Естественная история

Кн. II, гл. 58

Текст по изданию: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, Москва, 2007. С. 287—366.
Перевод с лат. и комментарии Б. А. Старостина.
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 1, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1906.
Скан тойбнеровского изд. 1906.
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
  • 58. (59) 149 Гре­ки про­слав­ля­ют Ана­к­са­го­ра Кла­зо­мен­ско­го, во вто­рой год 78-ой олим­пи­а­ды пред­ска­зав­ше­го, бла­го­да­ря сво­е­му зна­нию аст­ро­но­ми­че­ской лите­ра­ту­ры107, в какие дни с Солн­ца упа­дет камень. Это и про­изо­шло средь бела дня в той части Фра­кии, что лежит при Козьей реке108. Камень этот пока­зы­ва­ют еще и сей­час, он корич­не­вый, вели­чи­ной с воз. Ноча­ми тогда на небе пыла­ла коме­та. Если кто верит, что паде­ние кам­ня было пред­ска­за­но, пусть так­же при­зна­ет, что про­зор­ли­вость Ана­к­са­го­ра про­из­ве­ла и еще боль­шее чудо: раз­ру­ши­ла наше пони­ма­ние при­ро­ды вещей и все пере­ме­ша­ла. Надо верить, что то ли Солн­це есть камень, то ли в нем содер­жал­ся камень.
  • 150 Одна­ко что кам­ни часто пада­ют с неба, в том нет сомне­ния. В Абидос­ском гим­на­сии еще и сего­дня по этой при­чине почи­та­ют какой-то каме­шек, о кото­ром тот же Ана­к­са­гор, как пере­да­ют, пред­ска­зал, что он упа­дет посреди стра­ны. Покло­ня­ют­ся кам­ню и в Кас­сан­дрии, назы­вае­мой по этой при­чине так­же Поти­де­ей109. В зем­ле вокон­тий­цев110 я сам видел камень, кото­рый неза­дол­го до того [упал там с неба].
  • 58. (59) [149] Ce­leb­rant Grae­ci Ana­xa­go­ran Cla­zo­me­nium Olym­pia­dis LXXVIII se­cun­do an­no prae­di­xis­se cae­les­tium lit­te­ra­rum scien­tia, qui­bus die­bus sa­xum ca­su­rum es­set e so­le, id­que fac­tum in­ter­diu in Thra­ciae par­te ad Aegos flu­men, qui la­pis etiam nunc os­ten­di­tur mag­ni­tu­di­ne ve­his, co­lo­re adus­to, co­me­te quo­que il­lis noc­ti­bus flag­ran­te. quod si quis prae­dic­tum cre­dat, si­mul fa­tea­tur ne­ces­se est, maio­ris mi­ra­cu­li di­vi­ni­ta­tem Ana­xa­go­rae fuis­se sol­vi­que re­rum na­tu­rae in­tel­lec­tum et con­fun­di om­nia, si aut ip­se sol la­pis es­se aut um­quam la­pi­dem in eo fuis­se cre­da­tur.
  • [150] de­ci­de­re ta­men creb­ro non erit du­bium. in Aby­di gym­na­sio ex ea cau­sa co­li­tur ho­die­que mo­di­cus qui­dem, sed quem in me­dia ter­ra­rum ca­su­rum idem Ana­xa­go­ras prae­di­xis­se nar­re­tur. co­li­tur et Cas­sandriae, quae Po­ti­daea quon­dam vo­ci­ta­ta est, ob id de­duc­ta. ego ip­se vi­di in Vo­con­tio­rum ag­ro pau­lo an­te de­la­tum.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 107про­слав­ля­ют Ана­к­са­го­ра Кла­зо­мен­ско­го, во вто­рой год 78-й олим­пи­а­ды пред­ска­зав­ше­го, бла­го­да­ря сво­е­му зна­нию аст­ро­но­ми­че­ской лите­ра­ту­ры… — место важ­ное как источ­ник для пони­ма­ния антич­ной нау­ки и фило­со­фии. Весь­ма рацио­наль­ное сомне­ние Пли­ния в воз­мож­но­сти пред­ска­зать метео­рит 467 года до н. э. (вто­ро­го года 78-й олим­пи­а­ды) орга­ни­че­ски соеди­не­но в § 149 с пони­ма­ни­ем того, что такая воз­мож­ность озна­ча­ла бы при­сут­ст­вие камен­ной сти­хии в пра­виль­но дви­жу­щих­ся по сво­им орби­там телах, преж­де все­го в Солн­це. Отно­си­тель­но того, откуда Ана­к­са­гор извлек свое пред­ска­за­ние, т. е. как пере­во­дить ce­les­tium lit­te­ra­rum, есть раз­ные мне­ния: напри­мер, во «Фраг­мен­тах ран­них фило­со­фов» (М.: Нау­ка, 1989. С. 508—509) эти сло­ва пере­веде­ны «бла­го­да­ря сво­им позна­ни­ям в аст­ро­но­мии». В «Досо­кра­ти­ках» А. О. Мако­вель­ско­го (Казань, 1919. С. 125) — «вслед­ст­вие зна­ния нау­ки о небе». У И. Д. Рожан­ско­го (Ана­к­са­гор. М., 1972. С. 249) — про­сто «с помо­щью нау­ки о небе». Суще­ст­ву­ет так­же чте­ние ce­les­tium mi­li­tia­rum — «небес­ных воинств», что свя­зы­ва­ет дан­ный пара­граф с преды­ду­щим, где Пли­ний выра­жа­ет «диа­лек­ти­че­скую» веру в какую-то веч­ную борь­бу в небе­сах. Но все же, учи­ты­вая осо­бен­ный инте­рес Пли­ния к лите­ра­ту­ре и эруди­ции, вполне мож­но пред­ста­вить, что он и Ана­к­са­го­ру при­пи­сал нечто подоб­ное, так что ce­les­tiae lit­te­rae могут быть поня­ты бук­валь­но.
  • 108при Козьей реке… — Aigos po­ta­moi, река око­ло г. Ламп­са­ка, где Ана­к­са­гор про­вел послед­ние годы жиз­ни.
  • 109в Кас­сан­дрии, назы­вае­мой по этой при­чине так­же Поти­де­ей — пред­по­ла­га­лось, что в назва­нии Po­ti­da­ia скрыт корень dai(omai) «сжи­гаю» (греч.). Поти­дея, позд­нее Кас­сандра — коринф­ская коло­ния в Македо­нии, с IV—III в. до н. э. круп­ней­ший из горо­дов Македо­нии, к VI в. н. э. при­шел в запу­сте­ние и исчез с кар­ты.
  • 110В зем­ле вокон­тий­цев — в рай­оне совре­мен­ных Ави­ньо­на и Везо­на.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1260010301 1260010302 1260010303 1327002059 1327002060 1327002061