У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 2-е изд.

АВГУР, АВГУРИЯ; АУСПИК, АУСПИЦИЯ (Augur, Augúrium; Aus­pex, Auspīcium). Авгу­ром или ауспи­ком назы­ва­ли пти­це­га­да­те­ля, одна­ко со вре­ме­нем это сло­во, подоб­но гре­че­ско­му οἰωνός, ста­ло исполь­зо­вать­ся в более широ­ком смыс­ле: его искус­ство назы­ва­лось авгу­рии или ауспи­ции. Плу­тарх сооб­ща­ет, что авгу­ров пер­во­на­чаль­но назы­ва­ли ауспи­ка­ми (Quaest. Rom. c. 72), и, по-види­мо­му, нет осно­ва­ний под­вер­гать это утвер­жде­ние сомне­нию, как дела­ет Хар­тунг (Har­tung, Die Re­li­gion der Rö­mer, vol. I p. 99) на осно­ва­нии Сер­вия (ad Virg. Aen. I. 402, III. 20). Надеж­ность Плу­тар­ха так­же под­твер­жда­ет­ся тем фак­том, что на рим­ских бра­ко­со­че­та­ни­ях лицо, пред­став­ля­ю­щее древ­не­го про­ри­ца­те­ля, назы­ва­лось ауспик, а не авгур (Cic. de Div. I. 16). Руби­но (Rö­mi­sch. Ver­fas­sung, p. 45) дела­ет вывод о раз­лич­ном зна­че­нии слов «ауспик» и «авгур», хотя счи­та­ет, что они мог­ли исполь­зо­вать­ся для обо­зна­че­ния одно­го и того же лица: пер­вое отно­си­лось толь­ко к наблюде­нию зна­ме­ний, а вто­рое — к их тол­ко­ва­нию. Эта точ­ка зре­ния, несо­мнен­но, под­твер­жда­ет­ся зна­че­ни­я­ми гла­го­лов aus­pi­ca­ri и augu­ra­ri, и то же самое раз­ли­чие, по-види­мо­му, суще­ст­ву­ет меж­ду сло­ва­ми aus­pi­cium и augu­rium, когда они исполь­зу­ют­ся вме­сте (Cic. de Div. I. 48, de Nat. Deor. II. 3), хотя часто они отно­сят­ся к одним и тем же зна­ме­ни­ям. Сло­во «ауспик» (aus­pex) было вытес­не­но сло­вом «авгур» (augur), но науч­ным тер­ми­ном для наблюде­ния, напро­тив, оста­ва­лись «ауспи­ции», а не «авгу­рии». Эти­мо­ло­гия сло­ва «ауспик» доста­точ­но ясна (от avis и кор­ня spec или spic), но для сло­ва «авгур» не столь бес­спор­на. Древ­ние грам­ма­ти­ки выво­ди­ли его из avis и ge­ro (Fes­tus, s. v. augur; Serv. ad Virg. Aen. V. 523), тогда как неко­то­рые совре­мен­ные авто­ры счи­та­ют, то его корень — aug, озна­чаю­щий «видеть» и ана­ло­гич­ный сан­скрит­ско­му akshi, латин­ско­му ocu­lus и немец­ко­му auge; а ur — это окон­ча­ние; таким обра­зом это сло­во соот­вет­ст­ву­ет англий­ско­му seer (про­видец). Дру­гие счи­та­ют, что это сло­во име­ет этрус­ское про­ис­хож­де­ние, и это не явля­ет­ся несов­ме­сти­мым с пред­по­ло­же­ни­ем о латин­ском или сабин­ском про­ис­хож­де­нии ауспи­ций (кото­рое будет изло­же­но ниже), посколь­ку сло­во «авгур» мог­ло быть при­вне­се­но вме­сте с этрус­ски­ми риту­а­ла­ми и таким обра­зом вытес­нить пер­во­на­чаль­ный тер­мин «ауспик». Одна­ко опре­де­лен­но­сти в этом вопро­се не суще­ст­ву­ет и, хотя пер­вая из назван­ных эти­мо­ло­гий пред­став­ля­ет­ся неве­ро­ят­ной, но на осно­ва­нии ана­ло­гии au-spex и au-ceps мы склон­ны счи­тать, что пер­вая часть сло­ва име­ет тот же корень, что и avis, а вто­рая может быть свя­зан­ной с ge­ro, тем более, что Прис­ци­ан (I. 6 § 36) назы­ва­ет auger и auge­ra­tus более древни­ми фор­ма­ми слов augur и augu­ra­tus. Гре­че­ские авто­ры, повест­ву­ю­щие о рим­ских собы­ти­ях, назы­ва­ют авгу­ров οἰωνο­πόλοι, οἰωνοσ­κό­ποι, οἰωνισ­ταί, οἱ ἐπ᾽ οἰωνοῖς ἱερεῖς. В Риме авгу­ры фор­ми­ро­ва­ли кол­ле­гию, но их исто­рию, функ­ции и обя­зан­но­сти луч­ше объ­яс­нить после того, как будет полу­че­но ясное пред­став­ле­ние о том, что такое ауспи­ции и кто имел пра­во их осу­ществлять.

Зна­ком­ство с этим вопро­сом чрез­вы­чай­но важ­но для всех изу­чаю­щих рим­скую исто­рию и древ­но­сти. В самые древ­ние вре­ме­на ни одно дело част­но­го или пуб­лич­но­го харак­те­ра не мог­ло совер­шить­ся без обра­ще­ния к ауспи­ци­ям, и этим вызван вопрос, задан­ный в широ­ко извест­ном отрыв­ке Ливия (VI. 41), «Aus­pi­ciis hanc ur­bem con­di­tam es­se, aus­pi­ciis bel­lo ac pa­ce, do­mo mi­li­tiae­que om­nia ge­ri, quis est, qui ig­no­ret?» («По пти­це­га­да­нию осно­ван этот город, без пти­це­га­да­ния ничто не обхо­дит­ся в войне и при мире, дома и в похо­де — кто это­го не зна­ет?»). Поэто­му крат­кое изло­же­ние наи­бо­лее важ­ных фак­тов, свя­зан­ных с ауспи­ци­я­ми, — боль­ше­го не поз­во­ля­ют рам­ки ста­тьи, — тре­бу­ет вни­ма­тель­но­го рас­смот­ре­ния.

