Мифы народов мира

ЗЕВС (Ζεύς), ДИЙ, в гре­че­ской мифо­ло­гии вер­хов­ное боже­ство, отец богов и людей, гла­ва олим­пий­ской семьи богов. Зевс — искон­но гре­че­ское боже­ство; его имя чисто индо­ев­ро­пей­ско­го про­ис­хож­де­ния и озна­ча­ет «свет­лое небо» (ср. индо­ев­ро­пей­ское deiuo — «днев­ное сия­ю­щее небо», др.-инд. de­va — «бог», dya­us — «небо» (Дья­ус), греч. Ζεύς, род. п. Διός, «Зевс, бог ясно­го неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaús pi­tar, др.-греч. Ζεύς πα­τήρ — лат. Jup(p)iter, Dies­pi­ter). В антич­но­сти эти­мо­ло­гия сло­ва «Зевс» свя­зы­ва­лась с кор­ня­ми греч. слов «жизнь», «кипе­ние», «оро­ше­ние», «то, через что всё суще­ст­ву­ет». Зевс — сын Кро­но­са (отсюда име­на Зев­са Кро­нид, Кро­ни­он) и Реи (Hes. Theog. 457), он при­над­ле­жит к третье­му поко­ле­нию богов, сверг­ших вто­рое поко­ле­ние — тита­нов. Отец Зев­са, боясь быть низ­ло­жен­ным сво­и­ми детьми, про­гла­ты­вал каж­дый раз толь­ко что рож­дён­но­го Реей ребён­ка. Рея обма­ну­ла мужа, дав ему про­гло­тить вме­сто родив­ше­го­ся Зев­са завёр­ну­тый камень, а мла­де­нец втайне от отца был отправ­лен на Крит на гору Дик­та (453—491). Соглас­но дру­го­му вари­ан­ту, Рея роди­ла Зев­са в пеще­ре горы Дик­та и пору­чи­ла его вос­пи­та­ние куре­там и кори­бан­там, вскор­мив­шим его моло­ком козы Амал­феи (Apol­lod. I 1, 5—7). Имен­но на Кри­те сохра­ни­лись древ­ней­шие фети­шист­ские сим­во­лы почи­та­ния Зев­са Крит­ско­го: двой­ной топор (лаб­рис), маги­че­ское орудие, уби­ваю­щее и даю­щее жизнь, раз­ру­ши­тель­ная и созида­тель­ная сила. Изо­бра­же­ние это­го двой­но­го топо­ра встре­ча­ет­ся на риту­аль­ных вещах меж­ду рога­ми быка, кото­рый на Кри­те так­же являл­ся зооморф­ным вопло­ще­ни­ем Зев­са (в обра­зе быка Зевс похи­тил Евро­пу). Глав­ным место­пре­бы­ва­ни­ем Зев­са Лаб­ри­са, или Зев­са Лабранд­ско­го, счи­тал­ся лаби­ринт (ср. эти­мо­ло­ги­че­ское род­ство назва­ний лаб­рис — лаби­ринт); чудо­вищ­ный мик­сан­тро­пи­че­ский Мино­тавр — оби­та­тель лаби­рин­та и есть одна из ипо­ста­сей Зев­са Крит­ско­го. Образ арха­и­че­ско­го Зев­са сбли­жа­ет­ся с Загре­ем, кото­рый впо­след­ст­вии мыс­лил­ся как сын Зев­са.

В систе­ме мифов о Зев­се Олим­пий­ском пре­бы­ва­ние его на Кри­те явля­ет­ся одним из арха­и­че­ских руди­мен­тов и обыч­но свя­за­но с моти­вом тай­но­го вос­пи­та­ния мла­ден­ца Зев­са. В Дель­фах же почи­тал­ся арха­и­че­ский фетиш омфал («пуп зем­ли») — камень, про­гло­чен­ный Кро­ном, или камень как пуп мла­ден­ца Зев­са (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был постав­лен Зев­сом в Пифоне под Пар­на­сом как памят­ник на диво всем смерт­ным (Hes. Theog. 497—500).

Воз­му­жав­ший Зевс вывел сво­их бра­тьев и сестёр из утро­бы Кро­на (493—496, 501 след.), напо­ив его по сове­ту Мети­ды зельем (Apol­lod. I 2, 1). За это они отда­ли во вла­де­ние Зев­су гро­мы и мол­нии (Hes. Theog. 504 след.). Затем Зевс начал борь­бу за власть с Кро­ном и дру­ги­ми тита­на­ми. В тита­но­ма­хии, про­дол­жав­шей­ся десять лет, Зев­су помо­га­ли сто­ру­кие; кик­ло­пы выко­ва­ли ему гром, мол­нию и перун. Побеж­дён­ные тита­ны были низ­верг­ну­ты в Тар­тар (Hes. Theog. 674—735; Apol­lod. I 2, 1).

Три бра­та — Зевс, Посей­дон и Аид — разде­ли­ли власть меж­ду собой. Зев­су доста­лось гос­под­ство на небе, Посей­до­ну — море, Аиду — цар­ство мёрт­вых (Apol­lod. I 2, 1). В древ­ней­шие вре­ме­на Зевс сов­ме­щал функ­ции жиз­ни и смер­ти. Он вла­ды­че­ст­во­вал над зем­лёй и под нею, вер­шил суд над мёрт­вы­ми (Ae­schyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпи­те­тов Зев­са — Хто­ний («под­зем­ный») (Hes. Opp. 465; Hom. Il. IX 457). Зев­са Хто­ния почи­та­ли в Корин­фе (Paus. II 2, 8). Одна­ко позд­нее Зевс стал оли­це­тво­рять толь­ко свет­лую сто­ро­ну бытия. В пери­од пат­ри­ар­ха­та Зевс лока­ли­зу­ет­ся на горе с.464 Олимп и име­ну­ет­ся Олим­пий­ским (или Фес­са­лий­ским).

Утвер­жде­ние Зев­са про­ис­хо­дит с боль­шим трудом. Про­тив Зев­са вос­ста­ёт Гея и насы­ла­ет на него своё порож­де­ние — Тифо­на, но Зевс побеж­да­ет это дикое тера­то­морф­ное суще­ство огнен­ны­ми мол­ни­я­ми. По одно­му из вари­ан­тов (Hes. Theog. 820—868), Зевс забро­сил Тифо­на в Тар­тар, по дру­го­му — нава­лил на него Этну (Ae­schyl. Prom. 351—372). Но борь­ба с хто­ни­че­ски­ми чудо­ви­ща­ми про­дол­жа­лась. Гея поро­ди­ла новых детей — гиган­тов и раз­ра­зи­лась гиган­то­ма­хия. По Апол­ло­до­ру, гиган­то­ма­хия про­изо­шла рань­ше тифо­нии, так что Тифон мыс­лит­ся ещё более ужас­ным чудо­ви­щем, чем гиган­ты (Apol­lod. I 6, 1—3).

Борь­ба Зев­са и олим­пий­цев с миром чудо­вищ при­во­дит к ещё одной смене поко­ле­ний богов (до это­го Ура­на сверг Крон, а теперь Кро­на — Зевс). Т. н. орфи­че­ская тео­го­ния счи­та­ла древ­ней­ши­ми вла­ды­ка­ми мира, быв­ши­ми ещё до Кро­на и Реи, Эври­но­му и Офи­о­на — по всей оче­вид­но­сти, змее­вид­ных существ, вла­дев­ших Олим­пом, тоже усту­пив­ших наси­лию и низ­ри­ну­тых в глубь оке­а­на (Apoll. Rhod. I 496—511, ср. Эври­но­ма на дне оке­а­на спа­са­ет Гефе­ста, сбро­шен­но­го с Олим­па). Но само­му Зев­су тоже угро­жа­ет поте­ря вла­сти от сына. Зев­су при­хо­дит­ся бороть­ся за власть даже со сво­и­ми бли­жай­ши­ми род­ст­вен­ни­ка­ми, про­тив него вос­ста­ют Гера, Посей­дон и Афи­на Пал­ла­да (по дру­гой вер­сии, Апол­лон), но ему ока­зы­ва­ет помощь Фети­да (дочь Нерея, сест­ра сверг­ну­той вла­ды­чи­цы Олим­па Эври­но­мы), при­звав на Олимп сто­ру­ких, кото­рые устра­ша­ют заго­вор­щи­ков (Hom. Il. I 396—406). Зевс — новое олим­пий­ское боже­ство — обра­ща­ет­ся за помо­щью к чудо­ви­щам, рож­дён­ным Зем­лёй, и борет­ся с таки­ми же порож­де­ни­я­ми Зем­ли. Олим­пий­ский Зевс счи­та­ет­ся отцом богов и людей, но его власть над олим­пий­ской семьёй не очень твер­да, а веле­ния судь­бы ему часто неве­до­мы, и он узна­ёт их, взве­ши­вая на золотых (м. б. небес­ных, сол­неч­ных) весах судь­бы геро­ев (XXII 209—214). Имен­но по сове­ту Геи — зем­ли и Ура­на — неба Зевс про­гла­ты­ва­ет свою первую супру­гу Мети­ду, чтобы избе­жать рож­де­ния от неё сына, кото­рый будет силь­нее отца (Hes. Theog. 889—900). Феми­да, дочь Геи, откры­ва­ет Зев­су тай­ну, извест­ную и Про­ме­тею (Ae­schyl. Prom. 167—177), что такой же сын родит­ся от Фети­ды (Apoll. Rhod. IV 791—804). Отка­зав­шись от бра­ка с Фети­дой и выдав её за героя Пелея (IV 805—809), Зевс спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию Тро­ян­ской вой­ны, испол­няя прось­бу мате­ри Зем­ли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вто­рая супру­га Зев­са — боги­ня спра­вед­ли­во­сти Феми­да. Их доче­ри го́ры сооб­ща­ют жиз­ни богов и людей раз­ме­рен­ность и порядок, а мой­ры, боги­ни судь­бы, от кото­рой сам Зевс уже не зави­сит, как бы про­дол­жа­ют его волю. Управ­ля­е­мый Зев­сом мир олим­пий­цев замет­но меня­ет­ся. Хари­ты, доче­ри Зев­са от Эври­но­мы, вно­сят в жизнь радость, весе­лье, изя­ще­ство. Демет­ра как супру­га Зев­са — уже не порож­даю­щая чудо­вищ зем­ля, а боги­ня обра­ботан­ных полей. Даже Аид похи­ща­ет Пер­се­фо­ну, дочь Зев­са, с его доз­во­ле­ния. Мне­мо­си­на, боги­ня памя­ти, рож­да­ет Зев­су девять муз (т. о., Зевс ста­но­вит­ся источ­ни­ком вдох­но­ве­ния, наук и искусств). От Лето у Зев­са — Апол­лон и Арте­ми­да. Третья по счё­ту, но пер­вая по зна­че­нию жена Гера — боги­ня закон­но­го супру­же­ства и покро­ви­тель­ни­ца брач­ных зако­нов (Hes. Theog. 901—923). Так Зевс посте­пен­но пре­об­ра­зу­ет мир, порож­дая богов, вно­ся­щих в этот мир закон, порядок, нау­ки, искус­ства, нор­мы мора­ли и пр. Одна­ко во мно­гих мифах замет­ны древ­ние доолим­пий­ские свя­зи Зев­са. Он всту­па­ет в брак с музой Кал­лио­пой, рож­даю­щей экс­та­ти­че­ских кори­бан­тов (Strab. X 3, 19), демо­ни­че­ских слу­жи­те­лей хто­ни­че­ской Вели­кой мате­ри Кибе­лы, охра­няв­ших мла­ден­ца Зев­са на Кри­те. Зевс всё ещё поль­зу­ет­ся сво­им древ­ней­шим оруди­ем — гро­ма­ми и мол­ни­я­ми, гру­бой силой подав­ляя сопро­тив­ле­ние или нака­зы­вая. У Гоме­ра он «гро­мо­вер­жец», «высо­ко­гре­мя­щий», «туче­го­ни­тель», насы­ла­тель вет­ров, дождей и лив­ней (Hom. Il. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297—300), о Зев­со­вых лив­нях упо­ми­на­ет Геси­од (Hes. Opp. 626), Зевс «дождит», по выра­же­нию Алкея (frg. 34). Пав­са­ний отме­ча­ет, что в Афи­нах была ста­туя Геи-зем­ли, моля­щей Зев­са о нис­по­сла­нии дождя (Paus. I 24, 3), афи­няне про­си­ли Зев­са про­лить­ся дождём над паш­ня­ми с.465 (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, кор­ни кото­ро­го омы­вал ручей, почи­тал­ся Зевс Додон­ский в Додоне; его супру­гой счи­та­лась оке­а­нида Дио­на (Hes. Theog. 353).

Зевс Олим­пий­ский — покро­ви­тель общ­но­сти людей, город­ской жиз­ни, защит­ник оби­жен­ных и покро­ви­тель моля­щих, ему пови­ну­ют­ся дру­гие боги (Hom. Il. V 877 след.). Он даёт людям зако­ны (De­mosth. 25, 16, Eur. Hip­pol. 97; Soph. O. R. 865 след.). Зевс вооб­ще ока­зы­ва­ет­ся прин­ци­пом жиз­ни, поро­ди­те­лем все­го живо­го (Max. Tyr. 41, 2), «даро­ва­те­лем жиз­ни», «все­по­ро­ди­те­лем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). Зевс покро­ви­тель­ст­ву­ет родо­вой общ­но­сти людей, отсюда Зевс «родо­вой» (Pind. Ol. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умо­ля­ю­щих» Эсхи­ла пред­став­ле­на вели­че­ст­вен­ная фигу­ра вели­ко­го бога, спра­вед­ли­во­го защит­ни­ка и помощ­ни­ка людей. Бла­го­де­тель­ные функ­ции нашли отра­же­ние в его эпи­те­тах: «помощ­ник в беде» (Ae­schyl. Sept. 8), «спа­си­тель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спа­си­тель горо­да», «осно­ва­тель» (Ae­schyl. Suppl. 445), «огра­ди­тель» (Soph. An­tig. 487; Eur. Troad. 17), Поли­ей — «город­ской» (Paus. I 24, 4), Поли­ух — «вла­де­тель государ­ства» (Plat. Legg. XI 921 след.). Зевс Филий (покро­ви­тель дру­же­ских сою­зов) (Plat. Phaedr. 234 e), «отчий», «отец» (Aris­toph. Acharn. 223; Nub. 1468), «оте­че­ский» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. III 391 e). Он следит за соблюде­ни­ем клятв (Paus. V 24, 9; Soph. O. R. 1767). Зевс — помощ­ник вои­нов (Hom. Il. IV 84; Xe­noph. Lac. pol. XIII 2) и сам стра­тег, пол­ко­во­дец (над­пи­си на моне­тах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58, 129 — Im­pe­ra­tor), «воин­ский» (He­ro­dot. V 119), «носи­тель победы» (Soph. An­tig. 143; Eur. He­racl. 867, 937). Изве­стен Зевс Булей (Paus. I 3, 5), покро­ви­тель народ­но­го собра­ния (Ae­schyl. Eum. 972; Aris­toph. Equ. 410), ски­пет­ро­дер­жец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aris­toph. Ran. 1278), «вла­ды­ка вла­дык, совер­шен­ней­шая сила бла­жен­ных и совер­шен­ных» (Ae­schyl. Suppl. 525), «все­царь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллин­ский» (Aris­toph. Equ. 1253) и даже «все­эл­лин­ский», кото­ро­му в Афи­нах был учреж­дён спе­ци­аль­ный культ (Paus. I 18, 9).

Зевс Олим­пий­ский — отец мно­гих геро­ев, про­во­дя­щих его боже­ст­вен­ную волю и бла­гие замыс­лы. Его сыно­вья: Геракл, Пер­сей, Дио­с­ку­ры, Сар­пе­дон, зна­ме­ни­тые цари и муд­ре­цы Минос, Рада­манф и Эак. Покро­ви­тель­ст­вуя геро­ям, уни­что­жаю­щим хто­ни­че­ских чудо­вищ, Зевс осуж­да­ет кро­во­про­ли­тие и сти­хий­ные бед­ст­вия вой­ны в лице Аре­са (Hom. Il. V 888—898). Одна­ко в мифах о рож­де­нии геро­ев замет­ны древ­ние фети­шист­ские моти­вы. Зевс явля­ет­ся к Данае в виде золо­то­го дождя (Apol­lod. II 4, 1), Семе­ле — с мол­ни­я­ми и гро­ма­ми, Евро­пу он похи­ща­ет, обер­нув­шись быком (Apol­lod. III 1, 1), к Леде явля­ет­ся лебедем (III 10, 7), Пер­се­фоне — зме­ем. Древ­ние зооморф­ные моти­вы замет­ны и в том, что Зевс пре­вра­ща­ет в живот­ных сво­их воз­люб­лен­ных, желая скрыть их от гне­ва Геры (Ио в коро­ву, Кал­ли­сто в мед­веди­цу). Будучи «отцом людей и богов», Зевс вме­сте с тем явля­ет­ся гроз­ной караю­щей силой. По веле­нию Зев­са при­ко­ван к ска­ле Про­ме­тей, украв­ший искру Гефе­сто­ва огня, чтобы помочь людям, обре­чён­ным Зев­сом на жал­кую участь (Эсхил, «При­ко­ван­ный Про­ме­тей»). Несколь­ко раз Зевс уни­что­жал чело­ве­че­ский род, пыта­ясь создать совер­шен­но­го чело­ве­ка. Он послал на зем­лю потоп, от кото­ро­го спас­лись толь­ко Дев­ка­ли­он, сын Про­ме­тея, и его супру­га Пир­ра (Ovid. Met. I 246—380). Зевс хочет уни­что­жить жал­кий род людей и «наса­дить» новый (Ae­schyl. Prom. 231—233). Тро­ян­ская вой­на — тоже след­ст­вие реше­ния Зев­са пока­рать людей за их нече­стие (Hom. Il. I 5, XIX 263 след.). Зевс уни­что­жа­ет род атлан­тов, забыв­ших о почи­та­нии богов, и Пла­тон назы­ва­ет это­го Зев­са «блю­сти­те­лем зако­нов» (Plat. Cri­tias 121 b—c).

Зевс насы­ла­ет про­кля­тия, кото­рые страш­но реа­ли­зу­ют­ся на отдель­ных геро­ях и целом ряде поко­ле­ний (Тан­тал, Сисиф, Атриды, Кад­миды). Так древ­ний арха­и­че­ский Зевс при­ни­ма­ет всё более оче­вид­ные мораль­ные чер­ты, хотя и утвер­жда­ет он свои прин­ци­пы с помо­щью силы. Нача­ла государ­ст­вен­но­сти, поряд­ка и мора­ли у людей свя­за­ны, по пре­да­ни­ям гре­ков, как раз не с дара­ми Про­ме­тея, из-за кото­рых люди воз­гор­ди­лись, а с дея­тель­но­стью Зев­са (Hes. Theog. 96; Opp. 256—264), кото­рый вло­жил в людей стыд и совесть, каче­ства необ­хо­ди­мые в соци­аль­ном обще­нии (Plat. Prot. 320d—322d). Зевс, кото­рый мыс­лил­ся «огнём», «горя­чей суб­стан­ци­ей» (Ter­tull. Adv. Marc. I 13) и оби­тал в эфи­ре (Eur. frg. 487), вла­дея небом как сво­им домом (Cal­lim. Hymn. III 141), ста­но­вит­ся орга­ни­зу­ю­щим сре­дото­чи­ем кос­ми­че­ской и соци­аль­ной жиз­ни на Олим­пе, где зем­ля схо­дит­ся с небом и где небо пере­хо­дит в огнен­ный тон­чай­ший эфир. Мифо­ло­гия Зев­са Олим­пий­ско­го отра­жа­ет укреп­ле­ние пат­ри­ар­халь­ной вла­сти баси­ле­ев, осо­бен­но микен­ских царей, хотя и не дохо­дит до абсо­лют­ной цен­тра­ли­за­ции этой вла­сти (по Геси­о­ду, Зевс был избран на цар­ство бога­ми, Theog. 881—885). Толь­ко в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху Зевс при­ни­ма­ет образ миро­во­го все­дер­жи­те­ля и вер­ши­те­ля миро­вых судеб, того «все­ца­ря» и «все­эл­лин­ско­го» вла­ды­ки, кото­ро­го вос­пе­ва­ли в позд­них Орфи­че­ских гим­нах и в гимне «К Зев­су» сто­и­ка Кле­ан­фа (3 в. до н. э.), где уни­вер­са­лизм и кос­мизм Зев­са при­ни­ма­ют моно­те­и­сти­че­ские чер­ты.

с.466 Атри­бу­ты Зев­са — эгида, ски­петр, ино­гда молот. Куль­то­вые празд­ни­ки в честь Зев­са немно­го­чис­лен­ны, посколь­ку ряд его функ­ций был воз­ло­жен на дру­гих богов — испол­ни­те­лей воли Зев­са, нахо­див­ших­ся в гораздо более близ­ких отно­ше­ни­ях к чело­ве­ку: на Апол­ло­на — про­ро­че­ство, на Демет­ру — зем­леде­лие, на Афи­ну — муд­рость и искус­ства. В честь Зев­са Олим­пий­ско­го устра­и­ва­лись панэл­лин­ские Олим­пий­ские игры в Олим­пии — как сим­вол еди­не­ния и вза­им­но­го согла­сия гре­че­ских поли­сов. Зев­су соот­вет­ст­ву­ет рим­ский Юпи­тер.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Уче­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3; его же, Антич­ная мифо­ло­гия в ее исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957, с. 89—267 («Крит­ский Зевс»); Cook A. B., Zeus. A stu­dy in an­cient re­li­gion, V. 1—3, Camb., 1914—1940; Diels H., Zeus, «Ar­chiv für Re­li­gionswis­sen­schaft», 1923/24, Bd 22; Wila­mowitz-Möl­len­dorff U. von, Zeus, в сб.: Vorträ­ge der Bib­lio­thek War­burg, B.—Lpz., 1926; Sjö­vall H., Zeus im altgrie­chi­schen Haus­kult, Lund, 1931; Nilsson M. P., Va­ter Zeus, «Ar­chiv für Re­li­gionswis­sen­schaft», 1938, Bd 35, № 1—2, S. 156—71; Aeb­li D., Klas­si­scher Zeus, Münch., 1971; Ke­ré­nyi K., Zeus und He­ra, Lei­den, 1972 (Stu­dies in the his­to­ry of re­li­gions, Suppl. to «Nu­men», № 20); Si­mon E., Der frü­he Zeus, в сб.: Ac­ta of the 2nd In­ter­na­tio­nal Col­loq. on Aegean Pre­his­to­ry, 1972.

А. Ф. Лосев.

До нас дошли куль­то­вые ста­туи Зев­са, изо­бра­жаю­щие его на троне со все­ми атри­бу­та­ми вла­сти. В чис­ле про­из­веде­ний антич­ной пла­сти­ки: «Зевс Отри­ко­ли», мно­го­чис­лен­ные релье­фы [на восточ­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на — сце­на «Рож­де­ние Афи­ны из голо­вы Зев­са»; на фри­зе Пар­фе­но­на — сце­на «Пана­фи­ней­ское шест­вие» (Зевс сре­ди олим­пий­цев); на восточ­ном фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря сце­на «Бит­ва Зев­са с гиган­та­ми» и др.].

В живо­пи­си 16—18 вв. осо­бой попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сце­ны, свя­зан­ные с мифа­ми о Данае, Евро­пе, Ио, Леде. В этот же пери­од рас­про­стра­не­ны были и такие сюже­ты, как «Юпи­тер со спя­щей Антио­пой» (кар­ти­ны Корреджо, Тици­а­на, Я. Тин­то­рет­то, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Я. Йор­дан­са, Рем­бранд­та и др.), «Юпи­тер и Кал­ли­сто» (кар­ти­ны П. П. Рубен­са, Н. Пус­се­на, Ф. Буше и др.), «Юпи­тер и Семе­ла» (кар­ти­ны Тин­то­рет­то, Б. Спран­ге­ра, Гвер­чи­но и др.). Слу­чаи обра­ще­ния к мифу в евро­пей­ской пла­сти­ке еди­нич­ны (Я. Сан­со­ви­но и др.).

См. также:
ЗЕВС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 463—466.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
2. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Сидящая статуя Зевса из Солунта.
Известняк, мрамор.
II—I вв. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Сидящая статуя Зевса из Солунта.
Известняк, мрамор.
II—I вв. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги.
Фреска IV стиля. 50—79 гг.
Геркуланум, Археологический парк, Здание августалов (VI, 24).
6. КЕРАМИКА. Этрурия.
Зевс в образе быка и Европа.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
7. МОЗАИКА. Греция.
Нереиды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Похищение Европы.
Метопа из храма Геры в Селинунте (Сицилия).
Туф.
VI в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Зевса.
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.
Высота 38 см.
Рим, Капитолийские музеи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой.
В левом поле: Ε.
2. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — две монограммы; все внутри венка.
В обрезе: ΖϘΡ (обозначение даты).
3. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Неизвестный монетный двор в Киликии, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — монограмма и буква Η, под троном — монограмма.
4. Тетрадрахма, серебро
Александр III Великий
Пелла, 336—328 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — юноша на лошади вправо, в руках держит пальмовую ветвь и поводья; внизу — изображение кантара (греческой чаши).
5. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Антиохия, 148—147 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор, в лавровом венке, сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке, на вытянутой правой руке стоит Ника, в руках у которой — венок; слева — монограмма Φ.
В обрезе: обозначение даты (ΕΞΡ).
6. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Антиохия, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке у него Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — ΙΣΙ, под троном — звезда и буква A.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох X Евсеб Филопатор
Антиохия, 95—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха X в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево, в левой руке он держит скипетр, на правой стоит Ника с венком; слева — буква Α и монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 119—118 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — монограмма; все внутри венка.
В обрезе: ΔϘΡ (обозначение даты).
9. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 118—117 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний, стоящий влево, в руках у него звезда и скипетр, над головой — полумесяц; слева — две монограммы.
В обрезе: обозначение даты (ΕϘΡ).
10. Тетрадрахма, серебро
Филипп I Эпифан Филадельф
Неизвестный монетный двор в Киликии, 88—75 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Филиппа I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника с венком, в левой — скипетр; слева — монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
В обрезе: монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА