Словарь античности

БОГИНЯ-МАТЬ, неотъ­ем­ле­мый пер­со­наж всех индо­ев­ро­пей­ских рели­гий. В восточ­ных рели­ги­ях на пер­вый план высту­па­ет соци­аль­ный аспект (мат­ри­ар­хат) ее функ­ции (Иштар, Астар­та, Анат, Иси­да). В гре­че­ской и рим­ской рели­ги­ях основ­ной в куль­те боги­ни-мате­ри (Афро­ди­та, Арте­ми­да, Демет­ра, Гея, Пер­се­фо­на, Тел­лус, Матер Мату­та, сирий­ская Дея Дия) была виталь­ная функ­ция (любовь, рож­де­ние, пло­до­ро­дие). Под­черк­ну­то орги­а­сти­че­ские фор­мы их культ стал при­ни­мать в более позд­ний пери­од, когда в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях веду­щее место заня­ли не боги­ни, а царя­щие на небе боги.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Афина, Аполлон, Гермес, Артемида (верхний регистр). Военные сборы (нижний регистр).
Краснофигурный кратер. Апулия.
Приписывается Мастеру Балтимора.
Глина.
Ок. 330—320 гг. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Нью-Йорк.
2. СКУЛЬПТУРА.
Похищение Прозерпины Плутоном.
Симон Луи Буазо (1743—1809).
Бронза патинированная.
1786 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гибель Ниобид.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор.
Римская работа второй половины II в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская (т. н. Великая Артемида).
Мрамор.
Римская копия 98—117 гг. деревянной статуи VII в. до н. э.
Сельчук, Эфесский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Береника II.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,3 × 1,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (щит). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (чаша). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; слева M·PLAETORI вниз; справа CEST·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
4. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
5. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (ящерица). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; слева M·PLAETORI вниз; справа CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
7. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
8. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
9. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
10. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА