Естественная история

Кн. VII, гл. 56

Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215).
Перевод с латинского и комментарии А. Н. Маркина (Удмуртский гос. ун-т).
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 2, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1909.
Скан тойбнеровского изд. 1909 (доступен только для IP из США).
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
  • 56. (57) 191 Преж­де чем мы оста­вим опи­са­ние чело­ве­ка, было бы целе­со­об­раз­но назвать важ­ней­шие изо­бре­те­ния и тех, кому они при­над­ле­жат. Куп­лю и про­да­жу ввел Мер­ку­рий, сбор вино­гра­да — Бахус, и он же изо­брел диа­де­му, укра­ше­ние царей, и три­умф; Цере­ра созда­ла зер­но, тогда как преж­де люди пита­лись желудя­ми; она же научи­ла молоть его и выпе­кать хлеб в Атти­ке и дру­гие вещи в Сици­лии, за что ее почи­та­ли. Она же дала пер­вые зако­ны, одна­ко дру­гие пола­га­ли, что это сде­лал Рада­мант363.
  • 192 Я все­гда счи­тал, что бук­вы асси­рий­ско­го про­ис­хож­де­ния, но дру­гие, как Гел­лий364, утвер­жда­ют, что они были заим­ст­во­ва­ны Мер­ку­ри­ем у егип­тян, а третьи, что у асси­рий­цев. Но те и дру­гие пола­га­ют, что в Гре­цию 16 букв при­нес от фини­кий­цев Кадм365. К ним во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны Пала­мед366 при­ба­вил еще четы­ре бук­вы — Θ, Φ, Ξ, Χ, а после него лири­че­ский поэт Симо­нид доба­вил еще столь­ко же, а имен­но Ζ, Π, Ψ, Ω, при этом все они узна­ют­ся в наших бук­вах. Ари­сто­тель счи­тал, что древ­не­гре­че­ский алфа­вит состо­ял из 18 букв и еще двух, Θ и Χ, добав­лен­ных Эпи­хар­мом367, а не Пала­медом.
  • 193 Анти­клид сооб­ща­ет, что в Егип­те пись­мо изо­брел некий Менон, кото­рый жил за 1500 лет до Форо­нея368, древ­ней­ше­го царя Гре­ции, и пыта­ет­ся дока­зать это с помо­щью памят­ни­ков. Эпи­ген369, очень надеж­ный писа­тель, напро­тив, гово­рит, что у вави­ло­нян най­де­ны наблюде­ния за небес­ны­ми све­ти­лами, воз­раст кото­рых состав­ля­ет 7200 лет, напи­сан­ные на обо­жжен­ных кир­пи­чах. Бероз и Кри­то­дем370, кото­рые допус­ка­ют самый малень­кий воз­раст, оце­ни­ва­ют воз­раст этих наблюде­ний в 4900 лет, из чего явст­ву­ет, что бук­вы исполь­зу­ют­ся с неза­па­мят­ных вре­мен. В Лаций их при­нес­ли пеласги.
  • 194 Эври­ал и Гипер­бий, два бра­та в Афи­нах, пер­вы­ми изгото­ви­ли кир­пи­чи и постро­и­ли дома; до них люди вме­сто домов жили в пеще­рах. Гел­лий пола­га­ет, что Ток­сий, сын Цела, был изо­бре­та­те­лем гли­но­бит­ных постро­ек, взяв при этом за обра­зец гнезда ласто­чек. Кек­роп371 постро­ил пер­вый город и назвал его по сво­е­му име­ни Кек­ро­пи­ей, кото­рая теперь явля­ет­ся Акро­по­лем Афин. Неко­то­рые авто­ры сооб­ща­ют, что Аргос был осно­ван еще рань­ше царем Форо­не­ем, дру­гие утвер­жда­ют, что еще рань­ше — Сики­он, а егип­тяне гово­рят, что у них намно­го рань­ше был постро­ен Диосполь372.
  • 195 Кини­ра, сын Агрио­пы, изо­брел чере­пи­цу и обра­бот­ку метал­ла, и то и дру­гое на ост­ро­ве Кипр, а так­же кле­щи, молот, рычаг и нако­валь­ню. Колод­цы изо­брел Данай, при­ехав­ший из Егип­та в ту часть Гре­ции, кото­рая назы­ва­лась Аргос Дипси­он373. Каме­но­лом­ни впер­вые исполь­зо­вал Кадм воз­ле Фив или, как утвер­жда­ет Фео­фраст, в Фини­кии. Пер­вые баш­ни, по мне­нию Ари­сто­те­ля, постро­и­ли цик­ло­пы, по мне­нию же Фео­ф­ра­с­та, — жите­ли Тирин­фа.
  • 196 Егип­тяне изо­бре­ли тка­че­ство; лидий­цы в Сар­дах пер­вы­ми ста­ли кра­сить шерсть; Кло­стер, сын Ара­х­ны, изо­брел вере­те­но для пряде­ния шер­сти; Арах­на374 изгото­ви­ла полот­но и сети; Никий из Мега­ры изо­брел искус­ство валя­ния; Тихий из Бео­тии — сапож­ное ремес­ло. Егип­тяне гово­рят, что у них изо­бре­те­на меди­ци­на, дру­гие при­пи­сы­ва­ют это Ара­бу, сыну Вави­ло­нии и Апол­ло­на. Хирон375, сын Сатур­на и Фили­ры, явля­ет­ся созда­те­лем бота­ни­ки и фар­ма­цев­ти­ки.
  • 197 Ари­сто­тель счи­та­ет, что пла­вить и обра­ба­ты­вать медь научил лиди­ец Скиф, по мне­нию же Фео­ф­ра­с­та, — фри­ги­ец Делас. Изо­бре­те­ние ков­ки метал­ла одни при­пи­сы­ва­ют хали­бам, а дру­гие — цик­ло­пам. Геси­од утвер­жда­ет, что желе­зо пер­вы­ми ста­ли исполь­зо­вать на Кри­те те жите­ли, кого назы­ва­ли идей­ски­ми Дак­ти­лами376. Сереб­ро открыл афи­ня­нин Эрих­то­ний или, как счи­та­ют дру­гие, Эак. Пер­вый золо­той руд­ник и плав­ку золота открыл фини­ки­ец Кадм на горе Пан­гей377, по мне­нию же дру­гих, это сде­ла­ли Фоант и Эакл на Пан­хее378, или Сол, сын Оке­а­на, кото­ро­му Гел­лий при­пи­сы­ва­ет так­же изо­бре­те­ние лекарств из метал­лов. Оло­во с ост­ро­вов Кас­си­те­риды379 пер­вым при­вез Мида­крит.
  • 198 Обра­бот­ку желе­за изо­бре­ли цик­ло­пы; гон­чар­ное ремес­ло — афи­ня­нин Кореб; гон­чар­ный круг — скиф Ана­хар­сис или, как счи­та­ют дру­гие, корин­фя­нин Гипер­бий. Плот­ниц­кое дело и отно­ся­щи­е­ся к нему пилу, топор, отвес, бурав, клей, рыб­ный клей изо­брел Дедал; уголь­ник, уро­вень, резец и гвоздь — Тео­дор с Само­са; меру и вес ввел арги­вя­нин Фидон или, по мне­нию Гел­лия, Пала­мед. Огонь из крем­ня пер­вым полу­чил Пирод, сын Кили­ка, и его (огонь) тща­тель­но сохра­нил Про­ме­тей в полом трост­ни­ке.
  • 199 Повоз­ку с четырь­мя коле­са­ми пер­вы­ми созда­ли фри­гий­цы; вести тор­гов­лю пер­вы­ми ста­ли пуний­цы; раз­веде­ни­ем вино­гра­да и дере­вьев пер­вым занял­ся афи­ня­нин Евмолп. Сме­ши­вать вино с водой пер­вым научил Ста­фил, сын Сили­е­на; раз­веде­ние олив и изо­бре­те­ние мас­ло­да­виль­но­го прес­са, а так­же полу­че­ние меда при­пи­сы­ва­ют Ари­стею из Афин; исполь­зо­вать быков и плуг пер­вым стал Вузиг Афин­ский или, по мне­нию дру­гих, Трип­то­лем.
  • 200 Монар­хию впер­вые уста­но­ви­ли егип­тяне, рес­пуб­ли­ку — жите­ли Атти­ки после смер­ти Тесея. Пер­вым тира­ном был Фала­рис380 в Агра­ган­те. Раб­ство пер­вы­ми учреди­ли лакеде­мо­няне. Пер­вый смерт­ный при­го­вор был выне­сен Аре­о­па­гом.

    Жите­ли Афри­ки пер­вы­ми вое­ва­ли про­тив афи­нян дубин­ка­ми, кото­рые они назы­ва­ли фалан­га­ми. Щиты изо­бре­ли Прет и Акри­зий381, вое­вав­шие меж­ду собой, или Халк, сын Ата­ман­та; пан­цирь изо­брел Мидий из Мес­се­ны; шлем, меч и копье — спар­тан­цы; поно­жи и сул­та­ны на шле­ме — карий­цы.

  • 201 Одни гово­рят, что лук и стре­лы изо­брел Скиф, сын Юпи­те­ра, дру­гие утвер­жда­ют, что стре­лы изо­брел Перс, сын Пер­сея. Копья при­ду­ма­ли это­лий­цы, дро­тик с рем­нем — Этол, сын Мар­са, копье вели­тов382 и мета­тель­ное копье — Тиррен, бое­вую секи­ру — ама­зон­ка Пен­фе­си­лея, рога­ти­ну — Писей. Сре­ди же мета­тель­ных машин скор­пи­о­на383 и ката­пуль­ту при­ду­ма­ли жите­ли Кри­та, бал­ли­сту384 и пра­щу — сиро­фи­ни­кий­цы; мед­ную тру­бу изо­брел Писей Тиррен­ский, чере­па­ху385 — Арте­мон из Кла­зо­ме­ны.
  • 202 Сре­ди сте­но­бит­ных машин «коня» (кото­рый теперь назы­ва­ет­ся тара­ном) изо­брел Эпей386 у Трои. Езду вер­хом на коне при­ду­мал Бел­ле­ро­фон; узду и сед­ло для лоша­ди изо­брел Пеле­фро­ний; сра­жать­ся на лоша­дях пер­вы­ми ста­ли фес­са­лий­цы, кото­рых назы­ва­ли кен­тав­ра­ми и кото­рые жили у под­но­жия горы Пелий. Запря­гать колес­ни­цу парой лоша­дей пер­вы­ми ста­ли фри­гий­цы, а чет­вер­кой — Эрих­то­ний387. Бое­вой порядок, пода­чу сиг­на­ла к нача­лу сра­же­ния, воен­ные паро­ли и ноч­ную стра­жу при­ду­мал Пала­мед во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны, пода­чу сиг­на­ла с баш­ни — Синон388 в той же войне, пере­ми­рие — Лика­он389, заклю­че­ние дого­во­ров — Тесей.
  • 203 Гада­ние по поле­ту птиц при­ду­мал житель Карии, из-за чего оно назы­ва­лось кари­я­ми; гада­ние по дру­гим живот­ным доба­вил Орфей, гада­ние по внут­рен­но­стям живот­ных — Дельф, гада­ние по огню — Амфи­а­рай390, гада­ние по внут­рен­но­стям птиц — Тире­сий Фиван­ский391, тол­ко­ва­ние чудес­ных зна­ме­ний и снов — Амфи­к­ти­он392. Аст­ро­ло­гию создал Атлант, сын Ливии, по мне­нию же дру­гих, — егип­тяне или асси­рий­цы; кру­го­вое дви­же­ние звезд открыл Ана­к­си­мандр Милет­ский393, уче­ние о вет­рах — Эол394, сын Элли­на.
  • 204 Музы­ку изо­брел Амфи­он395, сви­рель и одно­стволь­ную флей­ту — Пан, сын Мер­ку­рия, попе­ре­ч­ную флей­ту — Мидас396 во Фри­гии, двой­ную флей­ту — Мар­сий397 в той же стране; лидий­скую мело­дию создал Амфи­он, дорий­скую — фра­ки­ец Тами­рид398, а фри­гий­скую — фри­ги­ец Мар­сий. Кифа­ру изо­брел Амфи­он, по мне­нию же дру­гих — Орфей399 или Лин400. На семи стру­нах вме­сто пер­во­на­чаль­но трех-четы­рех стал играть Тер­пандр401, вось­мую стру­ну доба­вил Симо­нид402 и девя­тую — Тимо­фей403. Играть на кифа­ре без пения пер­вым стал Тами­рид, а с пени­ем — Амфи­он или, как пола­га­ют дру­гие, Лин. Пер­вые пес­ни для испол­не­ния под акком­па­не­мент кифа­ры сочи­нил Тер­пандр. Петь в сопро­вож­де­нии флей­ты пер­вым начал Ардал из Тре­зе­на404. Воен­ной пляс­ке пер­вы­ми ста­ли обу­чать куре­ты405, пирри­хию406 — Пирр, и тому и дру­го­му — на Кри­те.
  • 205 Гекза­мет­ром мы обя­за­ны пифий­ско­му ора­ку­лу407. О про­ис­хож­де­нии поэ­зии суще­ст­ву­ет боль­шой спор: счи­та­лось, что она была еще до Тро­ян­ской вой­ны. Первую про­за­и­че­скую речь напи­сал во вре­ме­на царя Кира Фере­кид Сирос­ский408, первую исто­рию — Кадм из Миле­та409. Гим­на­сти­че­ские игры пер­вым ввел Лика­он410 в Арка­дии, погре­баль­ные игры — Акаст411 в Иол­ке, после него Тесей на Ист­ме, Геракл в Олим­пии; атле­ти­че­ские состя­за­ния учредил Пит­фей412, игру в мяч — Гигес Лидий­ский413; живо­пись изо­бре­ли егип­тяне, а в Гре­ции — Эвхир414, род­ст­вен­ник Деда­ла, как пола­га­ет Ари­сто­тель, а как счи­та­ет Фео­фраст, — Полиг­нот Афин­ский415.
  • 206 На кораб­ле пер­вым при­был в Гре­цию из Егип­та Данай416; преж­де пла­ва­ли на плотах, кото­рые изо­брел царь Эритра для пере­дви­же­ния меж­ду ост­ро­ва­ми в Крас­ном море. Одна­ко нахо­дят­ся те, кто пола­га­ет, что еще рань­ше их постро­и­ли мисий­цы и тро­ян­цы для пла­ва­ния по Гел­лес­пон­ту, когда они высту­пи­ли про­тив фра­кий­цев. Даже теперь в Бри­тан­ском оке­ане417 дела­ют­ся суда из спле­тен­ных пру­тьев, обтя­ну­тых кожей, а на Ниле — из папи­ру­са, сит­ни­ка418 и трост­ни­ка.
  • 207 Фило­сте­фан419 сооб­ща­ет, что Ясон пер­вым начал пла­вать на воен­ном кораб­ле, одна­ко Геге­сий420 утвер­жда­ет, что пер­вым это сде­лал Парал421, по мне­нию Кте­сия, — Семи­ра­мида422, а как счи­та­ет Архе­мах423, — Эге­он. Бире­му (суд­но с дву­мя ряда­ми весел), по сло­вам Дама­ста424, постро­и­ли жите­ли Эри­фр425, три­ре­му, по сооб­ще­нию Фукидида, — Ами­нокл из Корин­фа, квад­ри­ре­му, по утвер­жде­нию Ари­сто­те­ля, — кар­фа­ге­няне.
  • 208 Квин­кве­ре­му, по сло­вам Мне­си­ги­то­на426, постро­и­ли сала­мин­цы, корабль с шестью ряда­ми весел, как сооб­ща­ет Ксе­на­гор427, — жите­ли Сира­куз. От послед­не­го до 10 рядов довел, по сооб­ще­нию Мне­си­ги­то­на, Алек­сандр Вели­кий, до 12 рядов, как счи­та­ет Фило­сте­фан, — Пто­ле­мей Сотер428, до 15 — Демет­рий429, сын Анти­го­на, до 30 — Пто­ле­мей Фила­дельф430 и до 40 — Пто­ле­мей Фило­па­тор431, по про­зви­щу Три­фон. Гру­зо­вой корабль изо­брел Гипп из Тира. Лемб432 при­ду­ма­ли жите­ли Кире­ны; лод­ку — фини­кий­цы; ce­les433 — жите­ли Родо­са; cer­cy­rus434 — жите­ли Кип­ра.
  • 209 Наблюде­ние за звезда­ми во вре­мя пла­ва­ния вве­ли фини­кий­цы; вес­ло изо­бре­ли жите­ли Коп435, сде­ла­ли его более широ­ким жите­ли Пла­тей436; пару­са изо­брел Икар, мач­ту и рею — Дедал, суд­но для пере­воз­ки лоша­дей — жите­ли Само­са или Перикл из Афин, длин­ную верх­нюю палу­бу — жите­ли ост­ро­ва Фасос, а рань­ше вели бой толь­ко с носа или кор­мы кораб­ля. Рост­ры437 доба­вил этруск Пизей, про­стой якорь изо­брел Эвпа­лам438, а дву­ла­пый — Ана­хар­сис439, абор­даж­ный крюк — Перикл Афин­ский, сред­ства управ­ле­ния кораб­лем — Тифис440. Пер­вый мор­ской бой дал Минос. Пер­вым убил живот­ное Гипер­бий, сын Мар­са; пер­вым убил быка Про­ме­тей.
  • 56. (57) [191] Con­sen­ta­neum vi­de­tur, pri­us­quam dig­re­dia­mur a na­tu­ra ho­mi­num, in­di­ca­re quae cui­us­que in­ven­ta sint. eme­re ac ven­de­re Mer­cu­rius, vin­de­mia­re insti­tuit Li­ber pa­ter; idem dia­de­ma, re­gium in­sig­ne, et tri­um­phum in­ve­nit; Ce­res fru­men­ta, cum an­tea glan­de ves­ce­ren­tur, eadem mo­le­re et con­fi­ce­re in At­ti­ca, ut alii, et in Si­ci­lia, ob id dea iudi­ca­ta. eadem pri­ma le­ges de­dit, ut alii pu­ta­ve­re, Rha­da­man­thus.
  • [192] Lit­te­ras sem­per ar­bit­ror As­sy­rias fuis­se, sed alii apud Aegyp­tios a Mer­cu­rio, ut Gel­lius, alii apud Sy­ros re­per­tas vo­lunt, ut­ri­que in Grae­ciam at­tu­lis­se e Phoe­ni­ce Cad­mum se­de­cim nu­me­ro, qui­bus Troia­no bel­lo Pa­la­me­den adie­cis­se quat­tuor hac fi­gu­ra ΖΥΦΧ, to­ti­dem post eum Si­mo­ni­den me­li­cum ΨΞΩΘ, qua­rum om­nium vis in nostris re­cog­nos­ci­tur. Aris­to­te­les de­cem et oc­to pris­cas fuis­se et duas ab Epi­char­mo ad­di­tas ΧΖ quam a Pa­la­me­de ma­vult.
  • [193] An­tic­li­des in Aegyp­to in­ve­nis­se quen­dam no­mi­ne Menen tra­dit, XV an­no­rum an­te Pho­ro­nea, an­ti­quis­si­mum Grae­ciae re­gem, id­que mo­nu­men­tis adpro­ba­re co­na­tur. e di­ver­so Epi­ge­nes apud Ba­by­lo­nios DCCXX an­no­rum ob­ser­va­tio­nes si­de­rum coc­ti­li­bus la­ter­cu­lis inscrip­tas do­cet, gra­vis auc­tor in pri­mis; qui mi­ni­mum, Bero­sus et Cri­to­de­mus, CCCCXC. ex quo ap­pa­ret aeter­nus lit­te­ra­rum usus. in La­tium eas at­tu­le­runt Pe­las­gi.
  • [194] La­te­ra­rias ac do­mus consti­tue­runt pri­mi Eurya­lus et Hy­per­bius frat­res Athe­nis; an­tea spe­cus erant pro do­mi­bus. Gel­lio To­xius Cae­li fi­lius lu­tei aedi­fi­cii in­ven­tor pla­cet, exemplo sumpto ab hi­run­di­num ni­dis. op­pi­dum Cec­rops a se ap­pel­la­vit Cec­ro­piam, quae nunc est arx Athe­nis. ali­qui Ar­gos a Pho­ro­neo re­ge an­te con­di­tum vo­lunt, qui­dam et Si­cyo­nem, Aegyp­tii ve­ro mul­to an­te apud ip­sos Dios­po­lin.
  • [195] te­gu­las in­ve­nit Ci­ny­ra, Ag­riopae fi­lius, et me­tal­la aeris, ut­rum­que in in­su­la Cyp­ro, item for­ci­pem, mar­tu­lum, vec­tem, in­cu­dem; pu­teos Da­naus ex Aegyp­to ad­vec­tus in Grae­ciam qua vo­ca­ba­tur Argos Dip­sion; la­pi­ci­di­nas Cad­mus The­bis aut, ut Theoph­ras­tus, in Phoe­ni­ce; Thra­son mu­ros; tur­res, ut Aris­to­te­les, Cyc­lo­pes, Ti­ryn­thii, ut Theoph­ras­tus;
  • [196] Aegyp­tii tex­ti­lia, infice­re la­nas Sar­di­bus Ly­di, fu­sos in la­ni­fi­cio Clos­ter, fi­lius Arach­nae, li­num et re­tia Arach­ne, ful­lo­niam ar­tem Ni­cias Me­ga­ren­sis, sut­ri­nam Tychius Boeo­tius. me­di­ci­nam Aegyp­tii apud ip­sos vo­lunt re­per­tam, alii per Ara­bum, Ba­by­lo­nis et Apol­li­nis fi­lium, her­ba­riam et me­di­ca­men­ta­riam a Chi­ro­ne, Sa­tur­ni et Phi­ly­rae fi­lio.
  • [197] aes confla­re et tem­pe­ra­re Aris­to­te­les Ly­dum Scy­then monstras­se, Theoph­ras­tus De­lam Phry­gem pu­tant, aera­riam fab­ri­cam alii Cha­ly­bas, alii Cyc­lo­pas, fer­rum He­sio­dus in Cre­ta eos qui vo­ca­ti sunt Dac­ty­li Idaei. ar­gen­tum in­ve­nit Erichtho­nius Athe­nien­sis, ut alii, Aea­cus; auri me­tal­la et fla­tu­ram Cad­mus Phoe­nix ad Pan­gae­um mon­tem, ut alii, Thoas aut Aeacus in Pan­cha­ia aut Sol Ocea­ni fi­lius, cui Gel­lius me­di­ci­nae quo­que in­ven­tio­nem ex metallis as­sig­nat. plum­bum ex Cas­si­te­ri­de in­su­la pri­mus ad­por­ta­vit Mi­dac­ri­tus.
  • [198] fab­ri­cam ferrariam in­ve­ne­runt Cyc­lo­pes, fig­li­nas Co­roe­bus Athe­nien­sis, in iis or­bem Anar­char­sis Scy­thes, ut alii, Hy­per­bius Co­rin­thi­us. fab­ri­cam ma­te­ria­riam Dae­da­lus et in ea ser­ram, as­ciam, per­pen­di­cu­lum, te­reb­ram, glu­ti­num, ichthyocol­lam; nor­mam autem et li­bel­lam et tor­num et cla­vem Theo­do­rus Sa­mius, men­su­ras et pon­de­ra Phi­don Ar­gi­vus aut Pa­la­me­des, ut ma­luit Gel­lius; ig­nem e si­li­ce Py­ro­des Ci­li­cis fi­lius, eun­dem ad­ser­va­re fe­ru­la Pro­methe­us;
  • [199] ve­hi­cu­lum cum quat­tuor ro­tis Phry­ges, mer­ca­tu­ras Poe­ni, cul­tu­ras vi­tium et ar­bo­rum Eumol­pus Athe­nien­sis, vi­num aquae mis­ce­ri Sta­phy­lus Si­le­ni fi­lius, ole­um et tra­pe­tas Aris­tae­us Athe­nien­sis, idem mel­la; bo­vem et arat­rum Bu­zy­ges Athe­nien­sis, ut alii, Trip­to­le­mus;
  • [200] re­giam ci­vi­ta­tem Aegyp­tii, po­pu­la­rem At­ti­ci post The­seum. ty­ran­nus pri­mus fuit Pha­la­ris Ag­ra­gan­ti. ser­vi­tium in­ve­ne­re La­ce­dae­mo­nii. iudi­cium ca­pi­tis in Areo­pa­go pri­mum ac­tum est.

    Proe­lium Af­ri contra Aegyp­tios pri­mi fe­ce­re fus­ti­bus, quos vo­cant pha­lan­gas. clu­peos in­ve­ne­runt Proe­tus et Ac­risius in­ter se bel­lan­tes si­ve Chal­cus Atha­man­tis fi­lius, lo­ri­cam Mi­dias Mes­se­nius, ga­leam, gla­dium, has­tam La­ce­dae­mo­nii, oc­reas et cris­tas Ca­res.

  • [201] ar­cum et sa­git­tam Scy­then Iovis fi­lium, alii sa­git­tas Per­sen Per­sei fi­lium in­ve­nis­se di­cunt, lan­ceas Aeto­los, iacu­lum cum am­men­to Aeto­lum Mar­tis fi­lium, has­tas ve­li­ta­res Tyr­re­num, eun­dem pi­lum, Pen­the­si­leam Ama­zo­nem se­cu­rim, Pi­sae­um ve­na­bu­la et in tor­men­tis scor­pio­nem, Cre­tas ca­ta­pul­tam, Sy­ro­phoe­ni­cas bal­lis­tam et fun­dam, aeneam tu­bam Pi­sae­um Tyr­re­ni, tes­tu­di­nes Ar­te­mo­nem Cla­zo­me­nium,
  • [202] equ­um (qui nunc aries ap­pel­la­tur) in mu­ra­li­bus machi­nis Epi­um ad Troiam, equo ve­hi Bel­le­rophon­tem, fre­nos et stra­ta equo­rum Pe­lethro­nium, pug­na­re ex equo Thes­sa­los, qui Cen­tau­ri ap­pel­la­ti sunt, ha­bi­tan­tes se­cun­dum Pe­lium mon­tem. bi­gas pri­ma iun­xit Phry­gum na­tio, quad­ri­gas Erichtho­nius. or­di­nem exer­ci­tus, sig­ni da­tio­nem, tes­se­ras, vi­gi­lias Pa­la­me­des in­ve­nit Troia­no bel­lo, spe­cu­la­rum sig­ni­fi­ca­tio­nem eodem Si­non, in­du­cias Ly­caon, foe­de­ra The­seus.
  • [203] Augu­ria ex avi­bus Car, a quo Ca­ria ap­pel­la­ta; adie­cit ex ce­te­ris ani­ma­li­bus Or­phe­us, arus­picia Del­phus, ig­nis­pi­cia Am­phia­raus, ex­tis­pi­cia avi­um Ti­re­sias The­ba­nus, in­terpre­ta­tio­nem os­ten­to­rum et som­nio­rum Am­phic­tyon. astro­lo­giam At­lans Li­byae fi­lius, ut alii, Aegyp­tii, ut alii, As­sy­rii, sphaeram in ea Mi­le­sius Ana­xi­man­der, ven­to­rum ra­tio­nem Aeo­lus Hel­le­nis fi­lius.
  • [204] mu­si­cam Am­phion, fis­tu­lam et mo­nau­lum Pan Mer­cu­ri, ob­li­quam ti­biam Mi­das in Phry­gia, ge­mi­nas ti­bias Mar­syas in eadem gen­te, Ly­dios mo­du­los Am­phion, Do­rios Tha­my­ras Thrax, Phry­gios Mar­syas Phryx, citha­ram Am­phion, ut alii, Or­phe­us, ut alii, Li­nus. sep­tem chor­dis pri­mum ce­ci­nit III ad IIII pri­mas ad­di­tis Ter­pan­der, oc­ta­vam Si­mo­ni­des ad­di­dit, no­nam Ti­mo­the­us. citha­ra si­ne vo­ce ce­ci­nit Tha­my­ris pri­mus, cum can­tu Am­phion, ut alii, Li­nus. citha­roe­di­ca car­mi­na con­po­suit Ter­pan­der. cum ti­biis ca­ne­re vo­ce Troe­ze­nius Ar­dalus insti­tuit. sal­ta­tio­nem ar­ma­tam Cu­re­tes do­cue­re, pyr­ri­chen Pyr­rus, ut­ram­que in Cre­ta. ver­sum he­roum Pythio ora­cu­lo de­be­mus.
  • [205] de poe­ma­tum ori­gi­ne mag­na quaes­tio; an­te Troia­num bel­lum pro­ban­tur fuis­se. pro­sam ora­tio­nem con­de­re Phe­re­cy­des Sy­rius insti­tuit Cy­ri re­gis aeta­te, his­to­riam Cad­mus Mi­le­sius; lu­dos gym­ni­cos in Ar­ca­dia Ly­caon, fu­neb­res Acas­tus in Iolco, post eum The­seus in Isthmo, Her­cu­les Olym­piae; ath­le­ti­cam Pittheus, pi­lam lu­so­riam Gy­ges Ly­dus; pic­tu­ram Aegyp­tii et in Grae­cia Euchir, Dae­da­li cog­na­tus, ut Aris­to­te­li pla­cet, ut Theoph­ras­to, Po­lyg­no­tus Athe­nien­sis.
  • [206] Na­ve pri­mus in Grae­ciam ex Aegyp­to Da­naus ad­ve­nit; an­tea ra­ti­bus na­vi­ga­ba­tur in­ven­tis in ma­ri Rub­ro in­ter in­su­las a re­ge Eryth­ra. re­pe­riun­tur qui My­sos et Troia­nos prio­res ex­co­gi­tas­se in Hel­les­pon­to pu­tent, cum tran­si­rent ad­ver­sus Thra­cas. etiam nunc in Bri­tan­ni­co ocea­no viti­les co­rio cir­cum­su­tae fiunt, in Ni­lo ex pa­py­ro ac scir­po et ha­run­di­ne.
  • [207] lon­ga na­ve Iaso­nem pri­mum na­vi­gas­se Phi­los­te­pha­nus auc­tor est, He­ge­sias Par­ha­lum, Cte­sias Sa­mi­ra­min, Ar­che­machus Aegaeo­nem, bi­re­mem Da­mas­tes Eryth­raeos fe­cis­se, tri­re­mem Thu­cy­di­des Ami­noc­len Co­rin­thi­um, quad­ri­re­mem Aris­to­te­les Car­tha­gi­nien­ses,
  • [208] quin­que­re­mem Mne­sigiton Sa­la­mi­nios, sex or­di­num Xena­go­ras Sy­ra­cu­sios, ab ea ad de­cem­re­mem Mne­si­gi­ton Ale­xandrum Mag­num, ad duo­de­cim or­di­nes Phi­los­te­pha­nus Pto­le­mae­um So­te­rem, ad quin­de­cim De­met­rium An­ti­go­ni, ad XXX Pto­le­mae­um Phi­la­del­phum, ad XL Pto­le­mae­um Phi­lo­pa­to­rem, qui Try­phon cog­no­mi­na­tus est. one­ra­riam Hip­pus Ty­rius in­ve­nit, lem­bum Cy­re­nen­ses, cum­bam Phoe­ni­ces, ce­le­tem Rho­dii, cer­cy­rum Cyp­rii.
  • [209] si­de­rum ob­ser­va­tio­nem in na­vi­gan­do Phoe­ni­ces, re­mum Co­pae, la­ti­tu­di­nem eius Pla­taeae, ve­la Ica­rus, ma­lum et an­ten­nam Dae­da­lus, hip­pe­gum Sa­mii aut Pe­ric­les Athe­nien­sis, tec­tas lon­gas Tha­sii; an­tea ex pro­ra tan­tum et pup­pi pug­na­ba­tur. rostra ad­di­dit Pisaeus Tyr­re­ni, an­co­ram Eupa­la­mus, ean­dem bi­den­tem Ana­char­sis, har­pa­go­nes et ma­nus Pe­ric­les Athe­nien­sis, ad­mi­ni­cu­la gu­ber­nan­di Tiphys. clas­se prin­ceps de­pug­na­vit Mi­nos. — Ani­mal oc­ci­dit pri­mus Hy­per­bius Mar­tis fi­lius, Pro­methe­us bo­vem. —

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 363Сын Зев­са и Евро­пы, брат Мино­са и Сар­пе­до­на. Он сла­вил­ся сво­ей спра­вед­ли­во­стью, создал крит­ские зако­ны. После сво­ей смер­ти вме­сте с Мино­сом и Эаком стал судьей в под­зем­ном цар­стве.
  • 364Гней Гел­лий — рим­ский анна­лист, жил в пер­вой поло­вине I в. до н. э., совре­мен­ник Луция Целия Анти­па­тра. Напи­сал по мень­шей мере 30 книг лето­пи­си от осно­ва­ния Рима.
  • 365Кадм — сын фини­кий­ско­го царя Аге­но­ра и Теле­фас­сы, брат Евро­пы, Феник­са и Кили­ка, осно­ва­тель Фив. Уже в древ­но­сти ему при­пи­сы­ва­ли изо­бре­те­ние гре­че­ско­го алфа­ви­та.
  • 366Пала­мед — сын эвбей­ско­го царя Нав­плия и Кли­ме­ны, участ­ник Тро­ян­ской вой­ны. Счи­та­лось, что он изо­брел или упо­рядо­чил алфа­вит, ввел циф­ры, меры дли­ны и веса, игры в шаш­ки и кости, научил людей наблюдать за дви­же­ни­ем звезд и ори­ен­ти­ро­вать­ся по ним в откры­том море.
  • 367Эпи­харм с ост­ро­ва Кос (ок. 540—450 гг. до н. э.) — зна­ме­ни­тый гре­че­ский комедио­граф, сын вра­ча Гело­фа­ла. Наряду с Фор­ми­ем явля­ет­ся созда­те­лем сици­лий­ской комедии. Извест­но 35 назва­ний его пьес и свы­ше 200 фраг­мен­тов. Его пье­сы были ско­рее фар­са­ми, чем соб­ст­вен­но комеди­я­ми, и мак­си­маль­но при­бли­жа­лись к миму. Язык комедий Эпи­хар­ма пред­став­ля­ет собой лите­ра­тур­ный дорий­ский диа­лект.
  • 368Форо­ней — сын Ина­ха и оке­а­ниды Мелии, брат Эги­а­лея, отец Апида, Нио­бы и Кара, аргос­ский царь. Научил сво­их под­дан­ных жить сооб­ще­ства­ми, обра­ба­ты­вать зем­лю, поль­зо­вать­ся огнем, зани­мать­ся ремес­ла­ми. По пре­да­нию, он пер­вый ввел в Арго­се культ Геры, за что его почи­та­ли как мест­но­го героя и при­но­си­ли ему на его моги­ле жерт­вы. Аргос­цы, как его потом­ки, назы­ва­лись Форо­нида­ми. С него начи­на­ет­ся древ­ней­шее лето­счис­ле­ние, и на его вре­мя при­хо­дит­ся так назы­вае­мое огиг­ское навод­не­ние (в Бео­тии). Он жил при­бли­зи­тель­но в XVIII в. до н. э. См.: Theocr. XXV. 200; Ovid. Met. I. 668.
  • 369Эпи­ген Гно­мо­ник из Визан­тии — аст­ро­ном, сочи­не­ния кото­ро­го утра­че­ны. Кро­ме Пли­ния, его упо­ми­на­ет Сене­ка Млад­ший (Nat. quaes. VII. 4 и 6).
  • 370Кри­то­дем — аст­ро­ном IV в. до н. э., бли­же неиз­ве­стен.
  • 371Кек­роп — пер­вый царь Атти­ки; в 1556 г. до н. э. пере­се­лил­ся из Саи­са Еги­пет­ско­го.
  • 372Фивы Еги­пет­ские.
  • 373То есть испы­ты­ваю­щий жаж­ду, высох­ший Аргос.
  • 374Арах­на — лидий­ская девуш­ка, дерз­нув­шая вызвать Афи­ну на состя­за­ние в искус­стве тка­че­ства и пре­вра­щен­ная ею за дер­зость в пау­ка.
  • 375Хирон — один из кен­тав­ров, настав­ник Герак­ла, Ахил­ла, Ясо­на, Аскле­пия, Дио­с­ку­ров и др.
  • 376Dac­ty­li Idaei — древ­ней­шие фри­гий­ские демо­ны на горе Иде, слу­жи­те­ли вели­кой боги­ни-мате­ри Кибе­лы. Свое имя «Дак­ти­лы» они полу­чи­ли за свою лов­кость. Их сопо­став­ля­ли с Куре­та­ми и Кори­бан­та­ми. Вме­сте с куль­том Реи-Кибе­лы их пере­са­ди­ли так­же на Иду на Кри­те. См.: Cic. De nat. deor. III. 16; Paus. V. 7. 6.
  • 377Пан­гей (совр. Пир­на­ри) — гора в Македо­нии с бога­ты­ми золоты­ми и сереб­ря­ны­ми руд­ни­ка­ми.
  • 378Пан­хея — ска­зоч­ный ост­ров, лежав­ший в Южном оке­ане напро­тив бере­га Счаст­ли­вой Ара­вии с пре­крас­ным кли­ма­том и про­из­веде­ни­я­ми. Дио­дор (Vol. 41—46) дает подроб­ное опи­са­ние ост­ро­ва по Эвге­ме­ру. Уже в древ­но­сти мне­ния отно­си­тель­но досто­вер­но­сти рас­ска­за рас­хо­ди­лись. Дио­дор и неко­то­рые поэты (Virg. Georg. II. 139; Ovid. Met. X. 309) при­зна­ют его досто­вер­ным.
  • 379Кас­си­те­риды — Оло­вян­ные ост­ро­ва. Так назы­ва­ли сна­ча­ла Бри­тан­ские ост­ро­ва, с кото­рых фини­кий­цы при­во­зи­ли оло­во и сви­нец, а затем отдель­ные груп­пы ост­ро­вов, лежа­щие к запа­ду от Бри­та­нии, — Сёр­лин­ские и Сил­лий­ские ост­ро­ва. См.: He­ro­dot. III. 115; Strab. II. 120; III. 175; Pomp. Me­la. III. 6. 2.
  • 380Фала­рис — агри­гент­ский тиран 565—549 гг. до н. э. Про­ис­хо­дил из Асти­па­леи близ Родо­са, откуда был изгнан, пере­се­лил­ся в Агри­гент (Агра­гант) и как бога­тый чело­век достиг выс­ших долж­но­стей в государ­стве.
  • 381Прет и Акри­зий — бра­тья-близ­не­цы из рода Даная. Акри­зий изгнал Пре­та, но тесть послед­не­го, лидий­ский царь Иобат, заста­вил его разде­лить государ­ство с бра­том: Акри­зий полу­чил Аргос, Прет — Тиринф.
  • 382Вели­та­ми у рим­лян назы­ва­лись сол­да­ты, кото­рые сра­жа­лись не в строю, а долж­ны были бес­по­ко­ить вра­га мел­ки­ми стыч­ка­ми.
  • 383Скор­пи­о­на подроб­но опи­сы­ва­ет Амми­ан Мар­цел­лин в нача­ле XXIII кни­ги.
  • 384Ката­пуль­ты и бал­ли­сты отли­ча­лись друг от дру­га тем, что пер­вые выпус­ка­ли свой сна­ряд гори­зон­таль­но, а вто­рые — по дуге.
  • 385Чере­па­ха пред­став­ля­ла собой защит­ное соору­же­ние, кото­рое исполь­зо­ва­ли сол­да­ты при оса­де и на поле боя. Име­лось несколь­ко ее видов.
  • 386Эпей — стро­и­тель Тро­ян­ско­го коня.
  • 387Эрих­то­ний — царь Афин, рож­ден­ный Геей от семе­ни Гефе­ста полуз­ме­ей-полу­че­ло­ве­ком. Ввел Пана­фи­неи, уста­но­вил на Акро­по­ле дере­вян­ную ста­тую Афи­ны, счи­тал­ся изо­бре­та­те­лем квадри­ги.
  • 388Синон — двою­род­ный брат Одис­сея. Ковар­но убедил тро­ян­цев вта­щить в город остав­лен­но­го ахей­ца­ми дере­вян­но­го коня.
