Перевод Д. П. Кончаловского под общей редакцией А. М. Малецкого.
1. Из рода Домициев были знамениты две семьи: одна — Кальвинов, другая — Агенобарбов. Агенобарбы своим родоначальником, получившим впервые также и самое это прозвище, имеют Люция Домиция. Этот Люций, как говорят, возвращался однажды из деревни и повстречал двух юношей-близнецов величественной наружности, которые приказали ему возвестить сенату и народу римскому об одержанной победе, о каковой еще ничего не было известно. В доказательство своей божественной сущности они слегка погладили ему щеки, вследствие чего волосы у него из черных сделались красными и цветом похожими на медь. Этот внешний признак остался и у его потомков, и большею частью они имели красную бороду. Члены этой семьи семь раз занимали консульство, два раза — цензуру и дважды праздновали триумф; будучи приняты в число патрициев, они все сохранили свое прежнее прозвище. Они не принимали также иных собственных имен, кроме Гнея и Люция, причем чередование последних было замечательно: иногда одно из них передавалось трем лицам подряд, иногда же давалось попеременно то одно, то другое. В самом деле, первый, второй и третий Агенобарбы, как нам известно, назывались Люциями, следующие три по порядку — Гнеями, остальные же не иначе, как попеременно то Люцием, то Гнеем. Я считаю необходимым познакомить читателя с несколькими членами этой семьи, дабы тем легче можно было видеть, что Нерон утратил доблести своих предков, в то же время сохранив пороки каждого из них, словно переданное и врожденное ему наследство.
2. Итак, чтобы начать с давних времен, сообщу о том, как его прапрадед, Гней Домиций, будучи народным трибуном, в гневе на понтификов за то, что на место умершего его отца они избрали в понтифики не его, а другого, передал народу принадлежавшее до тех пор коллегиям право выбирать жрецов1; во время же своего консульства он победил аллоброгов и арвернов и стал ездить в своей провинции на слоне в сопровождении толпы солдат, словно празднуя торжественный триумф. О нем оратор Лициний Красс сказал: «Неудивительно, что у него медно-красная борода, коль скоро у него уста железные, а сердце свинцовое». Его сын, будучи претором, пытался привлечь Цезаря, при сложении последним должности консула, к суду сената за то, что эту должность он выполнял, якобы не считаясь с ауспициями и законами2. Позже, будучи консулом, он пытался отнять у Цезаря командование войсками в Галлии, был назначен стараниями своей партии ему в преемники и в начале гражданской войны попал в плен у Корфиния. Отпущенный Цезарем на свободу, Домиций прибыл в Массилию, выдерживавшую трудности осады, и поднял дух ее граждан, но затем внезапно покинул их и, в конце концов, пал в сражении при Фарсале. Характера он был непостоянного, а нравом свиреп; в момент отчаяния во всем страх побудил его искать смерти, но затем он так устрашился ее, что, в раскаянии, с помощью рвотного выбросил принятый яд и отпустил на волю своего врача в награду за то, что тот благоразумно и сознательно приготовил яд, не слишком сильно действующий. Когда Гней Помпей обсуждал вопрос, как быть с лицами, оставшимися нейтральными и не примкнувшими ни к одной из сторон, он единственный из всех предложил считать их врагами.
3. Он оставил после себя сына, которого из всех Агенобарбов, без сомнения, надо признать самым выдающимся. Хотя он и был неповинен в смерти Цезаря, его однако осудили по закону Педия3 среди прочих заговорщиков. Сначала он бежал к Кассию и Бруту, своим близким родственникам, затем, после гибели их обоих, удержал за собою порученное ему уже раньше командование над флотом, который к тому же еще усилил, и только после повсеместного поражения своей партии, по собственной воле, передал флот Антонию, что было вменено ему в чрезвычайную заслугу. Из всех лиц, осужденных согласно тому же закону Педия, он единственный получил возможность вернуться на родину и здесь достиг самых высоких отличий; когда же вскоре после того гражданское междоусобие возобновилось, он был легатом у того же самого Антония; лица, в которых присутствие Клеопатры возбуждало стыд, предложили ему высшее командование, но по причине внезапной болезни он не решился ни принять его, ни отвергнуть и перешел на сторону Августа, вскоре после чего скончался. Он также остался не свободен от опорочения, ибо Антоний разглашал, будто бы он сделался перебежчиком, тоскуя по своей возлюбленной, Сервилии Наиде.
4. Сыном его был тот Домиций, который, как вскоре повсюду стало известно, по завещанию Августа был покупщиком всего его имущества4. В молодости он не менее прославился искусством править колесницей, чем полученными им позже в германской войне триумфальными отличиями. Впрочем, он был заносчив, расточителен и жесток. Будучи только эдилом, он заставил цензора Люция Планка уступить себе дорогу. Будучи претором и консулом, он выводил на сцене в качестве мимических артистов римских всадников и матрон. Он устраивал травли зверей как в цирке, так и во всех частях города, а также бои гладиаторов; условия последнего были так бесчеловечны, что Август, тщетно пытавшийся отговорить его частным образом, принужден был обуздать его официальным эдиктом.
5. От жены своей, Антонии Старшей, он произвел сына5, будущего отца Нерона, человека ужасного во всех отношениях. Так, состоя в ближней свите юного Гая Цезаря во время путешествия последнего на Восток, он убил своего вольноотпущенника за то, что тот отказался выпить столько, сколько ему было приказано; за это он был исключен из ближней свиты6, однако не исправился в своем образе жизни. Так, в одном селении близ Аппиевой дороги он умышленно, ни с того, ни с сего, разогнав лошадей, раздавил мальчика, а в Риме на самом форуме вышиб глаз римскому всаднику, слишком горячо заспорившему с ним. При этом он отличался такой бессовестностью, что не только не отдавал денег аргентариям7 за купленные у них на аукционе вещи, но также, будучи претором, обманно присваивал себе награды, следуемые цирковым наездникам. За это сестра осмеяла его, а начальники цирковых партий заявили жалобу, и тогда он постановил, чтобы впредь наездникам выплачивались полностью награды. В конце правления Тиберия он был обвинен в оскорблении величества, в прелюбодеянии и в кровосмесительной связи с сестрою Лепидой, однако благодаря перемене правления ему удалось выпутаться; в конце концов он умер в Пиргах от водянки, оставив после себя сына Нерона от жены своей Агриппины, дочери Германика.
6. Нерон родился 15 декабря8, в девятый месяц после смерти Тиберия, в Анции, при самом восходе солнца, так что лучи его раньше коснулись Нерона, нежели сам он коснулся земли. В связи с обстоятельствами его рождения многие тотчас стали строить различные мрачные предположения; знаменательными показались также слова его отца Домиция, который в ответ на поздравления друзей ответил, что «от него и Агриппины может родиться разве только нечто отвратительное и предназначенное на общее несчастие». Также и в день очищения9 было очевидно знамение того же будущего несчастия: когда Агриппина попросила своего брата, Гая Цезаря10, дать ребенку имя по своему выбору, последний, глядя на своего дядю Клавдия, который впоследствии, будучи уже принцепсом, усыновил Нерона, сказал, что он дает «ему имя Клавдия». Он сделал это не серьезно, но в шутку, к великому неудовольствию Агриппины, ибо в то время Клавдий был посмешищем императорского двора.
В возрасте трех лет Нерон лишился отца; он был назначен им наследником в третьей части, но и ее он получил не всю, ибо его сонаследник, Калигула, постарался захватить все состояние. Вскоре после этого его мать была отправлена в ссылку, и он почти без средств и в нужде воспитывался у своей тетки Лепиды, под руководством двух педагогов — танцмейстера и брадобрея. Но когда Клавдий достиг власти, то Нерон не только получил обратно отцовское состояние, но, кроме того, разбогател благодаря наследству от своего отчима, Криспа Пассиена. После того как его мать была возвращена из ссылки и восстановлена в подобающем ей положении, Нерон благодаря ее влиянию и могуществу так пошел в гору, что стал ходить слух, будто жена Клавдия, Мессалина, опасаясь в нем возможного соперника Британнику, подослала убийц, которые должны были задушить его во время полуденного сна. К этому рассказу прибавляли, будто убийцы, испуганные змеею, выползшей из его подушки, обратились в бегство. Вся эта басня возникла в связи с тем, что в его постели, у подушек изголовья, была найдена кожа змеи; эту кожу, вделанную в золотой браслет, он по желанию матери некоторое время носил на правой руке; затем, тяготясь воспоминанием о матери, он забросил ее, а перед концом жизни тщетно старался разыскать снова.
7. Еще в нежном отроческом возрасте он во время цирковых представлений постоянно и с большим успехом участвовал в Троянской игре. На одиннадцатом же году жизни он был усыновлен Клавдием и передан под руководство и для обучения Аннею Сенеке, уже в то время бывшему сенатором. Как говорят, в ближайшую ночь Сенека видел во сне, будто он обучает Калигулу. Нерон вскоре подтвердил истинность этого сна, обнаружив свою бесчеловечную натуру, как только представилась к тому возможность. В самом деле, против своего брата Британника, который по привычке и после усыновления, здороваясь с ним, назвал его Агенобарбом, он старался возбудить в Клавдии подозрение, будто тот был не подлинным его сыном, но подкидышем. Своим свидетельством, данным публично, он доконал свою тетку Лепиду, против которой было возбуждено обвинение, причем действовал в угоду матери, преследовавшей обвиненную.
Когда его вывели на форум для облечения в тогу совершеннолетнего, он обещал народу и солдатам подарки и, назначив парад преторианцам, самолично командовал ими; затем он произнес благодарственную речь отцу в сенате. Когда Клавдий был консулом, он держал перед ним две речи: одну латинскую в пользу жителей Болоньи, другую греческую в пользу жителей Родоса и Илиона. В качестве городского префекта на время Латинских ферий11 он впервые руководил судопроизводством, причем самые знаменитые адвокаты наперерыв старались предоставить ему не заурядные и быстро разрешимые дела, как это было в обычае, но множество самых значительных, хотя это было запрещено Клавдием. Вскоре после этого он женился на Октавии и во здравие Клавдия дал цирковые игры и травлю зверей.
8. Когда кончина Клавдия стала известна, Нерону было семнадцать лет. Он вышел к державшему караулы во дворце отряду преторианцев в седьмом часу дня; весь этот день считался зловещим12, и только этот час был признан подходящим для начала дела. Здесь на крыльце дворца его провозгласили императором и отнесли в носилках в лагерь, а оттуда, после краткой речи его к солдатам, — в курию. Отсюда он отбыл уже вечером, осыпанный чрезвычайными почестями, из которых он не принял только титул «отца отечества» по причине молодости лет.
9. Затем он начал с выражений своей сыновней любви: с пышностью похоронил Клавдия, произнес ему похвальное слово и причислил к сонму богов. Он оказал величайшие почести памяти своего отца, Домиция. Матери он предоставил верховное руководство в государственных и своих частных делах. В первый день своего принципата он дал трибуну, начальнику караулов, лозунг: «Наилучшая мать», а затем часто появлялся на улицах рядом с нею в ее носилках. Он вывел колонию в Анций, набрав в нее ветеранов-преторианцев, и заставил поселиться в ней самых богатых из центурионов-примипиларов; в этой колонии он с огромными издержками соорудил порт13.
10. Чтобы ещё яснее показать свой характер, он объявил, что будет править в согласии с предписаниями Августа, не пропускал ни одного случая проявить свою щедрость, милосердие или просто благожелательность. Более обременительные подати он либо вовсе уничтожил, либо уменьшил. Награды доносчикам по закону Папия14 он сократил до одной четверти. Народу он роздал по четыреста сестерциев на человека, а знатнейшим, но обедневшим сенаторам положил годовое жалованье, причем некоторым в сумме пятисот тысяч сестерциев; преторианским когортам он положил ежемесячную даровую выдачу хлеба. Когда ему предложили по обычаю поставить свою подпись под смертным приговором, он промолвил: «Как хотел бы я не уметь писать!» Иногда он приветствовал сенаторов сообразно их рангу, называя их имена по памяти. Когда сенат однажды воздавал ему благодарность, он возразил: «Если я ее заслужу». На свои гимнастические упражнения он позволил смотреть также и простонародью и часто выступал публично как декламатор; он читал стихи не только у себя дома, но также и в театре, возбуждая такой восторг в публике, что однажды по случаю этого чтения было назначено благодарственное молебствие, а часть стихов, прочитанная им, начертанная золотыми буквами, была посвящена Юпитеру Капитолийскому.
11. Он устраивал в большом количестве весьма разнообразные игры и зрелища, юношеские15, цирковые, театральные представления и гладиаторские бои. На юношеских играх он допускал участие также стариков-консуляров и пожилых почтенных матрон. На цирковых играх он предоставил всадникам особые места и устраивал также состязание верблюдов четверней. На играх, учрежденных во имя вечной нерушимости империи и названных им Величайшими, выступало в качестве действующих лиц множество членов двух высших сословий обоего пола. Один известнейший римский всадник, сидя на слоне, ходил по канату. Была дана римская пьеса Афрания «Пожар», причем актерам было разрешено расхитить обстановку горевшего дома и взять ее себе; все дни игр в народ разбрасывали всевозможные подарки: ежедневно по тысяче, различных птиц, разнообразные съестные припасы, марки на получение хлеба, одежду, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, картины; раздавали рабов, вьючный скот, даже прирученных диких зверей, наконец, корабли, дома и имения. На эти игры Нерон смотрел с возвышения перед сценой.
12. В гладиаторском бою, устроенном им в деревянном амфитеатре на Марсовом поле, сооруженном в течение одного года, никто, даже ни единый преступник, не был убит. На рукопашный бой он выставил также четыреста сенаторов и шестьсот римских всадников16, из коих некоторые отличались своим богатством и незапятнанной репутацией; из этих же сословий он брал людей для борьбы со зверями и разнообразных иных функций в цирке. Он дал также морское сражение, причем в морской воде плавали чудовищные рыбы. Молодые люди исполняли военные танцы, после чего каждому он вручил грамоту о даровании ему римского гражданства. В этих танцах представляли между прочим, как бык покрыл деревянное изображение коровы, в котором, как думали многие зрители, была спрятана, согласно мифу, Пасифая17. Икар18, при первой своей попытке полета, сразу же упал рядом с ложей Нерона и обрызгал его самого своею кровью. Нерон лишь очень редко председательствовал на спектаклях, но обычно смотрел на них, возлежа в своей ложе, причем первое время открывал небольшие отверстия в ней, позднее же смотрел с открытого балкона.
Впервые в Риме он учредил периодические состязания, по греческому образцу, повторяющиеся через каждые пять лет, троякого рода: музыкальные, гимнастические и конные. Он назвал их Нерониями. При посвящении терм и гимназия он роздал бесплатно масло также сенаторам и всадникам. Руководство всеми играми он предоставил по жребию бывшим консулам, отведя им преторские места. Затем он спустился в орхестру к сенату и принял от него в награду за произнесенные им латинскую речь и стихотворение венок, из-за которого состязались самые почтенные лица, но который они же согласно присудили ему; а когда судьи отдали ему же венок за игру на цитре, он почтительно склонился перед ним и приказал отнести его к статуе Августа. На гимнастических состязаниях, которые он дал в Оградах, он во время принесения в жертву быка, впервые обрил себе бороду, затем положил ее в золотой, украшенный драгоценнейшими жемчугами ящичек и посвятил Юпитеру Капитолийскому. На состязание атлетов он пригласил также и дев-весталок, ибо и в Олимпии эти состязания разрешается глядеть жрицам Цереры.
13. Среди устроенных им зрелищ весьма заслуживает упоминания также и вступление: в Рим Тиридата. Этого царя Армении19 он привлёк заманчивыми обещаниями и намеревался показать народу в специально назначенный эдиктом день; по случаю облачной погоды он этот день отсрочил, а затем устроил его шествие в ближайший удобный день. Вокруг храмов на форуме были расставлены вооружённые когорты; сам он сидел в курульном кресле у ростр, облеченный в триумфальную одежду, среди военных значков и знамен. Тиридат взошёл к нему по покатому помосту и опустился к его коленам. Нерон поднял его правой рукой и поцеловал. Царь обратился к нему с мольбою, а Нерон снял с него тиару20 и возложил диадему, причем слова его мольбы, в переводе на латинский язык, бывший претор произнёс перед народом; оттуда его провели в театр, где он снова обратился с мольбой к Нерону, который посадил его рядом, по правую руку от себя. По этому случаю народ приветствовал его как императора21, он отнес на Капитолий лавровый венок: и запер двойные двери Януса, словно больше не было никакой войны.
14. Консульство он отправлял четыре раза: первый раз — в течение двух месяцев, во второй и в последний раз — по шести месяцев, в третий раз — четыре месяца. Второе и третье консульства он отправлял кряду одно за другим, прочие же с промежутком в один год.
15. В судопроизводстве он отвечал просителям только на следующий день и не иначе, как письменно. В порядке судопроизводства он, взамен дозволения произносить длинные сплошные речи, подвергал обсуждению каждый пункт в отдельности, причем выступали поочередно ораторы обеих сторон. Всякий раз, как он удалялся на совещание, он ничего не подвергал совместному и гласному обсуждению, но молча и уединившись прочитывал написанные каждым из заседателей мнения; затем объявлял свое собственное решение так, как будто это было решение большинства.
Он долго не допускал в число сенаторов сыновей вольноотпущенных; тем из них, которые были допущены прежними принцепсами, он не давал должностей. Кандидатам, которым по числу их не хватало должностей, он в утешение за отсрочку и промедление давал командование над легионами. Консульство он большей частью давал на шесть месяцев. Когда один из консулов умер незадолго до 1 января, он никого не назначил на его место, не одобряя аналогичного случая с Канином Ребилом, занимавшим консульство в течение всего лишь одного дня22. Триумфальные украшения он давал даже лицам квесторского ранга, иногда даже простым всадникам и далеко не за одни боевые отличия. Свои речи по некоторым вопросам, в письменной форме адресованные сенату, он приказывал читать не квесторам, как это делалось обычно, но большей частью самим консулам.
16. Он придумывал городские здания нового вида, причем перед большими доходными домами и особняками строились портики, с крыш которых можно было бы потушить пожары. Эти портики он строил на собственные средства. Он предполагал построить стены до самой Остии и посредством канала ввести оттуда море в Рим.
В его правление многое в общественном и частном быту подверглось строгому осуждению и запрету, но немало было тоже введено нового; был положен предел тратам на излишества, общественные обеды заменены денежными выдачами23. В харчевнях было запрещено продавать что-либо вареное, за исключением бобов и овощей, тогда как раньше в них предлагались всякого рода кушанья. Христиане, новый и зловредный вид религиозной секты, подверглись преследованию казнями. Были запрещены развлечения цирковых наездников, которым, в силу давнишней привилегии, разрешалось разъезжать где угодно и, под видом шутки, заниматься надувательством и обкрадыванием людей24. Из Рима были высланы мимические актеры вместе с их ревностными поклонниками. 17. Как средство против подделок документов впервые было придумано, чтобы восковые дощечки просверливались и запечатывались лишь со шнуром, продетым сквозь отверстие трижды25. Была введена предосторожность, чтобы первые две страницы были представляемы для подписей свидетелям пустые26, только с надписанием имени завещателя, и чтобы никто, участвующий в составлении чужого завещания, не приписывал чего-либо себе в качестве ему отказанного. Равным образом за защиту в суде тяжущиеся должны были платить известное, соразмерное делу вознаграждение, за скамьи же в суде не полагалось платить ничего, так как эрарий27 доставлял их бесплатно. Кроме того, процессы должников эрария были перенесены на форум и поручены рекуператорам28. Наконец, все апелляции от судов должны были направляться в сенат.
18. Нерон не имел ни желания, ни надежды расширить пределы империи, а потому собирался вывести войска даже из Британнии и оставил этот замысел только из боязни, как бы не показалось, что он хочет умалить славу своего родителя. Только Понтийское царство, уступленное ему Полемоном, да Альпийское царство по смерти Коттия29 он превратил в провинции.
19. Он предпринял всего-навсего два путешествия: в Александрию и в Ахайю; но первое в самый день отъезда он отменил, будучи смущен суеверным опасением и страхом опасности. В самом деле, после посещения храмов он сел в храме Весты; затем, вставая, он сначала зацепился краем тоги; потом у него стало так темно в глазах, что он ничего не смог различить. В Ахайе он приступил к прорытию Истма30. Произнося речь на сходке, он призывал преторианцев начать выполнение этого дела и затем, по сигналу трубы, первый стал копать киркою землю и, насыпав ее в корзину, вынес на собственных плечах. Он подготовлял также поход к воротам Каспия; для этого он набрал среди италийского населения рекрут, ростом в шесть футов, для нового легиона, который назвал «фалангой Александра Великого».
Все вышеизложенные его поступки частью не заслуживают никакого порицания, частью же, напротив, даже достойны немалой похвалы. Я рассказал о них заодно, дабы отделить их от его позорных дел и преступлений, рассказ о которых следует ниже.
20. Еще в отроческом возрасте среди прочих предметов обучался он также и музыке. Получив власть, он тотчас призвал к себе Терпна, певца с аккомпанементом цитры, первого среди музыкантов того времени, и целыми днями после обеда до глубокой ночи просиживал, слушая его пение. Постепенно он и сам начал приучаться к этому искусству и упражняться в нем, и старался не упускать ничего из того, что делают мастера этого искусства для сохранения или для увеличения своего голоса. Так, он ложился на спину и клал себе на грудь свинцовую доску; очищал себе желудок клизмами и рвотным, не позволял себе есть яблоки или иную вредную пищу. Наконец, довольный своими успехами, — хотя голос его был слабый и глухой, — он возгорелся желанием выступить на сцене; среди своих друзей он часто говорил греческую пословицу, что «музыка, которую никто не слышит, не вызывает ничьего одобрения». Он действительно выступил, сперва в Неаполе. Хотя от случившегося внезапно землетрясения театр задрожал, Нерон не прервал пения, пока не довел до конца начатую песню. Там же он часто пел по нескольку дней подряд; потом он на короткое время давал своему голосу отдых и затем, не имея терпения переносить свое одиночество, прямо из бани шел в театр; он обедал в орхестре в присутствии многочисленной публики и, обращаясь к ней по-гречески, обещал, что «если он немного выпьет, то споет что-нибудь особенно прекрасное». Плененный гармоничностью манеры, с какой выражали свое одобрение александрийцы, только что прибывшие сюда с торговыми судами, он вызвал их из Александрии в еще большем числе. Не ограничиваясь этим, он набрал юношей всаднического сословия, а также отовсюду пять тысяч самых сильных молодых людей из плебса; они были разделены на отряды и должны были изучить различные роды, аплодисментов (то были так называемые «жужжание», «желобок» и «черепица») и усердствовать во время его, вокальных выступлений. Они отличались густой шевелюрой, великолепнейшим костюмом, а на левой руке носили кольцо. Их вожаки зарабатывали по сорок тысяч сестерциев.
21. Так как он придавал очень большое значение своему выступлению в качестве певца в самом Риме, то, не дожидаясь срока, он повторил Неронии31. А так как всё желали слышать его божественный голос, то он ответил, — что «доставит любителям эту возможность в своих садах». Когда же к просьбам народа присоединился державший караулы отряд солдат, то он согласился на немедленное выступление; он тотчас же приказал внести свое имя в список выступающих певцов с цитрой и, опустив свой жребий в урну вместе с остальными, предстал перед публикой в свой черед; его сопровождали префекты претория, державшие цитру; позади их стояли военные трибуны и его ближайшие друзья. Став на своем месте и сыграв прелюдию, он через консуляра Клавдия Руфа объявил, что будет петь «Ниобу», и продолжал пение почти до десятого часа; присуждение же венка за победу и прочую часть состязания он отложил на следующий год, чтобы чаще иметь случай выступать в качестве певца. Так как этот срок показался долгим, то он не переставал от времени до времени выступать перед публикой. Он подумывал даже о том, не выступить ли ему в числе артистов на спектаклях, устраиваемых другими лицами, к чему побудило его предложение одного претора дать ему за это миллион сестерциев. Он играл также в трагедиях, одетый в маску героев и богов или героинь и богинь, причем маски были сделаны похожими либо на него самого, либо на женщину, которую в данное время он любил. Среди прочих ролей он исполнял Канаку32 в родах, матереубийцу Ореста, ослепленного Эдипа и безумствующего Геракла. Рассказывают, что при исполнении последней пьесы солдат-новобранец, стоявший на часах у входа, видя, что Нерона костюмируют и заковывают в цепи, как это требовалось содержанием пьесы, бросился ему на выручку.
22. С ранней юности он имел чрезвычайное пристрастие к лошадям и, несмотря на запрещение, ни о чем не говорил так много, как о цирковых состязаниях. Однажды в разговоре со школьными товарищами он сожалел, что возницу партии зеленых лошади потащили по цирку, и когда учитель сделал ему замечание, он солгал ему, будто бы говорит о Гекторе. В первое время по принятии власти он ежедневно играл на доске квадригами, сделанными из слоновой кости, а из своего загородного дома посещал все цирковые состязания, даже незначительные, причем делал это сначала тайком, а потом открыто, так что никто не сомневался, что в день игр он всегда будет в Риме. Он также не скрывал своего желания умножить количество победных наград. Поэтому зрелище состязаний благодаря большому числу заездов затягивалось до самого вечера; в конце концов и начальники цирковых партий не соглашались выпускать своих наездников иначе, как на целый день состязаний. Вскоре он и сам захотел стать возницей и даже выступать перед публикой. Свои первые опыты он совершил в собственных своих садах в присутствии рабов и самого низшего плебса, а затем предстал перед массой публики в Большом цирке, причем знак к началу состязаний подавал какой-то вольноотпущенный с того самого места, с какого его обычно подают магистраты. Показывать опыты своего искусства в Риме ему показалось недостаточным, и он, как мы говорили выше, отправился в Ахайю; к этой поездке его побудило главным образом следующее: города, в которых обычно производились музыкальные состязания, постановили отправлять к нему все венки, получаемые певцами. Эти посылки он принимал весьма милостиво и доставлявших их посланцев не только принимал у себя в первую очередь, но также приглашал к своему столу в интимном кружке лиц. Некоторые из них просили его спеть за столом, и пение его было встречено с восторгом; тогда он; объявил, что «одни лишь греки умеют слушать по-настоящему, и только для них стоит работать такому артисту, как он». Не откладывая, он отправился в путь и, прибыв в Кассиопу33, открыл серию своих выступлений, прежде всего перед алтарем Юпитера Кассия. Затем он по порядку объехал все места состязаний.
23. В самом деле, также и те состязания, которые приходятся в самое разное время, он приказал устроить в одном и том же году, а некоторые даже повторить. Кроме того, вопреки обычаю, он на Олимпийских играх ввел музыкальные состязания. А дабы ничто не мешало ему и не отвлекало его от этого занятия, он дал такой ответ вольноотпущеннику Гелию, который напоминал ему, что дела в Риме требуют его личного присутствия: «Хотя ты высказываешь теперь совет и желание, чтобы я поскорее вернулся в Рим, все же ты должен советовать и желать, чтобы мое возвращение было таким, какое подобает Нерону».
Во время его пения выходить из театра не разрешалось даже ради самой настоятельной нужды. Поэтому, как говорят, некоторые женщины во время представления разрешались от бремени, а многие, которым надоедало слушать и восторгаться, удирали, причем, так как городские ворота бывали обычно заперты, либо тайно спрыгивали со стены, либо притворялись мертвыми и их выносили в погребальной процессии. Впрочем, трудно поверить, до какой степени Нерон волновался и робел на этих состязаниях, как ревниво относился к своим конкурентам, как боялся судей. Своих соперников, словно они были ему ровня, он наблюдал, выслеживал, втайне старался дискредитировать, иной раз при встречах осыпал бранью, а тех, которые превосходили его искусством, даже подкупал.
Приступая к пению, он самым почтительным образом обращался к судьям, заявляя, что «он с своей стороны сделал все от него зависящее, но что результат находится в руках судьбы; они же, судьи, как мужи мудрые и знающие, должны не считаться с случайными привходящими обстоятельствами». Когда судьи старались его ободрить, он отходил от них несколько успокоенный, однако и тогда тревога не покидала его; при этом молчаливость и конфузливость судей он принимал за угрюмость и недоброжелательство и говорил, что они внушают ему подозрение.
24. В состязаниях он до такой степени подчинялся правилам, что не позволял себе даже откашляться, а пот со лба отирал непременно рукою. Однажды при исполнении роли в трагедии он выронил жезл, однако быстро подхватил его; тем не менее, он пришел в ужас и боялся, как бы за эту провинность его не исключили из состязания; он успокоился только после того, как актер клятвенно уверил его, что среди восторгов и одобрительных кликов никто не заметил происшедшего. Он сам провозглашал себя победителем, а по этой причине повсюду принимал участие и в состязании глашатаев. Чтобы не оставить памяти или даже следа о каком-либо другом победителе на священных состязаниях, он приказал статуи их и бюсты повсюду ниспровергнуть и крюками стащить в отхожие места. В Греции он во многих местах выступал также в качестве колесничного возницы. На Олимпийских играх он правил даже запряжкой в десять лошадей, хотя за это самое в одном своем стихотворении порицал царя Митридата. Однако он упал с колесницы, и хотя его снова посадили в нее, он не мог продолжать состязание и отказался от него раньше достижения цели. Тем не менее, он был награжден как победитель. Уезжая, он всей провинции пожаловал автономию, а судьям — право римского гражданства и крупное денежное вознаграждение. Об этих милостях он объявил собственными устами в день Истмийских игр на стадионе.
25. Возвратившись из Греции в Италию, он совершил въезд в Неаполь, ибо именно в этом городе впервые показал свое искусство, причем по обычаю победителей на священных играх въехал на белых конях через разобранную нарочно часть городской стены. Таким же порядком совершил он въезд в Анций, Альбан34 и Рим. В Рим же он въехал на той самой колеснице, на которой Август некогда праздновал триумф; он был в пурпурной одежде и в плаще, затканном золотыми звездами, с олимпийским венком на голове и пифийским в правой руке; впереди в торжественной процессии несли остальные венки с надписями, обозначающими, где, каких артистов, в каких песнях или пьесах он победил; за его колесницей следовали клакеры, которые, по обычаю, принятому в овации, громко величали себя «августианцами35 и солдатами его триумфа». Затем он проследовал через арку Большого цирка, нарочно сломанную, затем через Велабр и форум к Палатину и храму Аполлона. По дороге от времени до времени совершали жертвоприношения, путь посыпали шафраном, а ему бросали птиц, ленты и всякий десерт. Священные венки он повесил вокруг своих лож в спальнях, там же поставил статуи, изображающие его в виде певца с цитрой; с таким же своим изображением он отчеканил монету. После этого он не оставил и не ослабил своего усердия и потому оберегал свой голос, обращался к солдатам либо письменно, либо через третье лицо и ничего не говорил ни всерьез, ни в шутку иначе как в присутствии учителя пения, который напоминал ему «беречь свое горло и говорить с приложенным ко рту платком». Многих лиц он либо дарил своей дружбой, либо преследовал враждой, смотря по тому, щедры или скупы они были на похвалы ему.
26. Грубость, сладострастие, изнеженность, алчность и жестокость проявлялись в нем сначала лишь постепенно, незаметно, словно заблуждения юношеского возраста; однако и в то время всем было ясно, что это были врожденные пороки, а не присущие только возрасту. Тотчас по наступлении сумерек он надевал шляпу или шапку и ходил по кабакам или шлялся по улицам, развлекаясь шутками, однако не без вредительства. Так, он имел обыкновение колотить возвращавшихся с ужина, а тех, которые при этом пробовали сопротивляться, увечил и бросал в сточные канавы; он взламывал и грабил также лавки, а дома у себя устраивал рынок, вроде лагерного, где добыча по отдельности продавалась с торгов, а выручка затем прокучивалась. В этих ночных драках он часто рисковал потерять глаза или даже вовсе лишиться жизни; так, один человек сенаторского ранга, жену которого Нерон оскорбил, едва не убил его. Поэтому с этих пор он никогда не выходил на улицу в эти часы иначе, как в сопровождении военных трибунов, которые в некотором расстоянии незаметно следовали за ним. Также и днем он тайно отправлялся в закрытых носилках в театр. Здесь с возвышения, находящегося перед сценой, он наблюдал ссоры между мимическими актерами и сам науськивал их друг на друга; когда же дело доходило до драки и в ход пускались камни и обломки скамей, он и сам бросал их в народ и однажды даже ранил в голову претора.
27. Постепенно однако пороки укреплялись в нем, он стал оставлять свои шутки и инкогнито и, отбросив всякое притворство, проявил себя в поступках более серьезных.
Пиршества он от полудня затягивал до полуночи, причем часто подбадривал себя теплыми, летом же снегом охлажденными ваннами. Иногда он устраивал обеды в общественных местах, в навмахии, которую окружали особой оградой, на Марсовом поле, или в Большом цирке, причем ему прислуживали проститутки, собранные со всего города, и сирийские танцовщицы. Всякий раз, как он плыл по Тибру в Остию или вдоль Байского залива, по берегам реки и моря устраивались ресторации, замечательные своей кухней и тем, что роль хозяек в них выполняли матроны, которые со всех сторон приглашали его заехать к ним. Он назывался также на угощение к друзьям, из коих одному обед с шелковыми повязками36 обошелся в четыре миллиона сестерциев, а другому эссенция из роз37 — даже больше этого.
28. Помимо сношений с мальчиками благородного происхождения и содержания у себя в наложницах замужних женщин, он учинил насилие даже одной деве-весталке, по имени Рубрия. Он едва не соединился узами законного брака с вольноотпущенницей Акте, причем подговорил неких консуляров дать ложную клятву, будто бы она происходит из царского рода. Мальчика Спора он посредством оскопления пытался даже превратить в женщину; снабдив его приданым и одев в подвенечное покрывало, он в брачном торжестве, отпразднованном с пышностью, привел его к себе и стал жить с ним как с женою. По этому поводу кто-то весьма кстати сострил, что «хорошо было бы жить на земле, если бы у отца Домиция была такая же жена». Этого Спора, разнаряженного и разукрашенного словно женщина из императорской фамилии, несомого в носилках, он сопровождал по всем значительнейшим административным и торговым центрам Греции, а потом и в Риме на улице Сигилларий, причем то и дело целовал его. Никто не сомневался в том, что он хотел вступить в связь со своей матерью и был отклонен от этого ее ненавистниками, указывавшими, как бы эта надменная и несдержанная женщина благодаря оказанной ей милости не пожелала усилить свое влияние; как бы то ни было, в число своих наложниц он взял некую блудницу, весьма, как говорят, похожую на Агриппину.
29. После того как проституированием своего тела он осквернил почти все свои члены, он придумал, в конце концов, такой род игры: покрытый звериной шкурой он выскакивал из клетки и набрасывался на половые органы мужчин и женщин, привязанных к столбу; затем, когда он вполне утолял свою потребность в таком неистовстве, его поражал вольноотпущенный Доримах; он отдался ему так же, как Спор ему самому, причем подражал крикам и стонам насилуемых девушек. Некоторые сообщали мне, что он был твердо убежден, что «не существует на свете людей целомудренных и чистых, хотя бы одним каким-либо членом тела; большинство только скрывает свои пороки и хитро их маскирует». Поэтому тем, которые сознавались ему в своем разврате, он прощал также и другие пороки.
30. По его мнению, богатство и деньги существовали только для того, чтобы расточать их; по его словам, «те, которые вели счет своим расходам, были грязными скрягами; те же, которые расточали и проматывали свои средства, были знатоками роскоши и действительно широкими натурами». Он хвалил своего дядю Гая Калигулу и восхищался им главным образом за то, что тот в короткий срок расточил колоссальные средства, накопленные Тиберием. Поэтому ни в раздаривании, ни в расточении средств сам он не знал никаких границ. На Тиридата он ежедневно тратил, — что едва ли покажется вероятным, — восемьсот тысяч сестерциев, а при его отъезде дал ему более ста миллионов сестерциев. Певцу Менекрату и гладиатору Спикулу он подарил состояние и дома лиц, получивших почести триумфа. Ростовщика Керкопитека Панерота он обогатил владениями в городе и в деревне и устроил ему почти что царские похороны. Один и тот же костюм он никогда не надевал два раза. При игре в кости он ставил по четыреста тысяч сестерциев на очко. Он ловил рыбу золотой сетью, сплетенной из пурпурных и алых бечевок. Он никогда не путешествовал иначе, как в сопровождении тысячи повозок, причем у мулов были серебряные подковы, их погонщики одеты в туники из канузинской шерсти38, и при нем находилась толпа мазаков39 и скороходов, украшенных браслетами и ожерельями.
31. Ни в чем однако не был он столь расточителен, как в строительстве. Он выстроил дом протяжением от Палатина до Эсквилий. Сначала он назвал его «проходным», а позже, после истребления его пожаром и восстановления, — «золотым». О его размерах и украшении достаточно сообщить следующее: он имел вестибюль, в котором стояла колоссальная, вышиною в 120 футов, статуя, изображавшая самого Нерона. Дом был столь обширен, что в нем было три портика, длиною в тысячу футов каждый, кроме того — пруд, наподобие моря, окруженный зданиями, представлявшими целые города; затем поля, на которых чередовались пашни, виноградники, луга и леса со множеством всяких видов скота и зверей. В прочих частях весь дом внутри был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Столовые имели потолки с обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, дабы можно было сыпать сверху цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая; днем и ночью она непрерывно совершала круговое движение наподобие вселенной. В банях имелась морская и альбулийская текучая вода. Когда по окончании этого дома он посвящал его, то в одобрение ему он ограничился замечанием, что «наконец-то он начинает жить по-человечески».