Все антич­ные наро­ды были твер­до убеж­де­ны в том, что воля богов и гряду­щие собы­тия откры­ва­ют­ся людям через опре­де­лен­ные зна­ки, посы­лае­мые бога­ми в знак их бла­го­склон­но­сти к искрен­ним моля­щим­ся. Сле­до­ва­тель­но, аргу­мен­ты сто­и­ков о том, что если боги суще­ст­ву­ют, с.175 они заботят­ся о людях, а если они заботят­ся о людях, то долж­ны посы­лать им зна­ки сво­ей воли (Cic. de Leg. II. 13), настоль­ко пол­но выра­жа­ли народ­ное веро­ва­ние, что каж­дый, кто оспа­ри­вал их, рас­смат­ри­вал­ся не ина­че как ате­ист. Но в то вре­мя, как все наро­ды раз­лич­ны­ми путя­ми пыта­лись узнать волю богов, что поло­жи­ло нача­ло бес­чис­лен­ным раз­но­вид­но­стям гада­ний, у каж­до­го наро­да воз­ник­ло нечто вро­де народ­ной веры в то, что отдель­ные боги, покро­ви­тель­ст­ву­ю­щие им, откры­ва­ют буду­щее осо­бым, при­су­щим толь­ко им спо­со­бом. Сле­до­ва­тель­но, каж­дый народ имел свою нацио­наль­ную μαν­τι­κή или диви­на­цию (di­vi­na­tio), под­твер­жден­ную зако­на­ми и государ­ст­вен­ны­ми учреж­де­ни­я­ми и охра­няв­шу­ю­ся от сме­ше­ния с ино­зем­ны­ми эле­мен­та­ми стро­ги­ми поста­нов­ле­ни­я­ми. Так, рим­ляне рас­смат­ри­ва­ли аст­ро­ло­гию и в целом пред­ска­за­тель­ное искус­ство хал­де­ев как опас­ное нов­ше­ство; они обра­ща­ли мало вни­ма­ния на сны и еще мень­ше — на вдох­но­вен­ных про­ро­ков и про­вид­цев. С дру­гой сто­ро­ны, они научи­лись у этрус­ков при­да­вать боль­шое зна­че­ние необыч­ным при­род­ным явле­ни­ям (Pro­di­gia); подоб­но дру­гим сосед­ним наро­дам, пыта­лись узнать буду­щее по внут­рен­но­стям жертв (осо­бен­но на войне); счи­та­ли очень важ­ны­ми бла­го­при­ят­ные или небла­го­при­ят­ные пред­зна­ме­но­ва­ния (omi­na) и в опас­ные и труд­ные вре­ме­на обыч­но обра­ща­лись к Сивил­ли­ным кни­гам, полу­чен­ным от гре­ков; одна­ко харак­тер­ная для них и глу­бо­ко нацио­наль­ная раз­но­вид­ность гада­ния состо­я­ла в тех зна­ме­ни­ях, кото­рые обо­зна­ча­лись назва­ни­ем ауспи­ций. Соглас­но еди­но­душ­но­му свиде­тель­ству антич­ных авто­ров, наблюде­ние ауспи­ций было стар­ше само­го Рима, о кото­ром посто­ян­но сооб­ща­ет­ся, что он был осно­ван при бла­го­при­ят­ных ауспи­ци­ях; сле­до­ва­тель­но, их исполь­зо­ва­ние свя­зы­ва­лось с лати­на­ми или древ­ней­ши­ми жите­ля­ми горо­да. Поэто­му нет ника­ких при­чин при­пи­сы­вать ауспи­ци­ям этрус­ское про­ис­хож­де­ние, к чему скло­ня­ют­ся мно­гие совре­мен­ные авто­ры, в то вре­мя как ряд фак­тов ука­зы­ва­ет на про­ти­во­по­лож­ный вывод. Цице­рон, кото­рый сам был авгу­ром, в сво­ей рабо­те «О диви­на­ции» посто­ян­но обра­ща­ет­ся к рази­тель­но­му отли­чию ауспи­ций от этрус­ской систе­мы диви­на­ции и, хотя часто упо­ми­на­ет о дру­гих наро­дах, счи­таю­щих полет птиц ука­за­ни­ем на волю богов, но ни разу не гово­рит о суще­ст­во­ва­нии такой прак­ти­ки у этрус­ков. (Cic. de Div. I. 41, II. 35, 38; de Nat. Deor. II. 4). Вера в то, что полет птиц дает какие-то наме­ки на волю богов, по-види­мо­му, была рас­про­стра­не­на сре­ди мно­гих антич­ных наро­дов и явля­лась общей как для гре­ков, так и для рим­лян; но толь­ко у послед­них она была доведе­на до закон­чен­ной систе­мы, регу­ли­ру­е­мой посто­ян­ны­ми пра­ви­ла­ми и пере­даю­щей­ся от поко­ле­ния к поко­ле­нию. В Гре­ции ора­ку­лы вытес­ни­ли птиц и буду­щее ста­ли узна­вать от Апол­ло­на и дру­гих богов, реже от Зев­са, имев­ше­го в Гре­ции очень мало ора­ку­лов. В Риме про­изо­шло обрат­ное: буду­щее узна­ва­ли от Юпи­те­ра, а пти­цы счи­та­лись его вест­ни­ка­ми (Aves in­ter­nun­tiae Jovis, Cic. de Di­vin. II. 34; In­terpre­tes Jovis op­ti­mi ma­xi­mi pub­li­ci augu­res, Cic. de Leg. II. 8). В целом, сле­ду­ет отме­тить, что рим­ские ауспи­ции име­ли пол­но­стью прак­ти­че­ский харак­тер: они не дава­ли инфор­ма­ции о буду­щем ходе собы­тий, они не сооб­ща­ли людям, что долж­но слу­чить­ся, а лишь учи­ли их тому, что им сле­ду­ет или не сле­ду­ет делать; они не уста­нав­ли­ва­ли ника­кой при­чи­ны реше­ния Юпи­те­ра — а про­сто объ­яв­ля­ли: да или нет.

Сло­ва «авгу­рия» (augu­rium) и «ауспи­ция» (aus­pi­cium) с тече­ни­ем вре­ме­ни ста­ли обо­зна­чать наблюде­ния за раз­лич­ны­ми вида­ми зна­ме­ний. Они под­разде­ля­лись на пять видов: ex cae­lo, ex avi­bus, ex tri­pu­diis, ex quad­ru­pe­di­bus, ex di­ris. Три послед­них не явля­лись частью древ­них ауспи­ций. Наблюде­ние за небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми, таки­ми как мол­ния, было есте­ствен­ным обра­зом свя­за­но с наблюде­ни­ем за небом с целью увидеть птиц и поэто­му в древ­ние вре­ме­на долж­но было вхо­дить в состав ауспи­ций; ибо на ран­ней сту­пе­ни раз­ви­тия обще­ства все­гда счи­та­лось, что мол­нии и тому подоб­ные явле­ния посы­ла­ют боги. Сле­ду­ет ска­зать несколь­ко слов о каж­дом из этих пяти видов гада­ний.

1. Ex cae­lo. Оно вклю­ча­ло наблюде­ние за раз­лич­ны­ми вида­ми гро­ма и мол­ний и счи­та­лось самы­ми важ­ны­ми, выс­ши­ми ауспи­ци­я­ми (Serv. ad Virg. Aen. II. 693; Cic. de Div. II. 18, &c.; Fes­tus, s. v. Coe­les­tia). Тол­ко­ва­ние этих явле­ний было ско­рее этрус­ским, чем рим­ским, и упо­ми­на­ния здесь заслу­жи­ва­ет лишь один свя­зан­ный с ними момент: если лицо, име­ю­щее пра­во совер­шать ауспи­ции, заяв­ля­ло, что Юпи­тер послал гром или мол­нию, то про­во­дить коми­ции было нель­зя (Cic. de Div. II. 14, Phi­lipp. V. 3).

2. Ex avi­bus. Лишь неко­то­рые пти­цы мог­ли пода­вать рим­ля­нам зна­ме­ния (Cic. de Div. II. 34). Они дели­лись на два рода: Os­ci­nes пода­ва­ли зна­ме­ния пени­ем или голо­сом, а Ali­tes — поле­том. (Fes­tus, s. v. Os­ci­nes). К пер­во­му роду отно­сил­ся ворон (cor­vus) и воро­на (cor­nix), пер­вый из кото­рых пода­вал бла­го­при­ят­ный знак (aus­pi­cium ra­tum), если появ­лял­ся спра­ва, а вто­рая — наобо­рот, если была заме­че­на сле­ва (Plaut. Asin. II. 1. 12; Cic. de Div. I. 39); а так­же сова (noc­tua, Fes­tus, s. v. Os­ci­nes), и кури­ца (gal­li­na, Cic. de Div. II. 26). К aves ali­tes преж­де все­го при­над­ле­жал орел (aqui­la), кото­ро­го пре­иму­ще­ст­вен­но назы­ва­ют пти­цей Юпи­те­ра (Jovis ales), затем кор­шун (vul­tur), а кро­ме них в этот класс, веро­ят­но, вклю­ча­лись avis san­qua­lis, так­же назы­вае­мый os­sif­ra­ga (орлан-бело­хвост или кре­чет) и im­mus­su­lus или im­mus­cu­lus (ср. Virg. Aen. I. 394; Liv. I. 7, 34; Fes­tus, s. v. san­qua­lis; Plin. H. N. X. 7). Неко­то­рые пти­цы отно­си­лись и к os­ci­nes, и к ali­tes: напри­мер, Pi­cus Mar­tius (дятел), Fe­ro­nius и Parrha (Plin. H. N. X. 18, s. 20; Hor. Carm. III. 27. 15; Fes­tus, s. v. Os­ci­num tri­pu­dium). Тако­вы были основ­ные пти­цы, наблюдав­ши­е­ся при ауспи­ци­ях. Каж­дый звук и дви­же­ние каж­дой пти­цы име­ли раз­лич­ное зна­че­ние в зави­си­мо­сти от раз­лич­ных обсто­я­тельств или вре­мен года, в кото­рые они наблюда­лись, но эти дета­ли не заслу­жи­ва­ют даль­ней­ше­го упо­ми­на­ния в насто­я­щей ста­тье. Если пти­цы одоб­ря­ли какое-то пред­при­я­тие, о них гово­ри­ли ad­di­ce­re, ad­mit­te­re или se­cun­da­re, и затем назы­ва­ли их ad­dic­ti­vae, ad­mis­si­vae, se­cun­dae или prae­pe­tes; в слу­чае небла­го­при­ят­ных зна­ме­ний о них гово­ри­ли ab­di­ce­re, ar­ce­re, ref­ra­ga­ri и т. д., и затем назы­ва­ли их ad­ver­sae или al­te­rae. Пти­цы, давав­шие небла­го­при­ят­ные зна­ме­ния, име­но­ва­лись fu­neb­res, in­hi­bi­tae, lu­gub­res, ma­lae и т. д., а такие ауспи­ции назы­ва­лись cli­via и cla­ma­to­ria.

3. Ex Tri­pu­diis. Эти ауспи­ции совер­ша­лись на осно­ва­нии корм­ле­ния цып­лят и осо­бен­но часто прак­ти­ко­ва­лись в воен­ных похо­дах. Соглас­но уче­нию авгу­ров, любая пти­ца мог­ла дать tri­pu­dium (Cic. de Div. II. 34); одна­ко в с.176 более позд­ние вре­ме­на обыч­ной прак­ти­кой ста­ло исполь­зо­ва­ние для этой цели толь­ко цып­лят (pul­li). Их дер­жа­ли в клет­ке, на попе­че­нии лица, назы­вае­мо­го пул­ла­ри­ем (pul­la­rius); а когда необ­хо­ди­мо было совер­шить ауспи­ции, пул­ла­рий откры­вал клет­ку и кидал цып­ля­там горох или нечто вро­де мяг­кой лепеш­ки. Если они отка­зы­ва­лись вый­ти или кле­вать, или изда­ва­ли кри­ки (oc­ci­ne­rent), или били кры­лья­ми, или уле­та­ли — зна­ме­ние счи­та­лось небла­го­при­ят­ным (Liv. X. 40; Val. Max. I. 4 § 3). Напро­тив, если они жад­но кле­ва­ли, так что крош­ки выпа­да­ли у них из клю­вов и пада­ли на зем­лю, это назы­ва­лось tri­pu­dium so­lis­ti­mum, (tri­pu­dium qua­si ter­ri­pa­vium, so­lis­ti­mum, от so­lum, соглас­но антич­ным авто­рам, Cic. de Div. II. 34) и счи­та­лось бла­го­при­ят­ным зна­ме­ни­ем. Две дру­гих раз­но­вид­но­сти tri­pu­dia упо­ми­на­ет Фест: tri­pu­dium os­ci­num — по кри­ку птиц, и so­ni­vium — по зву­ку горо­ха, падаю­ще­го на зем­лю; чем отли­ча­лось послед­нее гада­ние от tri­pu­dium so­lis­ti­mum, нам не извест­но. (Cic. ad Fam. VI. 6; см. так­же Фест, s. vv. puls, tri­pu­dium, os­ci­num tri­pu­dium).

4. Ex quad­ru­pe­di­bus. Зна­ме­ния мог­ли так­же пода­вать чет­ве­ро­но­гие живот­ные, но такие зна­ме­ния не явля­лись частью пер­во­на­чаль­ной нау­ки авгу­ров и нико­гда не исполь­зо­ва­лись ими при совер­ше­нии ауспи­ций для государ­ства или при осу­щест­вле­нии их искус­ства в стро­гом смыс­ле сло­ва. Их сле­ду­ет рас­смат­ри­вать лишь как раз­но­вид­ность част­ных гада­ний, кото­рая, есте­ствен­но, была постав­ле­на под наблюде­ние авгу­ров и пре­вра­ще­на ими в сво­его рода систе­му. Так, сооб­ща­ет­ся, что когда лиса, волк, лошадь, соба­ка или любое чет­ве­ро­но­гое пере­бе­га­ло кому-то доро­гу или появ­ля­лось в необыч­ном месте, — это рас­смат­ри­ва­лось как зна­ме­ние (см. e. g. Hor. Carm. III. 27). К это­му клас­су зна­ме­ний отно­сил­ся ауспи­ций «ярмо», juge aus­pi­cium (Cic. de Div. II. 36; Fest. s. v. juges aus­pi­cium; Serv. ad Virg. Aen. III. 537).

5. Ex di­ris, т. е. sig­nis. Так назы­ва­лись любые зна­ме­ния, не отно­ся­щи­е­ся к четы­рем назван­ным выше клас­сам, такие как чиха­ние, споты­ка­ние и про­чие слу­чай­но­сти (ср. Serv. ad Virg. Aen. IV. 453). Суще­ст­во­ва­ло важ­ное зна­ме­ние это­го рода, свя­зан­ное с арми­ей и назы­вав­ше­е­ся ex acu­mi­ni­bus: пла­мя, появ­ля­ю­ще­е­ся на ост­ри­ях копий или ино­го ору­жия (Cic. de Div. II. 36, de Nat. Deor. II. 3; Dio­nys. V. 46).

Обыч­но ауспи­ции в стро­гом смыс­ле сло­ва (т. е. ex cae­lo и ex avi­bus) осу­ществля­лись сле­дую­щим обра­зом. Сна­ча­ла совер­шаю­щий их чело­век с помо­щью жез­ла (li­tuus) очер­чи­вал часть неба (назы­вав­шу­ю­ся templum или tes­cum), в кото­рой соби­рал­ся про­во­дить наблюде­ния. То место, где он дол­жен был совер­шать ауспи­ции, так­же отде­ля­лось от осталь­ной зем­ли тор­же­ст­вен­ной фор­му­лой и тоже назы­ва­лось templum или tes­cum. Затем он ста­вил в этом месте шатер (ta­ber­na­cu­lum ca­pe­re), и этот шатер тоже назы­вал­ся templum или точ­нее — templum mi­nus [TEMPLUM]. Внут­ри стен Рима, точ­нее гово­ря, внут­ри поме­рия, не было необ­хо­ди­мо­сти выби­рать пози­цию и ста­вить на ней шатер, ибо в кре­по­сти, на вер­шине Капи­то­лий­ско­го хол­ма, суще­ст­во­ва­ло место, назы­вав­ше­е­ся Авгу­ра­кул и раз и навсе­гда освя­щен­ное для этой цели (Fes­tus, s. v. Augu­ra­cu­lum; cf. Liv. I. 18, IV. 18; Cic. de Off. III. 16). Подоб­но это­му, в каж­дом рим­ском лаге­ре было место, назы­вав­ше­е­ся авгу­рал (Tac. Ann. II. 13, XV. 30) и слу­жив­шее для той же цели; но в осталь­ных слу­ча­ях необ­хо­ди­мо было освя­тить место и поста­вить шатер — как, напри­мер, на Мар­со­вом поле перед про­веде­ни­ем цен­ту­ри­ат­ных коми­ций. Лицо, совер­шав­шее ауспи­ции, ожи­да­ло появ­ле­ния бла­го­при­ят­ных зна­ме­ний; но необ­хо­ди­мо было, чтобы в тече­ние это­го вре­ме­ни ничто его не пре­ры­ва­ло (si­len­tium); поэто­му сло­во si­len­tium в более широ­ком смыс­ле обо­зна­ча­ло отсут­ст­вие любых изъ­я­нов. Напро­тив, все, что дела­ло ауспи­ции недей­ст­ви­тель­ны­ми, назы­ва­лось vi­tium (Cic. de Div. II. 34; Fes­tus, s. v. si­len­tio sur­ge­re); поэто­му мы посто­ян­но встре­ча­ем у Ливия и дру­гих авто­ров упо­ми­на­ния о vi­tio ma­gistra­tus crea­ti, vi­tio lex la­ta, &c. Наблюде­ние ауспи­ций назы­ва­лось spec­tio или ser­va­re de coe­lo, объ­яв­ле­ние об увиден­ном — nun­tia­tio, или, если ауспи­ции были небла­го­при­ят­ны — ob­nun­tia­tio. В послед­нем слу­чае лицо, совер­шав­шее ауспи­ции, по-види­мо­му, обыч­но объ­яв­ля­ло alio die, в резуль­та­те чего про­во­ди­мое меро­при­я­тие — коми­ции или что-либо дру­гое — пол­но­стью оста­нав­ли­ва­лось (Cic. de Leg. II. 12).

Объ­яс­нив, что пред­став­ля­ли собой ауспи­ции и как они совер­ша­лись, мы долж­ны уста­но­вить, кто имел пра­во их совер­шать. Преж­де все­го, досто­вер­но извест­но, что в древ­ние вре­ме­на их не мог совер­шать никто, кро­ме пат­ри­ци­ев, и пле­беи не име­ли пра­ва это­го делать. Боги рим­ско­го государ­ства были бога­ми толь­ко пат­ри­ци­ев, поэто­му попыт­ка пле­бея тол­ко­вать их волю рас­смат­ри­ва­лась как про­фа­на­ция. Таким обра­зом, обла­да­ние ауспи­ци­я­ми (ha­be­re aus­pi­cia) было одной из наи­бо­лее извест­ных пре­ро­га­тив пат­ри­ци­ев: об ауспи­ци­ях гово­ри­ли, что они в руках отцов (pe­nes pat­rum), и назы­ва­ли их aus­pi­cia pat­rum (Liv. VI. 41, X. 81, cf. IV. 6). Далее, может пока­зать­ся, что каж­дый пат­ри­ций имел пра­во совер­шать ауспи­ции; одна­ко сле­ду­ет ука­зать на одно раз­ли­чие. Уже было отме­че­но, что в самые древ­ние вре­ме­на ни одно дело част­но­го или пуб­лич­но­го харак­те­ра не мог­ло совер­шить­ся без обра­ще­ния к ауспи­ци­ям (ni­si aus­pi­ca­to, Cic. de Div. I. 16; Val. Max. II. 1 § 1); отсюда воз­ник­ло раз­ли­чие меж­ду ауспи­ци­я­ми част­ны­ми (aus­pi­cia pri­va­ta) и обще­ст­вен­ны­ми (aus­pi­cia pub­li­ca). Чаще все­го част­ные ауспи­ции совер­ша­лись при заклю­че­нии бра­ка (Cic., Val. Max. ll. cc.); поэто­му после того, как част­ные ауспи­ции пол­но­стью вышли из употреб­ле­ния, в позд­ней­шие вре­ме­на рим­ляне (в соот­вет­ст­вии со сво­ей обыч­ной любо­вью к сохра­не­нию древ­них форм) име­ли обы­чай при­вле­кать к уча­стию в свадь­бах ауспи­ков, кото­рые, одна­ко, все­го лишь игра­ли роль дру­зей жени­ха, свиде­тель­ст­во­ва­ли выпла­ту при­да­но­го и следи­ли за соблюде­ни­ем раз­лич­ных сва­деб­ных обрядов (Plaut. Cas. prol. 85; Suet. Claud. 26; Tac. Ann. XI. 27). Пат­ри­ции исполь­зо­ва­ли уча­стие ауспи­ков в свадь­бах как весо­мый аргу­мент про­тив бра­ков меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми, кото­рые, по их сло­вам, долж­ны были при­ве­сти к per­tur­ba­tio­nem aus­pi­cio­rum pub­li­co­rum pri­va­to­rum­que (Liv. IV. 2). В дру­гом месте у Ливия обла­да­ние эти­ми част­ны­ми ауспи­ци­я­ми выра­же­но сло­ва­ми pri­va­tim aus­pi­cia ha­be­re (Liv. VI. 41). По-види­мо­му, эти част­ные ауспи­ции совер­шал любой пат­ри­ций, с.177 знав­ший, как созда­вать templa, зна­ко­мый с искус­ст­вом гада­ния и назы­вав­ший­ся поэто­му ауспи­ком или авгу­ром: судя по все­му, в таких слу­ча­ях не было ни необ­хо­ди­мо­сти, ни обы­чая обра­щать­ся к пуб­лич­ным авгу­рам, чле­нам кол­ле­гии, кото­рые поэто­му часто назы­ва­лись augu­res pub­li­ci, чтобы отли­чить их от част­ных авгу­ров (Cic. de Leg. II. 8, ad Fam. VI. 6; Fes­tus, s. v. quin­que ge­ne­ra). Одна­ко эта ситу­а­ция силь­но отли­ча­лась от обще­ст­вен­ных ауспи­ций, кото­рые обыч­но назы­ва­ли про­сто ауспи­ци­я­ми, — т. е., от тех ауспи­ций, кото­рые отно­си­лись к государ­ству. Их мог­ли совер­шать толь­ко лица, пред­став­ля­ю­щие государ­ство и дей­ст­ву­ю­щие как посред­ни­ки меж­ду бога­ми и государ­ст­вом; ибо хотя все пат­ри­ции име­ли пра­во совер­шать ауспи­ции, но толь­ко маги­ст­ра­ты дей­ст­ви­тель­но ими обла­да­ли. До тех пор, пока суще­ст­во­ва­ли какие-либо маги­ст­ра­ты-пат­ри­ции, ауспи­ции нахо­ди­лись исклю­чи­тель­но в их руках; они полу­ча­ли ауспи­ции при вступ­ле­нии в долж­ность (ac­ci­pie­bant aus­pi­cia, Cic. de Div. II. 36), обла­да­ли ими до тех пор, пока нахо­ди­лись на сво­ем посту (ha­be­bant или erant eorum aus­pi­cia, Gell. XIII. 15) и сла­га­ли их по исте­че­нии сро­ка пол­но­мо­чий (po­ne­bant или de­po­ne­bant aus­pi­cia, Cic. de Nat. Deor. II. 3). Одна­ко в слу­чае, если маги­ст­ра­ты-пат­ри­ции отсут­ст­во­ва­ли, ауспи­ции пере­хо­ди­ли ко всей сово­куп­но­сти пат­ри­ци­ев, что обо­зна­ча­лось сло­ва­ми aus­pi­cia ad pat­res re­deunt (Cic. Brut. 5). В цар­ский пери­од это слу­ча­лось после смер­ти царя; пат­ри­ции тогда выби­ра­ли интеррек­са, кото­ро­го наде­ля­ли пра­вом совер­шать ауспи­ции и, таким обра­зом, высту­пать посред­ни­ком меж­ду бога­ми и государ­ст­вом при избра­нии ново­го царя. Подоб­ное про­ис­хо­ди­ло и в рес­пуб­ли­кан­ский пери­од: когда счи­та­лось, что ауспи­ции при избра­нии кон­су­лов не были совер­ше­ны долж­ным обра­зом и кон­су­лы поэто­му долж­ны были сло­жить свои пол­но­мо­чия, ауспи­ции воз­вра­ща­лись ко всей сово­куп­но­сти пат­ри­ци­ев, кото­рые при­бе­га­ли к меж­ду­цар­ст­вию, чтобы воз­об­но­вить ауспи­ции и в без­упреч­ном состо­я­нии пере­дать их новым маги­ст­ра­там; отсюда про­ис­хо­дит выра­же­ние re­pe­te­re de in­teg­ro aus­pi­cia и re­no­va­re per in­ter­reg­num aus­pi­cia (Liv. V. 17, 31, VI. 1).

Из ска­зан­но­го мож­но сде­лать вывод, что рим­ское государ­ство было раз­но­вид­но­стью тео­кра­тии: его пра­ви­те­ля­ми были боги, и посред­ст­вом ауспи­ций они объ­яв­ля­ли свою волю пред­ста­ви­те­лям наро­да, то есть, маги­ст­ра­там. Отсюда сле­ду­ет, что, как уже отме­ча­лось, ни одно государ­ст­вен­ное дело не мог­ло быть совер­ше­но без обра­ще­ния к ауспи­ци­ям — ни про­веде­ние выбо­ров, ни при­ня­тие зако­на, ни веде­ние вой­ны, — ибо пре­не­бре­же­ние ауспи­ци­я­ми было рав­но­знач­но заяв­ле­нию, что боги пере­ста­ли управ­лять рим­ским государ­ст­вом.

В свя­зи с ауспи­ци­я­ми сле­ду­ет рас­смот­реть еще три вопро­са: 1. Отно­ше­ние маги­ст­ра­тов к авгу­рам при совер­ше­нии ауспи­ций. 2. Спо­соб полу­че­ния ауспи­ций маги­ст­ра­та­ми. 3. Вза­и­моот­но­ше­ния раз­лич­ных маги­ст­ра­тов меж­ду собой в свя­зи с ауспи­ци­я­ми. По каж­до­му из этих важ­ных вопро­сов мы можем сде­лать лишь несколь­ко корот­ких заме­ча­ний и за более пол­ной инфор­ма­ци­ей долж­ны ото­слать чита­те­лей к пре­крас­но­му все­сто­рон­не­му иссле­до­ва­нию Руби­но (Ru­bi­no, Röm. Ver­fas­sung, p. 48, &c.), кото­ро­му мы обя­за­ны боль­шей частью дан­ной ста­тьи.

1. Одной из наи­бо­лее слож­ных про­блем, свя­зан­ных с этим пред­ме­том, явля­ет­ся раз­ли­чие меж­ду обя­зан­но­стя­ми маги­ст­ра­тов и авгу­ров при совер­ше­нии ауспи­ций; но, веро­ят­но, удо­вле­тво­ри­тель­ное раз­ре­ше­ние этих труд­но­стей мож­но най­ти с помо­щью исто­ри­че­ско­го под­хо­да к вопро­су. Сооб­ща­ет­ся, что цари не толь­ко обла­да­ли ауспи­ци­я­ми, но и сами были зна­ко­мы с этим искус­ст­вом и осу­ществля­ли его на прак­ти­ке. Рому­ла назы­ва­ют наи­луч­шим авгу­ром, и от него все после­дую­щие авгу­ры полу­чи­ли глав­ный сим­вол сво­ей долж­но­сти — литу­ус (li­tuus), с помо­щью кото­ро­го царь осу­ществлял свою дея­тель­ность (Cic. de Div. I. 2, II. 17; Liv. I. 10). Далее, утвер­жда­ет­ся, что он назна­чил трех авгу­ров, но толь­ко в каче­стве сво­их помощ­ни­ков при совер­ше­нии ауспи­ций — обсто­я­тель­ство, кото­рое важ­но иметь в виду (Cic. de Rep. II. 9). Их досто­ин­ство посте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось бла­го­да­ря их уча­стию в инав­гу­ра­ции царей, а так­же вслед­ст­вие того, что они ста­ли хра­ни­те­ля­ми авгур­ской нау­ки. Обра­зуя кол­ле­гию, они пере­да­ва­ли сво­им пре­ем­ни­кам раз­лич­ные пра­ви­ла этой нау­ки, тогда как цари и затем рес­пуб­ли­кан­ские маги­ст­ра­ты мог­ли менять­ся. Таким обра­зом, их обя­зан­но­сти ста­ли двой­ст­вен­ны­ми: помощь маги­ст­ра­там при совер­ше­нии ауспи­ций и сохра­не­ние науч­ных зна­ний об этом искус­стве. Сами они не обла­да­ли ауспи­ци­я­ми, хотя раз­би­ра­лись в них луч­ше, чем маги­ст­ра­ты; не выпол­ня­ли ника­ких неза­ви­си­мых функ­ций — ни поли­ти­че­ских, ни рели­ги­оз­ных — и поэто­му опи­сы­ва­ют­ся Цице­ро­ном как pri­va­ti (De Di­vin. I. 40). Посколь­ку авгу­ры, таким обра­зом, были все­го лишь помощ­ни­ка­ми маги­ст­ра­тов, они не мог­ли совер­шать ауспи­ции без послед­них, хотя маги­ст­ра­ты, напро­тив, мог­ли обхо­дить­ся без помо­щи авгу­ров, как часто долж­но было про­ис­хо­дить при назна­че­нии кон­су­лом дик­та­то­ра в усло­ви­ях воен­но­го похо­да вда­ли от горо­да. В то же вре­мя, сле­ду­ет иметь в виду, что авгу­ры были тол­ко­ва­те­ля­ми этой нау­ки, они име­ли пра­во объ­яв­лять о том, были ли ауспи­ции дей­ст­ви­тель­ны­ми или недей­ст­ви­тель­ны­ми, а так­же о том, при­сут­ст­во­ва­ли ли они (авгу­ры) при их про­веде­нии; и тот, кто оспа­ри­вал их реше­ние, под­ле­жал суро­во­му нака­за­нию (Cic. de Leg. II. 8). Таким обра­зом, они фак­ти­че­ски обла­да­ли пра­во вето в отно­ше­нии всех важ­ных обще­ст­вен­ных дел. Имен­но эта власть сде­ла­ла дан­ную долж­ность пред­ме­том жела­ний самых выдаю­щих­ся людей Рима и дала осно­ва­ние Цице­ро­ну (кото­рый и сам был авгу­ром) опи­сать ее как наи­выс­шее досто­ин­ство в государ­стве (de Leg. II. 12). Авгу­ры часто исполь­зо­ва­ли свою власть как поли­ти­че­ское сред­ство — чтобы сде­лать недей­ст­ви­тель­ным избра­ние тех пар­тий, кото­рые были пред­став­ля­ли угро­зу для исклю­чи­тель­ных при­ви­ле­гий пат­ри­ци­ев (Liv. VI. 27, VIII. 23).

Хотя авгу­ры и мог­ли объ­яв­лять о нару­ше­ни­ях, допу­щен­ных в ходе ауспи­ций, но с дру­гой сто­ро­ны, их долж­ность не дава­ла им пра­ва заяв­лять, что им яви­лось некое небла­го­при­ят­ное зна­ме­ние — ибо ауспи­ции посы­ла­лись не им. Так, сооб­ща­ет­ся, что авгу­ры не обла­да­ли spec­tio, то есть, пра­вом совер­ше­ния государ­ст­вен­ных ауспи­ций. Это spec­tio (наблюде­ние), о кото­ром уже крат­ко гово­ри­лось выше, име­ло две раз­но­вид­но­сти: рас­ши­рен­ную и огра­ни­чен­ную. В пер­вом слу­чае лицо, совер­шав­шее наблюде­ния, мог­ло оста­но­вить дей­ст­вия любо­го дру­го­го маги­ст­ра­та путем обнун­ци­а­ции: это пра­во назы­ва­лось spec­tio et с.178 nun­tia­tio (воз­мож­но, так­же spec­tio cum nun­tia­tio­ne) и при­над­ле­жа­ло толь­ко выс­шим маги­ст­ра­там: кон­су­лам, дик­та­то­рам, интеррек­сам и, с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми, пре­то­рам. Во вто­ром слу­чае долж­ност­ное лицо совер­ша­ло наблюде­ния лишь для выпол­не­ния сво­их соб­ст­вен­ных обя­зан­но­стей и не мог­ло вме­ши­вать­ся в дея­тель­ность дру­го­го маги­ст­ра­та: это пра­во назы­ва­лось spec­tio si­ne nun­tia­tio­ne и при­над­ле­жа­ло всем осталь­ным маги­ст­ра­там: цен­зо­рам, эди­лам и кве­сто­рам. Посколь­ку авгу­ры не обла­да­ли ауспи­ци­я­ми, соот­вет­ст­вен­но, они не име­ли и пра­ва наблюде­ния (ha­be­re spec­tio­nem); но ввиду того, что авгу­ры посто­ян­но участ­во­ва­ли в про­во­ди­мых маги­ст­ра­та­ми ауспи­ци­ях, они осу­ществля­ли наблюде­ние, хотя и не обла­да­ли пра­вом наблюде­ния в силу сво­ей долж­но­сти. Когда авгу­ры при­вле­ка­лись маги­ст­ра­та­ми к уча­стию в ауспи­ци­ях, они полу­ча­ли пра­во нун­ци­а­ции, то есть, мог­ли оста­но­вить любое важ­ное обще­ст­вен­ное дело с помо­щью обнун­ци­а­ции — заяв­ле­ния о небла­го­при­ят­ных зна­ме­ни­ях (Cic. de Leg. II. 12). Таким обра­зом мож­но понять утвер­жде­ние Цице­ро­на (Phi­lipp. II. 32), что авгу­ры име­ют пра­во нун­ци­а­ции, а кон­су­лы и дру­гие (выс­шие) маги­ст­ра­ты — как пра­во наблюде­ния, так и пра­во нун­ци­а­ции; хотя в то же вре­мя сле­ду­ет иметь в виду, что пра­во нун­ци­а­ции при­над­ле­жа­ло авгу­рам толь­ко вслед­ст­вие того, что маги­ст­ра­ты при­вле­ка­ли их к ауспи­ци­ям. (О фраг­мен­те Феста, s. v. spec­tio, где, как кажет­ся, пре­по­да­ет­ся иное уче­ние, см. Ru­bi­no, p. 58).

2. Гово­ря о спо­со­бе полу­че­ния ауспи­ций маги­ст­ра­та­ми, нет при­чин счи­тать вслед за мно­ги­ми совре­мен­ны­ми авто­ра­ми, что ауспи­ции пере­да­ва­лись им каким-то осо­бым обра­зом. Маги­ст­ра­ты полу­ча­ли ауспи­ции в силу само­го акта их избра­ния, ибо коми­ции, назна­чав­шие их на долж­ность, про­во­ди­лись по совер­ше­нии ауспи­ций (aus­pi­ca­to) и, сле­до­ва­тель­но, счи­та­лось, что их назна­че­ние одоб­ре­но бога­ми. Таким обра­зом, ауспи­ции пере­хо­ди­ли в их руки немед­лен­но после ухо­да в отстав­ку их пред­ше­ст­вен­ни­ков по долж­но­сти. Мне­ние о том, что маги­ст­ра­ты полу­ча­ли ауспи­ции путем како­го-то спе­ци­аль­но­го акта, воз­ник­ло бла­го­да­ря двум обсто­я­тель­ствам. Во-пер­вых, новый маги­ст­рат сра­зу после полу­но­чи, в кото­рую начи­нал­ся срок его долж­но­сти, все­гда наблюдал небе­са, чтобы полу­чить бла­го­при­ят­ное зна­ме­ние для нача­ла сво­их обя­зан­но­стей (Dio­nys. II. 6). Одна­ко он делал это не для того, чтобы полу­чить ауспи­ции; он ими уже обла­дал и имен­но в силу обла­да­ния ауспи­ци­я­ми имел пра­во наблюдать небе­са. Вто­рое обсто­я­тель­ство, на кото­рое нам ука­зы­ва­ют, — это инав­гу­ра­ция царей в кре­по­сти (Arx) после их избра­ния коми­ци­я­ми (Liv. I. 18). Одна­ко эта инав­гу­ра­ция отно­си­лась толь­ко к жре­че­ской долж­но­сти царя и поэто­му не совер­ша­лась в отно­ше­нии рес­пуб­ли­кан­ских маги­ст­ра­тов, хотя по-преж­не­му осу­ществля­лась при назна­че­нии царя свя­щен­но­дей­ст­вий и дру­гих жре­цов.

3. Ауспи­ции, при­над­ле­жав­шие раз­лич­ным маги­ст­ра­там, дели­лись на два вида: боль­шие и малые ауспи­ции (aus­pi­cia ma­xi­ma или majo­ra и mi­no­ra). Пер­вые сна­ча­ла при­над­ле­жа­ли царям, а после учреж­де­ния рес­пуб­ли­ки пере­шли к кон­су­лам и экс­тра­ор­ди­нар­ным маги­ст­ра­там: дик­та­то­рам, интеррек­сам и кон­су­ляр­ным три­бу­нам. После того, как с тече­ни­ем вре­ме­ни кон­су­лы лиши­лись части сво­их пол­но­мо­чий и для осу­щест­вле­ния этих пол­но­мо­чий были учреж­де­ны отдель­ные маги­ст­ра­ты, они, есте­ствен­но, тоже полу­чи­ли боль­шие ауспи­ции; так про­изо­шло с цен­зо­ра­ми и пре­то­ра­ми. Напро­тив, кве­сто­ры и куруль­ные эди­лы име­ли лишь малые ауспи­ции, ибо полу­ча­ли их от кон­су­лов и пре­то­ров теку­ще­го года, и их ауспи­ции про­ис­хо­ди­ли от боль­ших ауспи­ций стар­ших маги­ст­ра­тов (Mes­sal­la, ap. Gell. XIII. 15).

Оста­ет­ся про­следить исто­рию кол­ле­ги авгу­ров. Мы уже виде­ли, что соглас­но обще­при­ня­то­му в антич­но­сти мне­нию, авгу­рат вел свое про­ис­хож­де­ние от пер­во­го рим­ско­го царя, и утвер­жда­лось, что Ромул назна­чил кол­ле­гию из трех авгу­ров в соот­вет­ст­вии с коли­че­ст­вом древ­них триб: рам­нов, тици­ев и луце­ров. Таков рас­сказ Цице­ро­на (de Rep. II. 9), кото­рый счи­та­ет, что Нума доба­вил еще двух авгу­ров (II. 14), не пояс­няя, одна­ко, как эти послед­ние соот­но­си­лись с три­ба­ми. С дру­гой сто­ро­ны, име­ют­ся раз­лич­ные утвер­жде­ния Ливия, пер­вое из кото­рых (IV. 4), веро­ят­но, явля­ю­ще­е­ся ошиб­кой, при­пи­сы­ва­ет учреж­де­ние авгу­ров Нуме, по-види­мо­му, на осно­ва­нии тео­рии о том, что вся рим­ская рели­гия ведет про­ис­хож­де­ние от вто­ро­го царя; вто­рое утвер­жде­ние (X. 6) гораздо важ­нее; оно гла­сит, что во вре­мя при­ня­тия Огуль­ни­е­ва зако­на авгу­ров было толь­ко четы­ре; сам Ливий, при­знаю­щий прин­цип соот­вет­ст­вия чис­ла авгу­ров чис­лу триб, счи­та­ет это слу­чай­но­стью. Но это неве­ро­ят­но, как пока­зал Нибур (Hist. of Ro­me, vol. III p. 352), счи­таю­щий, что третья три­ба была исклю­че­на из кол­ле­гии авгу­ров и четы­ре авгу­ра, таким обра­зом, пред­став­ля­ли толь­ко рам­нов и тици­ев. Одна­ко труд­но пред­по­ло­жить, что это пре­вос­ход­ство рам­нов и тици­ев над третьей три­бой мог­ло сохра­нять­ся до вре­ме­ни Огуль­ни­е­ва зако­на (300 г. до н. э.): более того, если от каж­дой из пер­вых двух триб назна­ча­лось по два авгу­ра, а осталь­ные пять — от пле­бе­ев, то неяс­но, как вооб­ще луце­ры мог­ли когда-либо полу­чить эту при­ви­ле­гию. Иной спо­соб согла­со­ва­ния про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу цифр «четы­ре» и «три» обна­ру­жи­ва­ет­ся в еще одном утвер­жде­нии Цице­ро­на (de Div. I. 40) о том, что цари явля­лись авгу­ра­ми, так что после их изгна­ния вме­сто них мог­ли доба­вить еще одно­го авгу­ра к пер­во­на­чаль­но­му их чис­лу, пред­став­ля­ю­ще­му три­бы. Веро­ят­но, это один из мно­гих слу­ча­ев ран­ней рим­ской исто­рии, о кото­ром мы можем сде­лать толь­ко один вывод: тео­рия о том, как долж­но было быть соглас­но анти­ква­рам позд­ней­ших вре­мен, отли­ча­лась от того, что было на самом деле соглас­но древ­ней­шим свиде­тель­ствам, исполь­зо­ван­ным Ливи­ем.

Огуль­ни­ев закон (300 г. до н. э.), уве­ли­чив­ший чис­ло пон­ти­фи­ков до вось­ми за счет добав­ле­ния четы­рех пле­бе­ев и чис­ло авгу­ров — до девя­ти путем добав­ле­ния пяти пле­бе­ев, может счи­тать­ся новой эрой в рим­ской исто­рии. Рели­ги­оз­ное раз­ли­чие меж­ду сосло­ви­я­ми, на кото­ром так часто и упор­но наста­и­ва­ли, теперь исчез­ло, и ста­ло невоз­мож­но исполь­зо­вать ауспи­ции как поли­ти­че­ское сред­ство про­тив пле­бе­ев. Уста­нов­лен­ное зако­ном коли­че­ство авгу­ров, рав­ное девя­ти, оста­ва­лось неиз­мен­ным до дик­та­ту­ры Сул­лы, кото­рый уве­ли­чил его до пят­на­дца­ти, крат­но­го пер­во­на­чаль­ным трем, веро­ят­но, с отсыл­кой к древним три­бам (Liv. Epit. 89). Шест­на­дца­то­го чле­на доба­вил Юлий Цезарь после сво­его воз­вра­ще­ния из Егип­та (Dion Cass. XLII. 51).

Чле­ны кол­ле­гии авгу­ров обла­да­ли пра­вом избра­ния сво­их кол­лег (coop­ta­ti). Сна­ча­ла их назна­чал царь, но, посколь­ку сам царь являл­ся с.179 авгу­ром, такое назна­че­ние не счи­та­лось про­ти­во­ре­ча­щим прин­ци­пу кооп­та­ции (Ro­mu­lus coop­ta­vit augu­res, de Rep. II. 9). Они сохра­ня­ли за собой пра­во кооп­та­ции до при­ня­тия Доми­ци­е­ва зако­на в 103 г. до н. э. Соглас­но это­му зако­ну, вакант­ные места в жре­че­ских кол­ле­ги­ях долж­ны были запол­нять­ся путем голо­со­ва­ния мень­шин­ства триб, то есть, сем­на­дца­ти из трид­ца­ти пяти, выбран­ных по жре­бию (Cic. de Leg. Agr. II. 7; Vell. Pat. II. 12; Suet. Ner. 2). Доми­ци­ев закон был отме­нен Сул­лой в 81 г. до н. э. (Pseu­do-As­con. in Cic. Div. p. 102, ed. Orel­li), но воз­об­нов­лен в 63 г. до н. э., в кон­суль­ство Цице­ро­на, три­бу­ном Т. Анни­ем Лаби­е­ном при под­держ­ке Цеза­ря (Dion Cass. XXXVII. 37). Вто­рой раз его отме­нил Анто­ний в 44 г. до н. э. (Dion Cass. XLIV. 53); неяс­но, воз­об­но­ви­ли ли его Гир­ций и Пан­са, отме­нив­шие все рас­по­ря­же­ния Анто­ния в целом. Импе­ра­то­ры име­ли пра­во изби­рать авгу­ров по сво­е­му усмот­ре­нию.

Авгу­ры изби­ра­лись пожиз­нен­но и не теря­ли свое жре­че­ское досто­ин­ство, даже будучи при­го­во­рен­ны­ми к смерт­ной каз­ни (Plin. Ep. IV. 8). Когда появ­ля­лась вакан­сия, два стар­ших чле­на кол­ле­гии назы­ва­ли кан­дида­та (Cic. Phil. II. 2), при­но­си­ли при­ся­гу, и новый член тор­же­ст­вен­но всту­пал в долж­ность (Cic. Brut. 1). В таких слу­ча­ях все­гда устра­и­ва­ли вели­ко­леп­ный бан­кет, на кото­ром ожи­да­лось при­сут­ст­вие всех авгу­ров (Cic. ad Fam. VII. 26, ad Att. XII. 13, 14, 15). Един­ст­вен­ная иерар­хия внут­ри кол­ле­гии была воз­раст­ной: стар­ший авгур все­гда голо­со­вал рань­ше млад­ше­го, даже если млад­ший зани­мал одну из выс­ших долж­но­стей в государ­стве (Cic. de Sen. 18). Гла­ва кол­ле­гии назы­вал­ся ma­gis­ter col­le­gii. Ожи­да­лось, что все авгу­ры долж­ны нахо­дить­ся в дру­же­ских отно­ше­ни­ях меж­ду собой и суще­ст­во­ва­ло пра­ви­ло, что на эту долж­ность не мог быть избран враг кого-либо из чле­нов кол­ле­гии (Cic. ad Fam. III. 10). Авгур, кото­рый ввел в долж­ность ново­го чле­на, все­гда дол­жен был почи­тать­ся послед­ним как отец (in pa­ren­tis eum lo­co co­le­re, Cic. Brut. 1).

В каче­стве инсиг­ний авгу­ры носи­ли тра­бею (tra­bea), или офи­ци­аль­ную одеж­ду (Serv. ad Aen. VII. 612), и дер­жа­ли в руках литу­ус, или изо­гну­тый жезл [LITU­US]. На моне­тах рим­лян, зани­мав­ших авгур­скую долж­ность, мы посто­ян­но встре­ча­ем литу­ус и вме­сте с ним неред­ко ca­pis, гли­ня­ный сосуд, исполь­зо­вав­ший­ся при жерт­во­при­но­ше­ни­ях (Liv. X. 7; Varr. L. L. V. 121, ed. Mül­ler). Оба этих пред­ме­та мож­но увидеть на при­ла­гае­мой моне­те Лен­ту­ла.

Нау­ка авгу­ров назы­ва­лась авгур­ское пра­во (jus augu­rum или jus augu­rium) и сохра­ня­лась в кни­гах (lib­ri augu­ra­les), часто упо­ми­нае­мых антич­ны­ми авто­ра­ми. Обра­ще­ние к авгу­рам за кон­суль­та­ци­ей назы­ва­лось re­fer­re ad augu­res, а их отве­ты — dec­re­ta или res­pon­sa augu­rum. Ко вре­ме­ни Цице­ро­на нау­ка пред­ска­за­ний при­шла в силь­ный упа­док, и, хотя он часто сету­ет на пре­не­бре­же­ние ею в сво­ем труде «О диви­на­ции», но ни он, ни кто-либо дру­гой из обра­зо­ван­ных клас­сов, по-види­мо­му, нисколь­ко в нее не вери­ли. Каким фар­сом она ста­ла через несколь­ко лет, мож­но увидеть из рас­ска­за Дио­ни­сия (II. 6), кото­рый сооб­ща­ет нам, что ново­го маги­ст­ра­та, совер­шав­ше­го ауспи­ции в пер­вый день сво­ей долж­но­сти, обыч­но сопро­вож­дал авгур, воз­ве­щав­ший ему, что сле­ва от него увидел мол­нию — что счи­та­лось хоро­шим зна­ком, — и тако­го заяв­ле­ния было доста­точ­но, хотя ниче­го подоб­но­го на самом деле не име­ло места (Mas­cov, De Jure Aus­pi­cii apud Ro­ma­nos, Lips. 1721; Wer­ther, De Augu­riis Ro­ma­nis, Lem­go, 1835; Creu­zer, Sym­bo­lik, vo. II p. 935, &c.; Mül­ler, Et­rus­ker, vol. II p. 110, &c.; Har­tung, Die Re­li­gion der Rö­mer, vol. I p. 98, &c.; Göttling, Ge­schich­te der Röm. Staatsverf. p. 198, &c.; Becker, Röm. Al­terth. vol. II part I. p. 304; но преж­де все­го Ru­bi­no, Röm. Ver­fas­sung, p. 34, &c.).

См. также:
АВГУР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АВГУРЫ (Словарь античности)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Нет осно­ва­ний сомне­вать­ся, что в этих фраг­мен­тах под отца­ми (pat­res) пони­ма­ет­ся вся сово­куп­ность пат­ри­ци­ев, а не сена­то­ры, как утвер­жда­ет Руби­но (cf. Becker, Röm. Al­terth. vol. II part I p. 304, &c.).

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, 2nd ed., London, 1859, pp. 174—179.
    © 2006 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ДОНАЦИЯ • ЭДИКТАЛЫ • ЭКДИК • DELATIO NOMINIS •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Голова жреца.
    Мрамор. Сер. I в. до н. э.
    Остия, Археологический музей.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Голова жреца.
    Мрамор. 2-я пол. I в. до н. э.
    Афины, Археологический музей древней Агоры.
    3. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись в честь Плиния Младшего.
    Мрамор. 111—114 гг. н. э.
    CIL V. 5262 = ILS 2927.
    Милан, Базилика Святого Амвросия.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
    Сцена борьбы с фигурой авгура слева и фигурой в маске (phersu) справа.
    Ок. 520 г. до н. э.
    Тарквиния, Гробница Авгуров.
    5. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись с базы почётной статуи Германика.
    CIL. VI. 909 = ILS. 176
    Гипсовый слепок. Оригинал: мрамор, 19 или 23 г. н. э.
    Рим, Музей Римской культуры.
    6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Голова жреца.
    Мрамор. Последняя треть III в.
    Элевсин, Археологический музей.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Северная процессия.
    Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
    13—9 гг. до н. э.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    8. НАДПИСИ. Рим.
    Хвалебная надпись в честь диктатора Квинта Фабия Максима.
    Эпоха Августа. Копия.
    CIL XI 1828 = CIL I, p. 193 = ILLRP 80 = ILS 56.
    Рим, Музей Римской культуры.
    9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
    Центральная композиция гробницы Авгуров в Тарквинии.
    VI в. до н. э.
    Тарквиния, Гробница Авгуров.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Южная процессия.
    Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
    13—9 гг. до н. э.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. AE, медь
    Септимий Север
    Никополь, 193—211 гг.
    АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
    2. Денарий, серебро
    Квинт Корнуфиций
    Карфаген (?), 42 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Цереры (Babelon, CRR, BMCRR, RSC: Церера; RRC: Танит), в венке из зерновых колосьев и с серьгами, влево. Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Q. CORNVFICI. AVGVR IMP. (Quintus Cornuficius, augur, imperator) — Квинт Корнуфиций, в авгурской одежде и держащий литуус в правой руке, стоит анфас, увенчиваемый венком Юноной Соспитой, стоящей влево; она одета в козью шкуру на голове, длинное одеяние и сандалии, а в руке держит копье и щит; на последнем находится ворон. Кайма из точек.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА