OCR: Роман Гутовский.
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 … 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96
VII. (36) В то время, когда в Константинополе правил Зенон, патриций Непот, прибывший в Порт города Рима18, лишил власти Глицерия, который стал епископом, а Непот стал императором Рима. Потом он прибыл в Равенну: его преследовал с войском патриций Орест; опасаясь нападения Ореста, Непот, поднявшись на корабль, с.184 бежал в Салону19 и оставался там пять лет, позже он был убит своими [людьми]. Вскоре после его бегства императором стал Августул. Августул правил десять лет.
VIII. (37) Августул, который до получения власти именовался родителями Ромулом, был провозглашен императором, [собственным] отцом, патрицием Орестом. Пришедший же с родом скиров Одоакр убил патриция Ореста в Плаценции20, а брата его Павла [убил] близ Пинеты21 за пределами Классиса Равенны22.
(38) Вступив в Равенну, [Одоакр] лишил власти Августула; но, пожалев его из-за малого возраста и, тронутый его красотой, сохранил ему жизнь, и, дав ему содержание в шесть тысяч солидов, отправил в Кампанию свободно жить со своими родственниками. Отцом же его был Орест Паннонийский, который в свое время, когда Аттила вторгся в Италию, сблизился с ним и стал его нотарием. После этого он также преуспевал и достиг, наконец, звания патриция.
IX. (39) И вот после того, как Зенон сыном своим Львом [Младшим], рожденным [им] от дочери [императора] Льва по имени Ариагна23, был провозглашен императором, он правил со своим сыном один год, а после смерти Льва Зенон остался единственным правителем. Итак, Зенон, процарствовав с сыном лишь год, правил потом еще четырнадцать лет. Был он высокороднейшим среди исавров, достойным получить [в жены] императорскую дочь, и [мужем], закаленным в войнах.
(40) Рассказывают о нем, что, не имея чашечек в коленах, в беге он был настолько стремителен, что передвигался быстрее, чем это свойственно человеку, в делах же государственных был крайне предусмотрителен и всегда покровительствовал народу своему.
(41) Против него стал строить козни Василиск, первый из сенаторов. Узнав об этом, Зенон, захватив с собой некоторые драгоценности, бежал в Исаврию. И как только он удалился, Василиск, который, как было сказано, стал строить козни, захватил власть.
с.185 (42) Василиск правил два года. Зенон, вооружив жителей провинции Исаврия, направил [посланцев] к городу Нова24, где пребывал Теодерих, вождь готов, сын Валамериха, и призвал его на помощь против Василиска. Двинув войско, [Зенон] через два года [после своего бегства] подступил к Константинополю и осадил город.
(43) Поскольку же сенат и народ боялись, как бы Зенон не причинил городу какого-либо вреда, они, покинув Василиска, все сдались [Зенону], отворив [ворота] города. Василиск бежал в церковь и укрылся вместе с женой и детьми внутри баптистерия. Но когда Зенон поклялся ему, что не прольет его крови, тот вышел и был заключен вместе с женой и детьми в пустой резервуар [для воды], где они и погибли от холода.
(44) Зенон вновь обрел любовь сената и народа и проявил себя по отношению ко всем настолько щедрым, что каждый был ему благодарен. Он заботился и о римском сенате и народе, так что в различных местах города Рима ему воздвигли статуи. Времена его были мирными.
X. (45) И вот Одоакр, о котором мы упомянули выше, лишив Августула императорской власти, провозгласил себя королем и оставался у власти тринадцать лет. Его отец носил имя Эдикон, об [Одоакре] известно по книгам «Жития блаженного монаха Северина из Паннонии», этот [монах] увещевал его и предсказал ему будущее царствование.
(46) Обратись же к отрывку: «Когда некие варвары, отправлялись на Италию, они, ища благословения, взором своим обратились к [Северину]. В числе их пришел и Одоакр, который впоследствии царствовал в Италии, юноша скромного облика и высокого роста, который, пока не коснулся макушкой своей головы потолка его невысокой хижины, не наклонился; от мужа божьего он узнал, что достигнет славы. На его приветствие [Северин] ответил: “Иди на Италию, иди, покрытый ныне наискромнейшей шкурой, но впоследствии многим многое давший”».
