Гай Юлий Цезарь, консул 59, 48, 46—44; диктатор 49—44 гг. до н. э.
Денарий, серебро Дата чеканки: 42 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
4.11 г
АВЕРС:
Голова Цезаря в лавровом венке справа, сзади IMP вверх, впереди CAESAR вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
Обнаженный Марс в шлеме стоит анфас, глядя влево, опирается на копье в правой руке и держит короткий меч (parazonium), вложенный в ножны, в левой руке; слева P CLODIVS вниз, справа M F вниз. Кайма из точек.
Grueber BMCRR I Rome 4280—4881 Type IV, var. b. P. 585 (Pl. LVII. 22) Crawford RRC 494/16 p. 505 (Pl. LIX, штемпелей аверса: <30, реверса: <33) Sydenham CRR 1123 (степень редкости: 6 — Rare) Babelon MRR Claudia 18 / Julia 56 RSC I Julius Caesar 37 (VF £550) Sear RCTV I 1424 (VF $2240, EF $5600) CRI 114
* Дата чеканки: 42 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 38 г. до н. э., Рим (BMC); ок. 41 г. до н. э., Рим (CRR); ок. 42 г. до н. э. (RSC, RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC, RRC. UBS Gold & Numismatics — аукцион 78, лот 113 (09.09.2008).
MRR (Babelon), т. I, с. 343—344, к Claudia 1—27 (1885 г.):
XXXVI. КЛАВДИИ или КЛОДИИ
Род Клавдиев, чье имя зачастую пишется как Клодии, произошел из государства сабинов. Он насчитывает множество известных представителей, проявивших себя в борьбе за интересы сословия патрициев и отличавшихся, по словам Тита Ливия1 большой суровостью в отношении плебеев. Самый древний из Клавдиев, известный истории, был сабином по происхождению и переселился в Рим, согласно версии Светония, которая представляется правдоподобной, во времена Ромула. Его потомки носили прозвища Сабин, Красс, Каудекс, Руф, Пульхр, Центон, Нерон. Среди них мы называем и децемвира Аппия Клавдия, главного инициатора принятия Законов Двенадцати Таблиц, печально известного своей тиранией и страстью к дочери трибуна Виргиния; Аппий Клавдий Цек, цензор 442 г. (312 г. до н. э.), консул 447 г. (307 г. до н. э.), ослеплённый Геркулесом за преступление, оскорбляющее божество, прославился в войнах с.344 с самнитами и этрусками и строительством Аппиевой дороги. В ветви Клавдиев, которая в эпоху Республики была плебейской, встречаются прозвища Азелл, Канина, Центумал, Цицерон, Фламин, Марцелл; некоторые из этих имен мы находим на монетах. Императоры Тиберий и Клавдий происходили из этого рода, насчитывавшего мало военных, но обеспечившего бесчисленное множество деятелей науки и литературы2. Потомок этого рода, Луций Клодий Макр, наместник Африки в конце правления Нерона, восстал и приказал чеканить монеты, которые до нас дошли3.
Члены рода Клавдиев, чьи имена фигурируют на монетах: 1. Гай Клавдий Пульхр; 2. Аппий Клавдий Пульхр; 3. Клавдий Униман; 4. Тиберий Клавдий Нерон; 5. Гай Клавдий Марцелл; 6. Публий Корнелий Лентул Марцеллин, сын Публия; 7. Гай Клодий Пульхр; 8. Клодий Туррин, сын Марка; 9. Клодий Пульхр.
Отметим раз и навсегда, что на монетах, выпускавшихся членами рода Клавдиев, часто изображается Победа на колеснице. Каведони4 полагает, что это намек на сабинское происхождение этого рода. Возможно, говорит он, эта богиня фигурирует на этих монетах как напоминание об озере близ Кутилий, посвященном Победе5; это очень смелая теория.
Перевод С. Э. Таривердиевой
1Liv. II. 56: «семейство, надменнейшее и жесточайшее к простому народу» (Familia superbissima ac crudelissima in plebem).
2См. специальное исследование Моммзена о роде Клавдиев: Mommsen Th. Histoire romaine / Trad. Ch. A. Alexandre. Paris, 1865. Т. IV. P. 382 f.
3Müller L. Numismatique de l’ancienne Afrique. Copenhague, 1861. Т. II. P. 170.
4Cavedoni C. Compt. rend. de Cohen H. Description générale des monnaies de la république romaine, communément appellées médailles consulaires // Revue Numismatique. N. S. T. 2. 1857. P. 349.
MRR (Babelon), т. I, с. 354—355, к Claudia 14—24 (1885 г.):
8. Публий Клодий Туррин
Монетарий 711 г. (43 г. до н. э.).
Публий Клодий, сын Марка Клодия, был монетным магистратом в 711 г. (43 г. до н. э.). Нам известен один Публий Клодий, живший в это время, но он не идентичен нашему монетарию, так как являлся сыном Публия Клодия Пульхра, противника Милона, а монеты свидетельствуют, что монетарий был сыном Марка. Также не следует путать монетария с Клодием, которого Цезарь отправил в Македонию в 706 г. (48 г. до н. э.) к Метеллу Сципиону1; этот последний, видимо, идентичен тому, кого Аппиан2 называет Клодием Вифиником, который воевал в Перузии, был пленен и казнен Октавием в 714 г. (40 г. до н. э.); но он носил преномен Луций3, тогда как монетного магистрата звали Публием. Боргези, таким образом, полагает, что это Публий Клодий Туррин, известный ритор, о котором говорит Сенека4. Он был кваттуорвиром по чеканке монеты в начале триумвирата Октавия, с.355 Антония и Лепида5; все изображения на его монетах относятся к Юлию Цезарю, Антонию и Октавию. Комментарий и изображения монет с портретами Юлия Цезаря, Марка Антония или Октавия мы даём в разделах, посвящённых родам Антониев и Юлиев. Голова Аполлона на монете № 14 обычно считалась головой Музы; мы встречаем эту голову на денариях Гая Консидия Пета и Квинта Помпония Музы; Боргези доказал, что в нем следует видеть Аполлона, такого, каким он предстает на монетах Аполлонии Иллирийской6.
Диана, держащая два факела на № 14, — это Диана Люцифера, которую мы видим на денариях Гая Вибия Пансы и на монетах Эфеса, Тралл, Киоса. Голова Солнца и полумесяц между пятью звездами на № 16, которые мы можем сопоставить с типами Мания Аквилия и Луция Лукреция Триона, содержат, возможно, намек на культ дневных и ночных божеств, весьма популярный в Риме7. К тому же нам известно, какое важное место солнце и другие звезды занимали на изображениях монетариев Марка Антония, Октавия и Лепида; триумвиры, как позже императоры, рассматривали себя как «причастные к светилам» (participes siderum). Только Публий Клодий и его коллеги Луций Ливиней Регул и Луций Муссидий Лонг носили титул «кваттуорвир по чеканке государственного золота» (quatuorvir auro publico feriundo).
6von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S.135 f.; F. Lenormant. La monnaie dans l’antiquitè. P., 1878. T. II. P. 343; T. III. P. 171.
Семью Юлиев можно считать самой знаменитой из патрицианских семей Рима. Эта семья была в числе тех, кого Тулл Гостилий перевёз в Рим после разрушения Альбы Лонги и немедленно возвёл в патриции1. Из древнейшей надписи нам известно, что Юлии жили в Бовиллах и что при обстоятельствах, точно нам не известных, принесли жертву в соответствии с обычаями Альбы, где была их первоначальная родина, lege Albana2. Намного позже мы видим, что традиции действительно связывают их с Бовиллами, так как император Тиберий велел восстановить в этом городе алтарь (sacrarium), установленный в честь рода Юлиев, и приказал поставить там статую Августа3. В то же время, члены этой семьи претендовали на божественное происхождение: от Юла или Аскания, который был сыном Венеры и Анхиза: он пришёл основать город Альбу после разрушения Трои. Диктатору Юлию Цезарю нравилось в своих публичных выступлениях намекать на это небесное происхождение; это объясняет присутствие Венеры Прародительницы на многих его монетах; имя этой богини диктатор дал своим солдатам в качестве пароля в битвах при с.2 Фарсале и Мунде. В соответствии с обетом, данным перед Фарсалом, Цезарь возвёл в её честь храм, который был с необычайными торжествами открыт 25 сентября 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август подхватил притязания своей приёмной семьи, и Венера и в империи тоже провозглашалась прародительницей Цезарей. Члены рода Юлиев носили следующие прозвища: Бурсион, Цезарь, Юл, Ментон и Либон. На монетах мы видим следующих персонажей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бурсион; 6. Луций Юлий Салинатор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.
MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):
7. Гай Юлий Цезарь
Юлий Цезарь родился в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по матери он был племянником Мария, и Сулла его проскрибировал. Его жизнь слишком хорошо известна, чтобы приводить здесь какие-либо подробности, кроме тех, которые имеют значение для нумизматики. Поэтому просто кратко изложим его карьеру:
Верховный понтифик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Городской претор и проконсул Лузитании в 692 г. (62 г. до н. э.)
Император в 693 г. (61 г. до н. э.)
Консул и проконсул Галлий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал военный триумвират с Помпеем и Крассом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женился на Кальпурнии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Проконсул Галлий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Верцингеторига при Алезии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Перешел Рубикон и захватил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Помпея в Испании в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Фарсале в 706 г. (48 г. до н. э.)
Реформировал календарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низложил Фарнака, понтийского царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Тапсе в Африке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Разбил сыновей Помпея при Мунде в Испании в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повторно провозглашен императором в 709 г. (45 г. до н. э.)
Получил почетный титул «Отец отечества» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.) с.10
Юлий Цезарь был консулом: 1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.) 2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.) 5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был диктатором: 1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Диктатор пожизненно в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был обожествлен, то есть, получил титул divus, после смерти, в пятый день до декабрьских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На основании этих хронологических сведений мы будем классифицировать монеты Юлия Цезаря2.
1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.
2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.
MRR (Babelon), т. II, с. 30—31, к Julia (56—58) (1885 г.):
с.30 Монеты с портретом Юлия Цезаря, отчеканенные в 711 г. от основания Города (43 г. до н. э.), подписаны Публием Клодием, сыном Марка, Луцием Ливинеем Регулом и Луцием Муссидием Лонгом. Это денарии; иногда упоминается аурей с именем Луция Ливинея Регула, но он является подделкой2. На монетах, которые рассматриваются здесь, изображена голова Юлия Цезаря в лавровом венке, без легенды, исключая денарий Публия Клодия, где Юлий Цезарь имеет титул императора. Помимо исторических аргументов, заставляющих отнести работу монетных кваттуорвиров, о которых здесь идёт речь, к 711 и 712 гг., можно отметить, что приведённые ниже монеты с портретом Юлия Цезаря, не могли быть отчеканены позднее 711 и 712 гг., когда Цезарь получил титул Божественного (Divus), с.31 который с этого времени обязательно упоминается, как мы увидим далее на монетах Октавиана, прославляющих память о нём.
2Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l’Empire romain communément appelées médailles impériales / 3 éd. T. 1. Londres; Paris, 1859. P. 13, № 28, note. Коллекционеры не слишком критически относятся к золотым монетам Цезаря, которые во множестве штампуют современные фальсификаторы и которые мы исключили из описания, хотя многие из них фигурируют в книгах или некоторых коллекциях как подлинные.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 582—583, прим. 2 (к №№ 4276—4305) (1910 г.):
Около 38 г. до н. э., 716 г. от основания Рима
P. CLODIVS M. F (ПУБЛИЙ КЛОДИЙ, СЫН МАРКА)
К этому году относятся монеты монетариев Публия Клодия, сына Марка, и Гая Вибия Вара. Бабелон склонен связывать с ними Л. Муссидия Лонга и Л. Ливинея Регула, создавая таким образом кваттуорвират для чеканки монеты в 43—42 гг. до н. э.: Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 141. Однако граф де Салис разделил эти четыре выпуска на два года и отнес их к 39 и 38 гг. соответственно. Определенно у всех четырех монетариев существует заметное сходство по характеру типов и выпусков золотых и серебряных монет, но выпуски Л. Муссидия Лонга и Л. Ливинея Регула имеют определенные характеристики, не встречающиеся на монетах П. Клодия и Г. Вибия Вара, и наоборот. Приблизительную дату должностей Клодия и Вара можно установить на основании свидетельств кладов, так как их выпуски — одни из самых поздних выпусков римского монетного двора, встречающихся в кладах из Санта Анна, Оссоларо, Пьеве-Квинта, Гросспольда, Борцано, Печчиоли и Гарласко. Однако монеты Вара отсутствуют в кладах из Санта Анна и Оссоларо (см. таблицу кладов).
О Публии Клодии, сыне Марка Клодия, нет никаких определенных сведений, кроме того, что он входил в кваттуорвират по чеканке монет. Его не следует путать ни с Публием Клодием, который был сыном Публия Клодия Пульхра, противника Милона, ни с Клодием, которого Цезарь в 48 г. до н. э. отправил в Македонию и который был взят в плен при осаде Перузии в 40 г. до н. э. и казнен Октавием, ибо его преномен был Луций, а не Публий. Боргези (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 2. Paris, 1864. P. 72) идентифицирует его с П. Клодием Туррином, ритором, упомянутым у Сенеки (Babelon E. Op. cit. T. 1. P. 354). Подобно монетариям 39 г. до н. э., Клодий чеканил две серии монет: одна с изображениями, связанными с триумвирами и Юлием Цезарем, вторая — с изображениями, относящимися к культу Аполлона и Дианы, возможно, связанному с его собственной семейной историей. На золотых монетах, отчеканенных в честь триумвиров, Клодий, подобно Муссидию и Регулу, поместил после своего имени буквы A. P. F («для чеканки государственного золота», auro publico feriundo).
Для изображений, использованных Клодием, можно предложить следующее объяснение, пусть и не везде полностью исчерпывающее. Пантеистическая фигура на Типе I, соединяющая атрибуты Солнца, Меркурия, Марса, Победы, Фортуны и Юпитера, вероятно, — намек на характер и славу Антония. Фон Заллет (von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S. 137), отнеся выпуск этих монет к 43 г. до н. э. (711 г. от основания Рима) считал, что этот тип не имеет никакого отношения к успехам Антония на Востоке. Их отнесение к несколько более поздней дате делает это объяснение вполне возможным. Мнение доктора А. Веркутра (Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384, о том, что фигура представляет «гения римского народа» и что «ворон на скале» указывает на основание города Лугдуна, можно упомянуть, но нельзя принять. Венера с Купидоном на аурее Октавия (тип II) может относиться только к предполагаемому происхождению рода Юлиев от этого божества; а если идентифицировать с Конкордией фигуру со скипетром и рогом изобилия на реверсе монеты Лепида, то вполне можно увидеть указание на недавнее примирение между Лепидом и его коллегами. Объект слева от нее несколько неясен, но его идентификация с совой, а не с трофеем, лучше соответствовала бы фигуре Конкордии, иллюстрируя мудрость примирения. Типы IV—IV var. b в целом прославляют триумвиров Антония и Октавия и Юлия Цезаря как полководцев. Фигура Цереры на типе V может быть еще одним указанием на примирение с Секстом Помпеем, избавившее Рим от нехватки продовольствия. Бабелон (Babelon E. Op. cit. T. 1. P. 355) склонен объяснять голову Солнца (Аполлона) и полумесяц и звезды (Диана) на типе VI связью с культом дневных и ночных божеств, очень популярным в Риме. Перенесение на Диану характеристик Артемиды в очень ранний период ее культа в Риме указывает на ее связь с Аполлоном на Типе VII. Оба этих типа могут относиться к древней истории или некоему преданию, связанному с родом Клавдиев, имевшим сабинское происхождение и перебравшимся в Рим вскоре после строительства города (Suet. Tib. 1). Уже отмечалось, что культ Дианы и Солнца был привнесен в Рим сабинами, построившими их храмы на Авентине и Квиринале (см. выше, с.574). Идентификация доктора А. Веркутра (Vercoutre A. Op. cit. . P. 381), согласно которой пять звезд представляют созвездие Тельца (Taurus) и являются каламбуром-намеком на когномен Туррин (Turrinus), неубедительна.
Экземпляр аурея Марка Антония (с. 582, № *4276) был приобретен Британским музеем после окончания работы над вклейками, иллюстрирующими эту часть каталога.
О штемпелях реверсов, общих для №№ 16, 17 и 18, см. Bahrfeldt M. Über die Chronologie der Münzen des Marcus Antonius 710—724 U. C. (44—30 v. Chr.) // Atti del Congresso Internazionale di Scienze Storiche VI, Sezione Numismatica. Roma, 1904. P. 190.
Эти четыре монетария иначе не известны; Л. Муссидий Лонг, вероятно, отец сенатора времен Августа (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 127; idem. New men in the Roman senate, 139 B. C.—A. D. 14. Oxford, 1971. P. 243), Л. Ливиней Регул, возможно, сын друга Цицерона Л. Ливинея Регула с.510 (Att. III. 17. 1; Fam. XIII. 60. 1); последний, вероятно, был претором, упомянутым на №№ 26—31, или, возможно, префектом города, упомянутым на № 31; ни история этого периода, ни конституционная практика не позволяют считать, что сам монетарий был префектом города в 42 г. до н. э. или около этого времени (contra Broughton T. R. S. Supplement to the Magistrates of the Roman Republic. New York, 1960. P. 35; ср. монету, подобную № 31, без явного и исключительного указания на монетария, отчеканившего ее: №№ 433/1—2; я не идентифицирую монетария и префекта 46 г.).
Золотые монеты с портретами триумвиров содержат как изображения, прославляющие основание триумвирата, так и изображения, соответствующие отдельным триумвирам: Л. Ливиней Регул изображает весталку Эмилию (Plut. Rom. 2 и Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 329—332; см. также № 419), Геркулеса, предка Антониев (App. BC III. 60 и 72; Plut. Ant. 4, 36 и 60; возможно, [Cic.] Caes. iun. I. 7), и Энея, несущего Анхиза; П. Клодий изображает фигуру, вероятно, являющуюся Фортуной (следует отметить связь Лепида с храмом Εὐτυχια на форуме, Cass. Dio XLIV. 5. 2; Cic. Att. XIII. 42. 3), гения (ср. №№ 329 и 397), соединяющего атрибуты Солнца, Аполлона, Виктории и Счастья (felicitas) и опирающегося правой ногой на земной шар между орлом и щитом (библиографию см.: Buttrey T. V. The triumviral portrait gold of the Quattuorviri monetales of 42 B. C. New York, 1956. P. 9 n. 40; вероятно, фигура каким-то неясным сегодня образом относится лично к Марку Антонию; вопреки мнению А. Альфёльди (Alföldi A. Der neue Weltherrscher der vierten Ekloge Vergils // Hermes. Bd. 65. 1930. S. 377), фигура не является Эоном, о котором см. Charbonneaux J. Aion et Philippe l’Arabe // MEFRA. T. 72. 1960. P. 253; Тевено (Thevenot E. La figuration du Genie de Lyon // RAE. T. 10. 1959. P. 94) не приводит свидетельств в пользу своего мнения, будто эта фигура — гений Лугдуна) и Венеру Прародительницу. Л. Муссидий Лонг изображает Марса как напоминание о планах триумвиров предпринять парфянскую войну (Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 128—132; ср. № 497 и с. 740) и рог изобилия как символ Фортуны (нет особой связи между этим изображением и изображением Энея, отчеканенным Л. Ливинеем Регулом, Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 115—116 против Alföldi A. Op. cit. S. 375 Anm. 1); Г. Вибий Вар изображает рукопожатие как символ согласия между триумвирами.
Марс вновь встречается на денариях П. Клодия, вместе с портретами Цезаря, М. Антония и Октавиана; с последним также соседствует изображение Благочестия на реверсе, явно указание на наследство Цезаря и долг Октавиана отомстить за него. Л. Ливиней Регул помещает на свои денарии портрет Цезаря между лавровой ветвью и кадуцеем с изображением быка на реверсе, возможно, напоминая благоприятное предзнаменование в 47 г.1 (Cass. Dio XLI. 39. 2, ср. Suet. Iul. 59, и Weinstock S. Op. cit. P. 118—121), и портрет Октавиана с изображением Победы на реверсе (см. ILS. 108 о первой победе Октавиана при Мутине 14 апреля 43 г.). Г. Вибий Вар соединяет на своих денариях Фортуну, держащую Викторию, с портретами М. Антония и Октавиана и чеканит также ауреи с Аполлоном и Венерой, богами-покровителями Юлиев (см. № 320). Л. Муссидий Лонг соединяет портрет Цезаря с символами с.511 господства «на суше и на море» (terra marique) — рогом изобилия на земном шаре с рулем (см. № 393), — с символами Счастья (felicitas, ср. алтарь рода Августа, The Cambridge Ancient History. Plates IV. Cambridge, 1960. Pl. 134) и понтификата; он также посвящает Виктории обе стороны еще одного выпуска денариев и намекает на согласие (concordia) между триумвирами, изображая на денариях рукопожатие вокруг кадуцея и храм Венеры Клоакины с Конкордией (о храме Венеры Клоакины см. Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. I. 262; свидетельство Плиния (NH. XV. 119) предполагает, что он тоже может быть символом гражданского мира, см. Pais E. I nummi di L. Mussidius Longus ed il loro significato per la storia del triumvirato romano // RAL. Ser. 5. Vol. 33. 1924. P. 15; о связанной с ним идее очищения см. van Essen C. C. Venus Cloacina // Mnemosyne. Vol. 9. 2. 1956. P. 137); соединение звезды, полумесяца и Солнца на той же группе денариев, возможно, предполагает веру в неизбежность нового века (Cic. ND II. 51; Censorin. 18. 11; Norden E. Geburt des Kindes / 2 Aufl. Stuttgart, 1958. S. 143; Alföldi A. Op. cit. S. 373; Солнце и Луна и родственные им божества Аполлон и Диана на ауреях и денариях П. Клодия, несомненно, навеяны той же идеей)2.
Остаются лишь ауреи и денарии Л. Ливинея Регула, прославляющие курульные должности двух его предков и намекающие на две области деятельности эдила (ср. выпуски, рассмотренные на с. 729) и ауреи и денарии Г. Вибия Вара с изображениями Ромы и Немезиды (о Роме ср. № 292/1, о Немезиде см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1902. S. 143—166), Либера с его атрибутами, Геркулеса и Минервы; учитывая связь между Немезидой, Викторией и Ромой (Weinstock S. Victoria // RE. Bd. VIII A. 1958. Sp. 2536—2537), ауреи, изображающие Рому и Немезиду, вероятно, предвосхищают победу триумвиров, ср. связь Ромы с победой Суллы (№ 421 и с. 732). Геркулес, вероятно, — цезарианский тип; во всяком случае, его диадема похожа на пергамскую корону «Александра» (Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Darmstadt, 1969. S.12). Либер и Минерва, возможно, — семейные типы Вибиев: Г. Вибий, сын Гая, Панса (№ 342) изображает Аполлона, Цереру и Минерву; Г. Вибий, сын Гая, внук Гая, Панса (№ 449) — Либера, Цереру и Меркурия; Г. Вибий Вар — Либера и Минерву.
1Но следует также отметить связь зодиакального знака Тельца с Венерой, см.: Mommsen Th. Die römische Chronologie bis auf Caesar. 2 Aufl. Berlin, 1859. S. 305—308.
2Но следует также отметить связь Солнца, Луны и Виктории в надписи CIL. III. 14386d. Более старые точки зрения, а именно: Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 577, n. 1; P. 582—583, n. 2; Cesano L. M. Antonius-Sol (monete di M. A.) // Bollettino dell’Associazione Archeologica Romana. 1912. Vol. 10—12. P. 238, — неубедительны.
CRI (Sear), с. 78, к № 114 (1998 г.):
Самой примечательной особенностью коллегии монетариев 42 г. до н. э. стала регулярная чеканка золотых монет: впервые в истории римской чеканки такая задача была поручена монетариям. Источником золотых слитков для этой беспрецедентной чеканки стали проскрипции, а её цель состояла в том, чтобы оплатить огромные военные расходы в преддверии решающего столкновения с лидерами республиканцев, Брутом и Кассием, при Филиппах. Идентификация Луция Ливинея Регула, Публия Клодия, Луция Муссидия Лонга и Гая Вибия Вара как членов монетной коллегии в этот решающий год в истории Республики основана на работах Т. Баттри27. Эти монетарии чеканили не только ауреи, но и значительное количество денариев, и на некоторых из них изображён портрет покойного диктатора. Для этого типа Публий Клодий, сын Марка, о котором мы не знаем ничего определённого, использовал аверс, возвращающийся к реалистическому портретному стилю прижизненных монетных портретов Цезаря, в противовес идеализированным изображениям на денариях Фламиния, выпущенных в 43 г. до н. э. Параллельно чеканились выпуски с портретами двух триумвиров, Антония и Октавиана (см. № 148 и 155). Изображение Марса, бога войны, было вполне уместно в то время, когда приготовления к войне с республиканскими силами на Востоке шли полным ходом.