46. ( 71) 184 В Египте быку поклоняются как божеству и называют его Аписом. Его отличительным знаком является находящееся на правом боку белоснежное пятно в форме растущей луны, а под языком — нарост, который <египтяне > называют канфар ( «жук ») 249. Быку не позволено жить дольше определенного возраста 250. Убивают его, топя в жреческом источнике 251, после чего со стенаниями отправляются на поиски другого быка; всё то время, пока не найдут замены, египтяне погружены в скорбь и ходят с опущенными головами. Однако его никогда не ищут долго.
185 Когда преемник найден, сто жрецов отводят его в Мемфис. У Аписа имеется два святилища 252, называемых спальнями, и целые народы получают там пророчества: когда Апис входит в один покой, это является радостным знаком, а когда в другой — предвещает ужасные несчастья. Апис отвечает на вопросы и частных лиц, беря пищу из рук вопрошающего; но он отвернулся от руки Цезаря Германика, убитого немного позже 253.
Обычно Апис живет в уединении, а когда появляется перед народом, идет в сопровождении ликторов, расчищающих для него дорогу, и ватаги мальчишек, поющих песни в его честь. Апис, похоже, понимает это, и хочет, чтобы ему поклонялись. Эти мальчишки неожиданно впадают в безумие и возвещают будущее.
186 Раз в год Апису показывают корову, также имеющую особые отличительные знаки, но не те, что у Аписа; причем говорят, что ее всегда находят и убивают в течение одного и того же дня. Около Мемфиса на Ниле имеется место, которое из-за своей формы называется «фиалом »: ежегодно там бросают в воду золотые и серебряные блюда в те дни, которые считаются днями рождения Аписа. Дней этих насчитывается семь, и, что удивительно, крокодилы в эти дни никого не трогают; после же полудня восьмого дня свирепость к этим чудовищам возвращается.
|
46. (71) [184] Bos in Aegypto etiam numinis vice colitur; Apin vocant. insigne ei in dextro latere candicans macula cornibus lunae crescere incipientis, nodus sub lingua, quem cantharum appellant. non est fas eum certos vitae excedere annos, mersumque in sacerdotum fonte necant quaesituri luctu alium, quem substituant, et donec invenerint maerent derasis etiam capitibus; nec tamen umquam diu quaeritur.
[185] inventus deducitur Memphin a sacerdotibus C. delubra ei gemina, quae vocant thalamos, auguria populorum: alterum intrasse laetum est, in altero dira portendit. responsa privatis dat e manu consulentium cibum capiendo. Germanici Caesaris manum aversatus est haut multo postea extincti. cetero secretus, cum se proripuit in coetus, incedit submotu lictorum, gregesque puerorum comitantur carmen honori eius canentium; intellegere videtur et adorari velle. hi greges repente lymphati futura praecinunt.
[186] femina bos ei semel anno ostenditur, suis et ipsa insignibus, quamquam aliis, semperque eodem die et inveniri eam et extingui tradunt. Memphi est locus in Nilo, quem a figura vocant Phialam, omnibus annis ibi auream pateram argenteamque mergentes diebus quos habent natales Apis. septem hi sunt, mirumque neminem per eos a crocodilis attingi, octavo post horam diei sextam redire beluae feritatem.
|