Афинская полития

Гл. 66

Текст приводится по изданию: Аристотель. Афинская полития. 2-е изд.
Государственное социально-экономическое издательство. М., 1937. С. 5—131.
Перевод и примечания С. И. Радцига.
Книжная нумерация примечаний по разделам в электронной публикации заменена на сквозную, с сохранением книжного номера в квадратных скобках.
Греч. текст: Athenaion Politeia, ed. Kenyon. Oxford. 1920.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3

66. Когда во всех отде­ле­ни­ях суда набе­рет­ся пол­ный состав, в пер­вом из отде­ле­ний ста­вят две бал­ло­ти­ро­воч­ные урны и кла­дут брон­зо­вые куби­ки, окра­шен­ные в цве­та судеб­ных отде­ле­ний, и еще дру­гие куби­ки, на кото­рых напи­са­ны име­на долж­ност­ных лиц. Двое из фесмо­фе­тов, избран­ные по жре­бию, кла­дут отдель­но куби­ки того и дру­го­го рода, один — цвет­ные — в одну урну, дру­гой — с име­на­ми долж­ност­ных лиц — в дру­гую. Кто из долж­ност­ных лиц будет пер­вым избран по жре­бию, того и объ­яв­ля­ют через гла­ша­тая пред­седа­те­лем в пер­вом же, какое будет избра­но по жре­бию, отде­ле­нии суда; кто — вто­рым, того — пред­седа­те­лем во вто­ром, и так же дела­ет­ся и для осталь­ных. Этим пред­у­смат­ри­ва­ет­ся, чтобы никто не знал напе­ред, в каком отде­ле­нии он будет, но чтобы каж­дый пред­седа­тель­ст­во­вал в том, кото­рое будет опре­де­ле­но ему по жре­бию.

(2) Когда судьи явят­ся и будут рас­пре­де­ле­ны по всем судеб­ным отде­ле­ни­ям, в каж­дом из них долж­ност­ное лицо, испол­ня­ю­щее обя­зан­но­сти пред­седа­те­ля, выни­ма­ет из каж­до­го ящич­ка одну таб­лич­ку, чтобы соста­ви­лось десять — по одно­му лицу из каж­дой филы, — и кла­дет эти таб­лич­ки в дру­гой, пустой ящи­чек. Затем из этих лиц рас­пре­де­ля­ет пяте­рых, на кото­рых преж­де все­го падет жре­бий, — одно­го к воде571, а осталь­ных чет­ве­рых к бал­ло­ти­ро­воч­ным камеш­кам572, чтобы никто не мог всту­пить в сдел­ку ни с заве­дую­щим водой, ни с заве­дую­щим бал­ло­ти­ро­воч­ны­ми камеш­ка­ми и чтобы в этом отно­ше­нии не было ника­ко­го зло­употреб­ле­ния. (3) Пяте­ро не попав­ших по жре­бию в это чис­ло полу­ча­ют от пред­седа­те­лей пред­пи­са­ние отно­си­тель­но того, по с.91 како­му рас­че­ту и в каком месте в самом суде долж­на будет полу­чать жало­ва­нье каж­дая из фил, когда окон­чит суд. Это дела­ет­ся для того, чтобы судьи полу­ча­ли день­ги в раз­ное вре­мя и неболь­ши­ми груп­па­ми во избе­жа­ние вза­им­ных неудо­воль­ст­вий, слу­чаю­щих­ся при скоп­ле­нии боль­шой тол­пы в одном месте.

66. ἐπει­δὰν δὲ πάν­τα πλή­ρη ᾖ τὰ δι­κασ­τή­ρια, τί­θεται ἐν τῷ πρώ­τῳ τῶν δι­κασ­τη­ρίων βʹ κλη­ρωτή­ρια καὶ κύ­βοι χαλ­κοῖ, ἐν οἷς ἐπι­γέγ­ραπται τὰ χρώ­ματα τῶν δι­κασ­τη­ρίων, καὶ ἕτε­ροι κύ­βοι, ἐν οἷς ἐστιν τῶν ἀρχῶν τὰ ὀνό­ματα ἐπι­γεγ­ραμμέ­να. λα­χόν­τες δὲ τῶν θεσ­μο­θετῶν δύο χωρὶς ἑκα­τέρων τοὺς κύ­βου­ς ἐμβάλ­λου­σιν, ὁ μὲν τὰ χρώ­ματα εἰς τὸ ἓν κλη­ρωτή­ριον, ὁ δὲ τῶν ἀρχῶν τὰ ὀνό­ματα εἰς τὸ ἕτε­ρον. ἣ δ᾽ ἂν πρώ­τη λάχῃ τῶν ἀρχῶν, αὕ̣τη ἀνα­γορεύεται ὑπὸ τοῦ κή­ρυκος ὅτι χρή­σεται τῷ πρώ­τῳ λα̣χόν­τι δι­κασ­τη­ρίῳ, ἡ δὲ δευ­τέρα τῷ δευ­τέρῳ, καὶ ὡσαύ­τως τοῖς ἄλ­λοις, ἵνα μη­δεμία προειδῇ τί­νι αὐτῶν χρή­σεται, ἀλλ᾽ οἷον ἂν λάχῃ ἑκάσ­τη, τού­τῳ χρή­σηται. [2] ἐπει­δὰν δ᾽ ἔλθω­σιν καὶ νε­νεμη­μένοι ἐφ᾽ ἕκασ­τον ὦ­σιν οἱ δι­κασ­ταί, ἡ ἀρχὴ ἡ ἐφεσ­τη­κυῖα ἐν τῷ δι­κασ­τη­ρίῳ ἑκάσ­τῳ ἕλκει ἐξ ἑκάσ­του τοῦ κι­βωτίου πι­νάκιον ἕν, ἵνα γέ­νων­ται δέ­κα, εἷς ἐξ ἑκάσ­της τῆς φυ­λῆς, καὶ ταῦτα τὰ πι­νάκι̣α εἰς ἕτε­ρον κε­νὸν κι­βώτιον ἐμβάλ­λει· καὶ τού­των εʹ τοὺς πρώ­τους διακ­λη­ροῖ, ἕνα μὲν ἐπὶ τὸ ὕδωρ, τέτ­τα­ρας δὲ ἄλ­λους ἐπὶ τὰς ψήφ̣ους, ἵνα μη­δεὶς πα­ρασ­κευάζηι μή­τε τὸν ἐπὶ τὸ ὕδωρ μή­τε τοὺς ἐπὶ τὰς ψή­φους, μηδὲ γίγ­νη­ται περὶ ταῦτα κα­κούρ­γη­μα μη­δέν. [3] οἱ δὲ ἀπο­λαχόν­τες πέν­τε πα­ρὰ τού­των ἀπο­λαμ­βά­νουσι τὸ πρόγ­ραμμα, καθ᾽ ὅτι τὸν μισ­θὸν λή­ψον­ται καὶ ὅπου ἕκασ­ται αἱ φυ­λαὶ ἐν αὐτῷ τῷ δι­κασ­τη­ρίῳ, ἐπει­δὰν δι­κάσω­σιν, ὅπως, διασ­τά̣ν­τες ἕκασ­τοι, κατ᾽ ὀλί­γους λά­βωσι καὶ μὴ πολ­λοὶ εἰς ταὐτὸ συνκλεισ­θέν­τες ἀλλή­λοις ἐνοχ­λῶ­σιν.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 571[18] Име­ют­ся в виду водя­ные часы (клеп­сид­ра), так как для речей ора­то­ров назна­ча­лось опре­де­лен­ное вре­мя.
  • 572[19] Для под­сче­та голо­сов.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004257 1364004306 1364004307 1443001067 1443001068 1443001069