Словарь античности

ГЕРМЕС (греч. Her­mes), сын Зев­са и Майи. Родил­ся на Кил­лене в Арка­дии (отсюда его про­зви­ще Kyl­le­mos). Гер­ме­су посвя­ща­лись вер­ти­каль­но постав­лен­ные кам­ни, или гер­мы. Явля­ет­ся одним из древ­ней­ших и мно­го­знач­ных богов. Как бог ското­вод­ства покро­ви­тель­ст­во­вал живот­ным, поэто­му часто изо­бра­жал­ся с бара­ном на пле­чах (Крио­фор, став­ший сим­во­лом Доб­ро­го пас­ты­ря). Камен­ные глы­бы исполь­зо­ва­лись как дорож­ные вехи, и поэто­му Гер­мес счи­тал­ся богом-покро­ви­те­лем стран­ни­ков. Он изо­бра­жал­ся в дорож­ной шля­пе и с кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми. Как бог тор­гов­ли и рын­ков, он защи­щал куп­цов. С ним, как с богом сча­стья, свя­зы­ва­ли назы­вае­мые его име­нем счаст­ли­вые наход­ки — гер­май­о­ны. Гер­мес был быст­рым юным вест­ни­ком богов и выпол­нял посоль­ские функ­ции. В каче­стве героль­да он носил жезл. Этот жезл (каду­цей) являл­ся вол­шеб­ным и слу­жил Гер­ме­су и для усып­ле­ния (напри­мер, Аргу­са), поэто­му Гер­мес почи­тал­ся так­же как бог сна и сно­виде­ний. Гер­мес изве­стен так­же как хит­рый бог воров и обман­щи­ков, кото­рый учил сво­его сына Авто­ли­ка воров­ству. Сам Гер­мес в мла­ден­че­стве с помо­щью хит­ро­сти похи­тил коров Апол­ло­на, при­чем Апол­лон оста­вил их ему за лиру, изготов­лен­ную Гер­ме­сом из чере­па­хо­во­го пан­ци­ря (отра­же­но в гоме­ров­ском гимне «Гер­мес» и в сати­ри­че­ской пье­се Софок­ла «Сле­до­пы­ты»). Все­гда нахо­дя­щий выход из любо­го поло­же­ния, Гер­мес счи­тал­ся богом крас­но­ре­чия и мыш­ле­ния и в каче­стве тако­во­го — богом-покро­ви­те­лем школ и палестр. В каче­стве про­вод­ни­ка душ (Psy­cho­pom­pos) Гер­мес про­во­жал умер­ших в пре­ис­под­нюю. Гер­мес был отцом Пана и Гер­ма­фро­ди­та. Ему соот­вет­ст­во­вал рим­ский Мер­ку­рий. Гер­мес и Мер­ку­рий часто вдох­нов­ля­ли скуль­п­то­ров (Пра­к­си­тель, Б. Торвальд­сен, Р. Бегас) и худож­ни­ков (стен­ные деко­ра­ции в доме Ливия, кар­ти­ны А. Корреджо, Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе, П. Рубен­са, К. Лорре­на).

См. также:
ГЕРМЕС (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита и Гермес.
Табличка из Локри (Калабрия).
Терракота.
Ок. 475—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, надевающий сандалии, т. н. Иасон.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Орфей, Эвридика и Гермес.
Рельеф. Греческая копия ок. 50 г. до н. э. греческого оригинала второй 430-420 гг. до н. э.
Пентелийский мрамор.
Париж, Лувр.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Меркурий.
Фреска на фасаде Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Дом Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орфей, Эвридика и Гермес.
Рельеф. Римская копия эпохи Августа греческого оригинала второй половины V в. до н. э. работы Алкамена, ученика Фидия.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Людовизи (Меркурий Оратор).
Гравюра Клода Рандона (1674—1704), 1704 г.
Среднезернистый (пентелийский) мрамор. Римская копия кон. I в. — нач. II в. н. э. по греческому оригиналу V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.
Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
4. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-статуя (RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, BMCRR, CRR, RSC: Термин) в полный рост анфас; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
5. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА