Словарь античности

ГЕРМЕС (греч. Her­mes), сын Зев­са и Майи. Родил­ся на Кил­лене в Арка­дии (отсюда его про­зви­ще Kyl­le­mos). Гер­ме­су посвя­ща­лись вер­ти­каль­но постав­лен­ные кам­ни, или гер­мы. Явля­ет­ся одним из древ­ней­ших и мно­го­знач­ных богов. Как бог ското­вод­ства покро­ви­тель­ст­во­вал живот­ным, поэто­му часто изо­бра­жал­ся с бара­ном на пле­чах (Крио­фор, став­ший сим­во­лом Доб­ро­го пас­ты­ря). Камен­ные глы­бы исполь­зо­ва­лись как дорож­ные вехи, и поэто­му Гер­мес счи­тал­ся богом-покро­ви­те­лем стран­ни­ков. Он изо­бра­жал­ся в дорож­ной шля­пе и с кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми. Как бог тор­гов­ли и рын­ков, он защи­щал куп­цов. С ним, как с богом сча­стья, свя­зы­ва­ли назы­вае­мые его име­нем счаст­ли­вые наход­ки — гер­май­о­ны. Гер­мес был быст­рым юным вест­ни­ком богов и выпол­нял посоль­ские функ­ции. В каче­стве героль­да он носил жезл. Этот жезл (каду­цей) являл­ся вол­шеб­ным и слу­жил Гер­ме­су и для усып­ле­ния (напри­мер, Аргу­са), поэто­му Гер­мес почи­тал­ся так­же как бог сна и сно­виде­ний. Гер­мес изве­стен так­же как хит­рый бог воров и обман­щи­ков, кото­рый учил сво­его сына Авто­ли­ка воров­ству. Сам Гер­мес в мла­ден­че­стве с помо­щью хит­ро­сти похи­тил коров Апол­ло­на, при­чем Апол­лон оста­вил их ему за лиру, изготов­лен­ную Гер­ме­сом из чере­па­хо­во­го пан­ци­ря (отра­же­но в гоме­ров­ском гимне «Гер­мес» и в сати­ри­че­ской пье­се Софок­ла «Сле­до­пы­ты»). Все­гда нахо­дя­щий выход из любо­го поло­же­ния, Гер­мес счи­тал­ся богом крас­но­ре­чия и мыш­ле­ния и в каче­стве тако­во­го — богом-покро­ви­те­лем школ и палестр. В каче­стве про­вод­ни­ка душ (Psy­cho­pom­pos) Гер­мес про­во­жал умер­ших в пре­ис­под­нюю. Гер­мес был отцом Пана и Гер­ма­фро­ди­та. Ему соот­вет­ст­во­вал рим­ский Мер­ку­рий. Гер­мес и Мер­ку­рий часто вдох­нов­ля­ли скуль­п­то­ров (Пра­к­си­тель, Б. Торвальд­сен, Р. Бегас) и худож­ни­ков (стен­ные деко­ра­ции в доме Ливия, кар­ти­ны А. Корреджо, Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе, П. Рубен­са, К. Лорре­на).

См. также:
ГЕРМЕС (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Детство Диониса.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящий Гермес.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию, т. н. «Цинциннат».
Пентелийский мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца Лисиппа IV в. до н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящий Гермес.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios).
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Выс. 183 см.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-статуя (RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, BMCRR, CRR, RSC: Термин) в полный рост анфас; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
5. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА