Словарь античности

КОНСУЛ (лат.). Кон­су­ла­ми име­но­ва­лись (воз­мож­но, при­бли­зи­тель­но с 450 до н. э.) два выс­ших долж­ност­ных лица Рим­ской рес­пуб­ли­ки, кото­рых народ­ное собра­ние изби­ра­ло сро­ком на один год. Вна­ча­ле кон­су­лов изби­ра­ли из чис­ла пат­ри­ци­ев, а с 367 до н. э. (Le­ges Li­ci­niae Ses­tiae) один кон­сул изби­рал­ся из пле­бе­ев. В импе­ра­тор­скую эпо­ху кон­су­лов назна­чал импе­ра­тор и эта долж­ность утра­ти­ла свое зна­че­ние, но дава­ла воз­мож­ность для про­дви­же­ния на попри­ще государ­ст­вен­ной и воен­ной служ­бы. Со 180 до н. э. на осно­ва­нии зако­на (Lex Vil­lia an­na­lis) кон­су­лом, как пра­ви­ло, мог стать чело­век начи­ная с 43-лет­не­го воз­рас­та. В пери­од рес­пуб­ли­ки кон­су­лы созы­ва­ли сенат и народ­ное собра­ние, пред­седа­тель­ст­во­ва­ли в них, а затем следи­ли за выпол­не­ни­ем при­ня­тых реше­ний. Во вре­мя вой­ны они коман­до­ва­ли арми­я­ми. По окон­ча­нии сро­ка долж­но­сти кон­су­лы полу­ча­ли в управ­ле­ние какую-либо про­вин­цию и зва­ние про­кон­су­ла. Внеш­ни­ми при­зна­ка­ми кон­суль­ской вла­сти была тога с пур­пур­ной кай­мой, осо­бое крес­ло из сло­но­вой кости (Sel­la cu­ru­lis), зани­мать кото­рое имел пра­во толь­ко кон­сул; кро­ме того, кон­су­лов во вре­мя отправ­ле­ния им слу­жеб­ных обя­зан­но­стей сопро­вож­да­ли две­на­дцать лик­то­ров с фас­ци­я­ми, в кото­рые за город­ской чер­той вкла­ды­ва­лись топо­ры. В рим­ской систе­ме лето­счис­ле­ния годы обо­зна­ча­лись име­на­ми кон­су­лов дан­но­го года (они име­но­ва­лись con­su­les or­di­na­rii). Кон­сул, кото­ро­го изби­ра­ли к том же году вме­сто умер­ше­го или отстра­нен­но­го от долж­но­сти, назы­вал­ся con­sul suf­fec­tus. В импе­ра­тор­скую эпо­ху сме­на кон­су­лов про­ис­хо­ди­ла, как пра­ви­ло, чаще — неред­ко свы­ше деся­ти раз в году. В новое вре­мя кон­су­ла­ми назы­ва­ют­ся долж­ност­ные лица, назна­ча­е­мые посто­ян­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми в каком-либо горо­де или рай­оне дру­го­го государ­ства для защи­ты юриди­че­ских и эко­но­ми­че­ских инте­ре­сов сво­его государ­ства и его граж­дан.

См. также:
КОНСУЛ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КОНСУЛ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГЕСПЕР • КУПОРОС • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • ИДЕОГРАММА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 90 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст ликтора.
Мрамор.
Начало II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст ликтора.
Мрамор.
Начало II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
7. НАДПИСИ. Греция.
Надпись с базы статуи Агриппы.
IG. II2. 4122.
После 23 г. до н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола. Деталь: голова всадника.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
10. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень акведука.
CIL VI 40881.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Дворик Микеланджело.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Верблюд с седлом, идущий вправо; перед ним коленопреклонённый царь Арета, который держит в левой руке узду, а правой протягивает ветвь оливы, перевязанную лентой; выше M SCAVR AED CVR, по бокам EX и S C, ниже REX ARETAS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер в квадриге галопом едет влево, держит в левой руке вожжи, правой рукой мечет молнию; под конями скорпион; выше P HVPSAE AED CVR, ниже C HVPSAE COS PREIVER — слева направо, CAPTVM — снизу вверх. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 54 г. до н.э.
АВЕРС: Q. POM. RVFI RVFVS COS. — обнаженная голова консула Квинта Помпея Руфа вправо.
Кайма из точек.
РЕВЕРС: SVLLA COS. — обнаженная голова Суллы вправо.
Кайма из точек.
3. Денарий (реституционная монета Траяна), серебро
Траян
Рим, 98—117 гг.
АВЕРС: MARCELLINVS — голова консула М. Клавдия Марцелла вправо; сзади — фигура из трех ног, trisceles.
РЕВЕРС: IMP. CAES. TRAIAN. AVG. GER. DAC. P. P. REST. — консул Марцелл посвящает галльскую добычу в храм Юпитера Феретрия.
В поле, слева и справа: MARCELLVS COS. QVINQ.
4. Денарий, серебро
Децим Юний Брут Альбин
Рим, 48 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова консула Авла Постумия Альбина вправо, вокруг A. POSTVMIVS COS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Связанный венок из колосьев, внутри него ALBINV, ниже BRVTI F. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Верблюд с седлом, идущий вправо; перед ним коленопреклонённый царь Арета, который держит в левой руке узду, а правой протягивает ветвь оливы, перевязанную лентой; выше M SCAVR, по бокам EX и S C, ниже AED CVR. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер в квадриге галопом едет влево, держит в левой руке вожжи, правой рукой мечет молнию; выше P HVPSAEVS AID CVR, ниже C HVPSAE COS PREIVER — слева направо, CAPTVM — снизу вверх. Кайма из точек.
6. Аурей, золото
Марк Юний Брут
Восток, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова консула Луция Юния Брута, консула 509 г., вправо, непокрытая и бородатая; вокруг L BRVTVS PRIM COS (primus consul, первый консул), всё внутри венка из дубовых листьев.
РЕВЕРС: Голова Марка Юния Брута вправо, непокрытая, с бородкой; вверху M. BRVTVS IMP (imperator); внизу COSTA LEG. (legatus), всё внутри венка из дубовых листьев.
7. Денарий, серебро
Рим, 50 г. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова консула М. Клавдия Марцелла вправо; сзади — фигура из трех ног, triscelis, спереди — MARCELLINVS, имя монетария.
РЕВЕРС: Тетрастильный храм, перед которым фигура М. Клавдия Марцелла в тоге, под покрывалом, несущего трофей.
По сторонам: MARCELLVS COS. QVINQ. (Marcellus consul quinquies)
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА