Описание Эллады

Книга II, гл. 2

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

Нумерация параграфов: в квадратных скобках (в книге — на полях, иногда неточно, здесь исправлено) — по Беккеру (Диндорфу), в тексте — по Фациусу (Гитцигу и Блюмнеру). Квадратные скобки [] заключают слова, считающиеся не принадлежащими Павсанию; остроконечные <> обозначают вставки конъектур и дополнений, отсутствующих в греч. тексте; круглые () — для объяснения предыд. слова; отточия (. . .) в середине текста указывают на испорченное место.

Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols. Ed. F. Spiro. Leipzig, Teubner. 1903.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7 8

[1] 1. Внут­ри самой свя­щен­ной огра­ды на левой сто­роне нахо­дит­ся храм Пале­мо­на4 и в нем ста­туи: Посей­дон, Лев­ко­тея и сам Пале­мон. Есть тут и дру­гое свя­ти­ли­ще, назы­вае­мое Адитон (Свя­тая свя­тых); в него ведет под­зем­ный ход, и гово­рят, что тут сокрыт в сво­ей моги­ле Пале­мон5, и если здесь покля­нет­ся лож­но кто бы он ни был — корин­фя­нин или ино­зе­мец — то нет ему ника­кой воз­мож­но­сти избе­жать нака­за­ния за лож­ную клят­ву.

2. Есть еще здесь ста­рин­ное свя­ти­ли­ще, назы­вае­мое жерт­вен­ни­ком кик­ло­пов, и на нем при­но­сят жерт­ву кик­ло­пам. [2] Что же каса­ет­ся могил Сизи­фа и Нелея6 — так как гово­рят, что и Нелей, при­быв в Коринф, умер от болез­ни и похо­ро­нен око­ло Ист­ма, — то моги­лы послед­не­го даже искать не стал бы тот, кто читал поэ­му Эвме­ла7; он гово­рит, что Сизиф не пока­зал моги­лы Нелея даже Несто­ру: она долж­на была остать­ся скры­той и неве­до­мой всем; Сизиф же похо­ро­нен на Ист­ме, и его моги­ла извест­на очень немно­гим даже из самих корин­фян. Что каса­ет­ся Ист­мий­ских игр, то они нико­гда не пре­кра­ща­лись, даже когда Мум­мий опу­сто­шил Коринф; все вре­мя, пока этот город оста­вал­ся без­люд­ным, устра­и­вать Ист­мий­ские игры было пору­че­но сики­он­цам, а когда Коринф опять засе­лил­ся, то эта честь вновь пере­шла к тепе­реш­ним его жите­лям.

[3] 3. Гава­ни у корин­фян назы­ва­ют­ся Лехей и Кен­хреи; гово­рят, что это име­на сыно­вей Посей­до­на и Пире­ны, доче­ри Ахе­лоя. Но в поэ­ме «Вели­кие Эои» <ката­ло­ге жен­щин> Пире­на назва­на доче­рью Эба­ла. В Лехее есть свя­ти­ли­ще Посей­до­на и его мед­ная ста­туя, а если идти из Ист­ма в Кен­хреи, то встре­тит­ся храм Арте­ми­ды и древ­нее дере­вян­ное ее изо­бра­же­ние. В Кен­хре­ях есть храм Афро­ди­ты и ее мра­мор­ная ста­туя, а за ним на пло­тине, иду­щей вдоль моря, — мед­ная ста­туя Посей­до­на8. На дру­гой сто­роне гава­ни — свя­ти­ли­ще Аскле­пия и Иси­ды. Напро­тив Кен­хреи нахо­дит­ся так назы­вае­мая купаль­ня Еле­ны: из ска­лы льет­ся в море обиль­ный источ­ник соло­но­ва­той воды, как буд­то слег­ка подо­гре­той9. [4] 4. Если отсюда под­ни­мать­ся в Коринф, то по доро­ге есть мно­го могиль­ных памят­ни­ков, у самых же ворот горо­да похо­ро­нен Дио­ген из Сино­па, кото­ро­му элли­ны дали про­зви­ще Кини­ка (Соба­ки)10. Перед горо­дом нахо­дит­ся кипа­ри­со­вая роща, назы­вае­мая Кра­не­он. В ней — свя­щен­ный уча­сток Бел­ле­ро­фон­та и храм Афро­ди­ты Мела­ниды (Чер­ной)11 и моги­ла Лай­ды, на кото­рой постав­лен памят­ник в виде льви­цы, дер­жа­щей в пере­д­них лапах бара­на12. [5] Есть и в Фес­са­лии дру­гой над­гроб­ный памят­ник, тоже назы­вае­мый памят­ни­ком Лай­ды, так как из-за люб­ви к Гип­по­стра­ту она пере­се­ли­лась в Фес­са­лию. Гово­рят, что по про­ис­хож­де­нию она из горо­да Гикар в Сици­лии и еще в дет­стве взя­та была в плен Ники­ем и афи­ня­на­ми и, про­дан­ная в Коринф, она пре­взо­шла кра­сотой всех мест­ных гетер и у корин­фян вызва­ла такое вос­хи­ще­ние, что даже и сей­час они гото­вы спо­рить о ее пер­вен­стве в кра­со­те.

[6] 5. В чис­ле достой­ных упо­ми­на­ния остат­ков ста­ри­ны в горо­де есть несколь­ко памят­ни­ков, сохра­нив­ших­ся от древ­них вре­мен, боль­шин­ство же созда­но во вре­мя позд­ней­ше­го рас­цве­та горо­да. На аго­ре <глав­ной пло­ща­ди>, где осо­бен­но мно­го свя­ти­лищ, нахо­дят­ся ста­туя Арте­ми­ды, назы­вае­мой Эфес­ской, и дере­вян­ные изо­бра­же­ния Дио­ни­са, у кото­рых все покры­то позо­ло­той, кро­ме лиц: их лица окра­ше­ны крас­ной крас­кой; одно­го из них назы­ва­ют Лиси­ем (Осво­бо­ди­те­лем), а дру­го­го — Вак­хом (При­во­дя­щим в безу­мие). [7] 6. То, что рас­ска­зы­ва­ют об этих дере­вян­ных изо­бра­же­ни­ях, сооб­щу и я: гово­рят, что Пен­фей отно­сил­ся неува­жи­тель­но к Дио­ни­су и поз­во­лял себе мно­гое про­тив него; в кон­це кон­цов он отпра­вил­ся на Кифе­рон, чтобы под­смот­реть оргии жен­щин (вак­ха­нок) и, взо­брав­шись на дере­во, он увидел все, что там совер­ша­лось, но когда жен­щи­ны увида­ли Пен­фея, они тот­час ста­щи­ли его с дере­ва и разо­рва­ли его на части. Впо­след­ст­вии же, как гово­рят корин­фяне, Пифия в сво­их про­ро­че­ствах веле­ла им най­ти это дере­во и впредь возда­вать ему почет, рав­ный с богом. И вот пото­му-то они и сде­ла­ли для себя эти изо­бра­же­ния из дере­ва. [8] 7. Есть там и храм боги­ни Тихи (Сча­стья); ее ста­туя, изо­бра­жаю­щая ее сто­я­щей во весь рост, сде­ла­на из парос­ско­го мра­мо­ра. Рядом с ней нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще всем богам. Побли­зо­сти соору­жен водо­ем и на нем ста­туя Посей­до­на из меди; в ногах у Посей­до­на нахо­дит­ся дель­фин, выбра­сы­ваю­щий воду. Тут же мед­ная ста­туя Апол­ло­на, назы­вае­мо­го Кла­рос­ским, и ста­туя Афро­ди­ты, тво­ре­ние Гер­мо­ге­на13 из Кифе­ры. Есть еще ста­туи Гер­ме­са из меди, обе — пря­мо сто­я­щие во весь рост; для вто­рой есть соору­жен­ный храм. Есть и ста­туи Зев­са — они нахо­дят­ся под откры­тым небом; одна из этих ста­туй не име­ла назва­ния, вто­рая носи­ла назва­ние Зев­са Хто­ния (Под­зем­но­го), а третью назы­ва­ли Зев­сом Гип­си­стом (Высо­чай­шим).

2. τοῦ πε­ριβό­λου δέ ἐστιν ἐντὸς Πα­λαί­μο­νος ἐν ἀρισ­τερᾷ ναός, ἀγάλ­μα­τα δὲ ἐν αὐτῷ Πο­σειδῶν καὶ Λευ­κοθέα καὶ αὐτὸς ὁ Πα­λαί­μων. ἔστι δὲ καὶ ἄλ­λο Ἄδυ­τον κα­λούμε­νον, κά­θοδος δὲ ἐς αὐτὸ ὑπό­γεως, ἔνθα δὴ τὸν Πα­λαί­μο­να κεκ­ρύφ­θαι φα­σίν: ὃς δ᾽ ἂν ἐνταῦθα ἢ Κο­ριν­θίων ἢ ξέ­νος ἐπίορ­κα ὀμόσῃ, οὐδε­μία ἐστίν οἱ μη­χανὴ διαφυ­γεῖν τοῦ ὅρκου. καὶ δὴ ἱερόν ἐστιν ἀρχαῖον Κυκ­λώ­πων κα­λούμε­νος βω­μός, καὶ θύου­σιν ἐπ᾽ αὐτῷ Κύκ­λω­ψι. [2] τά­φους δὲ Σι­σύφου καὶ Νη­λέως — καὶ γὰρ Νη­λέα ἀφι­κόμε­νον ἐς Κό­ριν­θον νό­σῳ τε­λευτῆ­σαί φα­σι καὶ περὶ τὸν ἰσθμὸν τα­φῆναι — οὐκ ἂν οἶδ᾽ εἰ ζη­τοίη τις ἐπι­λε­ξάμε­νος τὰ Εὐμή­λου: Νη­λέως μὲν γὰρ οὐδὲ Νέσ­το­ρι ἐπι­δειχ­θῆ­ναι τὸ μνῆ­μα ὑπὸ τοῦ Σι­σύφου φη­σί, χρῆ­ναι γὰρ ἄγνωσ­τον τοῖς πᾶ­σιν ὁμοίως εἶναι, Σί­συφον δὲ τα­φῆναι μὲν ἐν τῷ ἰσθμῷ, τὸν δέ οἱ τά­φον καὶ τῶν ἐφ᾽ αὑτοῦ Κο­ριν­θίων ὀλί­γους εἶναι τοὺς εἰδό­τας. ὁ δὲ Ἰσθμι­κὸς ἀγὼν οὐδὲ ἀνασ­τάντων ὑπὸ Μομ­μίου Κο­ριν­θίων ἐξέ­λιπεν, ἀλλ᾽ ὅσον μὲν χρό­νον ἠρή­μωτο ἡ πό­λις, Σι­κυωνίοις ἄγειν ἐπε­τέτ­ραπτο τὰ Ἴσθμια, οἰκισ­θείσης δὲ αὖθις ἐς τοὺς νῦν οἰκή­τορας πε­ριῆλ­θεν ἡ τι­μή.

[3] Κο­ριν­θίοις δὲ τοῖς ἐπι­νείοις τὰ ὀνό­ματα Λέ­χης καὶ Κεγχρίας ἔδο­σαν, Πο­σειδῶ­νος εἶναι καὶ Πει­ρήνης τῆς Ἀχε­λῴου λε­γόμε­νοι: πε­ποίηται δὲ ἐν Ἠοίαις με­γάλαις Οἰβά­λου θυ­γατέ­ρα εἶναι Πει­ρήνην. ἔστι δὲ ἐν Λε­χαίῳ μὲν Πο­σειδῶ­νος ἱερὸν καὶ ἄγαλ­μα χαλ­κοῦν, τὴν δὲ ἐς Κεγχρέας ἰόν­των ἐξ ἰσθμοῦ ναὸς Ἀρτέ­μιδος καὶ ξόανον ἀρχαῖον. ἐν δὲ Κεγχρέαις Ἀφρο­δί­της τέ ἐστι ναὸς καὶ ἄγαλ­μα λί­θου, με­τὰ δὲ αὐτὸν ἐπὶ τῷ ἐρύ­ματι τῷ διὰ τῆς θα­λάσ­σης Πο­σειδῶ­νος χαλ­κοῦν, κα­τὰ δὲ τὸ ἕτε­ρον πέ­ρας τοῦ λι­μένος Ἀσκλη­πιοῦ καὶ Ἴσι­δος ἱερά. Κεγχρεῶν δὲ ἀπαν­τικρὺ τὸ Ἑλέ­νης ἐστὶ λουτ­ρόν: ὕδωρ ἐς θά­λασ­σαν ἐκ πέτ­ρας ῥεῖ πολὺ καὶ ἁλμυ­ρὸν ὕδα­τι ὅμοιον ἀρχο­μένῳ θερ­μαίνεσ­θαι.

[4] ἀνιοῦσι δὲ ἐς Κό­ριν­θον καὶ ἄλ­λα ἐστὶ κα­τὰ τὴν ὁδὸν μνή­ματα καὶ πρὸς τῇ πύλῃ Διογέ­νης τέ­θαπ­ται ὁ Σι­νωπεύς, ὃν κύ­να ἐπίκ­λη­σιν κα­λοῦ­σιν Ἕλ­λη­νες. πρὸ δὲ τῆς πό­λεως κυ­παρίσ­σων ἐστὶν ἄλσος ὀνο­μαζό­μενον Κρά­νειον. ἐνταῦθα Βελ­λε­ροφόν­του τέ ἐστι τέ­μενος καὶ Ἀφρο­δί­της ναὸς Με­λαινί­δος καὶ τά­φος Λαΐδος, ᾧ δὴ λέαινα ἐπί­θημά ἐστι κριὸν ἔχου­σα ἐν τοῖς προ­τέροις πο­σίν. [5] ἔστι δὲ καὶ ἄλ­λο ἐν Θεσ­σα­λίᾳ Λαΐδος φά­μενον μνῆ­μα εἶναι: πα­ρεγέ­νετο γὰρ καὶ ἐς Θεσ­σα­λίαν ἐρασ­θεῖ­σα Ἱπ­ποστρά­του. τὸ δὲ ἐξ ἀρχῆς ἐξ Ὑκά­ρων αὐτὴν τῶν ἐν Σι­κελίᾳ λέ­γεται παῖδα οὖσαν ὑπὸ Νι­κίου καὶ Ἀθη­ναίων ἁλῶ­ναι, πρα­θεῖσαν δὲ ἐς Κό­ριν­θον ὑπερ­βα­λέσ­θαι κάλ­λει τὰς τό­τε ἑταίρας, θαυ­μασ­θῆ­ναί τε: οὕτω πα­ρὰ Κο­ριν­θίοις ὡς ἀμφισ­βη­τεῖν σφᾶς καὶ νῦν ἔτι Λαΐδος.

[6] λό­γου δὲ ἄξια ἐν τῇ πό­λει τὰ μὲν λει­πόμε­να ἔτι τῶν ἀρχαίων ἐστίν, τὰ δὲ πολ­λὰ αὐτῶν ἐπὶ τῆς ἀκμῆς ἐποιήθη τῆς ὕστε­ρον. ἔστιν οὖν ἐπὶ τῆς ἀγο­ρᾶς — ἐνταῦθα γὰρ πλεῖσ­τά ἐστι τῶν ἱερῶν — Ἄρτε­μίς τε ἐπίκ­λη­σιν Ἐφε­σία καὶ Διονύ­σου ξόανα ἐπίχ­ρυ­σα πλὴν τῶν προ­σώπων: τὰ δὲ πρό­σωπα ἀλοιφῇ σφι­σιν ἐρυθρᾷ κε­κόσ­μη­ται: Λύ­σιον δέ, τὸν δὲ Βάκ­χειον ὀνο­μάζου­σι. [7] τὰ δὲ λε­γόμε­να ἐς τὰ ξόανα καὶ ἐγὼ γρά­φω. Πεν­θέα ὑβρί­ζον­τα ἐς Διόνυ­σον καὶ ἄλ­λα τολ­μᾶν λέ­γουσι καὶ τέ­λος ἐς τὸν Κι­θαι­ρῶνα ἐλθεῖν ἐπὶ κα­τασ­κοπῇ τῶν γυ­ναικῶν, ἀνα­βάν­τα δὲ ἐς δένδρον θεάσασ­θαι τὰ ποιούμε­να: τὰς δέ, ὡς ἐφώ­ρασαν, κα­θελ­κύ­σαι τε αὐτί­κα Πεν­θέα καὶ ζῶν­τος ἀποσ­πᾶν ἄλ­λο ἄλ­λην τοῦ σώ­μα­τος. ὕστε­ρον δέ, ὡς Κο­ρίν­θιοι λέ­γου­σιν, ἡ Πυ­θία χρᾷ σφι­σιν ἀνευ­ρόν­τας τὸ δένδρον ἐκεῖ­νο ἴσα τῷ θεῷ σέ­βειν: καὶ ἀπ᾽ αὐτοῦ διὰ τό­δε τὰς εἰκό­νας πε­ποίην­ται ταύ­τας. [8] ἔστι δὲ καὶ Τύ­χης ναός: ἄγαλ­μα ὀρθὸν Πα­ρίου λί­θου: πα­ρὰ δὲ αὐτὸν θεοῖς πᾶ­σίν ἐστιν ἱερόν. πλη­σίον δὲ ᾠκο­δόμη­ται κρή­νη, καὶ Πο­σειδῶν ἐπ᾽ αὐτῇ χαλ­κοῦς καὶ δελφὶς ὑπὸ τοῖς πο­σίν ἐστι τοῦ Πο­σειδῶ­νος ἀφιεὶς ὕδωρ. καὶ Ἀπόλ­λων ἐπίκ­λη­σιν Κλά­ριος χαλ­κοῦς ἐστι καὶ ἄγαλ­μα Ἀφρο­δί­της Ἑρμο­γένους Κυ­θηρίου ποιήσαν­τος. Ἑρμοῦ τέ ἐστιν ἀγάλ­μα­τα χαλ­κοῦ μὲν καὶ ὀρθὰ ἀμφό­τερα, τῷ δὲ ἑτέ­ρῳ καὶ ναὸς πε­ποίηται. τὰ δὲ τοῦ Διός, καὶ ταῦτα ὄντα ἐν ὑπαίθ­ρῳ, τὸ μὲν ἐπίκ­λη­σιν οὐκ εἶχε, τὸν δὲ αὐτῶν Χθό­νιον καὶ τὸν τρί­τον κα­λοῦ­σιν Ὕψισ­τον.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 4Круг­лый храм очень часто встре­ча­ет­ся на моне­тах Корин­фа. О куль­те Пале­мо­на см. Фило­страт, I, 19, 6; II, 16, 1.
  • 5Пале­мон счи­та­ет­ся живу­щим здесь, как Эрех­тей в крип­те сво­его хра­ма на афин­ском Акро­по­ле. См. Roh­de, 127, № 3.
  • 6Счи­та­ют, что моги­лы Нелея и Сизи­фа — те две доис­то­ри­че­ские моги­лы, кото­рые были най­де­ны в 1890 г. во вре­мя рас­ко­пок на Ист­ме.
  • 7Эвмел — эпи­че­ский поэт, корин­фя­нин из рода Бак­хидов; он напи­сал поэ­му «Корин­фи­ка».
  • 8Ста­туя Посей­до­на колос­саль­ных раз­ме­ров, с дель­фи­ном в пра­вой руке и с тре­зуб­цем в левой, часто встре­ча­ет­ся на моне­тах Корин­фа.
  • 9Остат­ки всех упо­ми­нае­мых Пав­са­ни­ем соору­же­ний сохра­ни­лись до нынеш­не­го вре­ме­ни.
  • 10Дио­ген, родо­на­чаль­ник кини­че­ской шко­лы фило­со­фов (по-гре­че­ски «соба­ки» — «кинес»). Дио­ген Лаэрт­ский сооб­ща­ет, что на его моги­ле сто­я­ла колон­на, навер­ху кото­рой была изо­бра­же­на соба­ка. Свое насто­я­щее назва­ние кини­ки полу­чи­ли от Кино­сар­га, гим­на­сия Афин, где была их пер­вая шко­ла.
  • 11Эпи­тет Афро­ди­ты — Мела­нида ука­зы­ва­ет на ее хто­ни­че­ский харак­тер (ср. объ­яс­не­ние само­го Пав­са­ния — VIII, 6, 5). Культ Афро­ди­ты был очень рас­про­стра­нен в Корин­фе: она — покро­ви­тель­ни­ца жен­щин, осо­бен­но гетер (Алкифрон. Пись­ма, III, 60).
  • 12О Лаиде подроб­но гово­рит­ся у Афи­нея (XIII, 574e). Лаид было две; ука­зан­ные две моги­лы, по-види­мо­му, и отно­сят­ся к двум. «Льви­ца, дер­жа­щая бара­на», на памят­ни­ке ука­зы­ва­ет не на жад­ность гете­ры, а на все­мо­гу­ще­ство смер­ти и не раз встре­ча­ет­ся на моне­тах Корин­фа. Имя любов­ни­ка Лаиды у всех писа­те­лей назы­ва­ет­ся по-раз­но­му.
  • 13Скуль­п­тор Гер­мо­ген нам неиз­ве­стен — см. Brunn, I, 522.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004257 1364004306 1364004307 1385000203 1385000204 1385000205