  • 389Лика­он — один из сыно­вей При­а­ма, был убит Ахил­ле­сом.
  • 390Амфи­а­рай — аргос­ский царь, зна­ме­ни­тый пред­ска­за­тель, участ­во­вал в похо­де арго­нав­тов, Калидон­ской охо­те и похо­де Семе­рых про­тив Фив, в кото­ром и погиб, но затем полу­чил от Зев­са бес­смер­тие.
  • 391Тире­сий — сле­пой про­ри­ца­тель, сын Эве­ра и ним­фы Харик­ло. Счи­та­лось, что он жил от вре­ме­ни осно­ва­ния Фив Кад­мом и умер после взя­тия горо­да эпи­го­на­ми.
  • 392Амфи­к­ти­он — сын Дев­ка­ли­о­на и Пир­ры, был царем в Фер­мо­пи­лах. Женив­шись на доче­ри царя Атти­ки Кра­ная, сверг тестя, пере­име­но­вал город в Афи­ны и пра­вил там, пока его не изгнал Эрих­то­ний. Его име­нем назы­ва­лись амфи­к­ти­о­нии — объ­еди­не­ния пле­мен и горо­дов вокруг хра­мов для их защи­ты от напа­де­ний и реше­ния общих рели­ги­оз­ных дел.
  • 393Ана­к­си­мандр Милет­ский (ок. 610—540 до н. э.) — древ­не­гре­че­ский фило­соф, уче­ный и гео­граф, автор трак­та­та «О при­ро­де», от кото­ро­го до нас дошли лишь немно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты и свиде­тель­ства антич­ных авто­ров.
  • 394Эол — сын Элли­на и ним­фы Орсе­иды, супруг Эна­ре­ты, родо­на­чаль­ник и эпо­ним пле­ме­ни эолий­цев. Имел семь сыно­вей и пять доче­рей.
  • 395Амфи­он — сын Зев­са и фиван­ской царев­ны Антио­пы, брат-близ­нец Зета. Полу­чил в пода­рок от Гер­ме­са вол­шеб­ную лиру, под зву­ки кото­рой при стро­и­тель­стве город­ских стен кам­ни сами укла­ды­ва­лись. Его жена Нио­ба про­гне­ва­ла боги­ню Лето, и за это их дети погиб­ли от стрел Апол­ло­на и Арте­ми­ды.
  • 396Мидас — сын Гор­дия, фри­гий­ский царь, извест­ный сво­им богат­ст­вом.
  • 397Мар­сий — фри­гий­ский сатир или силен, один из спут­ни­ков Дио­ни­са.
  • 398Тами­рид из Одри­сы — фра­кий­ский певец, отли­чал­ся необык­но­вен­ной кра­сотой и искус­ной игрой на кифа­ре. Наряду с Орфе­ем счи­тал­ся одним из осно­во­по­лож­ни­ков эпи­че­ской поэ­зии. См. Hom. Il. II. 595.
  • 399Орфей — про­слав­лен­ный фра­кий­ский певец и музы­кант, сын реч­но­го бога Эаг­ра (или Апол­ло­на) и музы Кал­лио­пы (или Поли­гим­нии). Изо­брел музы­ку и сти­хо­сло­же­ние. Обла­дал маги­че­ской силой, и музы­ка его поко­ря­ла не толь­ко людей и богов, но и диких зве­рей и при­ро­ду. Орфей счи­тал­ся осно­ва­те­лем рели­ги­оз­но-фило­соф­ско­го уче­ния о двух сущ­но­стях чело­ве­ка (высо­кой — боже­ст­вен­ной и низ­мен­ной — тита­ни­че­ской), кото­рое по его име­ни назва­но орфиз­мом. Мно­гие идеи орфиз­ма лег­ли в осно­ву хри­сти­ан­ства.
  • 400Лин — сын Амфи­а­рая (или Апол­ло­на) и музы Ура­нии, ска­зоч­ный певец, оби­тав­ший в гро­те на горе Гели­кон. Одна­жды стал состя­зать­ся в музы­ке с Апол­ло­ном и был им убит.
  • 401Тер­пандр из Антис­сы на ост­ро­ве Лес­бос — древ­не­гре­че­ский поэт и музы­кант. Жил в VII в. до н. э.
  • 402Симо­нид Кеос­ский (556—468 до н. э.) — древ­не­гре­че­ский поэт, писал эпи­ни­кии, пар­фе­нии, энко­мии, дифи­рам­бы, эпи­та­фии, эпи­грам­мы и фре­ны.
  • 403Тимо­фей из Миле­та (ок. 446—356 до н. э.) — зна­ме­ни­тый музы­кант и дифи­рам­би­че­ский поэт.
  • 404Город в Арго­лиде.
  • 405Куре­ты — в гре­че­ской мифо­ло­гии демо­ни­че­ские суще­ства, состав­ляв­шие вме­сте с кори­бан­та­ми окру­же­ние Вели­кой Мате­ри богов Кибе­лы и мла­ден­ца Зев­са на Кри­те. Они дети Геи (или Афи­ны) и Гелиоса. Их часто отож­дествля­ли с каби­ра­ми, дак­ти­лами и тель­хи­на­ми. Куре­там и кори­бан­там посвя­ще­ны орфи­че­ские гим­ны. В пери­од позд­ней антич­но­сти куре­ты и кори­бан­ты состав­ля­ли окру­же­ние Афи­ны.
  • 406Пирри­хий — воен­ный танец, кото­рый подроб­но опи­сы­ва­ет Пла­тон (Leg. VII. 815a).
  • 407Свои изре­че­ния ора­кул обыч­но давал гекза­мет­ром.
  • 408См. при­меч. к гл. 51.
  • 409Кадм из Миле­та (VI в. до н. э.) — один из ран­них гре­че­ских лого­гра­фов, суще­ст­во­ва­ние кото­ро­го явля­ет­ся весь­ма сомни­тель­ным.
  • 410Лика­он — аркад­ский царь, сын Пелас­га и оке­а­ниды Кил­ле­ны, отец ним­фы Кал­ли­сто. Вме­сте с сыно­вья­ми отли­чал­ся дико­стью и нече­сти­во­стью, за что Зевс испе­пе­лил его мол­нией (по дру­го­му вари­ан­ту — пре­вра­тил в вол­ка и наслал потоп на род чело­ве­че­ский).
  • 411Акаст — сын иолк­ско­го царя Пелия, фес­са­лий­ский герой, участ­ник похо­да арго­нав­тов и Калидон­ской охоты.
  • 412Пит­фей — царь Тре­зен, сын Пело­па и Гип­по­да­мии, отец Эфры, мате­ри Тесея.
  • 413См. при­меч. к гл. 46.
  • 414Эвхир как созда­тель живо­пи­си упо­ми­на­ет­ся толь­ко у Пли­ния. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли отож­дествля­ют его со скуль­п­то­ром-леп­щи­ком Эвхи­ром из Корин­фа, о кото­ром упо­ми­на­ет Пли­ний (XXXV. 152), но, по мне­нию дру­гих, для это­го нет доста­точ­ных осно­ва­ний.
  • 415Полиг­нот (V в. до н. э.) — выдаю­щий­ся древ­не­гре­че­ский худож­ник, сын и уче­ник живо­пис­ца Аглао­фон­та с ост­ро­ва Фасос. Работал в Афи­нах, Дель­фах, Пла­те­ях, Фес­пи­ях. Рас­пи­сал Лес­ху (зал для бесед) в Дель­фах, хра­мы Тесея и Дио­с­ку­ров в Афи­нах, Пест­рый пор­тик в афин­ских Про­пи­ле­ях. Неко­то­рые пола­га­ют, что Фео­фраст мог назвать Полиг­нота созда­те­лем живо­пи­си толь­ко в том смыс­ле, что при­зна­вал его пер­вым насто­я­щим живо­пис­цем.
  • 416Данай — сын еги­пет­ско­го царя Бела, брат-близ­нец Эгип­та, отец 50 доче­рей-дана­ид.
  • 417Веро­ят­но, речь идет о про­ли­ве Ла-Манш.
  • 418Сит­ник — род тра­вя­ни­стых рас­те­ний.
  • 419Фило­сте­фан Кирен­ский (III в. до н. э.) — исто­рик и гео­граф, уче­ник поэта Кал­ли­ма­ха, автор несо­хра­нив­ше­го­ся трак­та­та «Об изо­бре­те­ни­ях». Его упо­ми­на­ет Плу­тарх (Lyc. 23).
  • 420Геге­сий из Маг­не­сии на Сини­ле (III в. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский софист, ритор, исто­рик и био­граф, осно­во­по­лож­ник ази­ат­ско­го сти­ля в крас­но­ре­чии. Для позд­ней­ших ора­то­ров — обра­зец без­вку­сия и вся­ких изли­шеств, свой­ст­вен­ных это­му сти­лю (Cic. Brut. 83; Orat. 67, 69). Автор «Исто­рии Алек­сандра» (Gell. IX. 4; Plut. Alex. 3).
  • 421Парал — афин­ский герой. Счи­тал­ся изо­бре­та­те­лем кораб­ля. В Афи­нах в его честь был назван корабль «Пара­лия».
  • 422Семи­ра­мида — леген­дар­ная асси­рий­ская цари­ца. Ей еще в древ­но­сти при­пи­сы­ва­ли все вели­кие соору­же­ния Пере­д­ней Азии.
  • 423Архе­мах из Эвбеи (III в. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский исто­рик. Его упо­ми­на­ет Стра­бон (X. 3. 6).
  • 424Дамаст из Сигея — древ­не­гре­че­ский исто­рик, млад­ший совре­мен­ник Геро­до­та и Гел­ла­ни­ка, уче­ни­ком кото­ро­го он был. Напи­сал, по всей види­мо­сти, гре­че­скую исто­рию.
  • 425Эри­ф­ры — один из 12 иони­че­ских горо­дов Малой Азии, рас­по­ло­жен­ный на полу­ост­ро­ве Эри­фрея напро­тив ост­ро­ва Хиос.
  • 426Мне­си­ги­тон — неиз­вест­ный автор.
  • 427Ксе­на­гор — автор исто­ри­че­ско­го сочи­не­ния под назва­ни­ем Chro­noi и кни­ги Pe­ri ne­son, из кото­рой Пли­ний и позд­ней­шие грам­ма­ти­ки не раз заим­ст­во­ва­ли сведе­ния. Вре­мя его жиз­ни неиз­вест­но. См.: Plin. V. 31; Dion. Hal. I. 72.
  • 428Пто­ле­мей I Сотер, сын Лага — один из самых зна­ме­ни­тых пол­ко­вод­цев Алек­сандра Македон­ско­го, пра­ви­тель Егип­та с 323 г. до н. э. В 305 г. про­воз­гла­сил себя царем (305—283). В 285 г. взял в сопра­ви­те­ли сво­его сына Пто­ле­мея II Фила­дель­фа.
  • 429Демет­рий Поли­ор­кет — често­лю­би­вый пол­ко­во­дец и заво­е­ва­тель, сын Анти­го­на Одно­гла­зо­го. В 294 г. до н. э. стал царем Македо­нии. Под­чи­нил сво­ей вла­сти гре­че­ские государ­ства. В 285 г. потер­пел пора­же­ние в Кили­кии в сра­же­нии с коа­ли­ци­ей государств, попал в плен к Селев­ку, царю Сирии, где и умер в 283 г.
  • 430Пто­ле­мей II Фила­дельф — царь Егип­та (285—246 до н. э.). При нем сло­жи­лись основ­ные чер­ты соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и поли­ти­че­ско­го строя элли­ни­сти­че­ско­го Егип­та с широ­ко раз­ветв­лен­ным цар­ским хозяй­ст­вом и экс­плуа­та­ци­ей цар­ских зем­ледель­цев и ремес­лен­ни­ков. Пто­ле­мей II про­во­дил актив­ную внеш­нюю поли­ти­ку.
  • 431Пто­ле­мей IV Фило­па­тор, сын Пто­ле­мея III Эвер­ге­та — царь Егип­та (221—204 до н. э.). В 217 г. успеш­но завер­шил вой­ны с Сири­ей.
  • 432Лемб — неболь­шое лег­кое ост­ро­ко­неч­ное быст­ро­ход­ное суд­но, катер.
  • 433Ce­les — быст­ро­ход­ное парус­ное суд­но, яхта.
  • 434Cer­cy­rus — лег­кое парус­ное суд­но, катер.
  • 435Копы — город в север­ной Бео­тии.
  • 436Пла­теи — город в Бео­тии у под­но­жия горы Кифе­рон.
  • 437Рост­ры — под­вод­ный таран в носо­вой части кораб­ля.
  • 438Эвпа­лам — дед леген­дар­но­го изо­бре­та­те­ля Деда­ла.
  • 439Ана­хар­сис — имя ски­фа из цар­ско­го рода, кото­рый во вре­мя сво­его путе­ше­ст­вия в Гре­цию позна­ко­мил­ся в Афи­нах с Соло­ном и посвя­тил себя заня­ти­ям фило­со­фи­ей. Вер­нув­шись на роди­ну, решил вве­сти там гре­че­ское бого­слу­же­ние, но был убит сво­им бра­том, царем Сав­ли­ем. См. He­ro­dot. IV. 76; Plut. Sol. 5; Cic. Tusc. V. 32. 90.
  • 440Тифис — зна­ме­ни­тый аст­ро­ном, корм­чий кораб­ля «Арго». Погиб во вре­мя похо­да арго­нав­тов.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007027 1260010312 1327007045 1327007057 1327007058 1327007059