Кроме того, он начал сооружение бассейна от Мизена до Авернского озера, который должен был быть крытый и окруженный портиками и в который должны были стекаться все теплые источники Байи; затевал он также канал от Авернского озера до Остии, чтобы можно было и не по морю плавать на кораблях; длина его предполагалась в 160 миль, а ширина — такая, чтобы могли разойтись две встречные квинкверемы. Для выполнения этих работ он приказал свозить в Италию всех, где сколько было, колодников, а также осужденных преступников приговаривать в наказание исключительно к этой работе.
Это бешенство расточительности было возбуждено в нем не только уверенностью в своей власти, но в особенности, внезапной надеждой на несметные скрытые богатства, о которых ему сообщил некий римский всадник; последний утверждал как достоверное, будто в Африке в обширнейших пещерах с незапамятной древности спрятаны сокровища царицы Дидоны, привезенные туда во время ее бегства из Тира, каковые сокровища могут быть извлечены почти без труда.
32. Когда же эта надежда обманула, то, оказавшись без помощи, он попал в такое безденежье и нужду, что ему пришлось задерживать и отсрочивать жалованье солдатам и награды ветеранам. Таким-то образом стал он помышлять о добывании средств ложными обвинениями и грабительством.
Прежде всего он распорядился, чтобы в его пользу вместо половины взималось пять шестых с имущества тех вольноотпущенных, которые без видимой причины присваивали себе имя какой-либо родственной ему фамилии40; далее — чтобы отбиралось в фиск имущество лиц, проявивших в завещании неблагодарность к принцепсу, а также — чтобы это не проходило безнаказанно для юристов, написавших или продиктовавших подобное завещание; наконец — чтобы люди привлекались по обвинению в оскорблении величества за всякое действие и слово, находившее против себя доносчика. Он истребовал обратно также свои подарки за венки, которые когда-либо были ему определены городскими общинами за победы на состязаниях. Запретив употребление фиолетовой и пурпуровой краски, он в рыночный день подослал агента, который продал несколько унций ее; под этим, предлогом он опечатал товары всех купцов. Мало того, — как говорят, однажды во время свежего пения он заметил среди публики матрону, одетую в костюм запрещенного пурпурного цвета; он указал на нее своим прокураторам, после чего ее вывели, и Нерон конфисковал у нее не только платье, но и имущество. Никому он не давал должности, без того, чтобы не прибавить: «ты знаешь, чего мне надо», а также: «постараемся никому ничего не оставить». В конце концов у множества храмов он отнял принадлежавшие им пожертвования и расплавил золотые и серебряные изображения, в том числе и изображения богов-пенатов, которые Гальба впоследствии восстановил.
33. Ряд убийств своих родственников и иных казней он начал с Клавдия; непосредственным виновником смерти последнего он, правда, не был, однако имел причастность к ней, чего и не скрывал, ибо грибы, вместе с которыми Клавдий принял яд, он впоследствии обычно расхваливал словами греческой пословицы, как некое кушанье богов. Во всяком случае, он преследовал покойного всяческими поносительными словами и действиями, ставя ему в вину то глупость, то жестокость. Он острил, что Клавдий «перестал пребывать, среди людей», причем протягивал первый слог слова morari («пребывать»), придавая ему значение «дурачиться»; многие его декреты и постановления, как исходящие от человека глупого и сумасбродного, объявил недействительными; наконец, место, где его тело было сожжено, он обнес лишь низкой и плохой стеной.
Британника он извел ядом: дело в том, что он в такой же мере завидовал голосу Британника который был приятнее его собственного, как и боялся, что со временем, благодаря воспоминанию о его отце, он превзойдет его самого в расположении людей. Яд он получил от некой Локусты, знаменитой составительницы ядов. Когда оказалось, что яд действует гораздо медленнее, нежели это предполагалось, ибо у Британника появилось только расстройство желудка, он призвал ее к себе и стал бить собственной рукой, обвиняя ее, что вместо яда она дала лекарство. Когда она стала оправдываться тем, что дала слабую дозу для сокрытия преступления и избежания подозрения в нем, то он сказал: «А ведь и правда, я очень боюсь Юлиева закона»41. Он заставил её при себе в спальне приготовить яд скорейшего и сильнейшего действия. Затем он испробовал его на козле; после того, как тот прожил пять часов, он приказал ей снова несколько раз подвергнуть его варке и затем дал его поросенку; поросенок тотчас же околел. Тогда он приказал принести его в столовую и дать Британнику, который обедал вместе с ним. Когда тот после первого же глотка упал, он солгал сотрапезникам, что с Британником приключился обычный припадок падучей, а на следующий день поспешно похоронил его под проливным дождем и без всякой помпы. За оказанную услугу он освободил Локусту от наказания, пожаловал ей крупные имения и, сверх того, дал ей учеников.
34. Его раздражение против матери, которая следила за его поступками и резко их осуждала, выразилось первоначально только в том, что он старался все время возбудить против нее ненависть, делая вид, будто из-за нее хочет отказаться от власти и удалиться в Родос; но потом он лишил ее всех почестей и власти, отнял у нее почетную стражу из солдат и германцев и выселил ее из-под одной с ним кровли во дворце; он не остановился также перед тем, чтобы доставлять ей всяческие неприятности; когда она находилась в Риме, он подбивал некоторых лиц затевать с ней тяжбы, а когда она отдыхала вне города, подсылал людей, которые, проезжая мимо по суше или по морю, досаждали ей бранью и насмешками. Однако, устрашенный ее угрозами и неукротимостью, он решил ее погубить. Трижды он пробовал отравить ее, но убедился, что она предохраняет себя противоядиями; тогда он устроил в ее спальне потолок с обшивкой, который с помощью машины можно было обрушить на нее во время сна. Однако соумышленники плохо скрыли этот его план. Тогда он придумал разборный корабль, на котором она должна была погибнуть либо от кораблекрушения, либо вследствие падения сводчатых устоев палубы. В связи с этим, притворившись, будто он мирится с нею, он самым ласковым письмом вызвал ее в Байи, чтобы совместно отпраздновать там праздник Квинкватр. Своим капитанам судов он дал поручение как бы случайным столкновением повредить либурнский корабль, на котором она прибыла; сам же он затянул пир и для возвращения в Баулы предложил ей взамен поврежденного судна вышеупомянутый корабль с приспособлениями для погибели; затем он в веселом настроении проводил ее и, расставаясь, поцеловал ей обе груди. Последующее время он провел в большом беспокойстве и без сна, ожидая исхода своего предприятия. Когда же он узнал, что все вышло иначе, и что мать его спаслась вплавь, то, не зная, что делать, приказал тайно подбросить кинжал вольноотпущеннику матери, Люцию Агерму, радостно возвестившему ему о том, что она цела и невредима, и затем схватить и связать его как подосланного убийцу, а мать — убить, устроив это так, словно она сама наложила на себя руки, чтобы избежать обвинения в преступлении. Некоторые небезызвестные авторы прибавляют к этому еще более ужасные вещи, а именно, будто он поспешил поглядеть на труп убитой матери и щупал ее члены, причем кое-что в ее теле похулил, а кое-что одобрил; затем, почувствовав жажду, тут же выпил. Однако, несмотря на поздравления солдат, сената и народа, ободрявшие его, он все же ни в тот момент, ни позже не мог выносить сознания своего преступления; часто он признавался, что его преследует призрак матери, а также бичи и горящие факелы фурий. Поэтому он пробовал даже с помощью жертвоприношения, выполненного магами, вызвать ее тень и умилостивить ее. Также и во время своего путешествия по Греции он не посмел принять участие в Элевзинских мистериях, к посвящению в которые, согласно публичному объявлению глашатая, не допускаются нечестивцы и преступники.
За убийством матери последовало убийство тетки42. Он навестил ее, когда она лежала в постели, больная запором. Она, уже старуха, по привычке, погладила его молодую мягкую бороду и ласково сказала: «Только бы мне увидеть ее остриженной, и я готова умереть». Тогда он, обратившись к стоявшим тут же, словно насмехаясь над нею, сказал, что он «готов тотчас же остричь ее». Он наказал врачам побольше давать больной слабительного. Она не успела еще умереть, а он уже завладел ее имуществом, причем скрыл ее завещание, дабы ничего не упустить из своих рук.
35. Кроме Октавии, он взял себе еще двух жен: Поппею Сабину, дочь сенатора квесторского ранга, в первый раз бывшую замужем за римским всадником, а затем Статилию Мессалину, правнучку Тавра, бывшего дважды консулом и удостоенного триумфа. Чтобы овладеть ею, он убил ее мужа, консула Аттика Вестина, во время отбывания им должности. Он скоро прекратил супружеское сожительство с Октавией, а друзьям, которые выговаривали ему за это, ответил, что «она должна довольствоваться внешними отличиями своего звания супруги». Часто собирался он ее задушить, но не приводил замысла в исполнение, а затем дал ей развод под предлогом бесплодия. Однако народ порицал его за это и осыпал упреками; тогда он отправил ее в ссылку и, наконец, приказал убить, якобы за прелюбодеяние, причем обвинение это было до того бесстыдно лживо, что, когда во время следствия все отрицали его, он подговорил своего бывшего воспитателя Аницета выступить ложным доносчиком и признаться, что он хитростью заставил ее вступить с собою в связь. С Поппеей он вступил в брак на двенадцатый день после развода с Октавией и никого так не любил, как ее; тем не менее, он и ее убил ударом ноги за то, что она, будучи беременна и нездорова, стала резко упрекать его, когда он поздно вернулся домой с состязания колесниц в цирке. От Поппеи у него была дочь Клавдия Августа, которая умерла в раннем младенчестве.
Не было такого вида родственной связи, на которую не пали бы его преступные удары. Он погубил Антонию, дочь Клавдия, отказавшуюся выйти за него замуж после смерти Поппеи, под тем предлогом, будто она замышляла государственный переворот. Так же поступил он и с другими, связанными с ним родством или свойством; среди них был юноша Авл Плавтий, которого он перед смертью насильно осквернил. «Пусть придет моя мать, — промолвил он, — и поцелует моего преемника»; при этом он говорил всем и каждому, что она любила юношу и внушала ему надежду на получение власти. Своего пасынка от Поппеи, Руффия Криспина, еще не достигшего совершеннолетия, он приказал его же собственным рабам утопить в море во время рыбной ловли; причиной были разговоры, будто тот предметом своих игр избирает военные командования и властительства. Сына своей кормилицы, Туска, он отправил в ссылку за то, что тот, будучи прокуратором Египта, мылся в банях, построенных в ожидании его, Нерона, приезда. Своего наставника Сенеку он принудил к самоубийству; а между тем часто, когда тот просил его о разрешении удалиться на покой и уступал ему свое имущество, он клялся священной клятвой, что тот напрасно питает против него подозрения и что он, Нерон, скорее умрет, чем причинит ему какой-либо вред. Префекту претория Бурру он обещал лекарство против болезни горла, а послал ему яд. Он погубил также богатых престарелых вольноотпущенников43, благодаря которым в свое время сам был усыновлен Клавдием, а позже достиг власти, причем и правил под их же руководством; одним он подмешал яд в кушанье, другим — в напитки.
36. Не меньшую жестокость проявил он по отношению к лицам, стоявшим вне близкого ему круга и совсем чужим. В течение нескольких ночей подряд на небе появлялась звезда с хвостом, что в народе считается предвестием гибели высших властителей. Тревожимый этим явлением, он запросил астролога Балбилла и получил ответ, что цари обычно искупают такие знамения умерщвлением какого-либо знатного человека и этим обращают несчастие с собственной головы на головы магнатов. Тогда Нерон решил истребить всю знать. Действительно, ему тем легче было сделать это, — и как бы по законной причине, — что как раз в то время были раскрыты два заговора; из них первый и более значительный, Пизонов44, был составлен в Риме, второй же, Винициев45, — в Беневенте. Заговорщики предстали перед судом, заключенные в тройные кандалы; одни из них добровольно сознались в преступлении, другие же даже вменили его себе в заслугу, ибо, по их мнению, «человеку, опозоренному всеми пороками, каким был Нерон, ничем иным нельзя было помочь, кроме как его умерщвлением». Дети осужденных были изгнаны из Рима и истреблены ядом или голодом; как известно, некоторые из них были умерщвлены за общим завтраком вместе с их воспитателями и дядьками, другим же запретили принимать ежедневную пищу.
37. После этого он принялся истреблять без всякого разбора или меры, кого бы ему ни заблагорассудилось и по какой угодно причине. Сообщу только несколько примеров: Сальвидиену Орфиту было поставлено в вину то, что он сдал три комнаты своего дома близ форума внаймы под квартиру представителям чужеземных государств; Кассия Лонгина, законоведа, потерявшего зрение, обвинили в том, что он в своем родословном дереве оставил изображение Гая Кассия, убийцы Цезаря. Пет Тразеа был осужден за его постоянное выражение лица недовольного педагога. Кому Нерон приказывал покончить с собой, тем давалось не более часу времени; а чтобы не допускать промедления, он приставлял к ним врача, с приказанием тотчас же «заняться их лечением»; так именно называли вскрытие вен с целью умерщвления. Говорят, Нерон хотел даже отдавать живых людей на растерзание и пожрание некоему всеядцу, происхождением из Египта, который привык есть сырое мясо и вообще все, что бы ему ни давали. Превозносясь и чванясь такими якобы успехами, Нерон стал говорить, что «никто из прежних принцепсов не знал, сколь много может он себе позволить». Многократно он делал недвусмысленные намеки, что не пощадит и остальных сенаторов и со временем вовсе уничтожит это сословие, а управление провинциями и войсками поручит сословию всадников и вольноотпущенным. В самом деле, ни по приезде откуда-либо, ни при отъезде он не целовал никого из сенаторов, даже отвечая на приветствие. Приступая к прорытию Истмийского канала, при огромном стечении народа он громким голосом высказал пожелание, чтобы «предприятие удалось ему и римскому народу», о сенате же при этом не упомянул.
38. Впрочем, он не пощадил также римского народа, а равно и самых стен родины. Когда кто-то в общем разговоре сказал:
ἐμοῦ θανόντος γαῖα μειχθήτω πυρί46, |
он возразил: «Нет, пусть лучше горит при моей жизни». Так именно он и сделал. Его зрение словно оскорблялось невзрачностью старых зданий, теснотой и кривизной улиц, и он зажег город, сделав это настолько открыто, что многие консуляры заставали у себя во дворах Нероновых спальничих с паклей и смоляными факелами, однако схватить их не посмели; желая захватить участки, на которых стояли амбары вокруг Золотого дома, он приказал расшатать их военными машинами, так как они были построены из камня, и потом сжечь. Шесть дней и семь ночей свирепствовало это бедствие, а народ искал себе убежища в могильных и иных памятниках. В эти дни, помимо огромного количества больших доходных домов, от пожара погибли дома древних полководцев, украшенные боевыми трофеями, а также храмы богов, выстроенные в силу обетов царями и позже, в эпоху пунических и галльских воин, равно как все достопримечательные памятники древности. На этот пожар он смотрел с башни Мецената47 и, по его собственным словам, любовался «красотою пламени»; одевшись в свой театральный костюм, он воспел взятие Илиона. Но, чтобы и отсюда получить как можно больше добычи и выручки от нее, он обещал на казенный счет очистить город от трупов и мусора и никого не допустил до остатков имущества; он не только принимал пожертвования, но и требовал их от провинций и частных лиц, чем почти разорил их.
39. К столь великим злым и позорным деяниям самого принцепса присоединились еще случайные бедствия: чума, которая в одну осень унесла тридцать тысяч человек, поражение в Британии, в котором два главных больших города, населенных римскими гражданами и союзниками, подверглись разграблению и гибели, позорное поражение на Востоке, причем легионы были проведены под ярмом, а Сирию едва удалось удержать за собой. Среди всего этого наиболее удивительно и особенно замечательно то, что Нерон ничего не переносил с таким терпением, как проклятия и брань людей, и ни к кому не был столь снисходителен, как к тем, которые нападали на него колкими словами или стихами. Было написано или ходило из уст в уста много таких греческих и латинских стихов. Как пример приведу следующее:
Νέρων ᾿Ορέστης ᾿Αλκμέων μητροκτόνος48. νεόψηφον· Νέρων ἰδίαν μητέρα ἀπέκτεινε49. Не от Энея ли Нерон наш происходит? Извел Эней отца, Нерон же мать изводит50. Цитру настроил Нерон, тетиву на луке парфянин, Наш Аполлон — певец, тот Аполлион — стрелок51. Рим превращает он в дом: выселяетесь в Веи, квириты. Разве только и Веи домом своим он займет52. |
Однако он не стал разыскивать авторов этих стихов, а когда на некоторых поступил донос в сенат, он не позволил подвергнуть их слишком суровому наказанию. Киник Исидор, встретив его на улице, громко упрекал его за то, что он «хорошо воспевает несчастия Навплия53, но дурно пользуется своим собственным счастьем». Дат, актер ателланской комедии, в некоем стихе:
ὑγίαινε πάτερ, ὑγίαινε μῆτερ54 |
мимикой изобразил человека, сначала пьющего, затем плывущего, намекая этим на обстоятельства гибели Клавдия и Агриппины, а при последних словах пьесы:
Уж вас влечет за ноги ад, |
жестом показал на сенат. За эти выходки Нерон ограничился только высылкой актера и философа из пределов города и Италии, оттого ли, что он презирал всякое наносимое ему оскорбление, или же не хотел еще больше возбуждать умы, показывая, что чувствует себя оскорбленным.
40. Такого-то властителя мир переносил в течение почти четырнадцати лет и, наконец, сверг. Начало возмущению положили галлы под предводительством Виндекса, который в то время управлял этой провинцией в качестве пропретора.
Когда-то раньше астрологи уже предсказывали Нерону, что со временем он будет лишен власти; этим были вызваны его общеизвестные слова: τὸ τέχνιον ἡμᾶς διατρέφει55. Ими он тем более хотел оправдать свою приверженность искусству певца, — удовольствию, пока он принцепс, необходимости, коль скоро он станет частным человеком. Однако некоторые из прорицателей ручались, что и после низложения он все же сохранит власть на Востоке, причем иные определенно называли Иерусалим, а многие даже обещали полное восстановление прежнего положения. Склоняясь к этой последней надежде он после утраты Британии и Армении и вторичного завладения ими стал думать, что предсказанные ему испытания уже миновали. Когда, запросив Дельфийского Аполлона, он получил ответ, что ему следует остерегаться семидесятитрехлетнего возраста, он решил, что лишь в этом возрасте ему суждено умереть, и, совершенно не помышляя о возрасте Гальбы56, преисполнился столь великой уверенности не только в достижении старости, но и в постоянном, исключительном своем счастье, что однажды, когда в кораблекрушении у него погибли драгоценнейшие вещи, он сказал своим приближенным: «Рыбы мне их возвратят».
О восстании в Галлии он узнал, находясь в Неаполе, в тот самый день, в который некогда убил свою мать, и принял эту весть с таким равнодушием и уверенностью, что возникло даже подозрение, будто он радуется представившемуся случаю по праву войны ограбить самые богатые провинции; он тотчас отправился в гимназий и с чрезвычайным интересом стал глядеть на состязание атлетов. За обедом его спокойствие было прервано письмами еще более тревожного содержания, и он пришел в такой гнев, что стал грозить мятежникам жестокими наказаниями. Вообще же в течение восьми дней кряду он даже виду не показал, что собирается писать кому-либо или давать какое-нибудь поручение либо приказание, и, казалось, молчанием хотел заставить забыть о происходившем.
41. Наконец, частые, наполненные бранью эдикты Виндекса вывели его из бездействия; он написал письмо сенату, в котором побуждал его отмстить за себя и за государство, причем оправдывался горловою болезнью, что не может явиться лично. Ничто, однако, не обидело его в такой степени, как то, что Виндекс хулил его как плохого певца и называл не Нероном, а Агенобарбом; он объявил, что откажется от имени, полученного при усыновлении, и снова примет свое родовое имя, которым его теперь попрекают, словно ругательным; прочую же брань как незаслуженную он опровергал единственно лишь указанием, что его упрекают в незнании такого искусства, которое он столькими трудами довел до высшего совершенства, и он все время спрашивал то того, то другого, «знают ли они кого-либо, кто превосходил бы его в этом искусстве».
Однако один за другим новые вестники не давали ему успокоиться, и в великом смятении он вернулся в Рим; по дороге малозначащее предзнаменование несколько ободрило его дух: он заметил на одном памятнике скульптурное изображение галльского солдата, повергнутого и влекомого за волосы римским всадником; при виде этого изображения он пришел в радость и возблагодарил небеса. Однако и по возвращении он не обратился сам ни к сенату, ни к народу, но вызвал к себе в дом нескольких первых лиц государства и, поспешно поговорив с ними, остальную часть дня посвятил осмотру водяного орга́на нового изобретения, демонстрируя отдельные его части и рассуждая о назначении и сложности каждой, причем объявил, что «все покажет также и в театре, если то позволит ему Виндекс».
42. Но после того как он узнал, что также и Гальба отложился от него вместе с Испанией, он повалился на пол, жестоко сраженный духом, и долго лежал безгласный и почти полумертвый. Придя в себя, он растерзал на себе одежды и, бия себя в голову, заявил, что «его песня спета». Когда же его кормилица пробовала утешать его, напоминая ему, что в подобное положение попадали также и другие принцепсы, он ответил, что он, «сравнительно с прочими, подвергается еще неслыханным и неизведанным несчастиям, ибо он теряет высшую власть, еще находясь в живых». Тем не менее, он не оставил своего обычного роскошного и праздного образа жизни и ни в чем не изменил его. Мало того, — когда из провинций приходило какое-либо благоприятное известие, он не только устраивал роскошный пир, но и исполнял насмешливые и фривольные песенки на вождей мятежа, которые затем распространялись в публике, причем сопровождал их мимикой; однажды, незаметно для зрителей присутствуя на театральном представлении, он велел сказать имевшему успех актеру, что «тот злоупотребляет его, Нерона, занятиями»57.
43. С самого начала восстания он, как говорят, стал строить разные чудовищные планы, соответствующие, впрочем, его природным наклонностям: так, он собирался послать смену и убийц правителям войск и провинций, словно они тоже находились в заговоре против него и все питали одинаковые чувства, далее — убить всех изгнанников, сколько бы их где-либо ни было, а также всех находившихся в Риме галлов: первых — чтобы помешать им присоединиться к мятежникам, вторых же — как соумышленников и пособников их земляков; он собирался отдать Галлию на разграбление войскам, уничтожить на пиршестве ядом весь сенат, зажечь город и напустить на народ диких зверей, чтобы ему было тем труднее тушить пожар. Выполнить все это он, однако, не посмел, не столько повинуясь совести, сколько отчаиваясь в выполнимости своих замыслов. Считая, что необходимо выступить в поход против мятежников, он до истечения срока лишил консулов должности и единолично принял консульскую власть взамен их обоих, под тем предлогом, что покорить Галлию было будто бы предназначено только ему в качестве консула. Вступив в должность и покидая свою столовую после пиршества, опершись на плечи своих друзей, он заявил, что как только «ступит ногою в провинции, то, безоружный, предстанет взорам армий; затем он только заплачет и, вызвав раскаяние в мятежниках, на следующий день, радостный среди радостных, пропоет победную песнь, которую уже теперь ему надлежит сочинить».
44. Занявшись приготовлениями к походу, он прежде всего озаботился выбрать транспортные средства для перевозки театральных принадлежностей и остричь по-мужски тех наложниц, которых он брал с собою, а также снабдить их секирами и щитами наподобие амазонок. Затем он призвал к воинской присяге городские трибы, но так как не явилось ни одного годного к военной службе человека, то от всех зажиточных граждан он потребовал доставки известного числа рабов; при этом из каждого дома он брал только самых испытанных, не исключая даже управляющих и секретарей. Он приказал также всем сословиям отдать часть своего состояния и сверх того съемщикам частных домов или квартир в больших домах внести в фиск годовую квартирную плату. С чрезвычайной придирчивостью и суровостью он требовал монет хорошего чекана, чистого серебра и высокопробного золота, так что многие открыто отказывались делать взносы и в один голос требовали, чтобы вместо этого от доносчиков были отобраны полученные ими награды.
45. Ненависть, вызванная в народе этими мероприятиями, увеличилась еще вследствие его попыток извлечь выгоду из дороговизны хлеба. Дело в том, что как раз во время общего голода было возвещено прибытие из Александрии корабля, нагруженного песком для придворных борцов.
При всеобщей к нему ненависти ему пришлось переносить всевозможные оскорбления. На макушку его статуи навязали хохол из волос58 с греческой надписью: «Только теперь начинается настоящее состязание; пусть же, наконец, он даст его». Другой статуе на шею привесили кожаный мешок и вместе надпись: «В чем я виноват? — Но ты-то заслужил мешок»59. На колоннах делали надписи: «Своим пением он разбудил даже галлов»60. А многие, заводя по ночам притворные ссоры с рабами, часто призывали «мстителя»61.
46. Помимо всего этого, его устрашали недвусмысленные предзнаменования, посланные ему как в сновидениях, так и в гаданиях по птицам и в приметах, как прежние, так и новые. Раньше он никогда не видел снов, и только после убийства матери стало ему чудиться во сне, то будто бы он правит кораблем и у него выхватывают руль, то будто его жена Октавия тащит его в какой-то непроницаемый мрак; ему казалось, что его покрыла туча крылатых муравьев или что изображавшие различные народы статуи у театра Помпея окружают его и мешают ему пройти; ему чудилось, что его любимый конь астурийской породы62 превратился в обезьяну и лошадиной осталась только голова, издававшая громкое ржание. У Мавзолея сами собою растворились двери, и изнутри послышался голос, звавший его по имени. Первого января упали убранные украшениями лары во время самого приготовления к жертвоприношению. В то время как он совершал ауспиции, Спор поднес ему в подарок кольцо с драгоценным камнем, на котором было выгравировано похищение Прозерпины. При торжестве принесения обетов63, когда уже в большом числе собрались члены всех сословий, долго не могли найти ключей от Капитолия. Когда из его речи против Виндекса в сенате читали место о том, что преступники понесут наказание и в скором времени найдут заслуженную гибель, то все воскликнули: «Ты найдешь, Август»64. Было также замечено, что последней пьесой, в которой он пел, была «Эдип-изгнанник», заканчивавшаяся таким стихом:
θανεῖν μ’ ἄνωγε σύγγαμος, μήτηρ, πατήρ65. |
47. Между тем, пришла весть об отпадении также и прочих армий; письмо с этой вестью было подано ему во время завтрака; он разорвал его, опрокинул стол, швырнул об пол два своих любимых бокала, которые называл гомеровскими, так как на них были вычеканены сцены из гомеровских поэм; затем он взял у Локусты яд и, спрятав его в золотую баночку, удалился в Сервилиановы сады; здесь он пытался склонить к совместному бегству преторианских трибунов и центурионов, причем предварительно отправил самых верных своих вольноотпущенных в Остию для приготовления флота. Однако преторианцы частью старались уклониться, частью же открыто отказывались, а один даже воскликнул:
Ужели так ужасно умереть?66 |
Тогда ему стали приходить в голову разные мысли: не обратиться ли с мольбою к парфянам или к Гальбе, или явиться в трауре к народу и перед рострами как можно жалостливее просить прощения за прошлое, а если ему не удастся смягчить сердца, просить хотя бы согласия дать ему наместничество в Египте. Позже в его шкатулке была найдена составленная на эту тему речь; однако думают, что от выполнения этого намерения его удержал страх, как бы его не разорвали раньше, чем он доберется до форума.
Таким образом, он отложил свои предположения на следующий день. Около полуночи он был разбужен и узнал, что военный караул его покинул; тогда он вскочил с постели и послал за своими друзьями, но так как никто не дал ничего о себе знать, он с немногими спутниками сам отправился искать у них приюта; однако он нашел все двери запертыми, и никто не отозвался. Тогда он вернулся в свою спальню, уже покинутую прислугой, которая разграбила его постель и унесла также баночку с ядом; тут он потребовал к себе мирмильона Спикула или еще кого-нибудь, кто бы его умертвил; однако не нашлось никого. «Итак, нет у меня ни друзей, ни врагов!», воскликнул он и пустился бежать, будто намереваясь броситься в Тибр.
48. Однако, он снова одумался и пожелал найти какое-либо более скрытое убежище, чтобы там собраться с духом. Его вольноотпущенный Фаонт предложил ему свое подгородное имение, находившееся между Салариевой и Номентанской дорогой, в расстоянии около четырех миль от города. Нерон, как был, босой и в одной тунике, набросил поверх выцветший плащ, покрыв голову и держа перед лицом носовой платок, вскочил на коня, в сопровождении всего четырех человек, среди которых находился и Спор. На него тут же навело страх землетрясение и удар молнии, сверкнувшей ему в глаза; из ближнего лагеря он услышал клики солдат, призывавших на него погибель, а Гальбе — успех; один из попавшихся ему навстречу путников сказал: «Это гонятся за Нероном», а другой спросил: «Что нового слышно в городе о Нероне?» Однако лошадь, почуяв запах лежавшего на дороге трупа, шарахнулась в сторону, и лицо Нерона открылось; проходивший тут отставной преторианец узнал его и отдал ему честь. Доехав до поворота, он пустил лошадей и между кустов терновника, по тропинке через заросль тростника, с трудом и подстилая под ноги одежду, добрался до задней стены виллы. Здесь тот же Фаонт уговаривал его залезть пока в яму, из которой брали песок, но он отказался живым идти под землю; ему пришлось немного подождать, пока его спутники устраивали ему незаметный проход в виллу; тут, желая напиться, он зачерпнул рукой из лужи воды и сказал: «Вот прохладительный напиток Нерона!» Затем, в разодранном от терний плаще, он пополз среди кустарников и на четвереньках пролез сквозь пробитую в стене дыру и попал в ближайшую каморку, где улегся на постель с плохоньким матрацем и старым плащом вместо одеяла. Тем временем он снова почувствовал жажду, а также голод. От предложенного ему грубого хлеба он, правда, отказался, но выпил теплой воды.
49. Все окружающие настаивали, чтобы он как можно скорее избавил себя от ожидающего его позора, и он приказал в своем присутствии вырыть могилу по мерке его тела и вместе с тем собрать, где найдутся куски мрамора, а также принести воды и дров, которые вскоре понадобятся для его трупа. При этом всякий раз он всхлипывал и то и дело повторял: «Какой великий артист погибает!»
Тем временем посланный Фаонтом гонец доставил письмо. Нерон схватил его и прочел, что сенат объявил его врагом, и что его разыскивают, чтобы предать казни по обычаю предков. Он спросил, что это за способ казни. Узнав, что человека раздевают донага и, вставив его шею в вилы, забивают его до смерти, он пришел в ужас и схватил два кинжала, привезенные с собою. Пощупав острия обоих, он, однако, снова спрятал их, заявив, что «роковой час его еще не пришел». Он то обращался к Спору с увещанием, чтобы тот начал плач и рыдание, то просил, чтобы кто-либо примером помог ему лишить себя жизни. Иногда он бранил собственную свою трусость такими словами: «Живу безобразно, позорно, — οὐ πρέπει Νέρωνι, οὐ πρέπει — νήφειν δεῖ ἐν τοῖς τοιούτοις — ἄγε ἔγειρε σεαυτόν»67.
Но уже приближались всадники, которым было приказано захватить его живым. Когда он понял это, то с трепетом произнес:
ἵππων μ’[ε] ὠκυπόδων ἀμφὶ κτύπος οὔατα βάλλει68 |
и вонзил себе в горло кинжал с помощью Эпафродита, начальника своей канцелярии по прошениям. Он еще дышал, когда в комнату ворвался центурион и приложил плащ к его ране, делая вид, будто явился к нему на помощь. Нерон сказал ему только: «Поздно», и прибавил: «Вот это верность!» С этими словами он скончался; глаза у него выкатились и уставились так страшно, что на зрителей напал ужас и трепет. Перед смертью он просил своих спутников всего больше о том, чтобы они не позволили кому-либо отрубить ему голову, но чтобы его тело сожгли непременно неповрежденным. Это разрешил вольноотпущенник Гальбы, Ицел, недавно выпущенный из тюрьмы, куда его посадили в начале восстания.
50. На погребение его было истрачено двести тысяч сестерциев. Для похорон взяли белые, затканные золотом покровы, которыми он пользовался 1 января. Кормилицы Эглога и Александрия вместе с его наложницею Акте погребли его прах в родовой гробнице Домициев; она стоит на вершине Садового холма69 и видна с Марсова поля. В этой гробнице находится урна с его прахом из пурпурно-красного мрамора, а над нею — алтарь из лунского мрамора и кругом ограда из фасосского камня.
51. Нерон был приблизительно среднего роста; тело его было покрыто пятнами и издавало противный запах; волосы были рыжеватые, лицо скорее красивое, чем приятное; глаза он имел серо-голубые и близорукие, шею толстую, живот выпяченный, очень тонкие ноги. Здоровье его было превосходно: в самом деле, при всей его роскоши и невоздержанности, он в течение четырнадцати лет был болен всего лишь три раза, причем продолжал пить вино и вести свой обычный образ жизни. В уходе за собою и манере одеваться он совершенно пренебрегал приличиями; волосы всегда носил заплетенными в косички, а во время своего путешествия по Ахайе даже распускал сзади по плечам; он большей частью показывался в публичных местах одетый в халат, с повязанным вокруг шеи носовым платком, без пояса и без обуви.
52. Еще в отрочестве он пробовал свои силы почти во всех свободных науках. От занятий философией его отклонила мать, убедившая его в том, что они не подобают тому, кому предстоит быть императором. От занятий древними ораторами его отклонил его наставник Сенека, чтобы тем дольше сохранить восхищение, возбуждаемое его собственным ораторским талантом. Поэтому, имея склонность к поэтическим опытам, он охотно и без труда слагал стихи и, вопреки мнению некоторых, вовсе не выдавал чужих произведений за свои собственные. В мои руки попали его письменные дощечки и тетради, содержащие некоторые из его известнейших стихов, написанных им собственноручно, откуда ясно видно, что они не заимствованы и не написаны под диктовку, но что пером его руководили собственная мысль и творчество. Многое в них зачеркнуто и вписано в строки и над строками. Имел он также большое пристрастие к живописи и ваянию.
53. Однако всего более увлекали его проявления народного расположения, и он питал чувство ревности ко всем, кто каким-либо образом умел владеть сердцами толпы. Прошел слух, что после получения им театральных венков он в следующую же Олимпиаду собирался выступить на Олимпийских играх в состязании атлетов. Действительно, он прилежно упражнялся в борьбе и повсюду в Греции смотрел атлетические состязания не иначе, как сидя на земле в стадионе по примеру судей-распорядителей; когда же какая-либо пара борцов слишком выходила за черту, он собственноручно загонял ее на середину. Считая себя уже равным Аполлону в пении и богу солнца в искусстве возницы, он решил подражать также подвигам Геркулеса; как говорят, был уже приготовлен лев, которого Нерон, раздевшись донага, должен был убить в амфитеатре перед зрителями либо дубиной, либо просто удавив руками.
54. Незадолго перед своим концом он открыто принес обет, что в случае если власть его останется непоколебимой, то на играх в ознаменование своей победы он выступит как исполнитель музыкальных пьес на водяном органе, флейте и волынке, а в заключение — как актер, причем в пляске изобразит Виргилиева «Турна». Некоторые рассказывают также, что он приказал убить актера Парида, видя в нем опасного себе соперника.
55. В нем была жажда вечной и непреходящей славы, но выражалась она как-то нелепо. Поэтому он отменял прежние названия многих предметов и мест и давал им новые по своему собственному имени; так, месяц апрель он назвал неронием, а Рим собирался переименовать в Нерополь.
56. К религии Нерон всегда относился с презрением, за исключением одной лишь Сирийской Богини. Впрочем, вскоре он стал презирать также и ее, и притом настолько, что осквернял ее изображение собственной мочой; причиной этому было его обращение к другому объекту суеверия, единственному, которому он оставался верен до конца. В самом деле, какой-то неизвестный плебей подарил ему маленькое скульптурное изображение девушки, которое якобы могло защитить его от тайных козней. Когда вскоре после этого был открыт заговор, он стал почитать его как высшее божество и неизменно каждый день трижды совершал ему жертвоприношение; он хотел также вселить в людей убеждение, будто по его внушению он может узнавать будущее. За несколько месяцев до своей гибели он обратился также к гаданию по внутренностям животных, однако ни разу не получил благоприятных предзнаменований.
57. Нерон умер на тридцать втором году жизни, в тот самый день, в который он некогда умертвил свою жену Октавию. Его смерть вызвала в обществе такую радость, что по всему городу люди бегали с войлочными шляпами на головах в знак освобождения от рабства. Тем не менее, было немало и таких, которые еще долго спустя весною и летом украшали его гробницу цветами; на рострах выставляли также его изображения в ширококаемчатой тоге или его эдикты, словно он был жив и словно ожидалось скорое его возвращение на погибель врагам. А парфянский царь Вологез, прислав в сенат послов для возобновления союза, в особенности просил о том, чтобы память о Нероне сохранялась в почете. Когда же, спустя двадцать лет, в пору моей юности, появился какой-то неизвестный, выдававший себя за Нерона, то это имя встретило у парфян такой живой отклик, что самозванец получил от них сильную поддержку, и лишь с трудом удалось добиться его выдачи.
ПРИМЕЧАНИЯ
Далее Светоний ошибочно приписывает Гнею Домицию победу над аллоброгами, одержанную в 122 г. его отцом, тоже Гнеем.