Древние обычаи спартанцев*

Текст приводится по изданию: Плутарх. Застольные беседы. Ленинград, «Наука», 1990.
Перевод М. Н. Ботвинника.

В этом сочи­не­нии мате­ри­ал разде­лен на 42 пунк­та, но после­до­ва­тель­ная систе­ма­ти­за­ция отсут­ст­ву­ет. В нача­ле раз­би­ра­ют­ся вопро­сы кол­лек­тив­но­го быта, вос­пи­та­ния, рели­гии, отно­ше­ние к ино­зем­цам, поведе­ние на войне, но затем систе­ма­тич­ность изло­же­ния нару­ша­ет­ся. К вопро­сам рели­гии, закон­чив­шим­ся в пара­гра­фе № 29, автор вновь воз­вра­ща­ет­ся в № 35, к вопро­сам вос­пи­та­ния в № 40. Послед­ний пара­граф посвя­щен исто­рии упад­ка Спар­ты и гибе­ли государ­ства.

Деле­ние на пунк­ты отли­ча­ет очерк от боль­шин­ства дру­гих сочи­не­ний Плу­тар­ха, одна­ко не опро­вер­га­ет воз­мож­но­сти при­над­леж­но­сти его наше­му авто­ру (ср., напри­мер, Греч. воп. и Рим. воп.). Сход­ство при­во­ди­мых Плу­тар­хом фак­тов с теми, с кото­ры­ми мы встре­ча­ем­ся в его «Мораль­ных сочи­не­ни­ях» и в био­гра­фии Ликур­га, застав­ля­ет при­знать под­лин­ность это­го сочи­не­ния Плу­тар­ха. Это под­твер­жда­ет­ся и тем, что в био­гра­фии Лисанд­ра (гл. 17) Плу­тарх сооб­ща­ет, что посвя­тил спар­тан­цам осо­бое сочи­не­ние. Воз­мож­но, это и были «Древ­ние обы­чаи спар­тан­цев».

St. 236f1. Каж­до­го вхо­дя­ще­го в сис­си­тии стар­ший, ука­зы­вая на две­ри, пред­у­преж­да­ет: «Ни одно сло­во не выхо­дит за них»1.

2. Боль­ше все­го спар­тан­цы ценят так назы­вае­мую чер­ную похлеб­ку, так что ста­рые люди даже не берут свой кусок мяса, но усту­па­ют его юно­шам. Гово­рят, что сици­лий­ский тиранн Дио­ни­сий купил спар­тан­ско­го пова­ра и при­ка­зал ему, не счи­та­ясь ни с каки­ми рас­хо­да­ми, при­гото­вить такую похлеб­ку. Одна­ко, попро­бо­вав, он с отвра­ще­ни­ем ее выплю­нул. Тогда повар ска­зал: «О царь, чтобы нахо­дить вкус в этой похлеб­ке, надо, иску­пав­шись в Евро­те, подоб­но лакон­цу, про­во­дить всю жизнь в физи­че­ских упраж­не­ни­ях»2.

2373. На сво­их сис­си­ти­ях спар­тан­цы пьют мало и рас­хо­дят­ся без факе­лов. Им вооб­ще не раз­ре­ша­ет­ся поль­зо­вать­ся факе­ла­ми ни в этом слу­чае, ни когда они ходят по дру­гим доро­гам. Это уста­нов­ле­но, чтобы они при­уча­лись сме­ло и бес­страш­но ходить по доро­гам по ночам3.

4. Спар­тан­цы изу­ча­ли гра­моту толь­ко ради потреб­но­стей жиз­ни. Все же осталь­ные виды обра­зо­ва­ния изгна­ли из стра­ны; не толь­ко сами нау­ки, но и людей, ими зани­маю­щих­ся. Вос­пи­та­ние было направ­ле­но к тому, чтобы юно­ши уме­ли под­чи­нять­ся и муже­ст­вен­но пере­но­сить стра­да­ния, а в бит­вах уми­рать или доби­вать­ся победы4.

b5. Спар­тан­цы не носи­ли хито­нов, целый год поль­зу­ясь одним-един­ст­вен­ным гима­ти­ем. Они ходи­ли немы­тые, воз­дер­жи­ва­ясь по боль­шей части как от бань, так и от того, чтобы ума­щать тело5.

6. Моло­дые люди спа­ли сов­мест­но по илам и аге­лам6 на ложах, кото­рые сами при­готов­ля­ли из рос­ше­го у Евро­та трост­ни­ка, ломая его рука­ми без вся­ких орудий. Зимой они добав­ля­ли к трост­ни­ку еще рас­те­ние, кото­рое назы­ва­ют лико­фон, так как счи­та­ет­ся, что оно спо­соб­но согре­вать7.

7. У спар­тан­цев допус­ка­лось влюб­лять­ся в чест­ных душой маль­чи­ков, cно всту­пать с ними в связь счи­та­лось позо­ром, ибо такая страсть была бы телес­ной, а не духов­ной. Чело­век, обви­нен­ный в позор­ной свя­зи с маль­чи­ком, на всю жизнь лишал­ся граж­дан­ских прав8.

8. Суще­ст­во­вал обы­чай, по кото­ро­му стар­шие воз­рас­том рас­спра­ши­ва­ли млад­ших, куда и зачем они ходят, и руга­ли тех, кто не хотел отве­чать или при­ду­мы­вал отго­вор­ки9. Тот же, кто, при­сут­ст­вуя при этом, не выбра­нит нару­ши­те­ля это­го зако­на, под­ле­жал тако­му же нака­за­нию, как и сам нару­ши­тель. Если же он воз­му­щал­ся нака­за­ни­ем, то под­вер­гал­ся еще боль­ше­му поно­ше­нию10.

9. Если кто-нибудь про­ви­нил­ся и был обли­чен, то дол­жен был обой­ти кру­гом алтарь, нахо­див­ший­ся в горо­де, и петь при этом пес­ню, сочи­нен­ную dему в укор, то есть сам себя под­верг­нуть пору­га­нию.

10. Моло­дые спар­тан­цы долж­ны были почи­тать и слу­шать­ся не толь­ко соб­ст­вен­ных отцов, но забо­тить­ся и обо всех пожи­лых людях; при встре­чах усту­пать им доро­гу, вста­вать, осво­бож­дая место, а так­же не поды­мать шум в их при­сут­ст­вии11. Таким обра­зом, каж­дый в Спар­те рас­по­ря­жал­ся не толь­ко сво­и­ми детьми, раба­ми, иму­ще­ст­вом, как это было в дру­гих государ­ствах, но имел так­же пра­ва и на соб­ст­вен­ность соседей. Это дела­лось для того, чтобы люди дей­ст­во­ва­ли сооб­ща и отно­си­лись к чужим делам, как к сво­им соб­ст­вен­ным.

11. Если кто-нибудь нака­зы­вал маль­чи­ка и он рас­ска­зы­вал об этом сво­е­му отцу, то, услы­шав жало­бу, отец счел бы для себя позо­ром не нака­зать eмаль­чи­ка вто­рич­но. Спар­тан­цы дове­ря­ли друг дру­гу и счи­та­ли, что никто из вер­ных оте­че­ским зако­нам не при­ка­жет детям ниче­го дур­но­го12.

12. Юно­ши, где толь­ко пре­до­став­ля­ет­ся слу­чай, вору­ют про­до­воль­ст­вие, обу­ча­ясь таким обра­зом напа­дать на спя­щих и лени­вых стра­жей. Попав­ших­ся нака­зы­ва­ют голо­дом и пор­кой. Обед у них такой скуд­ный, что они, спа­са­ясь от нуж­ды, вынуж­де­ны быть дерз­ки­ми и ни перед чем не оста­нав­ли­вать­ся13.

13. Вот чем объ­яс­ня­ет­ся недо­ста­ток пита­ния: оно было скуд­ным для того, чтобы юно­ши при­вык­ли к посто­ян­но­му голо­ду и мог­ли его пере­но­сить. fСпар­тан­цы счи­та­ли, что полу­чив­шие такое вос­пи­та­ние юно­ши будут луч­ше под­готов­ле­ны к войне, так как будут спо­соб­ны дол­гое вре­мя жить почти без пищи, обхо­дить­ся без вся­ких при­прав и питать­ся тем, что попа­дет под руку. Спар­тан­цы пола­га­ли, что скуд­ная пища дела­ет юно­шей более здо­ро­вы­ми, они не будут склон­ны к туч­но­сти, а ста­нут рос­лы­ми и даже кра­си­вы­ми. Они счи­та­ли, что сухое тело­сло­же­ние обес­пе­чи­ва­ет гиб­кость всех чле­нов, а груз­ность и пол­нота это­му пре­пят­ст­ву­ют14.

14. Весь­ма серь­ез­но спар­тан­цы отно­си­лись к музы­ке и пению. По их 238мне­нию, эти искус­ства были пред­на­зна­че­ны обо­д­рять дух и разум чело­ве­ка, помо­гать ему в его дей­ст­ви­ях. Язык спар­тан­ских песен был прост и выра­зи­те­лен. В них не содер­жа­лось ниче­го, кро­ме похвал людям, бла­го­род­но про­жив­шим свою жизнь, погиб­шим за Спар­ту и почи­тае­мым как бла­жен­ные, а так­же осуж­де­ния тех, кто бежал с поля боя, о кото­рых гово­ри­лось, что они про­ве­ли горест­ную и жал­кую жизнь. В пес­нях вос­хва­ля­ли доб­ле­сти, свой­ст­вен­ные каж­до­му воз­рас­ту.

15. Было три хора: каж­дый во вре­мя празд­ни­ков пред­став­лял опре­де­лен­ный воз­раст. Хор стар­цев, начи­ная, пел:


Когда-то были мы силь­ны и моло­ды!

bЕго сме­нял хор мужей в рас­цве­те лет:


А мы силь­ны и ныне. — Хочешь, так попро­буй сам.

Тре­тий хор маль­чи­ков под­хва­ты­вал:


А мы про­явим доб­лесть даже боль­шую!15 

16. Темы их мар­ше­вых песен побуж­да­ли к муже­ству, неустра­ши­мо­сти и пре­зре­нию к смер­ти. Их пели хором под зву­ки флей­ты во вре­мя наступ­ле­ния на вра­га. Ликург свя­зы­вал музы­ку с воен­ны­ми упраж­не­ни­я­ми, чтобы воин­ст­вен­ные серд­ца спар­тан­цев, воз­буж­ден­ные общей бла­го­звуч­ной мело­ди­ей, бились бы в еди­ный лад. Поэто­му перед сра­же­ни­я­ми первую жерт­ву царь при­но­сил Музам, моля, чтобы сра­жаю­щи­е­ся совер­ши­ли cподви­ги, достой­ные доб­рой сла­вы16.

17. Спар­тан­цы не раз­ре­ша­ли нико­му хоть сколь­ко-нибудь изме­нять уста­нов­ле­ни­ям древ­них музы­кан­тов. Даже Тер­панд­ра, одно­го из луч­ших и ста­рей­ших кифа­редов сво­его вре­ме­ни, вос­хва­ляв­ше­го подви­ги геро­ев, даже его эфо­ры под­верг­ли нака­за­нию, а его кифа­ру про­би­ли гвоздя­ми за то, что, стре­мясь добить­ся раз­но­об­ра­зия зву­ков, он натя­нул на ней допол­ни­тель­но еще одну стру­ну. Спар­тан­цы люби­ли толь­ко про­стые мело­дии. Когда Тимо­фей при­нял уча­стие в кар­ней­ском празд­ни­ке, один из эфо­ров, взяв в руки меч, спро­сил его, с какой сто­ро­ны луч­ше обру­бить dна его инстру­мен­те стру­ны, добав­лен­ные сверх поло­жен­ных семи17.

18. Ликург покон­чил с суе­ве­ри­я­ми, кото­ры­ми были окру­же­ны похо­ро­ны, раз­ре­шив хоро­нить в чер­те горо­да и вбли­зи свя­ти­лищ, и поста­но­вил не счи­тать ниче­го, свя­зан­но­го с похо­ро­на­ми, сквер­ной. Он запре­тил класть с покой­ни­ком какое-либо иму­ще­ство, а раз­ре­шил толь­ко заво­ра­чи­вать его в листья сли­вы и пур­пур­ное покры­ва­ло и так погре­бать, всех оди­на­ко­во. Он запре­тил над­пи­си на могиль­ных памят­ни­ках, за исклю­че­ни­ем тех, кото­рые были воз­двиг­ну­ты погиб­шим на войне, а так­же плач и рыда­ния при похо­ро­нах18.

19. Спар­тан­цам не раз­ре­ша­лось покидать пре­де­лы роди­ны19, чтобы eони не мог­ли при­об­щать­ся к чуже­зем­ным нра­вам и обра­зу жиз­ни людей, не полу­чив­ших спар­тан­ско­го вос­пи­та­ния.

20. Ликург ввел ксе­но­ла­сию — изгна­ние из стра­ны ино­зем­цев, чтобы, при­ез­жая в стра­ну, они не научи­ли мест­ных граж­дан чему-либо дур­но­му20.

21. Кто из граж­дан не про­хо­дил всех сту­пе­ней вос­пи­та­ния маль­чи­ков, не имел граж­дан­ских прав.

22. Неко­то­рые утвер­жда­ли, что, если кто из ино­зем­цев выдер­жи­вал образ жиз­ни, уста­нов­лен­ный Ликур­гом, то его мож­но было вклю­чить в назна­чен­ную ему с само­го нача­ла мой­ру21.

f23. Тор­гов­ля была запре­ще­на. Если воз­ни­ка­ла нуж­да, мож­но было поль­зо­вать­ся слу­га­ми соседей как сво­и­ми соб­ст­вен­ны­ми, а так­же соба­ка­ми и лошадь­ми, если толь­ко они не были нуж­ны хозя­е­вам. В поле тоже, если кто-либо испы­ты­вал в чем-нибудь недо­ста­ток, он откры­вал, если было нуж­но, чужой склад, брал необ­хо­ди­мое, а потом, поста­вив назад печа­ти, ухо­дил22.

24. Во вре­мя войн спар­тан­цы носи­ли одеж­ды крас­но­го цве­та: во-пер­вых, они счи­та­ли этот цвет более муже­ст­вен­ным, а во-вто­рых, им каза­лось, что кро­ва­во-крас­ный цвет дол­жен наго­нять ужас на не име­ю­щих бое­во­го опы­та про­тив­ни­ков. Кро­ме того, если кто из спар­тан­цев будет ранен, вра­гам это будет неза­мет­но, так как сход­ство цве­тов поз­во­лит скрыть кровь23.

25. Если спар­тан­цам уда­ет­ся победить вра­га хит­ро­стью, они жерт­ву­ют богу Арею быка, а если победа одер­жа­на в откры­том бою, — то пету­ха. Таким обра­зом они при­уча­ют сво­их вое­на­чаль­ни­ков быть не про­сто воин­ст­вен­ны­ми, но и осва­и­вать пол­ко­вод­че­ское искус­ство24.

23926. К сво­им молит­вам спар­тан­цы при­со­еди­ня­ют так­же прось­бу даро­вать им силы пере­но­сить неспра­вед­ли­вость.

27. В молит­вах они про­сят достой­но воз­на­гра­дить бла­го­род­ных людей и боль­ше ниче­го.

28. Они почи­та­ют Афро­ди­ту воору­жен­ную и вооб­ще всех богов и богинь изо­бра­жа­ют с копьем в руке, ибо счи­та­ют, что всем им при­су­ща воин­ская доб­лесть25.

29. Люби­те­ли пого­во­рок часто при­во­дят сло­ва:


Не при­ло­жив­ши рук, богов не при­зы­вай,

то есть: при­зы­вать богов нуж­но толь­ко, если при­нял­ся за дело и работа­ешь, а ина­че не сто­ит26.

30. Спар­тан­цы пока­зы­ва­ют детям пья­ных ило­тов, чтобы отвра­тить их от пьян­ства27.

b31. У спар­тан­цев был обы­чай не сту­чать в дверь, а пода­вать голос из-за две­ри.

32. Они поль­зо­ва­лись не желез­ны­ми скреб­ка­ми, а дела­ли их из трост­ни­ка28.

33. Спар­тан­цы не смот­рят ни комедий, ни тра­гедий, чтобы не услы­шать чего-либо, ска­зан­но­го в шут­ку или всерь­ез, иду­ще­го враз­рез с их зако­на­ми29.

34. Когда поэт Архи­лох при­шел в Спар­ту, его в тот же день изгна­ли, так как он напи­сал в сти­хотво­ре­нии, что бро­сить ору­жие луч­ше, чем уме­реть:


Носит теперь гор­де­ли­во саи­ец мой щит без­упреч­ный:
Волей-нево­лей при­шлось бро­сить его мне в кустах.
Сам я кон­чи­ны зато избе­жал. И пус­кай про­па­да­ет
cЩит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть30.

35. В Спар­те доступ в свя­ти­ли­ща открыт оди­на­ко­во как юно­шам, так и девуш­кам.

36. Эфо­ры нака­за­ли Ски­ра­фида за то, что мно­гие оби­жа­ли его.

37. Спар­тан­цы каз­ни­ли чело­ве­ка толь­ко за то, что, нося руби­ще, он укра­сил его цвет­ной поло­сой.

38. Они сде­ла­ли выго­вор одно­му юно­ше толь­ко за то, что он знал доро­гу, веду­щую из гим­на­сия в Пилею31.

39. Спар­тан­цы изгна­ли из стра­ны Кефи­со­фон­та, кото­рый утвер­ждал, что спо­со­бен целый день гово­рить на любую тему; они счи­та­ли, что у хоро­ше­го ора­то­ра раз­мер речи дол­жен быть сооб­ра­зен с важ­но­стью дела32.

40. Маль­чи­ков в Спар­те поро­ли бичом на алта­ре Арте­ми­ды Орфии в тече­ние цело­го дня, и они неред­ко поги­ба­ли под уда­ра­ми. Маль­чи­ки dгор­до и весе­ло сорев­но­ва­лись, кто из них доль­ше и достой­нее пере­не­сет побои; победив­ше­го сла­ви­ли, и он ста­но­вил­ся зна­ме­ни­тым. Это сорев­но­ва­ние назы­ва­ли «диа­ма­сти­го­сис», и про­ис­хо­ди­ло оно каж­дый год33.

41. Наряду с дру­ги­ми цен­ны­ми и счаст­ли­вы­ми уста­нов­ле­ни­я­ми, пред­у­смот­рен­ны­ми Ликур­гом для сво­их сограж­дан, важ­ным было и то, что отсут­ст­вие заня­тий не счи­та­лось у них пре­до­суди­тель­ным. Спар­тан­цам было запре­ще­но зани­мать­ся каки­ми бы то ни было ремес­ла­ми, а нуж­ды в дело­вой дея­тель­но­сти и в нако­пи­тель­стве денег у них не было. eЛикург сде­лал вла­де­ние богат­ст­вом и неза­вид­ным и бес­слав­ным. Илоты, обра­ба­ты­вая за спар­тан­цев их зем­лю, вно­си­ли им оброк, уста­нов­лен­ный зара­нее; тре­бо­вать боль­шую пла­ту за арен­ду было запре­ще­но под стра­хом про­кля­тия. Это было сде­ла­но для того, чтобы илоты, полу­чая выго­ду, работа­ли с удо­воль­ст­ви­ем, а спар­тан­цы не стре­ми­лись бы к накоп­ле­нию34.

42. Спар­тан­цам было запре­ще­но слу­жить моря­ка­ми и сра­жать­ся на море. Одна­ко позд­нее они участ­во­ва­ли в мор­ских сра­же­ни­ях, но, добив­шись гос­под­ства на море, отка­за­лись от него, заме­тив, что нра­вы граж­дан изме­ня­ют­ся от это­го к худ­ше­му35. Одна­ко нра­вы про­дол­жа­ли пор­тить­ся fи в этом, и во всем дру­гом. Рань­ше, если кто-либо из спар­тан­цев скап­ли­вал у себя богат­ство, нако­пи­те­ля при­го­ва­ри­ва­ли к смер­ти. Ведь еще Алка­ме­ну и Фео­пом­пу ора­ку­лом было пред­ска­за­но:

«Страсть к накоп­ле­нью богатств когда-нибудь Спар­ту погу­бит»36. Несмот­ря на это пред­ска­за­ние, Лисандр, взяв Афи­ны, при­вез домой мно­го золота и сереб­ра, а спар­тан­цы при­ня­ли его и окру­жи­ли поче­стя­ми.

Пока государ­ство при­дер­жи­ва­лось зако­нов Ликур­га и дан­ных клятв, оно в тече­ние пяти­сот лет пер­вен­ст­во­ва­ло в Элла­де, отли­ча­ясь хоро­ши­ми нра­ва­ми и поль­зу­ясь доб­рой сла­вой37. Одна­ко посте­пен­но, по мере того как зако­ны Ликур­га ста­ли нару­шать, в стра­ну про­ни­ка­ли корысть и стрем­ле­ние к обо­га­ще­нию, а сила государ­ства умень­ша­лась, да и союз­ни­ки 240по этой же при­чине ста­ли отно­сить­ся к спар­тан­цам враж­деб­но. Так обсто­я­ли дела, когда после победы Филип­па при Херо­нее все элли­ны про­воз­гла­си­ли его глав­но­ко­ман­дую­щим на зем­ле и на море, а позд­нее, после раз­ру­ше­ния Фив38, при­зна­ли его сына Алек­сандра. Одни толь­ко лакеде­мо­няне, хотя их город не был укреп­лен сте­на­ми и из-за посто­ян­ных войн у них оста­ва­лось совсем немно­го людей, так что одо­леть это утра­тив­шее воен­ную мощь государ­ство было совсем нетруд­но, одни лишь лакеде­мо­няне бла­го­да­ря тому, что в Спар­те еще теп­ли­лись сла­бые искры Ликур­го­вых уста­нов­ле­ний39, осме­ли­лись не при­ни­мать уча­стия в воен­ном bпред­при­я­тии македо­нян, не при­зна­вать ни этих, ни пра­вив­ших в после­дую­щие годы македон­ских царей, не участ­во­вать в синед­ри­оне и не пла­тить форо­са40. Они не отсту­па­ли пол­но­стью от Ликур­го­вых уста­нов­ле­ний, пока их соб­ст­вен­ные граж­дане, захва­тив тиран­ни­че­скую власть, не отри­ну­ли вовсе образ жиз­ни пред­ков и таким обра­зом не сбли­зи­ли спар­тан­цев с дру­ги­ми наро­да­ми. Отка­зав­шись от былой сла­вы и сво­бод­но­го выска­зы­ва­ния сво­их мыс­лей, спар­тан­цы ста­ли вла­чить раб­ское суще­ст­во­ва­ние, а теперь, как и осталь­ные элли­ны, ока­за­лись под вла­стью рим­лян.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * В боль­шин­стве руко­пи­сей этот заго­ло­вок отсут­ст­ву­ет.
  • 1«…не выхо­дит из них». — См. Ликург, 12; Заст. бес. 697 E и при­меч.
  • 2«…в физи­че­ских упраж­не­ни­ях». — См. Ликург, 12, где изло­же­ние несколь­ко коро­че (нет упо­ми­на­ния о физи­че­ских упраж­не­ни­ях, а сам эпи­зод свя­зан не с Дио­ни­си­ем; а с одним из пон­тий­ских царей).
  • 3по ночам. — Эти сведе­ния вос­хо­дят к Ксе­но­фон­ту (Лакон­ское государ­ство, V 7).
  • 4доби­вать­ся победы. — См. Ликург, 16; Isoc­ra­tes Pa­na­the­nai­cus, 209, где рас­ска­за­но о свое­об­раз­ной спар­тан­ской «евге­ни­ке» (уни­что­же­ние сла­бых и без­образ­ных детей).
  • 5ума­щать тело. — Нати­ра­ние после бани тела рас­ти­тель­ным (чаще все­го олив­ко­вым) мас­лом вхо­ди­ло в древ­но­сти обя­за­тель­ным эле­мен­том туа­ле­та зажи­точ­но­го чело­ве­ка. Ср. Ликург, 16; Ксе­но­фонт, Лакон­ское государ­ство, II 4.
  • 6по илам и аге­лам… — Аге­ла (бук­валь­но «стая») — под­разде­ле­ние маль­чи­ков; ила — груп­па под­рост­ков. В каком отно­ше­нии друг к дру­гу были эти под­разде­ле­ния, ска­зать труд­но.
  • 7спо­соб­но согре­вать. — Этот пара­граф почти дослов­но вошел в био­гра­фию Ликур­га (гл. 16).
  • 8лишал­ся граж­дан­ских прав. — Этот апо­ло­ге­ти­че­ский экс­курс нахо­дит­ся в про­ти­во­ре­чии со мно­ги­ми фак­та­ми, сооб­щае­мы­ми Плу­тар­хом и дру­ги­ми авто­ра­ми. О пла­то­ни­че­ской люб­ви спар­тан­цев к кра­си­вым юно­шам см. так­же: Ликург, 18; Ксе­но­фонт, Лакон­ское государ­ство, II 12 сл.; Эли­ан, Пест­рые рас­ска­зы, III 10 и 12.
  • 9при­ду­мы­вал отго­вор­ки. — Сооб­ще­ние вос­хо­дит к Ксе­но­фон­ту (Лакон­ское государ­ство, II 10).
  • 10еще боль­ше­му поно­ше­нию. — Ср. Ксе­но­фонт, Лакон­ское государ­ство, VI 2.
  • 11в их при­сут­ст­вии. — См. выше изре­че­ние Телек­ла (Изр. спарт. 232 B).
  • 12не при­ка­жетниче­го дур­но­го. — См. Ксе­но­фонт, Лакон­ское государ­ство, VI 2.
  • 13не оста­нав­ли­вать­ся. — Место вос­хо­дит к Ксе­но­фон­ту (Лакон­ское государ­ство, II 6—9) и Исо­кра­ту (Isoc­ra­tes Pa­na­the­nai­cus, 211—214), ср. Ликург, 17.
  • 14груз­ность и пол­нота это­му пре­пят­ст­ву­ют. — Мысль, заим­ст­во­ван­ная у Ксе­но­фон­та (Лакон­ское государ­ство, II 5—6), повто­ря­ет­ся в био­гра­фии Ликур­га (Ликург, 17).
  • 15доб­лесть даже боль­шую! — Эта пес­ня при­во­дит­ся так­же в био­гра­фии Ликур­га (Ликург, 21) и в Plut. De lau­de ip­sius (544 E).
  • 16достой­ные доб­рой сла­вы. — О жерт­во­при­но­ше­ни­ях Музам см. так­же: Ликург, 21; Фукидид, V 70; D. Chr. II 31 M, 92 R; Ath. 632 F.
  • 17сверх поло­жен­ных семи. — О кон­сер­ва­тиз­ме спар­тан­цев и их стрем­ле­нии сохра­нить древ­ние лады и пра­ви­ла испол­не­ния музы­каль­ных про­из­веде­ний писа­ли мно­гие. См. выше при­меч. к изре­че­нию Экпре­па (Изр. спарт. 220 C).
  • 18при похо­ро­нах. — Об этом Ликур­го­вом законе Плу­тарх пишет в его био­гра­фии (Ликург, 27). Сход­ное меро­при­я­тие, пре­сле­дую­щее урав­ни­тель­ные цели, про­вел в Афи­нах Солон (Солон, 21). Целью его было обуздать чван­ство ари­сто­кра­тов, нани­мав­ших мно­го­чис­лен­ных пла­каль­щиц.
  • 19покидать пре­де­лы роди­ны… — Этот закон был введен в нача­ле VI в. до н. э., после вто­рой Мес­сен­ской вои­ны, и ста­вил целью не допу­стить иму­ще­ст­вен­ной диф­фе­рен­ци­а­ции и внут­рен­них про­ти­во­ре­чий у спар­тан­цев. Ср. Ликург, 27.
  • 20чему-либо дур­но­му. — Подроб­но тому как спар­тан­цам был запре­щен выезд за гра­ни­цу, так и ино­зем­цам было запре­ще­но посе­щать Спар­ту. Уже нахо­див­ши­е­ся в стране ино­стран­цы были изгна­ны (ксе­не­ла­сия бук­валь­но — «изгна­ние ино­зем­цев»).
  • 21с само­го нача­ла мой­ру. — Мой­рой или морой назы­ва­ли в Спар­те под­разде­ле­ние граж­дан. Соглас­но Ксе­но­фон­ту (Лакон­ское государ­ство, 11, 4), вся спар­тан­ская пехота состо­я­ла из шести мор, каж­дая из кото­рых дели­лась на четы­ре лоха. При­ме­ром дли­тель­но­го про­жи­ва­ния в Спар­те ино­стран­ца было пре­бы­ва­ние там Алки­ви­а­да (415—412 гг. до н. э.).
  • 22ухо­дил. — Мате­ри­ал заим­ст­во­ван у Ксе­но­фон­та (Лакон­ское государ­ство, VI 3—4) и Ари­сто­те­ля (Поли­ти­ка, II 5).
  • 23скрыть кровь. — См. Ксе­но­фонт, Лакон­ское государ­ство, II 3; Эли­ан, Пест­рые рас­ска­зы VI 6; Val. Max. II 6, 2.
  • 24осва­и­вать пол­ко­вод­че­ское искус­ство. — Сле­ду­ет учи­ты­вать, что жерт­во­при­но­ше­ние сопро­вож­да­лось уго­ще­ни­ем участ­ни­ков. Жерт­ва пету­ха не дава­ла воз­мож­но­сти устро­ить тра­пе­зу, а полу­чен­ный в награ­ду за воен­ную хит­рость бык пре­до­став­лял спар­тан­цам ред­кий слу­чай отведать жаре­но­го мяса.
  • 25воин­ская доб­лесть. — См. выше, при­меч. 4 к изре­че­нию Харил­ла (Изр. спарт. 232 D).
  • 26ина­че не сто­ит. — Ср. рус­скую пого­вор­ку «на бога надей­ся, а сам не пло­шай». Ср. Pa­roe­mio­gra­phi, II 653.
  • 27отвра­тить их от пьян­ства. — Плу­тарх неод­но­крат­но упо­ми­на­ет этот спар­тан­ский обы­чай (Plut. De virt. 455 E; Ликург, 28; Демет­рий, 1). Ср. так­же: Пла­тон, Зако­ны, 816 E.
  • 28из трост­ни­ка… — Скреб­ки (стри­ги­ли) употреб­ля­ли для очист­ки пес­ка, налип­ше­го на тело при борь­бе и дру­гих гим­на­сти­че­ских сорев­но­ва­ни­ях.
  • 29враз­рез с их зако­на­ми. — Объ­яс­не­ние Плу­тар­ха кажет­ся наив­ным. Отсут­ст­вие в Спар­те теат­раль­ных пред­став­ле­ний свя­за­но с тем, что появ­ле­ние их в Гре­ции (VI в. до н. э.) сов­па­ло с введе­ни­ем в Спар­те запре­ще­ния граж­да­нам зани­мать­ся чем-либо, кро­ме воен­но­го дела. С это­го вре­ме­ни в Спар­те не ста­ло ни поэтов, ни уче­ных, и неко­му было ни сочи­нять, ни ста­вить дра­мы. Ср.: Пла­тон, Зако­ны, 816 сл.
  • 30новый могу я добыть. — PLG, fr. 6 (v. II, p. 384). Сти­хотво­ре­ние дано в пере­во­де В. В. Вере­са­е­ва. Эта мысль Архи­ло­ха встре­ча­ет­ся и у дру­гих древ­них авто­ров. См. Гора­ций, Оды, II 7; Val. Max. VI 3, ext. 1. Рас­сказ об изгна­нии Архи­ло­ха из Спар­ты — позд­ний анек­дот.
  • 31в Пилею. — О место­на­хож­де­нии Пилеи ниче­го не извест­но. Смысл отрыв­ка мож­но вос­ста­но­вить толь­ко пред­по­ло­жи­тель­но. По-види­мо­му, юно­шам пола­га­лось идти из гим­на­сия пря­мо в казар­му.
  • 32с важ­но­стью дела. — О крат­ко­сти речей спар­тан­цев (лако­низ­ме) см. выше — Изр. спарт. 208 C, и др.
  • 33каж­дый год. — Диа­ма­сти­го­сис (бук­валь­но — «биче­ва­ние») носил, по-види­мо­му, так­же рели­ги­оз­ный харак­тер и был свое­об­раз­ной заме­ной совер­шав­ших­ся в глу­бо­кой древ­но­сти чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний Арте­ми­де (ср.: «Ифи­ге­ния в Тавриде» Еври­пида). Сооб­ще­ние о биче­ва­ни­ях маль­чи­ков вос­хо­дит к Ксе­но­фон­ту (RL, 2, 9) и повто­ря­ет­ся Плу­тар­хом в неко­то­рых био­гра­фи­ях (Ликург, 18; Ари­стид, 17), см. так­же: Фла­вий Фило­страт, Жизнь Апол­ло­ния Тиа­н­ско­го, VI 20; Цице­рон, Туску­лан­ские беседы, II 14.
  • 34не стре­ми­лись бы к накоп­ле­нию. — О том, что спар­тан­цы не зани­ма­лись про­из­во­ди­тель­ным трудом, см. выше: Изр. спарт. 214 A и при­ме­ча­ние к это­му месту.
  • 35к худ­ше­му. — Наив­ное объ­яс­не­ние Плу­тар­ха не поз­во­ля­ет понять основ­ную при­чи­ну поте­ри спар­тан­ца­ми гос­под­ства на море. Глав­ным было вос­со­зда­ние афин­ско­го флота, постро­ен­но­го на день­ги Пер­сии, опа­сав­шей­ся чрез­мер­но­го уси­ле­ния Спар­ты.
  • 36«…Спар­ту погу­бит». — См.: Агид, гл. 9; D. S. VIII 12, 5; Pa­roe­mio­gra­phi, I 39, 201.
  • 37поль­зу­ясь доб­рой сла­вой. — Иде­а­ли­за­ция спар­тан­ско­го строя харак­тер­на для ари­сто­кра­ти­че­ских писа­те­лей и опро­вер­га­ет­ся свиде­тель­ства­ми совре­мен­ни­ков рас­цве­та Спар­ты. Нари­со­ван­ная Плу­тар­хом кар­ти­на упад­ка Спар­ты так­же вос­хо­дит к ари­сто­кра­ти­че­ской тра­ди­ции, преж­де все­го к Ксе­но­фон­ту (Лакон­ское государ­ство, XIV).
  • 38после раз­ру­ше­ния Фив… Алек­сандр пода­вил начав­ше­е­ся после убий­ства Филип­па II вос­ста­ние гре­че­ских горо­дов и раз­ру­шил Фивы, обра­тив жите­лей в раб­ство (335 г. до н. э.).
  • 39искры ликур­го­вых уста­нов­ле­ний… — Эта фра­за, и в част­но­сти соче­та­ние слов ζώ­πυρα διασώ­ζον­τες, сход­ное с пла­то­нов­ским ζώ­πυραδιασε­σωσ­μέ­να, ука­зы­ва­ет на вли­я­ние Пла­то­на (Зако­ны, 677 B).
  • 40не пла­тить форо­са. — Коринф­ский союз, создан­ный македон­ским царем Филип­пом II после бит­вы при Херо­нее (338 г. до н. э.), фор­маль­но управ­лял­ся Союз­ным сове­том (Синед­ри­о­ном), куда вхо­ди­ли все гре­че­ские государ­ства, кро­ме Спар­ты. Эти государ­ства обя­за­ны были вно­сить в союз­ную каз­ну взно­сы (форос). Фак­ти­че­ски каз­ной рас­по­ря­жа­лась Македо­ния, в руках кото­рой сосре­дото­чи­лась вся власть.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004323 1364004404 1364004409 1438019000 1438020000 1438024000