(47) И вот, как и предсказывал ему прислужник божий, он вскоре вторгся в Италию и обрел королевскую власть. В то же время король Одоакр, вспомнив, какое предсказание услышал от мужа святого, с.186 направил к нему письмо, исполненное дружеского расположения, [обещая], если у того есть какое-либо желание, смиренно исполнить его. Муж же божий, побуждаемый такими словами его письма, попросил освободить некоего Амвросия, жившего в изгнании. Одоакр с радостью повиновался его повелению.
(48) Итак, король Одоакр вел войну против ругов, которых дважды победил и полностью уничтожил. Он был [исполнен] доброй воли и питал благоволение к арианской секте; однажды, когда многие высокородные [варвары] восхваляли упомянутого короля перед святым мужем, исполненные, как это бывает, угодливости, тот [муж] спросил, какого короля наградили они такой хвалой. Когда те ответили: «Одоакра», — он сказал: «Невредим Одоакр между тринадцатым и четырнадцатым», — ясно указывая годы его незыблемого царствования.
XI. (49) Зенон воздал благодарность Теодериху, сделав его патрицием и консулом, богато одарил его и отправил в Италию. Теодерих договорился с ним, что, если Одоакр будет побежден, то, как только это произойдет, в награду за труды свои он [Теодерих] станет царствовать вместо Одоакра. И вот, когда патриций Теодерих пришел вместе с племенем готов из города Нова, он был послан императором Зеноном из областей Востока на завоевание для себя Италии.
(50) Навстречу ему к реке Сонций25 спешил Одоакр, который сразившись там с Теодерихом, был побежден, бежал, отступил к Вероне, и в пятые календы октября26 разбил лагерь на малом веронском поле. Но там настиг его Теодерих, и в состоявшейся битве многие пали и с той и с другой стороны; Одоакр был повержен и бежал в Равенну в канун октябрьских календ27.
(51) А патриций Теодерих направился в Медиолан, и [там] сдалось ему множество воинов Одоакра, в том числе и Туфа, которого Одоакр назначил военным магистром. В апрельские календы28 того же года военный магистр Туфа вместе со своими лучшими [людьми] был послан Теодерихом против Одоакра, укрепившегося в Равенне.
с.187 (52) Прибыв в Фавенцию29, Туфа со своим войском осадил [там] Одоакра; ведь Одоакр вышел из Равенны и прибыл в Фавенцию; и Туфа передал Одоакру комитов патриция Теодериха, которых заковали в железо и отправили в Равенну.
(53) [Консульство] Фауста и Лонгина.
В их консульство король Одоакр покинул Кремону и направился в Медиолан. Тогда на помощь Теодериху пришли визиготы, и произошла битва на реке Аддуе30 в третьи иды августа31, и с той и другой стороны там пало множество [воинов], в том числе и комит доместиков32 Пиерий; Одоакр бежал в Равенну, а патриций Теодерих, преследуя его, достиг Пинеты, разбил там лагерь, и осаждал Одоакра, запертого в Равенне, в течение трех лет; модий пшеницы стал [стоить там] шесть солидов. [В это время] Теодерих отправил к императору Зенону легата Феста, главу сената, надеясь получить для себя царское облачение.
(54) [Консульство] Олибрия.
Случилось, что в [год] его консульства король Одоакр покинул ночью Равенну, напав с герулами на Пинету, на лагерь патриция Теодериха, и пали воины и с той и с другой стороны, тогда же в реке Бедент, спасаясь бегством, погиб военный магистр Одоакра Левила; побежденный же Одоакр бежал в июльские иды33 в Равенну.
(55) Одоакр вынужден был отдать Теодериху в качестве заложника своего сына Телана в обмен на обещание сохранить свою жизнь. Теодерих поступил так: спустя несколько дней, в течение которых Одоакр замышлял против него заговор, Теодерих изобличил его сначала перед собравшимися во дворце, а затем, когда тот пришел в лавровую рощу, собственноручно убил его мечом.
(56) В тот же день, по приказу Теодериха, все из его войска были перебиты, был уничтожен всякий, где бы его ни схватили.
XII. (57) Когда в Константинополе умер император Зенон, императором стал Анастасий. Теодерих же, который отправил Фауста Нигера к с посольством Зенону, как только стало известно о смерти с.188 императора, но еще не возвратилось посольство, прибыл в Равенну и убил Одоакра; [тогда] готы объявили своим королем Теодериха, не дожидаясь предписания нового императора.
(58) Ведь он был мужем весьма воинственным и храбрым: все же его родным отцом был король готов, звавшийся Валамиром, а мать его была католичкой, по-готски ее звали Эрериливой, а в крещении она звалась Евсевией.
(59) Итак он был замечательным [правителем] и ко всем он был исполнен доброй воли, и правил тридцать три года. В его времена на тридцать лет в Италии установилось такое благополучие, что мир продолжался и после.
(60) Он не совершал ничего превратного. Так он правил двумя народами, римлянами и готами, как одним; несмотря на то, что сам он принадлежал к арианской секте, он ничего не помышлял против католической религии, так что римляне именовали его [вторым] Траяном или Валентинианом, временам которых он неуклонно следовал, а готы после [издания им] эдикта, по которому определялось право, считали его самым деятельным королем. Он предписал, чтобы у римлян было оружие как во времена принцепсов. Щедро раздавая дары и съестные припасы, устраивая зрелища в цирках и амфитеатрах, он доводил казну до полного разорения, но усердием своим восстанавливал ее и наполнял богатством.
(61) Несмотря на то, что он был неграмотен, был он настолько мудр, что некоторые из его изречений до сих пор ходят в народе как пословицы: потому нам не трудно будет некоторые из его изречений привести здесь по памяти. Он говорил: «Кто завел дружбу с золотом или бесом, не сможет от них избавиться». А также: «Жалкий римлянин подобен готу, разумный же гот подобен римлянину».
(62) Однажды умер некий человек и оставил после себя жену и малолетнего сына, который не различал еще своей матери. Сын его малолетний был принят каким-то незнакомцем, увезен в другую провинцию и там вырос. Достигнув юношеского возраста, он возвратился к матери. Мать же в то время была помолвлена с неким мужем. Когда мать увидела [сына], она обняла его, возблагодарив Бога за то, что сын ее вернулся. И провел он с ней тридцать дней. Когда же пришел жених матери, он, увидев юношу, спросил, кто он. Та ответила, что это сын ее. Когда же он узнал, что это сын ее, начал требовать назад с.189 [свадебный] залог и говорить: «Или признай, что это не твой сын, или я ухожу отсюда». Женщина, движимая обетом, принялась отрекаться от сына, которого недавно сама признала, и стала говорить: «Ступай, юноша, из дома моего, так как приняла я тебя как странника». Тот же сказал, что он возвратился к матери в дом отца своего. Что дальше? Когда это все произошло, сын обратился к королю [с жалобой] на мать, которую король приказал привести к себе. И сказал он ей: «Женщина, сын твой на тебя жалуется. Что скажешь? Твой это сын или нет?» Она сказала: «Не мой это сын, но приняла его как странника». Когда сын, следуя общему порядку, изложил все королю, тот вновь спросил женщину: «Твой это сын или нет?» Она сказала: «Это не мой сын». И говорит ей король: «А каково состояние твое, женщина?» Та ответила: «Почти тысяча солидов». Тогда король решил, что женщина должна поклясться не принимать никакого другого мужа, кроме как этого [юноши], тогда женщина смутилась и признала, что это ее сын. Были и другие многие истории, связанные с этим [королем].
(63) Впоследствии [Теодерих] получил от франков жену по имени Аугофлада. До воцарения он имел уже жену, от которой получил дочерей: одну, по имени Ареагна, он отдал [в жены] Алариху, королю визиготов в Галлии, а вторую свою дочь Теодеготу отдал Сигизмунду, сыну короля Гундебада.
(64) Когда Теодерих с помощью Феста заключил с императором Анастасием мир относительно получения власти, он возвратил все дворцовые украшения, которые Одоакр переправил в Константинополь.
XIII. (74) В то самое время император Анастасий имел трех племянников, а именно Помпея, Проба и Ипатия. Размышляя, кого из них оставить после себя императором, он приказал однажды, чтобы они отведали вместе с ним пищу, а затем предались бы послеобеденному сну, и для того распорядился приготовить для каждого во дворце отдельное ложе. В изголовье одного ложа он повелел положить царский знак, и по тому, кто из них выберет это ложе для отдыха, он сможет определить, кому отдать впоследствии власть. Один из них возлег на одно ложе, двое же других из братской любви легли вместе на втором ложе. И получилось так, что то ложе, где был спрятан царский знак, оказалось не занятым.
с.190 (75) Когда он увидел это, поразмыслив, он решил, что никто из них не будет править и начал молить Бога, чтобы Он послал ему откровение: каким образом он может узнать, пока еще жив, кто после кончины его примет власть. Он размышлял об этом, воздерживался от пищи и молился; и однажды ночью увидел он во сне человека, который сказал ему следующее: «Первый, о ком тебе будет сообщено завтра в покоях, и примет после тебя власть твою».
(76) Так случилось, что Юстин, комит экскувитов34, сразу по прибытии, направился к императору, о приходе его сообщил препозит [священной] опочивальни35. Когда [император] узнал об этом, он вознес благодарность Богу за то, что указал ему достойного наследника.
(77) И хотя [император] держал это в тайне, однажды, когда он вышел [к собравшимся], Юстин, спеша выразить почтение, хотел обойти императора сбоку и невольно наступил на его хламиду.
(78) На это император лишь сказал ему: «Куда ты спешишь?» В конце же правления и жизни [Анастасий] был искушен дьяволом и возжелал следовать евномианской секте; благоверный народ удерживал его, крича в его адрес: «В Троицу копий не бросай!» Спустя некоторое время на ложе своем, охваченный недугом, он завершил последние дни свои в городе Константинополе.
XIV. (79) Так вот, Теодерих был неграмотен и настолько груб умом, что за десять лет своего правления так и не смог научиться писать четыре буквы, чтобы подписывать свои эдикты. Поэтому он приказал изготовить золотую пластину с вырезанными в ней четырьмя буквами LEGI36, и когда он хотел что-то подписать, то, положив таблицу на лист, водил по ней, в результате чего на листе оставалась его подпись.
(80) И вот Теодерих, когда консульство получил Эвтарих, провел триумфы в Риме и Равенне. Этот Эвтарих был весьма суров и враждебен к католической вере.
(81) В то время как Теодерих пребывал в Вероне, из-за неприязни народов произошла распря между христианами и иудеями Равенны, поскольку иудеи, не желая креститься, неоднократно, насмехаясь, выплевывали облатки в воду реки. Это возмутило народ, который, с.191 забыв уважение и к королю, и к Эвтариху, и к Петру, бывшему тогда епископом, восстал на синагоги и сжег их. Подобные события произошли и в Риме.
(82) Иудеи бежали в Верону, где пребывал король, и обратились к Тривану, препозиту [священной] опочивальни, и этот еретик, благоволивший иудеям, представил все случившееся не в пользу христиан. Король тут же ради предотвращения пожаров приказал, чтобы все жители Рима и Равенны, собрав деньги, восстановили сожженные синагоги; те же, кто ничего не могли дать, должны были подвергнуться, по слову глашатаев, публичному позору. Предписание было дано Эвтариху, который довел его до Киллиги и епископа Петра; так и было все исполнено.
(83) Именно тогда дьявол нашел путь, чтобы захватить в сети человека, без вреда управлявшего государством. Так, [Теодерих] приказал разрушить [в местечке, называемом] «У Источников», неподалеку от Вероны, молельню, то есть алтарь, святого Стефана. Кроме того, чтобы никто из римлян не использовал оружия, он запретил [его ношение], это касалось даже небольших ножей.
(84) Тогда же одна неимущая женщина из народа готского, лежа под колоннадой неподалеку от равеннского дворца, произвела на свет четырех драконов. Люди видели, как двое из них пролетели среди облаков с запада на восток и низверглись в море, двое же передвигались, имея одну голову. Также появилась звезда с факелом, называемая кометой, висевшая [в небе] на протяжении пятнадцати дней. И часты были землетрясения.
(85) После этого король то и дело воспламенялся против римлян, обретя лишь к этому повод. Киприан, бывший тогда референдарием, кроме того комитом священных щедрот и магистром, движимый честолюбием, обвинил патриция Альбина в том, что тот послал, якобы, письмо императору Юстину, направленное против власти короля. Будучи вызван [во дворец], он отказался от содеянного, тогда патриций Боэций, бывший тогда магистром оффиций, в присутствии короля сказал: «Заявление Киприана — ложь, но если Альбин сделал [подобное], то и я и весь сенат подобное замыслили; это ложь, господин король».
