Мифы народов мира

ГЕРМЕ́С (Ἑρμῆς), в гре­че­ской мифо­ло­гии вест­ник богов, покро­ви­тель пут­ни­ков, про­вод­ник душ умер­ших. Гер­мес — сын Зев­са и Майи, одной из доче­рей Атлан­та, рож­дён­ный ею в Арка­дии в пеще­ре Кил­ле­ны (Hymn. Hom. III 1—5). Олим­пий­ское боже­ство, хотя и догре­че­ско­го, воз­мож­но, мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния. На фети­шист­скую древ­ность Гер­ме­са ука­зы­ва­ет его имя, пони­мае­мое как про­из­вод­ное от греч. ἕρμα — груда кам­ней или камен­ный столб, кото­ры­ми отме­ча­лись в древ­но­сти места погре­бе­ний. Гер­мы были путе­вы­ми зна­ка­ми (Plat. Hipp. 228d—229a), фети­ша­ми — охра­ни­те­ля­ми дорог, гра­ниц, ворот (отсюда Гер­мес «при­врат­ный» — «Про­пи­лей») (Paus. II 38, 7); повреж­де­ние герм счи­та­лось страш­ным свя­тотат­ст­вом (Thuc. VI 27). Фети­шист­ские руди­мен­ты бога обна­ру­жи­ва­ют­ся в таких непре­мен­ных атри­бу­тах Гер­ме­са, как «амбро­сий­ные» (букв. «бес­смерт­ные») золотые кры­ла­тые сан­да­лии и золо­той жезл — сре­дото­чие маги­че­ской силы (Hom. Od. V 44—50). В руках с этим жез­лом, усып­ля­ю­щим и про­буж­даю­щим людей, Гер­мес выпол­ня­ет одну из сво­их древ­ней­ших функ­ций про­вод­ни­ка душ умер­ших в аид, «пси­хо­пом­па» или помощ­ни­ка на пути в цар­ство мёрт­вых (Hom. Od. XXIV 1—5). Гер­мес оди­на­ко­во вхож в оба мира — жиз­ни и смер­ти; он посред­ник меж­ду тем и дру­гим, так же как и посред­ник меж­ду бога­ми и людь­ми. Он ведёт богинь Геру, Афи­ну и Афро­ди­ту на суд Пари­са (Eur. Andr. 274—287). Гер­мес — вест­ник богов, муж­ской корре­лят вест­ни­цы богов Ириды. Изъ­яв­ле­ние боже­ст­вен­ной воли при­хо­дит ино­гда во сне, и Гер­мес насы­ла­ет на людей сны с помо­щью сво­его жез­ла (Hymn. Hom. III 14). Води­тель­ство Гер­ме­са на путях жиз­ни и смер­ти пере­осмыс­ли­ва­ет­ся в эпо­ху клас­си­че­ской мифо­ло­гии как покро­ви­тель­ство геро­ям. Он вру­ча­ет Нефе­ле — мате­ри Фрик­са и Гел­лы зла­то­рун­но­го бара­на, на кото­ром они спа­са­ют­ся от маче­хи (Apol­lod. I 9, 1). Осно­ва­те­лю Фив Амфи­о­ну Гер­мес вру­ча­ет лиру, и с её помо­щью герой стро­ит сте­ны горо­да (III 5, 5); Пер­сею он вру­ча­ет меч для убий­ства Меду­зы (II 4, 2); Одис­сею откры­ва­ет тай­ну вол­шеб­ной тра­вы, чтобы спа­стись от кол­дов­ства Кир­ки (Hom. Od. X 227—306); Гер­мес спас бога Аре­са от коз­ней Ало­адов. Гер­мес охра­ня­ет геро­ев во вре­мя стран­ст­вий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог При­аму невреди­мым про­ник­нуть в стан Ахил­ла (XXIV 339—447), при­чём здесь ска­за­лось уме­ние Гер­ме­са откры­вать незри­мо любые узы (Hymn. Hom. III 410). Хит­рость и лов­кость Гер­ме­са дела­ют его покро­ви­те­лем плу­тов­ства и воров­ства. Опи­са­ние воров­ских подви­гов Гер­ме­са и исто­рия кра­жи мла­ден­цем Гер­ме­сом пре­крас­но­го ста­да коров у Апол­ло­на даёт­ся в гоме­ров­ском «Гимне Гер­ме­су» (III 68—94). Гер­мес обу­чил плу­тов­ству сво­его сына Авто­ли­ка — деда Одис­сея со сто­ро­ны мате­ри; хит­ро­умие Одис­сея — резуль­тат наслед­ст­вен­но­сти, полу­чен­ной от боже­ст­вен­но­го пред­ка (Hom. Od. XIX 394—398). Бла­го­да­ря хит­ро­сти и обма­ну Гер­мес осво­бо­дил Ио от чудо­вищ­но­го Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Гер­мес лов­ко убил одно­го из гиган­тов (Apol­lod. I 6, 2).

Функ­ция Гер­ме­са как покро­ви­те­ля пас­ту­ше­ства, умно­жаю­ще­го при­плод в ста­дах вме­сте с Гека­той (Hes. Theog. 444), вто­рич­на (ср. Пан — сын Гер­ме­са — бог стад). Гер­мес и Апол­лон вза­им­но обме­ня­лись рядом важ­ней­ших функ­ций или поде­ли­ли их меж­ду собой. Соглас­но мифу, слу­чай­но (ибо все слу­чай­ные наход­ки посы­ла­ют­ся Гер­ме­сом) най­дя чере­па­ху, Гер­мес впер­вые изгото­вил из её пан­ци­ря семи­ст­рун­ную лиру и пел под её акком­па­не­мент. Апол­лон уго­во­рил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. III 413—502). В при­да­чу Гер­мес вру­чил Апол­ло­ну свою с.293 сви­рель, за что полу­чил от того золо­той жезл и был им научен искус­ству гада­ния (Apol­lod. III 10, 2). В пери­од позд­ней антич­но­сти воз­ник образ Гер­ме­са Три­с­ме­ги­ста («три­жды вели­чай­ше­го») в свя­зи с бли­зо­стью Гер­ме­са поту­сто­рон­не­му миру; с этим обра­зом свя­зы­ва­лись оккульт­ные нау­ки и т. н. гер­ме­ти­че­ские (тай­ные, закры­тые, доступ­ные толь­ко посвя­щён­ным) сочи­не­ния.

Гер­мес почи­тал­ся на анфе­сте­ри­ях — празд­ни­ке про­буж­де­ния вес­ны и памя­ти умер­ших. В рим­ской мифо­ло­гии почи­тал­ся под име­нем Мер­ку­рия — покро­ви­те­ля тор­гов­ли.


Лит.: Ra­der­ma­cher L., Der ho­me­ri­sche Her­mes­hym­nus. Er­läu­tert und un­ter­sucht, W., 1931; Rain­geard P., Her­mès psy­cha­go­gue. Es­sai sur les Ori­gi­nes du cul­te d’Her­mès, P., 1935; Ke­ré­nyi K., Her­mes der See­len­füh­rer, Z., 1944; Brown O. N., Her­mes — the thief, Ma­di­son, 1947; Moor­sel G. v., The mys­te­ries of Her­mes Tris­me­gis­tus, Ut­recht, 1955.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди дошед­ших до нас про­из­веде­ний антич­ной пла­сти­ки: ста­туя «Гер­мес с мла­ден­цем Дио­ни­сом» Пра­к­си­те­ля. «Гер­мес» Поли­кле­та изве­стен в несколь­ких репли­ках, «Отды­хаю­щий Гер­мес» Лисип­па — в рим­ской копии; извест­ны так­же т. н. «Гер­мес Лудо­ви­зи», «Гер­мес Фар­не­зе», «Гер­мес из Бель­веде­ра» и др.; в чис­ле герм — пер­гам­ская копия про­из­веде­ния Алка­ме­на; сре­ди релье­фов — «Гер­мес и хари­ты». Под вли­я­ни­ем антич­ных изо­бра­же­ний Гер­ме­са с ягнён­ком на пле­чах, в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве сфор­ми­ро­вал­ся ико­но­гра­фи­че­ский тип «доб­ро­го пас­ты­ря». В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Гер­мес изо­бра­жа­ет­ся как сим­вол пла­не­ты Мер­ку­рий (во мно­гих евро­пей­ских язы­ках ртуть, кото­рой в алхи­мии вплоть до 17 в. отво­ди­лась исклю­чи­тель­но важ­ная роль, носи­ла имя этой пла­не­ты). Ино­гда Гер­мес изо­бра­жал­ся как бог крас­но­ре­чия. В сим­во­ли­ке эпо­хи Воз­рож­де­ния и с.294 барок­ко Гер­мес — про­вод­ник душ (рельеф Мала­те­сти­ан­ско­го хра­ма в Рими­ни; фрес­ка Рафа­э­ля «Гер­мес вво­дит Пси­хею на Олимп»), посла­нец богов (ста­туя «Мер­ку­рий» Джам­бо­ло­нья), миротво­рец (кар­ти­на П. П. Рубен­са «При­ми­ре­ние Марии Меди­чи со сво­им сыном») и др. Гер­ме­са изо­бра­жа­ли в обще­стве харит-гра­ций (Я. Тин­то­рет­то «Мер­ку­рий и три гра­ции»). В евро­пей­ском искус­стве 15—17 вв. осо­бен­но попу­ляр­ны сюже­ты: «Мер­ку­рий обез­глав­ли­ва­ет Аргоса» (Рубенс, Я. Йор­данс, Велас­кес, Рем­брандт и др.), «похи­ще­ние Мер­ку­ри­ем стад Адме­та» (Доме­ни­ки­но, К. Лоррен и др.) и др. В искус­стве 18 — нач. 19 вв. образ Гер­ме­са нахо­дит вопло­ще­ние глав­ным обра­зом в пла­сти­ке (Г. Р. Дон­нер, Ж. Б. Пигаль, Б. Торвальд­сен и др.).

См. также:
ГЕРМЕС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 292—294.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЙНО • ДЕЙОНЕЙ, ДЕИОНЕЙ • ДЕО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орфей, Эвридика и Гермес.
Рельеф. Римская копия эпохи Августа греческого оригинала второй половины V в. до н. э. работы Алкамена, ученика Фидия.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Орфей, Эвридика и Гермес.
Рельеф. Греческая копия ок. 50 г. до н. э. греческого оригинала второй 430-420 гг. до н. э.
Пентелийский мрамор.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гермес с младенцем Дионисом.
Пракситель.
Мрамор.
330 г. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии. Сцена «Лаодамия встречает Протесилая, вернувшегося из Аида».
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящий Гермес.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящий Гермес.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Сатирическая сцена: любовные похождения Зевса под окном Алкмены при содействии Гермеса.
Краснофигурный кратер-колокол (сторона A). Пестум.
350—340 гг. до н. э.
Приписывается вазописцу Астею.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
4. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-статуя (RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, BMCRR, CRR, RSC: Термин) в полный рост анфас; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
5. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА