ЖРЕЦ. В античности, как и во многих древних обществах, отец семейства (pater familias) исполнял функции священника. Лишь только в ходе разделения функций в развивающемся обществе институт жречества стал необходимым. Жрец знал литургические нормы, обряды, календари, руководил обрядами, жертвоприношениями. Жрец подчинялся царям или магистратам полисов. Жречество получали путем наследования или по выбору (свободному, через оракула), при случае — покупкой доходной жреческой должности; причем при женских божествах существовали женские жреческие должности. В ранний период особой жреческой одежды не было, как это стало в поздней античности с введением особой прически, обряда жреческого посвящения или помазания на жречество и безбрачия. Римская религиозная система ставила жреца в положение посредника между богом и человеком. Такое положение приняла и христианская церковь. Во главе римского жречества стоял император, являющийся Великим понтификом (pontifex maximus). Затем следовали жрецы отдельных божеств, каждый в своих одеждах и со своей символикой, ниже стояли жреческие корпорации местных культов и обычаев. Древнейшими жреческими коллегиями, о которых ко времени Империи часто уже не знали, каким богам они служат, были арвальские братья, авгуры, фециалы, гаруспики, луперки, понтифики, салийские братья, весталки. В принципе каждый здоровый человек мог быть жрецом, но жреческие должности замещались в основном патрициями.
|
||
1.
Антониниан, посеребренная медь Аврелиан Медиоланум, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: PIETAS AVG. — Аврелиан и жрец приносят жертву у алтаря. В обрезе: T | ||
2.
Аурей, золото Август 13 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо. РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре. | ||
3.
Аурей, золото Август 16 г. до н.э. | ||
АВЕРС: C. ANTISTI. VETVS III VIR — бюст Виктории вправо. РЕВЕРС: PRO. VALETVDINE CAESARIS — жрец с покрытой покрывалом головой стоит влево, держит патеру над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре; виктимарий, с ножом в правой руке, подводит к алтарю быка. В обрезе: S. P. Q. R. | ||
4.
Медальон, медь Коммод Рим, 189 г. | ||
АВЕРС: IMP. COMMODVS AVG. PIVS FELIX — драпированный бюст Коммода, в доспехах и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VOTIS FELICIBVS — Коммод, с покрытой головой, совершает жертвоприношение на алтаре-треножнике у входа в порт, к которому подходит пять кораблей; у треножника стоит помогающий императору жрец. Справа маяк и ниже, на побережье — убитый бык. | ||
5.
Медальон AE 46, медь Каракалла Пергам, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном. РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу. |