55. (56) 188 После похорон мы приходим к различному мнению о душах умерших. У всех после последнего дня та же самая судьба, что была у них до первого дня. С момента смерти тело и душа так же мало чувствуют, как до рождения. Но наше тщеславие распространяется даже на будущее и лжет само себе, что есть жизнь после смерти, между тем оно приписывает душе то бессмертие, то перемещение души, то чувство умершим, почитает души умерших и делает богом даже того, кто уже перестал быть человеком; как будто бы жизнь человека в чем-то отличается от жизни животного или как будто бы мы не находим в жизни много гораздо более долговечных вещей, которым однако никто не предсказывает подобного бессмертия.
189 Какую форму имеет душа сама по себе? Из какого вещества она состоит? Где у нее мышление? Каким образом она видит, слышит или кто ее волнует? Кто имеет выгоду от нее или в чем счастье без нее? Каково, наконец, ее местообитание и сколь велико количество отделившихся за столько веков душ словно теней? Все это плод детских фантазий и страстного желания человека никогда не прекращать своего существования. Подобной глупостью было мнение Демокрита о том, что следует сохранять тела людей, так как они снова оживут, однако сам он не воскрес.
190 Какое, черт возьми, это безрассудство утверждать, что со смертью начинается новая жизнь? Какой покой может иметь человек, если его душа сохраняет чувство наверху, а его тень пребывает в подземном царстве? Действительно, эта сладкая, но глупая вера уничтожает самое замечательное благо природы — смерть, и делает уход из жизни вдвойне печальным, и даже мысль о будущем тревожит. Ведь если приятно жить, кому может тогда быть приятно, что он прожил? 362 Но насколько легче и надежнее верить самому себе и взять в качестве образца беззаботности дородовой опыт?
|
55. (56) [188] Post sepulturam vanae manium ambages. omnibus a supremo die eadem quae ante primum, nec magis a morte sensus ullus aut corpori aut animae quam ante natalem. eadem enim vanitas in futurum etiam se propagat et in mortis quoque tempora ipsa sibi vitam mentitur, alias inmortalitatem animae, alias transfigurationem, alias sensum inferis dando et manes colendo deumque faciendo qui iam etiam homo esse desierit, ceu vero ullo modo spirandi ratio ceteris animalibus distet aut non diuturniora in vita multa reperiantur, quibus nemo similem divinat inmortalitatem.
[189] quod autem corpus animae per se? quae materia? ubi cogitatio illi? quo modo visus, auditus aut qui tangit? quis usus ex iis aut quod sine iis bonum? quae deinde sedes quantave multitudo tot saeculis animarum velut umbrarum? puerilium ista delenimentorum avidaeque numquam desinere mortalitatis commenta sunt. similis et de adservandis corporibus hominum ac revivescendi promisso Democriti vanitas, qui non revixit ipse.
[190] quae, malum, ista dementia est iterari vitam morte? quaeve genitis quies umquam, si in sublimi sensus animae manet, inter inferos umbrae? perdit profecto ista dulcedo credulitasque praecipuum naturae bonum, mortem, ac duplicat obituri dolorem etiam post futuri aestimatione. etenim si dulce vivere est, cui potest esse vixisse? at quanto facilius certiusque sibi quemque credere, specimen securitatis antegenitali sumere experimento!
|