(86) Тогда Киприан, придя в смятение, привел ложные свидетельства не только против Альбина, но и против Боэция, защитника с.192 его. Король же, внимая коварству римлянина, расспросил его, и на основании его [ответов] приказал тех убить, больше поверив ложным свидетельствам, нежели сенаторам.
(87) Тогда Альбин и Боэций были отправлены под стражу в церковный баптистерий. Король же вызвал к себе Евсевия, префекта города Тицина37, и, не выслушав Боэция, сообщил [префекту] о своем решении [в отношении арестованного]. Вскоре в местечке Кальвенциане, где [Боэций] находился в заточении, он был убит самым жестоким образом. Когда ему в течение долгого времени затягивали на лбу струну, он настолько мучился, что глаза его лопнули, окончательно же он был убит палкой во время пытки.
XV. (88) И вот король возвратился в Равенну и правил не как ревнитель Бога, но как противник закона Его, забыв все Его милости и благодеяния, которые Он оказал ему. Полагаясь на силу свою и думая, что император Юстин боится его, вызвал в Равенну настоятеля апостольского престола Иоанна и сказал ему: «Поезжай в Константинополь к императору Юстину и скажи ему среди прочего, чтобы он ни в коем случае не принимал в католическую веру примирившихся [с нею] еретиков».
(89) Папа Иоанн ответил ему: «Делай, король, то, что намереваешься скорее: я пред тобой стою. Но я не обещаю тебе того, что исполню последнее, и Юстину этого не скажу. Другое же, что ты поручишь мне, я смогу, коль позволит Бог, добиться от него».
(90) И вот король, полный гнева, приказывает снарядить корабль и посадить на него [Иоанна] с несколькими епископами, а именно с епископом церкви равеннской, Евсевием Фенестрийским, Сабином Кампанийским и двумя другими, а также присоединить к ним сенаторов Феодора, Импортуна, Агапита и другого Агапита. Бог же, не покидающий верных своих почитателей, благополучно довел [корабль до места].
(91) Император Юстин так спешил навстречу прибывшему [в Константинополь] Иоанну, как если бы это был сам блаженный Петр. Когда [императору] было передано содержание посольских поручений, он обещал все исполнить, но никоим образом не мог он с.193 примирившихся [еретиков], которые предали себя вере католической, возвратить арианам.
(92) Пока же все это происходило, Симмах, глава сената, чья дочь была женой Боэция, перебрался из Рима в Равенну. Король же, испугавшись, что тот, скорбя по зятю, затеял нечто против его власти, приказал его убить, [предварительно] выдвинув против него обвинение.
(93) И вот, папа Иоанн вернулся от Юстина. Теодерих принял его без радости и сообщил ему, что тот у него в немилости. Через несколько дней Иоанн умер. [Во время похорон] люди шествовали впереди его [тела]. И вдруг один [человек] из толпы, будучи одержим демоном, упал [замертво], но как только погребальное ложе, на котором несли [тело Иоанна], приблизился к нему, тот человек встал в полном здравии и пошел с похоронной процессией. Увидев это, народ и сенаторы принялись освобождать мощи [Иоанна] от одежд его. И исполненные радости люди вынесли тело его за город.
XVI. (94) Симмах же схоластик-иудей, по приказу не короля, но тирана, в четвертый день недели, в седьмые календы сентября38, в четвертый индиктион39, в консульство Олибрия составил предписание, чтобы в предстоящий день господень40 ариане присвоили себе католические базилики.
(95) Но Тот, кто не допускал, чтобы притеснялись верные почитатели Его, вскоре вынес этому [Теодериху] приговор, подобный Арию, основоположнику религии его: случилось с ним недержание стула, и на протяжении трех дней он [без конца] опоражнивался, и в тот же самый день, когда он радовался, что захватил церкви, утратил он и власть и душу.
(96) Но прежде чем испустить дух, он предоставил власть своему внуку Аталариху. Он соорудил себе, пока был жив, усыпальницу из отделанного камня, сооружение удивительной величины, и отыскал [для него] огромную глыбу, которую положил сверху.
ПРИМЕЧАНИЯ