Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АФРОДИ́ТА

[1] Ἀφρο­δίτη, Ve­nus, по Гоме­ру (Iliad. 5, 1, 371. 428), дочь Зев­са и Дио­ны, по Геси­о­ду (theog. 190), про­изо­шла из мор­ской пены (ἀφρός) и вышла на сушу на ост­ро­ве Кипр (отсюда Ἀφρο­γένεια, Ἀνα­δυομέ­νη, Κυπ­ρο­γένεια). Это боги­ня люб­ви и кра­соты, пре­вос­хо­дя­щая всех богинь изя­ще­ст­вом и пре­ле­стью. В сви­те ее нахо­дят­ся Горы, при­во­дя­щие все к пыш­но­му рас­цве­ту, Хари­ты, Πει­θώ, Πό­θος и Ἵμε­ρος, оли­це­тво­ре­ния любов­ных жела­ний; в поя­се ее заклю­ча­ют­ся все оча­ро­ва­ния, оту­ма­ни­ваю­щие даже ум муд­ре­цов (Il. 14, 215): люди и боги — все живу­щее под­чи­нен­но ее вла­сти. Hom. hymn. in Ve­ner. Она пода­тель­ни­ца кра­соты и счаст­ли­вой люб­ви, пото­му так­же боги­ня бра­ка. Путем бра­ка она спла­чи­ва­ет народ в общи­ну; поэто­му она, напр., в Афи­нах почи­та­лась как боги­ня Πάν­δη­μος. Позд­нее, впро­чем, Ἀφρο­δίτη Πάν­δη­μος полу­чи­ла зна­че­ние боги­ни низ­шей, чув­ст­вен­ной люб­ви и ей про­ти­во­по­ла­га­лась, как оли­це­тво­ре­ние чистой, воз­вы­шен­ной люб­ви, боги­ня Ἀφρο­δίτη Οὐρα­νία. В одном месте «Одис­сеи» Афро­ди­та изо­бра­жа­ет­ся супру­гой Гефе­ста, но любит Арея; поэт «Или­а­ды» зна­ет, как супру­гу Гефе­ста, толь­ко Хари­ту. По свя­зи с Аре­ем Афро­ди­ту впо­след­ст­вии ста­ли пред­став­лять так­же воин­ст­вен­ной боги­ней (Ἄρεια), кото­рой мила кра­сота ору­жия; [2] напро­тив, у Гоме­ра Афро­ди­та явля­ет­ся мало­ис­кус­ной в делах вой­ны (Il. 5, 312—430).

Идея и культ из моря воз­ник­шей боги­ни люб­ви при­шли к гре­кам из Азии; Афро­ди­та, подоб­но сирий­ской Астар­те, была оли­це­тво­ре­ни­ем про­из­во­ди­тель­ной силы при­ро­ды, кото­рая, по древ­не­му пред­став­ле­нию, из вла­ги рож­да­ет все живу­щее на зем­ле; но в Гре­ции чуже­зем­ный отпе­ча­ток это­го боже­ства изгла­дил­ся и оно сде­ла­лось нацио­наль­ным эллин­ским. Ост­ров Кипр, где сопри­ка­са­лись обра­зо­ван­ность ази­ат­ская и эллин­ская, был глав­ным местом слу­же­ния Афро­ди­те. В Гре­ции из-за моря рас­про­стра­нив­ше­е­ся почи­та­ние этой боги­ни, родив­шей­ся из моря, утвер­ди­лось преж­де все­го на ост­ро­вах и побе­ре­жьях, и впо­след­ст­вии осо­бен­но мно­го хра­мов воз­двиг­ну­то было ей у гава­ней и на мор­ских бере­гах; она, меж­ду про­чим, дава­ла и бла­го­по­луч­ное пла­ва­ние (Λιμ­νη­σία, Εὔπλοια, Γα­ληναία). От древ­ней­ших мест почи­та­ния боги­ни и сама она име­ла раз­лич­ные про­зва­ния: Κύπ­ρις, Πα­φία, Ἀμα­θουσία, Ἰδα­λία, Κνι­δία, Κυ­θέρεια, Ἐρυ­κίνη (от горо­да Ери­ка в Сици­лии, куда почи­та­ние Афро­ди­ты было зане­се­но фини­ки­я­на­ми). О детях Афро­ди­ты и Арея см. Ἄρης; от Анхи­са она роди­ла Энея.

[3] Афро­ди­те были посвя­ще­ны, как сим­во­лы люб­ви: мирт, роза, ябло­ко; как сим­во­лы пло­до­ви­то­сти: мак, голубь, воро­бей, заяц; как мор­ской богине — дель­фин. Вая­тель­ное искус­ство изо­бра­жа­ло ее в виде пре­лест­ной, нахо­дя­щей­ся в пол­ном рас­цве­те кра­соты жен­щи­ны, с неж­ным, про­дол­го­ва­тым лицом, пол­ным оча­ро­ва­ния, том­ны­ми гла­за­ми и улы­баю­щим­ся ртом. Одна из пре­крас­ней­ших и зна­ме­ни­тей­ших меж­ду сохра­нив­ши­ми­ся ста­ту­я­ми — это Вене­ра Меди­цей­ская, но выше ее по худо­же­ст­вен­но­му досто­ин­ству зна­ме­ни­тая милос­ская ста­туя Вене­ры в Пари­же (см. рис.). Выше поме­щен­ное изо­бра­же­ние голо­вы Афро­ди­ты есть сни­мок с бюста (из вил­лы Бор­ге­зе), хра­ня­ще­го­ся в Лув­ре.

Рим­ляне отож­де­ст­ви­ли гре­че­скую Афро­ди­ту со сво­ей боги­ней Вене­рой. Рим­ская Ve­nus, как кажет­ся, была боги­ней садов, вес­ны, про­из­рас­та­ния и рас­цве­та. Когда культ Афро­ди­ты пере­не­сен был в Рим и поче­му она была отож­дест­вле­на с Вене­рой, нам неиз­вест­но; но осо­бен­ный почет ее куль­ту в Риме доста­ви­ли лишь Цезарь и Август, покро­ви­тель­ст­во­вав­шие веро­ва­нию, что Афро­ди­та-Вене­ра через Энея была пра­ро­ди­тель­ни­цей рим­ско­го наро­да, и осо­бен­но рода Юли­ев (Ve­nus Ge­net­rix). [4] У рим­лян Ve­nus по пре­иму­ще­ству счи­та­лась боги­ней супру­же­ской люб­ви; она была чест­ву­е­ма в рим­ских свя­ти­ли­щах под весь­ма раз­лич­ны­ми наиме­но­ва­ни­я­ми: Con­ci­liat­rix, Vi­rip­la­ca, Myr­tia (Mur­tea, боги­ня мирт), Mur­cia (от mul­ce­re?), Cloa­ci­na (очи­щаю­щая), Cal­va (обма­ны­ваю­щая?) и т. д. В кален­ды посвя­щен­но­го ей весен­не­го меся­ца апре­ля жен­щи­ны совер­ша­ли в честь ее осо­бый празд­ник. Ov. fast. 4, 1, слл.

См. также:
АФРОДИТА (Словарь античности)
АФРОДИТА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 110—111.
См. по теме: ДОЛОН • ДОР • ДРИАДЫ • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Венера Таврическая).
Мрамор.
Возможно, греческая работа II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Венера Таврическая).
Мрамор.
Возможно, греческая работа II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Медичи.
Паросский мрамор.
Греческая копия конца II — начала I в. до н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици, Трибуна (Зал 18).
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Стена теменоса здания позднего бронзового века.
Около 1200 г. до н. э.
Кипр.
Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
2-я половина IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
2. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
3. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
4. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
5. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Ее волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла возлежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на ее лбу и над ее головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в ее правой руке зажженный факел; позади Суллы — Виктория с распростертыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM. P. M. (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
7. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
8. AE 20, медь
Август
Иония, Смирна, 10 г. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΒΑΣΤΩΙ ΖΜΥΡΝΑΙΟΙ — парные бюсты Августа в лавром венке и Ливии, в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: ΛΕΟΝΤΙΣΚΟΣ ΙΠΠΟΜΕΔΟΝΤΟΣ — Афродита Стратоника стоит во фронт, держит скипетр в правой руке и Нику — в левой; справа — голубь.
9. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
10. Дистатер, серебро
Никокл
Пафос, 325—309 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афродиты, обращенная влево, в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающего полос, украшенный пальметтами и колечками; она носит серьги в форме диска с тройным кулоном и жемчужное ожерелье; позади шеи Π ΒΑ.
РЕВЕРС: ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит влево на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА