TRÍBUS (ТРИ́БА) (φῦλον, φυλή).
1. ГРЕЧЕСКАЯ. Существует упоминание о том, что в древнейшие времена греческой истории народ был разделен на племена и кланы. Гомер говорит о таких подразделениях, по-видимому, подразумевая, что это элементы, входящие в состав любого сообщества. Нестор советует Агамемнону разделить войско «на их племена и колена» κατὰ φῦλα, κατὰ φρήτρας, чтобы каждое было поддержано присутствием его соседей (Il. II. 362). Человек, не входящий ни в один клан (ἀφρήτωρ), рассматривался как бродяга или преступник (Il. IX. 63). Эти подразделения были скорее естественными, чем политическими, зависели от семейных связей и уходили корнями в те времена, когда каждый глава семьи обладал патриархальной властью над ее членами. Эта связь закреплялась религиозной общностью, жертвоприношениями и празднествами, в которых участвовали все члены семьи или клана и которыми обычно руководил их глава. Множество таких общин формировало политическое общество (Aristot. Pol. I. 1. § 7). Племена и кланы продолжали существовать на протяжении веков, последовавших за героической эпохой, хотя по мере прогресса цивилизации они расширились и приобрели скорее территориальный или политический, чем родственный характер. В целом, племена не разграничивали знать и простолюдинов, за исключением случаев, когда люди принадлежали к различным народам или когда происходил прирост за счет иноземцев, не смешивавшихся с с.1153 коренным населением. Действительно, обычно ход событий был таков, что в различных государствах появлялась знать или привилегированный класс — в силу своего богатства, личных достоинств или происхождения от древних царей; и в ряде случаев им, как гаморам в Сиракузах, принадлежала вся земля (Herod. VII. 155); иногда их собственность была неотчуждаемой, как при нашем феодальном законе (Arist. Pol. II. 4. § 4); а Бакхиады представляют пример знатной семьи, заключавшей браки только между своими (Herod. V. 92.). Однако, как правило, не существовало установленного племенного или, тем более, кланового различия между знатью и простолюдинами, принадлежащими к одному народу. Не происходило также и отделения жреческого сословия. В древнейшие времена жреческие обязанности были соединены с царскими (Arist. Pol. III. 9. § 7); впоследствии должности жрецов отдельных богов стали передаваться по наследству в определенных семьях — в силу либо предполагаемого наследования пророческого дара, как в случае Эвмолпидов, Бранхидов, Ямидов, либо случайных обстоятельств, как в случае с Телином из Гелы (Herod. VII. 153); но жрецы как сословие не были отделены от остального народа (Wachsmuth, Hell. Alt. vol. I. pt. I. pp. 76, 149, 1st. ed.; Schömann, Ant. jur. pub. Gr. p. 79). Наиболее значительные различия (сходного с классовым характера) между людьми, имеющими общее правительство, возникли в тех государствах, которые были завоеваны переселяющимися ордами фессалийцев, беотийцев и дорийцев в столетие, последовавшее за героической эпохой. Вызванные ими в различных местах революции хотя и различались в зависимости от обстоятельств, но во многих отношениях имели одинаковый характер. Завоеватели овладевали страной и становились ее повелителями; местное население, обращенное в зависимость, а иногда — в полный вассалитет или рабство, оставалось народом или племенем, отличным от завоевателей. Завоеватели строили города, обычно как основание какой-то крепости, ранее принадлежавшей древним правителям, и проживали в них, сохраняя воинскую дисциплину и обычаи; тогда как сельское население, состоявшее в основном из коренных жителей, но частично также из наименее воинственных захватчиков, а частично — из новых эмигрантов, приглашенных или получивших разрешение на поселение, обитало в окружающих деревнях и получило название Περίοικοι. О положении лакедемонских περίοικοι говорится в статье PERIOECI. Подобные классы возникли в большинстве государств, колонизированных таким образом, — например, в Аргосе, Коринфе, Элиде, Крите и т. д. (Herod. VIII. 73; Thucyd. II. 25; Xenoph. Hell. III. 2. § 23, 30; Pausan. III. 8. § 3, VIII, 27. § 1; Arist. Pol. II. 6. § 1, V. 2. § 8). Но их положение различалось в зависимости от того, каким образом завоеватели осуществляли свое заселение, а также от иных обстоятельств и событий, как предшествовавших этому времени, так и последующих. Во многих местах пришельцев принимали по договору или на более справедливых условиях, так что между ними и коренными жителями возникал союз гражданства. Так произошло в Элиде, Мессении, Флиунте, Трезене (Pausan. II. 13. § 1, V. 4. § 1; Thirlwall, Hist. of Greece, vol. I. p. 342). Так критяне, вторгшиеся в Милет, смешались с древними карийцами, а ионийцы — с критянами и карийцами Колофона (Pausan. VII. 2. § 5, VII. 3. § 1.) В Мегаре правящий класс через какое-то время объединился с низшим (Thirlwall, vol. I. p. 430). В других местах περίοικοι находились в более приниженном положении. Так, в Сикионе они были вынуждены одеваться в овечьи шкуры и назывались κατωνακοφόρος (Athenaeus VI. 271). В Эпидавре их называли κονίποδες, пыльноногие, — название, указывавшее на их сельскохозяйственный род занятий, но используемое в знак презрения (Müller, Dor. III. 4. § 2). Но в целом они составляли своего рода среднее сословие между правящим классом и зависимыми или рабами. Так, в Аргосе существовал класс лиц, называвшихся гимнесии (Gymnesii) или гимнеты (Gymnetes), соответствующий илотам [GYMNESII]. Так, в Фессалии в тех районах, которые не были непосредственно заняты фессалийскими захватчиками, население состояло из древних эолийцев, являвшихся не зависимыми, подобно пенестам [PENESTAE], но лишь налогоплательщиками, сохранявшими личную свободу, хотя и не допущенными в ряды граждан (Thirlwall, vol. I. p. 438; Schömann, Id. p. 401). Также и на Крите существовали полноправные дорийцы, περίοικοι или коренные жители, подобные лакедемонянам, и рабы [COSMI]. Можно заметить, что термин περίοικοι иногда употреблялся в совсем другом смысле; например, Ксенофонт называет так тех феспийцев, которые не были подвластны фиванцам подобно тому, как ахейцы были подвластны спартанцам (Hell. V. 4. § 46). В некоторых приморских государствах положение подвластных классов было несколько иным: им было снова позволено селиться в городе; так, в Коринфе они были ремесленниками, а в Таренте — рыбаками (Wachsmuth, vol. I. pt. I. p. 162; Schomann, Id. pp. 80, 107).
Оставаясь таким образом обособленными от всех остальных, правители сами были разделены на племена и другие составные части. Дорийский народ первоначально состоял из трех фил, следы которых встречаются во всех завоеванных ими странах. Поэтому Гомер называет их Δωριέες τριχάϊκες (Od. XIX. 177). Этими филами были Ὑλλεῖς, Πάμφυλοι и Δυμανάται или Δυμᾶνες. Первая возводила свое название к Гиллу, сыну Геракла, остальные две — к Памфилу и Диму, павшим, как сообщается, в последнем походе, когда дорийцы овладели Пелопоннесом. Фила гиллеев, вероятно, пользовалась наибольшим почетом; но в Спарте, по-видимому, большого различия не существовало, ибо по конституции Ликурга все полноправные граждане были равны. В различных местах к этим трем филам добавились другие, либо когда к дорийцам примкнули другие иноземные союзники, либо когда коренные жители были приняты в число граждан или получили равные привилегии. Так, Геродот сообщает, что кадмейцы Эгеиды были многочисленной филой в Спарте, происходившей (по его словам) от Эгея, внука Феры (Herod. IV. 149); хотя другие считают, что они соединились с тремя дорийскими филами (Thirlwall, vol. I. pp. 257, 268, 314). В Аргосе, Эгине и Эпидавре, помимо трех дорийских существовала фила гирнафиев (Müller, Aegin. p. 140). В Сикионе Клисфен изменил названия дорийских фил, чтобы унизить и оскорбить их членов, а четвертой филе, к которой принадлежал сам, дал название архелаи; через шестьдесят лет после его смерти дорийские названия были восстановлены, а также добавлена четвертая фила, называемая Αἰγιαλέες от Эгиалея, сына аргивского героя Адраста (Herod. V. 68). В Коринфе упоминается восемь фил (Suidas, s. v. Πάντα ὄκτω), в Тегее — четыре (Pausan. VIII, 53. § 6). В Элиде существовало двенадцать фил; в результате войны с аркадянами их число затем сократилось до восьми (Paus. V. 9. § 6) — что дает основание с.1154 считать их географическими подразделениями (Wacbsmuth, vol. II. pt. I. p. 17). Иногда встречаются упоминания только об одной из дорийских фил: например, гиллеи в Кидонии (Hesych. s. v. Ὑλλεῖς), диманы в Галикарнасе; эти города, вероятно, возникли из колоний, основанных членами только одной филы (Wachsmuth, vol. II. pt. I. p. 15).
Среди всех дорийцев спартанцы дольше всех не смешивали кровь с чужеземцами. Они так ревниво хранили свои исключительные привилегии, что ко времени Геродота включили в свой состав лишь двух человек (Herod. IX. 33, 35). Впоследствии их ряды иногда пополнялись путем принятия лаконцев, илотов и иноземцев, но это делалось очень скупо до времени Агида и Клеомена, принявших множество новых граждан. Однако здесь нет возможности рассматривать этот вопрос более подробно (Schömann, Id. p. 114).
По-видимому, подразделение фил на φρατρίαι или πάτραι, γένη, τρίττυες и т. д. получило распространение в различных местах (Wachsmuth, vol. II. pt. I. p. 18). В Спарте каждая фила состояла из десяти ὠϐαί — слово, подобно κώμαι, означающее территориальный округ или район; каждая оба включала десять τριακάδες, сообществ, содержащих по тридцать семей. Однако, по-видимому, очень мало известно о том, насколько эти подразделения были территориальными или генеалогическими. После Клеомена прежняя система фил изменилась, были созданы новые филы, соответствующие различным кварталам города; всего их насчитывалось, по-видимому, пять (Schömann, Ant. Jur. Pub. p. 115; Müller, Dor. III. 5).
Четыре ионийские филы — телеонты (или гелеонты), гоплеты, аргадеи и эгикореи, — о которых ниже говорится в связи с Аттикой, обнаружены также в Кизике. На Самосе Геродот упоминает φυλὴ Αἰσχριωνίη (III. 26), которые, вероятно, были карийским народом, смешавшимся с ионийцами. В Эфесе упоминается пять фил из разных народов. О них отсылаем читателя к Wachsmuth, vol. II. pt. I. p. 16.
Первые аттические филы, о которых мы читаем, существовали, как сообщается, уже в правление или вскоре после правления Кекропа и назывались Кекропида (Cecropis, Κεκροπίς), Автохтон (Autochton, Αὐτόχθων), Актея (Actaea, Ἀκταία) и Паралия (Paralia, Παραλία). В правление следующего царя, Краная, эти названия были изменены на Кранаиду (Cranais, Κραναΐς), Аттиду (Atthis, Ἀτθίς), Месогею (Mesogaea, Μεσόγαια) и Диакриду (Diacris, Διακρίς). Впоследствии встречается новый набор названий: Диада (Dias, Διάς), Афинаида (Athenais, Ἀθηναΐς), Посейдониада (Posidonias, Ποσειδωνιάς) и Гефестиада (Hephaestias, Ἡφαιστιάς), очевидно, произведенные от имен богов, почитаемых в стране (Ср. Pollux, VIII. 109). Некоторые из этих последних, если не все они, по-видимому, являлись географическими подразделениями, и вполне вероятно, что эти общины были если не независимы, то, по крайней мере, связаны очень слабыми союзными обязательствами. Но все эти филы были вытеснены четырьмя другими, которые, вероятно, были основаны вскоре после ионийского расселения в Аттике, и, как отмечалось выше, по-видимому, приняты другими ионийскими колониями за пределами Греции. Геродот сообщает, что названия гелеонты (Geleontes, Γελέοντες), гоплеты (Hopletes, Ὅπλητες), аргадеи (Argades, Ἀργάδεις) и эгикореи (Aegicores, Αἰγικορεῖς) произошли от сыновей Иона, сына Ксуфа (Ср. Eurip. Ion, 1596, &c.; Pollux, l. c.). Однако современные авторы высказали много сомнений в этом и предложили различные собственные теории, более или менее остроумные, ссылки на которые можно найти в названных ниже книгах. В пределах данной статьи невозможно сколько-нибудь подробно рассмотреть этот вопрос. Этимология трех последних названий, по-видимому, предполагает, что филы были так названы в соответствии с родом занятий своих членов: гоплеты были вооруженными людьми или воинами; аргадеи — ремесленниками или земледельцами, эгикореи — пастухами коз и овец. Для первого названия, однако, трудно найти подобное значение, если только его правильным чтением не является Τελέοντες, а не Γελέοντες — в этом случае предполагается, что фила могла быть жреческим сословием, от τελεῖν в религиозном значении, или крестьянством, платившим арендную плату владельцам земли, от τελεῖν в значении «платить». Против первого из этих толкований можно возразить, что в последующие времена в истории Аттики не обнаруживается никаких следов жреческого сословия; а против второго — что названия «аргадеи» и «телеонты» обозначали бы один и тот же класс населения, если только не обратиться к иной интерпретации слова «аргадеи», а именно «ремесленники» — которые вряд ли могли бы составлять отдельную филу в столь ранний период развития общества. Однако следует заметить, что понятия «аргадеи» и «эгикореи» могли использоваться для обозначения территориального распределения населения: первые были земледельцами, обитавшими на равнине, вторые — горцами; и это очень хорошо соответствует не только известному характеру местности в Аттике, но также и вышеупомянутому делению на Месогею и Диакриду, существовавшему при Кранае. Как в первом, так и во втором случае нетрудно предположить, что некоторые филы были названы по своему месту обитания или роду занятий, тогда как другие получили названия в связи с иными обстоятельствами. Аргадеи и эгикореи, видимо, были коренными жителями, в соответствии с их прежним делением; тогда как другие две филы — ионийскими колонистами; гоплеты — наиболее воинственные из них, а гелеонты — основная масса, названная так по имени сына Иона. Либо, как считает Шёманн, последние могли быть древней знатью, в отличие от ионийских колонистов. Каково бы ни было в действительности происхождение этих фил, можно с уверенностью утверждать, что до правления Тесея, — которого все историки описывают как великого основателя афинской державы, — различные люди, населявшие эту страну, оставались разъединены и разделены на группировки.
Тесей до некоторой степени изменил взаимоотношения фил, учредив внутри каждой иерархию классов, разделив народ на Εὐπατρίδαι, Γεωμόροι и Δημιοῦργοι, первые из которых были знатью, вторые — мелкими землевладельцами и земледельцами, третьи — ремесленниками и мастеровыми. В то же время для укрепления народного единства он расширил город Афины, в который включил несколько более мелких городов, сделал его резиденцией правительства, способствовал постоянному поселению в нем знати и передал ей часть царских полномочий. В правление Тесея или вскоре после него каждое племя или фила была разделена на три φρατρίαι (термин, равнозначный общинам, и по своему политическому значению аналогичный римским куриям), а каждая φρατρία — на тридцать γένη (эквивалентных римским родам); члены одного γένος назывались γεννῆται или ὁμογαλάκτες. Каждый γένος обозначался определенным названием в патронимической форме, произведенным от какого-либо героя или мифического предка. с.1155 От Поллукса (VIII, 111) известно, что эти подразделения, — хотя названия, казалось, подразумевали родственные связи, — на самом деле были искусственными; это свидетельствует о некотором продвижении к созданию более тесного политического союза. Члены φρατρίαι и γένη имели соответствующие религиозные ритуалы и празднества, сохранявшиеся долгое время после того, как эти общины потеряли свое политическое значение, и, возможно, предотвращавшие их полное разложение (Ср. Niebuhr, Hist. of Rome, vol. I. p. 311, &c.).
Взаимоотношения между четырьмя ионийскими филами и тремя классами, на которые Тесей разделил народ, — сложный и трудный вопрос. Из утверждений античных источников складывается впечатление, что каждая из четырех фил была разделена на эвпатридов, геоморов и демиургов; это подтверждается тем фактом, что все четыре φυλοϐασιλεῖς, являвшихся советниками правителя, назначались из эвпатридов, но в то же время — по одному от каждой филы [PHYLOBASILEIS]. Как отметил Тируолл (Thirlwall, Hist. of Greece, vol. II. p. 10), это можно считать возможным, лишь предположив, что различия, первоначально разделявшие филы, стали теперь лишь номинальными; но Молден (Malden, Hist. of Rome., p. 140), отвергающий мнение, что четыре ионийских филы являлись кастами, названия которых произошли от рода занятий, предполагает, что племена или филы состояли только из эвпатридов, и что последние делились на четыре филы, подобно тому, как римские патриции — на три. Таким образом, согласно его предположению, геоморы и демиурги не имели никакого отношения к филам. Эта точка зрения на данную проблему устранила бы многие затруднения и лучше всего соответствует последующей истории и политическим аналогам в других государствах, но, по-видимому, недостаточно подтверждена источниками, чтобы принять ее.
После Тесея, когда монархия была сначала ограничена, а затем отменена, вся государственная власть оказалась в руках эвпатридов, или знатных, занимавших все гражданские должности и, кроме того, управлявших религиозными делами и толкованием законов. Аттику стали сотрясать междоусобицы, и незадолго до законодательства Солона мы видим народ, разделенный на три партии: Πεδιαῖοι, или жители равнин, Διάκριοι, или жители гор, и Πάραλοι, или жители побережья. Первые две напоминают о древнем разделении на филы — Месогею и Диакриду; и все три партии в какой-то степени представляют классы, учрежденные Тесеем: в первую партию входила знать, владевшая собственностью в равнинной и наиболее плодородной части страны; во вторую — более мелкие землевладельцы и пастухи; в третью — торговцы и горнодобытчики, чье богатство и влияние к этому времени возросло. Для усмирения этих раздоров обратились к Солону, и он составил свою знаменитую конституцию и свод законов. Здесь следует лишь отметить, что он сохранил четыре филы в том виде, в каком их застал, но отменил существовавшие различия рангов или, по крайней мере сильно уменьшил их значение путем введения имущественного ценза или разделения людей на Πεντακοσιομέδιμνοι, Ἱππεῖς, Ζευγῖται и Θῆτες. Постановления Солона оставались в Афинах законом — хотя в значительной мере приостанавливались тиранией — до демократической реформы, произведенной Клисфеном. Он отменил прежние филы, учредил десять новых, в соответствии с географическим делением Аттики, и назвал их по именам десяти древних героев: Эрехтеида (Erechtheis), Эгеида (Aegeis), Пандионида (Pandionis), Леонтида (Leontis), Акамантида (Acamantis), Энеида (Oeneis), Кекропида (Cecropis), Гиппокоонтида (Hippothoontis), Эантида (Aeantis), Антиохида (Antiochis). Каждая из этих фил делилась на десять δῆμοι, число которых впоследствии было увеличено путем еще одного разделения; но это было организовано так, что δῆμοι, объединенные в филу, не были смежными или близкими друг к другу [DEMUS]. Цель такого устройства была в том, чтобы путем разрушения прежних связей вызвать полный и прочный переворот в привычках и чувствах, так же, как и в политической организации народа. Клисфен позволил существовать древним φρατρίαι, но они были лишены всякого политического значения. Все иноземцы, получавшие гражданство, регистрировались в филе и деме, но не во фратрии или роде; поэтому Аристофан (Ranae, 419, Aves, 765) говорит, насмешливо указывая на новых граждан, что они не имеют родичей, кроме варваров (цит. по Niebuhr, vol. I. p. 312). Функции, выполняемые прежними филами, теперь в основном перешли к δῆμοι. Среди прочего можно отметить, что сорок восемь ναυκραρίαι, на которые были поделены прежние филы в целях налогообложения, теперь стали бесполезны, так как налоги стали собираться по другой системе. Реформам Клисфена суждено было стать постоянными. Они оставались в силе (с несколькими перерывами) до падения афинской независимости. Десять фил были встроены в сам механизм конституции. Из пятисот членов сената от каждой филы избиралось по пятьдесят. Δικασταί назначались по филам, и такую же систему выборов можно наблюдать для большинства важнейших государственных должностей: судебных и административных, гражданских и военных; таких, как διαιτηταί, λογισταί, πωληταί, ταμίαι, τειχοποιοί, φύλαρχοι, στρατηγοί и т. д. В 307 г. до н. э. Деметрий Полиоркет увеличил число фил до двенадцати, создав две новых, а именно Антигониду (Antigonias) и Деметриаду (Demetrias), впоследствии получивших название Птолемаида (Ptolemais) и Атталида (Attalis); а тринадцатая фила позднее была добавлена Адрианом и получила его имя (Plut. Demetr. 10; Paus. I. 5. § 5; Pollux, VIII. 110).
Вышеизложенное является лишь коротким очерком по данному предмету, рассматриваемому в некоторых других статьях, которые следует прочесть в связи с этой [CIVITAS (GREEK); DEMUS; PHYLARCHI; PHYLOBASILEIS, &c.].
(See Wachsmuth, vol. I. pt. I. pp. 224—
2. РИМСКАЯ. Три древние трибы Ромула — рамнов (Ramnes или Ramnenses), тициев (Tities или Titienses) и луцеров (Luceres или Lucerenses), к которым принадлежали только патриции, следует отличать от тридцати плебейских триб Сервия Туллия, которые являлись исключительно территориальными: четыре — для города и двадцать шесть — для сельской местности вокруг Рима. История и организация трех древних триб изложена в статье [PATRICII]. Они сохраняли политическое значение почти до времен законодательства децемвиров; но после этого упоминаются в римской истории лишь как учреждение, вышедшее из употребления.
Учреждение и организация тридцати плебейских триб и последующее уменьшение их числа до с.1156 двадцати вследствие завоеваний Порсенны описаны в статье [PLEBES]. Четыре городских трибы назывались так же, как и занимаемые ими районы: Субуранская (Suburana), Эсквилинская (Esquilina), Коллинская (Collina) и Палатинская (Palatina) (Varro, De Ling. Lat. V. 56; Festus, s. v. Urbanas tribus). Названия шестнадцати сельских триб, которые продолжали принадлежать Риму после завоеваний Порсенны, в алфавитном порядке таковы: Ветуриева (Veturia), Вольтиниева (Voltinia), Галериева (Galeria), Горациева (Horatia), Камиллова (Camilia), Клавдиева (Claudia), Корнелиева (Cornelia), Лемониева (Lemonia), Менениева (Menenia), Папириева (Papiria), Поллиева (Pollia) (ее Нибур, — Niebuhr, I. n. 977, — считает идентичной с Поблилиевой (Poblilia), которая была учреждена позднее), Пупиниева (Pupinia), Ромилиева (Romilia), Сергиева (Sergia), Фабиева (Fabia), Эмилиева (Aemilia) (Ср. Göttling, Gesch. d. Rom. Staatsv. p. 238). По мере того, как Рим постепенно завладевал окружающей территорией, число триб также постепенно увеличивалось. Когда в Рим эмигрировал Аппий Клавдий с многочисленной свитой своих клиентов, им были выделены земли в районе впадения Анио в Тибр, и была сформирована новая Клавдиева триба. Эта триба, которую Ливий (II. 16, если прочтение верно) называет vetus Claudia tribus (старая Клавдиева триба), впоследствии была увеличена и обозначалась названием Крустуминская (Crustumina) или Клустуминская (Clustumina) (Niebuhr, I. n. 1236). Это первый пример сельской трибы, названной по месту, ибо шестнадцать прежних получили свои имена от лиц или героев, имевших к ним какое-либо отношение, так же как аттические герои, называвшиеся ἐπώνυμοι — к аттическим филам. В 387 г. до н. э. число триб увеличилось до двадцати пяти путем добавления четырех новых, а именно Стеллатинской (Stellatina), Троментинской (Tromentina), Сабатинской (Sabatina) и Арниенской (Arniensis) (Liv. VI. 5; Niebuhr, II. p. 575). В 358 г. до н. э. еще две трибы, Помптинская (Pomptina) и Публилиева (Publilia), были сформированы из вольсков (Liv. VII. 15). В 332 г. до н. э. цензоры Кв. Публилий Филон и Сп. Постумий увеличили число триб до двадцати девяти, добавив Мецийскую (Maecia) и Скаптийскую (Scaptia) трибы (Liv. VIII. 17). В 318 г. до н. э. были созданы Уфентинская (Ufentina) и Фалернская (Falerina) трибы (Liv. IX. 20). В 299 г. до н. э. еще две трибы, Аниенская (Aniensis) и Терентинская (Terentina), были добавлены цензорами (Liv. X. 9), и, наконец, в 241 г. до н. э. число триб было увеличено до тридцати пяти за счет создания Квиринской (Quirina) и Велинской (Velina) триб. В дальнейшем это число больше не увеличивалось, ибо ни один из завоеванных после этого народов не включался в суверенное римское государство (Liv. Epit. 19, I. 43). Когда трибы в своих собраниях принимали какие-либо решения, соблюдался определенный порядок (ordo tribuum), в соответствии с которым их призывали к голосованию. Первой по порядку была Субуранская триба, а последней — Арниенская (Cic. de Leg. Agr. II. 29). Каждый человек, принадлежавший к трибе, обязан был в важных документах прибавлять к своему имени название трибы в творительном падеже (NOMEN, p. 802, b. Ср. Becker, Handb. der Röm. Alterth. vol. II. pt. I. p. 164, &c.).
По вопросу о том, состояли ли территориальные трибы, учрежденные Сервием Туллием, только из плебеев, или включали также патрициев, мнения современных ученых разделились. Нибур, Вальтер и другие считают, что патриции были исключены, так как уже имели собственную постоянную организацию; Ваксмут, Герлах, Райн, Беккер и другие, напротив, утверждают, что патриции также входили в Сервиевы трибы, но в то же время они признают, что подавляющее большинство в собраниях триб составляли плебеи, и что, следовательно, по существу эти собрания имели плебейский характер; тем более, что столь малочисленные патриции, каждый из которых имел там не больше влияния, чем плебей, редко посещали собрания триб. Однако фрагменты, приводимые в поддержку этого мнения, частично неудовлетворительны для доказательства вопроса (как Liv. II. 56, 60; Dionys. IX. 41), частично относятся к более позднему периоду, когда, вне всяких сомнений, патриции принадлежали к трибам. Поэтому следует полагать, вслед за Нибуром, что до законодательства децемвиров трибы и их собрания были исключительно плебейскими.
До тех пор, пока в собраниях триб (comitia tributa) участвовали только плебеи, они вряд ли могли иметь какое-либо влияние на государственные дела: все их функции заключались в сборе трибута, проведении набора в армию и управлении собственными местными и религиозными делами [TRIBUNUS; PLEBES] (Fest. s. vv. Jugarius, Publica sacra, Sobrium; Varro, de Ling. Lat. VI. 24; Cic. pro Dom. 28; Macrob. Sat. I. 4. 16). Их собрания проводились на форуме; основание республики не расширило сферу их полномочий. Первое важное дело они получили благодаря принятию Валериева закона, проведенного Валерием Публиколой [LEGES VALERIAE]. Но начало расширения полномочий трибутных комиций следует отнести к учреждению народных трибунов (494 г. до н. э.). В период составления законов децемвирами комиции на короткое время лишились влияния, но есть все основания считать, что сразу после этого, возможно — в силу самого этого законодательства, трибутные комиции из чисто плебейского превратились в народное собрание, ибо с этих пор патриции и свободнорожденные клиенты были включены в трибы и, следовательно, получили право участвовать в их собраниях (Liv. IV. 24, V. 30, VI. 18, XXIX. 37). Новое устройство триб также объясняет иначе непонятные явления, упомянутые в статье tribunus, — когда патриции обращаются за защитой к трибунам и когда в одном случае двое трибунов являются патрициями. На основании последнего факта был сделан весьма вероятный вывод, что приблизительно в этот период патриции предпринимали попытки разделить трибунат с плебеями. Но невзирая на включение патрициев в трибы, трибутные комиции по существу оставались плебейскими — ибо до сих пор были в силе те же самые причины, которые действовали бы, если бы патриции были включены в трибы Сервием Туллием: теперь патрициев было даже меньше, чем за два столетия до того. Вследствие этого старое название «плебисцит», первоначально означавшее решение одного только плебса и более не применимое в строгом смысле, сохранялось — ибо решение трибутных комиций практически являлось решением плебса, предотвратить которое патриции не могли бы даже единогласным голосованием. Более того, по этой причине патриции, вероятно, очень редко посещали трибутные комиции. Более подробное описание трибутных комиций см. в статье COMITIA TRIBUTA.