской литературе эпохи империи чувствуется влияние африканского элемента, оно сказывается на особенно неприятных страницах вообще малоприятной книги. Новая жизнь, которая расцвела для римлян из развалин уничтоженных ими наций, нигде не обнаруживает полноты, свежести и красоты; оба творения Цезаря — страна кельтов и Северная Африка (ведь латинская Африка может считаться его созданием с таким же основанием, как и латинская Галлия) — остались незавершенными. Но новому римлянину с Роны и Гаронны тога была все-таки больше к лицу, чем «полунумидийцу и полугетулу». Правда, Карфаген по количеству жителей и по богатству немногим уступал Александрии и был, бесспорно, вторым городом латинской половины империи, самым оживленным и, быть может, самым испорченным городом Запада после Рима и самым крупным центром латинской науки и литературы. Августин живыми красками рисует, как иной честный юноша из провинции погибал там среди беспутных развлечений цирка и как его самого, 17-летнего студента, прибывшего в Карфаген из Мадавры, пленил театр своими любовными пьесами и трагедией. Не было у африканцев недостатка также в прилежании и талантах; напротив, в Африке придавали латинскому обучению, 479 а также греческому и их конечной цели — общему образованию, может быть, большее значение, чем где-либо в другой части империи, а потому здесь школьное дело достигло высокого развития. Философ Апулей при Антонине Пии, знаменитый христианский писатель Августин, последний из соседнего менее значительного пункта Тагасте, получили первоначальное образование в родном городе; затем Апулей учился в Карфагене и закончил свое образование в Афинах и Риме; Августин отправился из Тагасты сначала в Мадавру, затем также в Карфаген; таким же образом обычно получали образование юноши из лучших семей. Ювенал с.580 советует профессору реторики, желающему заработать деньги, ехать в Галлию или, еще лучше, в Африку, эту «кормилицу адвокатов». В одной усадьбе знатного владельца, в области Цирты, недавно была найдена баня эпохи поздней империи, обставленная с царской роскошью; рисунки ее мозаичного пола изображают минувшую жизнь этого поместья: дворец, обширный охотничий парк с собаками и оленями, конюшни с благородными скаковыми лошадьми занимают, конечно, центральное место, однако там есть и «уголок ученого» (filosophi locus) и сидящая под пальмами знатная дама. Но именно школьная ученость является слабым местом африканской литературы. Писатели появляются здесь поздно; до эпохи Адриана и Пия в латинской литературе нет ни одного африканского автора с громким именем, да и после знаменитые африканцы — сплошь прежде всего школьные учителя, пришедшие к литературе через школу. При только что упомянутых императорах самыми прославленными учителями и учеными в столице являются уроженцы Африки — ритор Марк Корнелий Фронтон из Цирты, воспитатель юношей из императорского дома при дворе Пия, и филолог Гай Сульпиций Аполлинарис из Карфагена. Поэтому в этих кругах господствует то бессмысленный пуризм, старающийся насильно втиснуть латинскую речь в старомодные рамки Энния и Катона, чем и составили себе славу Фронтон и Аполлинарис, то совершенное забвение свойственной латинскому языку строгости и легкомыслие, дурно копирующее дурные греческие образцы, которое достигает своей высшей точки в вызывавшем в свое время такое восхищение романе «Золотой осел» названного выше философа из Мадавры. Язык кишел то школьными реминисценциями, то неклассическими или новообразованными словами и оборотами. Как в императоре Севере, африканце из хорошей семьи, который сам был ученым и писателем, по тону речи всегда можно было узнать африканца, так и стиль этих африканцев, даже остроумных и получивших чисто латинское воспитание, отличается обычно некоторой странностью и несвязностью, как, например, стиль карфагенянина Тертуллиана, с его напыщенной мелочностью, с его растерзанными предложениями, его вычурностью и скачками мысли. В этой литературе нет двух вещей — греческой грации и римского достоинства. Замечательно, что во всем африкано-латинском писательском мире нет ни одного заслуживающего упоминания поэта. Положение изменилось только в христианскую эпоху. В развитии христианства Африке принадлежит поистине первая роль; христианство возникло в Сирии, но сделалось мировой религией в Африке и благодаря Африке. Подобно тому как перевод священных книг с еврейского языка на греческий, который был народным языком важнейшей из еврейских общин вне Иудеи, дал еврейству его мировое значение, так и для перенесения христианства с порабощенного Востока на господствовавший 480 Запад решающее значение имел перевод его вероисповедных книг на язык Запада, — тем более что эти книги переведены были не на с.581 язык образованных кругов Запада, который рано исчез из повседневной жизни и в эпоху империи усваивался всюду через школу, а на бывший тогда в общем употреблении в народе латинский язык, разлагавшийся и подготовлявший романский строй речи. Когда христианство благодаря падению иудейского церковного государства избавилось от своей еврейской основы, оно сделалось мировой религией потому, что в большой мировой империи начало говорить на общепринятом языке империи. Люди же, о которых мы говорим, были частично италийцы, но прежде всего — африканцы33. В Африке, по всей вероятности, гораздо реже, чем хотя бы в Риме, можно было встретить такое знание греческого языка, которое делает переводы ненужными; с другой стороны, преобладавший в период раннего христианства восточный элемент находил здесь более радушный прием, чем в остальных странах Востока, где был в употреблении латинский язык. Вообще в возникшей теперь 481 благодаря новой религии литературе, главным образом с.582 полемической, говорящая по-латыни Африка — так как римская церковь в это время принадлежала к греческой сфере — играет ведущую роль. До конца этого периода вся христианская литература на латинском языке принадлежит Африке. Тертуллиан и Киприан были из Карфагена, Арнобий из Сикки, даже Лактанций, даже, вероятно, Минуций Феликс, несмотря на их классическую латынь, были африканцами, равно как и упомянутый выше принадлежащий к несколько более поздней эпохе Августин. В Африке формировавшаяся церковь нашла самых ревностных исповедников, самых даровитых заступников. В религиозной борьбе на литературной почве Африка выставила наибольшее число самых способных бойцов, своеобразие которых нашло себе подходящий и могучий простор в борьбе против старых богов — то в форме красноречивого обсуждения, то в форме остроумных насмешек над баснями, то в страстном гневе. Во всей древности нельзя найти ничего подобного тому душевному настроению, преисполненному сперва буйного упоения жизнью, а затем пламенного религиозного воодушевления, какое звучит в «Исповеди» Августина.
ПРИМЕЧАНИЯ