Естественная история

Кн. VIII, гл. 44

Текст по изданию: Труды Кафедры древних языков. Вып. II. (К 75-летию исторического ф-та МГУ и 60-летию кафедры). Труды Исторического ф-та МГУ: Вып. 44. Серия III. Instrumenta studiorum: 18. Индрик, Москва, 2009. С. 182—208 (§§ 142—229).
Перевод с латинского и комментарии И. Ю. Шабаги.
Перевод по изданию: Pliny. Natural History in 10 vol. (1st ed. 1940) / T. 3. With an English translation by H. Rackham. London, 1947.
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 2, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1909.
Скан тойбнеровского изд. 1909 (доступен только для IP из США).
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
  • 44. (69) 171 От спа­ри­ва­ния осла и кобы­ли­цы на три­на­дца­тый месяц рож­да­ет­ся мул — живот­ное, обла­даю­щее исклю­чи­тель­ной силой для сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных работ. Для полу­че­ния мулов выби­ра­ют кобыл не моло­же четы­рех и не стар­ше деся­ти лет. Гово­рят так­же, что сам­ки одно­го вида отвер­га­ют сам­цов дру­го­го вида, если толь­ко те в дет­стве не были вскорм­ле­ны моло­ком самок того вида, с кото­рым всту­па­ют в сно­ше­ния; поэто­му <ското­во­ды> под покро­вом тьмы хва­та­ют жере­бят и под­во­дят их к сос­кам кобыл или ослиц. Мулы рож­да­ют­ся так­же и от спа­ри­ва­ния коня и осли­цы, но в этом слу­чае они непо­слуш­ны, неукро­ти­мы и упря­мы. К тому же потом­ство от ста­рых самок непо­во­рот­ли­во.
  • 172 Если сам­ку, забе­ре­ме­нев­шую от жереб­ца, спа­рить с ослом, то это при­ведет к выкиды­шу, но не наобо­рот. Заме­че­но, что самок луч­ше все­го спа­ри­вать на седь­мой день после родов, а сам­цы спа­ри­ва­ют­ся луч­ше, когда уста­ют. Счи­та­ет­ся, что та сам­ка, кото­рая не зачнет рань­ше, чем поте­ря­ет так назы­вае­мые молоч­ные зубы, явля­ет­ся бес­плод­ной, как и та, что не рожа­ет после пер­во­го же зача­тия. Сам­цов, родив­ших­ся от жереб­ца и осли­цы, древ­ние назы­ва­ли лоша­ка­ми, в то вре­мя как сло­во «мул» употреб­ля­лось для обо­зна­че­ния потом­ства от осла и кобы­лы.
  • 173 Заме­че­но, что потом­ство от живот­ных двух этих раз­лич­ных пород пред­став­ля­ет собой тре­тий вид, не похо­жий ни на одно­го из роди­те­лей, и что появив­ши­е­ся таким обра­зом живот­ные сами не могут дать потом­ства; это отно­сит­ся к живот­ным всех видов, и имен­но это явля­ет­ся при­чи­ной бес­пло­дия самок мулов. В наших Анна­лах есть сведе­ния о том, что мулы изред­ка име­ют потом­ство, одна­ко это счи­та­ли сказ­ка­ми. Фео­фраст240 рас­ска­зы­ва­ет, что в основ­ном мулов раз­во­дят в Кап­па­до­кии241, но мулы этой обла­сти отно­сят­ся к осо­бой раз­но­вид­но­сти. Чтобы мул пере­стал лягать­ся, надо поча­ще давать ему пить вино.
  • 174 В запи­сях доволь­но мно­гих гре­ков есть сведе­ния о том, что от спа­ри­ва­ния лоша­ди с мулом родил­ся так назы­вае­мый «гин­нус», то есть кар­ли­ко­вый мул. Сам­ки, рож­ден­ные от кобы­лы и при­ру­чен­но­го дико­го осла, очень быст­ро бега­ют и име­ют необы­чай­но вытя­ну­тые копы­та; тело у них очень худое, а дух неукро­ти­мый.

    В каче­стве же про­из­во­ди­те­ля всех пре­вос­хо­дит пото­мок дико­го осла и домаш­ней осли­цы. Заме­ча­тель­ны дикие ослы во Фри­гии и Лика­о­нии242. Афри­ка сла­вит­ся моло­ды­ми осля­та­ми: это изыс­кан­ное лаком­ство назы­ва­ет­ся там «лали­зио».

  • 175 Как сле­ду­ет из свиде­тель­ства афи­нян, один мул про­жил восемь­де­сят лет. Дей­ст­ви­тель­но, афи­няне так вос­тор­га­лись тем, что он, уже не работав­ший из-за сво­их пре­клон­ных лет на стро­и­тель­стве хра­ма на Акро­по­ле, вооду­шев­лял под­ни­маю­щий­ся в гору скот сво­им при­сут­ст­ви­ем и пытал­ся ему помочь, что изда­ли декрет, соглас­но кото­ро­му хле­бо­тор­гов­цы не долж­ны были отго­нять это­го мула от сво­их лот­ков.
  • 44. (69) [171] Ex asi­no et equa mu­la gig­ni­tur men­se XIII, ani­mal vi­ri­bus in la­bo­res exi­mium. ad ta­les par­tus equas ne­que quad­ri­mis mi­no­res ne­que de­cen­ni­bus maio­res le­gunt ar­ce­ri­que ut­rum­que ge­nus ab al­te­ro nar­rant ni­si in in­fan­tia eius ge­ne­ris quod ineat lac­te haus­to. quap­rop­ter sub­rep­tos pul­los in te­neb­ris equa­rum ube­ri asi­na­rum­ve ecu­leos ad­mo­vent. gig­ni­tur autem mu­la et ex equo et asi­na, sed effre­nis et tar­di­ta­tis in­do­mi­tae. len­ta om­nia et e ve­tu­lis.
  • [172] con­cep­tum ex equo se­cu­tus asi­ni coi­tus abor­tu pe­ri­mit, non item asi­ni equ­us. fe­mi­nas a par­tu op­ti­me sep­ti­mo die inple­ri ob­ser­va­tum, ma­res fa­ti­ga­tos me­lius inple­re. quae non pri­us, quam den­tes quos pul­li­nos ap­pel­lant iaciat, con­ce­pe­rit, ste­ri­lis in­tel­le­gi­tur et quae non pri­mo ini­tu ge­ne­ra­re coe­pe­rit. equo et asi­na ge­ni­tos ma­res hin­nu­los an­ti­qui vo­ca­bant contra­que mu­los quos asi­ni et equae ge­ne­ra­rent.
  • [173] ob­ser­va­tum ex duo­bus di­versis ge­ne­ri­bus na­ta ter­tii ge­ne­ris fie­ri et neut­ri pa­ren­tium es­se si­mi­lia eaque ip­sa, quae sunt ita na­ta, non gig­ne­re in om­ni ani­ma­lium ge­ne­re; id­cir­co mu­las non pa­re­re. est in an­na­li­bus nostris pe­pe­ris­se sae­pe, ve­rum pro­di­gii lo­co ha­bi­tum. Theoph­ras­tus vul­go pa­re­re in Cap­pa­do­cia tra­dit, sed es­se id ani­mal ibi sui ge­ne­ris. mu­lae cal­cit­ra­tus in­hi­be­tur vi­ni creb­rio­re po­tu.
  • [174] in plu­rium Grae­co­rum est mo­nu­men­tis cum equa mu­li coi­tu na­tum quod vo­ca­ve­rint gin­num, id est par­vum mu­lum. ge­ne­ran­tur ex equa et onag­ris man­sue­fac­tis mu­lae ve­lo­ces in cur­su, du­ri­tia exi­mia pe­dum, ve­rum stri­go­so cor­po­re, in­do­mi­to ani­mo. sed ge­ne­ra­tor onag­ro et asi­na ge­ni­tus om­nes an­te­cel­lit. onag­ri in Phry­gia et Ly­cao­nia prae­ci­pui. pul­lis eorum ceu praes­tan­ti­bus sa­po­re Af­ri­ca glo­ria­tur, quos la­li­sio­nes ap­pel­lat.
  • [175] mu­lum LXXX an­nis vi­xis­se Athe­nien­sium mo­ni­men­tis ap­pa­ret; ga­vi­si nam­que, cum templum in ar­ce fa­ce­rent, quod de­re­lic­tus se­nec­ta scan­den­tia iumen­ta co­mi­ta­tu ni­su­que ex­hor­ta­re­tur, dec­re­tum fe­ce­re ne fru­men­ta­rii ne­go­tia­to­res ab in­cer­ni­cu­lis eum ar­ce­rent.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 240Фео­фраст (372—287 гг. до н. э.) — гре­че­ский фило­соф, уче­ник Пла­то­на, а затем Ари­сто­те­ля; автор мно­го­чис­лен­ных трудов по самым раз­лич­ным обла­стям зна­ния. Боль­шое зна­че­ние, в част­но­сти, име­ют его есте­ствен­но­на­уч­ные сочи­не­ния. Фео­фраст создал поня­тий­ный аппа­рат по типо­ло­гии и мор­фо­ло­гии мине­ра­лов, рас­те­ний, живот­ных и людей.
  • 241Кап­па­до­кия — область в восточ­ной части совр. Тур­ции меж­ду река­ми Кзыл-Ирмак (антич­ный Галис) и Евфра­том.
  • 242Фри­гия — не имев­шая выхо­да к морю стра­на в запад­ной части совр. Тур­ции; Лика­о­ния — стра­на во внут­рен­них обла­стях совр. Тур­ции (меж­ду Фри­ги­ей и Кап­па­до­ки­ей).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007032 1327007054 1327008013 1327008045 1327008046 1327008047