Словарь античности

БОГ (греч. theos, лат. deus). В исто­рии антич­ной рели­гии нет досто­вер­ных сведе­ний о пред­де­и­сти­че­ской дина­ми­сти­че­ской ста­дии. Уже у Гоме­ра и Геси­о­да боже­ства пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­ны под опре­де­лен­ны­ми име­на­ми, обла­да­ют сво­им харак­те­ром и выпол­ня­ют опре­де­лен­ные функ­ции. Гре­че­ское поня­тие о демоне поэто­му не свя­за­но с рели­ги­оз­ным ата­виз­мом, оно сфор­ми­ро­ва­лось в каче­стве позд­ней фор­мы раз­ви­тия рели­гии. В отдель­ных груп­пах отме­ча­ет­ся еди­но­бо­жие (не толь­ко в иуда­из­ме и хри­сти­ан­стве), но для антич­но­сти были харак­тер­ны поли- и гено­те­изм, а так­же син­кре­тизм, поэто­му раз­лич­ные боги мог­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать­ся, а их функ­ции и свя­ти­ли­ща — сме­ши­вать­ся. Позд­не­ан­тич­ное вос­при­я­тие в эпо­ху нео­пла­то­низ­ма раз­ви­ва­лось в сто­ро­ну пан­те­из­ма. В исто­рии рим­ской рели­гии пре­об­ла­дал духов­ный эле­мент, боги высту­па­ли преж­де все­го как носи­те­ли обра­зов и в мень­шей сте­пе­ни как суще­ства с соб­ст­вен­ной волей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Гермафродит и Пан.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Савроктон («Убивающий ящерицу»).
Мрамор.
Римская копия с бронзового оригинала ок. 350 г. до н. э. работы Праксителя.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 62.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Зевса-Амона.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Спящая Ариадна на острове Наксос. Деталь рельефа стороны 1 саркофага с дионисийскими сценами.
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная статуя Антиноя в образе Диониса—Осириса.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Аврелиан
Тицин, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, держит в левой руке глобус, правая рука поднята, у ног два пленника.
В левом поле:
В обрезе: SXXT
2. Антониниан, медь
Аврелиан
270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит влево, у ног связанный пленник.
В обрезе: XXI
3. Денарий, серебро
Луций Лукреций Трион
Рим, 76 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Соля вправо, в лучистом венце. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полумесяц, окруженный семью звездами (созвездие Большой Медведицы, Septem Triones), над ним TRIO, под ним L. LVCRETI. Кайма из точек.
4. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, IV мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце шагает влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В обрезе: ΔXXI
5. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—243 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AETERNITATI AVG. — Соль в лучистом венце стоит фронтально, повернув голову влево, правая рука поднята, в левой — шар.
6. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Антиохия, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONSERVAT. AVG. — Сол стоит влево, правая рука поднята, в левой руке глобус, у ног связанный пленник.
В правом поле: Δ
В обрезе: XXI
7. Антониниан, медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит вправо, держит в левой руке лук и в правой — лавровую ветвь, наступив ногой на пленника.
В поле: A
В обрезе: XXIR
8. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В правом поле: S
В обрезе: XXI
9. Сестерций, медь
Север Александр
Рим, 230 г.
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXANDER AVG. — голова Александра Севера в лавровом венке вправо, легкая драпировка на левом плече.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Соль в лучистом венце стоит влево, протягивает правую руку и держит кнут в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Дидрахма, серебро
Селинунт, 460—440 гг. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΛΙΝΟΙΤΟΝ — обнаженный Геракл вправо, держит за рога быка, скачущего вправо, которого он оттесняет левым коленом, занеся свою дубину для удара.
РЕВЕРС: ΗΥΨΑΣ — обнаженный речной бог Гипсас, с коротким рогом, повернувшись влево, совершает возлияние из патеры на алтарь, вокруг которого обвивается змея; он держит в левой руке лавровую ветвь; в поле справа цапля идет вправо, над ней лист селинона.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА