Жизнеописание двенадцати цезарей

БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕСПАСИАН

Текст приводится по изданию: Гай Светоний Транквилл. Жизнеописание двенадцати цезарей. Москва—Ленинград: Academia, 1933.
Перевод Д. П. Кончаловского под общей редакцией А. М. Малецкого.

1. Импе­ра­тор­скую власть, дол­гое вре­мя быв­шую неустой­чи­вой вслед­ст­вие меж­до­усо­бий трех прин­цеп­сов и их гибе­ли и как бы кло­ня­щей­ся то туда, то сюда, взял, нако­нец, в свои руки и сно­ва утвер­дил род Фла­ви­ев. Род этот был незнат­ный и зна­ме­ни­тых пред­ков не имел, одна­ко государ­ству жалеть об этом не при­шлось, даром, что Доми­ци­ан, как извест­но, за свою алч­ность и жесто­кость понес заслу­жен­ную кару.

Тит Фла­вий Пет­рон, граж­да­нин муни­ци­пия Реа­те1, во вре­мя граж­дан­ской вой­ны слу­жил в армии Пом­пея цен­ту­ри­о­ном, или, может быть, доб­ро­воль­цем. Он спас­ся бег­ст­вом из Фар­саль­ско­го сра­же­ния и вер­нул­ся домой; ему уда­лось полу­чить про­ще­ние и отстав­ку, и он занял долж­ность по взыс­ка­нию денег на аук­ци­о­нах. Его сын, по про­зви­щу Сабин, в армии не слу­жил (впро­чем, неко­то­рые утвер­жда­ют, буд­то он был при­ми­пи­ляр­ный цен­ту­ри­он, а дру­гие — буд­то он был про­стым цен­ту­ри­о­ном и по болез­ни полу­чил отстав­ку) и был сбор­щи­ком 212-про­цент­ной пошли­ны в Азии. Сохра­ни­лись его бюсты, постав­лен­ные ему город­ски­ми общи­на­ми, с над­пи­сью: «Чест­но­му сбор­щи­ку». Поз­же он зани­мал­ся денеж­ны­ми спе­ку­ля­ци­я­ми в зем­ле гель­ве­тов2, где и кон­чил свою жизнь, оста­вив после себя жену, Вес­па­сию Пол­лу, и от нее двух сыно­вей; стар­ший из них, Сабин, достиг долж­но­сти город­ско­го пре­фек­та, а млад­ший — вла­сти прин­цеп­са. Пол­ла про­ис­хо­ди­ла из Нур­сии, из порядоч­ной семьи; ее отцом был Вес­па­сий Пол­ли­он, три­жды зани­мав­ший долж­ность воен­но­го три­бу­на, быв­ший так­же пре­фек­том лаге­ря; брат ее был сена­то­ром пре­тор­ско­го ран­га. У шести­миль­но­го кам­ня на доро­ге из Нур­сии в Спо­ле­то есть место на вер­шине горы, назы­вае­мое Вес­па­сий; здесь сто­ит мно­го над­гроб­ных памят­ни­ков Вес­па­си­ев — несо­мнен­ное свиде­тель­ство блес­ка и древ­но­сти их рода. Дол­жен ска­зать, что, по сло­вам неко­то­рых, отец Пет­ро­на про­ис­хо­дил из обла­сти по ту сто­ро­ну По и был под­ряд­чи­ком арте­лей рабо­чих, кото­рые еже­год­но при­хо­дят из Умбрии в Саби­ну на сель­ские работы; затем он буд­то бы посе­лил­ся в горо­де Реа­те и там же женил­ся. Несмот­ря на мои тща­тель­ные изыс­ка­ния, сам я на этот счет не нашел ника­ких ука­за­ний.

2. Вес­па­си­ан родил­ся в Сабине по ту сто­ро­ну Реа­те, в неболь­шом селе­нии, по име­ни Фала­кри­ны, вече­ром 17 нояб­ря, в кон­суль­ство Квин­та Суль­пи­ция Каме­ри­на и Гая Поппея Саби­на, за пять лет до смер­ти Авгу­ста3; он был вос­пи­тан сво­ей баб­кой с отцов­ской сто­ро­ны, Тер­тул­лой, в име­нии близ Козы. Поэто­му, и став прин­цеп­сом, он любил посе­щать место, где про­вел дет­ство, и оста­вил вил­лу в ее преж­нем виде, чтобы ничто не изме­ни­лось, к чему при­вык глаз; а память баб­ки он чтил до такой сте­пе­ни, что в тор­же­ст­вен­ные дни пил обя­за­тель­но из ее малень­ко­го сереб­ря­но­го куб­ка.

Став совер­шен­но­лет­ним, он дол­го укло­нял­ся от сена­тор­ско­го зва­ния, невзи­рая на то, что его стар­ший брат тако­во­го достиг; и толь­ко мате­ри уда­лось побудить его доби­вать­ся это­го зва­ния. Она достиг­ла это­го ско­рее упре­ка­ми, неже­ли прось­ба­ми или сво­ей авто­ри­тет­но­стью, ибо часто назы­ва­ла его в насмеш­ку при­служ­ни­ком сво­его бра­та.

Воен­ным три­бу­ном он слу­жил во Фра­кии; кве­сто­ром по жре­бию полу­чил про­вин­ци­ей Крит и Кире­ну; долж­но­сти эди­ла он добил­ся не сра­зу и полу­чил ее едва шестым, по поряд­ку избран­ных, тогда как пре­ту­ра доста­лась ему при пер­вом же иска­тель­стве, и он был избран одним из пер­вых кан­дида­тов. В каче­стве пре­то­ра он вся­че­ски ста­рал­ся рас­по­ло­жить к себе Гая Кали­гу­лу, враж­деб­но настро­ен­но­го про­тив сена­та: он потре­бо­вал, чтобы его победа в Гер­ма­нии была отпразд­но­ва­на вне­оче­ред­ны­ми игра­ми, и пред­ло­жил, чтобы нака­за­ние заго­вор­щи­кам было уси­ле­но запре­ще­ни­ем хоро­нить их тела. Он при­нес ему так­же бла­го­дар­ность в заседа­нии сена­та за то, что тот удо­сто­ил его при­гла­ше­ния к сво­е­му сто­лу.

3. В это вре­мя Вес­па­си­ан взял себе в жены Фла­вию Доми­тил­лу, быв­шую любов­ни­цу рим­ско­го всад­ни­ка Ста­ти­лия Капел­лы, из афри­кан­ско­го горо­да Сабра­ты; она была толь­ко латин­ская граж­дан­ка, но затем суд реку­пе­ра­то­ров при­знал ее сво­бо­до­рож­ден­ной и рим­ской граж­дан­кой, ибо ферен­ти­нец Фла­вий Либе­рал, быв­ший, прав­да, толь­ко квес­тор­ским пис­цом, объ­явил себя ее отцом. От нее Вес­па­си­ан имел детей: Тита, Доми­ци­а­на и Доми­тил­лу. Свою жену и дочь он пере­жил, ту и дру­гую, еще будучи част­ным чело­ве­ком. После смер­ти жены он сно­ва сошел­ся с сво­ей быв­шей любов­ни­цей Ценидой, воль­ноот­пу­щен­ни­цей и сек­ре­тар­шей Анто­нии; он оста­вал­ся в сожи­тель­стве с нею так­же и став импе­ра­то­ром, при­чем дер­жал ее почти на поло­же­нии насто­я­щей супру­ги.

4. При Клав­дии он по мило­сти Нар­цис­са был назна­чен лега­том леги­о­на в Гер­ма­нию. Будучи пере­веден оттуда в Бри­тан­нию, он три­жды всту­пал в сра­же­ние с непри­я­те­лем. Он при­вел к покор­но­сти два весь­ма могу­ще­ст­вен­ных пле­ме­ни, свы­ше два­дца­ти горо­дов и бли­жай­ший к Бри­тан­нии ост­ров Век­ту. Все это он совер­шил частью под вер­хов­ным коман­до­ва­ни­ем кон­су­ляр­но­го лега­та Авла Плав­тия, частью же само­го Клав­дия. В награ­ду за это он полу­чил три­ум­фаль­ные укра­ше­ния и, один за дру­гим, два жре­че­ских сана, кро­ме того долж­ность кон­су­ла, кото­рую отправ­лял в тече­ние двух послед­них меся­цев года. Про­ме­жу­ток вре­ме­ни до сво­его про­кон­суль­ства он про­вел вда­ли от дел и в уда­ле­нии, ибо боял­ся Агрип­пи­ны, тогда еще имев­шей силь­ное вли­я­ние на сво­его сына и нена­видев­шей дру­зей уже умер­ше­го Нар­цис­са.

Затем он полу­чил по жре­бию в каче­стве про­вин­ции Афри­ку и управ­лял ею без­уко­риз­нен­но, чем снис­кал себе глу­бо­кое ува­же­ние, хотя один раз во вре­мя бес­по­ряд­ков в Гад­ру­ме­те из тол­пы бро­са­ли в него репой. Досто­вер­но извест­но, что из про­вин­ции он вер­нул­ся, не обо­га­тив себя, и, так как его кредит пошат­нул­ся, ему при­шлось зало­жить все свои име­ния бра­ту, и по необ­хо­ди­мо­сти, чтобы жить сооб­раз­но сво­е­му ран­гу, он дошел до того, что стал тор­го­вать мула­ми; поэто­му в наро­де ему дали про­зви­ще «погон­щик мулов». Как гово­рят, его ули­чи­ли в том, что он вынудил две­сти тысяч сестер­ци­ев у одно­го моло­до­го чело­ве­ка, кото­ро­му, вопре­ки жела­нию его отца, выхло­потал зва­ние сена­то­ра, за что полу­чил суро­вый выго­вор.

Он сопро­вож­дал Неро­на в его поезд­ке по Ахайе; здесь он навлек на себя весь­ма силь­ное неудо­воль­ст­вие тем, что во вре­мя его пения он либо то и дело выхо­дил, либо тут же задре­мы­вал; он не толь­ко был исклю­чен из сви­ты, но и лишен досту­па ко дво­ру, и уда­лил­ся в малень­кий глу­хой горо­док; здесь он и жил укром­но, опа­са­ясь даже за свою жизнь, пока совер­шен­но неожи­дан­но ему не была пред­ло­же­на про­вин­ция и коман­до­ва­ние арми­ей.

По все­му Восто­ку упор­но дер­жа­лось убеж­де­ние, что по веле­нию судь­бы око­ло это­го вре­ме­ни выход­цы из Иудеи долж­ны овла­деть вла­стью во всем мире. Как ока­за­лось потом, это пред­ска­за­ние име­ло в виду рим­ско­го импе­ра­то­ра, но иудеи отнес­ли его к себе и под­ня­ли вос­ста­ние; они уби­ли сво­его намест­ни­ка и, кро­ме того, раз­би­ли лега­та Сирии, явив­ше­го­ся с вой­ска­ми на помощь, при­чем отня­ли у него орла. Для подав­ле­ния это­го вос­ста­ния нужен был пол­ко­во­дец дея­тель­ный, с более зна­чи­тель­ным вой­ском, в то же вре­мя такой, кото­ро­му мож­но было без опа­се­ний пору­чить коман­до­ва­ние. Выбор пал, пре­иму­ще­ст­вен­но перед дру­ги­ми, на Вес­па­си­а­на, как на коман­ди­ра испы­тан­ной энер­гии и в то же вре­мя чело­ве­ка совер­шен­но не опас­но­го по при­чине его незнат­но­го про­ис­хож­де­ния и негром­ко­го име­ни. К вой­скам про­вин­ции он при­ба­вил два леги­о­на, восемь эскад­ро­нов, десять когорт, а в чис­ло лега­тов взял стар­ше­го сына. Как толь­ко он при­был к месту назна­че­ния, он обра­тил на себя так­же взо­ры сосед­них про­вин­ций, так как тот­час под­нял дис­ци­пли­ну войск, а в пер­вых же бит­вах сра­жал­ся столь рев­ност­но, что при оса­де зам­ка полу­чил удар кам­нем в коле­но, а в щит его вон­зи­лось несколь­ко стрел.

5. Про­ис­хо­див­шая после Неро­на и Галь­бы борь­ба меж­ду Ото­ном и Вител­ли­ем пода­ла ему надеж­ду на дости­же­ние вла­сти, — надеж­ду, кото­рая заро­ди­лась в нем уже дав­но на осно­ва­нии сле­дую­щих пред­зна­ме­но­ва­ний.

В под­го­род­ном име­нии Фла­ви­ев был ста­рый дуб, посвя­щен­ный Мар­су; при каж­дом из трех раз­ре­ше­ний Вес­па­сии от бре­ме­ни у него вне­зап­но вырас­та­ла от ство­ла ветвь, без сомне­ния пред­ве­щав­шая судь­бу каж­до­го ново­рож­ден­но­го: пер­вая ветвь была тон­ка и быст­ро засох­ла, и в соот­вет­ст­вии с этим так­же и родив­ша­я­ся девоч­ка не выжи­ла и года; вто­рая ветвь вышла мощ­ная и рас­киди­стая, пред­ве­щав­шая боль­шое сча­стье; третья же была подоб­на цело­му дере­ву. Поэто­му, как гово­рят, отец Вес­па­си­а­на, Сабин, полу­чив­ший под­твер­жде­ние зна­ме­ния так­же гада­ни­ем по внут­рен­но­стям жерт­вы, объ­явил сво­ей мате­ри, что у нее родил­ся внук, буду­щий Цезарь. Она же в ответ на это толь­ко рас­сме­я­лась и выра­зи­ла удив­ле­ние, что «она еще в сво­ем уме, а сын ее уж пому­тил­ся».

Поз­же, когда Вес­па­си­ан был эди­лом, Гай Цезарь, раз­гне­вав­шись на его нера­де­ние о чисто­те улиц, при­ка­зал сол­да­там нало­жить гря­зи в пазу­ху его тоги; тогда нашлись люди, кото­рые истол­ко­ва­ли это так, что настанет вре­мя, когда государ­ство, попи­рае­мое и оси­ро­те­лое вслед­ст­вие граж­дан­ской сму­ты, попа­дет, в кон­це кон­цов, под его попе­че­ние и как бы в некое спо­кой­ное лоно.

Одна­жды, когда он зав­тра­кал, чья-то чужая соба­ка вта­щи­ла с ули­цы чело­ве­че­скую руку4 и бро­си­ла ее под стол. Дру­гой раз, когда он обедал, бык от плу­га, сбро­сив ярмо, ворвал­ся в сто­ло­вую, разо­гнал при­слу­гу и, слов­но вне­зап­но осла­бев, упал к ногам Вес­па­си­а­на, воз­ле­жав­ше­го за сто­лом, и скло­нил перед ним выю. На дедов­ском его поле кипа­ри­со­вое дере­во при тихой пого­де было вырва­но с кор­нем и пова­ли­лось, а на сле­дую­щий день сно­ва ока­за­лось сто­я­щим более цве­ту­щим и креп­ким, чем было преж­де.

Нахо­дясь в Ахайе, он увидел во сне, что сча­стье его и его близ­ких нач­нет­ся, коль ско­ро Неро­ну вырвут зуб; слу­чи­лось так, что на сле­дую­щий день в атрий вошел врач и пока­зал ему толь­ко что вырван­ный им зуб.

Когда в Иудее он вопро­шал ора­кул бога Кар­ме­ла5, он полу­чил утвер­ди­тель­ные отве­ты, что, что бы он ни замыш­лял и как бы ни были вели­ки его жела­ния, все долж­но испол­нить­ся; а один из знат­ных плен­ни­ков, Иосиф, заклю­чен­ный в око­вы, настой­чи­во утвер­ждал, что вско­ре он будет осво­бож­ден тем же Вес­па­си­а­ном, но уже импе­ра­то­ром. Так­же из Рима сооб­ща­ли о пред­ска­за­ни­ях: в послед­ние дни Неро­ну во сне было ука­за­ние, чтобы он пере­вез колес­ни­цу Юпи­те­ра Луч­ше­го и Вели­чай­ше­го из свя­ти­ли­ща в дом Вес­па­си­а­на, а оттуда в цирк. Несколь­ко поз­же, когда Галь­ба вхо­дил в коми­ции для вступ­ле­ния во вто­рич­ное кон­суль­ство, ста­туя Боже­ст­вен­но­го Юлия сама собою повер­ну­лась к восто­ку. При Бет­ри­а­ке, рань­ше чем нача­лась бит­ва, два орла на гла­зах у всех бро­си­лись друг на дру­га, и когда один из них победил, то с восто­ка появил­ся тре­тий и про­гнал победи­те­ля.

6. Несмот­ря на все эти пред­зна­ме­но­ва­ния, Вес­па­си­ан, хотя его сол­да­ты пока­зы­ва­ли боль­шую готов­ность и побуж­да­ли его, высту­пил толь­ко после того, как его при­нуди­ло к это­му слу­чай­но про­явив­ше­е­ся рас­по­ло­же­ние к нему со сто­ро­ны незна­ко­мых и дале­ких от него отрядов.

От каж­до­го из трех леги­о­нов сто­яв­ше­го в Мезии вой­ска было посла­но по две тыся­чи сол­дат на помощь Ото­ну; хотя, высту­пив в поход, они полу­чи­ли изве­стие, что Отон побеж­ден и покон­чил с собою, — тем не менее, слов­но не очень веря слу­ху, они дошли до Акви­леи. Здесь поль­зу­ясь слу­ча­ем и ослаб­ле­ни­ем дис­ци­пли­ны, они пре­да­лись вся­ко­го рода гра­бе­жам, а затем ста­ли боять­ся, как бы по воз­вра­ще­нии им не при­шлось отве­чать и под­верг­нуть­ся нака­за­нию; поэто­му они ста­ли сове­щать­ся о выбо­ре и про­воз­гла­ше­нии ново­го импе­ра­то­ра. Они счи­та­ли, что они не хуже испан­ско­го вой­ска с его Галь­бой или пре­то­ри­ан­цев с их Ото­ном или гер­ман­ско­го с его Вител­ли­ем. Тут ста­ли назы­вать име­на лега­тов-кон­су­ля­ров, сколь­ко и где их в то вре­мя было, при­чем отвер­га­ли их, одних по одним, дру­гих по дру­гим при­чи­нам. Неко­то­рые сол­да­ты третье­го леги­о­на, в кон­це прав­ле­ния Неро­на пере­ме­щен­но­го из Сирии в Мезию, ста­ли пре­воз­но­сить Вес­па­си­а­на похва­ла­ми. Тогда все сошлись на нем и тут же напи­са­ли его имя на всех зна­ме­нах. Прав­да, в то вре­мя дело это заглох­ло, ибо когор­ты были посте­пен­но при­веде­ны к пови­но­ве­нию. Одна­ко о слу­чив­шем­ся рас­про­стра­нил­ся слух, и пре­фект Егип­та, Тибе­рий Алек­сандр, 1 июля пер­вый при­вел к при­ся­ге Вес­па­си­а­ну свои леги­о­ны. Впо­след­ст­вии этот день стал соблюдать­ся как пер­вый день его прин­ци­па­та. Затем, 11 июля, ему лич­но при­нес­ло при­ся­гу так­же вой­ско в Иудее.

Пред­при­я­тию Вес­па­си­а­на все­го боль­ше содей­ст­во­ва­ло ходив­шее по рукам пись­мо к Вес­па­си­а­ну покой­но­го Ото­на, — неиз­вест­но, под­лин­ное или под­лож­ное, — кото­рый перед смер­тью закли­нал его отмстить за него и пору­чал государ­ство его заботам. Помог так­же рас­про­стра­нив­ший­ся в то же вре­мя слух, буд­то Вител­лий, в слу­чае победы, наме­рен про­из­ве­сти пере­ме­ще­ния в зим­них сто­ян­ках войск и гер­ман­ские леги­о­ны пере­ве­сти на Восток, где служ­ба без­опас­нее и лег­че; нако­нец, помог­ли ему один из пра­ви­те­лей про­вин­ций Лици­ний Муци­ан, и один из царей, пар­фя­нин Воло­гез: пер­вый — тем, что пре­кра­тил враж­ду, кото­рую он откры­то питал к нему в то вре­мя из зави­сти, и пред­ло­жил помощь сирий­ско­го вой­ска, вто­рой же — тем, что пред­ло­жил ему сорок тысяч стрел­ков.

7. Итак, граж­дан­ская вой­на нача­лась. Вес­па­си­ан послал в Ита­лию вой­ска и пол­ко­вод­цев, а сам, меж­ду тем, отпра­вил­ся в Алек­сан­дрию, чтобы завла­деть этим клю­чом к Егип­ту. Здесь, пред­ва­ри­тель­но уда­лив всех, он один вошел в храм Сера­пи­са, чтобы полу­чить зна­ме­ние о проч­но­сти сво­ей вла­сти; после того как, дол­го помо­лив­шись богу об ока­за­нии ему мило­сти, он, нако­нец, обер­нул­ся, его взо­рам пред­стал его воль­ноот­пу­щен­ник Бази­лид, при­но­ся­щий, соглас­но тамош­не­му обы­чаю, свя­щен­ные вет­ви, вен­ки и жерт­вен­ные пиро­ги; а меж­ду тем, было извест­но, что Бази­лида никто в храм не впус­кал, да и дав­но уже вслед­ст­вие нерв­ной болез­ни он не мог ходить и нахо­дил­ся в отсут­ст­вии в дале­ком рас­сто­я­нии отсюда. И тот­час было полу­че­но пись­мо, изве­щаю­щее о пора­же­нии войск Вител­лия у Кре­мо­ны и о гибе­ли его само­го в Риме.

Вес­па­си­а­ну недо­ста­ва­ло авто­ри­те­та и как бы неко­е­го вели­чия по при­чине неожи­дан­но­сти и новиз­ны его вла­сти. Одна­ко недо­стаю­щее он полу­чил. Когда он сидел перед три­бу­на­лом, то два про­сто­люди­на, один сле­пой, дру­гой с боль­ной ногой, обра­ти­лись к нему, про­ся его исце­лить их болез­ни, как это было ука­за­но им во сне Сера­пи­сом: зре­ние он вернет, плю­нув в гла­за, а ногу выле­чит, если собла­го­во­лит кос­нуть­ся ее сво­ей пятой. Хотя он и не пове­рил, что дело хоть сколь­ко-нибудь может удать­ся, и пото­му не решил­ся даже попы­тать­ся, одна­ко, в кон­це кон­цов, усту­пая насто­я­ни­ям дру­зей, он на гла­зах тол­пы попро­бо­вал то и дру­гое, и исце­ле­ние уда­лось. В то же вре­мя в Тегее, в Арка­дии, по вну­ше­нию про­ри­ца­те­лей в свя­щен­ном месте были выко­па­ны сосуды ста­рин­ной работы, и на них ока­за­лось изо­бра­же­ние чело­ве­ка, похо­же­го на Вес­па­си­а­на.

8. Таков был Вес­па­си­ан и тако­ва была его сла­ва, когда он вер­нул­ся в Рим. Он отпразд­но­вал три­ум­фом победу над иуде­я­ми; затем, сверх пер­во­го сво­его кон­суль­ства, он был кон­су­лом еще восемь раз; он обле­кал себя так­же и вла­стью цен­зо­ра и в тече­ние все­го сво­его прав­ле­ния ни к чему не отно­сил­ся с таким рве­ни­ем, как к тому, чтобы в первую оче­редь под­нять на ноги почти повер­жен­ное и рас­ша­тан­ное государ­ство, а затем и вер­нуть ему блеск.

Сол­да­ты, одни воз­гор­див­шись победой, дру­гие озлоб­лен­ные сво­им бес­че­сти­ем, дошли до послед­не­го пре­де­ла раз­нуздан­но­сти и наг­ло­сти; но и в среде про­вин­ций, авто­ном­ных общин импе­рии, а так­же неко­то­рых вас­саль­ных царств про­ис­хо­ди­ли доволь­но серь­ез­ные вол­не­ния. Ввиду это­го Вес­па­си­ан боль­шую часть сол­дат Вител­лия уво­лил в отстав­ку и при­вел к под­чи­не­нию, сол­да­там же победи­те­лям не толь­ко не дал ника­ких чрез­вы­чай­ных наград, но и закон­ные их тре­бо­ва­ния удо­вле­тво­рил с зна­чи­тель­ным опозда­ни­ем. Он ста­рал­ся не упус­кать слу­чая под­нять дис­ци­пли­ну: так, одно­му юно­ше, кото­рый, бла­го­ухая духа­ми, явил­ся бла­го­да­рить его за пожа­ло­ван­ную ему команд­ную долж­ность, он уже самой мане­рой обра­ще­ния пока­зал свое пре­зре­ние, да еще сде­лал ему суро­вое заме­ча­ние, ска­зав: «Я пред­по­чел бы, чтобы от тебя воня­ло чес­но­ком», а назна­че­ние его на долж­ность взял обрат­но. Мор­ские сол­да­ты, кото­рые от Остии и Путе­ол пооче­ред­но ходят пеш­ком в Рим, про­си­ли его вве­сти им выпла­ту денег на обувь6; он оста­вил их прось­бу без отве­та и, не доволь­ст­ву­ясь этим, при­ка­зал бегать боси­ком, что они с тех пор и дела­ют.

Ахайя, Ликия, Родос, Визан­тия, Самос лиши­лись сво­ей сво­бо­ды, а гор­ная Кили­кия и Ком­ма­ге­на, до тех пор быв­шие цар­ства­ми, были пре­вра­ще­ны в про­вин­ции. В Кап­па­до­кии, по при­чине посто­ян­ных набе­гов вар­ва­ров, Вес­па­си­ан уве­ли­чил коли­че­ство леги­о­нов и опре­де­лил, чтобы ею управ­лял не рим­ский всад­ник, но быв­ший кон­сул.

Вслед­ст­вие преж­них пожа­ров и раз­ру­ше­ний домов внеш­ний вид Рима стал совер­шен­но обез­обра­жен. Вес­па­си­ан раз­ре­шил всем желаю­щим зани­мать и застра­и­вать пустые участ­ки, если их насто­я­щие вла­дель­цы мед­ли­ли сде­лать это. Он при­сту­пил к рестав­ра­ции Капи­то­лия и лич­но при­нял уча­стие в убор­ке мусо­ра, вынес­ши вон неко­то­рое коли­че­ство мусо­ра на соб­ст­вен­ной спине. Он пред­при­нял вос­ста­нов­ле­ние трех тысяч брон­зо­вых плит с над­пи­ся­ми, уни­что­жен­ных огнем, и для этой цели ото­всюду ста­рал­ся достать их копии; это были пре­крас­ней­шие и древ­ней­шие государ­ст­вен­ные доку­мен­ты, в том чис­ле суще­ст­во­вав­шие почти от осно­ва­ния горо­да реше­ния сена­та и поста­нов­ле­ния народ­но­го собра­ния о сою­зах, дого­во­рах и при­ви­ле­ги­ях, даро­ван­ных кому бы то ни было. 9. Он постро­ил так­же и новые зда­ния: храм Мира рядом с фору­мом, храм Боже­ст­вен­но­го Клав­дия на Целий­ском хол­ме, нача­тый было Агрип­пи­ной, но почти до осно­ва­ния раз­ру­шен­ный Неро­ном, а так­же амфи­те­атр в цен­тре горо­да, кото­рый, по его сведе­ни­ям, про­ек­ти­ро­вал Август.

Ряды выс­ших сосло­вий пореде­ли вслед­ст­вие насиль­ст­вен­ной гибе­ли мно­гих их чле­нов и засо­ри­лись вслед­ст­вие дав­ниш­не­го небре­же­ния о их достой­ном соста­ве. Пере­смот­ром спис­ков сена­та и всад­ни­че­ско­го сосло­вия Вес­па­си­ан очи­стил их и попол­нил, при­чем лица недо­стой­ные были уда­ле­ны, а самые порядоч­ные эле­мен­ты из ита­ли­ков и про­вин­ци­а­лов были при­ня­ты в их чис­ло. А дабы пока­зать, что каж­дое из обо­их сосло­вий отли­ча­ет­ся от дру­го­го не столь­ко сте­пе­нью при­су­щей ему сво­бо­ды, сколь­ко досто­ин­ст­вом, он по пово­ду одно­го рез­ко­го спо­ра меж­ду сена­то­ром и рим­ским всад­ни­ком вынес такую резо­лю­цию: «Бра­нить сена­то­ра не раз­ре­ша­ет­ся, но отве­тить бра­нью на его брань есть закон­ное пра­во граж­да­ни­на».

10. Чис­ло судеб­ных тяжб повсюду воз­рос­ло чрез­вы­чай­но, ибо ста­рые тяж­бы еще оста­ва­лись нере­шен­ны­ми за пере­ры­вом в судо­про­из­вод­стве, а к ним в свя­зи со смут­ным вре­ме­нем при­бав­ля­лись еще новые. Вес­па­си­ан выбрал по жре­бию людей, кото­рые вос­ста­но­ви­ли бы вла­дель­цам похи­щен­ное у них во вре­мя вой­ны, а дела, под­ле­жа­щие ком­пе­тен­ции цен­тум­ви­ров7, раз­бо­ра кото­рых тяжу­щи­е­ся, по-види­мо­му, вряд ли дожда­лись бы при сво­ей жиз­ни, реши­ли бы в чрез­вы­чай­ном поряд­ке, сведя их к воз­мож­но мень­ше­му чис­лу.

11. Рас­пу­щен­ность и рос­кошь, вслед­ст­вие отсут­ст­вия сдер­жек, пре­взо­шли вся­кую меру. По ини­ци­а­ти­ве Вес­па­си­а­на сенат поста­но­вил, чтобы вся­кая жен­щи­на, всту­пив­шая в брак с чужим рабом, сама счи­та­лась рабы­ней и чтобы креди­то­ры, ссудив­шие день­ги сыно­вьям, сто­я­щим в отцов­ской вла­сти, не име­ли пра­ва взыс­ки­вать долг, даже после смер­ти отца.

12. В осталь­ном он с пер­во­го же дня прин­ци­па­та и до само­го кон­ца пока­зал себя доступ­ным и снис­хо­ди­тель­ным, при­чем не толь­ко не скры­вал сво­его скром­но­го поло­же­ния в преж­ние годы, но посто­ян­но ста­рал­ся напо­ми­нать о нем. Поэто­му, когда кто-то попро­бо­вал выве­сти род Фла­ви­ев от осно­ва­те­лей Реа­те и от спут­ни­ка Гер­ку­ле­са, гроб­ни­ца кото­ро­го сто­ит на Сала­ри­е­вой доро­ге, он толь­ко посме­ял­ся этой выдум­ке. Его так мало при­вле­ка­ли внеш­ние зна­ки отли­чия, что в день три­ум­фа, утом­лен­ный мед­лен­но­стью и ску­кой тор­же­ст­вен­ной про­цес­сии, он не удер­жал­ся от вос­кли­ца­ния: «Я по заслу­гам нака­зан за то, что, будучи ста­ри­ком, так без­рас­суд­но желал себе три­ум­фа, слов­но это был мой долг перед пред­ка­ми или пред­мет соб­ст­вен­ной моей преж­ней надеж­ды!» Даже три­бун­скую власть и титул отца оте­че­ства он при­нял толь­ко мно­го поз­же. Обы­чай же обыс­ки­вать лиц, являв­ших­ся к нему с при­вет­ст­ви­ем, он упразд­нил еще во вре­мя граж­дан­ской вой­ны.

13. Он чрез­вы­чай­но снис­хо­ди­тель­но отно­сил­ся к откро­вен­но­сти дру­зей, наме­кам адво­ка­тов и строп­ти­во­сти фило­со­фов. Лици­ний Муци­ан, извест­ный сво­им про­ти­во­есте­ствен­ным раз­вра­том, пола­га­ясь на свои заслу­ги, не осо­бен­но почти­тель­но обра­щал­ся с ним; пори­цать его за это Вес­па­си­ан поз­во­лял себе толь­ко заоч­но, да и то лишь так, что, жалу­ясь на него кому-либо из общих дру­зей, закан­чи­вал свои сло­ва заме­ча­ни­ем: «я-то ведь муж­чи­на»8. Он даже похва­лил Саль­вия Либе­ра­ла, кото­рый, защи­щая одно­го бога­ча, посмел ска­зать: «Что за дело Цеза­рю, что у Гип­пар­ха сто мил­ли­о­нов сестер­ци­ев?» Циник Димит­рий при встре­че с Вес­па­си­а­ном в пути после сво­его осуж­де­ния, не почел нуж­ным ни встать перед ним, ни покло­нить­ся ему, — напро­тив, даже про­вор­чал какое-то руга­тель­ство; Вес­па­си­ан огра­ни­чил­ся тем, что назвал его «соба­кой».

14. Он совер­шен­но не пом­нил обид и враж­ды и не мстил за них. Доче­ри сво­его вра­га Вител­лия он устро­ил бле­стя­щую пар­тию и дал ей бога­тое при­да­ное. Когда при Нероне ему был запре­щен доступ ко дво­ру, и он роб­ко спра­ши­вал, что ему делать и куда девать­ся, один из при­двор­ных, заве­дую­щих досту­пом к прин­цеп­су, выго­няя его, посо­ве­то­вал ему «уби­рать­ся в Мор­бо­вию»9. Когда этот при­двор­ный теперь про­сил у него про­ще­ния, он огра­ни­чил­ся толь­ко гнев­ны­ми упре­ка­ми, да и ска­зал ему при­бли­зи­тель­но что-то в том же роде. Он совер­шен­но не под­да­вал­ся уве­ща­ни­ям погу­бить кого-либо на осно­ва­нии одних подо­зре­ний или опа­се­ний: так, когда дру­зья убеж­да­ли его осте­ре­гать­ся неко­е­го Мет­тия Пом­пу­зи­а­на, ибо суще­ст­во­ва­ло общее мне­ние, что в силу его горо­ско­па ему суж­де­но стать импе­ра­то­ром, он не толь­ко не послу­шал их, но и сде­лал Мет­тия кон­су­лом, при­чем уве­рял, что он когда-нибудь вспом­нит об этом бла­го­де­я­нии.

15. Сре­ди нака­зан­ных им не лег­ко най­ти тако­го, кото­рый под­верг­ся бы нака­за­нию без вины, раз­ве толь­ко это про­ис­хо­ди­ло в его отсут­ст­вие или без его ведо­ма или про­тив его воли и с помо­щью обма­на. Когда он вер­нул­ся из Сирии, Гель­видий Приск, един­ст­вен­ный из всех, назы­вал его част­ным име­нем Вес­па­си­ан и, будучи пре­то­ром, во всех сво­их эдик­тах не ока­зы­вал ему ника­ко­го ува­же­ния и не упо­ми­нал о нем. Вес­па­си­ан раз­гне­вал­ся на него толь­ко после того, как тот с неслы­хан­ной наг­ло­стью почти что накри­чал на него, как на под­чи­нен­но­го. Даже это­го чело­ве­ка, кото­ро­го он сна­ча­ла отпра­вил в ссыл­ку, а затем при­ка­зал умерт­вить, он очень хотел каким-нибудь обра­зом оста­вить в живых и отпра­вил людей с при­ка­за­ни­ем вер­нуть назад убийц; и он спас бы Гель­видия, если бы ему обман­ным обра­зом не доло­жи­ли, буд­то тот уже убит. Вооб­ще же он ни разу не пора­до­вал­ся ничьей гибе­ли, и даже заслу­жен­ные каз­ни вызы­ва­ли у него сле­зы и сето­ва­ния.

16. Един­ст­вен­но, в чем его обви­ня­ли спра­вед­ли­во, это жад­ность к день­гам. Не доволь­ст­ву­ясь вос­ста­нов­ле­ни­ем нало­гов, отме­нен­ных при Галь­бе, он ввел еще новые, и очень обре­ме­ни­тель­ные, уве­ли­чил пода­ти про­вин­ций, при­чем неко­то­рым их даже удво­ил, и откры­то зани­мал­ся тор­го­вы­ми опе­ра­ци­я­ми, не подо­баю­щи­ми даже част­но­му лицу, при­чем поку­пал товар лишь для того, чтобы потом рас­про­дать его с бары­шом. Он не заду­мы­ва­ясь про­да­вал кан­дида­там долж­но­сти, а нахо­дя­щим­ся под судом, как невин­ным, так и винов­ным, — оправ­да­ние. Суще­ст­ву­ет даже, мне­ние, что он нароч­но пере­во­дил на более важ­ные долж­но­сти самых алч­ных про­ку­ра­то­ров, чтобы затем осудить их, когда они ста­нут еще более бога­ты­ми; гово­ри­ли, что он поль­зо­вал­ся ими, как губ­ка­ми: нама­чи­вал, когда они были сухи, и выжи­мал, когда они напол­ня­лись вла­гой.

Неко­то­рые гово­рят, что такая жад­ность была у него врож­де­на от при­ро­ды; такой упрек сде­лал ему один ста­рик-пас­тух, кото­ро­го он отка­зал­ся без­воз­мезд­но отпу­стить на волю, о чем тот умо­лял его вско­ре после при­ня­тия им импе­ра­тор­ской вла­сти; при этом пас­тух вос­клик­нул: «Лиса меня­ет шерсть, но не нрав свой». Напро­тив, есть и такие, кото­рые дума­ют, что к хище­нию и гра­бе­жу ему при­шлось при­бег­нуть по необ­хо­ди­мо­сти, вслед­ст­вие пол­но­го оскуде­ния эра­рия и фис­ка, что он офи­ци­аль­но кон­ста­ти­ро­вал в самом нача­ле прин­ци­па­та, заявив, что «для государ­ства, чтобы суще­ст­во­вать, необ­хо­ди­мо сорок тысяч мил­ли­о­нов сестер­ци­ев»10. Послед­нее кажет­ся тем прав­до­по­доб­нее, что и худо нажи­то­му он давал наи­луч­шее при­ме­не­ние.

17. Будучи весь­ма щедр по отно­ше­нию к людям вся­ко­го поло­же­ния, он попол­нил неко­то­рым сена­то­рам их состо­я­ние, небо­га­тым кон­су­ля­рам дал еже­год­ное содер­жа­ние в пять­сот тысяч сестер­ци­ев; мно­же­ство горо­дов по всей импе­рии, постра­дав­ших от зем­ле­тря­се­ний или пожа­ров, вос­ста­но­вил в луч­шем про­тив преж­не­го виде; ока­зы­вал широ­кое покро­ви­тель­ство талан­там и искус­ствам. 18. Он пер­вый назна­чил содер­жа­ние из импе­ра­тор­ской каз­ны латин­ским и гре­че­ским про­фес­со­рам крас­но­ре­чия, в раз­ме­ре ста тысяч сестер­ци­ев еже­год­но; выдаю­щих­ся поэтов и худож­ни­ков, напри­мер рестав­ра­то­ра Кос­ской Вене­ры и Колос­са11, он щед­ро ода­ри­вал и опла­чи­вал боль­шим жало­ва­ньем; так­же и меха­ни­ку, кото­рый пред­ло­жил с неболь­ши­ми издерж­ка­ми доста­вить на Капи­то­лий огром­ные колон­ны, он выдал за изо­бре­те­ние щед­рую награ­ду, но, впро­чем, оста­вил его без исполь­зо­ва­ния, заявив, что «ему надо дать зара­боток про­сто­му наро­ду».

19. На играх, устро­ен­ных по слу­чаю посвя­ще­ния вос­ста­нов­лен­ной сце­ны Мар­цел­ло­ва теат­ра, он воз­об­но­вил так­же поста­нов­ку ста­рин­ных пьес. Тра­ги­че­ско­му акте­ру Аппел­ла­ру он дал четы­ре­ста тысяч сестер­ци­ев, пев­цам Терп­ну и Дио­до­ру — по две­сти тысяч, неко­то­рым иным — по сто, и самое мень­шее — по сорок тысяч, не счи­тая мно­же­ства золотых вен­ков. Он посто­ян­но устра­и­вал пиры, при­том боль­шие и рос­кош­ные, желая дать доход тор­гов­цам съест­ных при­па­сов. Во вре­мя Сатур­на­лий он разда­вал за сто­лом подар­ки муж­чи­нам, а в день 1 мар­та — жен­щи­нам. Но и при такой щед­ро­сти он не мог осво­бо­дить­ся от преж­ней сво­ей дур­ной репу­та­ции, создан­ной ему алч­но­стью. Алек­сан­дрий­цы по-преж­не­му назы­ва­ли его Кибиосак­том12, по име­ни сво­его древ­не­го царя, отли­чав­ше­го­ся гнус­ной ску­по­стью. Даже на его похо­ро­нах, когда глав­ный мими­че­ский актер Фавор, пред­став­ляв­ший, как пола­га­ет­ся, его осо­бу и изо­бра­жав­ший его поступ­ки и сло­ва при жиз­ни, во все­услы­ша­ние спро­сил про­ку­ра­то­ров, во что обо­шлось тор­же­ство его похо­рон, и услы­шал в ответ циф­ру «десять мил­ли­о­нов сестер­ци­ев», вос­клик­нул: «Дай­те мне сто тысяч, а затем бро­сай­те меня хоть в Тибр».

20. Вес­па­си­ан был при­зе­мист, с плот­ны­ми и креп­ки­ми чле­на­ми, выра­же­ние его лица было тако­во, слов­но он делал поту­ги для испраж­не­ния; по это­му пово­ду один ост­ряк удач­но пошу­тил в ответ на его прось­бу ска­зать что-либо ост­ро­ум­ное и на его счет: «Ска­жу, когда ты кон­чишь испраж­нять­ся». Здо­ро­вье его было пре­вос­ход­но, хотя для под­дер­жа­ния его он сам делал себе толь­ко извест­ное коли­че­ство рас­ти­ра­ний гор­ла и про­чих чле­нов в бане, в отде­ле­нии для игры в мяч, а кро­ме того один день в месяц воз­дер­жи­вал­ся от пищи.

21. Порядок жиз­ни был у него такой. Будучи прин­цеп­сом, вста­вал он все­гда рано, даже до рас­све­та, про­чи­ты­вал пись­ма и офи­ци­аль­ные доне­се­ния, затем при­ни­мал дру­зей, при­хо­див­ших с утрен­ни­ми при­вет­ст­ви­я­ми, при­чем во вре­мя при­е­ма обу­вал­ся и оде­вал­ся; после это­го, покон­чив с оче­ред­ны­ми дела­ми, он совер­шал про­гул­ку, после кото­рой ложил­ся отды­хать с какой-нибудь из налож­ниц, кото­рых на место покой­ной Цениды завел у себя вели­кое мно­же­ство; из это­го уеди­не­ния он пере­хо­дил в баню и оттуда в сто­ло­вую. Ни в какое иное вре­мя дня не бывал он более досту­пен и покла­дист, и домаш­ние ста­ра­тель­но поль­зо­ва­лись этим момен­том для обра­ще­ния к нему с какой-либо прось­бой.

22. За обедом, будучи и вооб­ще весь­ма обхо­ди­те­лен, он любил раз­вле­кать­ся шут­ка­ми. Ему было свой­ст­вен­но едкое ост­ро­умие, дохо­див­шее даже до шутов­ства и гру­бо­сти, при­чем он не воз­дер­жи­вал­ся и от непри­стой­но­стей. Тем не менее, ему при­над­ле­жат так­же и неко­то­рые тон­кие ост­ро­ты, как, напри­мер, сле­дую­щие. Быв­ше­го кон­су­ла, Мест­рия Фло­ра, кото­рый убеж­дал его, что надо гово­рить pla­ustra (повоз­ки), а не plostra, он на сле­дую­щий день, здо­ро­ва­ясь, назвал «Фла­у­ром». Когда одна жен­щи­на, уве­ряв­шая, что уми­ра­ет от люб­ви к нему, суме­ла навя­зать­ся ему в любов­ни­цы, и он за про­веден­ную с нею ночь пода­рил ей четы­ре­ста тысяч сестер­ци­ев, то на вопрос управ­ля­ю­ще­го, под какой ста­тьей впи­сать эту сум­му в рас­ход, он отве­тил: «за пыл­кую страсть к Вес­па­си­а­ну». 23. Он умел так­же весь­ма кста­ти ска­зать гре­че­ские сти­хи; так, о воль­ноот­пу­щен­ни­ке Цери­ле, кото­рый, будучи очень богат, в свое вре­мя ста­рал­ся избе­гать тре­бо­ва­ний со сто­ро­ны фис­ка и для это­го пере­ме­нил имя и стал назы­вать­ся Лахе­сом и выда­вать себя за сво­бо­до­рож­ден­но­го, он ска­зал:


ὦ Λά­χης, Λά­χης,
ἐπὰν ἀπο­θάνῃς, αὖθις ἐξ ἀρχῆς ἔσει
σὺ Κη­ρύλος
13.

Но в осо­бен­но­сти при­бе­гал он к ост­ро­сло­вию, когда дело шло о его небла­го­вид­ной нажи­ве, при­чем ост­ро­той ста­рал­ся осла­бить вызван­ную этим доса­ду и все обра­тить в шут­ку.

Один из его люби­мых слуг про­сил его дать место управ­ля­ю­ще­го чело­ве­ку, кото­ро­го он выда­вал за сво­его бра­та; Вес­па­си­ан отсро­чил свой ответ и при­звал к себе само­го кан­дида­та; взяв с него день­ги, обе­щан­ные им сво­е­му хода­таю, он тот­час же дал ему назна­че­ние; когда же слу­га напом­нил ему об этом деле, он ска­зал: «Ищи себе дру­го­го бра­та, ибо этот, кото­ро­го ты счи­та­ешь сво­им, на самом деле мой». Одна­жды в доро­ге он запо­до­зрил, что погон­щик, соско­чив­ший яко­бы для ков­ки мулов, сде­лал это в дей­ст­ви­тель­но­сти, чтобы дать про­си­те­лю воз­мож­ность и вре­мя обра­тить­ся к нему со сво­им делом; поэто­му он спро­сил его: «Сколь­ко при­нес­ла тебе ков­ка?» и взял с него часть полу­чен­ных им денег. Когда его сын Тит упре­кал его за то, что он даже на мочу умуд­рил­ся нало­жить пошли­ну, он под­нес к его носу день­ги, полу­чен­ные при пер­вом же пла­те­же, испро­сил, «ощу­ща­ет ли он про­тив­ный запах», и когда тот отве­тил отри­ца­тель­но, ска­зал: «А ведь день­ги-то от мочи». Когда депу­та­ты одно­го горо­да сооб­щи­ли ему о реше­нии поста­вить ему на обще­ст­вен­ный счет доро­го­сто­я­щую колос­саль­ную ста­тую, он велел им ста­вить ее немед­лен­но и, протя­нув пустую ладонь, ска­зал: «Под­но­жие гото­во». Даже в стра­хе и опас­но­сти смер­ти он не пере­ста­вал шутить. Так, когда, сре­ди про­чих зна­ме­ний, вне­зап­но откры­лись две­ри Мав­зо­лея, а на небе появи­лась звезда с хво­стом, он ска­зал, что пер­вое зна­ме­ние отно­сит­ся к Юнии Каль­вине, при­над­ле­жав­шей к роду Авгу­ста, а вто­рое — к пар­фян­ско­му царю, кото­рый носит длин­ные воло­сы. При пер­вом же при­сту­пе смер­тель­ной болез­ни он ска­зал: «Увы, я, кажет­ся, ста­нов­люсь богом»14.

24. В свое девя­тое кон­суль­ство, нахо­дясь в Кам­па­нии, он почув­ст­во­вал лег­кие при­пад­ки этой болез­ни и тот­час же вер­нул­ся в Рим, а оттуда про­сле­до­вал в Кути­лии и в име­ние близ Реа­те, где обыч­но еже­год­но про­во­дил лето. Здесь, при уси­ли­ваю­щей­ся болез­ни, он вслед­ст­вие употреб­ле­ния холод­ной воды испор­тил себе еще и кишеч­ник; тем не менее он, как обыч­но, выпол­нял свои обя­зан­но­сти импе­ра­то­ра и даже выслу­ши­вал, лежа в посте­ли, депу­та­ции; вне­зап­но у него слу­чил­ся силь­ный понос, лишив­ший его сил. Тогда он объ­явил, что «импе­ра­тор дол­жен уме­реть на ногах», и пока ста­рал­ся под­нять­ся и опе­реть­ся, скон­чал­ся на руках под­дер­жи­вав­ших его, 23 июня15, имея от роду шесть­де­сят девять лет, один месяц и семь дней.

25. По обще­му мне­нию, он так твер­до верил в опре­де­лен­ное звезда­ми назна­че­ние свое и сво­ей семьи, что после неод­но­крат­но состав­ляв­ших­ся про­тив него заго­во­ров решил­ся утвер­ждать в сена­те, что «ему насле­ду­ют либо сыно­вья, либо никто». Гово­рят, он видел одна­жды во сне весы, сто­я­щие посреди вести­бю­ля Пала­тин­ско­го двор­ца и нахо­дя­щи­е­ся в рав­но­ве­сии, при­чем в одной их чаш­ке были Клав­дий и Нерон, в дру­гой же он сам с сыно­вья­ми. Так и вышло: ибо те двое и он с сыно­вья­ми нахо­ди­лись у вла­сти рав­ное коли­че­ство лет.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Реа­те — город в Сабине к севе­ру от Рима, близ нынеш­не­го Рие­ти.
  • 2Гель­ве­ты — галль­ское пле­мя, жив­шее в запад­ной части нынеш­ней Швей­ца­рии.
  • 3В 9 г. н. э.
  • 4Рука счи­та­лась сим­во­лом вла­сти.
  • 5На горе того же име­ни, меж­ду Сири­ей и Иуде­ей.
  • 6Речь идет о сол­да­тах, слу­жив­ших в каче­стве пожар­ной коман­ды; их отде­ле­ния пооче­ред­но сто­я­ли в упо­мя­ну­тых здесь горо­дах, и в свя­зи с пере­ме­ной гар­ни­зо­на, они пере­хо­ди­ли из одно­го в дру­гой.
  • 7См. «Боже­ст­вен­ный Август», гл. 38, прим. 44.
  • 8Смысл слов Вес­па­си­а­на таков: «Не подо­ба­ет чело­ве­ку, играю­ще­му в извест­ных слу­ча­ях роль жен­щи­ны, бра­нить муж­чи­ну».
  • 9Несу­ще­ст­ву­ю­щая стра­на болез­ней.
  • 10Три мил­ли­ар­да руб­лей золо­том.
  • 11Колос­саль­ная ста­туя Неро­на. Ста­туя Вене­ры Кос­ской была работы зна­ме­ни­то­го Пра­к­си­те­ля.
  • 12Бук­валь­но — тор­го­вец соле­ной рыбой. Тако­во было про­зви­ще, дан­ное алек­сан­дрий­ца­ми само­зва­но­му Селев­ку, полу­чив­ше­му руку цари­цы Бере­ни­ки, доче­ри царя Пто­ле­мея Авле­та, но по раз­об­ла­че­нии обма­на ею уби­то­му.
  • 13«О, Лахес, Лахес! ты умрешь и сно­ва ста­нешь Цери­лом» («Менанд­ра», фрагм. 223, 2). Вес­па­си­ан хочет ска­зать, что по смер­ти воль­ноот­пу­щен­ни­ка его обман все рав­но обна­ру­жит­ся, и с его иму­ще­ст­вом будет поступ­ле­но, как с иму­ще­ст­вом воль­ноот­пу­щен­ни­ка.
  • 14Т. е. чув­ст­вую бли­зость смер­ти и ожи­даю­ще­го меня после нее обо­жест­вле­ния.
  • 15В 79 г. н. э.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004404 1364004408 1364004409 1447011000 1447012000 1448701300