АФРОДИ́ТА
[1] Ἀφροδίτη, Venus, по Гомеру (Iliad. 5, 1, 371. 428), дочь Зевса и Дионы, по Гесиоду (theog. 190), произошла из морской пены (ἀφρός) и вышла на сушу на острове Кипр (отсюда Ἀφρογένεια, Ἀναδυομένη, Κυπρογένεια). Это богиня любви и красоты, превосходящая всех богинь изяществом и прелестью. В свите ее находятся Горы, приводящие все к пышному расцвету, Хариты, Πειθώ, Πόθος и Ἵμερος, олицетворения любовных желаний; в поясе ее заключаются все очарования, отуманивающие даже ум мудрецов (Il. 14, 215): люди и боги — все живущее подчиненно ее власти. Hom. hymn. in Vener. Она подательница красоты и счастливой любви, потому также богиня брака. Путем брака она сплачивает народ в общину; поэтому она, напр., в Афинах почиталась как богиня Πάνδημος. Позднее, впрочем, Ἀφροδίτη Πάνδημος получила значение богини низшей, чувственной любви и ей противополагалась, как олицетворение чистой, возвышенной любви, богиня Ἀφροδίτη Οὐρανία. В одном месте «Одиссеи» Афродита изображается супругой Гефеста, но любит Арея; поэт «Илиады» знает, как супругу Гефеста, только Хариту. По связи с Ареем Афродиту впоследствии стали представлять также воинственной богиней (Ἄρεια), которой мила красота оружия; [2] напротив, у Гомера Афродита является малоискусной в делах войны (Il. 5, 312—
Идея и культ из моря возникшей богини любви пришли к грекам из Азии; Афродита, подобно сирийской Астарте, была олицетворением производительной силы природы, которая, по древнему представлению, из влаги рождает все живущее на земле; но в Греции чужеземный отпечаток этого божества изгладился и оно сделалось национальным эллинским. Остров Кипр, где соприкасались образованность азиатская и эллинская, был главным местом служения Афродите. В Греции из-за моря распространившееся почитание этой богини, родившейся из моря, утвердилось прежде всего на островах и побережьях, и впоследствии особенно много храмов воздвигнуто было ей у гаваней и на морских берегах; она, между прочим, давала и благополучное плавание (Λιμνησία, Εὔπλοια, Γαληναία). От древнейших мест почитания богини и сама она имела различные прозвания: Κύπρις, Παφία, Ἀμαθουσία, Ἰδαλία, Κνιδία, Κυθέρεια, Ἐρυκίνη (от города Ерика в Сицилии, куда почитание Афродиты было занесено финикиянами). О детях Афродиты и Арея см. Ἄρης; от Анхиса она родила Энея.
[3] Афродите были посвящены, как символы любви: мирт, роза, яблоко; как символы плодовитости: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине — дельфин. Ваятельное искусство изображало ее в виде прелестной, находящейся в полном расцвете красоты женщины, с нежным, продолговатым лицом, полным очарования, томными глазами и улыбающимся ртом. Одна из прекраснейших и знаменитейших между сохранившимися статуями — это Венера Медицейская, но выше ее по художественному достоинству знаменитая милосская статуя Венеры в Париже (см. рис.). Выше помещенное изображение головы Афродиты есть снимок с бюста (из виллы Боргезе), хранящегося в Лувре.
Римляне отождествили греческую Афродиту со своей богиней Венерой. Римская Venus, как кажется, была богиней садов, весны, произрастания и расцвета. Когда культ Афродиты перенесен был в Рим и почему она была отождествлена с Венерой, нам неизвестно; но особенный почет ее культу в Риме доставили лишь Цезарь и Август, покровительствовавшие верованию, что Афродита-Венера через Энея была прародительницей римского народа, и особенно рода Юлиев (Venus Genetrix). [4] У римлян Venus по преимуществу считалась богиней супружеской любви; она была чествуема в римских святилищах под весьма различными наименованиями: Conciliatrix, Viriplaca, Myrtia (Murtea, богиня мирт), Murcia (от mulcere?), Cloacina (очищающая), Calva (обманывающая?) и т. д. В календы посвященного ей весеннего месяца апреля женщины совершали в честь ее особый праздник. Ov. fast. 4, 1, слл.
|
||
1.
AE, медь Филипп I Араб Бизия, 244—249 гг. | ||
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо. РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо. | ||
2.
AE, медь Септимий Север Павталия, 202—205 гг. | ||
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно. Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя. | ||
3.
AE, медь Септимий Север Никополь, 193—211 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica). | ||
4.
AE, медь Гордиан III Деульт, 241—244 гг. | ||
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево. РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора. | ||
5.
Денарий, серебро Гай Юлий Цезарь Рим, 44 г. до н.э. | ||
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Ее волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек. РЕВЕРС: Сулла возлежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на ее лбу и над ее головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в ее правой руке зажженный факел; позади Суллы — Виктория с распростертыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек. | ||
6.
Денарий, серебро Гай Юлий Цезарь Рим, 44 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR IM. P. M. (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек. РЕВЕРС: L. AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек. | ||
7.
Денарий, Серебро Гай Юлий Цезарь Сицилия, 47 г. до н.э. | ||
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек. РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек. | ||
8.
AE 20, медь Август Иония, Смирна, 10 г. до н.э. | ||
АВЕРС: ΣΕΒΑΣΤΩΙ ΖΜΥΡΝΑΙΟΙ — парные бюсты Августа в лавром венке и Ливии, в драпировке, вправо. РЕВЕРС: ΛΕΟΝΤΙΣΚΟΣ ΙΠΠΟΜΕΔΟΝΤΟΣ — Афродита Стратоника стоит во фронт, держит скипетр в правой руке и Нику — в левой; справа — голубь. | ||
9.
AE 18, медь Август Пергам, 10—2 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо. РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо. | ||
10.
Дистатер, серебро Никокл Пафос, 325—309 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Афродиты, обращенная влево, в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающего полос, украшенный пальметтами и колечками; она носит серьги в форме диска с тройным кулоном и жемчужное ожерелье; позади шеи Π ΒΑ. РЕВЕРС: ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит влево на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь. |