БОГ (греч. theos, лат. deus). В истории античной религии нет достоверных сведений о преддеистической динамистической стадии. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определенными именами, обладают своим характером и выполняют определенные функции. Греческое понятие о демоне поэтому не связано с религиозным атавизмом, оно сформировалось в качестве поздней формы развития религии. В отдельных группах отмечается единобожие (не только в иудаизме и христианстве), но для античности были характерны поли- и генотеизм, а также синкретизм, поэтому различные боги могли идентифицироваться, а их функции и святилища — смешиваться. Позднеантичное восприятие в эпоху неоплатонизма развивалось в сторону пантеизма. В истории римской религии преобладал духовный элемент, боги выступали прежде всего как носители образов и в меньшей степени как существа с собственной волей.
|
||
1.
Антониниан, медь Аврелиан Тицин, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, держит в левой руке глобус, правая рука поднята, у ног два пленника. В левом поле: ✱ В обрезе: SXXT | ||
2.
Антониниан, медь Аврелиан 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит влево, у ног связанный пленник. В обрезе: XXI | ||
3.
Денарий, серебро Луций Лукреций Трион Рим, 76 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Соля вправо, в лучистом венце. Кайма из точек. РЕВЕРС: Полумесяц, окруженный семью звездами (созвездие Большой Медведицы, Septem Triones), над ним TRIO, под ним L. LVCRETI. Кайма из точек. | ||
4.
Антониниан, посеребренная медь Аврелиан Рим, IV мастерская, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце шагает влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа. В обрезе: ΔXXI | ||
5.
Антониниан, посеребренная медь Аврелиан Антиохия, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: CONSERVAT. AVG. — Сол стоит влево, правая рука поднята, в левой руке глобус, у ног связанный пленник. В правом поле: Δ В обрезе: XXI | ||
6.
Аурей, золото Гордиан III Рим, 241—243 гг. | ||
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: AETERNITATI AVG. — Соль в лучистом венце стоит фронтально, повернув голову влево, правая рука поднята, в левой — шар. | ||
7.
Антониниан, посеребренная медь Аврелиан Рим, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа. В правом поле: S В обрезе: XXI✱ | ||
8.
Антониниан, медь Аврелиан Рим, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит вправо, держит в левой руке лук и в правой — лавровую ветвь, наступив ногой на пленника. В поле: A В обрезе: XXIR | ||
9.
Дидрахма, серебро Селинунт, 460—440 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: ΣΕΛΙΝΟΙΤΟΝ — обнаженный Геракл вправо, держит за рога быка, скачущего вправо, которого он оттесняет левым коленом, занеся свою дубину для удара. РЕВЕРС: ΗΥΨΑΣ — обнаженный речной бог Гипсас, с коротким рогом, повернувшись влево, совершает возлияние из патеры на алтарь, вокруг которого обвивается змея; он держит в левой руке лавровую ветвь; в поле справа цапля идет вправо, над ней лист селинона. | ||
10.
Сестерций, медь Север Александр Рим, 230 г. | ||
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXANDER AVG. — голова Александра Севера в лавровом венке вправо, легкая драпировка на левом плече. РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Соль в лучистом венце стоит влево, протягивает правую руку и держит кнут в левой руке. В поле, слева и справа: S. C. |