Рец. на: Williams J. H. C. Beyond the Rubicon: Romans and Gauls in Republican Italy.
Oxford: Oxford University Press, 2001. XV, 264 p.
с.226 Монография «По ту сторону Рубикона: римляне и галлы в республиканской Италии» посвящена истории весьма непростых взаимоотношений римлян и галлов на севере Италии, в регионе, который в античности был известен как Цизальпинская Галлия. Хронологически исследование охватывает период с 387 (захват Рима сенонами) по 42 гг. до н. э., когда Цизальпинская Галлия, утратив статус провинции, юридически стала частью Италии. Автор монографии, доктор Дж. Уильямс, является куратором отдела железного века и римской нумизматики в Британском музее. В центре внимания находится растянувшийся почти на два столетия процесс превращения жителей Цизальпинской Галлии в италийцев и римлян. Книга состоит из введения и пяти глав; основной текст (222 с.) дополнен обширным библиографическим списком и указателем.
Начиная своё исследование, автор задаëтся вопросом: как получилось, что галлы стали смертельными врагами римлян? Письменные источники периода Поздней республики единодушно свидетельствуют о том, что жители Вечного города испытывали по отношению к галлам страх и ненависть. В I в. до н. э. идея победоносной войны с галлами была чрезвычайно популярна в массе римских граждан — вот почему в 58 г. до н. э. Цезарь двинул свои легионы не на Дунай против Биребисты, а в «Косматую Галлию» против дальних потомков тех варваров, которые некогда опустошили Рим.
На наш взгляд, совершенно оправданно Дж. Уильямс начинает своё исследование с выяснения терминологии: как соотносятся между собой такие этнонимы, как Keltoi и Galli? Автор констатирует, что в литературе этноним «кельты» охватывает множество разных народов доримской Европы от Апеннин до Рейна и от Центральной Европы до Ирландии и Пиренейского полуострова, тогда как «галлы» — термин более узкий, относящийся прежде всего к населению Северной Италии. Особое внимание Дж. Уильямс уделяет расхожему термину «кельтская общность» (Celticity). По мнению автора, это условный термин, от употребления которого в серьёзных академических трудах следует отказаться, поскольку, как показывают данные археологии, в действительности никакой этнической общности, которая охватывала бы всю латенскую Европу, не существовало (с. 12)1.
Первая глава монографии называется «Открытие кельтской Италии». Грекам было известно о существовании кельтов уже в V в. до н. э.: самые ранние из дошедших до нас сведений о них зафиксированы в труде Геродота (II. 33. 2—
Первые достоверные сведения о географии и населении Северной Италии появляются лишь во II в. до н. э. в трудах Полибия и Катона Старшего. Полибий, в котором Дж. Уильямс видит «интеллигента и любознательного стороннего наблюдателя» (с. 51), описывал и анализировал только то, что видел собственными глазами. Едва ли он выполнял заказ римской администрации: как считает Дж. Уильямс, «римляне не нуждались в том, чтобы греки собирали для них сырой материал об их завоеваниях» (с. 33). Безусловно, Полибий создавал свой труд в первую очередь именно для греков.
Катон Старший стал автором первого доступного римскому читателю описания севера Италии и населявших его народов. В ходе работы над «Началами», от которых сохранились лишь фрагменты, он использовал как греческие, так и римские источники. Влиятельный политик и видный государственный деятель, Катон был опытнее Полибия; имея доступ к архивным материалам, он был лучше информирован (с. 51—
с.228 Во второй главе — «Характеристика галлов» — Дж. Уильямс анализирует собирательный образ этого народа в трудах Полибия и Катона. По мнению автора, галлам в описании Катона присуще гораздо меньше типичных «варварских» черт, чем в описании Полибия (с. 81). Последний, исходя из традиционной для греческих писателей дихотомии «эллины — варвары», описывает кельтов так, как в эллинистической традиции было принято описывать дикарей2. В частности, он считает их отличительным свойством вероломство: в дошедшем до нас тексте «Всеобщей истории» слово athesia встречается 17 раз. По мнению Полибия, больше всего на свете кельты любят две вещи: войну и золото, тогда как, согласно Катону, они живут в городах и совершенствуются в ораторском мастерстве. Характерно, что все греческие писатели отмечали воинственность кельтов, которых они с IV в. до н. э. знали как наёмников на службе у тиранов и эллинистических царей; между тем при сопоставлении воинственных наклонностей, с одной стороны, варваров, а с другой — греков и в особенности римлян в первом случае милитаризм расценивался как «агрессивный», а во втором — как «оборонительный» (с. 91—
В главе третьей — «Миф и история I: галльское вторжение в Италию» — Дж. Уильямс ставит вопрос: когда и при каких обстоятельствах кельты попали в Италию? Ливий (V. 33—
Автор отмечает такой интересный факт: если Полибий, Диодор и Плутарх интерпретируют появление кельтов в Северной Италии как вторжение варваров, то Ливий и Помпей Трог подают его читателю скорее как миграцию с последующей колонизацией этого региона (с. 117)3. Разумеется, дело здесь не только в том, что Ливий был уроженцем Патавии, а Помпей Трог являлся потомком романизированного галла из племени воконтиев. Дж. Уильямс полагает, что, «превратив» варварскую агрессию в мирную миграцию, когда пришельцы с севера не только не разрушали старые города, но и строили новые, «транспаданские интеллектуалы» стремились обосновать позитивные с.229 последствия заселения кельтами (или галлами, как их стали называть римляне) севера Италии (с. 120). Вплоть до 49 г. до н. э. сенат не предоставлял транспаданцам прав римского гражданства (т. н. causa Transpadanorum). Представителей местных общин, уже давно носивших тоги и римские имена, говоривших на латыни и желавших стать римскими гражданами, многие в Риме по-прежнему считали «галлами»4, не отличая жителей Цизальпинской Галлии от уроженцев Gallia Comata. В такой ситуации, даже получив гражданство, «транспаданские интеллектуалы» вроде Ливия, разумеется, «не могли отказаться от своего прошлого или утверждать, что и они — троянцы, как и римляне», зато в их власти было разработать более или менее «цивилизованную» версию происхождения своих общин (с. 123).
Дж. Уильямс задаётся вопросом: когда Цизальпинская Галлия стала частью Италии? Если в начале III в. до н. э. в представлении римлян северной границей Италии являлись Апеннины (с. 129), то для Полибия и Катона таким рубежом были Альпы (с. 134). Вследствие романизации Цизальпинская Галлия de facto стала частью экономического и культурного пространства под названием «Италия» в течение II в. до н. э., однако de iure это произошло лишь в 42 г. до н. э.
В четвёртой главе — «Миф и история II: разгром Рима» — речь идёт о таком знаковом (и в известном смысле роковом) событии римской истории, как захват «Вечного города» галлами. Анализируя античную традицию, посвящённую катастрофе 387 г. до н. э., Дж. Уильямс приходит к выводу, что за несколько столетий, прошедших после clades Alliensis и последовавшей за ней оккупацией Рима сенонами, это событие обросло множеством самых разных, порой противоречивых, деталей, версий, преданий и легенд (с. 140—
Относительно судьбы Капитолия существовали две версии: согласно одной из них, Капитолий был захвачен галлами, согласно другой, ставшей со временем официальной, напротив, выстоял5. Дж. Уильямс считает, что сеноны заняли сначала Рим, а потом и Капитолий (последний, возможно, был сдан); несколько месяцев они оставались в Городе, а затем с выкупом и добычей вернулись на родину (с. 149). По мнению автора монографии, предание о том, что Капитолий выстоял и не был сдан галлам, появилось к концу III в. до н. э., когда с.230 древняя крепость на холме приобрела значение сакрального символа Рима и залога римского могущества (с. 156—
Дж. Уильямс полагает, что мотив борьбы с галлами римляне активно использовали в своей политике на эллинистическом Востоке. Дело в том, что после драматических событий 279 г. до н. э., когда галаты ограбили Дельфийское святилище, идея войны с кельтами стала чрезвычайно популярна у греков (так, в греческом искусстве в это время широкое распространение получает сюжет кельтомахии6). Традиционная греческая дихотомия «эллины — варвары» совершенно не устраивала римлян, стремившихся доказать грекам, что они, римляне, не могут считаться «варварами», поскольку находятся «на переднем крае» борьбы с самым диким и свирепым из варварских народов — с кельтами. Со временем грекам пришлось в это поверить, и в 228 г. до н. э. римляне получили официальное приглашение принять участие в Истмийских играх. Это было долгожданное признание. Развивая достигнутый успех, во время Второй Македонской войны римляне взяли на вооружение «агрессивный филэллинизм», настраивая общественное мнение греческих полисов против македонян, которых они называли «варварами» (с. 163). Возможно, эллинофилы из числа представителей римской элиты вроде Тита Квинкция Фламинина искренне считали себя «спасителями» Греции от варваров.
Дж. Уильямс считает, что благодаря контактам римлян с Дельфами местные предания о победе над галатами в 279 г. до н. э. повлияли на создание исторического мифа о «чудесном спасении» Капитолия и скором возмездии, якобы настигшем галлов после разграбления ими Рима (с. 165). На самом деле грекам, по-видимому, пришлось заплатить галатам выкуп, и те благополучно покинули Дельфы, захватив с собой сокровища храма (Liv. XXXVIII. 48. 2; Diod. V. 32. 5; Strabo. IV. 1. 13). Влияние одного исторического мифа на другой не подлежит никакому сомнению (совпадают даже имена предводителя варваров — Бренн). Дж. Уильямс предполагает, что Фабий Пиктор, побывавший в Дельфах в 216 г. до н. э. (Liv. XXII. 57. 5), первым изложил в своём историческом труде новую версию событий 387 г. до н. э.
Наконец, автор обращается к феномену metus Gallicus, на протяжении веков определявшему отношение римлян к галлам и непосредственно влиявшему на внешнюю политику Рима в северном направлении. После событий 387 г. до н. э. «римляне очень сильно боялись галлов» (с. 171). Это был панический страх перед галльским нашествием. Трижды — в 228, 216 и 114 гг. до н. э. — metus Gallicus побуждал римлян устраивать человеческие жертвоприношения на Бычьем форуме. Всякий раз, когда возникала угроза войны с галлами, сенат объявлял чрезвычайное положение — tumultus Italicus или Gallicus. В среде римских интеллектуалов бытовало убеждение, что войны Рима с галлами всегда велись не с.231 ради славы, а за право на существование (Sall. Iug. 114. 2; Cic. De off. I. 38). Именно metus Gallicus обеспечил популярность Галльской войны Цезаря у массы римских граждан7. Римляне, судя по всему, считали, что судьба их державы каким-то мистическим образом связана с судьбой трансальпинских народов и когда-нибудь могущество Рима перейдёт к ним (с. 182)8.
Пятая глава — «Археология и история» — посвящена непосредственно проблеме экономической, политической и культурной интеграции Цизальпинской Галлии в состав Италии. Дж. Уильямс возвращается к вопросу: когда кельты появились в Италии? Согласно Ливию, это произошло во времена царя Тарквиния Древнего, т. е. в начале VI в. до н. э. (Liv. V. 34. 1). Данные археологии подтверждают эту версию: на территории современной Ломбардии кельты жили уже в VI в. до н. э. (с. 189). Что касается т. н. кельтской «этнической общности» севернее и южнее Альп, то, по мнению автора монографии, её не было: наличие языковой общности само по себе не может служить доказательством существования общности этнической (с. 193). Кроме того, как считает Дж. Уильямс, север Италии «никогда не был кельтским в том смысле, в каком это понимается многими комментаторами, т. е. в лингвистическом, этническом и культурном аспектах» (с. 200). Археологические находки свидетельствуют о том, что население региона в этническом плане было смешанным (с. 201). Судя по всему, пресловутое кельтское «вторжение» в Италию является не чем иным, как ещё одним историческим мифом.
Дж. Уильямс полагает, что в тот период, о котором идёт речь, в Северной Италии не было не только ничего похожего на кельтскую «этническую общность», но даже крупных племенных союзов. Вместо них существовали относительно небольшие сельские общины, чья идентичность формировалась вокруг местных аристократических группировок и зиждилась на принципах родства или клиентской зависимости. В процессе взаимодействия местных элит возникали горизонтальные связи между общинами, в результате чего появлялись более крупные этнокультурные общности. Их-то римляне и называли «инсубрами», «сенонами», «ценоманами» и т. д. Например, Катон (Orig. II. 13 Chassignet = 44 Peter) говорит о 112 «кланах» (tribus) бойев, а Ливий — о vici ценоманов (XXXII. 30. 6). Таким образом, речь здесь может идти исключительно о временных племенных объединениях, возникавших с целью либо внешней агрессии, либо совместной обороны от нападений врагов (с. 206—
Завоевание римлянами Паданской долины началось в 225 г. и завершилось в 190 г. до н. э. В ходе последовавшей романизации региона прежние с.232 «кланы» полностью распались; так «исчезли» сеноны и бойи, ставшие сначала латинскими, а затем и римскими гражданами (с. 213). Ценоманы и инсубры «продержались» дольше: римляне невольно их «законсервировали», долго не решаясь предоставить им римское гражданство. Таким образом, к середине I в. до н. э. транспаданский регион населяли люди, говорившие на латыни, носившие тоги и римские имена. Разумеется, процесс романизации быстрее шёл в городах, тогда как сельские общины ещё долго сохраняли свой традиционный уклад жизни (с. 216—
Данная монография, написанная легко и увлекательно на основе всех доступных автору письменных и археологических источников, представляет собой весомый вклад в историю изучения Северной Италии, её населения и культуры в античную эпоху.
ПРИМЕЧАНИЯ