Естественная история

Кн. II, гл. 69

Текст по изданию: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, Москва, 2007. С. 287—366.
Перевод с лат. и комментарии Б. А. Старостина.
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 1, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1906.
Скан тойбнеровского изд. 1906.
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
  • 69. (69) 176 Из логи­че­ских рас­суж­де­ний, наи­бо­лее же ясно из равен­ства днев­ных и ноч­ных часов123 в дни рав­но­ден­ст­вий выте­ка­ет с несо­мнен­но­стью, что Зем­ля нахо­дит­ся в цен­тре кос­мо­са. Ибо если бы Зем­ля не была в цен­тре, дни не мог­ли бы быть рав­ны­ми ночам, что луч­ше все­го под­твер­жда­ет­ся наблюде­ни­я­ми с помо­щью диоп­тров. В рав­но­ден­ст­вен­ные дни на одной и той же линии мож­но видеть вос­ход и заход, вос­ход же солн­ца в день лет­не­го солн­це­сто­я­ния ока­зы­ва­ет­ся на той же линии, что и заход в день зим­не­го. А это­го никак не мог­ло бы иметь место, если бы [Зем­ля] не была в цен­тре.
  • 69. (69) [176] Me­diam es­se mun­di to­tius haut du­biis constat ar­gu­men­tis, sed cla­ris­si­mo aequi­noc­ti pa­ri­bus ho­ris. nam ni­si in me­dio es­set, aequa­les dies noc­tes­que ha­be­re non pos­se dep­re­hen­de­re est dioptrae­que vel ma­xi­me con­fir­mant, cum aequi­noc­tia­li tem­po­re ex eadem li­nia or­tus oc­ca­sus­que cer­na­tur, solsti­tia­li exor­tus per suam li­niam, bru­ma­li oc­ca­sus. quae ac­ci­de­re nul­lo mo­do pos­sent ni­si in centro si­ta.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 123из равен­ства днев­ных и ноч­ных часов — рим­ский час зимой был коро­че, летом длин­нее. Толь­ко в дни рав­но­ден­ст­вий днев­ные и ноч­ные часы были рав­ны друг дру­гу и нашим, каж­дый по 124 части суток.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1260010237 1260010301 1260010302 1327002070 1327002071 1327002072