Перевод Д. П. Кончаловского под общей редакцией А. М. Малецкого.
1. Тит, имевший то же прозвище, что и отец, нареченный также «любовь и отрада рода человеческого», — столько было у него врожденного дара или ловкости или счастья для приобретения себе всеобщего расположения, притом, что в особенности трудно, уже на посту императора, тогда как частным лицом и в правление отца он не избежал даже ненависти, не только что порицания общества, — Тит родился 30 декабря, в год, памятный убийством Гая, близ Септизония1, в плохоньком доме, в крохотной, темной спальне, которая еще существует и показывается посетителям.
2. Воспитывался он при дворе вместе с Британником, учился тем же наукам и у тех же учителей. Рассказывают, что в то время физиономист, которого вольноотпущенник Клавдия, Нарцисс, привел, чтобы показать ему Британника, с уверенностью заявил, что Британник, несомненно, императором не будет, зато будет им стоявший тут же Тит. Они были до того дружны, что, как говорят, и Тит, лежавший за обедом рядом с Британником, отведал напитка, от которого тот погиб, и потому долго страдал тяжкой болезнью. Обо всем этом он помнил и позже поставил Британнику золотую статую во дворце и посвятил ему также другую конную статую из слоновой кости, которую и теперь еще носят в цирковой процессии, — причем сам следовал за нею.
3. Уже в отроке Тите, проявились блестящие дарования, телесные и душевные, все более развивавшиеся на каждой новой возрастной ступени: прекрасная внешность, в которой было не меньше внушительности, чем грации; большая физическая сила, невзирая на невысокий рост и несколько выдающийся живот; исключительная память и восприимчивость ко всем почти гражданским и военным искусствам. Он был весьма ловок в фехтовании и верховой езде; языками, латинским и греческим, владел свободно и легко как в речи, так и в поэтических опытах, причем мог говорить и писать экспромтом; но и в музыке не был он профаном и умел играть и петь приятно и искусно. Многие говорили мне, что он с необычайной быстротой умел писать скорописью, когда для забавы состязался со своими писцами, и какой бы почерк он ни увидел, мог подражать ему, так что часто говорил, что «из него мог бы выйти величайший подделыватель документов».
4. Военным трибуном он служил в Германии и Британнии, причем весьма прославился как своей энергией, так не менее и своим бескорыстием; об этом свидетельствует множество его статуй и бюстов, а также надписей в обеих этих провинциях.
После военной службы он посвятил себя деятельности адвоката, в которой отличался не столько усердием, сколько безусловной порядочностью; в это же время он женился на Аррецине Тертулле, дочери римского всадника, однако бывшего раньше префектом преторианцев; когда же она умерла, он вторично женился на знатной женщине Марции Фурнилле; после рождения от нее дочери он развелся с нею.
Отбыв квестуру, он получил командование легионом и привел к покорности два сильно укрепленных города в Иудее2: Тарихеи и Гамалу: здесь в одном сражении под ним был убит конь; тогда он сел на другого, взятого из-под всадника, убитого рядом с ним в сражении.
5. Когда во главе республики стал Гальба, он был послан для принесения ему поздравлений и по всему пути привлекал к себе общее внимание, ибо думали, что он призван в Рим для усыновления его принцепсом. Узнав, что в Риме снова начались непорядки, он с дороги вернулся назад и посетил оракул Венеры на Пафосе, причем, вопросив его о своем дальнейшем плавании, получил ответ, укрепивший его надежду на достижение власти.
Надежда эта вскоре превратилась в действительность3, и он был оставлен для завершения покорения Иудеи. При последнем штурме Иерусалима он убил двенадцать неприятельских солдат двенадцатью пущенными в них стрелами и взял город в день рождения своей дочери. В солдатах это возбудило такое ликование и любовь к нему, что, поздравляя его, они провозгласили его императором4, а когда вслед за тем он должен был покинуть провинцию, они стали не пускать его и с мольбами и даже угрозами просили либо остаться, либо всех их взять с собою. Это дало повод к подозрению, будто он пытался отложиться от отца и сделаться царем Востока; это подозрение усилилось, когда на пути в Александрию он, при посвящении у Мемфиса быка Аписа, надел на голову диадему, правда, согласно обряду древней религии; однако были и такие, которые объясняли это иначе. Поэтому он поспешил в Италию; пристав на грузовом корабле в Регии, а затем в Путеолах, он со всей поспешностью направился в Рим и, словно опровергая распространившиеся о нем беспочвенные слухи, приветствовал не ожидавшего его отца словами: «Вот и я, отец, вот и я».
6. С этих пор он постоянно оставался соправителем Веспасиана и даже стражем его власти. Вместе с отцом он праздновал триумф и был с ним цензором, а также его коллегой в трибунской власти и семи консульствах. Он взял на себя почти все правительственные обязанности: от имени отца диктовал письма, составлял эдикты, вместо квестора читал в сенате его речи, даже занял должность префекта претория, на которую до тех пор назначались исключительно римские всадники, причем в этой должности действовал часто слишком деспотично и насильственно. Так, он без колебания устранял казавшихся ему подозрительными лиц, для чего предварительно подсылал в театры и лагери своих клевретов, которые инсценировали видимость общего мнения, требующего их наказания. Между прочим, он приказал убить на месте бывшего консула Авла Цецину, когда последний, приглашенный к обеду, только что вышел из столовой; правда, здесь дело не терпело отлагательств, ибо при нем была найдена рукопись речи, приготовленной для произнесения на сходке солдат. Такими приемами он, правда, обеспечивал свою безопасность на будущее время, но пока что вызвал к себе чрезвычайную ненависть; и еще никто не приходил к власти с такой отрицательной репутацией, как Тит, и среди столь всеобщего нежелания видеть его принцепсом.
7. Помимо жестокости, находили, что он слишком любил пожить, так как его пиры с друзьями, первейшими кутилами, затягивались до глубокой ночи; не менее того подозревали его в сладострастии по причине содержимой им толпы мальчиков и евнухов и необычайной его любви к царице Беренике, на которой он, как говорили, обещал даже жениться; подозревали, наконец, его в алчности, ибо, как было известно, при судебных разбирательствах отца он обычно продавал приговоры за деньги. Словом, все, не скрывая, думали и говорили, что он будет вторым Нероном. Однако такая репутация послужила ему на пользу и сменилась впоследствии величайшими похвалами, ибо в нем не находили уже ни одного порока, а, напротив, величайшие добродетели.
Его пиры отличались более весельем, чем роскошью. Друзей он выбирал себе таких, что и последующие принцепсы дорожили ими, как людьми полезными для себя и для государства, и весьма много пользовались их услугами. Он тотчас удалил Беренику из Рима, вопреки собственному своему и ее желанию. Хотя некоторые из наиболее ему любезных мальчиков достигли в искусстве танца такого совершенства, что стали сценическими знаменитостями, он перестал не только осыпать их своими милостями, но и смотреть их выступления в общественных местах.
Ни у кого он ничего не отнял; от чужой собственности он воздерживался, как никто другой, и не принимал даже дозволенных обычаем подарков. Тем не менее, щедростью он не уступал никому из своих предшественников; при посвящении амфитеатра5, возле которого он в короткий срок построил бани, он дал блестящие и богато обставленные игры; он дал также морское сражение в старой навмахии и там же еще гладиаторский бой и травлю зверей, которых в один день было убито пять тысяч штук разного рода.
8. Между тем как по заведенному Тиберием правилу все Цезари утверждали пожалованные своими предшественниками милости только собственным новым пожалованием их тем же лицам, Тит, благожелательный по природе, все прежние милости утвердил сразу одним эдиктом, не допустив, чтобы по этому поводу к нему обращались с особыми просьбами. В остальном же, когда люди просили его о чем-либо, он твердо держался правила никого не отпускать не обнадеженным. А когда близкие указывали ему, что он обещает больше, чем может дать, он отвечал, что «считает недопустимым, чтобы кто-либо уходил после разговора с принцепсом опечаленным». Более того: когда однажды за обедом он вспомнил, что за весь день никому не сделал ничего хорошего, то произнес такие незабываемые и справедливо восхваляемые слова: «Друзья, я потерял день».
В особенности же был он при всяком случае предупредителен по отношению к народной массе; предполагая дать гладиаторский бой, он объявил, что «устроит его, сообразуясь со вкусом и желанием народа, а не своим собственным». Так он и сделал. Ибо он не только никому ни в чем не отказывал, но сам поощрял людей просить себя о чем угодно. Афишируя свое пристрастие к фракийским бойцам, он часто вступал из-за них с народом в шутливые пререкания словами и жестами, отнюдь не роняя при этом ни своего достоинства, ни беспристрастия. Не желая упустить ни одного случая приобрести популярность, он, моясь в своих банях, иногда допускал туда народ.
В его правление случилось несколько стихийных бедствий: таковы извержение Везувия в Кампании, пожар в Риме, длившийся три дня и три ночи, а также почти беспримерная по силе моровая язва. В этих столь многочисленных и столь значительных несчастиях он обнаружил не только заботливость правителя, но и редкое, чисто отеческое участие: он то утешал в эдиктах пострадавших, то оказывал им поддержку, насколько хватало его средств. Из числа бывших консулов он по жребию выбрал комиссию по восстановлению Кампании. Имущество погибших при извержении Везувия, у которых не оказывалось наследников, он предоставил на дело восстановления потерпевших общин. После пожара Рима он всенародно объявил, что все причиненные огнем убытки берет на себя, и все украшения из своих загородных дворцов предоставил на постройку зданий и храмов и для скорейшего ее выполнения назначил во главе дела множество лиц всаднического сословия. Для ухода за здоровьем и облегчения болезней он привлекал все божеские и человеческие средства, причем испробовал все виды жертвоприношений и лекарств.
К числу бедствий этого времени принадлежали также доносчики и их подстрекатели — наследие былой разнузданности. Этих людей он часто подвергал наказанию плетьми и палками на форуме и, в конце концов, приказал, проведя с позором по арене амфитеатра, либо продать с публичного торга, либо сослать на самые дикие острова. А чтобы навсегда пресечь подобные попытки в будущем, он, между прочим, запретил одно дело подводить под действие нескольких законов и расследовать о состоянии какого-либо покойника спустя известное число лет.
9. Он обещал, что принимает сан великого понтифика только для того, чтобы сохранить свои руки чистыми от убийств6, и сдержал это обещание; после этого он не был ни виновником, ни соучастником какого-либо убийства, хотя у него и не имелось недостатка в причинах для мести; однако он поклялся, что «скорее сам погибнет, чем кого-либо погубит». Когда два патриция были уличены в стремлении к императорской власти, он ограничился тем, что убеждал их оставить свои намерения, и старался внушить им, что «власть принцепса посылается судьбою»; при этом он обещал удовлетворить всякое другое их желание. Сверх того, он немедленно отправил своих курьеров к матери одного из них, находившейся далеко и обретавшейся в страхе, чтобы известить ее, что сын ее цел и невредим; обоих уличенных он не только пригласил к своему домашнему столу, но на следующий день, во время гладиаторского боя, нарочно посадил рядом с собою и сам передал им для осмотра принесенное ему оружие бойцов. Говорят, что он осведомился также о расположении звезд в час рождения каждого из них и заявил, что «обоим угрожает опасность, однако лишь в будущем и не от него», что впоследствии и сбылось.
Его брат не переставал строить против него козни и почти открыто возмущал солдат и замышлял бегство; тем не менее, он не соглашался ни убить его, ни отправить в ссылку, ни даже держать его в меньшем почете, но с первого же дня своего правления не переставал доказывать ему, что видит в нем своего соправителя и наследника, и наедине часто со слезами умолял его «проявить, наконец, к нему, Титу, братское отношение».
10. Между тем, его внезапно похитила смерть — великое несчастие не для него, а для всех людей. По окончании зрелищ, в конце которых он на глазах народа проливал обильные слезы, он отправился в Сабину, полный печали, ибо во время жертвоприношения жертвенное животное вырвалось у него из рук, а при ясном небе раздался гром. На первой же остановке он заболел лихорадкой; когда оттуда его переносили в носилках, он взглянул через занавески на небо и горько пожаловался на то, что «судьба совершенно незаслуженно отнимает у него жизнь: ибо он не знает за собою поступков, в которых ему приходилось бы раскаиваться, за исключением лишь одного». Но что это был за поступок — он и сам не сказал в то время, ни другой кто мог бы догадаться. Некоторые думают, что он имел в виду свою связь с женою брата. Однако Домиция с клятвой торжественно отрицала какую-либо связь, чего она не сделала бы, если бы таковая существовала в действительности; скорее она хвалилась бы ею, как имела обыкновение хвастаться всяким своим распутством.
11. Тит скончался на той же вилле, что и его отец, 13 сентября7, через два года, два месяца и двадцать дней по принятии власти после отца, на сорок втором году от рождения. Когда о смерти его стало известно, то печаль об этой утрате, понесенной государством, ощущалась всеми так сильно, словно это было личное семейное горе каждого. Еще до официального созыва сенаторы сбежались в курию и нашли двери запертыми; после их открытия они осыпали его столькими выражениями благодарности и хвалами, сколько не приносили ему при жизни в его присутствии.
ПРИМЕЧАНИЯ