Оппозиция и почести: эпизод на Луперкалиях
Перевод с итал. О. В. Любимовой.
с.151 Гипотеза о том, что в 46 и, прежде всего, в 45 и 44 гг. до н. э. сенат предоставил Цезарю избыточные и неумеренные почести для того, чтобы дискредитировать его в глазах общества и представить его как тирана, содержится уже у античных авторов, и не только у Николая Дамасского (fr. 130 Jacoby, II, 67), но также у Диона Кассия (XLIV. 3. 1 сл.) и Аппиана (BC. II. 106 и 110).
Многие из этих почестей действительно были противоречивыми (например, те, что уподобляли Цезаря божеству и при этом предусматривали его погребение в пределах померия: эту непоследовательность подчёркивает сам Дион Кассий, XLIV. 6. 3 — 7. 1) или просто одиозными (например, право посвятить пышный доспех (spolia opima) в храме Юпитера Феретрия (Cass. Dio XLIV. 4. 3))1. Сам Цезарь осознавал коварные замыслы, скрытые в этих почестях, и воспринимал их с глубоким беспокойством (а не с наивностью, которую приписывает ему Николай Дамасский, и не с тщеславием, за которое его упрекает Дион Кассий), о чём свидетельствует пассаж Плутарха (Caes. 60. 4 сл.), который, видимо, восходит к Азинию Поллиону, так как остроумный ответ Цезаря пересказывали его друзья: речь идёт о знаменитом эпизоде, имевшем место осенью 45 г. до н. э.2, когда с.152 он сидя принял сенат, торжественно явившийся объявить о почестях, дарованных ему одновременно, на одном заседании; Цезарь сказал, что эти почести следует скорее уменьшить, чем увеличить (ἀπεκρίνατο συστολῆς μᾶλλον ἢ προσθέσεως τὰς τιμὰς δεῖθαι) и, столкнувшись с оскорблённой реакцией сената, по дороге домой сказал друзьям, обнажив шею, что готов позволить себя убить; лишь позднее, вероятно, снова по совету друзей, он попытался объяснить своё поведение болезнью.
Почести, предоставленные Цезарю в 46 и 45 гг. до н. э., при всей своей двусмысленности, всё же некоторым образом оставались в рамках римских традиций: совсем иначе обстоит дело с двукратным предложением ему диадемы в январе и феврале 44 г. до н. э. Диадема была символом персидской и эллинистической монархии, и увенчанный ею человек становился обожествлённым господином (dominus) перед лицом подданных — рабов: таким образом, она открыто противоречила римским традициям. В обоих случаях диадему Цезарю предлагал не сенат, а сперва неизвестные лица, возложившие её на статую во время Латинских празднеств 26 января 44 г. до н. э., затем консул Антоний во время Луперкалий 15 февраля того же 44 г. до н. э. В обоих случаях Цезарь отверг диадему, а во второй раз даже распорядился зафиксировать свой отказ в фастах, но подозрение, что вся эта сцена была спланирована заранее, высказывают уже античные авторы (Cass. Dio XLIV. 11. 3: ἐκ συγκειμένου τινός) и разделяют современные исследователи, хоть последние и не уверены, устроил ли эту постановку Антоний или другие «ориентализованные» друзья Цезаря — либо же сам Цезарь, желавший, по их мнению, проверить реакцию народа3.
Чтобы понять значение двух этих эпизодов, следует иметь в виду, что между 26 января, когда он был ещё диктатором в четвёртый раз, и 9 февраля 44 г. до н. э.4 Цезарю была предоставлена постоянная диктатура; такая трансформация его должности, ранее возобновлявшейся из года в год, в пожизненную, совершенно с.153 открыто возвещала рождение нового режима и, отбросив опыт Суллы, воскрешала такие древние дореспубликанские должности, как этрусско-римский мастарна, которые популярская традиция превозносила в лице Сервия Туллия5. Трудно сказать, зачем понадобилось бы прибавлять диадему, дискредитированный символ дискредитированных монархий, к реальной власти пожизненного диктатора. Но посмотрим на источники об этих двух эпизодах.
Все источники единогласно связывают коронацию статуи Цезаря диадемой и приветствие его как царя при возвращении с Латинских празднеств со столкновением между Цезарем и трибунами Цезетием и Маруллом и лишением их трибуната, но описывают эти эпизоды в разном порядке: согласно Диону Кассию (XLIV. 9—
Наиболее интересная версия — и единственная, на мой взгляд, версия, объясняющая чрезвычайно суровые меры, принятые Цезарем в сенате против двух трибунов по предложению их коллеги Гельвия Цинны (Cass. Dio XLIV. 10. 3), — содержится в рассказе Николая Дамасского (fr. 130 Jacoby, XX, 69), который кратко излагает речь Цезаря в сенате, созванном в храме Согласия, и упоминает, что диктатор обвинил трибунов в том, что это именно они тайно (κρύφα) возложили диадему на статую на рострах, чтобы открыто опорочить Цезаря и, учинив ему бесчестие, представить себя храбрецами, что является неуважением как к нему, так и к сенату. Их действия — сказал Цезарь, — с.154 свидетельствуют о более важном замысле и более сложных интригах: о намерении оклеветать его перед народом, будто бы он стремится к незаконному владычеству (δυναστείας), чтобы, устроив переворот, убить его. Таким образом, суровейшее решение о низложении плебейских трибунов, защищённых древней клятвой (App. BC. II. 108), которое воскрешало в памяти незаконное решение Тиберия Гракха об отстранении Октавия, было обусловлено столь же серьёзным обвинением: Цезарь приписал данную инсценировку своим противникам и расценил предложение диадемы как способ себя дискредитировать. Возникает вопрос, не была ли пожизненная диктатура, принятая Цезарем вскоре после этого эпизода, задумана им для демонстрации того, что власть, которую он намеревается отправлять, имеет римское, а не эллинистическое происхождение, а сам он вовсе не стремится к диадеме и любым формам ориентализации этой власти.
Я полагаю, что именно в свете обвинений, предъявленных Цезарем двум плебейским трибунам, следует рассматривать эпизод на Луперкалиях. Здесь все источники свидетельствуют об инициативе Антония, друга Цезаря и консула; тот факт, что сам Цезарь, хоть и отверг диадему и отправил её Юпитеру Капитолийскому, однако «не рассердился» (Cassi. Dio XLIV. 11. 3) на Антония, несомненно, укрепил подозрение, существовавшее, как выше говорилось, уже в античности, о том, что Цезарь с ним сговорился. Однако я полагаю, что и здесь Николай Дамасский, отвергнутый — по моему мнению, несправедливо, — большинством современных исследователей6, приводит наиболее достоверную версию событий. Согласно Николаю Дамасскому (fr. 130 Jacoby, XXI, 71—
На мой взгляд, лучшее подтверждение версии Николая Дамасского содержится у Цицерона: не только в его рассказе о поведении Лепида, который в момент предложения диадемы ясно продемонстрировал своё отвращение к коронации (Phil. V. 14. 38), но и прежде всего в подробном изложении всего этого эпизода во II Филиппике (Phil. II. 35. 85 сл.). Действительно, Цицерон задаётся вопросом: «Unde diadema? Non enim abiectum sustuleras, sed attuleras domo meditatum et cogitatum scelus»[1]. Здесь Цицерон стремится опровергнуть аргументы Антония, который обосновывал свои действия, утверждая, что не принёс диадему из дома, но подобрал её «отброшенную» (abiectum). Но именно это опровержение и подтверждает рассказ Николая Дамасского, где Цезарь отбросил диадему, которую Лициний положил ему под ноги, а Кассий — на колени, тогда как Антоний лишь подобрал её с земли и возложил на голову диктатора. Таким образом, Николай Дамасский, опиравшийся, вероятно, на сочинение Августа «О своей жизни», допускает, что этот жест Антония не был обдуман заранее, и тем самым принимает его оправдания, но объясняет его поступок желанием подольститься к Цезарю в надежде на усыновление. Цицерон же, писавший осенью 44 г. до н. э., через несколько месяцев после Луперкалий, знал о версии Антония, но, будучи заинтересован в том, чтобы обвинить ненавистного противника в предварительном умысле, отрицал, что тот подобрал «отброшенную» (abiectum) диадему с земли, и предпочёл изобразить дело так, что он принёс её из дома. С другой стороны, версия Августа, совершенно не заинтересованного в оправдании Антония, признаёт, что первыми этот предмет подали Цезарю другие люди, и если имя Лициния, едва ли поддающегося идентификации, мало что говорит, то имена Кассия и Каски весьма красноречивы. На Луперкалиях, как и во время коронации статуи, вызвавшей протесты трибунов-антицезарианцев, инициатива исходила от противников Цезаря, решивших его дискредитировать, и нашла в Антонии сообщника — возможно, невольного и непредусмотренного, но определённо услужливого. Николай Дамасский (свидетельство которого подтверждает и Цицерон), пишет, что нежелание короновать Цезаря проявил прежде всего Лепид, который, будучи начальником конницы, стоял рядом со своим диктатором; пока он колебался, приглашение принял Антоний, который, с.156 в качестве луперка как раз закончил свой бег. Этот эпизод был серьёзнее, чем коронация статуи, так как здесь возложить диадему на голову Цезаря должны были официальные лица: начальник конницы — согласно первоначальному замыслу, коллега по консульству — согласно новым обстоятельствам, которые возникли после отказа Лепида и которыми воспользовался Антоний.
Выше говорилось о том, что Антоний мог быть невольным и неожиданным сообщником заговорщиков; однако не следует забывать, что Антоний состоял в дружбе со многими заговорщиками и что ранее, как сообщает Цицерон (Phil. II. 14. 34), уже пронюхал о заговоре против Цезаря, в котором участвовал Гай Требоний, и не разоблачил его. Цицерон утверждает, что именно поэтому Требоний и удержал Антония при входе в сенат в мартовские иды и тем самым спас его; Плутарх (Caes. 62. 10) тоже намекает на подозрения Цезаря в адрес Антония и Долабеллы. Если учесть, что именно Антоний с помощью компромисса, достигнутого в Либералии, спас заговорщиков от немедленного возмездия солдат и народа, то возникает вполне обоснованное подозрение, что Антоний не был совершенно не осведомлён об инсценировке, подготовленной врагами Цезаря в Луперкалии, и что он согласился участвовать в ней, руководствуясь расчётом и личным честолюбием. Согласно Диону Кассию, в вину Цезарю (хоть он и отверг диадему) ставилось то, что он не рассердился на Антония, который ему её предложил; Николай Дамасский прямо сообщает, что Антоний обнял Цезаря. После эпизода, произошедшего в 45 г. до н. э., когда Цезарь принял сенаторов сидя, он старался больше не оскорблять своими отказами тех, кто желал его почтить: Плутарх (Caes. 60. 4 сл.) говорит об этом прямо, а Николай Дамасский сообщает, что аргументом, с помощью которого Децим Брут сумел убедить диктатора отправиться в сенат в мартовские иды вопреки дурным знамениям и мнению Кальпурнии и его друзей, советовавших перенести заседание, послужило опасение оскорбить сенат, оказавший Цезарю почести: ibid. XXII. 74: ὑβριεῖς τὴν τιμήσασαν σύγκλητον.
Цезарь прекрасно понимал манёвры своих противников, которые предлагали ему чрезмерные почести, чтобы выставить его в дурном свете, и при этом оскорблялись, если он с презрением отвергал эти почести; осознавал он также и опасность заговора: как мы видели, когда Цезарь не встал перед лицом сената, а тот ясно продемонстрировал свою обиду, с.157 диктатор сказал своим друзьям, обнажив шею, что готов подставить себя под удар того, кто пожелает его нанести (Plut. Caes. 60. 6); после столкновения с трибунами и их смещения с должности Цезарь снова попросил друзей охранять его, так как противники ищут предлог для нападения, но не пожелал вернуть своих телохранителей, которые «отличают того, кто постоянно боится» (App. BC. II. 109). Веллей (II. 57. 1), опирающийся на тот же самый источник — Азиния Поллиона, — называет также имена друзей (Гирций и Панса), предложивших прибегнуть к вооружённой охране, и сообщает, что Цезарь не раз говорил, что «предпочитает умереть, чем внушать страх» (mori se quam timeri malle). Угроза заговора существовала с 46 г. до н. э. и засвидетельствована в речи Цицерона «О возвращении Марцелла» (7. 21), где он задаётся вопросом, не исходит ли эта угроза от самого окружения Цезаря (De tuisne?). Сам Цицерон, как мы уже видели, сообщает о попытке Требония составить заговор, известной также и Антонию. Таким образом, Цезарь знал о возможности заговора и учитывал её с 46 г. до н. э. (Cic. Marcell. 8. 25): это была оборотная сторона принадлежавшей ему абсолютной власти, пожизненной и никому не подотчётной. Но столь огромную власть Цезарь желал применять с одобрения сограждан: в этом состоял смысл «нового способа побеждать» (nova ratio vincendi) и долгосрочной победы той политики, которую он принял под Корфинием. Казалось, что в мартовские иды эта политика потерпела поражение, но на следующий день после убийства Цезаря обнаружилось, что альтернативы ей нет, ибо поддержка большинства, народа и солдат, принадлежала убитому диктатору, а его убийцам после недолговечного компромисса, достигнутого в Либералии, оставалось лишь бегство и гражданская война.
Не считая притворства, изобретённого противниками, чтобы обвинить Цезаря, царская власть уже была им получена в форме пожизненной диктатуры: Цицерон говорит об этом без всякого притворства в I Филиппике (2. 4), когда хвалит Антония за «non modo regno quod pertuleramus, sed etiam regni timore sublato»[2] после Либералий, когда тот запретил титул диктатора (nomen dictatoris), ставший ненавистным «propter perpetuae dictaturae recentem memoriam»[3] (ср. также Cic. Div. II. 110). Постоянная диктатура как абсолютная, пожизненная, никому не подотчётная власть могла уподобляться тирании: отличие, по мысли Цезаря, состояло именно в согласии граждан. Дион Кассий излагает две речи Цезаря — перед солдатами во время мятежа в Плаценции в 49 г. до н. э. (Cass. Dio XLI. 27 сл.) и в сенате в Риме в 46 г. до н. э. (Cass. Dio XLIII. 5 сл.), — которые, на мой взгляд, отражают представление Цезаря о власти в последние годы его жизни: наличие в них с.158 греческой концепции о природе царя (physis basileus) с различием между царём (basileus) и тираном (tyrannos), характерной для Платона и Аристотеля, не исключает, а, напротив, подтверждает созвучие этих двух речей сущности вышесказанного, не только потому, что Цезарь настойчиво подчёркивает мягкость характера (physis) как своё отличительное достоинство, что усердно повторяют и его друзья (от Саллюстия до автора главы VIII. 1 «Галльской войны»), но и прежде всего потому, что идеи, выраженные в этих речах (особенно в речи 49 г. до н. э.) не только повторяются в той версии, которую излагает Аппиан (BC. II. 7. 17), но и обнаруживаются в речи при Везонтионе, которую приводит сам Цезарь в «Галльской войне» (I. 40 сл.) и которая, судя по многим признакам, перерабатывалась автором в последние годы жизни, возможно, как раз в 45 г. до н. э.9
Главная мысль речи в Везонтионе, произнесённой в военном совете (consilium), члены которого были обеспокоены перспективой столкновения с Ариовистом и германцами и пришли в такое смятение, что начали запугивать солдат, состоит в определении «верности полководца своему долгу» (officium imperatoris), отчаиваться в которой или давать полководцу предписания (aut […] desperare aut praescribere) — «большая дерзость» (facere arroganter): «это его дело» (haec sibi esse curae) (BG. I. 40. 11). Цезарь уверен, что солдаты последуют за ним, поскольку знают его бескорыстие (suam innocentiam) — и счастье (felicitatem), но если никто за ним не последует, то он всё равно выступит в поход с одним лишь десятым легионом (40. 13 и 15). Перед лицом дерзости (arrogantia) тех, кто сомневается в его компетентности и усердии и притворяется, что подсказывает ему, в чём состоит долг полководца (officium imperatoris), Цезарь заявляет, что готов выйти навстречу опасности в одиночку и с теми немногими, кто последует за ним. Мысль о «долге полководца» (officium imperatoris) появляется в начале речи Цезаря при Плаценции у Диона Кассия: он любит своих солдат и желает им, как отец— детям, здравия, благополучия и доброй славы, но любящий человек не может позволить тем, кого он любит, нарушать их долг (Cass. Dio XLI. 27. 1—
Цезарь никогда не отступил бы из страха перед недисциплинированностью солдат (34. 4): «Если бы вы все решили убить меня, ἑκὼν ἂν ἀποθανεῖν εἱλόμην ἢ τό τε ἀξίωμα τῆς ἡγεμονίας καταλῦσαι καὶ τὸ φρόνημα τὸ τῇ προστατείᾳ προσῆκον ἀπολέσαι[7]». И завершает он, как и в речи при Везонтионе, предложением удалиться всем, кто не желает за ним следовать.
Учитывая различие аудитории, совсем по-другому выглядит речь, произнесённая Цезарем после возвращения из Африки в 46 г. до н. э. в униженном и обессиленном сенате. Цезарь пытается вселить в сенаторов уверенность, напоминая о своём милосердии и умеренности, которые, следуя собственному характеру, он проявил после победы (Cass. Dio XLIII. 15 сл.); он желает (ibid. 17. 2) οὐ δεσπόζειν ὑμῶν ἀλλὰ προστατεῖν, οὐδὲ τυραννεύειν ἀλλ’ ἡγεμονεύειν[8] и хочет наладить с сенатом дружественные отношения без всяких подозрений, но прежде всего — и здесь снова появляется идея, уже прозвучавшая в речи перед солдатами, — он хочет быть отцом, который берёт на себя заботу о всех, исправляя их недостатки и вознаграждая достоинства. Солдат же — и здесь тоже упоминается мысль из речи под Плаценцией (XLI. 31. 3) — следует содержать в интересах всех граждан и империи, и если они довольны жалованьем, то будут благодарны тому, кто его платит.
Таким образом, власть Цезаря — это власть абсолютная, но, как и отцовская власть, она основана на согласии и взаимном расположении: Цезарь должен исправлять недостатки и вознаграждать достоинства, но, как и в случае с отцом и маленькими детьми, природой заведено так, чтобы он командовал как солдатами, так и сенатом, которого он, впрочем, просит о добровольном и искреннем сотрудничестве. В отношениях с солдатами и с сенатом он исполняет свой долг императора (officium imperatoris), и сомневаться в его усердии и компетентности значит проявлять дерзость. В армии этот долг императора основан на его достоинстве (dignitas, ἀξίωμα у Диона Кассия), и Цезарь готов умереть или позволить себя убить, лишь бы не утратить его: как с.160 в эпизоде 45 г. до н. э., когда сенат оскорбился тем, что Цезарь принял его сидя, и в столкновении с трибунами 44 г. до н. э., когда Цезарь ясно видел опасность заговора, но не желал вернуть своих телохранителей, так как не хотел быть человеком который всегда боится и внушает страх.
Таким образом, две речи, приписанные Цезарю Дионом Кассием, передают суть сказанного им и, несомненно, восходят к хорошо информированному и близкому к Цезарю источнику.
Как известно, в I в. н. э. и позднее Цезарь считался первым римским императором: консул 41 г. н. э. после убийства Калигулы прямо заявил, что прошло сто лет с момента гибели республики: таким образом, он начал отсчёт императорской эпохи с первого консульства Цезаря в 59 г. до н. э. (Flav. Ios. AI. XIX. 159 сл.). Интересно отметить, что цезарианское представление об империи как диархии императора и вооружённого народа, войска, проходит нетронутым через всю историю императорской эпохи и все превратности принципата и домината, вплоть до эпохи Поздней античности: в речи Симмаха по поводу избрания Валентиниана I в 364 г. н. э. имеется пассаж, который кажется мне исключительно важным: «aderat exercitus […] digna plane comitia tanti imperii principatu! decernebant liberi, cui deberent esse subiecti»[9]. Взаимоотношения между императором и войском всё ещё таковы, как их задумывал Цезарь, и вполне в духе Цезаря выдержано ироническое напоминание о большей частью продажных (plerumque venales) центуриях и трибах, образовывавших народное собрание древней республики. Именно лагерный сенат (senatus castrensis) выбирал человека «emeritum bellis. Armati censeant cui potissimum regenda arma credantur; ars est boni militis ducem nosse deligere»[10]11.
О сохранении свободы (libertas) в рамках этого нового представления о государстве (res publica) свидетельствует тот факт, что солдаты «neque enim tantum imperio tuo, sed etiam iudicio suo militant»[11].
Послесловие
Когда данная статья готовилась к печати, вышла в свет книга Canfora L. Giulio Cesare, il dittatore democratico. Bari, 1999. Интересно отметить, что Канфора тоже придаёт важное значение сговору Требония и Антония и обвинениям Цицерона в адрес Антония, которые он считает достоверными (pp. 293, 313 и по всему тексту)
ПРИМЕЧАНИЯ