АФИ́НА (Ἀθηνᾶ), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. mētis, «мысль», «размышление») позднего происхождения — периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу (Hes. Theog. 886—
Афина — одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу (Hes. Theog. 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Horat. Carm. I 12, 17—
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. Ol. VII 62—
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1—
Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, — Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам с.128 Hom. Od. VII 109—
Афина — богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phronēsis, B 2 Diels). Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина — Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини — покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней — апофеоз Афины-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.
В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809—
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Учёные записки Московского государственного педагогического института имени
Образ Афины нашёл отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская хрисоэлефантинная статуя «Афина Парфенос» Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 до н. э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям (напр., «Афина Варвакион» в Афинах). Сохранился также ряд реплик другой статуи работы Фидия «Афина Лемния»; к третьей «Афине Промахос» восходит, возможно, «Афина Медичи» в Лувре. До нас дошло около десяти реплик статуи Афины из группы «Афина и Марсий» Мирона. Широко известны также «Афина из Веллетри» и «Афина Джустиниани». Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «Афина, выпускающая из рук сову»). Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов; например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на западном фронтоне воплощён спор Афины с Посейдоном за обладание землёй Аттики. Афина часто предстаёт в сценах гигантомахии (фронтон Гекатомпедона на Акрополе в Афинах, ок. 520 до н. э.; фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э.), в сценах с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, середина 5 в. до н. э.: богиня помогает герою поддерживать небесный свод) и др. Дошли отдельные рельефы (напр., «Афина, опирающаяся на копьё» из афинского акрополя, ок. 460 до н. э.). В греческой вазописи были распространены сцены, посвящённые рождению Афины, её участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией — в панцире и шлеме — в произведениях аллегорического характера. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15—
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто немногих произведений 17—
|
||
1.
Дидрахма, медь Бреттии, 208—203 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами. РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний. | ||
2.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней. | ||
3.
12 литр, серебро Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.) Сиракузы, 214—212 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье. РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака. В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ. | ||
4.
Тетрадрахма, серебро Гераклея Латмийская, 150—142 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Афины вправо, в аттическом шлеме с тройным гребнем, с поднятыми нащечниками; тулья украшена завитками и Пегасом, налобник украшен протомой шестерки лошадей (CNG, NAC: четверка, Nomos: шестерка); у богини серьги с подвеской и жемчужное ожерелье. РЕВЕРС: ΗΡΑΚΛΕΩΤΩΝ — палица вправо; внизу, между двумя монограммами, стоит анфас сова, наклонив немного голову вправо; все внутри дубового венка, завязанного слева. | ||
5.
AE, медь Септимий Север Илиум в Троаде, 202—211 гг. | ||
АВЕРС: Π ϹΕΠΤΙ ΓΕΤΑϹ ΚΑΙ — бюст Геты, в панцире, палудаментуме, с обнаженной головой, вправо. РЕВЕРС: ΙΛΙΕΩΝ — бюст Афины в шлеме и в эгиде вправо. | ||
6.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа. | ||
7.
Тетрадрахма, биллон Север Александр Египет, Александрия, 230—231 гг. | ||
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо. РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь. В поле слева: LΙ (= год царствования 10-й). | ||
8.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней. | ||
9.
Денарий, серебро Гай Вибий Панса Рим, 90 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек. РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек | ||
10.
Денарий, серебро | ||
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек |