25. Греки их называют кометами, по-нашему это значит «волосатые ». Они устрашают своими кроваво-красными космами наподобие щетинистого пучка волос, [обычно] на верхушке. Те из них, у которых этот пучок растет от их нижней части, наподобие долгой бороды, греки называют «бородатыми ». Еще бывают «копья », они дрожат наподобие брошенного дротика и служат весьма зловещим предзнаменованием 54. Такова была комета, о которой император и цезарь Тит в свое пятое консульство 55 подробно повествует в своем прекрасном стихотворении. Это было последнее до сего дня появление [кометы такого вида]. Такие же, но более короткие и заостренные кометы назвали «кинжалами ». Они самые бледноокрашенные и блестят наподобие меча. Лучей они не испускают совсем. Дисковидные, чей вид соответствует названию, цвет же их янтарный, с краев испускают лучи, но редкие.
90 У бочковидных комет форма бочки, они окружены дымной сферой. Роговые имеют форму рога. Такая комета появилась, когда греки вступили в решающий бой при Саламине. Кометы-светильники напоминают пылающие факелы, «конские » похожи на лошадиные гривы. Эти движутся очень быстро и вращаются вокруг своей оси. Встречаются еще кометы с серебристыми хвостами, горящие так ярко, что трудно на них смотреть, и в них проглядывает нечто напоминающее человеческое лицо. Еще — «козлиные » кометы, окруженные какой-то шерстью и подобием облака. Однажды гривастая комета обратилась в комету-копьё. Это было в 108-ю олимпиаду, от основания же Рима в 408 году 56. Ни разу не было, чтобы продолжительность пребывания кометы на небе была меньше семи дней, дольше же всего — 80 дней.
(23) 91 Кроме того, некоторые из комет движутся по небу наподобие планет, другие неподвижны и прикреплены к одному месту; почти все приурочены к северной части неба, впрочем, иные попадаются там и сям, чаще в светлом участке, называемом Млечным Путем. Аристотель передает, что иногда бывают видны одновременно несколько комет, и это предвещает сильные ветры или жару 57. Насколько мне известно, больше об этом никто не сообщает. Встречаются кометы и в зимние месяцы, но тогда они лишены блеска. Об ужасной комете рассказывают люди, живущие в Эфиопии и Египте. Ее назвали «Тифон » по имени царя, правившего в то время. Вид ее был пламенный, спиральный наподобие улитки. Смотреть было на нее страшно: скорее не светило, а какой-то огненный ком.
92 Рассеиваются лучи в виде волос иногда и от блуждающих и прочих звезд. Если комета, как иногда случается, появляется в западной части неба, то это обычно знамение зловещее и отвратить его нелегко 58. Так было в гражданскую войну в консульство Октавиана [1], а также во время войны Помпея с Цезарем; в наше время — когда цезарь Клавдий оставил власть над империей Домицию Нерону и [тот взошел на престол] после отравления 59; и потом во время принципата Нерона, когда [комета на западе горела] свирепо и почти беспрерывно. Придают определенное значение тому, к какому небесному градусу комета движется, от какой звезды она набирается сил, на что похожа и в каком месте усиливает свой свет.
93 Если она напоминает флейту, это предвещает что-то для мусического искусства; если располагается в гениталиях того или иного знака зодиака, это означает нечистоту нравов; если у нее форма треугольника или квадрата, вписанного в какую-либо конфигурацию неподвижных звезд, то это предзнаменование успехов изобретательности и науки. Комета в голове Северного или Южного Дракона означает эпидемии. Во всем мире есть единственное место — это храм в Риме — где поклоняются комете: той, которую божественный Август счел весьма счастливой для себя. Она появилась в начале его правления во время игр, которые он вскоре после кончины своего родителя, Юлия Цезаря 60, устроил от лица им же основанной коллегии в честь Венеры Прародительницы.
94 При этом он огласил свою радость в следующих словах: «В эти самые дни устроенных мною игр, косматая звезда в течение семи дней сверкала в северной части неба. Она поднималась около одиннадцатого часа дня и была ясно различима со всех земель. Простой народ верил, что эта звезда знаменует собой душу Цезаря, причтенную к лику святых бессмертных богов. В уважение к этой вере памятная эмблема в виде косматой звезды нанесена на изваяние Цезаря, недавно освященное на Форуме ». Так говорил Август во всеуслышанье, в душе же он ликовал, считая эту комету порожденной ради него самого и себя рожденным ею. Правда и то, что комета принесла благополучие земному миру. Есть такие люди, кто считает, что кометы вечны и движутся по присущим им орбитам, но не видны, пока остаются в солнечных лучах. Но есть и другие, по мнению которых кометы рождаются случайным образом из влаги и огня и затем [на них же] распадаются.
|
25. cometas Graeci vocant, nostri crinitas, horrentes crine sanguineo et comarum modo in vertice hispidas. iidem pogonias quibus inferiore ex parte in speciem barbae longae promittitur iuba. acontiae iaculi modo vibrantur, ocissimo significatu. haec fuit, de qua quinto consulatu suo Titus Imperator Caesar praeclaro carmine perscripsit, ad hunc diem novissima visa. easdem breviores et in mucronem fastigatas xiphias vocavere, quae sunt omnium pallidissimae et quodam gladii nitore ac sine ullis radiis, quos et disceus, nomini similis, colore autem electro, raros e margine emittit.
[90] pitheus doliorum cernitur figura, in concavo fumidae lucis. ceratias cornus speciem habet, qualis fuit cum Graecia apud Salamina depugnavit. lampadias ardentes imitatur faces, hippeus equinas iubas, celerrimi motus atque in orbem circa se euntes. fit et candidus Διὸς cometes, argenteo crine ita refulgens, ut vix contueri liceat, specieque humana dei effigiem in se ostendens. fiunt et hirci, villorum specie et nube aliqua circumdati. semel adhuc iubae effigies mutata in hastam est, Olympiade CVIII, urbis anno CCCCVIII. brevissimum quo cernerentur spatium VII dierum adnotatum est, longissimum CLXXX.
(23) [91] Moventur autem aliae errantium modo, aliae inmobiles haerent, omnes ferme sub ipso septentrione aliqua eius parte non certa, sed maxime in candida, quae lactei circuli nomen accepit. Aristoteles tradit et simul plures cerni, nemini conpertum alteri, quod equidem sciam, ventos autem ab iis graves aestusve significari. fiunt et hibernis mensibus et in austrino polo, sed ibi citra ullum iubar. diraque conperta Aethiopum et Aegypti populis cui nomen aevi eius rex dedit Typhon, ignea specie ac spirae modo intorta, visu quoque torvo, nec stella verius quam quidam igneus nodus.
[92] sparguntur aliquando et errantibus stellis ceterisque crines. sed cometes numquam in occasura parte caeli est, terrificum magna ex parte sidus atque non leviter piatum, ut civili motu Octavio consule iterumque Pompei et Caesaris bello, in nostro vero aevo circa veneficium, quo Claudius Caesar imperium reliquit Domitio Neroni, ac deinde principatu eius adsiduum prope ac saevum. referre arbitrantur, in quas partes sese iaculetur aut cuius stellae vires accipiat quasque similitudines reddat et quibus in locis emicet:
[93] tibiarum specie musicae arti portendere, obscenis autem moribus in verendis partibus signorum, ingeniis et eruditioni, si triquetram figuram quadratamve paribus angulis ad aliquos perennium stellarum situs edat; venena fundere in capite septentrionalis austrinaeve serpentis. Cometes in uno totius orbis loco colitur in templo Romae, admodum faustus Divo Augusto iudicatus ab ipso, qui incipiente eo apparuit ludis, quos faciebat Veneri Genetrici non multo post obitum patris Caesaris in collegio ab eo instituto.
[94] namque his verbis in . . . . gaudium prodit is: «Ipsis ludorum meorum diebus sidus crinitum per septem dies in regione caeli sub septemtrionibus est conspectum. id oriebatur circa undecimam horam diei clarumque et omnibus e terris conspicuum fuit. eo sidere significari vulgus credidit Caesaris animam inter deorum inmortalium numina receptam, quo nomine id insigne simulacro capitis eius, quod mox in foro consecravimus, adiectum est». haec ille in publicum; interiore gaudio sibi illum natum seque in eo nasci interpretatus est. et, si verum fatemur, salutare id terris fuit. Sunt qui et haec sidera perpetua esse credant suoque ambitu ire, sed non nisi relicta ab sole cerni; alii vero qui nasci umore fortuito et ignea vi ideoque solvi.
|