Словарь античности

КОНСУЛ (лат.). Кон­су­ла­ми име­но­ва­лись (воз­мож­но, при­бли­зи­тель­но с 450 до н. э.) два выс­ших долж­ност­ных лица Рим­ской рес­пуб­ли­ки, кото­рых народ­ное собра­ние изби­ра­ло сро­ком на один год. Вна­ча­ле кон­су­лов изби­ра­ли из чис­ла пат­ри­ци­ев, а с 367 до н. э. (Le­ges Li­ci­niae Ses­tiae) один кон­сул изби­рал­ся из пле­бе­ев. В импе­ра­тор­скую эпо­ху кон­су­лов назна­чал импе­ра­тор и эта долж­ность утра­ти­ла свое зна­че­ние, но дава­ла воз­мож­ность для про­дви­же­ния на попри­ще государ­ст­вен­ной и воен­ной служ­бы. Со 180 до н. э. на осно­ва­нии зако­на (Lex Vil­lia an­na­lis) кон­су­лом, как пра­ви­ло, мог стать чело­век начи­ная с 43-лет­не­го воз­рас­та. В пери­од рес­пуб­ли­ки кон­су­лы созы­ва­ли сенат и народ­ное собра­ние, пред­седа­тель­ст­во­ва­ли в них, а затем следи­ли за выпол­не­ни­ем при­ня­тых реше­ний. Во вре­мя вой­ны они коман­до­ва­ли арми­я­ми. По окон­ча­нии сро­ка долж­но­сти кон­су­лы полу­ча­ли в управ­ле­ние какую-либо про­вин­цию и зва­ние про­кон­су­ла. Внеш­ни­ми при­зна­ка­ми кон­суль­ской вла­сти была тога с пур­пур­ной кай­мой, осо­бое крес­ло из сло­но­вой кости (Sel­la cu­ru­lis), зани­мать кото­рое имел пра­во толь­ко кон­сул; кро­ме того, кон­су­лов во вре­мя отправ­ле­ния им слу­жеб­ных обя­зан­но­стей сопро­вож­да­ли две­на­дцать лик­то­ров с фас­ци­я­ми, в кото­рые за город­ской чер­той вкла­ды­ва­лись топо­ры. В рим­ской систе­ме лето­счис­ле­ния годы обо­зна­ча­лись име­на­ми кон­су­лов дан­но­го года (они име­но­ва­лись con­su­les or­di­na­rii). Кон­сул, кото­ро­го изби­ра­ли к том же году вме­сто умер­ше­го или отстра­нен­но­го от долж­но­сти, назы­вал­ся con­sul suf­fec­tus. В импе­ра­тор­скую эпо­ху сме­на кон­су­лов про­ис­хо­ди­ла, как пра­ви­ло, чаще — неред­ко свы­ше деся­ти раз в году. В новое вре­мя кон­су­ла­ми назы­ва­ют­ся долж­ност­ные лица, назна­чае­мые посто­ян­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми в каком-либо горо­де или рай­оне дру­го­го государ­ства для защи­ты юриди­че­ских и эко­но­ми­че­ских инте­ре­сов сво­его государ­ства и его граж­дан.

См. также:
КОНСУЛ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КОНСУЛ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: IMAGINES • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • КОНЪЕКТУРА • МАСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на саркофаге Луция Корнелия Сципиона, сына Барбата.

Рим, Гробница Сципионов.
2. НАДПИСИ. Причерноморье.
Надгробная надпись с восхвалением консула Луция Корнелия Сципиона.
Гипсовый слепок.
Оригинал: ок. 230 г. до н. э.
CIL VI 1287 = ILLRP 310b = ILS 3.
Рим, Музей Римской культуры.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тиберий Клавдий Помпеян.
Мрамор.
Римская работа. 170—180 гг. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись с восхвалением консула Луция Корнелия Сципиона.
Плита с надписью, вырезанная из фронтальной стенки монолитного саркофага.
Пеперино. Ок. 230 г. до н. э. Оригинал.
CIL I/2 9 = CIL VI 1287 = ILLRP 310b = ILS 3.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Квадратный вестибюль, 4.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос, известный как «Саркофаг братьев» или «Сенаторский саркофаг».
Каррарский мрамор. 240—260 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Византия.
Створка диптиха консула Ареобинда.
Слоновая кость.
Константинополь. 506 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись с восхвалением консула Луция Корнелия Сципиона.
Пеперино. Ок. 230 г. до н. э. Оригинал.
CIL VI 1287 = ILLRP 310b = ILS 3.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Квадратный вестибюль, 3—4.
8. АРХИТЕКТУРА. Азия.
Библиотека Цельса и ворота Августа.
117—135 гг.
Эфес.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Германик, Гней Домиций Агенобарб и Домиция.
Южная процессия (деталь).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Марк Эмилий Лепид
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: M. LEPIDVS III VIR R. P. C. (Marcus Lepidus triumvir reipublicae constituendae) — непокрытая голова Лепида влево.
Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS T. F. LONGVS IIII VIR A. P. F. (Lucius Mussidius Titi filius Longus, quatuorvir auro publico feriundo) — обнаженный Марс, в коринфском шлеме, стоит склонившись вправо, держит в правой руке копье и в левой паразоний (поясной кинжал, BMCRR) или меч (RRC, CRI) в ножнах, с ремнем; его левая нога поставлена на щит.
Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Верблюд с седлом, идущий вправо; перед ним коленопреклоненный царь Арета, который держит в левой руке узду, а правой протягивает ветвь оливы, перевязанную лентой; выше M SCAVR AED CVR, по бокам EX и S C, ниже REX ARETAS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер в квадриге галопом едет влево, держит в левой руке вожжи, правой рукой мечет молнию; под конями скорпион; выше P HVPSAE AED CVR, ниже C HVPSAE COS PREIVER — слева направо, CAPTVM — снизу вверх. Кайма из точек.
3. Тетрадрахма, серебро
Авл Габиний
57—55 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Филиппа I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника с венком, в левой — скипетр; слева и под троном — две монограммы; все внутри венка.
4. Денарий, серебро
Квинт Фабий Максим Эбурн
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, в горельефе, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской; звезда на шейной пластине шлема (CRR: на назатыльнике); под подбородком X; за головой ROMA; впереди Q. MAX. [MA — монограммой]. Круг из точек.
РЕВЕРС: Рог изобилия, перекрещенный с пучком молний; вокруг венок, составленный из ячменного колоса, пшеничного колоса и различных фруктов (CRR: маковых головок).
5. Денарий, серебро
Марк Цецилий Метелл
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, в горельефе, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской; звезда на шейной пластине шлема (CRR: на назатыльнике); под подбородком X; за головой ROMA (вниз). Круг из точек.
РЕВЕРС: Македонский щит, в центре которого голова слона вправо; вокруг щита M. METELLVS Q. F.; все внутри лаврового венка.
6. Денарий, серебро
Иллирик (?), 49 г. до н.э.
АВЕРС: L. LENT. C. MARC. COS. (NT, MA — монограммой) (Lucius Lentulus, Caius Marcellus, consules) — голова Аполлона, с длинными волосами, вправо.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова вправо, держит пучок молний в правой руке и орла на левой руке, над украшенным гирляндами алтарем; слева от него звезда и буква Q (quaestor).
7. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
8. Денарий, серебро
Марк Цецилий Метелл
Рим, 82—80 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в диадеме, вправо; волосы колечками; под подбородком X; сзади головы ROMA.
РЕВЕРС: Македонский щит, в центре которого голова слона вправо; вокруг щита M. METELLVS Q. F.; все внутри лаврового венка.
9. Денарий, серебро
Луций Корнелий Сулла Феликс
Рим, 54 г. до н.э.
АВЕРС: SVLLA COS. — обнаженная голова Суллы вправо.
Кайма из точек.
РЕВЕРС: Q. POM. RVFI RVFVS COS. — обнаженная голова консула Квинта Помпея Руфа вправо.
Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Квинт Фабий Максим Эбурн
Рим, 82—80 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы скручены назад и два локона спадают на шею; под подбородком X; перед головой лира; сзади ROMA; внизу Q. MAX. Круг из точек.
РЕВЕРС: Рог изобилия, перекрещенный с пучком молний; вокруг венок, составленный из ячменного колоса, пшеничного колоса и различных фруктов (CRR: маковых головок).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА