ЗЕВС (Ζεύς), ДИЙ, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», др.-инд. deva — «бог», dyaus — «небо» (Дьяус), греч. Ζεύς, род. п. Διός, «Зевс, бог ясного неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaús pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ — лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». Зевс — сын Кроноса (отсюда имена Зевса Кронид, Кронион) и Реи (Hes. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453—
В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Hes. Theog. 497—
Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493—
Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов Зевса — Хтоний («подземный») (Hes. Opp. 465; Hom. Il. IX 457). Зевса Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс локализуется на горе с.464 Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Утверждение Зевса происходит с большим трудом. Против Зевса восстаёт Гея и насылает на него своё порождение — Тифона, но Зевс побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820—
Борьба Зевса и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — Зевс). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496—
Зевс Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. Il. V 877 след.). Он даёт людям законы (Demosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph.
Зевс Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, Зевс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. Il. V 888—
Зевс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так древний архаический Зевс принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96; Opp. 256—
с.466 Атрибуты Зевса — эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли Зевса, находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и искусства. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. Зевсу соответствует римский Юпитер.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им.
А. Ф. Лосев.
До нас дошли культовые статуи Зевса, изображающие его на троне со всеми атрибутами власти. В числе произведений античной пластики: «Зевс Отриколи», многочисленные рельефы [на восточном фронтоне Парфенона — сцена «Рождение Афины из головы Зевса»; на фризе Парфенона — сцена «Панафинейское шествие» (Зевс среди олимпийцев); на восточном фризе Пергамского алтаря сцена «Битва Зевса с гигантами» и др.].
В живописи 16—
|
||
1.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой. В левом поле: Ε. | ||
2.
Тетрадрахма, серебро Антиох VIII Эпифан (Грип) Дамаск, 116—115 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — две монограммы; все внутри венка. В обрезе: ΖϘΡ (обозначение даты). | ||
3.
Тетрадрахма, серебро Александр II Забина Неизвестный монетный двор в Киликии, 128—123 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — монограмма и буква Η, под троном — монограмма. | ||
4.
Тетрадрахма, серебро Александр III Великий Пелла, 336—328 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — юноша на лошади вправо, в руках держит пальмовую ветвь и поводья; внизу — изображение кантара (греческой чаши). | ||
5.
Тетрадрахма, серебро Александр I Балас Антиохия, 148—147 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор, в лавровом венке, сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке, на вытянутой правой руке стоит Ника, в руках у которой — венок; слева — монограмма Φ. В обрезе: обозначение даты (ΕΞΡ). | ||
6.
Тетрадрахма, серебро Александр II Забина Антиохия, 128—123 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке у него Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — ΙΣΙ, под троном — звезда и буква A. | ||
7.
Тетрадрахма, серебро Антиох X Евсеб Филопатор Антиохия, 95—94 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха X в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево, в левой руке он держит скипетр, на правой стоит Ника с венком; слева — буква Α и монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка. | ||
8.
Тетрадрахма, серебро Антиох VIII Эпифан (Грип) Дамаск, 119—118 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — монограмма; все внутри венка. В обрезе: ΔϘΡ (обозначение даты). | ||
9.
Тетрадрахма, серебро Антиох VIII Эпифан (Грип) Дамаск, 118—117 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний, стоящий влево, в руках у него звезда и скипетр, над головой — полумесяц; слева — две монограммы. В обрезе: обозначение даты (ΕϘΡ). | ||
10.
Тетрадрахма, серебро Филипп I Эпифан Филадельф Неизвестный монетный двор в Киликии, 88—75 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Филиппа I в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника с венком, в левой — скипетр; слева — монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка. В обрезе: монограмма. |